Чем отличается налог от госпошлины

Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ . Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.

Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.

Физические и юридические лица

Физические и юридические лица

Природа возникновения обязательства

Является индивидуально безвозмездным платежом

Является условием совершения юридически значимых действий

Обязанность по уплате

Обязателен в силу закона

Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования

Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования

Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.

Основное отличие налога от сбора

Первый должны отчислять все, поскольку этого требует закон, и ничего не получают при этом взамен. Второй уплачивает тот, кто заинтересован в ведении определенной деятельности на территории страны (области, города).

В первом случае физическое или юридическое лицо понесет административное или уголовное наказание — в зависимости от масштаба правонарушения. Все виды их перечислены в главе 16 НК РФ .

Во втором случае неплательщик всего лишь не получит того, чего ожидал от государства (например, лицензию). Упрощенно можно сказать, что сделка между ними не состоялась. А значит, и обязательств нет.

Соотношение налога и сбора по условиям

Статья 17 НК РФ устанавливает общие условия для установления и тех и других. Для платежей налогового характера это:

  • объект налогообложения;
  • облагаемая база;
  • период и порядок исчисления;
  • ставка;
  • порядок и сроки уплаты.

Также возможны разнообразные льготы (например, вычеты). Применяются они по основаниям, обоснованным законодательно. Для каждого конкретного типа платежа устанавливаются лишь плательщики и элементы обложения.

Таким образом, в отличие от сбора, налог является более регламентированным законодательно в вопросе его сущности.

Еще один важный момент — размер платежей. Существуют определенные налоговые ставки, закрепленные в процентах. Так, например, если у двух людей разные зарплаты, то и отчисления на НДФЛ в абсолютном выражении у них будут отличаться.

Взносы за юридически значимые действия, как правило, привязываются к МРОТ. Отличаться они могут лишь во времени — по мере пересмотра минимального размера оплаты труда. В один и тот же день все заявители по одинаковому основанию уплатят идентичные суммы.

Налог, сбор, пошлина: сходства и различия

Вопросам, связанным с государственной пошлиной, посвящена глава 25.3 НК РФ . Очевидно, что суть этого понятия значительно разнится с двумя рассмотренными выше.

Но все-таки пошлина ближе к сбору. Она является его разновидностью. Выделяется лишь основанием и перечнем лиц, которые ее уплачивают. Они закреплены в статье 333.17 НК РФ .

Подборка наиболее важных документов по запросу Госпошлина это налог или сбор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

По?шлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций в размерах, предусмотренных законодательством государства. Является одним из источников дохода государственного бюджета [1] .

К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины и так далее. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины. Некоторые виды и типы товара и их количество могут производиться и провозится беспошлинно.

В Средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся государством, городами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов и выполнение других функций. Применялись также пошлины торговые, гостиные, актовые, гербовые, канцелярские, пробирные, корабельные и другие [1] .

Часто понятия пошлина и сбор расцениваются как равнозначные. В финансовом законодательстве может быть уточнение, что пошлины — это сборы, выплачиваемые официальным органам государства за оказание публичных услуг, выдачу документов, совершении юридически значимых действий и тому подобного. В ряде стран мира разграничение понятий пошлина и сбор производится на основании наличия связи между размером сбора и стоимостью оказанной услуги. Если денежная сумма за услугу устанавливается без определённого соотношения с её стоимостью, то это пошлина. В частности, подобный критерий имеется во французском законодательстве [1] .

Содержание

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

  • при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям;
  • при обращении в арбитражные суды;
  • при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; ;
  • действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;
  • действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;
  • действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологииинтегральной микросхемы;
  • действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • действий уполномоченного органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;
  • действий уполномоченного органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий;
  • государственной регистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:

  • право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц
  • право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии;
  • выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
  • выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

27 декабря 2009 года принят Федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Принятый закон существенно увеличивает размер уплачиваемой госпошлины за совершение юридически значимых действий. Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, а именно 29 января 2010 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Государственная пошлина — это денежный сбор, взимаемый за совершение уполномоченными госорганами юридически значимых действий в отношении заявителей. Он уплачивается гражданином или юридическим лицом в бюджет в размерах, установленных законодательством.

Что такое государственная пошлина

В ст. 333.16 второй части Налогового кодекса РФ законодателем дан ответ на вопрос, что такое госпошлина, или государственная пошлина, — это сбор, взимаемый с граждан или юридических лиц при обращении в госорганы за совершением юридически значимых действий. Такие действия перечислены законодательством, для каждого из них установлен свой размер платы с заявителя в пользу государства.

Государственная пошлина установлена и регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Она относится к федеральным налогам, то есть органы власти в регионах не имеют права на своем уровне устанавливать какие-либо нормы, касающиеся госпошлины. Но большая часть средств зачисляется в местные бюджеты.

Как распределяются поступившие средства между бюджетами, указано в нормах Бюджетного кодекса РФ. По общему принципу, изложенному в ст. 50 БК РФ, в федеральный бюджет зачисляется государственная пошлина, для которой не установлено правило зачисления в региональный бюджет. На практике, исходя из 61.1 – 61.6, это означает, что большинство средств поступает в местный бюджет субъекта РФ. В федеральный бюджет попадают суммы, уплаченные за рассмотрение дела в арбитражном, Верховном или Конституционном суде, за регистрацию юридических лиц или регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юрлиц. В соответствии с законодательством, когда взыскивается госпошлина в доход местного бюджета по решению суда, это законно, хотя налог и является федеральным.

Госпошлина

Плательщики

Плательщиком госпошлины может оказаться любое лицо — как юридическое, так и физическое. Мы становимся плательщиками пошлины, когда:

  • обращаемся за совершением юридически значимых действий в органы, уполномоченные на их совершение (в том числе к нотариусу или в суд);
  • выступаем ответчиками в судах (любого уровня), где решение принято не в нашу пользу, а истец по делу освобожден от уплаты госпошлины.

Самый простой пример: уплата пошлины при подаче заявления на брак или развод в ЗАГС, при получении копии свидетельства о рождении и т. д.

За что уплачивается госпошлина

Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за их совершением обратились.

Юридически значимые действия, для производства которых требуется заплатить пошлину, перечислены в Налоговом кодексе.

В ст. 333.17 – 333.33 НК РФ указано, за что платят госпошлину:

  • при обращении в суды — как арбитражные, так и общей юрисдикции, к мировым судьям;
  • при обращении в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • при обращении к нотариусу за совершением нотариальных действий (например, составлением доверенности);
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния (регистрация браков, рождений, смертей, разводов и пр.);
  • при получении паспортов граждан России и загранпаспортов;
  • при приобретении гражданства России;
  • за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных;
  • за госрегистрацию лекарственных препаратов;
  • за госрегистрацию юридических лиц, политических партий, СМИ, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств;
  • за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях компаний;
  • за право вывоза культурных ценностей;
  • за выдачу разрешений на вывоз с территории России, на ввоз на ее территорию видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
  • другие юридически значимые действия.

Особенность уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты. Возврат госпошлины

Государственная пошлина взимается за последующее юридически значимое действие и поэтому уплачивается в большинстве случаев до его совершения. Налоговым кодексом указаны такие сроки уплаты пошлины:

  • при обращении в суды — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
  • при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;
  • при обращении за выдачей документов (дубликатов) — до выдачи этих документов (дубликатов);
  • при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
  • при обращении за государственной регистрацией прав, ограничений, договоров и т. д. — до подачи соответствующих заявлений, а если они были поданы в электронном виде — до принятия их к рассмотрению;
  • при совершении иных юридически значимых действий — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Проигравшие судебный спор ответчики вносят средства в бюджет после вступления судебного постановления в законную силу в добровольном порядке (ст. 318 НК РФ установлен срок 10 дней с момента вступления решения в силу), в противном случае следует принудительное взыскание суммы судебными приставами с уплатой исполнительского сбора.

Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней установлены в статье 333.32 НК РФ.

В НК РФ не указано, как уплачивается госпошлина, основные принципы уплаты:

  • производится в порядке, установленном уполномоченным органом в инструкциях, административных регламентах;
  • осуществляется в банках через операциониста или терминал, банкомат, если есть такая возможность и госорган примет чек в качестве платежного документа, или онлайн (через сайт или приложение банков, например «Сбербанк Онлайн»), если это допускается;
  • реквизиты указывает госорган, их можно найти на официальных сайтах судов, налоговой, уточнить в отделениях;
  • в ряде случаев подтверждение оплаты при обращении не требуется, госорган производит проверку внесения средств самостоятельно (например, при подаче заявлений в ЗАГС); при подаче искового заявления в суд, заявления в ФНС о регистрации юрлица потребуется приложить оригинал платежного документа (квитанции, чека);
  • средства вправе внести заявитель или другое лицо, иное лицо не вправе требовать возврата внесенных средств.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документ, подтверждающий уплату:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается либо банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, в который производилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется на срок до одного года по ходатайству заинтересованного лица. Проценты в случае рассрочки не начисляются.

Уплаченную государственную пошлину допускается вернуть в следующих случаях:

  1. Если она переплачена (сумма оплаты больше, чем установленный размер пошлины).
  2. Если суд вернул заявление или жалобу, отказав в рассмотрении.
  3. Если нотариус отказал в совершении нотариальных действий.
  4. Если лицо отказывается от совершения действия, за которое уплачена госпошлина, до обращения в госорган.
  5. Если гражданину отказывают в выдаче паспорта (в случаях, определенных законом).
  6. В некоторых других случаях.

Для возврата суммы госпошлины необходимо в течение 3 лет со дня ее уплаты подать заявление в государственный орган, совершающий действия, за которые эта пошлина уплачена. К заявлению прикладывают квитанцию с подтверждением оплаты, решение о возвращении жалобы, иска, оставлении их без рассмотрения и т. д. Вернуть излишне уплаченную сумму должны в течение 1 месяца.

Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины, исходя из его имущественного положения.

Льготы по уплате госпошлины

Налоговым кодексом РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций. Этот список содержится в статье 333.35 НК РФ.

Также льготы и освобождения от уплаты госпошлины за конкретные виды нотариальных действий, госрегистрацию и обращение в суд определены в статьях 333.36 – 333.39 НК РФ.

Размеры государственной пошлины

В Налоговом кодексе размер государственной пошлины устанавливается для каждого вида юридически значимого действия, он также зависит от категории плательщиков. Все размеры установлены в статьях 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32, 333.32.1, 333.32.2, 333.33 НК РФ.

Особенности уплаты госпошлины по различным основаниям регулируются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.34 НК РФ.

Зачисление

Согласно БК РФ, в какой бюджет поступает госпошлина, зависит от ее назначения.

100% в бюджет субъектов РФ зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами;
  • за совершение нотариальных действий;
  • за госрегистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, их отделений, за госрегистрацию изменений их учредительных документов;
  • за госрегистрацию региональных отделений политических партий;
  • за госрегистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства и его дубликата;
  • за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
  • за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов;
  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ, связанные с лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений;
  • за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части, произведенной из конфискованного сырья;
  • за выдачу свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ по проставлению апостиля на документах об образовании, ученых степенях и званиях;
  • за выдачу органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в бюджет поселений зачисляется госпошлина:

  • на совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в муниципальные бюджеты зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
  • за государственную регистрацию транспортных средств, в том числе временную — по месту их пребывания, за выдачу различных свидетельств автовладельцам и т. д.;
  • за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
  • за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
  • за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100%.

Государственная пошлина: что нового в 2021 году

В соответствии с ФЗ-374 от 23.11.2020 с 1 января 2021 года вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за регистрацию недвижимости на реорганизованное форме преобразования юрлицо — в размере 1000 рублей;
  • за внесение о юрлице данных в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 рублей;
  • за получение специального права на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9 500 000 рублей.

Вводятся новые основания для предоставления льгот, освобождаются от обязанности по уплате госпошлины лица, регистрирующие права на недвижимость, возникшие до вступления в силу ФЗ-122 от 21.07.1997, граждане, приобретающие жилые помещения или доли в них в связи с утратой прежнего жилья в результате ЧС.

В качестве вывода: государственная пошлина относится к федеральным налогам, уплачивается за совершение госорганами юридически значимых действий в пользу заявителя. Размер устанавливается НК РФ, существуют льготы для отдельных лиц, оплата производится в банках заранее или непосредственно при обращении по реквизитам, указанным госорганом.

В одном из последних документов, посвященных уплате государственных пошлин при обращении в арбитражные суды, ВАС РФ разрешил сторонам перечислять пошлины через посредников, подтвердил возможность отсрочки и рассрочки уплаты и не освободил органы государственный регистрации от возмещения судебных расходов в случае, когда они вносят изменения в реестр по решению суда. О том, на чем основываются самые значимые позиции Пленума ВАС РФ, «ЭЖ» рассказал один из участвовавших в подготовке постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 юристов Юлий Тай, управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус».

Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» (далее — постановление № 46) стало итоговым обобщающим до­кумен­том, включившим в себя как разъяснения, ранее уже данные судам в информационных письмах ВАС РФ или существовавшие в виде позиций Президиума ВАС РФ по конкретным делам, так и ряд новых правовых позиций, устанавливающих четкие ответы для бывших до сих пор неясными вопросов судебной практики.

Самостоятельно — значит за свой счет

Среди наиболее значимых разъяснений в первую очередь хотелось бы выделить то, что содержится в п. 1 постановления № 46. Оно проясняет, можно ли плательщику поручить кому-то перечислить за себя в бюджет государственную пошлину. Подобная возможность вроде бы очевидна на доктринальном уровне, но не очень хорошо понимается судьями на практике. Действительно, по нормам НК РФ каждый должен платить законно установленные налоги (а государственная пошлина — это налог) самостоятельно. Но при этом вовсе не имеется в виду, что каждое лицо должно физически совершать платеж самостоятельно.

Впервые проблема, связанная с таким буквальным пониманием налогового законодательства, возникла много лет назад в отношении пошлины, уплачиваемой иностранными лицами, обращающимися в российские арбитражные суды. Им было затруднительно лично перечислить пошлину в связи с тем, что у них нет счетов в банках на территории России, поэтому за них это делали адвокаты или иные представители. И некоторые суды считали это неправильным: они толковали действующее налоговое законодательство в том смысле, что лицо должно платить только со своего счета. Отыграть эту ситуацию удалось при вмешательстве ВАС РФ. Но потом проблема снова возникала в ситуациях, когда пошлина оплачивалась представителями или адвокатами уже за российских участников судебных процессов. И теперь Высший арбитражный суд преодолел этот формалистский подход на уровне Пленума и еще раз указал на то, что представитель может перечислить деньги от имени лица, которое обращается в суд, так же, как может претендовать в последующем на получение возмещения соответствующей суммы на свой счет, если производство по делу прекратится или в рассмотрении будет отказано.

Судиться можно и в рассрочку

Второе важное разъяснение содержится в п. 7 постановления № 46. В нем ВАС РФ фактичес­ки поддержал позицию Конституционного суда РФ (не ссыла­ясь на него) о том, что право на судебную защиту имеет больший приоритет по сравнению с обязанностью платить налоги, и свободнее отнесся к вопросу о возможности отсрочки и рассрочки уплаты гос­пошлины.

Нельзя сказать, что размеры государственной пошлины в России являются проблемой: она ограничена суммой 200 000 руб., а в случае не­имущественных требований составляет вовсе незначительные 2000 или 4000 руб. Но в период своей работы Высший арбитражный суд активно продвигал идею увеличения госпошлины, для того чтобы предотвратить сутяжничество и иметь возможность в полной мере учитывать обстоятельства дела. Однако законодательная власть не шла ему навстречу, руководствуясь тем, что высокие пошлины будут ограничивать право на судебную защиту.

Все меры обеспечения — за одну пошлину

Обратите внимание на разъяснения ВАС РФ по точечным вопросам о том, как уплачивать пошлины в конкретных случаях, выделенным в раздел «Уплата (освобождение от уплаты) государственной пошлины и распределение расходов, связанных с ее уплатой, по отдельным видам обращений в арбитражный суд, а также в отношении отдельных категорий плательщиков».

По этим локальным, но час­то возникающим в жизни вопросам в судебной практике ранее отсутствовала единооб­разная позиция. Приведенные в указанном разделе разъяснения основываются на том, что госпошлина — это форма налога, а в уплате налогов все должны быть в одинаковом положении. Здесь разъясняется, например, недостаточно корректно описанный в НК РФ вопрос о том, какая госпошлина уплачивается при обжаловании ненормативных правовых актов: в каких случаях податели заявления в суд освобождаются от госпошлины, а в каких должны ее оплатить (п. 26 и п. 33). Также прояснен часто встречающийся на практике вопрос о размере пошлины при обращении в суд за введением обеспечительных мер. Так, в отношении ситуации, когда заявитель просит суд применить несколько мер обеспечения, практика была «кто в лес, кто по дрова». ВАС РФ поставил точку в этой проблеме, сказав, что пошлина уплачивается один раз при каждом обращении в суд вне зависимости от того, сколько обеспечительных мер заявитель просит ввес­ти в рамках своего ходатайства (п. 27).

В пунк­те 24 постановления № 46 выражена, по нашему мнению, правильная позиция о том, что в иске о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности содержится одно требование, а не два, а значит, пошлина уплачивается один раз в размере 4000 руб. По этому вопросу существуют и доктринальные, и чис­то технические разногласия. Но ВАС РФ решил исходить из того, что согласно ст. 12 ГК РФ у нас нет такой защиты права, как признание сделки недействительной. Если сделка ничтожна, то истцы просят о применении последствий этого. Таким образом, одно требование является частью другого: применение последствий внутри себя базируется на признании договора ничтожным.

Если сумму иска посчитать затруднительно, он неимущественный

В пунк­те 25 постановления № 46 еще раз подтверждено уже найденное решение давней проблемы с тем, к какому виду требований — имущественных или неимущественных — следует отнести для целей расчета пошлины заявления о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, об исполнении обязательства в натуре, об исключении имущества из описи и т.п.

Все эти требования отнесены к неимущественным, пошлина по которым составляет 4000 руб. Подход тут был прос­той: рассматривать эти требования как неимущественные стали потому, что далеко не всегда возможно в принципе оценить их материальный размер. Например, при виндикации, когда вещь взыскивается из чужого незаконного владения, сам вопрос ее оценки порой требует отдельного судебного разбирательства. А вопрос о размере пошлины возникает уже в момент подачи искового заявления. И если в одних случаях, когда точно выяснить размер госпошлины, основываясь на размере требований, можно, их признавали бы имущественными, а в других, когда это проблематично, — неимущественными, то получилась бы несправедливость и неравный подход: в одном случае будем считать так, в другом случае — по-другому.

Поэтому ВАС РФ сделал единственно возможный выбор, основанный на необходимости единого подхода, разъяснив, что такого рода требования должны расцениваться как неимущественные. Да, государство в результате того, что пошлина будет взиматься в меньшем размере, что-то теряет. Но стабильность важнее каких-то сумм.

Перекладывая пошлину из кармана в карман, государство не обеднеет

Также справедливым является разъяснение в п. 19 постановления № 46, который не освободил так называемых «технических ответчиков» вроде Росреестра или Роспатента от возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины в случае, если они окажутся проигравшей стороной в делах, где истцы требуют от них совершить действия, позволяющие им реализовать свои права, например, внести ту или иную запись в реестр и т.п. Несмотря на то что технические ответчики по факту не могут принять самостоятельное решение по этому вопросу без правового акта иного лица, органа власти или суда и в ходе процесса даже никак не сопротивляются, но оставить за ними обязанность по уплате пошлины в случае удовлетворения судом требований истца — единственно возможное решение. Без изменения законодательства освободить таких ответчиков от уплаты пошлины никак нельзя, подобное решение будет произволом суда и нарушением Налогового кодекса. Если законодатель захочет, он может сделать такое исключение, прописав его в НК РФ. Кроме того, в качестве технических ответчиков почти во всех случаях выступают гос­органы. Уплата ими госпошлины — не более чем перекладывание денег из одного кармана государства в другой.

Образование экономические знания Разница между налогом и пошлиной

Сегодня все граждане, работающие на территории любого государства, осуществляют какие-либо обязательные платежи и взносы. С их помощью государство формирует свои финансы и за их счёт решает возложенные на него задачи (оборону, социальное обеспечение и так далее). Такие платежи называют налогами, сборами, пошлинами. Это устанавливает государство.

Все три платежа могут существовать с точки зрения закона только тогда, когда у них совершенно чётко определены плательщики, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, ставка. Но почему-то потребовались целых три слова, чтобы обозначить «установленный законом обязательный платёж»! Значит, они чем-то различаются?

Итак, налог – это определенная сумма денежных средств, которая уплачивается как юридическими, так и физическими лицами в бюджет государства. Такая плата является обязательной и безвозмездной, то есть субъект налогообложения не получает ничего взамен.

Сбор представляет собой платеж, который необходимо произвести юридическому или физическому лицу с целью получения какой-либо услуги от государственных органов.

Таким образом, налоги и сборы — это обязательные платежи, установленные государством. Заметим, что есть только два вида платежей: налоги и сборы; пошлины — это разновидность сборов. Чем отличаются сборы от пошлин? Существенных различий нет. Традиционно сбором называется платёж, за который плательщик получает особое право на осуществление какой-то деятельности, например, предпринимательство, а пошлина — платёж, в результате которого государство совершает в пользу плательщика услугу, например, регистрацию права собственности, выдачу паспорта или водительских прав.

Следует выделить четыре существенных отличия налога от сбора (пошлины). Во-первых, налог — платёж периодический, а сбор (пошлина) — разовый.

Во-вторых, налог призван обеспечивать деятельность государства в целом, а сборы и пошлины — не обязательно. Они могут применяться для формирования бюджета конкретного государственного органа или для финансирования какой-то отрасли.

В-третьих, налог уплачивается в «пользу государства в целом», а сбор и пошлина — за предоставление какой-то конкретной государственной услуги. Налоги — безвозмездные платежи, лично плательщик прямо от их уплаты ничего не получает (получает потом, косвенно, поскольку все налоги формируют государственный бюджет, так или иначе содержащий «всех плательщиков»); а сбор (пошлина) — платёж не безвозмездный, в обмен на него плательщик получает услуги или права.

И последнее отличие в последствиях неуплаты. Если не уплачен или уплачен не полностью налог, может наступить особый вид ответственности — налоговый, в виде штрафа. В случае неуплаты сбора или пошлины неплательщик не получит нужное право или ему не будет оказана нужная услуга.

Оставьте комментарий