Исполнительное производство шпоры

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО СПЕЦКУРСУ «ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

№1 Исполнительное производство как заключительный этап защиты гражданского права.

В совр. науке большинство ученых придерживаются того что исполнительное производство-это стадия гражданского процесса. Т.к конечной целью рассмотрения гражд-го дела является постановление законного и обоснованного судебного решения, которое после вступления в законную силу приобретает свойство общеобязательности, и осуществление принудительного воздействия со стороны суда и органов исполнения по исполнению судебного решения или определения в установленном законом порядке является продолжением гражданского процесса. Есть ученые кот-е считают что исполнительное производство – это не стадия гражданского процесса а самостоятельная отрасль права. Исполнение судебных постановлений и иных актов, предусмотренных законом – это правоприменительная деятельность специальных субъектов исполнительного производства – судебных приставов исполнителей. В отличие от судебной деятельности судебный пристав –исполнитель не решает спор о праве, о правах и обязанностях, а исполняет те требования, которые были ранее определены в судебном процессе, нотариальном производстве, процессе рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам, иным путем. Задача судебного пристава исполнителя – не изменяя существа требований, принудительно их исполнить с помощью особого механизма исполнительного производства. Деятельность суда и др. субъектов(нотариуса, комиссии по трудовым спорам, административного органа, налагающего взыскание, органа осущ-го контрольные функции) можно определить как праворазрешительную, а деятельность судебного пристава-исполнителя- как правоприменительную. Но суд также осущ-ет правоприменительную деят-сть.Эффективнее исполнительное производство будет если пристав-исполнитель самостоятелен, т.е надо в дальнейшем приветствовать разграничение судебной и исполнительной деятельности. Исполнительное производство- процессуальная отрасль права, предмет правового регулирования которой составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму. Хотя есть точка зрения о внепроцессуальном характере исполнительного производства.

№2 Источники нормативно-правового регулирования исполнительного производства.

Раньше исполнительное производство рассматривалось в теории гражданского процесса как завершающая стадия гражданского судопроизводства. Если решение суда, обязывающее должника к совершению определенных действий или к воздержанию от них, добровольно не исполняется то возникает необходимость в его принудительном исполнении. И делается это именно в заключительной стадии гражд-го судопроизводства – стадии исполнения судебных постановлений. Ранее нормы регулирующие исполнительное производство размещались в ГПК РСФСР 1964 г. В качестве составной его части, и исполнительное производство регулировалось гражд-ким процессуальным правом и являлось частью гражданского судопроиз-ва. Нормат-ная основа исполнит-го производства изменилась в связи с принятием двух фед-ных законов от 21 июля 1997г.- ‘’О судебных приставах ’’ и ’’ Об исполнительном производстве’’.Система законод-ва об исполнит-м производстве сейчас в стадии формирования. Под системой законод-ва об исполн-м производстве понимается- совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы об исполнительном производстве. В соот. Со ст.2 ФЗ Об исполн-м произ-ве законод-во РФ об исполн-м произ-ве состоит из этого закона, ФЗ о судебных приставах и др. фед-х законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов других органов. Правительство рф имеет право принимать нормат-ные акты по вопросам исполнит-го произ-ва. В системе законод-ва об исполн-м производстве выделяются законы и подзаконные нормативные акты кот- содержат как общие так и конкретные привила определяющие порядок процессуальной деят-сти в испол-ном произ-ве.Нормотворчество в сфере исполн-го произ-ва относится к компетенции фед-ных органов.Хотя в ст 2 фз об испол-м произ-ве в кач-ве закона регул-го исп-ное произ-во не указана конст.рф, всеже она явл-ся законод-ным актом имеющим высшую юрид-кую силу.(в конст. Рф признание ,соблюд-е и защита прав и свобод человека и гражд-на- это обяз-сть гос-ва, в том числе в исполн-ном произ-ве; права и свободы неприкосновенны и нерушимы, гос-во воздерж-ся от вмешательства в сферу прави и свобод , в рф признаються и гарнтируются приава и свободы чел-ка и гр-на согл-но общепризнанным принципам и нормам межд-го права.) Акты имеющие значение для исполнительного производства: Нью-йоркская конвенция ‘’ о признании и приведении в исполнение иностр-ных арбитражных решений’’ 1958г., гаагская конвенция 1961г. , московская конвенция ‘’О разрешении арбитр-ным путем гражд-ко правовых спроров вытекающих из отношений экономич-го и научно-технического сотрудничесива 1972г., соглашение участников снг о порядке разрешения споров связанных с осущ-ние хоз-ной деят-сти 1992г., конвенция участников снг о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г.’’ Всякие международные договора об оказании взаимной правовой помощи.

Исполн-е произ-во регулир-ся ФЗ Об исполнит-м производсте’’ и ‘’о Судебных приставах, и др. фед-ми законами.

В кач-ве таких фед-х законов выступают осн-ные нормат-ные акты ругулир-щие как процессуальные так и материальные правоотношения: Гпк РФ, Апк РФ, ГК РФ, СК,ТК, Коап и др.

В гпк нормы в спец разделе об исполнительном производстве (разд. VII). Разд. Этот состоит из 19 статей (ст4284-46), иные статьи этого кодекса регулир-щие вопросы: разъяснения решения, подлежвщего исполнению (ст202), отрочки или расрочки исполнения решения, измениеня способа и порядка исполнения решениясуда, обеспеченияего исполнения( ст204) , особенностей решений суда о присуждении имущ-ва или его стоимости (ст205), обязывающих должника совершить опред-ныедействия (ст206) в пользу нескольк. Истцов или против неск.ответчиков (ст.207), решений подлежащих немедл.исполнению (ст 211). В апк есть тоже положения какющиеся регули-ния исполн-го производства: разд VII посвящ. Общим вопросамм исполнения судебных актов, вынесенных арбитр-ми судами, многие нормы раздела IV дополняют положения закона об исполн-ном производстве (порядок выдачи исполнителного листа(ст319-323), поворот исполнения судебного акта (ст325-326).

К источникам испол-го произв-ва надо отнести и Фед-е законы регулир-щие разные материальные правоотношения напр. в гк рф есть нормы о представит-ве, порядке выдачи доверенности (гл 10),об отв-сти за нарушение обязательств (гл 25 ) вследствие причинения вреда (гл 59), о порядке проведения торгов (447-449), и др. нормы. В ск урегулир-н порядок исполнения решений судов по спорам связанным с воспитанием детей (ст79), порядок уплаты и взыскания алиментов (гл17). В тк рф зкр-ны важн. Вопросы связ-ные с порядком защиты труд-х прав и разрешением трудовых споров(разд xiii). В кач-ве источников исполнит-го произзв-ва могут рассматриваться и подзаконные нормативные акты : постановление правительства рф от 7 июля1998г.№723 ‘’Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества’’ , поставновл-е Правит-ва рф от 27 мая 1998г №516 О дополнительных мерах по совершенствоанию процедур обращения взыскания на имущество организаций, постан-ние правительства рф от 15 июля 2002г. №527 О нормах и перечне затрат на реализацию имущества конфискованного по вступившим в законную силу приговорам (решениям) судов(судей) либо по решениям тамож-ных органов рф, признанного в утан. Порядке бесхозным, а также изъятого фед-ми орг-ми исполнит-ной властив соот с их компет-цией, постан-ние правит-ва рф от 9 сент 2002г. № 666 О порядке исполнения Мин-вом финансов рф судебных актов по искам к казне рф на возмещение вреда причиненного незаконными действиями (бездествиями) органов гос.власти’’, и др.

Большое значение имеют постановл-ния конст-го суда РФ, т.к. в обл-ти исполн-го произ-ва м.б. спорные вопросы кот-е были предметом разбир-ва в конс суде напр нормы об исполнит-х док-тах, исполнительск-м сборе, очередности распределения взысканных денежных сумм, некотор.др.вопр. В кач-ве самост-ной группы источников исполн-го произ-ва могт рассм-ттся обобщения судебной и др. правоприменительной прктики в виде постановлений Пленума верховного суда рф и пленума высшего арбитражного суда рф.

№3 ФЗ «Об исполнительном производстве» как источник нормативно-правового регулирования исполнительного производства.

Система исполнительного законод-ва в настоящее время включает в свой состав части:

I Общая часть: 1) основные положения и общие условия совершения исполнительных действий (гл1 Фз от 21июля 1997№119-Фз об испольн-ном производстве). Эта группа норм регулирует сферу действия законод-ва об исполнит-ном произ-ве, законод-во в этой сфере , органы принудительного исполнения, перечень исполнительных документов, место и сроки совершения исполнителных действий , сроки и расходы в исполнит-ном производстве, а также общие правила возбуждения и окончания исполнительного производства и его временой остановки.

2) положения о лицах участвующих в исполнительном производстве (гл 2 ). Регулирует состав , права и обязанности лиц, участвующих в исполн-ном произв-ве, вопросы процессуального соучастия и правопреемства.

3) основания применения и состав мер принудительного исполнения (гл 2). Также определяются меры принудительного исполнения : обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализацию, обращение взыскания на зарплату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника, обращение взыскания на имущество должника находящиеся у др. лиц, изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе.

4) расходы в исполнит-ном произв-ве(гл 10) Положения об исполнительном сборе и расходах по совершению исполнительных действий. Порядок взыскания и размер исполнительного сбора.Устан-ся правила взыскания расходов по совершению исполнительных действий, возможность их аванирования.

5) ответственность в исполнит-ном произ-ве (гл10) Предусм-ся отв-сть за неисполнение исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершени, отв-сть за неисполнение исполнительного док-та банком или иной кредитной организацией, а также ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушенеие законодательства РФ об исполнительном производстве.

II Особенная часть:1)обращение взыскания на имущество должника (гл6). Нормы данного инстута регулируют: а)особенности обращения взыскания на имущ-во должника-физ лица в томчисле на денежн.ср-ва как в рублях так и в иностр.валюте, устан-ся правила ареста имущ-ва,оценки,хранения, реализации арестованного имущ-ва. Б) особенности обращения взыскания на имущество должника-организации : арест и реализация имущ-ва должника-организации.

2)обращение взыскания на зарплату и иные виды доходов должника (гл4). Тут регулируются разные вопропсы обращения взыкания на зарплату и др виды доходов должника : порядок исчисления и размер удержаний, особенности обращения взыскания на пособия по соц-мц страхования, порядок взыскания алиментов и др. вопросы.3) исполнение иполнительных док-тов по спорам неимущественного зар-ра (гл7). Тут определяются общие условия исполнения исполнит-ных док-тов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержатся от их совершения а также такие специальные вопросы как последствия неисполнения исполнит-го док-та о восстановлении на работе и сполнение исполнит-го док-та о выселении должника или о вселении взыскателя.

4) распределение взыскательных денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя (гл8)

5)защита прав взыскателя, должника и др лиц при совершении исполнит-ных действий (гл11): обжалование действий(бездействий), посиановлений судебного пристава-исполнителя, предъявление исков в исполнительном производстве, поворот исполнения.

6) исполнительное производство осложненное иностранным элементом (гл IX) регулирует вопросы совершения исполнит-х действий в отношении иностр-х гр-н ,лиц без гражд-ва и иностр-ных организаций, исполнение судебных актов и актов других органов иностранных гос-в.

Федеральный закон от 21 июля 1997 года №119-ФЗ ‘’Об исполнительном производстве’’ (с изм. И доп от 24 декабря 2002 г., 10 января, 8 декабря 2003г.).

Состоит из : XII (12) глав, 95 статей.

Глава I Основные положения и общие условия совершения исполнительных действий

Глава II Лица участвующие в исполнительнос производстве

Глава III Основание примениея мер принудительного исполнения

Глава VI обращение взыскания на имущество должника

Глава Vособенности обращения на имущество должника организации. Арест и реализация имущества дожника-организации

Глава VI обращение взыскания на зарплату и иные виды доходов должника

Глава VII исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера

Глава VIII распределение взысканных денежных средств и очередность удовлетворения требований взыскателя

ГлаваIX совершение исполнительных действий в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций. Исполнение судебных актов и актов других органов иностранных государств.

ГлаваX Исполнительскиц сбор. Расходы по совершению исполнительных действий. ответственность за нарушение законодат-ва рф об исполнительном произве.

Глава XI защита прав взыскателя , должника и др лиц при совершении исполнительных действий

Глава XII заключительные и переходные положения.

№4Органы принудительного исполнения.

В соот со ст 3 ФЗ об исполнительном производстве, принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в РФ возлагается на Службу судебных приставов и службу судебных приставов органов юстиции субъектов РФ.

Служба судебных приставов входит с систему органов Министерства юстиции РФ, и возглавляет ее главный пристав РФ. В субъектах РФ службы судебных приставов возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ. Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов – исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие согласно администр-но териториальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов возглавляемые старшими судебными приставами. Процессуальное положение судебного пристава ругулируется также специальным нормативным актом – ФЗ О судебных приставах. Судебным приставом может быть гражданин Рф, достигший 20 лет, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. Суд-ным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а суд-ным приставам военных судов – воинские звания, и выдаются служебные удостоверения единого образца,утвержд-мые министром юстиции рф. Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее — судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и судебных приставов — исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее — судебный пристав — исполнитель). Полномочия и требования, предусмотренные настоящим Фз, в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов — исполнителей (далее — судебные приставы). Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств. Судебные приставы подлежат обязательной гос. дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Рф.

Испол. право, представляя собой одну из самых молодых отраслей рос. права, в наст. время проходит период становления.

Характеризуя исполн. право как отрасль права, показано, что оно обладает всеми признаками родового понятия — отрасли (собственным предметом и методом правового регулирования, нормативной базой, принципами, особым субъектным составом регулируемых отраслью отношений, своеобразием ответств-ти) и отличается специф содерж этих признаков от др. отраслей.

В российском праве исполн. производство являлось заключительной (самостоятельной) стадией гр. процесса, в которой происходит реальное восстановление субъективных прав участников гр. оборота: исполн. производство – заключ. стадия гр. процесса, в которой принудительно осущ-ются права, подтвержденные решением суда.

Предмет, принципы, система исполнительного права, его источники.

Предмет отрасли исполнительного права составляют отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.

Конст. принципы: законности, равноправия сторон, получения юр помощи.

П. исполн. произ-ва: диспозитивный, императивный, неприкосновенности личности должника, законности.

Система состоит из общей части и особенной.

Общая включает задачи ИП, принципы ИП, лица, кот участвуют в ИП-дстве, сроки исполнения юрисдикционных актов.

Особенная часть сост совокупность норм, регламентир. движение, развитие исполнит судопроизводства от возбуждения до окончания дела.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

— правовой прецедент (судебный или административный прецедент);

Источники в РФ ФЗ «Об исп. произ-ве» относит только ФЗ и НПА, принимаемые Правительством РФ по вопросам исполн. произ-ва.

Гражданско-исполнительные правоотношения, их основание, хар-ка, структура, объекты.

Правоотношения в исполн. произв-ве очень сходны с гр. проц-ми правоотношениями, хотя обладают рядом отличительных черт, присущих административно – правовым отношениям, т. е. правоотношения в исполн. производстве не явл. ни «чисто» гр. процессуальными правоотношениями, ни «чисто» административно – правовыми отношениями. Иными словами, на правовое регулирование исполн. произв-ва распространяются нормы адм. права и адм. процесса, нормы ГПП, и др. отраслей права.

Проц. отношения складываются по поводу принудительно-исполнительной деят-ти суд. пристава-исполнителя в исп. пр-ве.

Гражданско-исполнительное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты — Закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах».

Лица, участвующие в исполнительном производстве.

В ИП помимо суд. пристава-исполнителя участвуют стороны, их представители, переводчик, понятые, сп-т, работники милиции, банки.

Стороны: взыскатель и должник. Взыскателем явл. гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполн. документ.

Должником явл. гражданин или орг-ия, обязанные по исполн. документу совершить опред. действия или воздержаться от их совершения.

В исполн. произв-ве могут участвовать несколько взыскателен или должников. Граждане могут участвовать в исполн. произ-ве самостоятельно или через представителей. При совершении исполн. действий стороны могут пригласить переводчика.

Присутствие понятых обязательно при совершении исполн. действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или др. лицами либо принадлеж должнику или другим лицам, осмотром, арестом, изъятием и передачей имущества должника.

Для разъяснения вопросов, требующих специальных знаний, суд. пристав-исполнитель может своим постановлением назначить специалиста.

В случаях, предусм. ФЗ, требования суд. актов и актов др. органов о взыскании денеж. средств исп-ются нал. орг, банками и др. кредит. организациями, др органами, оргм-ями, должн. лицами и гражданами, кот согласно законодательству не явл. органами принуд.исполнения.

    Рейтинг французских вузов и стоимость обучения в нихПравила поступления во французский вузОбучение филологии заграницейВыбор страны для овладения высшим образованиемИспанские общежития для студентов

87. Исполнительное производство как заключительная стадия арбитражного процесса

Исполнительное производство — это совокупность урегулированных правовыми нормами действий, необходимых для принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов иных органов.

Источниками исполнительного производства являются:

  • ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • ФЗ «О судебных приставах» и иные ФЗ (АПК, ГПК, УИК и др.);
  • указы Президента РФ;
  • нормативные акты, принимаемые Правительством РФ по вопросам исполнительного производства;
  • международные договоры (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами — членами СНГ 1993 г. и др.).

Принудительное исполнение судебных актов, в том числе актов арбитражных судов и актов других органов в РФ, возложено законом на Федеральную службу судебных приставов (ФССП) и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП.

Требования судебного пристава — исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории РФ. В случае невыполнения требований судебного пристава — исполнителя участниками исполнительного производства он применяет меры, предусмотренные федеральными законами.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Указанные выше организации и лица не являются органами принудительного исполнения.

Участники исполнительного производства:

1) стороны (взыскатель и должник), их правопреемники и представители;

2) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;

3) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист и другие).

Стороны — основные участники исполнительного производства.

Взыскатель — организация или гражданин-предприниматель, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должник — организация или гражданин-предприниматель, обязанные по исполнительному документу совершить в пользу другой стороны — взыскателя определенные действия или воздержаться от их совершения.

Основанием для принудительного исполнения акта арбитражного суда является исполнительный лист. Исполнительный лист — выданный арбитражным судом исполнительный документ, удостоверяющий право взыскателя на принудительное исполнение акта арбитражного суда.

Тут бесплатно можно скачать без всяких регистраций и СМС шпаргалки по исполнительному производству РБ.

Оставьте комментарий