Какие тарифы на осаго

Базовая ставка устанавливается в рамках минимальных и максимальных ставок, в порядке, который установлен Банком России (Указание 5515-У).

Для определения страховой премии используются следующие факторы:

    назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц, либо назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (в случае заключения договора обязательного страхования в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами в полном объеме или со дня окончания срока уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), следующим лицам:

Полис ОСАГО — обязательный по закону документ для российских автомобилистов, поэтому ценообразование полиса тщательно контролирует государство в лице Центробанка . Именно регулятором в формулу расчета стоимости страховки закладывается так называемая базовая ставка (тариф) , которая гарантирует ценовую доступность полиса.

Напомним, что стоимость ОСАГО складывается из базовой ставки выбранной страховой компании и поправочных коэффициентов , индивидуальных для каждого автовладельца. Ранее мы рассказывали, как формируется цена ОСАГО.

А что из себя представляет базовая ставка?

Базовая ставка в ОСАГО — исходный ценовой показатель, на который страховщики ориентируются при определении размера страховой премии.

Проще говоря, это сумма, заложенная в расчет полиса в таком размере, чтобы доход от продажи страховок покрыл страховые выплаты .

Но следует понимать, что Банк России устанавливает не конкретное число, а тарифный коридор ставок с минимальным и максимальным значением . Это необходимо для того, чтобы страховщики могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и высокий — систематическим нарушителям .

Страховые компании вправе самостоятельно варьировать значение базовой ставки, но не могут выходить за рамки тарифного коридора .

Базовая ставка ОСАГО — 2021

Тарифный коридор , установленный Центробанком, в 2020 году стал шире , поэтому конечная цена ОСАГО будет зависеть от страховщика .

В 2021 году тарифный коридор базовой ставки ОСАГО на легковые авто физических лиц составляет:

В пределах этих значений страховые компании могут назначать тарифы автовладельцам.

Что влияет на базовую ставку

Итак, как мы уже знаем, страховые компании могут назначать тариф для каждого автовладельца персонально в границах установленного коридора .

Тем самым, базовые тарифы у разных страховых компаний могут различаться , но коэффициенты, характеризующие водителя и его транспортное средство, одинаковы у всех страховых компаний.

Базовые ставки по автогражданке различаются в зависимости от типа автомобиля (легковой или грузовой) и того, кто им владеет (юридическое или физическое лицо). А также от технических характеристик, конструктивных особенностей и цели использования ТС.

Кроме того, страховая компания самостоятельно определяет набор факторов, которые повлияют на ее базовые тарифы. Так, для водителей, совершающих грубые (зафиксированные инспектором ГИБДД) нарушения — превышение скорости, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, — будет применяться максимальный тариф.

подписание документов

Учитываются и другие факторы, например семейное положение автовладельца, марка и даже цвет его машины. При этом страховщики при установлении размера максимального и минимального тарифа не вправе применять следующие факторы: национальность, вероисповедание, политические взгляды, должность и род деятельности автомобилиста.

Минимальный базовый тариф

Минимальная базовая ставка применяется к водителям, которые передвигаются на авто с двигателем малой мощности, пользуются машиной редко и не участвовали в ДТП. Минимальное значение применимо для полиса ОСАГО, приобретаемого только на лето.

Максимальный тариф

Максимальные ставки точно коснутся молодых и неосторожных водителей, которые пережили не одно ДТП, и владельцев авто высокой мощности.

Значения базовой ставки по ОСАГО

В тарифах Банка России определены 12 различных категорий транспортных средств. По каждой установлено минимальное и максимальное значение базового тарифа.

Цена полиса ОСАГО зависит от двух основных факторов — базовой ставки страхового тарифа и различных коэффициентов. В упрощенном виде формула расчета цены выглядит так:

Но нам нужны детали, не так ли?

Что такое базовая ставка?

ОСАГО — единственный в России обязательный вид страхования легковых авто. Поэтому за ценообразованием тщательно следит Центральный банк. Более того, он устанавливает максимальное и минимальное значение (тарифный коридор) базовой ставки ОСАГО.

Базовая ставка — исходный ценовой показатель, закрепленный законодательством, от которого рассчитывается цена ОСАГО на любой авто. При этом базовые ставки различаются в зависимости от типа автомобиля (легковой или грузовой) и того, кто им владеет (юридическое или физическое лицо).

В 2020 году тарифный коридор базовой ставки ОСАГО на легковые авто физических лиц составлял:

2 471 руб. — 5 436 руб.

В пределах этих значений страховые компании могут назначать тарифы автовладельцам.

КоэффициентЫ? Их много?

Немало. Вот основные: КТ, КБМ, КС, КВС, КМ и КО. Каждый из этих коэффициентов прямо или косвенно влияет на риск наступления страхового случая.

Чтобы рассчитать цену полиса ОСАГО, как уже известно, нужно воспользоваться простой формулой.

А теперь подробно рассмотрим все коэффициенты:

Это коэффициент территории преимущественного использования авто. Он определяется по месту регистрации ТС (или месту регистрации собственника — если ТС еще не зарегистрировано). Коэффициент Москвы — 2, Санкт-Петербурга — 1,8. А вот Чукотского автономного округа — всего 0,6.

КБМ или «бонус-малус»
(в переводе с латинского «хороший-плохой»).

Этот коэффициент поощряет безаварийную езду. При получении водительских прав КБМ равен 1, однако со временем он может увеличиваться и уменьшаться. Это зависит от того, производились ли выплаты по полису ОСАГО в случае ДТП по вине водителя.

Если по полису нет выплат, значение коэффициента ежегодно уменьшается на 0,05 (пока не достигнет минимального значения — 0,5). Так, водитель с 10-летним безаварийным стажем получает скидку на ОСАГО в размере 50% (коэффициент 0,5).

Максимальное значение КБМ, которое может получить неаккуратный водитель — 2,45.

КБМ присваивается водителю один раз в год 1 апреля и не меняется до 31 марта следующего года.

Проверить свой «бонус-малус» (КБМ) можно на сайте РСА.

Коэффициент количества водителей, допущенных к управлению ТС. Полис ОСАГО можно заключить на неограниченное количество водителей — в таком случае КО будет равен 1,94. При отражении в полисе ограниченного перечня лиц — 1.

Коэффициент возраст-стаж водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения. Дороже всего полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года со стажем вождения менее года — КВС составит в этом случае 1,93. А к 59 годам КВС снижается вплоть до 0,9.

Коэффициент мощности двигателя. Мощность определяется по паспорту транспортного средства (ПТС) или свидетельства о его регистрации (СТС).

Мощность двигателя (л.c)

до 50 л.c. включительно

от 51 до 70 л.c. включительно

от 71 до 100 л.c. включительно

от 101 до 120 л.c. включительно

от 121 до 150 л.c. включительно

Коэффициент сезонности — отражает период использования авто. Например, если водитель пользуется автомобилем более 10 месяцев в году, КС составит 1. Если этот срок меньше, например от трех до девяти месяцев, коэффициенты варьируются в диапазоне от 0,5 — 0,95.

Это коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования ТС. Он применяется при заключении договора ОСАГО на транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах и временно используемые на территории России. А также при покупке ОСАГО для осуществления перевозки авто к месту его регистрации на срок следования к этому месту.

Вроде все понятно, но нужен пример? Не проблема!

Допустим, свой легковой автомобиль мощностью в 140 л.c. (КМ) хочет застраховать опытный, но не очень дисциплинированный водитель Александр. Он часто превышает скорость за рулем — более чем на 60 км/ч, за что ГИБДД не раз привлекала его к ответственности. Страховая компания предложила ему максимальное значение базовой ставки в размере 5 436 руб. (БС) . При этом за последние 10 лет он не был виновником аварий — КБМ у него минимальный. Александру 55 лет , а стаж вождения — 35 лет. Он с самого детства живет в Москве (КТ) и не собирается переезжать. В его семье только он водит автомобиль (КО равен 1) . Авто нужен Александру весь год (КС) , чтобы добираться на работу и на любимую дачу.

Поправки в закон об ОСАГО по индивидуализации тарифов вступили в силу еще 24 августа. Однако Минюст задержал решение Центробанка о расширении тарифного коридора почти на две недели. Снижение минимальной ставки и увеличение максимальной официально вступает в силу 5 сентября.

Для легковых автомобилей физических лиц тариф раздвинулся на 10% в каждую сторону. Если раньше минимальная ставка была 2746 рублей, то с 5 сентября эта сумма составляет уже 2471 рублей. Максимальное значение базовой ставки перешагнуло рубеж в пять тысяч и составляет теперь 5436 рублей (было 4942 рубля). Мы пообщались с представителями крупнейших страховых компаний России и узнали, как изменится цена ОСАГО.

Расширение тарифного коридора затронуло не только легковые автомобили физических лиц. Изменения коснулись абсолютно всех категорий машин. Так, для юридических лиц, владеющий легковым транспортом, тарифный коридор расширится на 20%. Также изменился и тарифный промежуток для грузовиков. Больше всех подорожает полис для агрессивных водителей такси — максимальная ставка базового тарифа для такси выросла на 30%, правда аккуратным таксистам боятся нечего — для них тариф снизился на столько же. Самые незначительные изменения затронули владельцев автобусов, троллейбусов и трамваев — нижняя планка опустилась на 5%, а верхняя осталась без изменений.

Статьи 24 августа 2020 Для российских водителей ввели новые правила расчета тарифов ОСАГО
Новости 28 июля 2020 В России насчитали 1,5 млн водителей с фальшивыми полисами ОСАГО

По заявлениям Центробанка, использование страховщиками всей доступной информации о водителях повысит точность разделения водителей с низким и высоким уровнями риска и, соответственно, позволит точнее отражать в цене полиса фактический риск. А влиять на риск могут разные факторы, в том числе нарушение правил дорожного движения или иные обстоятельства: возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение водителя и наличие у него детей, установка на автомобиле телематических устройств и так далее.

При этом в проекте указания ЦБ установлены и факторы, которые страховщики не могут использовать для расчета тарифа. К ним относятся национальная, расовая, языковая принадлежность, вероисповедание и должностное положение. Если в процессе работы новых правил банкиры увидят, что страховые компании применяют бездоказательные факторы убыточности, то запретный список расширится.

Как пояснили Autonews.ru в Российском союзе автостраховщиков, страховщики могут назначать тариф для каждого автовладельца персонально в рамках значений 2471-5436 рублей. Выбранная ставка умножается на коэффициенты, список которых расширился. Если раньше при установки базовой ставки компания ориентировалась только на категорию и назначение автомобиля в привязке к территории, то теперь факторов, которые могут повлиять на тариф стало больше. Кроме аварийности, возраста и стажа будут учитываться нарушения ПДД, семейное положение, пол, цвет машины, мощность, пробег и многое другое — каждая страховая компания выделяет факторы риска сама.

Не все страховые компании решили поменять расчеты. Как объяснил заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов, сегодня их тарифы отличаются в зависимости от территории — для каждого населенного пункта установлен свой базовый тариф. Максимальное значение базовой ставки тарифа для легковых автомобилей в компании пока не изменилось — оно по-прежнему равно 4942 рубля, а минимальный базовый тариф, действующий в компании, составляет 3800 рублей.

«При расчете тарифов мы руководствуемся множеством факторов, в числе которых — пол страхователя, год его рождения, место жительства, год выдачи водительского удостоверения. Нам важны и индивидуальные характеристики транспортного средства, как часто автомобилю требуется ремонт, сколько было зафиксировано страховых случаев. Мы также обращаем внимание на то, является ли страхователь собственником автомобиля, где зарегистрирован автомобиль — в России или на территории иностранного государства, с какой целью он эксплуатируется и как долго находится в собственности, не под залогом ли он у банка», — пояснил Иванов.

Страховщикам также важно, сколько человек будут допущены к управлению автомобилем и есть ли у страхователя в собственности другие транспортные средства. Наличие истории страхования будет плюсом, а предоставление недостоверных сведений при заключении договора — наоборот.

Директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров заявил, что радикальных изменений этой осенью компания не планирует. Размер средней премии по ОСАГО пока существенно не изменится, при этом часть водителей получат скидки, а часть — надбавки за счет индивидуализации тарификации.

«Для оценки профиля клиента мы намерены применять 20 факторов и подфакторов. Так, например, одним из важных критериев будет являться лояльность клиента компании — наши действующие клиенты смогут рассчитывать на скидку. Также среди критериев — аварийность, семейное положение и многие другие характеристики, за исключением запрещенных регулятором факторов. Наша компания не использует линейные модели, поэтому говорить о том, что какому-то фактору соответствует какой-то определенный вес и именно он приводит к росту или снижению стоимости полиса было бы неправильно. Для оценки аварийности имеет значение именно совокупность факторов», — считает Макаров.

При том, что серьезных изменений по тарифам страховые компании не планируют, для аккуратных безаварийных водителей уже обещают скидки. Это может быть связано с тем, что стразовые компании пока в полной мере не имеют доступа к базам данных ГИБДД, где видны серьезные нарушения Правил дорожного движения. Повышенная стоимость полиса ОСАГО обещана тем, кого задерживали за вождение в нетрезвом виде, сокрытие с места аварии, отказ от медицинского освидетельствования, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу и превышение скорости более чем на 60 км/ч.

Несмотря на вступление в силу новых правил, общие базы данных еще не готовы. По нашим данным, технические специалисты не успели и сейчас усиленно работают в этом направлении с обеих сторон, чтобы хотя бы к концу осени страховые компании смогли получить доступ к данным ГИБДД. И пока система не будет налажена полностью, оснований для повышения тарифов нет, а вот аккуратных безаварийных водителей поощрить рублем уже можно.

Как пояснил директор департамента анализа и моделирования СК «Росгосстрах» Алексей Володяев, его компания не планирует с 5 сентября изменять базовый уровень ставки, но с учетом того, что с 24 августа страховщикам дана возможность рассчитывать базовую ставку индивидуально, так и будет происходить: каждый клиент будет видеть индивидуально рассчитанную для него цену.

«Средний уровень, как мы ожидаем, должен несколько снизиться. На снижение базовой ставки могут рассчитывать аккуратные и законопослушные автовладельцы. Да, у нас есть целый ряд своих факторов, полный перечень которых изложен на сайте компании, как того и требует законодательство. Из наиболее интересного, кроме штрафов за нарушения ПДД, могу упомянуть данные об общей финансовой дисциплине клиента, историю аварий автомобиля и историю страхования клиента, в том числе и по другим видам страхования — статистически подтверждено, что люди, добровольно страхующие свое имущество, такое, например, как дачи и квартиры, или страхующие себя и свою семью от несчастных случаев, в целом лучше контролируют свое поведение на дороге и реже становятся виновниками аварий», — объяснил Володяев.

В третьем этапе поправок в закон об ОСАГО, которые будут рассматриваться в следующем году, ранее был пункт об обязательном использовании телематических систем в расчетах аварийности водителя. Однако позже этот пункт был исключен из-за непредвиденных затрат, которые накладывались на водителей или страховые компании, в зависимости от того, за чей счет была бы назначена установка оборудования.

Однако именно телематика стоит во главе угла в страховых вопросах и спорах в европейских странах. Компьютер считывает все нарушения, манеру вождения и дает оценку, на основании которой рассчитывается тариф. В нашей стране телематические системы устанавливаются добровольно и перспектива у них довольно туманная.

Как пояснил заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов, пока введения страховых продуктов с использование телематических технологий не планируется.

«На рынке было много не очень успешных примеров запуска таких проектов. Модели оценки были слишком сырые, и прогнозы о развитии сферы телематики, которые делались 4-5 лет назад, не сбылись, активного роста ее продаж не наблюдается. При этом есть множество других факторов, на основании которых мы можем предложить клиенту персонализированный тариф даже без телематики», — считает Иванов.

В компании «АльфаСтрахование» тоже не пользуются телематикой. «Данные телематики мы не используем в виду того, что лишь очень маленькое количество автомобилей в России оборудованы телематикой. Самостоятельно автовладельцы редко устанавливают подобное оборудование, поэтому данных для оценки крайне мало, хотя, безусловно, за этой технологией будущее», — пояснил представитель компании Денис Макаров.

Только в компании «Росгосстрах» заявили о планах вернуться к вопросу специального ценообразования для пользователей телематических устройств через несколько месяцев.

Примечание : Категория транспортного средства определяется согласно сведениям, указанным в паспорте транспортного средства или в свидетельстве о регистрации транспортного средства, с учетом информации, указанной страхователем в заявлении на страхование, об использовании транспортного средства с прицепом или без прицепа. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве, имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базового страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства. Подробная информация о страховании ОСАГО расположена на странице Купить полис ОСАГО

Оставьте комментарий