Изменится растаможка авто

С 1 июля изменится алгоритм ввоза в Россию праворульных автомобилей. Теперь, прежде чем обрести ПТС, такой автомобиль должен будет пройти через процедуру сертификации в специальной лаборатории и получить СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). В тестовом режиме во Владивостоке так уже и происходит, и то, что раньше занимало день-два, теперь растягивается на неделю. Для покупателя, помимо лишнего потраченного времени, это ещё и деньги, пишет «Дром».

Тут надо оговориться, что речь идёт обо всех автомобилях, ввозимых, так сказать, «разово» – не только японских, но и немецких, американских или корейских. Но так как большая часть такого импорта приходится на «правый руль», говорить будем именно о нём.

О введении этой процедуры говорят уже три года. Но всё, как часто бывает, упиралось в материальную базу – отсутствие лабораторий, которые, в свою очередь, также должны быть сертифицированы в Федеральной службе по аккредитации. Сейчас таких лабораторий во Владивостоке 14, из них 5 расположены по соседству со складами временного хранения. В том числе свой филиал в Приморье открыл и Государственный научный центр ФГУП «НАМИ» – главный научный автомобильный институт страны. Эксперты считают, что этого более чем достаточно, чтобы механизм получения СБКТС работал чётко, без сбоев и очередей.

Как будет выглядеть логистика получения СБКТС на практике? После прибытия на склад временного хранения таможни и растаможки импортёр (собственник или его представитель) обеспечивает доставку автомобиля на эвакуаторе или автовозе (машины без номеров, бывает, едут и своим ходом) в сертифицированную лабораторию на выбор. Там автомобиль проходит цикл испытаний и экспертиз на соответствие документу с длинным названием «ГОСТ 33670-2015 Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия. Межгосударственный стандарт». Документ датирован 2015 годом, но обязательным к исполнению станет только летом 2021-го. Если результат тестов положительный, транспортное средство получит СБКТС, а затем и долгожданный ПТС в электронном виде.

По словам начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Владивостокской таможни Романа Гончаренко, средний срок таможенного оформления автомобилей сейчас составляет не более двух рабочих дней. В первом полугодии 2021 года таможня оформила 47 438 автомобилей, что на 7135 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таможня Владивостока напоминает, что с 1 ноября года не выдает ПТС и дубликаты, не вносит изменения в ранее выданные паспорта. ПТС на ввозимые автомобили оформляют в электронном виде уполномоченные организации, то есть те самые испытательные лаборатории.

Меняется ли что-то для автомобилиста, желающего купить праворульный автомобиль? По большому счёту нет. Даже если покупатель (или его представитель) будет заниматься получением СБКТС лично, то нужно просто обеспечить доставку автомобиля в одну из лабораторий во Владивостоке на свой выбор. Очередей и ажиотажа не ожидается – так уверяют информаторы «Дрома». О стоимости всей процедуры говорить пока сложно, так как механизм ещё не отработан, да и будет зависеть от многих факторов. Таких, например, как доставка автомобиля до лаборатории, будет ли она на автовозе (дешевле) или эвакуатором. Но это относительно небольшие суммы. Так, в одной из фирм — импортёров японских автомобилей назвали сумму в 10 000 рублей. Сюда входит как непосредственно цикл испытаний, так и доставка машины без документов к полигону и обратно на отправку после получения эПТС. Причём эта сумма никак не выделяется, а включена в общую стоимость услуг по импорту автомобиля из Японии.

Цикл испытаний – условно тот же, что и на техосмотре, только критерии строже, сама процедура занимает от 30 до 45 минут. Для тех, кому лень читать ГОСТ, скажем, что проверяться будет работа спидометра, климат-контроля, выхлопной системы, исправность тормозов. Отсюда следует, что импортёр будет обязан перед экспертизой привести ввозимый автомобиль в соответствие с требованиями российского ГОСТа. Автомобиль должен быть полностью укомплектован (включая аптечку и знак аварийной остановки), заправлен техническими жидкостями и топливом, иметь соответствующие российским требованиям маркировку (в частности, шин, что, возможно, потребует затрат) и направление света фар, а также русификацию медиасистемы. Последние три пункта вызывают больше всего вопросов, так как потребуют серьёзных материальных и временных затрат. Другое дело – пока неясно, необходимо ли вообще исполнение этих норм, так как чётких требований со стороны Росстандарта по их выполнению до сих пор нет.

«В тестовом режиме мы сертифицируем прибывающие из Японии автомобили уже с 1 июня. Честно говоря, сначала были в лёгком шоке… Как теперь вообще можно построить какую-то нормальную схему получения автомобиля с таможни? Ведь сначала надо попасть на испытания фактически без документов на автомобиль, ждать самого испытания, искать стоянку рядом и перегонять туда машины в ожидании эПТС, потом перегонять через весь город уже на свою стоянку или на отправку. И всё это с учётом загруженного городского трафика, разного (и зачастую очень неудобного) расположения таможенных складов и полигонов, а в ближайшей перспективе – с ещё большими пробками и зачастую заваленными снегом дорогами. Сразу после 1 июня у нас пришёл пароход с 26 машинами, пришлось вживую испытать новую схему работы, и, мягко говоря, все ожидания оправдались, тот объём работы, который мы делали за один-два дня, теперь занимает почти неделю. Уже понятно, что надо увеличивать штат и как-то решать вопрос с хранением автомобилей рядом с полигоном. В середине июля будет заседание Евразийской экономической комиссии, где должны утвердить внесение изменений в регламент об упрощении процедуры испытаний. Очень надеюсь, что это хоть частично решит ситуацию, сейчас даже минимальные 30 минут на полигоне ломают всю схему стабильной работы», – рассказывает Дмитрий Забора, руководитель компании CarWin.

«В некоторых СМИ под новостями о сертификации в очередной раз звучит тезис о запрете на ввоз праворульных (равно как и других импортируемых) автомобилей. Нет, об этом речи в ближайшее время никто не ведёт. В данном контексте можно говорить только о том, чтобы пресечь импорт в страну неисправных автомобилей, битых и невосстановленных, «конструкторов» и «распилов». Все логично и очевидно: в страну должны попадать исправные автомобили, соответствующие российским стандартам. То есть у исправных машин проблем с получением СБКТС не будет», – считает Денис Максименко, инженер испытательной лаборатории.

Экспертиза ввозимых ТС проводилась и ранее, но по старому ГОСТу, упрощённо и без выезда с территории СВХ. Зачастую – банально покупалась. Теперь требования к таким испытаниям ужесточаются.

авто

Несмотря на то, что условия растаможки так называемых евроблях, или же авто на иностранных номерах, несколько раз смягчали, а применение штрафов — переносили, этот вопрос снова появился на повестке дня в Верховной Раде.

Сегодня депутаты в первом чтении одобрили две новые законодательные инициативы, касающиеся евроблях.

В общественной организации АвтоЕвроСила, которая требует дальнейших послаблений для владельцев евроблях и инициирует акции протеста, требуют от депутатов принять проект закона 3704, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс.

Согласно документу, ввозимые подержанные авто не должны облагаться акцизом и НДС, а сами авто можно растаможить в течение 180 дней, заплатив только пошлину и "добровольный платеж" в сумме 8500 грн (500 необлагаемых минимумов).

Там призвали снова приехать к Раде "тех, кому не безразлично, что в самой бедной стране Европы Украине — самая дорогая растаможка бывших в употреблении авто из этой Европы".

Однако в профильном комитете по финансам, налоговой и таможенной политике уже рассмотрели этот, а также альтернативные проекты законов (которых всего было восемь), и решили на их основе сформировать два своих — об изменениях в Налоговый и Таможенный кодексы.

Именно их депутаты и одобрили в первом чтении.

"Проблема доступного растаможивания авто беспокоит украинцев уже много лет, и ни один из принятых законов до сих пор не решил ее комплексно", — заявил, представляя проекты законов, заместитель главы комитета Александр Ковальчук.

Он пояснил, что изменения "предусматривают единый подход к растаможиванию авто без каких-либо льгот и исключений, касающихся всех транспортных средств, которые въехали на территорию Украины до конца 2020 года с нарушением таможенных правил, а также направлены на пополнение бюджета и облегчение работы правоохранительных органов".

Автор фото, Getty Images

Проекты изменений предполагают, что в течение полугода после принятия закона можно будет легализовать ввезенное до конца 2020 года авто на иностранных номерах (одно на одно физическое лицо), заплатив сумму, которая не будет зависеть от стоимости авто, а только от трех показателей: возраст авто, тип двигателя и его объем.

Эти условия не распространяются на авто, которые соответствуют экологическим условиям Евро-2. А также были ввезены из страны, признанной "государством-агрессором", или с временно оккупированных территорий.

Ранее Александр Ковальчук оценивал такую растаможку в 700-800 евро.

"Мы бы очень хотели, чтобы это окончательно решило проблему евроблях", — заявил депутат.

По его оценкам, сейчас в Украине насчитывается около полумиллиона авто, попавших в страну до 31 декабря 2020 года и нарушивших таможенные правила.

Еще один законопроект, который депутаты проголосовали в первом чтении без обсуждения, предусматривает изменения в Таможенный кодекс. Они предполагают освобождение от уплаты ввозной пошлины в течение тех же 180 дней и освобождают от административной ответственности за несвоевременное растаможивание в случае уплаты "добровольного платежа" в 500 необлагаемых минимумов (8500 грн).

В целом, как ранее пояснил председатель комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев, речь идет о временной — в течение 180 дней — возможности полностью растаможить подержанное авто за сумму, эквивалентную не более 1000 евро.

"Человек платит эту сумму, это — разовая акция, и мы больше вообще не возвращаемся к этому вопросу", — сказал Гетманцев.

Впрочем, как отметил его первый заместитель в комитете, депутат от "Голоса" Ярослав Железняк, это далеко не первый раз, когда депутаты говорят об "окончательном" решении вопроса евроблях. Нынешний вариант, по мнению депутата, дает возможность "растаможить Lamborghini по такой же цене, как и Skoda", а также показывает, как "ошиблись" те, кто поверил в предыдущий "окончательный" вариант и уже растаможил авто на менее выгодных условиях.

Кроме того, как обратил внимание Железняк, рассмотрение законопроектов, связанных с растаможиванием авто на иностранных номерах, произошло несколько раньше запланированного в повестке дня:

"Сейчас в этой ложе должен сидеть Минфин и рассказывать нам, сколько денег государство не получит из-за того, что мы примем закон. Сколько не будет выплачено пенсий, сколько не будет выплачено врачам, сколько не будет построено дорог".

Хотите получать самые важные новости в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!

Кабмин принял постановление, которое даст старт реализации экспериментального проекту по растаможке транспортного средства через «Дію».

Соответствующее постановление принято на заседании правительства 15 сентября.

«Есть сегодня еще один важный проект, который касается ввоза автомобилей в Украину. Для украинцев часто такой ввоз авто превращался в ограничения и неудобства, затяжки.

Мы планируем сделать возможным растаможивание транспортного средства через «Дію». Принимаем соответствующее постановление, которое даст старт реализации такого экспериментального проекта», — сказал Шмыгаль, открывая заседание.

«Это возможность через смартфон подать необходимые документы, оплатить таможенный сбор, и завершение таможенного оформления вашего авто в автоматическом режиме», — добавил премьер.

По его словам, оплатить оруж тоже можно будет онлайн.

Он добавил, что все будет «максимально просто, удобно, без всякой коррупции».

Позже члены правительства поддержали документ с доработкой в течение 3 дней.

Согласно постановлению, в частности, предусматривается возможность:

  • представления документов в электронной форме с использованием портала «Дія»;
  • начисления таможенных платежей в автоматическом режиме, которые можно оплатить на портале «Дія», банки или электронные платежные системы;
  • уплаты таможенных платежей в течение 10 дней
  • завершения таможенного оформления авто в автоматическом режиме.

Дополнено.

Согласно документу, экспериментальный проект продлится с 2 декабря 2021 по 31 августа 2023 года.

Координатором проекта является Минцифры.

Минфину совместно с Государственной таможенной службой поручили в течение 1 месяца со дня вступления в силу постановления открыть счет в Госказначейской службе «для взыскания таможенных платежей».

А Минцифры поручили в течение 2 месяцев со дня вступления в силу постановления обеспечить техническую возможность подачи документов для оформления растаможки через «Дію».

Минцифры и Минэкономики также поручили представит отчет о результатах экспериментального проекта не позднее, чем через 3 месяца после его завершения, а также по результатам эксперимента — подать предложения по поводу целесообразности внесения изменений в законодательство.

В «Дії» обїяснили, что проект растаможки касается легковых авто, пассажирских фургонов и других авто, предназначенных для перевозки людей.

Напомним:

С 15 июня в Украине начали действовать новые правила льготного растаможивания автомобилей с иностранной регистрацией («евроблях»).

Согласно новым правилам, отныне бывшие в употреблении автомобили с европейской регистрацией старше пяти лет, которые были ввезены на территорию Украины до конца 2020 года, облагаются налогом по льготной ставке налога на добавленную стоимость и акцизного налога.

Сумма же акциза будет зависеть от возраста автомобиля, объема и типа двигателя и не будет зависеть от ее стоимости.

Отмечалось, что в большинстве случаев стоимость растаможки не будет превышать одной тысячи евро.

Такие автомобили временно освобождаются от налогообложения ввозной пошлиной.

Однако, по льготным механизму может быть растаможен один автомобиль одной категории одного владельца.

Льготно оформить автомобиль можно будет в течение 180 дней с момента вступления в силу законов. Участники АТО/ООС смогут использовать такую ​​возможность в течение 270 дней.

Вместе с тем, под действие этих законов не попадают транспортные средства, которые не соответствуют экологическим нормам «Евро-2» и выше, происходят из государства-оккупанта (государства-агрессора) или ввозимые из временно оккупированной территории Украины.

В мае в о время совещания у премьер-министра Дениса Шмыгаля был рассмотрен проект, благодаря которому растаможку авто можно будет осуществить с помощью Дии – глава Кабмина идею поддержал.

За период с 15 июня 2021 по 31 июля 2021 года в рамках льготного периода по новой формуле растаможили более 17 тысяч «евроблях» — в бюджет заплатили больше 600 млн грн.

Читайте нас также в Telegram. Подписывайтесь на наши каналы «УП. Кляті питання» и «УП. Off the record»

Оставьте комментарий