Административное правонарушение общая характеристика и признаки

Субъективные признаки составов административных правонарушений не отличаются таким многообразием как рассмотренные ранее объективные признаки. Обязательным признаком субъективной стороны каждого из них является вина, выраженная в форме умысла или неосторожности. Причем, для многих составов характерны обе формы вины, т. е. противоправное деяние признается соответствующим видом административного правонарушения независимо от того совершено оно умышленно или по неосторожности. Это особо характерно для составов правонарушений, где объективная сторона сформулирована как нарушение тех или иных правил, предусмотренных другими нормативными актами (нормы с бланкетными диспозициями). Одни из этих правил могут быть нарушены только действиями, и для таких правонарушений наиболее характерна умышленная форма вины. Нарушение других правил, предусмотренных этим же нормативным актом, проявляется в бездействии, которое предполагает как умышленную, так и неосторожную формы вины. То есть виновный либо, сознательно пренебрегая тем или иным правилом, не совершает предписанных действий, либо не выполняет их по небрежности. Нормы с бланкетными диспозициями присутствуют почти во всех рассмотренных выше главах КоАП РФ. Кроме того, фактически в каждой из них имеется некоторое число составов административных правонарушений, объективная сторона которых выражена в форме конкретного бездействия: непредоставле- ние требуемых сведений, несвоевременное предоставление требуемой информации; невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование бюджетным кредитом и т. п. Субъективная сторона таких составов тоже характеризуется альтернативной формой вины. Вместе с тем субъективная сторона ряда составов, где противоправное деяние осуществляется в форме бездействия, выражена в умысле. Такая форма вины характерна для составов правонарушений, в которых объективная сторона проявляется в неповиновении законным требованиям уполномоченных должностных лиц (ст. 19.3, 19.4, 12.25 и др.), в сокрытии информации о некоторых событиях (например, об авиационном происшествии — ст. 11.30, о внезапном падеже или массовом заболевании животных — ст. 10.7, об источнике заражения ВИЧ-инфекцией — ст. 6.1), в уклонении от медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 11.9, 12.26), от прохождения диагностики и лечения от наркомании (ст. 6.9.1) и т. п.

Для составов, где объективная сторона выражена в виде конкретного указанного в правовой норме действия, характерна умышленная форма вины. Об этом либо содержится прямое указание в правовой норме (например, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества — ст. 7.17), либо сам характер противоправного деяния не предполагает его совершение по неосторожности (например, установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы — ст. 20.9). Вместе с тем незначительному числу такого рода составов правонарушений свойственна только неосторожная форма вины, о чем прямо указывается в соответствующей норме (например, повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности, — ст. 9.10). Имеется некоторое число составов, где противоправное действие может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (например, повреждение объектов и систем водоснабжения — ст. 7.7, порча земель — ч. 2 ст. 8.6, выпуск в эксплуатацию транспортных средств с превышением содержания загрязняющих веществ в выбросах — ст. 8.22 и др.)

Ряду материальных составов административных правонарушений свойственна двойная (смешанная) форма вины. По отношению к противоправному деянию это может быть умысел, а по отношению к наступившим последствиям неосторожность. Например, умышленное нарушение водителем транспортного средства ПДД привело к причинению вреда здоровью потерпевшего. Квалификация по соответствующей части ст. 12.24 КоАП РФ возможна лишь при условии неосторожной формы вины по отношению к причиненному вреду. Если же причинение вреда здоровью охватывалось умыслом водителя, содеянное им подлежит квалификации по ст. 112 или ст. 115 УК РФ (аналогичное соотношение форм вины свойственно составам правонарушений, предусмотренных ст. 20.2, 20.2.2, 20.4 КоАП РФ и др.).

В число конструктивных признаков субъективной стороны незначительного числа составов административных правонарушений входит цель совершения противоправного деяния. Например, получение в избирательной комиссии избирательного бюллетеня с целью проголосовать за другого избирателя (ч. 2 ст. 5.22), вмешательство в деятельность представителей государственной власти с целью повлиять на их решения (ст. 17.2—17.22); изготовление или сбыт с целью пропаганды нацистской атрибутики или символики (ч. 2 ст. 20.3).

Характеризуя признаки субъектов административных правонарушений, следует заметить, что большинство составов являются многосубъектными. Предусмотренные ими противоправные деяния признаются административными правонарушениями в случаях их совершения физическими лицами (гражданами, должностными лицами, иными специальными субъектами) и юридическими лицами.

Вместе с тем многие составы содержат признаки лишь общего субъекта, другие — только специального, а некоторые признают субъектом только юридическое лицо. Последние, как правило, содержат признаки объективной стороны, аналогичные признакам однообъектного преступления.

Его совершение влечет уголовную ответственность физического лица, а при определенных обстоятельствах юридическое лицо подлежит административной ответственности (см.: ст. 6.19 КоАП РФ —

127.1 УК РФ; ст. 6.20 КоАП РФ — ст. 242 УК РФ; ст. 19.23 КоАП РФ — ст. 327 УК РФ и др.). Лишь несколько составов административных правонарушений, не являющихся смежными с составами преступлений, в качестве единственного субъекта включают в свою конструкцию юридическое лицо (ст. 14.58, 19.7.7, ч. 2 ст. 17.14).

Вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, является субъектом абсолютного большинства составов (либо единственным, либо наряду с другими субъектами). Около 60 % составов наряду с другими или единственным имеют специальный субъект, т. е. физическое лицо, которое помимо общих признаков (возраст и вменяемость) обладает дополнительными (специальными) признаками должностного лица, изложенными в ст. 2.4 КоАП РФ. Составы административных правонарушений, в которых должностные лица признаются специальными субъектами представлены во всех главах Особенной части КоАП РФ. Во многих из них в качестве специальных субъектов фигурируют индивидуальные предприниматели. Помимо этого, специальными субъектами признаются и другие лица, обладающие юридическими признаками, указанными в правовой норме, формулирующей состав того или иного административного правонарушения.

Так, в гл. 5 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на права граждан», помимо должностных лиц, специальными субъектами правонарушений признаются: члены избирательных комиссий, кандидаты на выборные должности, работодатели, родители и иные законные представители несовершеннолетних, совершеннолетние дети.

В гл. 7 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны собственности» к числу специальных субъектов, кроме должностных лиц, отнесены: собственники, владельцы, пользователи земельных участков, зданий, сооружений; лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений; наймодатели жилых помещений.

В гл. 11 КоАП РФ «Административные правонарушения на транспорте» специальными субъектами, кроме должностных лиц, признаются: командир воздушного судна, пользователь воздушным пространством, судоводитель, водитель автотранспортного средства, экспедитор, землепользователь.

Специальными субъектами составов административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения», являются водители автомототранспортных средств и другие участники дорожного движения, владельцы транспортных средств.

В качестве специальных субъектов административных правонарушений в области связи и информации (гл. 13 КоАП РФ) помимо должностных лиц выступают адвокаты (ст. 13.14); физические лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, лица, являющиеся администраторами общих собраний (ст. 13.19.2).

Специальными субъектами составов административных правонарушений, предусмотренных нормами гл. 17 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти», помимо должностных лиц, являются: свидетели, специалисты, эксперты, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях или в исполнительном производстве, частные охранники и частные детективы.

Составы административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18 КоАП РФ) в число специальных субъектов, помимо должностных лиц, включают иммигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев, иных иностранных граждан и лиц без гражданства, работодателей.

Нормами гл. 19 КоАП РФ «Административные правонарушения против порядка управления» специальными субъектами, кроме должностных лиц, признаны лица, в отношении которых установлен административный надзор, эксперты, наниматели и собственники жилых помещений, народные дружинники, внештатные сотрудники полиции, работодатели.

Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ), в число специальных субъектов включают организаторов публичных массовых мероприятий и деятельности общественных и религиозных объединений; главных редакторов СМИ; иностранных граждан и лиц без гражданства; родителей и других законных представителей несовершеннолетних в возрасте до 16 лет; частных детективов и руководителей частных охранных организаций.

Специальными субъектами административных правонарушений в области воинского учета (гл. 21 КоАП РФ) признаются, помимо должностных лиц государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, являющихся ответственными за военно-учетную работу, граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

Помимо указанных, в качестве специальных субъектов по отдельным составам административных правонарушений выступают лица, освобожденные от административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9.1), медицинские работники (ст. 6.30, 6.31), капитаны судов морского внутреннего водного плавания (ст. 8.16, 11.7), дисквалифицированные лица (подвергнутые административному наказанию, предусмотренному ст. 3.11 КоАП РФ) (ст. 14.23), физические лица, являющиеся страховыми агентами, страховыми брокерами (ст. 15.34.1), таможенными декларантами или таможенными представителями (ст. 16.2, 16.7), перевозчиками товаров, подлежащих таможенному контролю (ст. 16.10).

Понятие и признаки административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т.е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды

Состав административного правонарушения – совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

  • 1) объект административного правонарушения;
  • 2) объективная сторона административного правонарушения;
  • 3) субъект административного правонарушения;
  • 4) субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).

По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).

В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

Что такое административное правонарушение? Что такое преступление?

В Российской Федерации за немедицинское потребление и незаконный оборот наркотиков наступает административная ответственность.

Что такое административное правонарушение?

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное правонарушение может быть признано совершенным:

— умышленно, если лицо (человек), его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;

— по неосторожности, если лицо (человек), его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях за следующие виды правонарушений устанавливается административный штраф и арест.

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (Статья 6.8. КоАП РФ) влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (Статья 6.9. КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (Статья 6.13. КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (Статья 20.22. КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей' на 'Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (Статья 20.22. КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (Статья 20.22. КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ возможно в случаях, если:

— Лицо добровольно сдает приобретенные без цели сбыта наркотические средства

— Лицо, добровольно обращается в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача

— Лицо в установленном порядке признается больным наркоманией, и с его согласия может быть направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.

Что такое преступление?

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.

Виновным в преступлении признается лицо (человек), совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

По неосторожности признается деяние, совершенное:

— по легкомыслию, т. е. человек предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий;

— по небрежности, т. е. человек не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Человек подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации за следующие виды преступлений устанавливается:

обязательные / исправительные работы

ограничение / лишение свободы

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228 УК РФ)

— наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228.1 УК РФ)

— наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ)

— наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ)

— наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 231 УК РФ) — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.

Содержание

  • деяние (действие/бездействие).
  • общественная вредность.
  • противоправность — заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.
  • виновность — противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было совершено умышленно или по неосторожности.
  • наказуемость деяния — то есть за содеянное наступает административная ответственность.

Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.

Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:

  • Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
  • Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
  • Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.
  • Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.

Совершение административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специального права (например, права управления транспортным средством), приостановление деятельности организации, административный арест и другие.

В случаях, когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временны?х затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т. п.), являющееся самостоятельной стадией производства. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Оставьте комментарий