Договор вече с князем

Новгородское вече (от ст.?слав. в?тъ — «совет») — своеобразная форма государственного управления (законодательной власти) в Новгородской республике [1] [2] . По мнению академика В. Л. Янина , форму управления в виде «вечевого строя» или «боярской республики», ограничивавшие власть князя, можно датировать «моментом заключения прецедентного (принимаемого за образец) договора с князем Рюриком» [1] (согласно летописи, 862 годом). Новгородское вече просуществовало более шести веков, дольше веч в других русских землях — до 1478 года.

Новгородское вече
Тип
Тип вече
Государство Новгородская республика
История
Дата основания 1136 год
Дата упразднения 1478 год

Содержание

Новгород не испытал на себе в полной мере характерной для Руси княжеской власти. Это создало благоприятные возможности для развития демократических форм управления, в том числе — и унаследованных от догосударственного периода развития [3] . Одной из них и было новгородское вече [4] .

В письменных источниках новгородское вече впервые упоминается в 1016 году, когда его созвал Ярослав Мудрый [5] .

В четверг 15 января 1478 года самостоятельное существование Новгородского государства закончилось. В город въехали московские бояре и дьяки Ивана III. Вечевой колокол Новгорода был отвезён в Москву. Самоуправление ликвидировалось полностью, и новгородское вече с тех пор перестало собираться [6] .

Как правило, на общегородское вече горожане собирались в строго определённом месте. В Новгороде у Софийского собора.

В случае серьёзных разногласий, часть горожан, недовольных принятым решением, собиралась в другом месте. В Новгороде, такое альтернативное вече созывалось на Ярославовом дворище, на Торговой стороне [5] .

Термин «вече» в источниках встречается часто. Новгородский летописец пользуется этим понятием очень широко. Он называет вечем и общегородское собрание, решающее важные государственные вопросы (например, о выборе или изгнании князя, о войне и мире), и собрании кончан и уличан, и сходку во время военного похода, и сборища заговорщиков по дворам и тому подобное. Чаще всего летописец говорит о вече как об общем собрании новгородцев по случаю чрезвычайных событий в общегосударственном масштабе, руководимом должностными лицами [7] .

Среди историков нет единства в оценке полномочий веча. Причиной тому — нестабильность этого правового института. Зачастую вече само определяло свою компетенцию, поэтому в разные исторические периоды она была различной [4] .

В. Л. Янин характеризует новгородский вечевой строй как образец феодальной демократии в её русском боярском варианте [8] .

По мнению историка Н. А. Рожкова, вече было единственным и неограниченным носителем законодательной власти, оно руководило финансами, объявляло войну и заключало мир, утверждало договоры с иностранцами, вело суд по политическим и должностным преступлениям. Впрочем, всевластие веча не было таким уж абсолютным, фактически оно попадало под влияние правительственного совета, хотя юридически совет был подчинен вечу. Выросший из «совещательного учреждения при князе с неопределенным и непостоянным составом и неясными случайными» функциями, с XIII века совет стал совершенно независимым от князя и объединял в себе степенных, посадника, тысяцкого, сотских и кончанских старост [9] .

Ряд (др.-рус. рядъ , реже ряда и др. производные термины, см. ниже) — в Древней и Удельной Руси договор, соглашение. Имел юридическую силу. Договор, в частности, был одним из основных источников публичного права [1] и определял политический быт: международные отношения, отношения между русскими князьями, отношения князя с населением (вечем и местной знатью) и отношения князя с дружиной. Такое политическое соглашение, помимо слова ряд, называлось также докончание, крестное целование [2] .

Документ, фиксировавший достигнутое соглашение, назывался докончальная (докончанная) грамота, докончальная (позднее — также докончальный ярлыкъ) [3] , рядная грамота (документ, закрепляющий сделку, соглашение), рядная запись (письменный договор, в том числе договор о заключении брака, росписи приданого), рядная, рядница (письменный договор, расписка) [4] , крестная (крестоцелованная, крестоприводная) грамота (документ, утвержденный крестным целованием), крестоцеловальная (крестоприводная) запись (документ, составляемый при принесении присяги) [5] , порядная запись, порядное письмо, порядная, порядня [6] , заряд (договорная запись или обязательство с платежом за неустойку или с потерей залога; неустойка, штраф за нарушение договора), зарядная грамота, зарядная запись [7] .

Содержание

Ряд — слово праиндоевропейского происхождения: родственно лит. rinda — «ряд, линия», ирл. rann — «часть» и др. [8] В древнерусском и производных от него языках слово «ряд» и связанные с ним слова имели большой спектр значений [4] Ниже приведены только юридические и близкие к ним значения слова «ряд» и его производных.

Рядъ имел значения: «решение спорных дел, правосудие»; «порядок, управление, дело, касающееся управления»; «хозяйственное поручение»; «правило, устав»; «договор, уговор, условие, соглашение» («…а второе холопьство: поиметь робу без ряду, поиметь ли с рядомь, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить; а се третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к соб? без ряду, с рядомь ли, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить», Русская Правда Пространной редакции, XII век [9] ); «наём на работу»; «завещательное распоряжение»; «удел, наследство»; «разряд, степень, должность, чин, достоинство»; «административная единица или купеческая община в средневековых Новгороде и Пскове». Выражение «положити рядъ (ряды)» означало «заключить договор» («Посла Олегъ мужи свои построити мира и положити ряды межи Гр?кы и Русью», 912 год [10] ). «Покладати рядъ» — «устанавливать порядок владения, управления на подвластной территории». Ряда — «условие, уговор, договор, переговоры, имеющие целью заключение договора, сделки»; «то, что положено по условиям договора, условленная плата»; деятельность по управлению работами, хозяйством крупной вотчины. Ряды — «переговоры». Рядство — «устройство, управление». Рядничество — «управление, осуществляемое должностными лицами». Ряжение — «решение, постановление»; «распоряжение, завещание». Уряженье — «правило, устав». Вряжение — «распоряжение, постановление» [11] . Нарядъ — «порядок, устройство, правопорядок, организация»; «деятельность по устройству, организации чего-либо, руководство, управление, надзор»; «приказание о посылке на работу, на службу, задание, назначение, приказ, распоряжение»; «подлог, сфабрикованное дело, обвинение». Порядъ — «порядок»; «договор, соглашение» («И выиде Олегъ из города, хотя мира, и вдаста ему миръ, рекуще сице: „Иди къ брату своему Давыдови, и приидита къ Кыеву на столъ отець нашихъ и д?дъ нашихъ, яко то есть стар?й в земл? наш?й Кыевъ, и туто достоить снятися и порядъ положити“. Олег же об?щася створити, и на семь ц?ловаша хрестъ», 1096 год [10] ); «собрание для переговоров, принятия решения»; «подряд, временная работа на определённых условиях»; «плата, обусловленная договором». Поряда — «договор, соглашение»; «подряд, временная работа на определённых условиях». Порядокъ — «порядок». Подрядъ — «обязательство поставлять что-либо, выполнять работу по заказу, работа по такому обязательству, подряд». Подрядня — «письменное распоряжение». Разрядъ (розрядъ) — «распределение, назначение на какие-либо места, должности, распределение мест»; «документ, фиксирующий служебные назначения»; учреждение при патриархе или архиерее меньшего ранга в Русском государстве; зарубежное центральное правительственное учреждение, ведающее военными и государственными делами. Разрядъ, Разрядный приказъ — одно из центральных правительственных учреждений в Русском государстве. Разрядъ (розрядъ), разрядная книга — книга, в которой собраны документы, фиксирующие служебные назначения, царские указы, сведения о событиях и др., в Русском государстве. Разряда (розряда) — «распределение». Разрядство (розрядство) — «распределение, назначение». Рядовая — очередь на выполнение повинности. Рядовое — «оговоренная в договоре плата». Ряженое — «то, что следует по уговору». Порядное — «плата, обусловленная договором»; «пошлина при заключении торговой сделки». Рядный — «рядовой, занимающий низкое общественное положение». Рядецъ, рядца — «сановник»; «управляющий»; «посол»; «свидетель при заключении договора», «нанимающий на работу». Рядникъ — «простой, рядовой человек»; «сановник, должностное лицо, осуществляющее управление»; «пристав, караульный»; «наниматель, подрядчик». Рядчикъ — «подрядчик». Рядичь — «исполнитель хозяйственных поручений». Рядовичь, рядовникъ — зависимый человек, по своему положению близкий к холопу, но имеющий обусловленную договором возможность освобождения. Рядовникъ — «лицо, начальствующее над группой людей, работников». Рядовитинъ (мн. ч. рядовичи) — член купеческой общины (ряда); выборный представитель ряда (купеческой общины или административной единицы) в Новгороде. Рядитель — «управляющий, правитель». Рядничий — должностное лицо в Великом княжестве Литовском XV века. Урядникъ — «должностное лицо»; чиновник в органах государственной власти (урядах) Великого княжества Литовского. Нарядникъ — «распорядитель, начальник, руководитель»; «назначающий людей на работы и следящий за их исполнением». Нарядчикъ — «распорядитель, руководитель работ, старший на работах»; выборный старшина из среды служилых людей; младший начальник у служилых иноземцев; «составитель подложных документов». Порядчикъ — «нанимающий кого-либо для исполнения временной работы»; «обязавшийся по подряду исполнять какую-либо работу или поставлять что-либо, подрядчик». Подрядчикъ (подрятчикъ) — «обязавшийся по подряду исполнять какую-либо работу или поставлять что-либо, подрядчик». Зарядчикъ — «подрядчик, поставщик» [7] . Рядный (прил.) — «распорядительный»; «административный (об уме)»; «полагающийся по договору». Рядный список — список рядной записи, росписи приданого. Рядный мужъ — «сановник». Рядовой (прил.) — «не начальствующий, нечиновный, рядовой»; «поступающий на службу по договору»; «относящийся к договору, полагающийся по договору». Рядовая служба — «бессменная служба на общих основаниях, наравне с кем-либо (в ряд)» [4] . Порядный (прил.) — «поставляемый или изготовляемый по подряду, выдаваемый по условиям подряда, оговоренный в подряде». Подрядный (прил.) — «поставляемый или изготовляемый по подряду, выдаваемый по условиям подряда, оговоренный в подряде»; «работающий по подряду». Подрядная запись — документ, содержащий условия подряда [12] . Нарядный (прил.) — «подложный, составленный с неблаговидной целью»; «относящийся к назначению на службу». Разрядный (розрядный) (прил.) — «относящийся к разделу имущества, владений, распределению обязанностей, мест, служебных назначений»; «относящийся к Разрядному приказу»; «относящийся к патриаршему или архиепископскому учреждению — разряду». Разрядная изба — Разрядный приказ или его главное помещение; воеводская канцелярия в главном городе приграничной области Русского государства. Разрядная полата — помещение судебного и административного назначения в Русском государстве. Разрядные площади подьячий, разрядныхъ с?ней подъячий — площадной подьячий, связанный с Ивановской площадью, где находился Разрядный приказ [13] . Порядкомъ — «соблюдая порядок» [6] . Нарядно — «ложно, подложно». Нарядомъ — «по предварительному сговору против кого-либо, с намерением оклеветать» [14] .

Глагол рядити имел значения: «править, управлять, распоряжаться чем-либо»; «назначать»; «договариваться (оговаривая условия сделки)» («О р?з?. Аже кто даеть куны в р?зъ, или наставъ в медъ, или жито во просопъ, то послухи ему ставити: како ся будеть рядилъ, тако же ему имати», Русская Правда Пространной редакции, XII век [9] ); «принимать на службу, на землю вотчины на договорных условиях». «Ряды рядити» — «решать дела, касающиеся управления». «Суды рядити» — «производить суд». Рядитися — «договариваться, заключать соглашение»; «при заключении сделки договариваться о цене, условиях»; (за кого) «поселяться в чьих-то владениях на предварительно оговоренных условиях» [4] . Урядити — «учредить, установить» [15] . Нарядити — «распорядиться, указать, назначить, определить»; «сделать что-либо в качестве организатора, заказчика»; «составить подложно, подделать». Наряжати — «организовывать»; «делать, изготовлять в качестве заказчика»; «руководить, распоряжаться, ведать, управлять»; «назначать»; «фальсифицировать»; «составлять подложно, подделывать (документы), фабриковать (дело против кого-либо)». Наряживати — «назначать»; «тайно, незаконными средствами подготавливать, фабриковать (судебное дело против кого-либо)». Нарядъ (наряды) наряжати — «готовить фальшивые документы, организовывать ложные показания» [14] . Порядити — «привести в норму, в порядок»; «установить (плату, обусловленную договором)»; «соблюсти (договор, соглашение)»; «нанять для исполнения временной работы, подрядить». Порядитися — «договориться, заключить договор»; «наняться для исполнения временной работы, подрядиться». Поряжатися — «наниматься для исполнения временной работы, подряжаться» [6] . Подряжати — «нанимать для исполнения временной работы, подряжать». Подряда — действие по глаголу подряжати (в приведённом выше значении). Подряжатися — «наниматься для исполнения временной работы, подряжаться» [12] . Зарядити, зарядитися — «договориться, условиться» [7] . Отрядити — «назначить, отрядить». Отряжати, отряживати — «посылать с поручением, отряжать». Отряжение — действие по глаголу отрядити [16] . Срядити — «устроить, организовать». Срядитися, срядитися рядомъ — «заключить договор, договориться» [17] . Разрядити (розрядити) — «распределить людей, дать назначения»; «разделить, распорядиться о разделе, распределении чего-либо, разделить общее имущество, наследство»; «устроить, сделать распоряжения». Разряжати (розряжати) — «распределять людей, давать назначения»; «устанавливать порядок, надлежащие взаимоотношения» [13] .

Докончание связано с глаголом докончати, имевшим значения: «окончить, завершить»; «выполнить»; «договориться, условиться, заключить соглашение» («И докончаша межи собою князь Юрьи и князь Михайло яко итти об?ма въ орду», 1317 год [18] ); «умертвить, уничтожить». Докончатися — «кончиться, прекратиться». Выражение «докончати миръ, рядъ» означало «заключить мир, договор» («Се азъ князь Олександръ и сынъ мои Дмитрии… и съ вс?ми новгородци докончахомъ миръ… и съ вс?мъ латиньскымь языкомь», третья четверть XIII века [19] ). Доконати — «осуществить, выполнить, довести до конца»; «установить, обосновать, доказать» [3] .

Докончание, или докончанье, помимо значения «договор, соглашение», имело значения «заключение договора» («Се покончаша промежъ себе отъ Славенскаго конца посадники… А на семъ доконцаньи были люди добрые…», 1436—1456 годы [20] ); «окончание, конец». «Быти въ докончании» — «находиться в договорных отношениях». «В?чное докончание» — «вечный мир, бессрочный договор о мире». Доконъ — «окончательный договор, окончательное решение дела» [3] .

Крестное ц?лование — клятва, присяга, подтверждённая целованием креста; договор, подтверждённый такой присягой. Крестоц?ловальникъ — приносящий присягу, подтверждаемую целованием креста. Крестоприводство — приведение к присяге, сопровождаемой целованием креста. Крестоприводная пошлина — пошлина, взимаемая при составлении крестных грамот. Крестоприводная книга — книга, содержащая текст присяги и списки лиц, приведённых к ней. Крестное преступление — нарушение присяги, крестного целования («И ц?лова крестъ; и отпусти и Мъстиславъ в Котелницю. И того же л?та преступи Володимер крестное ц?лование», 1168 год, Моск. лет., 76). Крестоперецъ — дающий ложную клятву, целуя крест [5] .

Договорное право, наряду с обычным правом, было одним из основных источников русского права. Однако позднейшие договоры нередко повторяли содержание более ранних, поэтому в их тексте не всегда возможно отделить обычное право от договорного. Также сложно установить время возникновения конкретной правовой нормы. В ряде случаев договоры ссылаются на старину, то есть давний обычай. Различные интересы сторон побуждали каждую из них толковать старину в свою пользу, а при возникновении споров каждая из сторон являлась судьей в собственном деле. Поэтому все политические отношения, основанные на договорном праве, отличались непрочностью [2] .

Наиболее ранними известными русскими письменными договорами были договоры Руси с Византией X века, записанные на харатьях. Тексты этих договоров сохранились в составе Повести временных лет [10] . Известно ещё два домонгольских международных соглашения: Договор Новгорода с Готским берегом и немецкими городами конца XII века [21] и «Смоленская торговая правда» 1229 года. Остальные сохранившиеся письменные договоры не восходят дальше второй половины XIII века, но самый ранний упоминающийся в письменных источниках договор (ряд), вероятно, существовавший в устном виде, был заключён приблизительно в 862 году между варяжскими князьями во главе с Рюриком и призвавшими их племенами славян и финнов. От XII века имеются указания на междукняжеские крестные грамоты и поряды между князьями и городами, сохранявшиеся в церквях. Об этих договорах свидетельствуют краткие летописные заметки [2] .

Рядом называлось любое частноправовое соглашение, включая договор о предоставлении средств в долг под проценты (ст. 50 Русской Правды Пространной редакции) [9] , договоры, заключавшиеся при поступлении на службу (см. ниже), специальный договор при женитьбе на робе (холопке), позволявший избежать перехода супруга в статус холопа («а второе холопьство: поиметь робу без ряду, поиметь ли с рядомь, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить», ст. 110 Пространной Правды) [9] .

Зависимые люди Править

Ряд мог заключаться между феодалом (князем, боярином) и лично и/или экономически зависимыми людьми, которые по условиям ряда находились у него на службе. Люди, заключившие такой ряд, назывались «рядовичи».

Вольная служба Править

Договорными были отношения между князем и его дружиной, между князем и боярами, между князем и вольными слугами. Специальный договор заключался при поступлении на службу тиунов и ключников. Договор гарантировал им сохранение личной свободы; в противном случае эти слуги переходили в статус холопов («а се третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к соб? без ряду, с рядомь ли, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить», ст. 110 Пространной Правды) [9] .

Согласно М. А. Дьяконову, отношения между князем и дружиной были свободными и определялись их взаимным соглашением и доверием [22] . П. С. Стефанович пишет, что присяга верности дружинников и их право отъезда как институты в домонгольской Руси были неизвестны. Поступая на службу к князю или в ряде случаев уже находясь на ней, бояре вместо клятвы выражали свою верность словами «приять в сердце», «готов сложить голову» и т. п. [23] О докончаниях князей с дружиной или с вольными слугами летопись упоминает наряду с докончаниями с населением. Например, князь Мстислав Изяславич, занявший киевский стол в 1169 году, заключил «ряды с братией, с дружиной и с кияны». Ряды могли заключаться как с отдельными слугами, вступающими в дружину, так и с целой дружиной. Так, когда князь умирал, и дружина переходила на службу к его преемнику, последний заключал договор с дружиной в целом. Договорные отношения этого типа существовали вплоть до ликвидации вольной службы. Еще в XIV и XV веках вольные слуги «приказываются» на службу, но могут и «отказаться» от неё: они пользовались как свободой поступления на службу к тому или иному князю, так и правом отъезда от одного князя к другому. Это право подтверждалось во всех междукняжеских договорах. В письменном виде, в виде договорных грамот князей со слугами, данные соглашения неизвестны, о таких грамотах нет никаких упоминаний. Вероятно, эти докончания имели только устную форму, поэтому неизвестно и их точное содержание.

В договорах оговаривались условия службы, причём служба подразумевалась только ратная. Договор включал условия о порядке отбывания службы и размере вознаграждения. Только изредка памятники указывают на служебные условия дружинников и вольных слуг: они целовали князю крест на том, что будут служить ему до последней капли крови. Так, нижегородские бояре отвечают своему князю, который в минуту опасности напомнил им об их обязательствах, принятых на себя под крестным целованием: «Мы единомысленны к тебе и готовы за тебя головы сложить». Князья же принимали на себя обязательства «по достоянию их жаловать», «воздавать им достойную честь против служения их». Князья платили своим слугам золотом и серебром, позднее наделяли их вотчинами и кормлениями, предоставляли им судебные и финансовые льготы. Договоры вольной службы постепенно выходили из практики по мере того, как московские князья начали борьбу с правом отъезда. Они охотно принимали к себе новых слуг, но отъезда не допускали и наказывали отъездчиков. В XVI веке в Москве все въезжие иноземцы могли приказаться на службу, но отказ от службы уже не допускался. При Иване Грозном впервые были определены нормы службы [2] [24] [25] .

Ряд мог заключаться между князем и подвластным населением. Такие договоры были следствием права населения определенной территории приглашать к себе князя [2] . Раннее Русское государство строилось на основе устного договора между князем и его дружинной с одной стороны и племенной знатью и формально всем подвластным населением с другой стороны. Князь и его дружина защищали своих данников, решали судебные тяжбы, осуществляли торговлю и строили города. Они обязаны были действовать в соответствии с местным правом. Подвластное население в свою очередь платило дань и принимало участие в ополчении [26] [27] . Начальная летопись следующим образом описывает заключение ряда между варяжскими князьями и призвавшими их племенами славян и финнов (862 год):

В л?то 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в соб? волод?ти. И не б? в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобиц? в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «Поищемъ сами в соб? князя, иже бы волод?лъ нами и рядилъ по ряду, по праву.» Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, ин?и и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словен?, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней н?тъ. Да поидете княжить и волод?ть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по соб? всю русь, и придоша къ слов?номъ п?рв?е [10] .

В последующие века ряд продолжал играть важную роль в древнерусских княжествах: князь и его администрация (дружина) строили свои отношения с местной знатью и прочим населением (преимущественно горожанами) на основе договорных отношений. Князь, нарушивший договор, мог быть изгнан (Изяслав Ярославич и Всеволод Ярославич) или даже убит (Игорь Рюрикович и Игорь Ольгович).

Соглашение князей со славяно-финскими племенами имеет параллели с соглашениями при избрании конунга в Скандинавии как они описаны в королевских сагах. Так, согласно Снорри Стурлусону, Хакон I Добрый (920—961) собирает тинги и заключает договор с местной знатью и бондами, недовольными его братом Эйриком. Так же приходят к власти и некоторые другие конунги. Конунг, нарушивший свои договорные обязательства, мог быть изгнан (Олав II Святой) [28] .

Докончания князей с городами Править

Докончание князя с населением (вечем, местной знатью) города, или ряд, поряд, наряд с князем, подтверждались взаимным крестным целованием. По выражению летописи, князь «утверждался» с людьми, причём, как указывает П. В. Лукин, под обобщающими терминами («кияне», «новгородьци» и др.) могли подразумеваться только социальные верхи, которые и были основными участниками договора со стороны горожан [29] . Князь, занявший стол помимо воли населения, например, изгнавший своего противника, также должен был утвердиться с людьми, поскольку без поддержки веча ему трудно было удержать власть. Такие соглашения заключались не только при занятии стола. В условиях неустойчивости междукняжеских отношений положение князя могло измениться в короткое время. Угрозой для него были другие князья-претенденты на стол. Эти обстоятельства побуждали князей вступать в новые соглашения с вечем. Кроме того, князь мог занимать один и тот же стол несколько раз, в каждом случае заключая новое соглашение. Так, в 1169 году Мстислав Изяславич по приглашению киевлян занял киевский стол и «взял ряд» с ними. В том же году в результате Киевский похода, организованного Андреем Боголюбским, Мстислав оставил Киев, но вскоре опять возвратился на прежний стол и снова «взял ряды с братией и с кияны».

С XII века, а возможно и раньше, договоры этого рода обрели письменную форму, но из них сохранились только новгородские тексты от второй половины XIII века. О более ранних докончаниях с другими городами свидетельствуют краткие летописные записи. Чаще всего летопись не указывает условий соглашения или передает их в общих выражениях. Например, под 1199 годом сообщается, что князь Роман Мстиславич целовал крест галичанам, «еже любити их, никого-же обидети».

Источники упоминают о всем поряде, или наряде, князя с народом. Например, владимирцы в 1175 году посадили у себя на столе с радостью Ярополка Ростиславича, «в святей и Богородици весь поряд положьте». Сомнительно, что «весь поряд» означал подробные правила управления и суда, поскольку даже позднейшие новгородские договорные грамоты обходят молчанием многие стороны княжеского управления. Сотворить «весь поряд», вероятно, значило лишь решить все спорные вопросы, в то время как большая часть правил о порядке управления и суда опиралась на обычай — пошлину, или старину. В обеспечение этих обычаев в договоры вносилось обязательство править «по старине».

Выражение источников о том, что князю предоставлен стол «на всей его воли», означало принятие народом предложенных князем условий, а не наделение князя неограниченной властью. Известны и обратные случаи: князь мог целовать крест «на всей воли» народа. Например, в 1146 году в Киеве эту юридическую процедуру выполнил Игорь Ольгович.

В ряде случаев вече определяло срок, на который избирался князь. Так, киевляне, избрав своим князем Ростислава Мстиславича, обещают ему: «А до твоего живота Киев твой» (до конца жизни). Иногда народ целовал князю крест «и на детях его». Этим вече не отказывается впредь от права избирать князя, а лишь обязуется по смерти правящего князя выбирать преемников из его потомства. Если срок не упоминался, он, вероятно, был неопределенным, и князь правил, пока между ним и народом поддерживались мирные отношения.

Иногда вече определяло, кем и как должен отправляться суд. Подробно это условие было оговорено киевлянами с Игорем Ольговичем в 1146 году. Нарушение обычно-правовых правил суда влекло за собой изгнание князя и его судей. Так, в 1176 году во Владимире народ изгнал Ярополка Ростиславича и его детских, взимавших высокие судебные пошлины [2] [30] .

Договоры Новгорода с князьями Править

Согласно сохранившимся договорам Новгорода с князьями, княжеская власть ограничивалась рядом условий. Князь не мог:

  • издавать без посадника «грамот»;
  • раздавать без посадника волостей, то есть назначать местные власти, избравшиеся из новгородских жителей;
  • лишить мужа волости без вины, то есть смещать с должности без суда;
  • судить без посадника;
  • вызывать новгородцев за пределы Новгородской земли по делам управления и суда;
  • князь и его слуги не могли приобретать в новгородских владениях недвижимых имуществ.

Кроме того, договоры определяли размер некоторых доходов князя и его слуг, ряд правил о порядке общего суда и другие условия. По всем иным вопросам новгородцы налагали на князей обязательство «держать Новгород в старине, по пошлине» [2] [31] .

Докончания между князьями были единственным способом определить запутанные междукняжеские отношения и служили этой цели до начала XVI века. Последний известный договор этого типа был заключён в 1531 году московским государем Василием III со своим родным братом удельным князем Дмитровским Юрием Ивановичем. Сохранилось около 66 договоров данного рода, древнейший из них заключён не ранее 1341 года. Все сохранившиеся междукняжеские договоры, за исключением одного, заключены князьями Московского дома [2] .

Неприкосновенность владений Править

В качестве общего правила договоры включали условия о неприкосновенности и независимости владений князей-союзников. Они обязуются «не подозреть», «не искать», «не хотеть», «блюсти и не обидеть» княжения. Подразумевалось и редко выражалось прямо право князя на независимое управление своей территорией. Так, указывались обязательства не высылать на чужую территорию даньщиков и приставов, не выдавать касающихся её жалованных грамот. Договоры обычно также устанавливали границы владений [2] .

Договорное братство Править

Вторым общим правилом было условие о братстве князей, устанавливавшее договорное братство — систему договорной иерархии, отличной от родовой. Все русские князья были едиными по происхождению и имели право на владение частью Русской земли. Фактически же сильные князья имели больше земель. В противовес этому в договорах появляется условие о братстве князей. Братья в княжеской семье различались по старшинству, причем старейший обычно получал лучший стол. Так и договорное братство различало старейшего брата, или старейшину, просто брата и младшего брата. Эта градация могла как соответствовать реальному возрасту союзников, так и расходиться с ним. Например, племянник по договору мог оказаться «старейшим братом» своего дяди [2] .

Мирный союз Править

Собственно условия мирного союза включали обязательство «жить за один», «быть в одиначестве», то есть согласии и любви, действовать по общей думе. Сюда же относились условия о порядке выступления на войну и обязательство «не кончивать» — не вступать без согласия в новые союзы и, следовательно, не предпринимать односторонних военных действий. Слабые князья предоставляли сильным союзникам право решать за них вопросы войны и мира. Такие отношения наблюдаются уже между южнорусскими князьями, но более характерны для московских князей, которые с помощью договоров обеспечили за собой право исключительных внешних отношений с Ордой [2] .

Другие условия Править

В междукняжеских докончаниях встречается ещё ряд условий: правила об отъезде вольных слуг от одного князя к другому; об общем суде по спорным вопросам о границах и по частным делам; о порядке торговли; о выдаче преступников, беглых холопов и должников, о возвращении изменников и награбленного имущества до заключения мира и др.

Неприкосновенность мелких княжений являлась препятствием на пути к объединению Северо-Восточной Руси. Но сильные московские князья, начиная с Дмитрия Донского, при благоприятных условиях систематически нарушали принятые на себя под клятвой обязательства, толкуя договорную старину с точки зрения своих интересов. В деле объединения земель московские князья находили поддержку со стороны духовенства. От междукняжеских договоров со временем осталась только форма. Сама эта форма перестала существовать в малолетство Ивана Грозного, когда взрослые дяди великого князя-младенца принуждены были целовать крест в обеспечение односторонне принятых ими обязательств [2] .

В первом материале регулярного проекта РАПСИ об истории выборов в России описываются все стадии республиканской формы правления, опробованные нашими предками. О важных правовых деталях государственного устройства такого типа и малоизвестных занимательных фактах, как именно было организовано голосование в Новгороде, рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

В догосударственный период существования восточнославянских племен все важнейшие вопросы жизни общества решались на народных собраниях. Такое было и у других народов. Это время и форма организации первобытного общества назывались «военной демократией». «Военной» — потому что на таких собраниях принимали участие с правом решающего голоса мужчины-воины.

С созданием государств на Руси в виде княжеств, т.е. в форме монархий, народные собрания – вече – не исчезли. Они продолжали существовать при князьях и играли большое значение. Однако в целом говорить о роли вече в разных русских княжествах периода феодальной раздробленности довольно сложно. Тут разброс оценок их политического веса, судя по летописям, может быть значителен.

В некоторых княжествах они продолжали сохранять за собой функции высшего органа власти, без одобрения которого не вступали в силу решения князя. Во многих местах существовало нечто вроде «двоевластия». Где-то вече собирались время от времени лишь для обсуждения самых важных коренных вопросов, а кое-где они постепенно превратились в некий совещательный орган при князе. В отдельных случаях вече отходило в прошлое как «пережиток», но о нем вдруг вспоминали в случае противостояния общества с князем, и тогда стихийно собравшееся вече становилось местом и формой протеста.

Наиболее важную и даже решающую роль в управлении государствами играли вече в двух республиках: Новгородской и Псковской (отделилась от Новгорода в 1348 году). Слово «республика», употребляющееся в характеристике государственного образования периода феодализма, непривычно, режет слух и вызывает вопросы у читателей. Но на самом деле это были самые настоящие республики. А как еще назвать государство, в котором все высшие должностные лица, включая князя и архиепископа, демократическим образом избирались на народном собрании – вече.

Даже по названию своей территории и формы государства Новгород отличался от других образований. В период феодальной раздробленности Русь распалась на десятки княжеств. Мы знаем, скажем, Владимирское, Тверское, Московское, Ростовское и другие княжества, но, когда речь идет о Новгороде мы говорим: «Новгородская земля». Так будет точнее.

До 1136 года из столицы Древнерусского государства Киева в Новгород великим князем присылались наместники. Эти князья-наместники назначали посадников и тысяцких. Однако такой порядок управления находил возражение у вольнолюбивых и достаточно самостоятельных новгородцев.

В 1136 году они взбунтовались и изгнали князя Всеволода. С тех пор там и воцарились республиканские порядки. Вече стало выбирать посадника и тысяцкого. Посадник был как бы высшим должностным лицом в республике, а в деле сбора и командования новгородским ополчением ему помогал тысяцкий. В любое время вече могло отозвать лиц, выбранных ими на эти должности.

Но князья в Новгороде были. Откуда и в каком качестве? Ведь в буквальном смысле местных «природных» новгородских князей не существовало. Их приглашало вече из других княжеств-монархий. И полномочия князя были весьма ограничены. С некоторыми оговорками таких князей можно называть воинами-наемниками.

Действительно, новгородцы нанимали князя с его дружиной главным образом для внешней обороны и исполнения судебных, а также полицейских функций. Они платили ему, назначая «кормление». Именно вече решало, кого из князей приглашать на службу, заключало с ним договор – «ряд», определяло размеры «кормления» князя и его дружинников.

Князь не мог даже купить землю в пределах республики, поэтому и не оседал в Новгороде, а по окончании договора покидал республику. Вече могло и изгнать князя, не дожидаясь истечение срока «ряда». Так, «святой благоверный» князь Александр Невский несколько раз становился новгородским князем из-за конфликтов с новгородцами.

О новгородском вече русские летописи впервые упоминают, описывая события 1016 года. Но, возможно, оно появилось значительно раньше, так как к этому периоду вече уже действовало достаточно отлажено, как устоявшаяся форма правления землей. Так в 862 году именно вече решило пригласить на княжение Рюрика, что и положило начало русской государственности.

Обычно сбор народного собрания объявлял посадник или тысяцкий. Для оповещения использовался специальный вечевой колокол. Кроме этого, в разные концы города отправлялись «биргочи и подвейские» — глашатаи, которые скликали народ на вечевую сходку. Любой свободный взрослый человек мужского пола мог принять участие в работе вече. Собрание происходило под открытым небом, так что гласность в его работе была обеспечена.

Вече было прежде всего высшим законодательным органом республики. Так, именно вече утвердило Новгородскую судную грамоту. Его решения были обязательны для исполнительной власти: посадника, тысяцкого, князя и сотских. Вече принимало решения о войне и мире, о заключении договоров с иностранными государствами.

Здесь же могли решаться и некоторые конкретные управленческие вопросы и вершиться правосудие по наиболее громким государственным преступлениям. Осужденных на вече преступников – их обычно приговаривали к смертной казни — тут же сбрасывали с Великого моста в реку Волхов.

Таким образом, четкого разделения ветвей власти в новгородской системе мы не наблюдаем: вече могло заниматься законотворчеством, решением управленческих вопросов и отправлением правосудия.

За поддержку Константинополя во время его конфликта с Киевом новгородский епископ Нифонт получил от Константинопольского патриарха титул архиепископа и тем самым – автономию от Киевского митрополита. Теперь новгородцы на своем вече получили право избирать и архиепископа. И в 1156 году они впервые избрали себе архиепископа Аркадия. А, например, согласно летописям, в 1228 году новгородское вече своим решением сместило неугодного ему архиепископа Арсения.

Все решения вече изначально принимало консенсусом. В случае, если меньшинство собравшихся имело другое мнение, проводились дальнейшие обсуждения вопроса с целью нахождения компромисса. Ради этого могли и перенести вопрос до следующего собрания, чтобы провести повторное голосование.

В этом мы можем усмотреть признаки соблюдения весьма прогрессивного принципа учета мнения меньшинства, до которого передовые демократии доходили потом долгие века. Правда, если единогласия все же не удавалось достигнуть, то пытались добиться хотя бы явного перевеса голосов в пользу одного из решений.

Голосовали в буквальном смысле, т.е. голосом. Но именно потому, что для принятия решения требовалось убедительное, точнее подавляющее большинство, то голосовавшие старались кричать изо всех сил. В результате активного участия в работе народного собрания порой мужчины приходили домой с вече осипшими и охрипшими.

Позднее, с углублением социального и имущественного расслоения, все труднее было находить консенсус между людьми с отличающимися интересами. И тогда в практике проведения вече появились и физические столкновения сторон в случаях равного распределения голосов. Так, в 1218 году вече, сопровождаемое кулачными битвами, собиралось ежедневно в течение недели, пока наконец, «не сошлись братья все единодушно».
С количественным ростом числа горожан возникли и организационные проблемы для проведения общегородских народных собраний. И тогда всё чаще стали прибегать к созыву представителей «концов» города. Дело в том, что общеновгородское вече и возникло как федерация «кончанских» вечевых собраний. Всего Новгород исторически делился на пять «концов» — частей города. В каждом из концов также собрались свои вече, где обсуждались местные проблемы и выносились решения, с которыми делегаты этого собрания отправлялись на всеобщее городское вече.

В литературе существуют оговорки по поводу «подлинной демократичности» в организации власти в Новгородской республике. Единственным основанием у сторонников таких сомнений является то, что вопросы на вече выносили представители старейших родов («совет господ»), они же и готовили проекты решений вече.

На наш взгляд, такие упреки в адрес демократичности вече несостоятельны, так как и в развитых демократиях существовали и существуют инстанции и органы, которые проделывают такую подготовительную работу. Это совсем не является признаком недемократичности государства, так как окончательное решение вопроса всё-таки выносилось всенародно и далеко не всегда заготовленные знатью проекты принимались на голосовании.
Впрочем, в дальнейшем, во времена «поздней республики» в XIV-XV вв. мы, действительно, видим возрастание роли знати в управлении Новгородом. И применительно к этому времени, может быть, и употребим термин «аристократическая республика». Однако вече сохранило свое значение до конца существования Новгородской республики.

Со складыванием русского централизованного государства началось «собирание русских земель» под началом Московского княжества. В 1478 году очередь дошла и до Новгородской земли. Самостоятельное существование этой республики закончилось, его территории вошли в состав жестко централизованного государства с монархической формой правления. Символ республики и демократии – вечевой колокол был снят и отвезен в Москву. Вече перестало собираться.

История рассвета и заката Новгородской республики. 28 мая 1136 года – 13 января 1478 года.

В период феодальной раздробленности на Северо-западе Руси появилось самостоятельное государственное образование — Новгородское княжество. Отличалось оно от прочих весьма оригинальным политическим устройством: верховная власть принадлежала не князю, а народному собранию (вечу), поэтому правомерно называть Новгород республикой.

Великий Новгород и его земли

Город делился Волховом на две стороны — Торговую и Софийскую. Торговая сторона получила название от находившегося там торга, то есть рынка. На торге располагался Ярославов двор, у которого собирались веча, и степень — помост, с которого обращались с речами на вече. Около степени стояла башня с вечевым колоколом, там же располагалась вечевая канцелярия. Софийская сторона получила название от находящегося там Софийского собора.

Город подразделялся также на 5 концов (районов). За каждым концом была закреплена определенная земля — пятина. Кроме пятин, в Новгородской республике существовало разделение на волости. Волости — это владения более отдаленные и позднее приобретённые.

Новгородская республика в период своего расцвета владела огромной территорией. Её земли простирались от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге. Новгороду принадлежали Волжская, Ижорская и Карельская земли, южное и западное побережье Кольского полуострова, Обонежье, Заонежье и Заволочье. До XIV века в состав Новгородской республики входила также Псковская земля.

С самого начала это государство было многонациональным. На территории, подвластной Новгороду Великому, жили, кроме русских, карелы, вепсы, саамы и коми. Населяли Новгород в основном ремесленники: кузнецы, оружейники, столяры, гончары, сапожники, ювелиры, но много было и простого люда — грузчиков, лодочников, строителей. Их называли «меньшими» людьми. В случае войны эти люди брались за оружие и становились главными и самыми отважными защитниками города.

Новгород был крупнейшим торговым центром. Отсюда можно было легко проехать в Балтийское море и в западные страны, во Владимирское княжество и Волжскую Болгарию, а там по Волге — в восточные страны. Через Новгород проходил знаменитый водный путь «из варяг в греки». В Новгород приезжали купцы из Германии, Швеции и других стран Европы, здесь размещались торговые дворы — Немецкий и Готский, организованные в XII веке для купцов германских городов. В 1184 году было начато строительство немецкой церкви св. Петра. В 1241 году был образован Ганзейский торговый союз северогерманских городов, куда вошёл и Новгород.

Великий Новгород был центром высокой культуры. Изделия новгородских ремесленников славились не только в русских землях, но и за границей. Улицы Новгорода были покрыты деревянными мостовыми, имелся подземный водосток, сооружённый из выдолбленных брёвен, и водопровод.

340 лет новгородской республики

До XII века Новгород входил в состав Киевской Руси. Киевские великие князья сажали в Новгород на княжение своих старших сыновей и с их помощью держали город в повиновении. Но и тогда власть князя была сильно ограничена. Высшим органом управления в городе являлось вече — общее собрание всех мужчин, созывавшееся звоном вечевого колокола. На вече обсуждались все важнейшие вопросы жизни города.

28 мая 1136 года новгородское вече окончательно порвало с Киевом. Новгородцы прогнали князя Всеволода Мстиславича и объявили Новгород республикой. С той поры новгородцы сами приглашали к себе князя на определенных условиях: по договору с городом князю запрещалось приобретать собственность в новгородских «волостях», т.е. на окраинах Новгородской земли, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось судить холопов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. Он был наёмным военачальником. В случае нарушения договора князь мог быть изгнан.

Новгородское вече выбирало правителей города: посадника, тысяцкого и архиепископа. Посадник, избранный на один-два года, руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием, представительствовал во внешних сношениях. Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. Архиепископ — глава церкви — был также хранителем казны, контролёром торговых мер и весов, посредником между князем и посадником.

Во второй половине XV века в Новгороде организовалась группа бояр, выступивших за союз с Литвой. На княжение новгородское правительство пригласило из Литвы сына киевского князя Михаила Олельковича, а новгородское духовенство отказалось подчиняться московскому митрополиту.

Великий князь московский Иван III (правил в 1462—1505 годах) призвал бояр, помещиков и духовенство покарать правителей Новгорода за измену Руси и православной вере. Умный и ловкий политик, он сумел поднять против них не только Москву, но и часть новгородцев.

В 1471 году Иван III организовал поход на Новгород. С некоторой задержкой Новгороду удалось сформировать ополчение численностью до 40 тысяч ратников. Основное сражение произошло 14 июля на реке Шелони. Несмотря на восьмикратное превосходство в силах, новгородцы были разбиты московским войском, потеряв двенадцать тысяч убитыми.

Усмирение Новгорода сопровождалось жесточайшими репрессиями. Летописцы сообщают о них с леденящими душу подробностями. Для начала у рядовых пленных отрезали носы, губы и уши и в таком виде отпустили по домам, чтобы всем показать, что ожидает тех, кто осмелится восстать против верховной московской власти. Пленных же воевод вывели на площадь, и, прежде чем отрубить им головы, у каждого предварительно вырвали язык и бросили на съедение голодным псам.

Иван III вернулся в Москву 1 сентября 1471 года. В 1477 году, когда новгородские власти вновь отказались величать Ивана III своим государем, а в городе были убиты несколько его сторонников, князь предпринял второй поход на Новгород. В пути к нему присоединилась тверская рать.

В начале декабря 1477 года Новгород был полностью блокирован, и 13 января 1478 года новгородские власти капитулировали. Иван III ликвидировал самоуправление Новгородской республики. По его распоряжению вечевой колокол — символ новгородской вольности — привезли в Москву и повесили на колокольню Успенского собора.

Вместо посадников и тысяцких Новгородом стали управлять наместники, присланные из Москвы. Многих новгородских бояр и купцов выслали из города, а их земли отдали московским служилым людям. Немецкий двор закрыли, иноземным купцам предложили приезжать с товарами в Москву. Обширные новгородские земли вошли в состав Московского княжества.

История средневековой Руси часто грешит весьма приблизительной хронологией, но время существования Новгородской республики известно с удивительной точностью: 28 мая 1136 года — 13 января 1478 года.

Оставьте комментарий