Льготы за безаварийную езду

Льготы по ОСАГО могут предоставляться путем компенсации части страховой премии (стоимости полиса ОСАГО) из бюджета либо применения страховщиками понижающих коэффициентов.

Федеральные льготы по ОСАГО

На федеральном уровне льгота дается только на полисы ОСАГО для автомобилей инвалидов или их законных представителей.

Согласно ст. 17 закона № 40-ФЗ, государство компенсирует 50 % от страховой премии по полису ОСАГО при следующих условиях:

  • если страхователем является инвалид любой группы и по любому основанию либо их законный представитель;
  • если застрахованный автомобиль необходим указанным выше лицам по медицинским показаниям (например, при невозможности самостоятельно передвигаться).

Льгота распространяется на все страховые компании. Компенсацию можно получить по полису, в который кроме инвалида или его законного представителя включено еще не более 2 водителей.

Региональные льготы по ОСАГО

Согласно ч. 2 ст. 17 закона № 40-ФЗ, субъекты РФ могут предусматривать дополнительный перечень лиц, которым выделяется компенсация страховой премии по ОСАГО. Однако этим правом ни один регион в 2019 году не воспользовался .

Понижающие коэффициенты ОСАГО

Альтернативой законодательным льготам являются коэффициенты, которые учитываются при расчете страховой премии. Они могут существенно уменьшить стоимость полиса либо, напротив, увеличить расходы. Страховые компании обязаны учитывать следующие коэффициенты:

  • КБМ (коэффициент бонус-малус), который присваивается за безаварийную езду за предыдущий период действия полиса;
  • коэффициент нарушений — за отдельные виды нарушений ПДД или условий страхования стоимость полиса может быть увеличена;
  • коэффициент возраста и стажа — по мере увеличение возраста и водительского стажа этот коэффициент будет снижаться, пока не достигнет значения 1;
  • коэффициент территории — предусматривает повышение страховой премии для мегаполисов и иных территорий с загруженностью на дорогах, тогда как в отдельных регионах он может быть менее 1.

Также большинство страховых компаний дают льготы постоянным клиентам, т. е. при продлении ранее действующего полиса ОСАГО на новый год. Уточнять размеры таких скидок и льгот нужно непосредственно у страховщика.

img

Стоимость полисов ОСАГО определяется не по инициативе страховой компании, а утверждается Банком России. Она рассчитывается по определенному алгоритму, исходя из базовой ставки, которая умножается на коэффициенты.

В некоторых случаях водитель может уменьшить конечную цену своими действиями, к примеру, безаварийной ездой, либо получить иную скидку.

0 Как узнать свою скидку по ОСАГО?

Проверить свою скидку можно на сайте РСА. Для этого нужно найти соответствующий раздел и заполнить данные о собственнике, количестве допущенных к управлению водителей, реквизитах паспорта, дате начала действия договора, сведения о ТС, ФИО и дате рождения.

При правильном указании всех сведений система выдаст коэффициент, который действует для имеющегося договора страхования. Если никакой договор не заключен, то значение будет равно 1.

0 Как формируется стоимость ОСАГО?

Стоимость полиса складывается из тарифа и применяемых коэффициентов. Все показатели утверждаются Банком России, и страховая компания не вправе повышать их значение, поэтому стоимость полиса во всех страховых компаниях одинакова.

Например, для автомобиля категории В, принадлежащего гражданину, базовая ставка равна 3432 руб., которая умножается на коэффициенты:

  • Территории.
  • Безаварийной езды (бонус-малус).
  • Количества лиц, допущенных к управлению (при неограниченном количестве коэффициент имеет максимальное значение).
  • Водительского возраста и стажа.
  • Характеристик автомобиля (мощность).
  • Наличия прицепа.
  • Срока страхования.

Значения всех коэффициентов приведены в Указании Банка России от 19.09.2014 N 3384-У.

Он же коэффициент болус-малус, присваиваемый за безаварийную езду. За каждый год такого использования авто скидка повышается на 5% или уменьшается. Изменение коэффициента происходит каждый год на основании данных договора страхования.

Соответственно, для того, чтобы получить скидку, нужно аккуратно водить авто и не попадать в ДТП.

Коэффициент определяется классом водителя. Все новые водители имеют класс 3 и коэффициент 1. Далее за год безаварийной езды автолюбителю присваивается класс 4, коэффициент 0,95. Если же он один раз попадет в ДТП и получит одну выплату, то его класс станет 1, а коэффициент увеличится до 1,55.

0 Коэффициент нарушений.

При нарушении условий страхования к водителю будет применен коэффициент нарушений. Он имеет всего два значения 1 и 1,5. Коэффициент присваивается в следующих случаях:

  • Предоставления ложных сведений с целью уменьшения суммы страховой премии.
  • Умышленном ДТП.
  • Умышленном причинении вреда здоровью другого человека.
  • Опьянения, повлекшее ДТП.
  • Лишения прав.
  • Оставления места ДТП.
  • Управления авто водителем, не вписанным в страховку.
  • Столкновение произошло в период, когда полис не действовал.

Помимо повышающего коэффициента, водитель будет оштрафован или лишен прав за совершение правонарушения.

0 Коэффициент возраста и стажа.

Он определяется просто: чем меньше возраст и стаж, тем выше коэффициент и наоборот. Больше всех заплатят молодые неопытные водители, их коэффициент – 1,8. Наименьшее значение – 1.

  • «До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно – 1,8;
  • Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно – 1,7;
  • До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет – 1,6;
  • Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет – 1» (п. 4 Приложение 2 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У)

0 Коэффициент территории.

Определяется исходя из загруженности дорог определенного субъекта и количества ДТП. В разных регионах он отличается.

Как правило, самое высокое значение он имеет в крупных городах и густонаселенных субъектах, таких, как Москва (2), Санкт-Петербург (1,8), Челябинск (2,1), Ростов-на-Дону (1,8). Самые низкие – 0,6 в Крыму, Чукотском крае, Еврейской автономной области.

В остальных регионах коэффициент имеет среднее значение от 1 до 1,8. В субъекте обычно коэффициент меньше, чем в его центре.

0 Скидки постоянным клиентам.

Отдельные страховые компании дают скидки постоянным клиентам либо в рамках рекламной акции. Данные скидки полностью исходят от страховщика и не регулируются федеральным законодательством. Поэтому чтобы купить полис по сниженной цене, нужно либо быть постоянным клиентом страховой, которая проявляет лояльность к клиентам, либо следить за акциями и новостями в сфере страхования.

0 Что если страховая компания не предоставила скидку.

Страховая компания при оформлении полиса может не предоставить скидку по КБМ. Причин несколько:

  • Водитель заменил права и не сообщил об этом своему страховщику. Соответственно, скидка есть, но она действует в отношении старого документа. Чтобы избежать таких ситуаций нужно оповестить страховщика об изменении реквизитов водительского документа в базе.
  • При заполнении полиса была допущена ошибка. Данные в базу заносятся с полиса, поэтому рекомендуется его читать и проверять все данные. Если ошибка обнаружится после покупки, нужно обратиться к страховщику и потребовать исправить ошибки и пересчитать стоимость.
  • Страховая компания потеряла лицензию и была ликдирована, а вместе с ней пропали и сведения. В таком случае водитель должен действовать через РСА и восстанавливать свою скидку самостоятельно.

0 Есть ли скидки на ОСАГО для пенсионеров и инвалидов?

Для пенсионеров каких-либо скидок не предусмотрено.

Для инвалидов сниженная стоимость возможна при соблюдении условий:

  • «Инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.
  • Указанная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями. (ст. 17 ФЗ «Об ОСАГО»)».

Порядок таков: сначала приобретается полис, а потом выплачивается компенсация. Чтобы вернуть половину стоимости полиса, требуется:

  • Заявление.
  • Копия паспорта.
  • Документ, подтверждающий инвалидность (удостоверение).
  • Полис.
  • Квитанция об уплате страховой премии.
  • Справка, подтверждающая необходимость использования автомобиля.
  • ПТС.

Страховая компания может скорректировать указанный список: что-то не потребуется, а другой документ, наоборот, будет необходим. Поэтому перед посещением страховщика рекомендуется уточнить у него точный список.

0 Советы юриста:

? Есть ли скидки ветеранам труда?

Закон не предусматривает скидок или компенсаций ветеранам труда. Однако местные власти в состоянии принять такое решение самостоятельно. Поэтому о наличии таких скидок рекомендуется уточнять в представительстве страховщика в вашем регионе.

? Есть ли скидка для оформления ОСАГО в Крыму?

В Крыму действует пониженный коэффициент, всего 0,6. Если сравнивать с другими регионами страны, можно сказать, что определенная скидка существует.

Проверте свою скидку по ОСАГО! Каким образом? Расскажет программа «Главная дорога».

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Все, что нужно знать о ремне ГРМ и его замене. Памятка для водителей

Госдуме рекомендовано принять в первом чтении законопроект о сохранении льготных коэффициентов по ОСАГО за безаварийную езду при смене автомобиля. Такое решение принято сегодня на заседании думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. Члены комитета одобрили поправки в статью 9 федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Как пояснили авторы законопроекта, согласно действующему законодательству, если за несколько лет водитель «нарабатывает» себе скидку за безаварийную езду, но потом меняет транспортное средство, то его «положительная история» больше не принимается в расчет при установлении стоимости страхового полиса.

На сегодняшний день в России действуют повышающие коэффициенты ОСАГО для владельцев транспортных средств, которые часто попадают в аварии и получают страховые выплаты. «Таким образом, действующая норма имеет перекос в сторону ухудшения положения автомобилистов, не попадающих в аварии», — отметили в комитете. По мнению депутатов, документ в случае вступления в силу не только восстановит права «безаварийных» водителей, но и простимулирует замену устаревших автомобилей на более новые и безопасные.

Нагрудным знаком отличия «За безаварийную работу» награждаются водители автобусов, троллейбусов, трамваев, грузовых и легковых автомобилей, работающие в организациях, предприятиях, учреждениях и объединениях автомобильного и городского электрического транспорта независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, а также водители – предприниматели без образования юридического лица, не допустившие случаев нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекших дорожно-транспортные происшествия, иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности при эксплуатации транспортных средств в Российской Федерации.

Нагрудный знак отличия имеет три степени:

нагрудный знак отличия «За безаварийную работу» I степени;

нагрудный знак отличия «За безаварийную работу» II степени;

нагрудный знак отличия «За безаварийную работу» III степени.

Высшей степенью знака отличия является I степень.

Нагрудным знаком отличия I степени награждаются водители автомобильного транспорта, под управлением которых общий пробег транспортного средства (транспортных средств) без аварий составил свыше 500 тыс. км, и водители городского электрического транспорта, под управлением которых безаварийный пробег транспортного средства составил свыше 400 тыс. км.

Нагрудным знаком отличия II степени награждаются водители автомобильного транспорта, под управлением которых общий пробег транспортного средства (транспортных средств) без аварий составил свыше 300 тыс. км, и водители городского электрического транспорта, под управлением которых безаварийный пробег транспортного средства составил свыше 250 тыс. км.

Нагрудным знаком отличия III степени награждаются водители автомобильного транспорта, под управлением которых общий пробег транспортного средства (транспортных средств) без аварий составил свыше 200 тыс. км, и водители городского электрического транспорта, под управлением которых безаварийный пробег транспортного средства составил свыше 150 тыс. км.

При расчёте страховки во внимание принимаются различные факторы. Одним из ключевых является показатель безаварийности, именуемый коэффициентом «бонуса-малуса» (КБМ). Использование КБМ при расчёте стоимости страховки ОСАГО, с одной стороны, снижает финансовые риски страховщиков, а, с другой, даёт возможность опытным водителям получить скидки.

Как рассчитывается скидка за безаварийность

Коэффициент бонуса-малуса отражает аккуратность вождения конкретного лица. Он определяется классом вождения и количеством обращений к страховщику за возмещением по полису ОСАГО ущерба, причинённого водителем другой стороне в ДТП. Чем выше класс вождения и меньше нарушений, повлекших за собой выплаты, тем ниже стоимость страховки, и, соответственно, больше размер скидки относительно базового тарифа. Таким образом, страховые компании за счёт применения КБМ поощряют безаварийную езду и одновременно снижают собственные издержки.

Порядок расчёта КБМ приведён в таблице:

Нет

I

II

III

Из этой таблицы видно, что диапазон классности вождения варьируется от М (минимальный показатель, характерный для неопытных и/или недисциплинированных водителей) до 13 (максимальный уровень, отражающий высокий профессионализм и аккуратность водителя с долгим стажем безаварийной езды). В зависимости от страхового стажа и степени безаварийности езды КБМ может увеличить стоимость страховки ОСАГО в 2,55 раза либо уменьшить её в 2 раза по отношению к базовому тарифу (КБМ=1, 3-й класс вождения), по которому оформляется полис ОСАГО автовладельцу (водителю) с нулевой страховой историей. Перерасчёт КБМ производится по результатам года в момент оформлении нового страхового полиса.

Сведения о КБМ хранятся централизованно в информационном ресурсе российского союза автостраховщиков (РСА) и используются страховыми компаниями при оформлении полисов ОСАГО с пересчётом коэффициентов.

Порядок присвоения класса водителя

Алгоритм пересчёта КБМ отличается тем, что повышение класса вождения производится гораздо медленнее, чем его снижение. Так, если водитель с нулевой страховой историей (3-й класс), оформивший полис по базовому тарифу (КБМ=1) за год не имел ни одной страховой выплаты, то его класс становится равным 4, а КБМ – 0,95, то есть при оформлении следующего полиса ОСАГО он получит 5%-ю скидку. Если же этот водитель окажется участником хотя бы двух ДТП, приведших к выплате возмещения по ОСАГО, то его класс будет понижен до минимального М, а следующая страховка окажется для него на 145% дороже первоначальной (КБМ=2,45). А всего лишь одно ДТП для водителя, имеющего 13-й класс (КБМ=0,5), приведёт к его снижению сразу на 6 ступеней до 7-го класса (КБМ=0,8).

Оформляя договор ОСАГО, страховщик должен использовать сведения, содержащиеся в единой базе данных РСА. Информация о страхователе в информационном ресурсе РСА может отсутствовать (например, водитель оформляет полис ОСАГО впервые или имеется другая причина). В такой ситуации клиенту будет присвоен класс 3, а значение КБМ установлено равным 1.

Влияние КБМ на стоимость страховки

КБМ рассчитывается по результатам года в зависимости от количества страховых выплат и класса безаварийного вождения. Если договор автострахования гражданской ответственности расторгается до истечения срока действия, то стоимость следующего полиса ОСАГО устанавливается по базовому тарифу, исходя из нулевой страховой истории клиента (КБМ=1).

Рассмотрим пример расчёта стоимости страховки. Пусть год назад, при оформлении предыдущего полиса, водителю был присвоен 6-й класс, которому соответствует значение КБМ, равное 0,85. Тем самым клиент получил 15%-ю скидку по страховке ОСАГО. Через год:

  • безаварийная езда в течение страхового периода приведёт к повышению класса вождения до 7-го, КБМ будет установлен в значение 0,8, и полученная скидка по страховке составит 20%;
  • если водитель попал в одну аварию, которая повлекла страховую выплату, его класс унизится до 4-го, что будет означать КБМ=0,95, и, соответственно, скидку по договору в размере 5%. Получается, что одно ДТП с выплатой привело к потере 10% скидки;
  • если количество выплат по авариям было две, то класс снизится до 2-го, а вместо скидки водитель получит надбавку в размере 40% к базовому тарифу (КБМ=1,4);
  • при трёх выплатах по ДТП водительский класс понизится до минимального М, а за полис придётся переплатить 145% (КБМ=2,45).

Максимальная скидка за безаварийность

Самое большие скидки при оформлении страховки получают водители, которые отличаются многолетней безаварийной ездой и, соответственно, отсутствием выплат по их полисам. После 10 лет езды без ДТП и страховых выплат автовладелец может рассчитывать на максимальную скидку по полису ОСАГО:

  • клиенту будет присвоен 13-ый класс вождения;
  • за каждый безаварийный год водитель получает 5%-ю скидку к базовому тарифу.

Таким образом, каждый водитель за через 10 лет страховой истории безаварийной езды может рассчитывать на максимальную скидку в размере 50%.

Такой подход к формированию скидок при оформлении полисов ОСАГО стимулирует каждого водителя не только к безаварийной езде, но и к урегулированию финансовых проблем, возникших в результате ДТП, собственными силами, без обращения в страховую компанию, если нанесённый в результате аварии ущерб оказался незначительным.

Особенности назначения КБМ при ограниченном и неограниченном ОСАГО

Как известно, страховка оформляется на автомобиль, однако при определении КБМ во внимание принимается статистика аварий конкретного лица. Ведь страховой случай возникает в результате неправильных действий водителя: в силу его неопытности, невнимательности и/или недисциплинированности.

Если вождение машины осуществляется одним лицом, порядок присвоения классности вождения не вызывает вопросов. Однако во многих случаях в список лиц, допущенных к управлению машиной, в полисе ОСАГО включается более одного лица либо их круг не ограничивается. Это обстоятельство учитывается при определении стоимости страховки.

При ограниченном доступе в списке указываются конкретные лица, и при определении стоимости полиса КБМ устанавливается, исходя из наименьшего класса водителя, внесённого в список, а при неограниченном – по классу владельца автомобиля.

Как узнать свою скидку по ОСАГО

Для получения информации о КБМ конкретного лица (водителя, автовладельца) необходимо обращаться к единому информационному ресурсу РСА. Именно эта информация будет использоваться страховыми компаниями для расчётов стоимости полисов ОСАГО.

Некоторое время назад автостраховщики хранили сведения о клиентах, автомобилях и полисах в собственных базах данных. После запуска в эксплуатацию единого информационного ресурса РСА определить КБМ и, соответственно, узнать размер скидки на ОСАГО может бесплатно каждый человек, имеющий доступ в интернет.

С помощью онлайн-калькулятора на сайте РСА можно определить значение КБМ конкретного лица – водителя, автовладельца. Для этого необходимо перейти в соответствующий раздел официального сайта РСА и заполнить форму, указав:

  • тип автовладельца (физическое или юридическое лицо);
  • признак ограничения количества водителей, допущенных к управлению транспортным средством;
  • ФИО и дату рождения водителя;
  • реквизиты (серию, номер) водительского удостоверения;
  • дата начала действия договора страхования по полису ОСАГО.

После заполнения формы необходимо нажать кнопку «Поиск». По результатам обработки введённых сведений пользователю будет выдано значение КБМ, на основе которого рассчитывается стоимость полиса ОСАГО, включая размер скидки. Если данные в едином ресурсе РСА не будут обнаружены, пользователь будет считаться имеющим нулевую страховую историю, а значение его КБМ — равным 1.

Оставьте комментарий