Договор приватизации вернуть

ВС решил, можно ли наследовать имущество, не оформленное в собственность

Что делать, если ваш родственник при жизни начал приватизировать квартиру или оформлять в собственность землю, но умер, не успев довести дело до конца? Считается ли это имущество теперь вашим, если вы – наследник? Можно ли включить его в наследственную массу? Если да, то на каких условиях? На все эти вопросы в своих определениях ответил Верховный суд.

Не оформил в собственность – не можешь завещать

О. Петрова* въехала в свою однокомнатную квартиру в 1968 году по ордеру, а после заключила договор социального найма. Там она прожила всю жизнь. 13 февраля 2013 года пожилая женщина обратилась в Департамент жилищной политики Москвы с заявлением о приватизации жилплощади. Чиновники должны были принять решение об этом в двухмесячный срок (ст. 8 закона о приватизации от 4 июля 1991 года), однако Петрова ответа вовремя не получила, а вскоре ей стало не до того. Пенсионерка тяжело заболела и умерла в мае 2013-го, так и не успев оформить жилье в собственность. Ее единственная наследница, двоюродная племянница Юлия Снегирева*, в июне обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Тот отказался выдать свидетельство – у Снегиревой, конечно, не было документов о том, что на день открытия наследства спорная квартира принадлежала наследодателю. Тогда она подала иск к Департаменту жилищной политики и жилфонда в Басманный суд Москвы (дело № 2-1104/2014), требуя включить "однушку" в наследственную массу и признать ее право на наследство.

Судья Александр Васин отказал в удовлетворении исковых требований, мотивируя это тем, что Петрова при жизни не добилась получения жилья в собственность, то есть не подала заявления о приватизации с приложением всех необходимых документов. При этом суд указал, что ее обращение в службу «одного окна» о подготовке документов для приватизации не имеет правового значения. Мосгорсуд "засилил" это решение (дело № 33-38071/2014), добавив, что заявление нельзя расценивать как оферту на заключение договора приватизации.

В сходную ситуацию попала и Людмила Белова* из Омской области. Ее отец еще в 2006 году стал членом некоммерческого садоводческого товарищества, а в 2011-м омская администрация издала постановление о том, что Белову безвозмедно передается в собственность участок. Основаниями для решения указаны ст. 28 закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года и обращение самого Белова*. Мужчина обратился к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана участка, чтобы поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать свое право собственности. В октябре 2012 года он получил план, но так и не успел оформить землю в собственность – умер в мае 2014-го.

Его дочь обратилась к нотариусу, но свидетельства о праве на наследство не получила – не было правоустанавливающих документов. Затем она обратилась в суд (дело № 2-1810/2015). Но судья Тамара Дьяченко в иске отказала. Она решила, что постановление, которым земля была предоставлена Белову, незаконно: на дату его принятия садоводческое товарищество, на территории которого расположен участок, уже прекратило свою деятельность. Кроме того, суд счел, что раз земля не поставлена на кадастровый учёт, участок не сформирован как объект права, а значит, не может быть унаследован. Апелляция согласилась с последним выводом суда первой инстанции, но исключила из мотивировочной части решения вывод о незаконности постановления администрации.

Обе наследницы обратились в ВС, требуя признать их право на спорное имущество.

Приватизацию можно "завершить" и после смерти

В случае со Снегиревой (дело № 5-КГ16-62) ВС с выводами коллег из нижестоящих инстанций не согласился. Суд напомнил, что нельзя отказать гражданам в приватизации их жилых помещений, если те действуют в соответствиии с законом (п. 8 постановления Пленума ВС «О некоторых вопросах применения судами закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 года). В пп. 7 и 8 закона о приватизации сказано, что жилплощадь должна быть передана заявителю в течение двух месяцев. За это время с ним должны заключить договор на передачу жилья в собственность, после чего право регистрируется в госреестре.

Формально тетя Снегиревой всего этого сделать не успела, но в уже упомянутом п. 8 постановления Пленума ВС о приватизации говорится следующее:

Если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал своё заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишён возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Петрова подала заявление о подготовке документов на приватизацию в службу "одного окна" московского Департамента жилищной политики, и ее в течение двух месяцев должны были вызвать для подписания договора. Хотя этого не произошло, ВС посчитал, что пенсионерка явно выразила волю "на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, что подтверждается заявлением о подготовке документов о приватизации жилого помещения, выпиской из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу «одного окна».

"При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводами суда о том, что при жизни Петрова не выразила волю приватизировать жилое помещение", – говорится в определении Верховного суда. Своего заявления она не отзывала, но из-за болезни и смерти, то есть по не зависящим от нее причинам, не смогла довести дело до конца, а раз так, Снегиревой суды отказали незаконно. Тройка судей (Александр Кликушин, Татьяна Вавилычева и Игорь Юрьев) отменила решения предыдущих инстанций и признала право Снегиревой на наследство.

Почему у наследников есть право на "неоформленную" землю

Сходную позицию Верховный суд высказал и по делу Беловой. Согласно п. 4 ст. 28 закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), каждый участник дачного товарищества имел право бесплатно приобрести в собственность предоставленный ему земельный участок. Для этого нужно было обратиться с заявлением в исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления, в зависимости от того, в чьем ведении находилась земля. На основании постановления одного из этих органов и осуществлялась регистрация права собственности. Разъяснения о том, имеют ли наследники право претендовать на участки, если наследодатели не успели стать собственниками, содержатся в п. 82 постановления Пленума ВС «О судебной практике по делам о наследовании» от 29 мая 2012 года.

Суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный наследодателю, являвшемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в случае, если составляющий его территорию земельный участок предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона № 66-ФЗ оно было создано (организовано), в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим в нём распределение земельных участков документом, при условии, что наследодателем в порядке, установленном п. 4 ст. 28 названного федерального закона, было подано заявление о приобретении такого земельного участка в собственность бесплатно (если только федеральным законом не установлен запрет на предоставление земельного участка в частную собственность).

Судьи Вавилычева, Юрьев и Татьяна Назаренко не согласились с выводами нижестоящих судов о том, что спорный участок не сформирован как объект права. Белов успел провести межевание и получить межевой план участка, содержащий его индивидуальные признаки. Кроме того, ВС констатировал, что спорный участок был предоставлен не на общих основаниях, а в порядке, предусмотренном законом о садоводческих некоммерческих объединениях, межевого спора нет. А формирование земельного участка не являлось обязательным условием его приватизации. Ей не может препятствовать и тот факт, что садоводческое товарищество прекратило свою деятельность. С такими указаниями ВС направил дело на пересмотр в апелляцию.

Что говорят эксперты

По мнению экспертов, позиция ВС по указанным делам уже известна, однако Верховному суду, возможно, стоило бы подробнее остановиться на обстоятельствах, которые говорят о намерении наследодателя оформить имущество в собственность.

"Включение в наследство имущества, которое на момент смерти не было оформлено наследодателем на праве собственности, не ново для судебной практики по наследственным спорам", – считает Анна Абраменко, ведущий юрист по имущественным спорам Heads Consulting. По ее мнению, особое внимание стоит обратить на факты, а именно, волеизъявление наследодателя при жизни оформить имущество в собственность. Оно может быть выражено в подаче заявления и предоставлении необходимых документов.

"В законодательстве фактически нет специальных норм, применимых к спорной ситуации, – констатирует Артем Анпилов, юрист "Хренов и Партнеры". По его мнению, судам стоит ориентироваться на разъяснения, данные в постановлении Пленума ВС о приватизации жилищного фонда. "К сожалению, ВС не разъяснил, какие именно действия наследодателя, совершенные до смерти, свидетельствуют о наличии у него воли к оформлению недвижимости в собственность, – говорит Анпилов. – Хорошо, если наследодатель до смерти успел обратиться с заявлением, то есть начал процесс приватизации. Если он лишь начал к ней готовиться (собрал необходимые документы, подготовил межевой план и де-факто сформировал земельный участок как объект недвижимости), но не успел обратиться в уполномоченный орган, требования о включении спорной недвижимости в наследственную массу по-прежнему не могут быть удовлетворены", – указывает юрист.

Решение одобряет и Анастасия Рагулина, доцент МГЮУ им. О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук, директор Юридической группы "Яковлев и Партнеры". По ее мнению, оно защищает интересы граждан, которые не по своей воле оказались в непростой ситуации. "Хотя ВС разъясняет очевидное, от определений ВС есть польза, – комментирует партнёр КА "Юков и партнёры" Марина Краснобаева. – Во-первых, они касаются приватизации, во-вторых, гражданам поможет в спорах с госорганами ссылка на позицию высшего суда".

Светлана Бурцева, председатель Люберецкой коллегии адвокатов, рассказывает, что при схожих обстоятельствах суды обычно удовлетворяют требования граждан включить в наследственную массу имущество, права на которое не были оформлены или были оформлены ненадлежащим образом. А вот Мария Рулькова, юрист коллегии адвокатов "Князев и партнеры", напротив, считает, что практика неоднозначна. В одних случаях суд отказывает, поскольку наследодатель помимо заявления о приватизации не подал необходимые для этого документы, в других – по причине того, что заявление о приватизации вовсе не подавалось, имелось лишь заявление на сбор документов. По ее мнению, основанием для включения помещений в наследственную массу должно быть обращение умершего (лично или через представителя) именно с заявлением о приватизации. В этом случае, даже если он и не успел представить все необходимые документы, его воля явно выражена. При этом суду нужно учитывать, сколько времени прошло с момента обращения, и действовал ли наследодатель по закону.

* – имена и фамилии участников событий измененыприм. ред.

Собственники жилья должны платить налог на имущество, оплачивать капитальный ремонт, страховые взносы. Они несут бремя содержания принадлежащих им помещений и обязаны поддерживать их в надлежащем состоянии.

Поэтому для граждан с небольшим доходом может быть выгодно не владеть жилым помещением, а являться его нанимателем и проживать в нем на условиях договора социального найма.

2. Каким требованиям должно отвечать жилье?

Деприватизация — процедура возврата жилого помещения , ранее полученного в порядке приватизации, в собственность города Москвы. При этом передаваемое жилое помещение должно отвечать следующим требованиям:

  • являться для заявителя (заявителей) единственным местом постоянного проживания;
  • принадлежать ему на праве собственности и быть свободным от любых обязательств, ограничений (обременений);
  • в жилое помещение после его приватизации не были вселены в установленном порядке другие люди;
  • в жилом помещении после его приватизации не производились перепланировки;
  • все собственники приватизированного жилого помещения согласны на его передачу в собственность города;
  • никто из собственников жилого помещения не выбыл (в том числе по причине смерти);
  • зарегистрированы сведения в ЕГРН о приватизированном жилом помещении;
  • отсутствие в суде дел по поводу оспаривания прав на приватизированное жилое помещение;
  • отсутствие задолженности по оплате за жилое помещение, коммунальные и иные услуги в отношении приватизированного жилого помещения;
  • отсутствие изменений состава собственников приватизированного жилого помещения, в том числе отсутствие изменений долей в праве собственности на указанное жилое помещение.

Вернуть жилье в государственную или муниципальную собственность могут только те владельцы, которые изначально приватизировали квартиру на себя.

3. Какие документы понадобятся?

Чтобы деприватизировать жилье, вам понадобятся:

  • запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;
  • документы, удостоверяющие личность заявителя, иных собственников приватизированного жилого помещения и лиц, обладающих самостоятельным правом пользования приватизированным жилым помещением: для граждан старше 14 лет — паспорт гражданина Российской Федерации, для детей до 14 лет — свидетельство о рождении;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя и документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, иных собственников приватизированного жилого помещения, лиц, обладающих самостоятельным правом пользования приватизированным жилым помещением;
  • судебный акт о признании гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным, вступивший в законную силу (копия, заверенная судом, принявшим судебный акт);
  • согласие уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа на передачу приватизированного жилого помещения в собственность города Москвы — представляется в отношении несовершеннолетних детей, а также в отношении граждан, признанных недееспособными, ограниченно дееспособными;
  • согласие на передачу в собственность города Москвы приватизированного жилого помещения и заключение Договора социального найма;
  • правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на приватизированное жилое помещение (договор передачи, свидетельство о собственности на жилище (свидетельство о государственной регистрации права). В случае их отсутствия представляются дубликаты правоустанавливающих документов либо выписка из ЕГРН.

В некоторых случаях могут понадобиться дополнительные документы .

4. Куда и как подавать документы на деприватизацию?

Документы на деприватизацию можно подать в любой удобный для вас центр госуслуг «Мои документы» независимо от района проживания и местонахождения жилого помещения, заявленного к деприватизации.

При подаче документов должны присутствовать все собственники старше 14 лет, зарегистрированные в жилом помещении, и лица, обладающие самостоятельным правом пользования приватизированным жилым помещением (или их представители*), с оригиналами паспортов и свидетельств о рождении детей.

После проверки представленных документов заявителям выдается выписка о регистрации заявления с датой его принятия.

У представителя собственника должна быть оформлена нотариальная доверенность на заключение договора передачи и договора социального найма.

5. Каков порядок подготовки и подписания договора деприватизации?

Документом, подтверждающим расприватизацию жилья, является договор передачи жилого помещения в собственность города Москвы с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на приватизированное жилое помещение и договор социального найма. Они должны быть подготовлены в течение 23 рабочих дня на безвозмездной основе. После чего собственники помещения и лицо, уполномоченное на подписание договора социального найма (наниматель) приглашаются в центр «Мои документы» для подписания договора передачи и договора социального найма. При подписании договоров должны присутствовать все собственники старше 14 лет и лицо, уполномоченное на подписание договора социального найма (наниматель), зарегистрированные в жилом помещении (или их представители*) с оригиналами паспортов и свидетельств о рождении детей.

У представителей должна быть оформлена нотариальная доверенность на заключение договора передачи и договора социального найма.

6. Для чего нужен договор социального найма?

После передачи жилого помещения в собственность города Москвы оно становится частью жилого фонда социального использования, а его бывшим собственникам, постоянно зарегистрированным в этом помещении, это помещение предоставляется для проживания по бессрочному договору социального найма. Проект договора социального найма подписывается одновременно с договором передачи.

Обращаем ваше внимание, что на Портале доступна подача заявления на получение этой услуги в электронной форме.

Приватизация жилья — это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

Правом приобретения жилого помещения в собственность в порядке приватизации обладают граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства в Санкт‑Петербурге, а также временно отсутствующие, но сохранившие право на жилую площадь.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения только один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию другого жилого помещения после достижения ими совершеннолетия.

Объектами приватизации жилищного фонда в Санкт‑Петербурге являются отдельные квартиры и жилые помещения (комнаты) в коммунальных квартирах.

В Санкт‑Петербурге не подлежат приватизации жилые помещения:

  • находящиеся в аварийном состоянии;
  • в домах закрытых военных городков;
  • служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных;
  • находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Передача гражданам в собственность жилых помещений производится с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (семей), в том числе и временно отсутствующих, но сохраняющих право на жилую площадь.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, в жилищно‑строительных кооперативах (ЖСК), жилые помещения, приватизированные ранее, а также служебные жилые помещения.

Приватизация жилых помещений осуществляется бессрочно.

В ходе предоставления услуги прием документов у граждан на приватизацию жилых помещений ведомственного жилищного фонда в подразделениях Санкт?Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ) не осуществляется. Гражданам по вопросам приватизации указанных жилых помещений следует рекомендовать обращаться непосредственно в федеральные государственные предприятия или учреждения, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.


Полное наименование:

Принцип предоставления

Результат предоставления

  1. Уведомление о принятии решения о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации.
  2. Уведомление об отказе в передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации.

При поступлении уведомления в структурные подразделения МФЦ рекомендовано подписать экземпляр всем заявителям, в отношении которых принято решение.

Срок предоставления

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541‑1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» срок предоставления государственной услуги составляет два месяца со дня подачи заявления и документов в подразделение МФЦ.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт‑Петербурга на основании договоров социального найма, ранее не приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, а также несовершеннолетние, приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, за которыми сохраняется право на приватизацию по достижении ими совершеннолетия.

II. Заявители, обращающиеся за государственной услугой:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Доверенные лица граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с положениями действующего законодательства РФ.
  3. Законные представители (опекуны, попечители) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Лично либо через представителя обращается в МФЦ.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. Получает расписку в приеме документов.
  4. В случае принятия решения Жилищным комитетом о передаче жилого помещения в собственность заявителя — получает уведомление о принятии решения о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации по форме.
  5. В случае принятия Жилищным комитетом решения об отказе в предоставлении государственной услуги — получает уведомление о принятии решения об отказе в передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации по форме.
  6. В случае принятия решения о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации (заключение с заявителем договора приватизации) — уведомление о направлении в Росреестр заявления и документов, необходимых для осуществления регистрации права собственности заявителя на жилое помещение, возникшего на основании распоряжения Жилищного комитета.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  1. Непредставление заявителем или его представителем документа, удостоверяющего его личность.
  2. Представление заявления и документов неуполномоченным лицом.
  3. Непредставление документов, либо представление неполного комплекта документов.
  4. Несоответствие представленных документов требованиям.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  1. Гражданин не относится к заявителям, имеющим право на получение данной государственной услуги.
  2. Несоблюдение предусмотренных в статьях 2, 4, абзаце втором статьи 7 и статье 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» условий передачи жилых помещений в собственность граждан.
  3. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, заявителем не представлены:
    • разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет);
    • согласие родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
    • заявление о согласии гражданина на приватизацию государственного жилого помещения членами его семьи и отказе от включения гражданина в договор приватизации (в случае отказа гражданина, имеющего право на приватизацию жилого помещения, от приватизации такого жилого помещения);
    • документ, подтверждающий сведения о причинах временного отсутствия (в случае, если граждане и (или) члены их семьи являются временно отсутствующими (находящиеся на срочной военной службе, в местах лишения свободы и т.д.);
    • жилое помещение находится в аварийном состоянии;
    • жилое помещение включено в состав специализированного жилищного фонда Санкт?Петербурга и расположено в общежитии или является служебным жилым помещением;
    • в договор приватизации не включены несовершеннолетние, имеющие право пользования жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Проведение правовой экспертизы документов, необходимых для принятия Жилищным комитетом решения о передаче (об отказе в передаче) жилого помещения в собственность заявителя в порядке приватизации

Специалист МФЦ, осуществляющий прием документов представленных для получения государственной услуги:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Проводит проверку полномочий лица, подающего документы.
  3. Проводит проверку соответствия документов требованиям.
  4. Осуществляет сканирование представленных документов, формирует электронное дело, все документы которого связываются единым уникальным идентификационным кодом, позволяющим установить принадлежность документов конкретному заявителю и виду обращения за государственной услугой.
  5. Заверяет электронное дело своей усиленной квалифицированной электронной подписью.
  6. Направляет копии документов и реестр документов в СПб ГБУ «Горжилобмен»:
    • в электронной форме (в составе пакетов электронных дел) в течение одного рабочего дня со дня обращения заявителя в структурное подразделение МФЦ;
    • на бумажных носителях (в случае необходимости обязательного предоставления оригиналов документов) — в течение трех рабочих дней со дня обращения заявителя в структурное подразделение МФЦ.
  1. Принимает заявление по форме и необходимые документы из МФЦ.
  2. Регистрирует заявление на приватизацию с приложенными документами.
  3. Формирует персональное дело заявителя, дополняя его документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих услугу, иных государственных органов либо подведомственных государственным органам организаций, в том числе, запрашивает в Росреестре по межведомственному запросу документы, подтверждающие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений в собственности гражданина и членов его семьи.
  4. Проводит предварительную проверку представленных документов на предмет наличия или отсутствия правовых оснований для передачи жилого помещения в собственность заявителя.
  5. Подготавливает проект распоряжения Жилищного комитета либо, в случае несоблюдения условий, предусмотренных действующим законодательством, проект мотивированного отказа.
  6. Направление проект распоряжения и договора, либо мотивированный отказ вместе с приватизационным делом в Жилищный комитет.

Должностное лицо Юридического отдела Жилищного комитета, ответственное в соответствии с должностным регламентом за проведение правовой экспертизы документов, представляемых СПб ГБУ «Горжилобмен»:

  1. Проводит правовую экспертизу проекта распоряжения и проекта договора приватизации, либо мотивированного отказа на предмет соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
  2. Ставит визу на проекте распоряжения.
  3. Передает зафиксированный результат заместителю председателя Жилищного комитета, уполномоченному принимать решения о передаче жилых помещений в собственность в порядке приватизации.

II. Принятие Жилищным комитетом решения о передаче (об отказе в передаче) жилого помещения в собственность заявителя; направление документов в СПб ГБУ «Горжилобмен» для уведомления заявителя о принятом решении

Заместитель председателя Жилищного комитета, уполномоченный принимать решения о передаче жилых помещений в собственность в порядке приватизации:

  1. В случае отсутствия у заявителя права на передачу жилого помещения в собственность в порядке приватизации подписывает мотивированный отказ для передачи его в СПб ГБУ «Горжилобмен».
  2. При наличии у заявителя права на передачу жилого помещения в собственность в порядке приватизации и отсутствии замечаний по делу з подписывает распоряжение Жилищного комитета о передаче жилого помещения в собственность заявителя для передачи его в СПб ГБУ «Горжилобмен».

Должностное лицо Жилищного комитета:

  • Направляет в СПб ГБУ «Горжилобмен» для уведомления заявителя и в случае принятия решения о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации — для подписания с заявителем договора приватизации и обеспечения направления договора приватизации в Росреестр .

Должностное лицо отдела приватизации СПб ГБУ «Горжилобмен»:

  1. Подготавливает уведомление о принятии Жилищным комитетом решения о предоставлении государственной услуги.
  2. Передает уведомление о принятии Жилищным комитетом решения о предоставлении государственной услуги курирующему заместителю директора СПб ГБУ «Горжилобмен».
  3. Обеспечивает направление заявителю уведомления о принятом решении способом, указанным в заявлении о предоставлении государственной услуги.
  4. Обеспечивает подписание с заявителем договора приватизации.

Должностное лицо отдела по обеспечению регистрации и оценки объектов недвижимости СПб ГБУ «Горжилобмен»:

  • Обеспечивает подачу в Росреестр договора приватизации и документов, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

    Заявление гражданина о передаче государственного жилого помещения в собственность в порядке приватизации по форме.

Проставление подписей всех членов семьи, участвующих в приватизации, а также членов семьи, не участвующих в приватизации, обязательно.

II. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица либо законного представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • временное удостоверение личности, выданное на период оформления паспорта;
    • документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 25.07.2002 №115?ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации от 21.12.1996 №1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», от 14.11.2002 №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»;
    • иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством.
  2. Нотариально удостоверенная доверенность на право представления интересов гражданина по вопросам приватизации государственного жилого помещения.
  3. Документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя).

III. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Справка о регистрации граждан в государственном жилом помещении (форма №9).
  2. Характеристика занимаемого гражданином государственного жилого помещения (форма №7).
  3. Справки о регистрации (форма №9), содержащие архивные сведения о регистрации гражданина до регистрации в занимаемом на дату обращения государственном жилом помещении, в случае, если гражданин изменял место жительства в пределах Санкт?Петербурга.
  4. Сведения из документов, содержащих сведения о составе семьи (сведения из свидетельства о рождении, сведения из свидетельства заключении брака, сведения из свидетельства о расторжении брака), выданных на территории Санкт?Петербурга.
  5. Договор социального найма государственного жилого помещения и (или) заверенная Санкт?Петербургским государственным учреждением — районным жилищным агентством копия ордера на занимаемое гражданином государственное жилое помещение (в случае предоставления гражданину жилого помещения до 01.03.2005), подтверждающие право пользования гражданина занимаемым жилым помещением.
  6. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении государственного жилого помещения.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  1. Непредставление заявителем или его представителем документа, удостоверяющего его личность.
  2. Представление заявления и документов неуполномоченным лицом.
  3. Непредставление документов, либо представление неполного комплекта документов.
  4. Несоответствие представленных документов требованиям.
  1. Гражданин не относится к заявителям, имеющим право на получение данной государственной услуги.
  2. Несоблюдение предусмотренных в статьях 2, 4, абзаце втором статьи 7 и статье 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» условий передачи жилых помещений в собственность граждан.
  3. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, заявителем не представлены:
    • разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет);
    • согласие родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения;
    • заявление о согласии гражданина на приватизацию государственного жилого помещения членами его семьи и отказе от включения гражданина в договор приватизации (в случае отказа гражданина, имеющего право на приватизацию жилого помещения, от приватизации такого жилого помещения);
    • документ, подтверждающий сведения о причинах временного отсутствия (в случае, если граждане и (или) члены их семьи являются временно отсутствующими (находящиеся на срочной военной службе, в местах лишения свободы и т.д.);
    • жилое помещение находится в аварийном состоянии;
    • жилое помещение включено в состав специализированного жилищного фонда Санкт?Петербурга и расположено в общежитии или является служебным жилым помещением;
    • в договор приватизации не включены несовершеннолетние, имеющие право пользования жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Расписка в приеме документов.
  2. Уведомление о принятии решения о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации по форме.
  3. Уведомление о принятии решения об отказе в передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации по форме.
  4. Уведомление о направлении в Росреестр заявления и документов, необходимых для осуществления регистрации права собственности заявителя на жилое помещение, возникшего на основании распоряжения Жилищного комитета.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению

Организации, выдающие конечные документы

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Жилищным комитетом, должностными лицами Жилищного комитета, государственными гражданскими служащими Жилищного комитета, СПб ГБУ «Горжилобмен», специалистами СПб ГБУ «Горжилобмен», МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт?Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт?Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт?Петербурга;
  • отказ Жилищного комитета, должностного лица Жилищного комитета, государственного гражданского служащего Жилищного комитета, СПб ГБУ «Горжилобмен», специалиста СПб ГБУ «Горжилобмен» в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановления предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Санкт?Петербурга;
  • требование у заявителя документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210?ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно?телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Жилищного комитета, либо Портала), в Жилищный комитет, СПб ГБУ «Горжилобмен», МФЦ, либо в Комитет по информатизации и связи, являющийся учредителем МФЦ (КИС).

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя Жилищного комитета подаются в Жилищный комитет.

Жалобы на решение действия (бездействия) руководителя СПб ГБУ «Горжилобмен» и работников СПб ГБУ «Горжилобмен» подаются в СПб ГБУ «Горжилобмен».

Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ подаются в МФЦ. МФЦ направляет указанные жалобы в течение трех рабочих дней со дня их регистрации на рассмотрение в КИС.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Жилищного комитета, должностного лица Жилищного комитета или СПб ГБУ «Горжилобмен», государственного гражданского служащего, руководителя Жилищного комитета или СПб ГБУ «Горжилобмен», может быть направлена:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • с использованием информационно?телекоммуникационной сети «Интернет» посредством: официального сайта Жилищного комитета www.gilkom?complex.ru, либо Портала. Подача жалобы посредством официального сайта Жилищного комитета обеспечивается при наличии технической возможности;
  • при личном приеме заявителя в Жилищном комитете, СПб ГБУ «Горжилобмен» (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена:

  • по почте;
  • с использованием информационно?телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Портала. Подача жалобы посредством Портала обеспечивается при наличии технической возможности;
  • при личном приеме заявителя в МФЦ.

При подаче жалобы:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА. Возможность подать жалобу посредством Портала обеспечивается для заявителей, которые подавали заявление о предоставлении государственной услуги через Портал или МФЦ.

При подаче жалобы через МФЦ, МФЦ обеспечивает ее передачу в Жилищный комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Жилищным комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Жилищном комитете, МФЦ.

Жалоба на работника СПб ГБУ «Горжилобмен» либо на порядок оказания услуги СПб ГБУ «Горжилобмен» рассматривается Жилищным комитетом.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Жилищного комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Жилищным комитетом.

Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ рассматривается МФЦ.

Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ рассматривается КИС.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Жилищного комитета, СПб ГБУ «Горжилобмен», должностного лица Жилищного комитета, СПб ГБУ «Горжилобмен» либо государственного гражданского служащего Жилищного комитета, МФЦ, его руководителя и (или) работника решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Жилищного комитета, СПб ГБУ «Горжилобмен», должностного лица Жилищного комитета, СПб ГБУ «Горжилобмен» либо государственного гражданского служащего Жилищного комитета, МФЦ, работника МФЦ, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Жилищного комитета, СПб ГБУ «Горжилобмен», должностного лица Жилищного комитета, СПб ГБУ «Горжилобмен» либо государственного гражданского служащего Жилищного комитета, МФЦ, работника МФЦ. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Жилищный комитет, МФЦ, КИС либо вышестоящий орган подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Жилищным комитетом, МФЦ, КИС.

В случае обжалования отказа Жилищного комитета, МФЦ, работника МФЦ в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Жилищный комитет, МФЦ, КИС принимает одно из следующих решений:

  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Жилищным комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт?Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.

По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.

При удовлетворении жалобы Жилищный комитет, МФЦ, КИС принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, дается информация о действиях, осуществляемых Жилищным комитетом, СПб ГБУ «Горжилобмен», в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.

В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Жилищного комитета, МФЦ, КИС, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Жилищного комитета, КИС или работником МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью КИС, работником МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Жилищного комитета, КИС, работник МФЦ, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Жилищный комитет, КИС, МФЦ отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Жилищный комитет, КИС, МФЦ вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую?либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе. Под отсутствием возможности прочитать понимается случай, при котором часть текста жалобы и (или) ФИО и (или) почтовый адрес заявителя не поддаются прочтению.

В случае оставления жалобы без ответа Жилищный комитет, КИС, МФЦ в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице?губернатору Санкт?Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Жилищного комитета (191060, Санкт?Петербург, Смольный, телефон 576?60?51), в Правительство Санкт?Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Жилищного комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих, МФЦ, работников МФЦ осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме .

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 №59?ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59?ФЗ).

Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг МФЦ подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59?ФЗ.

Жалоба заявителя на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, поданная заявителем в МФЦ, рассматривается МФЦ в соответствии с Законом №59?ФЗ.

Мобильное приложение
«Мои Документы Онлайн»

Видеоприемная МФЦ

Выдача дубликатов договоров приватизации жилых помещений

1. Краткое описание организации предоставления услуги в МФЦ: в ходе предоставления услуги осуществляется информирование и консультирование граждан о порядке предоставления муниципальной услуги, прием документов и выдача результатов предоставления муниципальной услуги.

2. Оплата услуги: предоставляется бесплатно.

3. Получатели муниципальной услуги: граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, а также граждане, являющиеся собственниками жилых помещений (доли в праве собственности на жилые помещения) на основании договоров приватизации, наследники имущества граждан, являвшихся на дату открытия наследства собственниками жилых помещений (доли в праве собственности на жилые помещения) на основании договоров приватизации.

4. Срок предоставления услуги:

  • Оформление и выдача дубликатов договоров приватизации жилых помещений осуществляется в течение 22 рабочих дней со дня регистрации заявления заявителя в МФЦ.

5. Результат: выдача получателю муниципальной услуги дубликата договора приватизации либо выдача (направление) письменного уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

6. Перечень документов, необходимых для получения услуги:

6.1. Оформление и выдача дубликатов договоров приватизации в случаях утраты или порчи оригинала осуществляется на основании письменного заявления гражданина, являющегося собственником жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) на основании договора приватизации, наследника имущества гражданина, являвшегося на дату открытия наследства собственником жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) на основании договора приватизации.

Для оформления дубликата договора приватизации также необходимы:

а) документы, подтверждающие полномочия доверенного лица (нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной);

б)документы, подтверждающие полномочия законных представителей несовершеннолетних граждан, а также граждан, признанных в установленном порядке недееспособными (ограниченно дееспособными);

в) справка (сведения) о правах на объект недвижимости (жилое помещение), зарегистрированных до июля 1998 года, и информация о реквизитах правоустанавливающего документа – в случае, если договор приватизации оформлен до июля 1998 года;

г) выписка (сведения) из ЕГРП о зарегистрированных правах на объект недвижимости (жилое помещение). В случае отсутствия в ЕГРП записей о зарегистрированных правах на жилое помещение – письменное уведомление об отсутствии в ЕГРП указанных сведений;

д) справка (письмо) нотариуса, подтверждающая право наследования Заявителем имущества умершего собственника жилого помещения по закону или по завещанию.

6.2. Обязанность по представлению и (в предусмотренных настоящим Порядком случаях) нотариальному удостоверению документов, указанных в подпунктах «а», «б», «д» пункта 6.2 ответственность за достоверность документов и полноту содержащихся в них сведений возложена на Заявителя.

Документы, указанные в подпункте «д» пункта 6.2 получаются Заявителем самостоятельно в организациях технического учета и технической инвентаризации, иных уполномоченных организациях, обладающих информацией о приватизации гражданами жилых помещений, органах опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетних граждан, а также граждан, признанных в установленном порядке недееспособными (ограниченно дееспособными), органах, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов жилищного фонда, у нотариусов, осуществляющих нотариальное обслуживание граждан по вопросам оформления наследственных дел и выдачи свидетельств о праве на наследство.
Документы (сведения), предусмотренные подпунктами «в»-«г» пункта 6.2. Комитет запрашивает самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия в ГОБУ «МФЦ МО», ГУПТИ МО, Управлении Росреестра по Мурманской области, в том числе, при наличии технической возможности, в электронной форме с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия, в случае, если Заявитель не предоставил их самостоятельно.

6.3. Заявления о выдаче дубликата договора приватизации составляется в одном экземпляре-подлиннике.

Заполненные Заявления о предоставлении муниципальной услуги и представленные документы не должны содержать подчисток, приписок, зачеркнутых слов, иных неоговоренных исправлений, а также повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.

При подаче Заявления о выдаче дубликата договора приватизации Заявителем (его полномочным представителем) предъявляется документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, паспорт моряка, удостоверение адвоката, паспорт иностранного гражданина либо иной документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства).

Оригиналы документов, указанных в пункте 6.2 представляются Заявителем с одновременным представлением их копий, которые после проверки их соответствия оригиналу заверяются. Оригиналы документов возвращаются Заявителю.
В случае представления Заявителем нотариально удостоверенных копий представление оригиналов документов не требуется.

7. Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
1. Предоставление муниципальной услуги приостанавливается на основании письменного заявления Заявителя (представителя Заявителя) о приостановлении оказания муниципальной услуги с указанием причин приостановления.
2. Основаниями для отказа в выдаче дубликата договора приватизации являются:
— непредставление Заявителем документов, указанных в подпунктах «а», «б», «д» пункта 6.2; — документы, представленные Заявителем, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
— с Заявлением о выдаче дубликата договора приватизации жилого помещения обратилось ненадлежащее лицо;
— договор приватизации жилого помещения в Комитете не регистрировался (оригинала договора на хранении в Комитете не имеется).
Отказ в предоставлении Муниципальной услуги должен быть мотивирован. Письменное уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги выдается Заявителю при личном обращении в МФЦ.
3. Предоставление муниципальной услуги прекращается в случаях:
— поступления в Комитет заявления Заявителя о прекращении предоставления муниципальной услуги и возврате документов.

8. Телефоны для справок:
8 (8152) 42-83-43, 45-38-13

Оставьте комментарий