Договор государственного займа

Государственный заём — одна из форм кредита, при которой заёмщиком выступает государство. Согласно договору, заёмщик берёт деньги у заимодавца для покрытия государственных расходов или проведения целевых мероприятий, на которые у государства нет средств. Приводит к образованию государственного долга. Может быть как внутренним, размещаемым среди банков, предприятий, граждан своей страны, так и внешним, получаемым от зарубежных кредиторов [1] . Государственные займы являются добровольными (ст. 817 ГК РФ).

Содержание

Основные сведения [ править | править код ]

Государственные займы выпускаются для покрытия расходов государства (например, военный заём) или на проведение каких-либо мероприятий, на которые у государства не хватает средств. Договор государственного займа заключается путём приобретения заимодавцем выпущенных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в те сроки, которые предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Условия выпущенного в обращение займа изменению не подлежат. Как правило, государственные займы распространяются среди большого числа заёмщиков [2] .

Обычно государственные займы реализуются в денежной форме, но в некоторых случаях (например, при гиперинфляции) они могут выпускаться и в натуральной форме. По месту размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние. Внутренние государственные займы номинируются в национальной валюте и обращаются на внутренних рынках страны. Внешние государственные займы реализуются на иностранных рынках и реализуются в иностранной валюте. По сроку погашения государственные займы делят на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет). По характеру выплачиваемого доходя государственные займы делят на процентные (держатели облигаций получают фиксированный твёрдый доход) и выигрышные (доход выплачивается держателям в форме выигрышей по облигациям, попавшим в тираж выигрыша) [3] .

Государственные облигации [ править | править код ]

Государственные облигации — ценные бумаги, эмитированные с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но обязательно гарантированные правительством.

См. также [ править | править код ]

Примечания [ править | править код ]

  1. ^Государственный заём // Казахстан. Национальная энциклопедия   (рус.) . — Алматы: ?аза? энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. ^Государственные займы / Хейфец Б. А. // Гермафродит — Григорьев. — М.  : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 524-526. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.]  / гл. ред. Ю. С. Осипов  ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
  3. ^ Займы государственные / И. Д. Злобин, Т. М. Клавдиева // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.]  / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М.  : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Литература [ править | править код ]

  • Саркисянц А. Г. Система международных долгов. М., 1999.
  • Данилов Ю. А. Рынки государственного долга. Мировые тенденции и российская практика. М., 2002.
  • Хейфец Б. А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика. М., 2003.
  • Вавилов Ю. Я. Государственный долг. 2-е изд. М., 2004.

При написании этой статьи использовался материал из издания «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007), предоставленного редакцией «?аза? энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.

Государственный заём — одна из форм кредита, при которой заёмщиком выступает государство. Согласно договору, заёмщик берёт деньги у заимодавца для покрытия государственных расходов или проведения целевых мероприятий, на которые у государства нет средств. Приводит к образованию государственного долга. Может быть как внутренним, размещаемым среди банков, предприятий, граждан своей страны, так и внешним, получаемым от зарубежных кредиторов [1] . Государственные займы являются добровольными (ст. 817 ГК РФ).

Содержание

Государственные займы выпускаются для покрытия расходов государства (например, военный заём) или на проведение каких-либо мероприятий, на которые у государства не хватает средств. Договор государственного займа заключается путём приобретения заимодавцем выпущенных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в те сроки, которые предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Условия выпущенного в обращение займа изменению не подлежат. Как правило, государственные займы распространяются среди большого числа заёмщиков [2] .

Обычно государственные займы реализуются в денежной форме, но в некоторых случаях (например, при гиперинфляции) они могут выпускаться и в натуральной форме. По месту размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние. Внутренние государственные займы номинируются в национальной валюте и обращаются на внутренних рынках страны. Внешние государственные займы реализуются на иностранных рынках и реализуются в иностранной валюте. По сроку погашения государственные займы делят на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет). По характеру выплачиваемого доходя государственные займы делят на процентные (держатели облигаций получают фиксированный твёрдый доход) и выигрышные (доход выплачивается держателям в форме выигрышей по облигациям, попавшим в тираж выигрыша) [3] .

Государственные облигации — ценные бумаги, эмитированные с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но обязательно гарантированные правительством.

  1. ^Государственный заём // Казахстан. Национальная энциклопедия (рус.) . — Алматы: ?аза? энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. ^Государственные займы / Хейфец Б. А. // Гермафродит — Григорьев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 524-526. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
  3. ^ Займы государственные / И. Д. Злобин, Т. М. Клавдиева // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Саркисянц А. Г. Система международных долгов. М., 1999.
  • Данилов Ю. А. Рынки государственного долга. Мировые тенденции и российская практика. М., 2002.
  • Хейфец Б. А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика. М., 2003.
  • Вавилов Ю. Я. Государственный долг. 2-е изд. М., 2004.

При написании этой статьи использовался материал из издания «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007), предоставленного редакцией «?аза? энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.

1. По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем — гражданин или юридическое лицо.

2. Государственные займы являются добровольными.

3. Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Договор государственного займа может быть заключен также в иных формах, предусмотренных бюджетным законодательством.

4. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

5. Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.

Существует значительная разница между займом и кредитом, хотя под понятием «займ» понимают как раз кредитные обязательства. Тем не менее, займ возникает тогда, когда одна сторона предоставляет финансовые средства либо вещи, а вторая принимает обязательство вернуть их.

  1. Целевой или нецелевой?
  2. Нужны товары?
  3. Договор государственного займа
  4. Договор облигационного займа

Договор займа – договор, в котором указывается факт возникновения отношений между заимодавцем и заёмщиком, то есть – передача денег. К сожалению, очень строгого деления по видам договоров займов в РФ не существует, однако в ГК РФ есть указание о существовании:

  • договора целевого займа (средства передаются под указанные в договоре цели);
  • договора государственного займа (заёмщиком выступает государственное либо муниципальное учреждение);
  • договора товарного займа (в виде объекта займа передаются товары).

Интересный факт: в то же время в Белоруссии существует и так называемый договор коммерческого займа: он подразумевает оплату услуг, поставку оборудования и основан на некоем основном обязательстве.

Целевой или нецелевой?

Договор целевого займа подразумевает, что есть способ контроля заимодателя за действиями заёмщика. Не использование по назначению средств также описывается в договоре – например, следующим образом: при обнаружении нецелевого их применения заимодавец может потребовать досрочного их возврата. Аналогично указываются и последствия для заёмщика, если тот не допускает выполнения контролирующих функций.

Нужны товары?

Документ, описывающий товарный займ, по сути, близок к обычному договору купли-продажи, а также договору товарного кредита. В нём указываются:

  • ассортимент;
  • количество предметов договора;
  • тара и прочие особенности передаваемых заёмщику вещей.

У него есть две особенности:

  1. Вступает в силу только в момент передачи товара.
  2. По окончании срока возвращается (при необходимости) другой товар в аналогичном количестве.

Договор государственного займа

В роли заёмщика выступает правительство РФ, а заимодавцами – физические либо юридические лица. Единственная форма применения – последующий выпуск облигаций. Главное условие – все нюансы займа остаются прежними в течение всего срока действия договора займа.

Договор облигационного займа

Облигации могут выпускать разные организации. Подобный договор займа подразумевает, что средства получаются под облигации, выпускаемые юридическим лицом. По облигации (ценной бумаге) возможно получить не только её стоимость (и, как вариант, доход в виде процентов от номинала облигации), но и эквивалент этой стоимости.

Анализируются предусмотренные в бюджетном законодательстве формы, в которых может заключаться гражданско-правовой договор государственного займа. Рассматривая виды государственных и муниципальных заимствований, анализируя отношения, возникающие в процессе привлечения заемных средств, и их соответствие юридической природе, предмету и квалифицирующим признакам договора государственного займа, авторы приходят к следующим выводам. Актом бюджетного законодательства, предусматривающим формы, в которых может заключаться договор государственного займа, является Бюджетный кодекс РФ. К иным, не предусмотренным в ст. 817 ГК РФ, формам, в которых может заключаться договор государственного займа, относится договор о предоставлении бюджетного кредита, урегулированный в БК РФ. В работе представлена позиция, в соответствии с которой к иным, не предусмотренным в ст. 817 ГК РФ, формам, в которых может заключаться договор государственного займа, договор о предоставлении кредитными организациями кредита публично-правовыми образованиям, урегулированный в БК РФ, не относится. Препятствует этому установленная в ст. 819 ГК РФ обязанность банка выдавать кредиты в форме кредитного договора.

Оставьте комментарий