31 марта этого года исполняется тринадцатая годовщина подписания Федеративного договора — важнейшего политико-правового документа, сыгравшего особую историческую роль в сохранении целостности Российской Федерации.
Работа над этим документом началась еще в 1990 году, когда реально возникла угроза распада союзного государства. Существовало около.
31 марта этого года исполняется тринадцатая годовщина подписания Федеративного договора — важнейшего политико-правового документа, сыгравшего особую историческую роль в сохранении целостности Российской Федерации.
Работа над этим документом началась еще в 1990 году, когда реально возникла угроза распада союзного государства. Существовало около 30 различных проектов договора. Их рассмотрение и обсуждение показало, что идея национальной государственности за годы Советской власти укоренилась в общественном сознании, и вернуться к сугубо территориальным образованиям невозможно. Поэтому был отвергнут возврат к губернскому устройству. Но и федерация национальных государств с преимущественными правами на их территории титульных наций и минимальными полномочиями центра явно не соответствовала сложившимся традициям межнационального общения и настрою федерального центра. Поэтому Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года республиками, входящими в российское федеративное государство, (его не подписали тогда только Татарстан и Чечня) носил компромиссный характер и достаточно корректно скоординировал интересы центра и регионов. Буквально через несколько дней, 10 апреля 1992 года, VI Съезд народных депутатов России одобрил Федеративный договор и постановил включить его как составную часть в текст Конституции Российской Федерации. Заключение Федеративного договора и последовавших за ним Договоров по разграничению полномочий позволило разрешить кризис российской государственности, остановить противоборство между федеральным центром и субъектами, в ходе которого обе стороны стремились получить как можно больше полномочий.
Федеративный договор состоит из трех близких по содержанию договоров — о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации всех трех типов — республик; краев, областей и городов федерального значения: Москва и Санкт-Петербург; автономных областей и автономных округов. В действующую Конституцию России 1993 года Договор не был включен. Но статья 11 Основного Закона четко определяет, что разграничение предметов ведения и полномочий в России осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами. То есть подчеркивается основополагающий характер этого документа для регулирования федеративных отношений в стране.
Надо отдать должное разработчикам Договора, нашедшим то рациональное зерно, которое позволило обеспечить баланс интересов различных субъектов Федерации, сохранив в то же время их специфику. По сути, Договор юридически закрепил их реально существующую разнотипность. Все субъекты Федерации равноправные — имеют одни и те же права и полномочия, равные обязанности в социальной, экономической и культурной областях. В то же время за республиками закрепляется статус государства. Каждый из трех документов, составляющих Федеративный договор, содержит перечень полномочий Российской Федерации, федеральных органов власти. Определен и круг полномочий, которые относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации. Все другие полномочия не перечисляются, и отсюда — простор для самостоятельного их решения субъектами Федерации.
Башкортостан подписал Федеративный договор, приобщив к нему специальное Приложение, которое стало правовой базой для дальнейшего развития двусторонних отношений между Россией и нашей республикой. В первом пункте этого документа фиксируется, что земля, недра, природные богатства и другие ресурсы на территории республики являются собственностью ее многонационального народа. Вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются республиканским законодательством и соглашениями с федеральными органами власти. Подтверждается, что Башкортостан участвует в международной и внешнеэкономической деятельности и самостоятельно определяет общие принципы налогообложения и сборов в бюджет с учетом принятых в республике законов и дополнительных соглашений по этим вопросам с федеральными органами. Приложение также предполагает создание самостоятельной системы законодательства и судебной системы, прокуратуры, адвокатуры и нотариата для правового регулирования всех вопросов, кроме тех, которые добровольно переданы республикой в ведение федеральных властей. Приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан, базировавшееся на идеях Декларации о государственном суверенитете Башкортостана, имело принципиальное значение для укрепления его экономической и политической самостоятельности. Причем этот курс республики имел широкую общественную поддержку: на первом республиканском референдуме 25 апреля 1993 года 75,5 процента участвовавших в голосовании (более 52 процентов общего числа избирателей) выступили за экономическую самостоятельность республики и ее договорные отношения с Российской Федерацией на основе Федеративного договора и Приложения к нему от Башкортостана.
Федеративный договор, безусловно, открыл новый этап в развитии внутригосударственных отношений. Его важнейшей составляющей стали двусторонние договоры между федеральным Центром и регионами, определившие взаимосогласованный объем прав и обязанностей. Первыми такие договоры с Москвой заключили Татарстан и Башкортостан, затем — еще более половины субъектов Федерации. Такая договорная практика логически была предопределена Конституцией и Федеративным договором.
Но надо признать, федеративное государство, провозглашенное нашим Основным Законом как реально существующее, на деле лишь создается. И действительность подтверждает, насколько противоречиво и болезненно у нас идет этот процесс. И насколько живучи традиции и умонастроения, определяемые нашей унитарной по своей сути отечественной историей. Сегодняшнее состояние федерализма и его перспективы опять вызывают много вопросов. Укрепление российской государственности, усиление властной вертикали, инициированное Президентом страны, вполне понятно и во многом объясняется нынешним состоянием России. «Наведение порядка» — лозунг для наших соотечественников привычный и, учитывая наши реалии, закономерный. Но ведь принципиально важно, как этот порядок наводится и с какими результатами.
Процесс федеративного строительства в России далек от завершения, он все еще продолжается, во многом завися от политической конъюнктуры и характера взаимоотношений федеральных органов государственной власти и руководства субъектов Федерации, непросто и болезненно идет создание его правовой базы. Но самое главное, что федеральный центр и регионы едины в своем стремлении изменить ситуацию к лучшему, искать и находить взаимопонимание, потому что альтернативы федеративному развитию страны не существует.
Федеративный договор — нормативный договор (а точнее совокупность нескольких договоров), один из основных источников конституционного права Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений. Состоит из трёх самостоятельных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий внутри Федерации между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, объединённых в группы:
Федеративный договор регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения её с субъектами, а также отношениями между субъектами Российской Федерации.
Документы были подписаны 31 марта 1992 года представителями Российской Федерации с одной стороны и представителями субъектов Российской Федерации (всех, кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии) с другой.
10 апреля 1992 года VI Съезд народных депутатов России одобрил подписанный Федеративный договор и постановил включить его содержание как составную часть в Конституцию РСФСР. Однако и после этого Федеративный договор продолжал существовать как самостоятельный конституционно-правовой акт.
Конституция РФ 1993 года (в п. 1 раздела второго) объявила о верховенстве своих норм над нормами Федеративного договора, но одновременно подтвердила (в п. 3 ст.11) его действие в сфере регулирования федеративных отношений. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ).
Содержание
Предшествующие события Править
В 1991 году республики перестали быть автономными, некоторые автономные области приобрели статус республик.
В течение 1992 года происходило переименование многих регионов, а также обновление самой федеральной структуры России.
К экономическим проблемам начала 1990-х добавился политический кризис. В некоторых регионах России после распада СССР усилились сепаратистские настроения. Так, в Чечне не признавали суверенитет России на её территории, в Татарстане собрались вводить собственную валюту и отказались платить налоги в республиканский бюджет. Борису Ельцину удалось убедить глав регионов подписать Федеративный договор. Татарстан не подписал Федеративный договор, и с ним были начаты длительные переговоры. В результате этих переговоров в 1994 году был заключен Договор «О разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и Республики Татарстан и взаимном делегировании полномочий» [1] .
Подписание договора Править
31 марта 1992 года республики Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии («Ичкерия»), руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР подписали «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Это было необходимо для урегулирования конфликта между общероссийским законодательством и декларациями о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации. Специальным протоколом к договору оговаривалось, что республики должны были быть представлены в одной из палат высшего законодательного органа России не менее чем 50 процентами мест.
В тот же день были подписаны «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации».
Все три договора вместе именовались как «Федеративный договор» [2] . Он был утверждён Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 10 апреля 1992 года «О Федеративном договоре». Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» положения Федеративного договора были включены в конституцию. Данные положения ввели основные принципы федерализма в России, но в то же время закрепили его асимметричность (неравноправие субъектов Федерации), смягченную впоследствии принятием новой Конституции в 1993 году.
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ (Москва, 31 марта 1992 г.) Править
31 марта 1992 года договор был подписан полномочными представителями Российской Федерации и полномочными представителями республик:
- Республики Адыгея
- Республики Башкортостан
- Республики Бурятия
- Республики Горный Алтай
- Республики Дагестан
- Кабардино-Балкарской Республики
- Республики Калмыкия — Хальмг Тангч
- Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республики
- Республики Карелия
- Коми Советской Социалистической Республики
- Марийской Советской Социалистической Республики — Республики Марий Эл
- Мордовской Советской Социалистической Республики
- Республики Саха (Якутия)
- Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики
- Республики Тува
- Удмуртской Республики
- Республики Хакасия
- Чувашской Республики — Чаваш Республики
- Российской Федерации
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992) Править
31 марта 1992 года договор был подписан полномочными представителями Российской Федерации и полномочными представителями краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
- Алтайского края
- Краснодарского края
- Красноярского края
- Приморского края
- Ставропольского края
- Хабаровского края
- Амурской области
- Архангельской области
- Астраханской области
- Белгородской области
- Брянской области
- Владимирской области
- Волгоградской области
- Вологодской области
- Воронежской области
- Ивановской области
- Иркутской области
- Калининградской области
- Калужской области
- Камчатской области
- Кемеровской области
- Кировской области
- Костромской области
- Курганской области
- Курской области
- Ленинградской области
- Липецкой области
- Магаданской области
- Московской области
- Мурманской области
- Нижегородской области
- Новгородской области
- Новосибирской области
- Омской области
- Оренбургской области
- Орловской области
- Пензенской области
- Пермской области
- Псковской области
- Ростовской области
- Рязанской области
- Самарской области
- Саратовской области
- Сахалинской области
- Свердловской области
- Смоленской области
- Тамбовской области
- Тверской области
- Томской области
- Тульской области
- Тюменской области
- Ульяновской области
- Челябинской области
- Читинской области
- Ярославской области
- города Москвы
- города Санкт-Петербурга
- Российской Федерации
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.) Править
31 марта 1992 года договор был подписан полномочными представителями Российской Федерации и полномочными представителями автономных областей и автономных округов:
11 июля депутаты Госсовета Татарстана обратились к Владимиру Путину с просьбой продлить договор о разграничении полномочий между федеральными властями и регионом. Срок действия соглашения между Москвой и Казанью истекает 24 июля.
31 марта 1992 года все регионы, кроме Татарстана и Чечни, подписали с центром Федеративный договор, закрепивший федеративное устройство страны. Власти Татарстана потребовали заключения отдельного соглашения , заявив, что договор лишит регион суверенитета, одобренного на референдуме в марте 1992 года. В результате противостояния Казани с центром в республике были сорваны выборы декабря 1993 года в Госдуму и Совет федерации, а также референдум о принятии Конституции РФ.
15 февраля 1994 года президенты РФ и Татарстана Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев подписали договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий» . Документ дал региону исключительное право распоряжаться землей и ресурсами, создать систему госорганов, формировать бюджет, иметь свое гражданство и участвовать в международных отношениях. Срок действия договора не ограничивался. Впоследствии договоры с центром заключили еще 45 регионов.
31 августа 2000 года президент России Владимир Путин назвал несоответствие федеральных и местных законов «миной замедленного действия» , которая должна быть «изъята и уничтожена». В июне 2001 года для изменения договорной системы создана комиссия под руководством Дмитрия Козака. По ее рекомендациям 4 июля 2003 года принят новый закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» , установивший, что все договоры между центром и регионами должны быть переутверждены федеральными законами в течение двух лет. В Кремле дали понять, что массового перезаключения договоров не будет.
Кроме того, в 2000 году Генпрокуратура начала борьбу за отмену не соответствующих федеральному законодательству пунктов конституции Татарстана , в частности о суверенитете, о гражданстве, об обязательном двуязычии президента и других. В марте 2004 года все спорные пункты были признаны Верховным судом Татарстана незаконными .
В октябре 2005 года Госсовет Татарстана одобрил новый проект договора , подготовленный при участии полпредства президента в Приволжском федеральном округе. По сравнению с 1994 годом Казани удалось отстоять позиции лишь по двум вопросам — нефтяному и языковому. 8 ноября 2006 года Владимир Путин внес проект в Госдуму.
9 февраля 2007 года Госдума утвердила новый договор о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и Татарстаном. Несколько дней спустя он был отклонен Советом федерации, обнаружившим в тексте ряд положений, противоречащих Конституции. Уточненная версия была принята в июне и утверждена федеральным законом от 24 июля 2007 года сроком на десять лет . Согласно договору, Татарстан имеет право на совместное с федеральным центром решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями республики. На сегодняшний день Татарстан остается последним субъектом РФ, у которого есть договор о разграничении полномочий с федеральными властями.
В декабре 2016 года спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил, что власти республики будут настаивать на продлении договора о разграничении полномочий. Нынешний президент Татарстана Рустам Минниханов, возглавляющий республику с 2010 года, также заявил, что новый договор «ничего плохого никому не принесет, только хорошую динамику развития».
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации,
проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству народов Российской Федерации,
признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации и целостности ее территории,
ставя целью достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,
реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, территории проживания и других обстоятельств, заботясь о его материальном благосостоянии и духовном развитии,
стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе рационального распределения полномочий и их эффективного осуществления,
исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации самостоятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,
руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного устройства и федеративных отношений в Российской Федерации,
договорились о нижеследующем:
Статья I
1. К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство, состав, территория Российской Федерации и ее целостность; утверждение образования новых краев, областей; утверждение изменений границ краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
в) защита прав и свобод человека и гражданина и гражданство Российской Федерации; защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
д) определение основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в Российской Федерации;
е) федеральная государственная собственность и управление ею;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) статус, режим и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно — процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; административно — процессуальное, трудовое, семейное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический бухгалтерский учет;
с) федеральная государственная служба;
т) государственные награды и почетные звания Российской Федерации.
2. Органы власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
3. Краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу гарантируется представительство в федеральных представительных органах государственной власти Российской Федерации.
Статья II
1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации относятся:
а) обеспечение соответствия уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам Российской Федерации;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
в) установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге;
г) установление общих принципов налогообложения в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге;
д) адвокатура, нотариат;
е) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
ж) административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
з) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
и) здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;
к) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
л) карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
м) другие полномочия, отнесенные Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации.
2. По вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.
3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу.
Статья III
1. Все полномочия государственной власти, не отнесенные согласно статьям I и II настоящего Договора к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
2. Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
3. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов.
4. Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Статья IV
1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации.
2. Органы государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Статья V
1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации, края, области, а также республики, автономной области, автономного округа в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации.
Статья VI
1. Органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, равно как и федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным настоящим Договором к ведению краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
2. В случае издания органами государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также при противоречии правовых актов края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга федеральным законам, изданным по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, применяются федеральные законы.
3. Споры по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.
Статья VII
Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга строятся на основе Конституции Российской Федерации, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.
Статья VIII
Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке.
Статья IX
Положения настоящего Договора вносятся в порядке совместной законодательной инициативы на Съезд народных депутатов Российской Федерации для их оформления в качестве раздела Конституции (Основного закона) Российской Федерации.