Как оформить форзац

А вы знаете, что пустой форзац в фотокнигах Принтбук Стандарт в твердой обложке может быть полезным? 🙂 Вот несколько идей для его оформления:

1. Напишите на форзаце пожелание любой ручкой имениннику в день рождения на подарочной книге.
2. Сделайте поздравительную книгу в день свадьбы или юбилей, чтобы все гости могли расписаться и оставить свои пожелания на форзаце.
3. Оформите фотокнигу для вашего ребёнка, а форзац он сможет разрисовать карандашами или фломастерами (кстати, в самой книге можно сделать полный сборник его творчества: фото поделок, отсканированные рисунки, игры).
4. Создайте семейную фотокнигу, а ваши дети (или вся семья) смогут оставить на форзаце следы своих ладошек или пальчиков разноцветной краской.
5. Украшайте форзацы "живым" скрапбукингом: пуговицы, бисер, засушенные листья цветов, наклейки и другие мелкие вещицы сделают вашу книгу необычной.
6. Попросите поставить автограф любимых артистов на форзаце фотокниги-сборника о творчестве ваших кумиров.
7. Приклейте на форзацы аппликации с картинками из любимых сказок или мультфильмов вашего малыша.
8. Составьте красивые фразы или цитаты из слов с разными шрифтами, вырезанных из старых газет или журналов — получится интересный настоящий ворд-арт.
9. В подарочной книге на форзац можно приклеить красивую упаковочную бумагу или любую бумагу с красивым принтом.
10. На нахзац (задний форзац) можно приклеить специальную ленту, которая послужит закладкой для книги.
11. А любители дарить деньги или подарочные сертификаты спокойно могут приклеивать конверты на форзацы книги.

Оформление и дизайн страниц книги. Издательство Новый Формат

Форзац, авантитул, колонтитул, а также совсем непонятные слова: нахзац и шмуцтитул. Все это – элементы книги. И если большинству читателей вполне достаточно знать, что у книги есть обложка и содержание, то автору, желающему издать свою книгу, важно знать, из чего же его книга будет состоять.

И главное: как сделать так, чтобы все составные части книги гармонировали друг с другом, и создавали общее приятное впечатление.

Обложка книги

Как человека встречают по одежке, так книгу – по обложке. У нее две функции: защитная, и информационно-презентационная. Обложка предохраняет книгу от повреждений – от смятия, заломов и даже от попадания на нее воды. Но при этом она должна еще и привлекать внимание будущего читателя. Выделять книгу среди прочих на полке. Манить читателя к себе! Настойчиво требовать, чтобы он взял ее в руки! А когда возьмет – презентовать себя. Вкратце рассказать, о чем она.

Разумеется, твердый переплет лучше защитит книгу от внешнего мира, а также он смотрится привлекательнее, серьезнее и эффектнее, чем мягкая обложка.
Оформление обложки зависит от целевой аудитории вашей книги. Детская книга должна быть яркой, роман ужасов – мрачным и суровым, фантастика – брутальной и эффектной. Как правило обложка состоит из нескольких частей – это имя автора, название книги и занимающая 2/3 всего поля картинка. Которая может быть как иллюстрацией к произведению, так и просто картинкой, имеющей лишь опосредованное отношение к книге.

На обороте обложки располагается аннотация. Обычно это краткое содержание книги или информация об авторе. Ну а на корешке – пишется название книги, имя и фамилия автора.

Суперобложка

Это не характеристика обложки, говорящая о том, что она невероятно классная и привлекательная. Это издательский термин, означающий дополнительную обложку (в виде листа бумаги с подвёрнутыми краями), надевающуюся сверху на переплет. Если переплет защищает книгу, то суперобложка защищает от внешних воздействий сам переплет. В этом случае на переплете печатается имя автора и название произведения, а уже на суперобложке печатается помимо имени и названия какая-либо иллюстрация. Оборот и корешок суперобложки оформляются точно также, как и у обычной обложки.

Футляр для книги

Третий уровень защиты книги. Чаще всего футляр используется для подарочных или эксклюзивных изданий. На футляре также может быть иллюстрация, или можно ограничиться именем и названием. Помимо дополнительной защиты, футляр выполняет и презентационную функцию. Первая реакция покупателя, взявшего такую книгу в руки – это: «Что ж это за произведение такое, раз заслужило такое отношение издателя?»

Переплет книги

Иногда это слово является синонимом обложки. «Твердый переплет» или «мягкий переплет». Но вообще в основном понимании переплет – это способ соединения страниц между собой и их крепления к обложке. Пружинный переплет – это когда вся книга скреплена пластиковой или металлической пружиной. Переплет бывает клеевой (на корешок наносится клей и вставляется в обложку), на скобу (книга прошивается металлической скобой по середине и складывается пополам). В твердом переплете книжный блок прошивается нитками и вставляется в жёсткую картонную обложку. Некоторые способы переплета комбинируются между собой. Например, толстые книги сначала разбивают на небольшие блоки, которые сшиваются нитью, а потом склеиваются с обложкой.

Форзац

Разобравшись с внешними элементами книги, заберемся в ее нутро. Перевернув обложку мы видим форзац. Он присутствует только у твердого переплета, потому что именно с помощью форзаца книжный блок приклеивается к переплетной крышке. Форзац, как и обложка – пространство для самовыражения дизайнера. Он может быть однотонным, или содержать какой-то рисунок. В учебниках на форзаце помещают важную справочную информацию (откройте любой учебник химии и увидите таблицу Менделеева). В фэнтэзийных произведениях на форзаце часто можно увидеть карту мира, в котором разворачивается действие.

Но чаще это все-таки плотная однотонная бумага, или нейтральный рисунок.

Нахзац – это тот же форзац, но в конце книги (задний форзац).

Авантитул

Авантитул предваряет титульный лист. На нем размещают имя автора и название книги, но меньшим кеглем, чем на титуле. Название издательства и год выхода книги. Посвящение. Девиз серии и т.д. Важно понимать, что авантитул предваряет титульный лист, но не дублирует его.

В переводных изданиях на авантитуле размещают имя автора и заглавие на языке оригинала. Авантитул бывает не у каждой книги, а только у той, в которой он нужен в соответствии с задумкой автора или художника.

Фронтиспис – разновидность авантитула, но с графической информацией. Проще говоря – с рисунком. Фотографией автора, иллюстрацией к книге, дабы создать у читателя определенное настроение до того, как он откроет саму книгу.

Титульный лист

Или просто титул. Лист с полной информацией о книге. На титуле обычно присутствуют: имя автора, название книги, год издания. Дополнительно, по желанию, стараясь только не перегрузить титул информацией – иллюстрация или логотип издательства.

Выходные сведения (оборот титула)

Стандартизированная информация о книге, необходимая для ее библиотечной классификации. Выходные сведения помещаются на обороте титульного листа. Библиотечные коды: УДК, ББК, ISBN, название, имя автора, соавторов, иллюстраторов, авторский знак и аннотация.

Колонтитул

Строка в верхней или нижней части страницы. Колонтитул обычно отделен от основного текста каким-либо графическим элементом, и может содержать название книги или главы, имя автора (чаще всего в сборниках) и номер страницы.

Шмуцтитул

Отдельный титульный лист внутри книги, предваряющий новый раздел или главу. Оформляется также как и основной титул, но оборот шмуцтитула всегда пуст, подчеркивая второстепенность этого раздела по сравнению с титульным листом всей книги.

Оглавление книги

Располагается в начале (после титульного листа) или в конце книги, и является перечислением заголовков или разделов книги с указанием номера страницы, с которой этот раздел начинается. Задача оглавления – упростить читателю поиск нужной главы в книге. При этом оглавление, оформленное талантливым дизайнером, и продуманное не менее талантливым автором, несет также и презентационную функцию, выдавая читателю, впервые взявшему книгу в руки, дозированную долю информации о произведении. Хорошее оглавление интригует не меньше, чем название и аннотация.

Основной текст

А это, собственно, сама книга. Внутри основного текста также могут использоваться элементы дизайна. Новая глава может начинаться с буквицы – первой буквы главы или абзаца, выделенной размером, цветом или начертанием, а заканчиваться виньеткой – графическим или орнаментным элементом, подчеркивающим окончанием раздела.

Шрифт и оформление основного текста выбираются не случайно. В серии книг шрифт должен быть одинаков, должен гармонировать с обложкой и не выбиваться из стилистики книги. И, конечно же, шрифт должен быть легко читаем, а все элементы оформления не должны отвлекать внимание читателя от книги.

Проще говоря: готический шрифт в монографии по физике выглядит неуместно, равно как и веселые виньетки в оформлении романа ужасов. Выделение важных отрывков курсивом – поможет акцентировать на них внимание читателя, а набор курсивом всего текста – только оттолкнет читателя, сделав текст неудобным для восприятия.

Чтобы грамотно и достойно оформить книгу, учитывая все писанные и неписанные правила книгоиздания, существует два пути. Первый – изучить все эти правила, заодно пролистав сотни книг, фиксируя в голове особенности их дизайна и подмечая закономерности. Второй – доверить оформление профессионалам.

Ну а благодаря этой статье, придя в издательство, вы уже сможете правильно понять задаваемые вам уточняющие вопрос: «Форзац оставим пустым, или у вас есть пожелания по его оформлению?» или «Шмуцтитулы перед главами делать будем, или главы просто буквицей выделим?»

Похожие статьи:

Верстка книги самостоятельно >>

Дизайн обложки книги >>

Издать книгу бесплатно >>

Посчитать стоимость издания книги можно в нашем онлайн калькуляторе по ссылке: сколько стоит издать книгу >>

Оформление книг: правила, образцы

Все издательства работают с четкими правилами оформления книг. Все они являются общими и подлежат исполнению всеми авторами. Для того чтобы самостоятельно оформить свою работу, необходимо быть в курсе некоторого свода правил. В этой статье мы рассмотрим, что такое оформление книг, что нужно знать для него, а также выясним, как оформить книгу самостоятельно.

оформление книг

Зачем оформлять книгу

Книга — такой же товар, как и любой другой предмет. Мы смотрим на ее обложку и внешний вид, а потом уже определяем, интересно ли нам будет ее читать, приятно ли держать в руках, удобно ли. Считается, что руководствоваться внешним видом книги неправильно. По обложке судить нельзя. Но мы поступаем именно так. И чтобы наши произведения заинтересовали потенциального читателя, придется постараться и привести оформление книг к красивому и интересному исполнению. Если не оформить обложку надлежащим образом, печатная продукция так и будет мертвым грузом стоять на полках в книжных магазинах, совершенно не привлекая покупателей. Из-за отсутствия качественной обложки многие издательства просто не возьмутся печатать книгу. В этом случае автору обычно предлагают услуги дизайнеров самой полиграфии. Но ведь можно и самостоятельно организовать оформление книг так, как это представляет себе сам сочинитель.

образцы оформления книг

Что входит в этапы оформления

Есть несколько обязательных пунктов, которые должны быть прописаны в местах, для них предназначенных. К тому же есть стандарты печати для обложки и тела самой книги. Итак, к обязательным этапам относят следующие элементы: выбор формата печатной продукции, подбор шрифтов для текста, дизайн обложки книги, внешний вид разворота, расположение и оформление иллюстраций в тексте. Этот своеобразный макет создается в электронном варианте, а затем с него печатаются живые издания. В момент оформления создаются составные части, решается вопрос о том, как будут располагаться текстовые полосы, колонцифры, сноски, схемы и иллюстрации, каким будет стиль колонтитулов и шмуцтитулов.

оформление обложки книги

Общие рекомендации

Оформление обложки книги — одна из важнейших составляющих выпуска печатной продукции в продажу. Ее внешний вид зависит от задумки автора и может быть совершенно разным. Однако следует уделить особенное внимание именно этой, особенно заметной части книги. Очень часто обложка изготавливается из простой плотной бумаги. Если используется более жесткий материал, такая обложка называется переплетом. Основной элемент — крышка из плетеного материала, к которой приклеиваются форзацы книги, каптал и марлевые клапаны. Сверху может надеваться суперобложка с дополнительными клапанами. Она служит для защиты издания, а также может содержать дополнительную рекламу. Некоторые особенно дорогие экземпляры (например, подарочные издания) вкладывают в специальный картонный кейс. Это сильно повышает цену на переплет, поэтому используют прием редко и только в отношении некоторых книг. Вся информация, отраженная на элементах обложки, должна помогать идентифицировать книгу и совпадать с ее содержанием и выходными данными.

оформление страниц книги

Оформление книг: первая страница

Первая страница должна указать читателю имена всех авторов. Они должны совпадать с именами на титульном листе. Желательно размещать не больше трех имен. Если книга выпускается официально какой-либо организацией, здесь должно быть указано ее наименование. Правила оформления книги требуют указывать на первой странице название произведения. Если произведение относится к серии, необходимо указать ее название и порядковый номер данной части.

правила оформления книги

Оформление корешка книги

Информацию на корешке указывают в том случае, если его толщина оказывается больше девяти миллиметров. На корешке указывается имя автора (или несколько имен), название книги и порядковый номер тома. Для словарей и справочников используется следующее правило: на корешке обозначаются первые и последние буквы алфавита, информация о которых расположена в данном томе. Сведения печатаются именно в данной последовательности, по направлению сверху-вниз. Если толщина книги больше сорока миллиметров, эти данные можно расположить горизонтально.

оформление книги своими руками

Оформление четвертой страницы книги

На данной странице располагается штриховой код представленного издания. В дополнение здесь же могут снова быть перечислены авторы, серии книг, могут быть представлены оглавление и система поиска по содержанию книги и всей серии. На четвертой странице также может находиться информация об издательстве, которое выпустило данную печатную продукцию.

оформление книг фото

Правила нумерации элементов

Для того чтобы понять, как необходимо нумеровать элементы, следует для начала разобрать, какие виды нумерации существуют.

  • Сквозная нумерация. При этой технике всем элементам присваивается порядковый номер в соответствии с его расположением. Подходит он, если элементов не очень большое количество. Например, рисунок 1, рисунок 2 и так далее.
  • Постраничная нумерация. При этом методе элементам присваивается двойной номер, состоящий из порядкового номера страницы, и через точку — номер элемента. Используется, если содержится большое количество формул и таблиц. Например: 36.1, 36.2, 43.1.
  • Структурная нумерация присваивается согласно разделам. Например, таблица 1.1, таблица 3.1.

Обратите внимание, что смысл создавать нумерацию объектов существует при следующих обстоятельствах:

  • Необходим надежный метод поиска, когда ссылки на один и тот же элемент могут встречаться в тексте несколько раз.
  • Необходим метод дополнительного поиска информации по большому количеству текста.
  • Необходимо сопоставление структурных элементов в тексте, разнесенных по разным участкам в книге.

Оформление внутреннего содержания

Сигнатура — технический элемент издания. Она создана помогать при фальцовке, печати, формировании блоков, итоговой проверке. Располагаться она должна слева. Начало главы должно отделяться большим белым отступом и использованием буквицы. Небольшие картинки должны располагаться в тексте так, чтобы отступы от верхнего и нижнего обреза равнялись один к двум или три к пяти. Высокие и длинные иллюстрации должны быть помещены в середине полосы. Образцы оформления книг должны на каждом печатном листе иметь сигнатуру, в которой содержится порядковый номер листа и ключевое слово. Этим словом чаще всего является фамилия автора. Оформление титульного листа должно соответствовать по всем параметрам общему стилю и содержанию книги. Пространство между заголовком и названием издательства не должно казаться слишком пустым. В этом месте можно разместить марку или герб издательства. Страница, на которой расположены выходные данные, должна располагаться в конце книги. Заголовки в титуле набираются без точек.

Оформление книги своими руками

Для того чтобы оформить книгу надлежащим образом, приходится потратить немало времени. Оформление страниц книги и ее внешнего вида можно поручить дизайнерам печатных организаций. Но за это удовольствие придется заплатить достаточно ощутимую сумму, особенно начинающим писателям. Изучив правила оформления, все эти операции можно проделать самостоятельно. Достаточно знать принципы работы графических редакторов и правила форматирования. Для будущей реализации немаловажен такой фактор, как оформление книг. Фото о том, как этот процесс осуществляется, представлены в данной статье. Для того чтобы разобраться с правилами форматирования текста, можно ознакомиться с трудом Яна Чихольда. В своей книге он собрал массу советов о том, как сделать содержание книги не только поучительным, но и приятным глазу читателя. Он являлся настоящим мастером художественного оформления книг. Был награжден Золотой медалью Американского института графических искусств и внес немалый вклад в книгопечатание и дизайн литературы.

Оформление книги — Википедия

Оформле?ние кни?ги — один из этапов подготовки рукописи к изданию, а также результат этой деятельности. Оформление разрабатывает арт-директор или разрабатывает и сам исполняет верстальщик. На территории Советского союза проектировал оформление книги технический редактор [1] .

С понятием оформления книги тесно соприкасаются понятие типографики, процессы набора, верстки и редактирования. В специальной литературе на русском языке нет единого названия для понятия.

Оформление книги неразрывно связано с техникой её изготовления. Каждое новое изобретение (книгопечатание, различные его способы от ручного станка до цифровой печати) влекло за собой изменение внешнего облика книги. Поэтому невозможно историю оформления книги рассматривать отдельно от истории книгопечатания и истории книги вообще.

C самого начала книгопечатание тяготело к стандартизации и нормированию. Уже в инкунабельный период это ремесло выходит за рамки цеховых кругов; им занимаются как ремесленники, так и патриции — городская знать. Такое «незамкнутое» производство быстро приводит к разделению труда. Уже к концу XV века появляются определенные нормы в изготовлении шрифтов, а словолитни отделяются от типографий.

О теории книжного оформления можно говорить начиная с XVI века, когда выходят первые труды о построении шрифтов и пропорциях, такие как «Луг цветущий» Жоффруа Тори или «Руководство к измерению циркулем и линейкой» Альбрехта Дюрера.

В XVIII веке француз Пьер Симон Фурнье первым пробует ввести в практику единую типографическую систему измерений. Более удачными оказались попытки его соотечественника Франсуа Амбруаза Дидо, система которого получила название «системы Дидо» [2] .

Типометрическую систему Фурнье представил публике в своем двухтомном «Типографическом руководстве» (Manuel Typographique; 1764—1768), которое содержало каталог шрифтов Фурнье, а также всяческие орнаменты. Книгу с таким же названием (Manuale Tipografico) в 1818 году издал другой известный типограф, Джамбаттиста Бодони. Хотя эта книга тоже была каталогом шрифтов, но она служила и образцом превосходного набора; кроме того, в ней содержались теоретические воззрения Бодони на тему шрифта.

XIX век по общему признанию стал веком упадка в книжном оформлении. Появляются новые печатные машины, книгопечатание становится крупной промышленной отраслью. Во второй половине XIX века выходят справочники для наборщиков и метранпажей. Однако их многочисленные правила и указания были направлены скорее на поддержание однотипного и заурядного оформления.

«История сверкающей долины». Титульный лист книги, напечатанной в Келмскотт-пресс в 1894 году

Впервые на упадок в книжном деле обращает внимание Уильям Моррис. Отсутствие хороших шрифтов, незнание классических правил расположения набора на полосе, использование дешевой бумаги и пр. Моррис связывает с единственным стремлением издателей к обогащению. Сам Моррис, будучи одним из главных знатоков первопечатных книг, в 1891 году основывает книгопечатню (издательство с типографией) «Келмскотт-пресс». Он сам проектирует шрифты, рисует орнаменты. В качестве иллюстратора с Моррисом сотрудничает художник-прерафаэлит Эдвард Бёрн-Джонс.

Хотя книгопечатня просуществовала только до 1896 года, она оказала огромное влияние на дальнейшую историю книжного оформления. В Англии, в континентальной Европе и в США открываются небольшие частные книгопечатни. Некоторые из них копировали несколько тяжеловесный стиль келмскоттской книги, но большинство, отказавшись от обилия орнамента и иллюстраций, выпускают издания в более «ренессансном духе», опираясь на оформление альдин и подобных книг. Таковы книги, выходившие в начале XX века в книгопечатнях Мерримаунт-пресс, Doves Press, Ashendene Press, Eragny Press и др.

Деятельность движения искусств и ремесел, как и деятельность Уильяма Морриса в частности, оказали влияние на немецкую школу Баухауса. Её участники, преодолевая декоративность рубежа веков, создают новые предметы быта и искусства — простые и функциональные. Художественное ремесло уступает место промышленному дизайну. В книжном оформлении тоже намечается перелом. Новые типографы, такие как Ян Чихольд и Пауль Реннер, в соответствии с изменившимися условиями жизни, ставили во главу угла экономичность и функциональность книги. Большое внимание уделялось удобочитаемости, научному подходу к разработке шрифта.

В Советском Союзе революционная деятельность новых типографов нашла отражение в книгах, спроектированных Эль Лисицким в 1920-е гг., а также обложках и плакатах Александра Родченко. Однако, уже в 1930-е конструктивизм в СССР попадает в опалу; на смену ему приходит помпезный сталинский классицизм. Одним из выдающихся советских теоретиков книжного оформления рубежа 1920—1930-х гг. был Л. И. Гессен. В своих сочинениях он много внимания уделял строгому научному подходу и достижениям новой типографики, хотя и, в духе времени, призывал к более сдержанному, «классическому» стилю.

«Фацетии» Поджо Браччолини. Титульный лист книги издательства «Academia». 1934 год

В конце 1921 г. в Петербурге открылось издательство «Academia». С самого основания в работе над книгами «Академии» принимали участие известные ученые, искусствоведы, литературоведы, художники. Большое внимание уделялось технической стороне: качественным набору и печати. Художники готовили не только иллюстрации, но рисовали орнаменты, титульные листы, оформляли переплеты и суперобложки. Стиль издательства был далек от конструктивистских экспериментов, равно как и от советской массовой книги. Это были дорогие издания в классическом духе; они побеждали на международных выставках и сразу полюбились библиофилам. В 1929 г. издательство было перенесено в Москву, председателем его редакционного совета стал Максим Горький. Благодаря заступничеству Горького «Academia» существовала до самой его смерти в 1936 г.

Уже после Второй мировой войны начинает проявляться новое всеобъемлющее художественное течение, названное в 1960-е гг. постмодернизмом. Классические приемы оформления, симметричный набор, шрифты с засечками, нарисованные по образцам эпохи Возрождения вновь начинают интересовать книжных дизайнеров всего мира.

Авангардные, модернистские приемы новой типографики, впрочем, не уходят со сцены. В 1940—1950-е гг. они особенно активно разрабатываются швейцарскими книжными дизайнерами. Их деятельность получила название швейцарского стиля. Одной из характернейших книг времени стала «Новая архитектура» Альфреда Рота (1940). Макс Билл, конструктор этой книги, одним из первых применил модульную сетку, которая и сейчас используется во всех областях дизайна.

Характерно, что бывший «революционер» Ян Чихольд, проживавший в те годы в Швейцарии, не проявляет к швейцарскому стилю никакого интереса. Чихольд отказывается от радикальных воззрений молодости, пишет статьи о применении классических приемов в современной типографике. Историк книжного оформления и художник шрифта Стэнли Морисон, называя книгопечатание «самым консервативным из ремесел», также проповедует сдержанный стиль, близкий книгам эпохи Возрождения. Впрочем, оба типографа сохранили научный подход, впервые внедренный в книжное оформление новой типографикой.

В то же время сухой швейцарский стиль с его рублеными шрифтами, отсутствием декора, беспокойным контрастом и поклонением функционализму всё более навевал скуку, как на читателей, так и на дизайнеров. К концу 1950-х гг. его адепты всё чаще включают в оформление книги нефункциональные, юмористические или игровые элементы. На это повлияло и общее развитие технологии, которое повлекло за собой массовое использование фотографии в печати. Ярким примером такой не классической, но «обновленной» модернистской типографики стало издание «Лысой певицы» Ионеско, созданное дизайнером Робером Массеном в 1964 году.

В целом же, уступив оформление книг «консерваторам» во главе с Чихольдом и Морисоном, новая типографика завоевала остальные отрасли дизайна. Современная реклама, оформление журналов почти полностью строятся на её приемах.

В Советском Союзе в 1960-е гг. наступает Оттепель. В книжном оформлении это проявляется в отступлениях от «классического формализма» сталинских времен, а также смешанном применении классических и модернистских элементов (асимметричные заголовки и колонцифры, рубленый шрифт в заголовках), что, в общем, и является постмодернизмом, однако лишенным экспериментального начала, индивидуалистических черт, как неэкономичных и несущих «западное влияние». В нетипичных, «экспериментальных» изданиях чаще всего обыгрываются приемы конструктивизма 1920-х гг.: декор из крупных геометрических фигур (отсылка к супрематизму), печать второй (красной) краской, рубленые шрифты и свободная композиция. Активно используется фотография. С конца 1960-х гг. оформление советских книг постепенно приходит в упадок.

В современных условиях можно выделить три этапа оформления книги:

  • разработка макета;
  • вёрстка;
  • разработка внешнего оформления.

Дизайнер получает рукопись с уже внесенной в неё правкой. Ознакомившись с текстом будущей книги, он разрабатывает её макет: выбирает обрезной формат, формат полосы (или конструирует модульную сетку), шрифт, интерлиньяж и кегль, стиль спусков и заголовков, специальных страниц (шмуцтитул, содержание) и т. д.

Главными задачами книжного дизайнера являются удобство читателя и художественное выражение смысла текста. Эти идеальные задачи, как правило, корректируются общей стилистикой издательства, его маркетинговой политикой, пожеланиями заказчика. Часто бывает и так, что формат и объём книги заранее установлены договором издателя с автором.

Затем следует этап вёрстки, во время которого страницы будущей книги заполняются текстом по изготовленному макету. Если в издательстве принято разделение труда или макет выполнен приглашенным дизайнером, то вёрсткой занимается специальный сотрудник. Иногда вёрсткой книги занимается дизайнер, выполнивший её макет. Он же оформляет титульный лист, обложку (суперобложку), выбирает тип переплета и покровный материал. Элементами внешнего оформления могут выступать форзац, каптальная лента и ляссе.

  • Брингхёрст Р. Основы стиля в типографике. М.: Д. Аронов, 2006.
  • Валуенко Б. В. Наборный титул и рубрики книги. Киев: Техніка, 1967.
  • Герчук Ю. Я. Искусство печатной книги в России XVI—XXI веков. СПб.: Коло, 2015.
  • Гессен Л. И. Оформление книги. Л.: Прибой, 1928.
  • Гессен Л. И. Архитектура книги. М.-Л.: Государственное научно-техническое издательство, 1931.
  • Гильо Г. Г., Константинов Д. В. Оформление советской книги. М.-Л.: Гизлегпром, 1939.
  • Келейников И. Дизайн книги: от слов к делу. М.: Рип-Холдинг, 2012.
  • Книгопечатание как искусство. Типографы и издатели XVIII—XX веков о секретах своего ремесла. М.: Книга, 1984.
  • Сидоров А. А. История оформления русской книги. М.-Л.: Гизлегпром, 1946.
  • Чихольд Я. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. М.: Книга, 1980.
    • Чихольд Я. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. М.: ИЗДАЛ, 2008; 2009.

    Как оформить электронную книгу

    Представьте, что вы написали классную электронную книгу. Аудитория будет в восторге от этого шедевра, но есть одна проблема. Ваши озарения находятся в текстовом документе. В него вставлены графики и изображения. Вы конечно можете отправить старым подписчикам, которые ловят каждое ваше слово, текстовый файл с просьбой не обращать внимания на корявое оформление. Но новые пользователи не станут читать вашу книгу, так как им подавай пристойное оформление и удобный формат. Как решить эту проблему?

    Представьте, что вы написали классную электронную книгу. Аудитория будет в восторге от этого шедевра, но есть одна проблема. Ваши озарения находятся в текстовом документе. В него вставлены графики и изображения. Вы конечно можете отправить старым подписчикам, которые ловят каждое ваше слово, текстовый файл с просьбой не обращать внимания на корявое оформление. Но новые пользователи не станут читать вашу книгу, так как им подавай пристойное оформление и удобный формат. Как решить эту проблему?

    О книгах нельзя судить по обложке, но ведь встречают по одежке. Поэтому вы должны уделить внимание оформлению электронной книги

    Как сделать электронную книгу привлекательной

    Вы можете решить проблему двумя способами. Первый предполагает обращение к дизайнеру или самостоятельное обучение и покупку специального ПО. Второй способ предполагает работу с бесплатными инструментами, предназначенными для специалистов без дизайнерского образования.

    Если вы выбираете второй путь, ознакомьтесь с инструментами, которые вам понадобятся. Это Google Презентации и инструменты для работы с визуальным контентом. Вы можете воспользоваться аналогичными программами и сервисами, однако предложенные инструменты обладают всей необходимой для оформления электронной книги функциональностью. Кроме того, они бесплатные.

    Занимаемся разработкой фирменного стиля: повышаем узнаваемость бренда. Подробнее

    Как создавать разные типы страниц книги с помощью Google Презентации

    Визуально привлекательная электронная книга включает несколько типов страниц, структурированный контент и графические элементы. Чтобы создать страницы книги, откройте сервис презентаций Google. Воспользуйтесь меню «Создать презентацию» в правом нижнем углу экрана и выберите или импортируйте тему. Теперь вы можете создавать страницы книги.

    Выбирайте или импортируйте тему и начинайте оформление

    Создаем титульную страницу

    В вашей книге обязательно должна быть титульная страница. Она играет роль обложки бумажной книги: привлекает внимание, сообщает, о чем книга и кто ее написал. Титульная страница включает три обязательных элемента:

    • Название или заголовок книги. Оно должно быть информативным и цепляющим.
    • Подзаголовок книги. Расскажите, какую информацию получит читатель.
    • Указание автора или компании, выпустившей книгу. Если вы указываете название компании, добавьте логотип. Если у вашей компании еще нет логотипа, создайте его с помощью бесплатного сервиса LogoGarden.

    Используйте слайд подходящего формата, чтобы указать заголовок и подзаголовок книги. Если вы хотите вставить имя автора или название компании, вставьте в слайд дополнительное текстовое поле. Чтобы вставить логотип, воспользуйтесь меню «Изображение».

    Титульная страница готова

    Создаем вводную страницу

    Введение рассказывает читателю о книге. Открыв вводную страницу, покупатель бумажной книги должен понять, станет ли он читать произведение. В интернет-маркетинге введение должно продавать читателю книгу. Этого можно добиться с помощью разных приемов:

    • Пообещайте читателю, что он быстро чему-то научиться. Например, скажите, что ваш потенциальный клиент станет шеф-поваром за 14 дней.
    • Кратко перечислите список знаний и умений, которые получит читатель.
    • Используйте цитату известного в вашей отрасли эксперта. Она должна подчеркивать важность рассматриваемой темы.

    Обратите внимание, начиная с вводной страницы вы должны использовать одинаковые шрифты для заголовков и основного текста. Однако вы можете выделять цитаты или важные данные с помощью курсива, цвета, размера шрифта.

    Вводная страница

    Создаем страницу с обращением автора или CEO компании

    Вы должны обратиться к читателю и объяснить, зачем вы создали эту книгу и почему ее стоит прочитать. Обращение необходимо, чтобы установить контакт с аудиторией, поблагодарить ее за внимание и еще раз похвалить информационный продукт.

    Оформляйте страницу с обращением произвольно. Вы можете включить в нее цитату, отзывы читателей о ваших предыдущих книгах, список ваших литературных премий и достижений в деловой сфере.

    Обратите внимание на читабельность текста. Пользователи наверняка будут читать вашу книгу с экрана компьютера. Поэтому отделяйте абзацы пустой строкой, используйте подзаголовки, маркированные и нумерованные списки, предлагайте читателю визуальный контент.

    Обращение автора или главы компании

    Создаем страницу содержания

    Эта страница помогает пользователям точнее оценивать содержание книги перед покупкой или скачиванием, а также быстро находить нужные разделы. Для визуальной привлекательности вы можете использовать при оформлении простые и узнаваемые иконки. Их можно найти на тематических сервисах, например, iconsearch.ru.

    Для удобства пользователей вы можете использовать ссылки на нужную страницу книги. Для этого выделите нужный текст или номер страницы и воспользуйтесь меню «Вставка — ссылка — слайды в презентации».

    Страница содержания готова

    Создаем страницу контента

    При оформлении страницы контента учитывайте следующие рекомендации:

    • Используйте рядом с названием главы иконку, которая обозначает соответствующий раздел в содержании. Также используйте эту иконку на каждой странице соответствующей главы.
    • Используйте визуальный контент: изображения и графики. Вы можете создавать графики и диаграммы с помощью редактора таблиц Google или других инструментов, например, infogr.am.
    • Резюмируйте каждую главу. Резюме можно оформить в виде маркированного или нумерованного списка.

    Создаем заключительную страницу

    В заключении вам необходимо резюмировать содержание книги, а также стимулировать читателей совершить конверсионной действие. Для этого предложите клиентам позвонить по телефону, перейти по ссылке на страницу оформления заказа или используйте другой CTA.

    Страница заключения должна генерировать лиды

    Ваша книга оформлена

    Воспользуйтесь меню «Файл — скачать как» и загрузите книгу на жесткий диск в формате PDF. Теперь вы можете опубликовать ее на сайте или отправить подписчикам по электронной почте.

    Обратите внимание, основной ценностью вашей книги остается ее содержание. Поэтому не перегружайте слайды-страницы ненужными визуальными элементами. Ваша задача — предложить пользователям книгу в удобном для чтения формате, обеспечить визуальную привлекательность и создать структуру книги.

    Кстати, посмотреть пример оформления книги, приведенный в этой статье, вы можете здесь

    Адаптация материала The Ebook Design Kit for Marketers by James Scherer.

    как правильно оформить дизайн обложки книги

    Каждый интернет и книжные магазины предлагает сотни новых книг. Выделиться среди всего этого многообразия — не самая простая задача. А ведь хорошая обложка не только привлекает внимание читателей, но и напрямую влияет на продажи произведения. В связи с этим у автора возникает множество вопросов. Какую информацию поместить на обложке и как ее подать?

    Для того чтобы помочь вам определиться в этом вопросе, мы собрали здесь общие рекомендации по возможным вариантам создания обложки.

    Как оформить текст на обложке

    Ни одна обложка не обойдется без названия книги и фамилии ее автора. И каждый автор заинтересован в том, чтобы его имя и книгу запомнили. Текст на обложке и переплете следует выполнить крупным шрифтом. Можно дополнить обложку также и другими титульными данными. Например, номер тома, город и год выпуска книги. На задней стороне обложки может быть помещена аннотация к произведению, сведения об авторе, ISBN, штрих-код и тому подобное.

    Работая над текстом для обложки, важно уделить внимание шрифтам. Не достаточно просто поставить на нее кусок текста. Обложка должна выполнять главную задачу, такую, чтобы покупатель захотел познакомиться именно с вашей книгой. Таким образом происходит визуальная коммуникация: автор передает смысл или интригу книги, а читатель должен понять и расшифровать.

    Сегодня представления о шрифте немного поменялись. Шрифт становится полноценным изображением. Строки, буквы могут очень близко стоять друг к другу. Они могут шуметь, сталкиваться, наоборот, под¬талкивать друг друга. Они могут создавать очень разное настроение: гармонии, заинтригованности, спокойствия — или страха. При этом важно, чтобы шрифт был красив или интересен, а вся композиция (размеры различных элементов надписи, интервалы между ними, разбивка на строки и т. п.) — читаема, логична и обоснована. Рисунок шрифта чаще всего не связан непосредственно с содержанием книги.

    Чисто шрифтовое оформление переплета характерно для изданий политической, научной, производственно-технической, справочной и другой специальной литературы, для подписных изданий.

    Как сделать книгу в Word

    Современные технологии могут снабдить нас множеством информации, к которой, среди прочего, можно отнести электронные книги, брошюры и т. д. Однажды, возможно, вы столкнётесь с ситуацией, когда вам нужно будет напечатать документ в книжном формате. Причиной этому могут быть личные интересы (нежелание покупки материала в твёрдом переплёте и возможность печати книги самостоятельно) либо же рабочие и связанные с ними обязанности.

    Книжный формат Word

    В решении этой задачи вам поможет Microsoft Word, в котором представлен ряд соответствующих функций и возможностей.

    Для начала подготовьте текст вашей будущей книги, отредактируйте и настройте форматирование, проверьте его на наличие разнообразных ошибок или рекламных шаблонов и т. д. После этого, проверьте, не «съехали» ли в документе картинки или схемы, при их присутствии, конечно.

    Настройка параметров страниц

    После окончательной проверки текста можно переходить к настройке основных параметров, позволяющим корректно напечатать вашу книгу. Подразумевается настройка параметров страницы. Перейдите во вкладку «Разметка страницы» в верхней части панели инструментов и найдите область «Параметры страницы», затем кликните на небольшую стрелочку в правом нижнем углу этого пункта.

    Фактически именно здесь находятся основные изменяемые параметры. Для начала в пункте «Страницы» выберите тип «Брошюра» в выпадающем меню под названием «Несколько страниц». Обратите внимание, что ориентация страницы изменилась на альбомную. Затем укажите число страниц, входящих в вашу брошюру/книгу. Оптимальное значение — 4. Получится, что на одном листе А4 у вас будет 4 страницы.

    Создание брощюры в Word

    Теперь для правильного размещения текста необходимо настроить поля, учитывая отступы для переплёта. Вы наверняка заметите, что кроме полей «Правое» и «Левое», появились новые поля, названные «Внутри» и «Снаружи». Если вы собираетесь делать клееный переплёт, укажите во всех пунктах по 1 см. Если же вы решили воспользоваться скоросшивателем, необходимо увеличить отступ в поле «Переплёт», ведь используя дырокол, вам понадобится соответствующее место. Кроме того, теперь нужно будет проконтролировать отступ текста от места переплёта, то есть от проделанных в бумаге дырок. Для этого обратите внимание на пункт «Снаружи».

    Изменение параметров полей

    Если в вашем документе имеются колонтитулы, в том же меню «Параметры страницы», на вкладке «Источник бумаги» отредактируйте их и примените ко всему документа.

    Кстати, рядом находится вкладка «Размер бумаги», в котором вы можете указать ширину и высоту используемого листа либо же его формат. По умолчанию выставлен формат «А4».

    Перед тем как пустить документ на печать, ещё раз все проверьте, ведь будет немного обидно, если где-то сползёт текст или картинка, собьётся форматирование, абзацы, строки и т. д.

    Печать документа

    Пора переходить к тому, ради чего мы, собственно, проделали все действия, указанные выше. В разделе «Файл» выберите пункт «Печать». По умолчанию у вас должна стоять односторонняя печать, однако, это нужно изменить, кликнув мышью на это поле и в выпадающем меню выбрав «Двустороннюю печать».

    Выбор формата печати

    После того как первая часть книги напечатана, не спешите. Вам нужно понять, каким образом в принтере подаётся бумага из лотка на печать и как она выходит. Неправильно положив бумагу, ваш принтер, возможно, примется печатать текст на уже использованной стороне листа, что будет крайне обидно. Этот момент разнится в зависимости от принтера, поэтому рекомендуем вам напечатать одну пробную страницу, переложить её для последующей печати так, как вы считаете нужным, и посмотреть что получится. Если результат вас устроит — продолжайте печатать вашу книгу. Когда первая часть книги будет напечатана, в Word выскочит окно, подсказывающее вам как именно положить листы, для того чтобы продолжить печать на обратной стороне листа. Учтите, что когда вы нажмёте «ОК», печать продолжится, следовательно, внимательно проверьте расположение бумаги в лотке.

    Переплёт и склеивание листов

    Когда документ будет полностью напечатан, вы обратите внимание, что он имеет вид брошюры. Для того чтобы сделать полноценную книгу, вам нужно будет просто сгибать листы ровно напополам и прикладывать друг к другу, а не вкладывать один в другой.

    Естественно, начать стоит с первого листа, который будет вашей титульной стороной обложки, а закончить стоит последней страницей, ведь на ней разместится тыльная сторона обложки. Приложив все листы друг к другу, в месте их соединения, намажьте тонким слоем клея и скрепите их. Если вы пользовались дыроколом, этот пункт, естественно, пропускаем.

    Сам переплёт вы можете заклеить обычным кусочком бумаги, картона либо, вообще, чем угодно, все зависит от того, насколько красиво вы хотите оформить книгу.

    Ну вот, собственно, и все. Ваша книга готова и вы знаете необходимый порядок действий для её создания.

    Как оформить рукопись и что нужно, чтобы выпустить книгу? Издательство Новый Формат

    Делаем все, чтобы издать вашу книгу

    Оказываем любые услуги по печати и изданию книг — от макета до готового тиража. Выбирайте нужные или доверьтесь нашим специалистам. Подскажем, как сделать лучше и дешевле.

    Размещение текстовых и графических элементов на страницах книги. Заголовки, абзацы, нумерация страниц, содержание, колонтитулы, титульный лист, выходные данные.

    Проверка орфографии, исправление пунктуационных и стилистических ошибок профессионалами с высшим филологическим образованием.

    Простой дизайн обложки с текстом и фоновым рисунком, оригинальный и интригующий, классический с тиснением фольгой, с иллюстрацией нарисованной художником.

    Цветная и черно-белая печать цифровым, офсетным или ризографическим способами на современном оборудовании с высоким качеством.

    Различные способы отделки для эффектного внешнего вида книги: полноцветная печать, тиснение фольгой (золото, серебро или цветная), матовая или глянцевая ламинация, УФ-лакировка.

    Недорогой и популярный способ переплета книжных изданий в 4 форматах: термоклеевой, термоклеевой с шитьем книжного блока нитками, скрепление на скобу, скрепление на пружину.

    Классический переплет, который гарантирует долговечность издания. Изготавливаем прошитый, с цветной обложкой с ламинацией, из бумвинила с тиснением фольгой.

    Присвоение номера ISBN, регистрация книги в Российской книжной палате, авторский знак, УДК и ББК: для защиты авторского права, продажи книги в книжных магазинах и доступа к ней в ведущих библиотеках.

    Форзац, авантитул, колонтитул, а также совсем непонятные слова: нахзац и шмуцтитул. Все это – элементы книги. И если большинству читателей вполне достаточно знать, что у книги есть обложка и содержание, то автору, желающему издать свою книгу, важно знать, из чего же его книга будет состоять.

    И главное: как сделать так, чтобы все составные части книги гармонировали друг с другом, и создавали общее приятное впечатление.

    Обложка книги

    обложка книги

    Как человека встречают по одежке, так книгу – по обложке. У нее две функции: защитная, и информационно-презентационная. Обложка предохраняет книгу от повреждений – от смятия, заломов и даже от попадания на нее воды. Но при этом она должна еще и привлекать внимание будущего читателя. Выделять книгу среди прочих на полке. Манить читателя к себе! Настойчиво требовать, чтобы он взял ее в руки! А когда возьмет – презентовать себя. Вкратце рассказать, о чем она.

    Разумеется, твердый переплет лучше защитит книгу от внешнего мира, а также он смотрится привлекательнее, серьезнее и эффектнее, чем мягкая обложка.
    Оформление обложки зависит от целевой аудитории вашей книги. Детская книга должна быть яркой, роман ужасов – мрачным и суровым, фантастика – брутальной и эффектной. Как правило обложка состоит из нескольких частей – это имя автора, название книги и занимающая 2/3 всего поля картинка. Которая может быть как иллюстрацией к произведению, так и просто картинкой, имеющей лишь опосредованное отношение к книге.

    На обороте обложки располагается аннотация. Обычно это краткое содержание книги или информация об авторе. Ну а на корешке – пишется название книги, имя и фамилия автора.

    Суперобложка

    Суперобложка книги

    Это не характеристика обложки, говорящая о том, что она невероятно классная и привлекательная. Это издательский термин, означающий дополнительную обложку (в виде листа бумаги с подвёрнутыми краями), надевающуюся сверху на переплет. Если переплет защищает книгу, то суперобложка защищает от внешних воздействий сам переплет. В этом случае на переплете печатается имя автора и название произведения, а уже на суперобложке печатается помимо имени и названия какая-либо иллюстрация. Оборот и корешок суперобложки оформляются точно также, как и у обычной обложки.

    Футляр для книги

    Третий уровень защиты книги. Чаще всего футляр используется для подарочных или эксклюзивных изданий. На футляре также может быть иллюстрация, или можно ограничиться именем и названием. Помимо дополнительной защиты, футляр выполняет и презентационную функцию. Первая реакция покупателя, взявшего такую книгу в руки – это: «Что ж это за произведение такое, раз заслужило такое отношение издателя?»

    Переплет книги

    виды переплетов книг

    Иногда это слово является синонимом обложки. «Твердый переплет» или «мягкий переплет». Но вообще в основном понимании переплет – это способ соединения страниц между собой и их крепления к обложке. Пружинный переплет – это когда вся книга скреплена пластиковой или металлической пружиной. Переплет бывает клеевой (на корешок наносится клей и вставляется в обложку), на скобу (книга прошивается металлической скобой по середине и складывается пополам). В твердом переплете книжный блок прошивается нитками и вставляется в жёсткую картонную обложку. Некоторые способы переплета комбинируются между собой. Например, толстые книги сначала разбивают на небольшие блоки, которые сшиваются нитью, а потом склеиваются с обложкой.

    Форзац

    форзац книги

    Разобравшись с внешними элементами книги, заберемся в ее нутро. Перевернув обложку мы видим форзац. Он присутствует только у твердого переплета, потому что именно с помощью форзаца книжный блок приклеивается к переплетной крышке. Форзац, как и обложка – пространство для самовыражения дизайнера. Он может быть однотонным, или содержать какой-то рисунок. В учебниках на форзаце помещают важную справочную информацию (откройте любой учебник химии и увидите таблицу Менделеева). В фэнтэзийных произведениях на форзаце часто можно увидеть карту мира, в котором разворачивается действие.

    Но чаще это все-таки плотная однотонная бумага, или нейтральный рисунок.

    Нахзац – это тот же форзац, но в конце книги (задний форзац).

    Авантитул

    Авантитул предваряет титульный лист. На нем размещают имя автора и название книги, но меньшим кеглем, чем на титуле. Название издательства и год выхода книги. Посвящение. Девиз серии и т.д. Важно понимать, что авантитул предваряет титульный лист, но не дублирует его.

    В переводных изданиях на авантитуле размещают имя автора и заглавие на языке оригинала. Авантитул бывает не у каждой книги, а только у той, в которой он нужен в соответствии с задумкой автора или художника.

    Фронтиспис – разновидность авантитула, но с графической информацией. Проще говоря – с рисунком. Фотографией автора, иллюстрацией к книге, дабы создать у читателя определенное настроение до того, как он откроет саму книгу.

    Титульный лист

    Дизайн титульного листа книги

    Или просто титул. Лист с полной информацией о книге. На титуле обычно присутствуют: имя автора, название книги, год издания. Дополнительно, по желанию, стараясь только не перегрузить титул информацией – иллюстрация или логотип издательства.

    Выходные сведения (оборот титула)

    Стандартизированная информация о книге, необходимая для ее библиотечной классификации. Выходные сведения помещаются на обороте титульного листа. Библиотечные коды: УДК, ББК, ISBN, название, имя автора, соавторов, иллюстраторов, авторский знак и аннотация.

    Колонтитул

    Колонтитул книги

    Строка в верхней или нижней части страницы. Колонтитул обычно отделен от основного текста каким-либо графическим элементом, и может содержать название книги или главы, имя автора (чаще всего в сборниках) и номер страницы.

    Колонцифра книги

    Шмуцтитул

    Отдельный титульный лист внутри книги, предваряющий новый раздел или главу. Оформляется также как и основной титул, но оборот шмуцтитула всегда пуст, подчеркивая второстепенность этого раздела по сравнению с титульным листом всей книги.

    Оглавление книги

    Располагается в начале (после титульного листа) или в конце книги, и является перечислением заголовков или разделов книги с указанием номера страницы, с которой этот раздел начинается. Задача оглавления – упростить читателю поиск нужной главы в книге. При этом оглавление, оформленное талантливым дизайнером, и продуманное не менее талантливым автором, несет также и презентационную функцию, выдавая читателю, впервые взявшему книгу в руки, дозированную долю информации о произведении. Хорошее оглавление интригует не меньше, чем название и аннотация.

    Основной текст

    А это, собственно, сама книга. Внутри основного текста также могут использоваться элементы дизайна. Новая глава может начинаться с буквицы – первой буквы главы или абзаца, выделенной размером, цветом или начертанием, а заканчиваться виньеткой – графическим или орнаментным элементом, подчеркивающим окончанием раздела.

    Шрифт и оформление основного текста выбираются не случайно. В серии книг шрифт должен быть одинаков, должен гармонировать с обложкой и не выбиваться из стилистики книги. И, конечно же, шрифт должен быть легко читаем, а все элементы оформления не должны отвлекать внимание читателя от книги.

    Проще говоря: готический шрифт в монографии по физике выглядит неуместно, равно как и веселые виньетки в оформлении романа ужасов. Выделение важных отрывков курсивом – поможет акцентировать на них внимание читателя, а набор курсивом всего текста – только оттолкнет читателя, сделав текст неудобным для восприятия.

    Чтобы грамотно и достойно оформить книгу, учитывая все писанные и неписанные правила книгоиздания, существует два пути. Первый – изучить все эти правила, заодно пролистав сотни книг, фиксируя в голове особенности их дизайна и подмечая закономерности. Второй – доверить оформление профессионалам.

    Ну а благодаря этой статье, придя в издательство, вы уже сможете правильно понять задаваемые вам уточняющие вопрос: «Форзац оставим пустым, или у вас есть пожелания по его оформлению?» или «Шмуцтитулы перед главами делать будем, или главы просто буквицей выделим?»

    Похожие статьи:

    Посчитать стоимость издания книги можно в нашем онлайн калькуляторе по ссылке: сколько стоит издать книгу >>

    Денк Наталья

    ведущий менеджер по работе с клиентами

    моб.тел.: 8-963-522-0550 — WhatsApp, Viber

    Корвякова Олеся

    менеджер по работе с авторами

    моб.тел.: 8-961-999-0338 — WhatsApp, Viber

    Делаем все, чтобы издать вашу книгу

    Оказываем любые услуги по печати и изданию книг — от макета до готового тиража. Выбирайте нужные или доверьтесь нашим специалистам. Подскажем, как сделать лучше и дешевле.

    Верстка книги

    Размещение текстовых и графических элементов на страницах книги. Заголовки, абзацы, нумерация страниц, содержание, колонтитулы, титульный лист, выходные данные.

    Корректура и редактура

    Проверка орфографии, исправление пунктуационных и стилистических ошибок профессионалами с высшим филологическим образованием.

    Дизайн обложки.

    Простой дизайн обложки с текстом и фоновым рисунком, оригинальный и интригующий, классический с тиснением фольгой, с иллюстрацией нарисованной художником.

    Печать книги

    Цветная и черно-белая печать цифровым, офсетным или ризографическим способами на современном оборудовании с высоким качеством.

    Оформление обложки

    Различные способы отделки для эффектного внешнего вида книги: полноцветная печать, тиснение фольгой (золото, серебро или цветная), матовая или глянцевая ламинация, УФ-лакировка.

    Мягкий переплет

    Недорогой и популярный способ переплета книжных изданий в 4 форматах: термоклеевой, термоклеевой с шитьем книжного блока нитками, скрепление на скобу, скрепление на пружину.

    Твердый переплет

    Классический переплет, который гарантирует долговечность издания. Изготавливаем прошитый, с цветной обложкой с ламинацией, из бумвинила с тиснением фольгой.

    Издательский пакет

    Присвоение номера ISBN, регистрация книги в Российской книжной палате, авторский знак, УДК и ББК: для защиты авторского права, продажи книги в книжных магазинах и доступа к ней в ведущих библиотеках.

    Обложка, переплет, суперобложка и форзац — четыре главных элемента внешнего оформления книги, которые составляют среди других элементов оформления особую группу. Особенность этой группы состоит в том, что они объединяют в себе две функции: первая — утилитарная (служебная) — состоит в том, чтобы предохранять книгу от повреждений, удлиняя срок ее эксплуатации; а вторая — являться элементами художественного оформления.

    Обложка (переплет)

    Обложка или переплет книги — прочное покрытие, содержащее ряд выходных сведений, которое выполняет две функции: защитную и информационно­рекламную. Во­первых, обложка предохраняет тонкие страницы книги от повреждений. Во­вторых, обложка (переплет) должна проинформировать читателя о том, что за книгу он держит руках.

    В коммерческом отношении обложка (переплет) — наиболее значимый элемент книги, так как является «лицом» издания. Следовательно, чем привлекательнее и гармоничнее выполнено оформление обложки, тем выше шансы повлиять на выбор покупателя.

    Характер художественного оформления обложки или переплета определяется в первую очередь содержанием произведения, жанром и типом издания (монопроизведение, сборник, серийное издание и т.д.), назначением для той или иной группы читателей. По характеру оформления могут быть шрифтовыми, орнаментальными, эмблематическими, сюжетно­тематическими и т.д.

    На концепцию изобразительного решения влияют внутренний дизайн книги (в частности, система оформления рубрик) и иллюстрации. Внутреннее оформление должно найти свое отражение в общей композиционной схеме обложки или переплета: в цвете, рисунке шрифта, в построении строк и т.д. Иллюстрационный материал оказывает большое влияние на выбор темы для изображения на обложке или переплете.

    Конечно, всегда желательно, чтобы способ печати, виды дополнительной отделки, а также материалы: картон, бумага, краски, ткани — можно было выбрать в соответствии с художественным замыслом, однако на практике так бывает далеко не всегда. Ограничения в выборе оборудования и материалов возникают из­за тиража, а также соображений экономичности издания и возможности материальной базы предприятия.

    Для оформления обложек/переплетов используются, помимо многоцветной печати, дополнительные виды отделки:

    • печать металлизированными красками (для создания эффекта «золотых» и «серебряных» надписей);

    • тиснение (конгревное и блинтовое) с применением фольги, красочной фольги, переплетных красок;

    • печать трафаретными красками (для создания эффекта более объемного изображения);

    • аппликация (способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных тканей или бумаг);

    • инкрустация (оформление переплетной крышки книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра, врезанных в переплетную крышку. Используется для подарочных изданий и выполняется вручную);

    • оплетка кантов (способ оформления кантов книжного блока);

    • украшение обрезов книжного блока (раскраска обреза книжного блока — нанесение на обрез книжного блока специальной краски на основе латекса; металлизирование обреза книжного блока — покрытие обреза книжного блока слоем металла (сусальное золото);

    • термоподъем (отделка отпечатанных изображений специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием теплового излучения);

    • припрессовка пленки (ламинирование).

    Суперобложка

    Суперобложка — дополнительная отдельная обложка издания, выполненная, как правило, из глянцевой или матовой бумаги. Суперобложки предохраняют переплет от загрязнения и повреждений, а также служат для расширения и обогащения возможностей внешнего оформления. И конечно же — выполняют рекламную функцию. Обычно за декоративно насыщенной суперобложкой следует лаконично оформленный переплет (рис. 5). Возможны и другие варианты:

    • суперобложка и переплет изобразительно насыщены, но разнотемны и потому различаются по композиции, характеру решения и т.д.;

    • суперобложка и переплет однотемны, но разнятся по композиции, технике исполнения и т.д.;

    • суперобложка в точности повторяет композицию и рисунок переплета, но в другой цветовой аранжировке, что вместе с другим материалом и печатью создает своеобразное и отличное от переплета впечатление.

    Для обеспечения сохранности оформления и повышения его привлекательности некоторые ценные издания (подарочные, сувенирные и пр.), независимо от того, есть на них суперобложка или нет, снабжают футляром (рис. 6).

    Рис. 5. Переплет («дюшес», тиснение блинтовое и фольгой) и суперобложка

    Рис. 5. Переплет («дюшес», тиснение блинтовое и фольгой) и суперобложка

    Рис. 6. Переплет книги и ее футляр

    Рис. 6. Переплет книги и ее футляр

    Форзац

    Форзац — элемент внешнего оформления изданий, предназначенный для скрепления книжного блока с переплетной крышкой. Форзац является большим «плацдармом» для творчества при оформлении издания, он дает дизайнеру возможность выразить характерные особенности произведения, настроить читателя на нужное его восприятие.

    Помимо художественной информации на форзаце может содержаться справочная информация, например таблица химических элементов, географическая карта, исторические сведения и т.д. Такие форзацы, как правило, применяются для учебной и справочной литературы.

    Форзацы могут быть одноцветными и цветными, а также беспредметными или тематическими (рис. 7 и 8).

    Рис. 7. Форзац в стиле акватипии

    Рис. 7. Форзац в стиле акватипии
    (мраморная бумага)

    Рис. 8. Форзац книги из серии «Мир приключений»

    Рис. 8. Форзац книги из серии «Мир приключений»

    Одноцветные форзацы изготавливают из белой или цветной бумаги с гладкой или фактурной поверхностью. Нельзя сказать, что простой белый форзац не имеет смыслового и эстетического значения — помещенный между ярким переплетом и нарядным титулом, он воспринимается как своеобразная пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает гармоничность издания.

    Форзацы тематически­изобразительного характера делятся на орнаментальные, эмблематические, сюжетно­иллюстративные, иллюстративно­символические и др. Орнаментальные форзацы применимы практически во всех видах изданий. Реже применяются форзацы эмблематические. Они встречаются в изданиях научной, политической, художественной литературы. Форзацы с иллюстрацией в виде жанровой сцены применяются в основном для художественной и научно­популярной литературы.

    Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные, требуют форзаца скорее простого, хотя и на плотной, высокого качества бумаге, в то время как массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом, нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.

    На выбор того или иного вида форзаца также влияет тираж книги. Влияние это не прямое, а косвенное — оно проявляется в зависимости от материальных и полиграфических возможностей, которыми располагает издательство (типография).

    В художественном отношении оформление форзаца сложно взаимодействует с системой иллюстрирования, в частности с особенностями композиции и дизайна титульного листа, переплета (суперобложки). Как правило, в первую очередь решается вопрос об иллюстрациях и оформлении книги, затем об оформлении титула, суперобложки, переплета и только после этого устанавливают, каким будет форзац.

    Элементы внутреннего оформления издания

    Отдельные страницы книги (титульный лист, оглавление, рубрики — шмуцтитулы, начальные и концевые полосы), а также выходные данные, вспомогательные разделы, основной текст книги входят в элементы внутреннего оформления книги. Так же как элементы внешнего дизайна, они оформляются в соответствии с видом литературы, к которому относится произведение, его литературным и издательским жанром, назначением книги и возрастными особенностями читателя.

    Титульный лист

    Титульный лист — это страница в начале книги, на которой размещены выходные сведения издания, а именно:

    • имя авторов или автора (при количестве авторов более трех эта информация выносится на оборотную сторону титульного листа);

    • название книги или произведения (эта информация считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена);

    • имя художника­иллюстратора или фотографа (применяется для художественных изданий, иногда переносится на оборотную сторону титульного листа);

    • название издательства и город, в котором оно расположено;

    • год издания книги;

    • название серии, в которой выходит издание (если она существует).

    Ошибкой будет считать, что титульный лист состоит из одной страницы. В большинстве изданий он занимает несколько страниц.

    Одинарный титульный лист занимает две страницы, или один бумажный лист (с оборотом). Оборот титула отводится под выходные сведения, поэтому дизайнеру необходимо расположить всю информацию на одной странице книги.

    Двойной титульный лист занимает четыре страницы (два листа с оборотом) — рис. 9. Выходные сведения по­прежнему занимают одну страницу, на других страницах можно просторно и красиво расположить остальную информацию. В двойном титульном листе выделяют отдельные страницы в зависимости от информации, которая на них вынесена.

    Рис. 9. Двойной титул. Автор: Булат Гильванов

    Рис. 9. Двойной титул. Автор: Булат Гильванов

    Рис. 10. Концевая страница книги

    Рис. 10. Концевая страница книги

    Первая страница двойного титульного листа, примыкающая к форзацу, называется авантитулом. Он открывает книгу, и считается, что его не следует перегружать информацией. Обычно на авантитуле указывается серия, к которой принадлежит издание (при наличии таковой), название произведения либо логотип издательства. Иногда на нем размещают девиз серии или данной книги, или даже иллюстрацию, создающую у читателя соответствующие настроение. Авантитул предваряет, но не дублирует титул и не равнозначен ему, поэтому его текст должен набираться меньшим кеглем, нежели текст титульного листа.

    Под выходные сведения издания отводятся обложка, титульный лист, оборот титульного листа и концевая страница книги.

    Лицевая страница титульного листа однотомной книги обязательно должна включать следующие элементы:

    • данные об авторе (авторах) — имя автора или имена не более трех соавторов (инициалы и фамилия, имя и фамилия);

    • тематическое подзаглавие — этот элемент очень важен для читателя, поскольку уточняет тематическое содержание книги с образным названием;

    • литературный жанр — указывается в моноиздании, когда обозначен автором или издательством, и в сборнике — по воле составителя или издателя;

    • вид и подвид издания (справочник, словарь, учебник и пр.);

    • читательский адрес — указывается, если издательство считает это целесообразным («для работников печати», «для дошкольного возраста»);

    • сведения о том, с какого языка сделан перевод, и имя переводчика — в переводном издании;

    • сведения об утверждении издания в качестве учебного, официального или нормативного;

    • сведения о переиздании в переиздаваемых книгах;

    • место выпуска книги;

    • имя издателя (название издательства);

    • год выпуска книги.

    На оборотной стороне титульного листа указываются:

    • имена авторов (если количество авторов более трех);

    • имена составителей, ответственных и научных редакторов (для хрестоматий, собраний сочинений);

    • имена фотографов и/или иллюстраторов;

    • специальные библиотечные индексы для каталогизации;

    • международный стандартный номер книги (ISBN);

    • макет аннотированной каталожной карточки (часто выносится на одну из последних страниц книги);

    • информация об авторских правах.

    Это самые важные для читателя элементы выходных сведений, поэтому они присутствуют в начале книги.

    На концевой странице книги (рис. 10) размещают предвыпускные и выпускные данные. В состав предвыпускных данных входят следующие элементы:

    • в российском издании не на русском языке — выходные сведения с титульного листа в переводе на русский язык;

    • вид издания по социально­функциональному (целевому) назначению;

    • в моноиздании — псевдоним или полная форма имени автора;

    • должность (роль), инициалы и фамилии участников создания книги.

    Выпускные данные — это часть выходных сведений, в которой дается производственно­техническая характеристика издания (формат, гарнитура основного текста, вид и номер бумаги, основной способ печати, тираж, объем издания в усл. п. л. и уч.­изд. л.), даты его прохождения в производстве, названия и адреса издательства и типографии, номер заказа издательства.

    Выходные сведения также размещаются на обложке, переплете и суперобложке. Так, обязательны на обложке выходные сведения, когда титульный лист в издании отсутствует. В таких случаях на лице передней сторонки обложки приводят те выходные сведения, которые обычно размещают на титульном листе, а на ее обороте — выходные сведения, которые обычно размещают на обороте титульного листа.

    При нехватке места на концевой странице и обороте титульного листа для предвыпускных и выпускных данных разрешается заверстывать их на лицо или оборот задней сторонки обложки.

    В серийных книгах, особенно при популярности серии, есть смысл вынести на переднюю сторонку заглавие серии или ее марку. То же самое относится к месту выпуска и названию издательства в случаях, когда эти данные значимы для продажи книги, то есть если они сами по себе способны привлечь внимание покупателя. В рекламных целях на переднюю сторонку обложки выносят основные заголовки, если они могут вызвать у читателя интерес к книге, либо наиболее яркие цитаты из текста.

    На корешке обложки, переплета при толщине блока свыше 9 мм необходимо указывать: имя автора (авторов), заглавие издания, обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий), первые и последние слова (для многотомных справочных изданий). На практике ставят только цифру номера, что вполне достаточно читателю для поиска тома на полке по корешку.

    Для переплета действительны те же положения, что и для обложки. Разница лишь в том, что для размещения выходных сведений на переплете можно использовать только внешние поверхности сторонок.

    На суперобложке печатают все те же сведения, что и на обложке, лишь внутренние части оставляют чистыми, так как они закрыты от глаз читателя. Однако внешнюю сторону клапанов суперобложки широко используют для рекламно­информационных текстов, в том числе для аннотации, цитат и т.п.

    Оглавление (содержание)

    Оглавление (содержание) — указатель заголовков книги, содержит информацию о произведениях, включенных в книгу (если их несколько) и/или о разделах произведения (частях, главах).

    Оглавление выполняет следующие функции:

    • справочно­поисковая — позволяет найти нужный фрагмент текста;

    • информационно­пояснительная — дает читателю общее представление о тематическом содержании книги, о структуре одного или ряда произведений (то есть об освещаемых в каждом произведении темах и связях между ними);

    • рекламная — привлечь читателя, усилить интерес к просматриваемой книге, вызвать желание прочесть ее.

    Оформление оглавления может быть достаточно произвольным (рис. 11). Обязательными элементами являются лишь номера страниц, соответствующих тому или иному разделу или произведению. Основным критерием является полезность оглавления для читателя.

    Рис. 11. Пример оформления содержания

    Рис. 11. Пример оформления содержания

    Оглавление может быть расположено как в начале, так и в конце книги.

    Требования к оглавлению (содержанию):

    • в информационных и справочных изданиях надо стремиться к максимальной полноте оглавления. Необходимо стараться включать в оглавление заголовки как крупных разделов, так и меньших по объему разделов (параграфы, пункты и т.п.), чтобы читатель мог легко найти материал на интересующую его узкую тему;

    • порядок заголовков, отвечающий виду, содержанию, структуре книги и характеру ее использования. Обычно заголовки в оглавлении размещают в порядке, повторяющем их последовательность в книге, что позволяет читателю увидеть структуру издания;

    • полнота состава заголовков — многие заголовки сопровождаются тематическими подзаголовками, без которых не всегда можно понять, каково содержание подраздела, к которому заголовок относится. Также встречаются заголовки общего характера (глава первая или I, II и т.д.), одинаковые заголовки или заголовки, неполно характеризующие тему. В таких случаях желательно, чтобы в оглавлении заголовки указывались с тематическими подзаголовками, а иногда с первыми строками глав в виде цитат.

    Вспомогательные разделы

    К вспомогательным разделам относятся предисловие, послесловие, комментарии, примечания и библиографический аппарат (указатели и библиографические ссылки).

    Вспомогательные разделы чаще всего оформляются в общем стиле книги, однако с учетом их служебной функции, как правило, более скромно и лаконично. Для вспомогательных разделов также существуют требования и рекомендации по их оформлению и расположению в книге.

    Основной текст

    Страницы книги, на которых располагается ее основной текст, оформляются дизайнером произвольно, в соответствии с разработанным стилем издания, который зависит от цели издательства, вида произведения, его читательской направленности и т.д. При разработке дизайна издания решаются такие задачи, как выбор кегля и гарнитуры шрифта, принцип оформления разворотов, применение иллюстраций, орнаментов и пр.

    Итак, дизайн книги — это особое искусство, которое нужно познать опытным путем. Важно не забывать об общих правилах дизайна, которые используются при оформлении любого издания.

    Оформление книги должно визуально привлекать потенциального читателя. Книга должна быть не только носителем информации, но и предметом искусства, потому что она является родоначальницей полиграфической продукции.

    Качественное проектирование и художественное оформление книжного издания является главным залогом коммерческого успеха разрабатываемой продукции. Выбор формата, полосы набора, а следовательно, гарнитуры и кегля шрифта, элементов дизайна и иллюстрирования в целом напрямую влияет на себестоимость издания, а значит, и на его конечную цену, что особенно важно в современных условиях высокой конкуренции.

Оставьте комментарий