Договор между автосервисом и страховой

МОСКВА, 27 апреля. /ТАСС/. Договоры с 5,3 тыс. станциями техобслуживания (СТО) были заключены страховыми компаниями по ОСАГО и КАСКО в начале 2017 года, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), но после вступления в силу новых жестких требований к оказанию услуг ремонт по ОСАГО смогут осуществлять только 25% таких станций.

В конце марта президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о натуральных выплатах в ОСАГО, одобренный Госдумой и Советом Федерации. По данным РСА, закон вступает в силу с 28 апреля 2017 года.

Новый порядок получения страхового возмещения в натуральной форме будет применяться только к договорам страхования, заключенным после дня вступления закона в силу. ТАСС обратился к экспертам с вопросом, чего ждать участникам рынка автострахования и всем автомобилистам от новых правил. Cтраховщики ожидают значительное повышение затрат на возмещение по натуральной форме ОСАГО, владельцы СТО имеют два противоположных взгляда на существующие изменения: для одних новшества являются толчком к сотрудничеству со страховыми компаниями, вторые напротив имеют негативный опыт и не спешат заключать договоры. По мнению автовладельцев, о первых результатах работы можно будет судить спустя три месяца, когда в СТО появятся первые клиенты, попадающие под этот закон.

Мнение страховщиков

По данным пресс-службы РСА, стоимость ремонта по ОСАГО с введением приоритета натурального возмещения будет обходиться на 25% дороже, чем денежные выплаты из-за того, что при расчете размера ущерба не будет учитываться износ транспортного средства. Страховщики отмечают, что рост расходов будет связан в том числе с тем, что в новом документе установлен запрет на использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов — прим. ТАСС).

По данным РСА, одной из ключевых проблем является то, что требования, установленные к СТО, слишком жесткие. «Например, расстояние до СТО, либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору — прим. ТАСС) должно быть не более 50 км. Во многих регионах дилерские станции, отвечающие требованиям, находятся только в административных центрах субъектов РФ. Это создает для потребителей трудности, так как в этом случае воспользоваться натуральным возмещением по ОСАГО смогут только жители административных центров областей и ближайших городов, для жителей отдаленных городов и других населенных пунктов натуральная форма будет доступна только при дополнительной договоренности со страховщиком», — пояснили там.

Однако, по мнению начальника инженерного отдела «АльфаСтрахование» в Татарстане Дмитрия Павлова, требования к СТО достаточно жесткие, но выполнимые. «Реализация будет во многом зависеть от конкретной региональной специфики, в том числе и сложность реализации, но мы настроены оптимистично. Уже сегодня у нас отработаны процессы по организации ремонта и мы готовы развивать данное направление далее», — сказал он.

Мнение владельцев СТО

Мнение владельцев автостанций разделилось. Одни говорят о нежелании заключать договоры по новому закону, вторые оптимистично встречают открывающиеся возможности.

Так, владельцы СТО в Ставропольском крае негативно оценивают предыдущий опыт сотрудничества со страховыми компаниями по натуральной форме ОСАГО и не торопятся заключать новые договоры. В частности, компания «Реностарт» не намерена работать со страховщиками. «Мы с 2009 года сотрудничали с различными компаниями. Опыт отрицательный: страховщики деньги перечисляли с опозданием, считали меньше реальных затрат, даже приходилось покрывать издержки за свой счет, сотрудничать с автостраховщиками не будем», — сообщили в компании.

Есть и те, кто наоборот открывает новые горизонты благодаря введению закона. Как сообщили корр. ТАСС в пятигорском ООО «ТСС Кавказ», раньше они не работали со страховыми компаниями по натуральному возмещению ОСАГО. «Но теперь, с выходом закона собираемся заключить договоры со всеми, кто на нас выйдет», — рассказал старший кредитный специалист компании Петр Левушкин. В компании убеждены, что закон достаточно проработан и урегулирует все «тонкие моменты», мешавшие ранее сотрудничеству со страховщиками.

Владелец одного из новосибирских СТО Валерий Панщиков считает, что практика работы со страховыми компаниями повлияет на автосервисы скорее положительно. «Во-первых, новые клиенты — это всегда хорошо, для любого автосервиса. Новосибирск в этом плане достаточно конкурентный город. Во-вторых, уровень: чтобы соответствовать требованиям страховщиков, будут стремиться работать не в сараях, обшитых сайдингом, не с выпившими слесарями, а с нормальным инструментом, нормальными специалистами, это в целом для повышения качества услуги плюс», — сказал он ТАСС.

Мнение автовладельцев

У конечных потребителей данного закона остается множество вопросов, в том числе по качеству и по замене деталей. Многие общественники неоднократно заявляли о том, что мошенники начнут восстанавливать старые машины за счет страховщиков.

По словам члена координационного совета Федерации автовладельцев России в Красноярском крае Павла Стаброва, у владельцев остаются много вопросов в том числе на счет ремонта старых машин. «Половина, а то и более наших автомобилей являются «старыми» моделями, которые уже не выпускаются. Как искать новые запчасти для таких машин, сколько на это потребуется времени, сколько времени автовладелец будет оставаться без автомобиля и где во время ожидания и поиска запчастей будет находиться машина — непонятно», — сказал Стабров.

Автовладельцы сообщают, что первые результаты работы они смогут ощутить на себе через несколько месяцев, так как всем участникам нужно понять работу нового механизма. Кроме этого, они обеспокоены отсутствием СТО в маленьких населенных пунктах, где будет «провисать» данная норма.

Так, мнению председателя правления Алтайской краевой общественной организации «Ассоциации защиты прав страхователей» Ольги Писановой, в переходный период перемены в ОСАГО грозят большим количеством проблем для автовладельцев, так как любой новый механизм требует отработки. Правозащитница отметила, что у автовладельцев наверняка начнут возникать вопросы по срокам и качеству ремонта. «Считаю, что может быть много проблем со сроками доставки запчастей — сейчас у нас есть такие дела, где новые автомобили повреждены, с января 2017 года они поставлены на СТО и ждем запчасти, а сейчас уже апрель», — сказала она.

Коллеги с Дальнего Востока считают, что вступление в силу закона может обернуться социальной напряженностью. В частности, в Амурской области это вряд ли поможет справиться с недобросовестными автоюристами, которые переключатся со страховых компаний на автосервисы. Такое мнение высказал в интервью ТАСС кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы «Финансы и кредит» Дальневосточного федерального университета Юрий Шатов.

Он привел в пример отдаленные районы Приморья, где нет качественного автосервиса. По его словам, развитые автосервисы действуют в крупных городах, во Владивостоке, Находке, Артеме, Спасске-Дальнем, Партизанске, а, например, жителю села Красный Яр на севере края, чтобы починить машину, придется ехать в Лучегорск за 150-200 километров по таежной дороге. В таких районах могут возникнуть серьезные проблемы с реализацией новых правил и, как следствие, социальная напряженность. Вместе с тем он отметил, что в целом Приморский край готов к нововведениям, потому что регион близок к Японии, и система сервиса здесь развита достаточно хорошо.

Мнение юристов

По словам старшего юриста адвокатского бюро «Пучков и Партнеры» (Свердловская область) Николая Хмелевского, новые поправки в Закон об ОСАГО, входящие в цикл изменений, направлены прежде всего на защиту интересов страховых компаний. Кроме того, законодатель рассчитывает на существенное снижение судебных споров по взысканию страховых выплат, в первую очередь за счет снижения активности недобросовестных посредников и предприимчивых «автоюристов». «Не стоит ожидать исчезновения споров между страховщиками и потерпевшими из судов. Связано это с тем, что поправки в закон об ОСАГО ведут к существенному сокращению объема прав потерпевших за счет предоставления дополнительных привилегий страховщикам. Такая ситуация потенциально способна вызвать всплеск обращений в суды со стороны граждан», — сказал он.

Также он отметил, что многие вопросы, возникшие у юридического сообщества на стадии рассмотрения законопроекта, не нашли разрешения в тексте закона. «Неясен порядок вступления закона в силу: должны ли положения закона применяться в случае, если лицом, причинившим вред, договор обязательного страхования был заключен после дня вступления в силу поправок, а потерпевшим — нет, и наоборот. Из-за недостаточной юридико-технической проработки закона можно прогнозировать трудности в практической реализации норм о получении страхового возмещения в натуральной форме», — пояснил он.

В конце марта Путин подписал закон о натуральных выплатах в ОСАГО, согласно которому выплата по ОСАГО автовладельцам-физлицам по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины. Деньги можно будет получить лишь в исключительных случаях, в частности, при полной гибели автомобиля, гибели потерпевшего, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, превышении стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. рублей), если потерпевший не согласится доплатить. Претендовать на денежную выплату могут инвалиды. Кроме того, денежные выплаты предусмотрены и на основании договоренности потерпевшего со страховщиком. Также потерпевший сможет потребовать деньги, если страховщик не предложит ему станцию ремонта, соответствующую требованиям закона.

Во время рассмотрения закона в верхней палате парламента было принято решение вести мониторинг исполнения норм закона. Спикер палаты Валентина Матвиенко предложила дать протокольное поручение комитету СФ по бюджету и финансовым рынкам «последить первые полгода за реализацией этого закона с тем, чтобы понять на практике, что мы не учли».

Страховое законодательство в Российской Федерации постоянно изменяется. Вводятся новые правила и тарифы, корректируются те, что действуют сейчас. Правовое регулирование страховой отрасли призвано защитить каждую взаимодействующую сторону: застрахованных лиц, страховую компанию, пострадавших и станции техобслуживания. В некоторых случаях СТО отказывает в ремонте по ОСАГО. Рассмотрим подробно взаимодействие разных сторон.

Если СТО отказывает в ремонте по ОСАГО

Договор о ремонте по ОСАГО на СТО

Между страховщиком и автосервисом должен действовать особый договор. По его условиям СТО восстанавливает повреждённые автомобили по ОСАГО, а страховая организация платит за использованные детали и выполненные работы. Если страховщик сотрудничает с несколькими техсервисами, тогда необходимо с каждым из них подписать соглашение.

После дорожно-транспортного происшествия страховщик обязан выдать пострадавшему водителю направление на ремонт. Данный документ предоставляет возможность обратиться на указанный автосервис, на котором восстановительные работы будут выполнены, а владелец автомобиля не будет вынужден за них платить.

Если пострадавший готов выполнить ремонт на СТО, которая подписала со страховой компанией соглашение о сотрудничестве, тогда на выдачу направления на восстановительные работы страховщику отводится 20 дней. Отсчёт начинается с даты получения компанией полного пакета необходимых документов.

Иногда автомобилист хочет произвести восстановительные работа на другой станции техобслуживания, тогда период выдачи уведомления возрастает до 30 календарных дней. Если эти сроки будут нарушены, то за каждый день просрочки страховщик уплачивает неустойку в размере 1% от суммы ущерба. Например, если ремонт оценен в 150 тысяч рублей, то за 5 дней просрочки автомобилист имеет право на получение 7500 рублей. Страховая самостоятельно не предложит их выдать. Необходимо подать соответствующую претензию.

Какие документы нужно предоставить страховщику, чтобы не столкнуться с отказом в ремонте по ОСАГО

Список необходимых документов при ДТП определяет Федеральный закон №40 «Об ОСАГО» в ст. 11 п. 3. Дальше в 12 статье в пункте 10 устанавливается обязанность для пострадавшего предоставить автомобиль или другое пострадавшее в ДТП имущество для экспертной оценки. Обычно страховщики требуют такие документы:

  • Заявление на получение выплаты. Страховая компания может иметь установленный бланк, также допускается его подача в свободной форме.
  • Паспорт или иной документ, который удостоверяет личность.
  • Извещение о дорожно-транспортном происшествии.

Нередко страховые компании требуют предоставить прочие документы, среди которых могут быть такие:

  • Копия постановления или протокола о нарушении правил дорожного движения.
  • Согласие органов опеки и попечительства, если выплата будет производиться несовершеннолетнему лицу.
  • Доверенность, если интересы пострадавшего представляет другой человек.
  • Справка о ДТП, должна заполняться в присутствии сотрудников ГИБДД.
  • Банковские реквизиты, если компенсация будет производиться в денежной форме по безналичному расчёту.

Сроки ремонта на СТО по ОСАГО

Вопросы в отношении сроков восстановительных работ по ОСАГО часто интересуют пострадавших автомобилистов. Причина проста – машины так прочно вошли в жизнь многих людей, что без них просто невозможно справляться со своими делами, а иногда даже водители лишаются заработка. По этой причине для автомобилистов проблемы задержек порой критичны.

Всего существует два типа сроков восстановительных работ:

  1. Срок ремонта в соответствии со страховым договором ОСАГО. Иногда в договоре обозначаются точные временные рамки проведения восстановительных работ, тогда их следует строго соблюсти независимо от обстоятельств. Важно знать, что отсутствие запасных частей либо инструмента не выступает уважительной причиной от несоблюдения сроков ремонта.
  2. Понятие «разумных сроков». Оно используется в российском законодательстве, однако точного определения не существует. Под разумными понимаются сроки, в которые реально выполнить необходимые работы с имеющимися ресурсами. К примеру, простую вмятину не должны устранять полгода – это неразумно долго и необоснованно.

Внимание! В соответствии с законом «Об ОСАГО», восстановительные работы не могут длиться больше 30 рабочих дней. В соглашении и направлении на ремонт страховая компания может обозначить и больший срок, а водитель может не заметить этого факта (законодательство предусмотрело данную возможность). В такой ситуации вопрос следует решать индивидуально и обоснованно.

Если автосервис не может уложиться в обозначенный срок, тогда можно обратиться в страховую компанию с требованием заплатить неустойку в размере полпроцента от стоимости ремонта по ОСАГО за каждый день просрочки. Иногда водитель может получить дополнительную надбавку за упущенную выгоду.

Направление на ремонт по ОСАГО должно содержать срок, в течение которого работы должны быть завершены. На его выдачу страховщику отводится 20 дней. Несоблюдение этого срока является причиной для взыскания просрочки в размере 1% от величины страховой выплаты за каждый просроченный день.

Важно! Сумма неустойки не может превышать величину ущерба. Для её получения необходимо подать заявление, в него следует включить расчёт, приложив к нему данные счёта для перевода денежных средств.

Непосредственно на срок ремонта влияет состояние транспортного средства и список работ, которые выполнит станция техобслуживания. В исключительных случаях он может продолжаться больше месяца. Это происходит при больших повреждениях либо доставке деталей из-за границы, которая может продолжаться несколько недель.

Проблемы при сотрудничестве с СТО при ремонте по ОСАГО

Увеличить скорость ремонта не всегда получается. Например, когда нужны запчасти, собственник автомобиля может достать их своими силами. В этом случае важно заблаговременно получить разрешение страховщика в письменном виде. Многочисленные страховые компании почти всегда отказывают клиентам, поскольку им более выгодно устранять последствия аварий.

Обратите внимание! Отказы объясняются тем, что страховщик может навязать использование услуг наиболее дешёвой СТО, установить бюджетные детали, однако водитель не имеет возможности контролировать процесс восстановления, поскольку он заключил соглашение на использование данного автосервиса.

Страховая компания экономит немалую сумму, которая повышает прибыль организации. Такая политика негативно отражается на клиенте – собственнике транспортного средства.

Очень часто страховые компании направляют клиентов на ремонт по ОСАГО, а не производят денежные выплаты. Такое решение они объясняют тем, что действуют в интересах пострадавшего автомобилиста. Последнему не требуется тратить своё время и силы на обсуждение деталей с автосервисом.

Автосервисы не всегда пунктуальные. Работы, которые они обязаны выполнить в течение 30 дней, нередко растягиваются на месяцы. Некоторые станции техобслуживания через два-три месяца вообще отказываются от ремонта по ОСАГО в виду невозможности заказать нужные детали либо дороговизны восстановительных работ.

Качество восстановительных работ по ОСАГО тоже вызывает вопросы. Если возраст пострадавшего автомобиля свыше 2-х лет, тогда нельзя быть уверенным, что страховая компания стремится сэкономить и не направит автомобиль на автостанцию, которая выполнит работы дёшево и с сомнительным качеством. При этом СТОА нужно помнить, что водитель транспортного средства может подать на них судебный иск.

Важно! Некоторые страховщики вообще не предоставляют направление на ремонт по причине высокой стоимости восстановительных работ и желания сэкономить. Для них выгоднее произвести выплату с учётом износа, чем оплатить качественный ремонт с установкой новых запчастей. Другими словами, идея приоритета натурального возмещения утрачивает смысл.

Сколько времени обычно длится ремонт по ОСАГО

При отсутствии проволочек процесс ремонта автомобиля по ОСАГО будет длиться следующее время:

  • Получение выписки о дорожно-транспортном происшествии – до 3 дней.
  • Заключение о виновности в дорожном инциденте – 10 дней.
  • Подача в страховую заявления и других документов для получения ущерба – 3 дня.
  • Заключение и оценка ущерба, полученного в аварии, от страховщика – 5 дней.
  • Выбор автосервиса и сдача авто для ремонтных работ – 3 дня.
  • Ремонтные работы – срок зависит от сложности их проведения.

Обычно на всю процедуру уходит не больше месяца.

Что регламентирует законодательство в отношении ремонта по ОСАГО

Страховщики обязаны в точности следовать действующему законодательству, которое регулирует страховые обязанности. На сегодняшний день основным законом является ФЗ №40 «Об ОСАГО» в редакции от 3 июля 2016 года. В статье 12 в пункте 15 сообщается, что возмещение ущерба, причинённому имуществу либо здоровью пострадавшего в аварии, может производиться 2-мя способами:

  • Организация восстановительных работ (по новым правилам является приоритетным)
  • Выплата денежной компенсации

Важно! Станция техобслуживания должна произвести восстановление работ по ОСАГО без доплаты. Для этого необходимо с высокой точность произвести экспертную оценку.

Закон «Об ОСАГО» в 12 статье 17 пункте говорится, что СТОА обязана выполнит ремонт на протяжении 20 дней. В их число не входят нерабочие и праздничные дни. Действующее законодательство предлагает страхователю заблаговременно познакомиться со станциями техобслуживания, заключившими договор со страховщиком. При наличии выбора лучше сразу указать организацию, которая при необходимости будет выполнять ремонт автотранспорта.

Иногда страховики идут на уступки, чтобы пострадавший в аварии предложил свою станцию техобслуживания. Автосервис должен удовлетворять страховую организацию в отношении ценовой политики и качества ремонта.

Важно понимать, что страховщик не согласится переплачивать за ремонт или за работы неудовлетворяющего качества. В будущем они могут стать причиной поломки автотранспорта и даже привести к возникновению страхового случая.

Получить направление на ремонтные работы по ОСАГО к официальному дилеру можно только в том случае, если страховщик имеет партнёрские отношения с подобными автомобильными салонами. Такая ситуация на рынке достаточно распространённая.

Где может производиться ремонт по ОСАГО

Помните! Восстановительные работы не всегда выполняются в том автосервисе, который указал страховщик. В некоторых случаях застрахованный может самостоятельно найти СТО, которая лучше остальных подходит его потребностям. Не всегда страховая компания отказывает в таких просьбах.

Проводить ремонт автомобиля после дорожного инцидента через страховую организацию можно в таких компаниях:

  • Дилеры, которые являются официальными партнёрами страховщика
  • Станции техобслуживания из предложенного списка
  • Автомастерская непосредственно страховой организации
  • Автосервис, который попросил использовать застрахованный

Важно! Последний вариант очень важно согласовать со страховой компанией. Положительное решение обычно принимается в том случае, если в других СТО нет возможности произвести полноценный ремонт либо они не обладают необходимым инструментом.

Ремонт по ОСАГО у официального дилера

Если страховщик выплачивает пострадавшему денежные средства вместо направления на восстановительные работы, тогда страховщик может навязать обслуживание в определённой СТО официального дилера. Подобное происходит обычно для автомобилей, которые находятся на гарантии.

Хороший вариант – получить денежные средства для оплаты ремонта (если подобная возможность предусмотрена). Такой способ используется нечасто. Обычная практика – направление страховщиком на стацию техобслуживания либо денежная выплата, которую автомобилист может потратить на восстановление автомобиля в любом понравившемся ему автосервисе.

Что изменилось в страховании и ремонте по ОСАГО

отказывает СТО в ремонте по ОСАГО

При оформлении автогражданки предоставляется не только сам полис, но и список территориальных подразделений и офисов страховщика, который продал страховку, а также адресов автосервисов. Из них водитель может выбрать тот, который является самым удобным для него.

Законодательство обязывает страховую компанию произвести компенсацию после аварии. Сегодня приоритетным является натуральное возмещение. Безусловно, финансовые выплаты могут быть сделаны в случае согласования со страховой компанией, однако они возможны лишь в некоторых отдельных случаях.

Важно! Выбирать станцию техобслуживания часто приходится на этапе подписания соглашения. На данный момент не обозначены действия в случае закрытия станции техобслуживания на момент аварии. Наихудший вариант – страховщик направит автомобиль на ремонт на тот автосервис, который он захочет.

При заключении страхового договора на ТС, которое находится на гарантии, ремонтные работы будут проводиться официальным дилером. Если застрахованное лицо не будет довольно предложенным перечнем автосервисов, он может в письменном виде направить страховщику соответствующий запрос.

Безусловным преимуществом нового порядка является отсутствие учёта страховщиком износа деталей. Компания в полной мере обязана компенсировать расходы. Прежде сумма износа вычиталась из величины компенсации. По сообщению РСА, сумма иногда достигала 40 процентов.

Действующие сроки ремонта по ОСАГО

По действующему законодательству Российской Федерации станция техобслуживания обязана устанавливать исключительно новые детали. С другой стороны, если владелец автомобиля согласится, тогда можно использовать и вторичные запчасти. Данный вариант стоит применять лишь тогда, когда в нужные сроки невозможно получить новые детали.

Автосервис обязан предоставить минимальную гарантию на выполненные работы:

  • Покраска и кузовные работы – 1 год
  • Другие работы – полгода

Внимание! Станция техобслуживания может по своей инициативе увеличить срок гарантии по ремонту по ОСАГО. Обычно это делается для того, чтобы показать уверенность в качестве предоставляемых услуг.

Если после ремонта собственник авто заметил недостатки или недоработки, транспортное средство можно повторно сдать в ремонт. К тому же можно подписать договор со страховщиком, в соответствии с которым проблемы будут устранены по-другому. Одним из них может быть денежная выплата.

Особенности новых правил ОСАГО:

  • При подписании страхового соглашения клиенту предлагается перечень автосервисов, на которых при наступлении страхового случая можно выполнить ремонт.
  • Максимальный срок восстановительных работ – 30 дней. При просрочке за каждый день страховщик обязан заплатить полпроцента от величины ущерба.
  • Станция техобслуживания находится в пределах 50 км от места проживания либо ДТП.
  • Собственнику автомобиля предоставляется гарантия на выполненные работы на срок 6-12 месяцев.

Преимущества и недостатки новых правил ОСАГО

Ограничения денежных выплат в пользу прямого возмещения обладает рядом плюсов:

  • В случае ДТП со старым автомобилем на него будут устанавливать новые запчасти, расходы компенсирует страховщик (амортизация деталей не учитывается).
  • Возможность направить в страховую организацию претензию, если качество ремонта не удовлетворяет собственника автомобиля.
  • В некоторых случаях автомобилист может выбирать между денежным и простым возмещением. Некоторым категориям водителям такой выбор обязан быть предоставлен. Сюда входят инвалиды I и II группы, юридические лица, а также граждане, у которых в аварии пострадал грузовик. Выбор предоставляется тем, у кого в ДТП погиб родственник либо ущерб транспортным средствам был причинён на большую сумму, чем страховое возмещение.

Минусы тоже имеет место быть. Например, альтернативы лишаются собственники легковых авто, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Сложностями новых правил являются следующие:

  • Ожидание и неопределённость. Не всегда условия СТО удовлетворяют владельцев машин. При предложении своей станции техобслуживания нет гарантии, что она появится в списке. В результате владелец авто томится ожиданием, а ремонт переносится.
  • Запасные детали. Ремонт должен выполняться исключительно с использованием новых запасных частей. Они не всегда есть в наличии на станции техобслуживания. Это тоже может привести к затягиванию ремонта.
  • Проблемы ремонта новых авто. Владельцам транспортных средств, которые находятся на гарантии, денежная компенсация не выплачивается, их машины отправляются на восстановление. Гарантийный ремонт имеют право производить исключительно определённые автосервисы, не всегда они присутствуют в перечне.
  • Очередь. Не в каждом регионе имеется необходимое количество техстанций, способных быстро обслуживать требуемое количество автомобилей. В итоге в соглашении страхования указывается возможность денежной компенсации.
  • Подмена запасных деталей. Страховщик обязан вложиться в бюджет, а на станции техобслуживания всегда стараются сократить расходы. Поэтому обычно устанавливают неоригинальные и недорогие детали.

Помните! Страховщик никогда не хочет расставаться с собственными деньгами, это приводит к тому, что во многих случаях величина компенсации занижается. Иногда страховая может предложить за свой счёт доплатить необходимую сумму. Такие действия полностью незаконные и на них лучше не соглашаться.

Оценку полученного ущерба страховщик определяет посредством проведения специальной экспертизы. После неё специалист приглашает пострадавшего на общение и предлагает выбрать один из вариантов:

  • Потерпевший может получить денежную выплату (максимальная сумма 400 тысяч рублей) и своими силами восстанавливать транспортное средство.
  • Застрахованный согласен отправить автомобиль на восстановительные работы в партнёрском автосервисе.

При выборе второго метода необходимо заранее познакомиться с порядком выполнения ремонта, хотя сам автомобилист не будет их организовывать.

Восстановление предполагает такие этапы:

  1. Предварительный осмотр и диагностика состояния автомобиля.
  2. Эксперты опишут места, нуждающиеся в восстановлении, а также выберут элементы, которые необходимо заменить.
  3. Приобретение необходимых деталей, восстановление транспортного средства.
  4. Сдача автомобиля хозяину, повторная его диагностика.

Статья 17 закона «Об ОСАГО» не исключает право пострадавшего оспорить качество сделанного ремонта.

Внимание! Страховая организация и автосервис могут принять решение не вложиться в ограничение по ОСАГО и даже оставить себе оставшуюся сумму. В этом случае клиент может обратиться за справедливостью в суд. Для повышения шансов выигрыша лучше заручиться помощью квалифицированного автоюриста.

Каждый пострадавший может решить, какой выбрать метод устранения последствий ДТП. Для оптимального решения необходимо принять во внимание все сильные и слабые стороны каждого способа. Недостатками этой альтернативы являются следующие:

  • деньги не выдаются на руки;
  • автосервис можно выбирать только из того перечня, который предоставила страховая;
  • стремление страховщиков сэкономить побуждает их сэкономить, поэтому он обращается к дешёвым специалистам, которые не обладают достаточной квалификацией, и устанавливают низкокачественные детали.

Внимание! К выбору СТО необходимо отнестись с максимальным вниманием, изучить все варианты. Важно познакомится с отзывами клиентов каждого конкретного автомобилиста. Хорошо помнить, что негативные отклики в интернете есть даже у самых лучших автосервисов. Это связано с тем, что их могут оставить конкуренты или неадекватные водители, которые необъективны в своих требованиях. С другой стороны, обилие плохих отзывов должно вызвать настороженность.

По новым правилам деньги автомобилисту на руки практически никогда не выдаются. Теперь ему нужно просто отправить автомобиль на указанный техсервис и получить его через определённое время. Контролировать все выполняемые работы просто нет возможности.

Что делать, чтобы избежать проблем с ремонтом по ОСАГО?

С 28 апреля 2018 года страховые договоры подписываются и пролонгируются по новым правилам. Исключения, при которых можно получить финансовую выплату, существуют, однако их перечень ограничен.

Ограниченность выбора станции техобслуживания не критичная для жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других больших городов, в которых действует жёсткая конкуренция. Однако вне таких населённых местностях количество автостанций ограниченно, а хороших из них вообще могут быть единицы либо отсутствовать. И не факт, что страховщик сотрудничает с ними.

Что нужно знать! Ценящие свою репутацию страховые организации стремятся избегать сотрудничать с СТО, предоставляющими услуги низкого качества. В противном случае пострадает их имидж, а это приведёт к сокращению клиентской базы.

Помните! Если качество выполненного ремонта владельца машины не устраивает, ему ни в коем случае нельзя подписывать акт. В такой ситуации важно потребовать устранить имеющиеся недостатки.

Процесс сдачи автомобиля владельцу не всегда проходит быстро. Автосервису необходимо принять претензии владельца авто к качеству, рассмотреть их, после чего выдать разрешение на выполнение работ. Потом следует этап доделок, после которого транспортное средство снова сдаётся автомобилисту.

Важно, чтобы на официальном сайте страховой организации были опубликованы данные о всех партнёрских станциях техобслуживания. Веб-ресурс необходимо детально изучить, только после этого заключать соглашение о страховании. Особенно внимательно исследуйте ситуации, в которых нельзя будет использовать услуги одной СТО. Узнайте, существует ли возможность выбрать запасной вариант, который позволит быть уверенным в высоком качестве ремонта и надёжности устанавливаемых деталей и узлов.

Ещё лучшим решением станет посещение техсервиса, с каким страховщик заключил соглашение и которому водитель авто доверяет. Если результат не удовлетворил, лучше обратить внимание на другого страховщика.

Если для ремонта автомобилист тратил свои деньги на покупку каких-то деталей или запчастей, важно сохранять все чеки. Это может стать решающим при проведении экспертной оценки или судебном разбирательстве.

Внимание! При дорожном инциденте необходимо правильно оформить документацию. Только в этом случае можно рассчитывать на возмещение ущерба страховщиком.

Куда можно подавать претензии по ремонту по ОСАГО

Одно из преимуществ при ремонте на станции техобслуживания через страховщика является то, что пострадавший не имеет возможности оценивать репутацию автосервиса. Значительная доля ответственности и требования к качеству выполнения восстановительных работ застрахованному автомобилисту лежит на страховой компании.

Претензии к качеству восстановительных работ нужно предъявлять страховщику. Также их следует подробно описать при составлении акта приёма-передачи транспортного средства. Страховщик несёт ответственность за несоблюдение сроков восстановительных работ. Как только компания получит претензию, у неё остаётся 5 дней, чтобы повторно провести экспертизу, сделать оценку качества и полноты проведённых работ.

К тому же предусмотрена возможность обратиться в Центробанк РФ либо в Союз автостраховщиков и подать претензию.

На сегодняшний день по отношению к ремонту по ОСАГО имеются такие недостатки в сравнении с денежными выплатами:

  • Повышение штрафов за отсутствие страховки ОСАГО. Невыгодные условия побуждают автомобилистов уклоняться от оформления полиса. Раньше штраф нужно было платить единожды в месяц. Однако сегодня его могут выписывать ежедневно. Поэтому уклоняться от оформления ОСАГО просто невыгодно.
  • Двукратное повышение выплат по Европротоколу. Если раньше по упрощённому оформлению ДТП можно было получить компенсацию до 50 тысяч рублей, то сегодня эта верхняя планка была поднята до 100 тысяч рублей.
  • Привязка стоимости страховых услуг к частоте попаданий в аварию. Центробанк РФ установил сетку повышающих коэффициентов для тех, кто регулярно нарушает правила движения. В то же время водители, которые управляют автомобилем аккуратно, получают дополнительную скидку.
  • Стоимость страхования. Сейчас базовые тарифы могут изменяться не чаще, чем один раз в год. При установлении своей ставки компания обязана регистрировать её в Центробанке РФ и Союзе автостраховщиков.

Что делать, если страховщик не покрыл полную стоимость ремонта по ОСАГО

Иногда страховщик не удовлетворяет требования в выплате по автогражданке. Случаи отказа в компенсации бывают разными. Как только автосервис узнает о получении направления на восстановительные работы и уведомляет клиента, что суммы, установленной оценщиком на ремонт, не хватит, пострадавшему автомобилисту необходимо без промедления обратиться к независимому эксперту. В соответствии с полученными результатами страховщик обязан пересмотреть величину компенсации, чтобы она в полной мере покрыла расходы на восстановление.

Страховая компания не всегда охотно изменяет результаты определения величины ущерба, установленного своим экспертом. В этом случае собственник пострадавшего автомобиля может направить досудебную претензию и не торопиться самостоятельно выполнять ремонт.

Если страховщик откажет в удовлетворении претензии, можно подать судебный иск. В этом случае автомобиль следует предоставить на проверку эксперту-оценщику, предоставленному судом. Когда в ДТП ущерб наносится здоровью и жизни, выплата может достигать полмиллиона рублей. При причинении вреда исключительно имуществу, максимальная компенсация ограничена 400 тысячами рублей. Если этих денег недостаточно, разницу придётся покрыть автомобилисту.

Основные этапы проведения независимой экспертизы при ДТП по ОСАГО

Если потерпевший не согласен с оценкой полученного при дорожном инциденте вреда, он может организовать собственную независимую экспертизу. Сделать это нужно в таком порядке:

  1. Выберите экспертную организацию.
  2. Подайте заявку, обсудите дату и время экспертизы.
  3. Заранее предупредите страховщика либо виноватого в аварии водителя о том, что будет проведена независимая оценка ущерба. Им нужно отправить телеграмму с указанием даты, времени и места экспертизы за 3 рабочих дня.
  4. Подпишите соглашение. В нём должны быть указаны обязанности сторон и стоимость услуг.
  5. Перед предоставлением автомобиля на осмотр его необходимо тщательно помыть, в багажнике не должно ничего лежать. Предупредите заблаговременно специалиста, если капот либо багажное отделение не открывается.
  6. Создание документаций по транспортному средству или его повреждениях.
  7. Осмотр машины.
  8. Составление акта выполненных работ и отчёта эксперта. В них должны быть указаны требуемые работы, расценки на них и прочие детали.
  9. Определение стоимости ремонта, разработка сметы с обозначением деталей, которые требуется заменить.
  10. Установление уровня износа.
  11. Определение потери рыночной стоимости транспортного средства. Необходимо не в каждом случае.
  12. Расчёт средней рыночной стоимости автомобиля до аварии. Это позволит установить годные остатки, если восстановление транспортного средства окажется невозможным или нецелесообразным.

Если есть возможность, что выбрать: деньги или ремонт по ОСАГО?

Эксперты рекомендуют для автомобилей, на которых действует гарантия после приобретения в автосалоне либо при покупке через автокредит: лучше постараться получить финансовое возмещение, чем не сдавать транспортное средство в ремонт.

Предпочтительнее взять возмещение в денежной форме в таких ситуациях:

  • На новое авто ещё действует гарантия производителя.
  • Механики на станции техобслуживания сообщили, что не в состоянии произвести ремонтные работы за обозначенную страховщиком сумму, поэтому автомобилисту придётся доплатить разницу.
  • Автомастерские, обозначенные в условиях ОСАГО, не предоставляют нужные услуги по ремонту.
  • Когда станция техобслуживания регулярно получает негативные отзывы от автомобилистов по причине неудовлетворительного качества ремонтных работ.

На жалобы клиентов в отношении услуг станций техобслуживания следует обращать особое внимание. После выполненного ремонта страховой случай будет закрыт, пожаловаться в этой ситуации будет непросто. Возникнет обстоятельство, при котором страховщик будет говорить, что виноват автосервис, а мастерская в свою очередь станет винить страховую. Порой только судебное решение позволит исчерпать конфликт.

Помните! Автомобилист имеет право не подписывать акт о выполненных работах, не забирать транспортное средство и не дожидаться переделок, если ремонт выполнен не надлежащим образом.

Публикация сведений о СТО, на которых выполняется ремонт для ОСАГО

Направление на ремонт может быть выдано на техсервис, который отвечает таким требованиям:

  • Автосервис должен находиться на расстоянии не больше 50 км. Пострадавший может выбрать, будет ли дистанция отсчитываться от места аварии либо места прописки. Расстояние не имеет значения, если страховая компания организует и оплатит транспортировку пострадавшего транспортного средства до техцентра и обратно.
  • Ремонт будет выполнен в течение 30 дней.
  • Сохранение гарантии на авто возрастом не более 24 месяцев. Ремонт таких транспортных средств должен проводиться исключительно у официальных дилеров.

Помните! Гарантийный срок на различные модели и марки разные. На некоторые из них предоставляется 3 года либо 5 лет. При аварии, в которой участвовал автомобиль возрастом больше 2 лет, страховщик может отправить его на любую СТО. Сделано это будет даже в том случае, если автотранспорт потеряет гарантию. Отсчёт времени начинается с года изготовления авто.

Условия соответствия проверяются для каждого автомобилиста, который обратится в страховую организацию. Другими словами, для какого-то водителя все требования будут выполнены, я для какого-то – нет (автомобиль необходимо отремонтировать исключительно у официального дилера либо его владелец проживает в месте, в радиусе 50 км от которого нет СТО).

При отсутствии согласия на компенсацию ущерба, который был причинён автотранспорту, он будет произведёт в виде страховой выплаты.

Что делать при ДТП, чтобы получить компенсацию по ОСАГО

Если водитель попал в аварию на дороге, ему нужно сделать следующее:

  1. При наличии пострадавших людей необходимо вызвать скорую помощь
  2. Вызвать дорожную полицию
  3. Включить аварийную сигнализацию и установить знак перед автомобилем
  4. Сообщить об инциденте страховщику
  5. Держать под контролем всё, что происходит на месте ДТП

Покинуть место инцидента никто не имеет права. Исключением является необходимость доставить пострадавших с травмами большой сложности в медучреждение. После этого водитель обязан сразу же возвратится на место аварии.

Что сообщить страховщику

Прежде всего, страховую нужно уведомить о происшедшем. Контактную информацию можно взять с полиса. Лучше всего оповестить страховую организацию каждого водителя, который участвовал в инциденте, независимо от степени их виновности.

Представителю страховщика необходимо сообщить о номерах полисов и адресу аварии.

Что сделать до приезда сотрудников ДПС

Российское законодательство точно описывает действия при дорожно-транспортном происшествии. Никогда не соглашайтесь решить проблему на месте. Другая сторона в этом случае может дождаться, пока водитель уедет, вызовет ГИБДД и скажет, что первый участник скрылся с места инцидента. Исключением является лишь оформление европротокола. Его использование допускается в том случае, если нет травм, а в аварии участвовало только два транспортных средства.

Чтобы в случае судебного разбирательства доказать свою правоту, необходимо сделать следующее:

  1. Зафиксировать на фото место ДТП с различных ракурсов;
  2. Записать личную информацию каждого участника инцидента;
  3. Сохранить контактные сведения свидетелей аварии и номера автомобилей;
  4. Проверить видеорегистратор и на месте забрать из него сделанную запись.

Эти действия позволяет собрать максимальное количество доказательств, убедить при необходимости в своей правоту и получить наиболее возможную выплату по страховке.

Действия по приезду дорожной полиции

Лучше всего контролировать действия полицейских. Ожидается, что они составят протокол и схему дорожно-транспортного происшествия, подготовят справку и опишут повреждения автомобилей. Каждый участник сразу же должен получить копию протокола.

При наличии пострадавших необходимо получить медосвидетельствование и справку о получении медпомощи. Важно не допускать, чтобы в официальных документах значилось, что ущерб здоровью либо имуществу был незначительным. В такой ситуации страховое возмещение будет небольшим.

Ни в коем случае нельзя подписывать листы с пустыми строками либо при отсутствии схемы. В будущем их можно заполнить или нарисовать картинку, что может разрушить собранную доказательственную базу и обвинить в нарушении того водителя, который невиновен.

Обращение в страховую для получения возмещения по ОСАГО

Следующим этапом является обращение в страховую компанию. Если в ДТП участвовало лишь два автомобиля, а пострадавшие отсутствуют, компенсацию будет выплачивать лишь своя страховая. Для получения возмещения по страховке пакет документов должен включать:

  • документация ДПС на месте аварии;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства, ПТС или договор на использование авто на разных основаниях;
  • полис автогражданки;
  • заявление на получение страхового возмещения с указанием банковских реквизитов автомобилиста;
  • результаты экспертизы и причинённого ущерба в ДТП;
  • удостоверение водителя;
  • извещение о дорожном инциденте.

Страховщик может потребовать предоставить и другую документацию, например, от скорой помощи при наличии пострадавших.

С момента дорожно-транспортного происшествия должно пройти не больше 15 дней до обращения в страховую. Иначе компания имеет право отказать в выплате.

Может ли страховая отказать в ремонте по ОСАГО

В соответствии с новыми правилами, ремонт является приоритетным, и всё же в некоторых ситуациях страховщик может произвести денежную выплату. Это может быть сделано в таких ситуациях:

  • после дорожно-транспортной ситуации автотранспорт не подлежит восстановлению. Собственнику авто не заменят весь автомобиль, он получит денежную выплату и сможет приобрести новое ТС;
  • станция техобслуживания, которая сотрудничает со страховой организацией, не имеет необходимых для ремонта запчастей или узлов;
  • страховая компания не в состоянии самостоятельно организовать транспортировку машины на СТО;
  • автосервис не имеет возможности в оговоренные законом сроки выполнить ремонт;
  • стоимость ремонтных работ выше максимально установленной выплаты. Когда автомобилист согласен доплатить нужную сумму, автомобиль может быть восстановлен;
  • у пострадавшего есть международный полис;
  • автомобилю не был причинён ущерб, однако вред был причинён застрахованному и ему необходимо оплатить услуги в медучреждении;
  • водитель получил серьёзную травму либо погиб.

Помните! Каждый страховой случай рассматривается индивидуально. Поэтому страховая выплата может быть произведена не только в вышеописанных случаях.

Как мы увидели, иногда СТО отказывают в ремонте по ОСАГО, причём они могут это делать на законных основаниях. Знайте свои права и не бойтесь защищать их. Даже если страховая компания пытается их нарушить, смело подавайте претензию. А если и это не помогает – добивайтесь справедливости через суд.

Оставьте комментарий