Ликвидация населенных пунктов

Ликвидация «неперспективных деревень» — направление государственной политики в СССР 1960—1970-х годов. В рамках этого направления осуществлялось преобразование сети сельских населённых пунктов: ликвидация части деревень и сёл, рассматриваемых в качестве неперспективных, и создание «агрогородов».

Политика включала переселение жителей из мелких сельских населённых пунктов в крупные и сосредоточение в них основной части сельского населения, сельских производственных и социально-бытовых объектов. Самым негативным социальным последствием этой политики стал значительный ущерб, нанесённый сельской инфраструктуре [2] [3] .

Содержание

Планирование Править

Впервые понятие «неперспективные деревни» было использовано в рекомендациях по проектированию сельских населённых пунктов. Рекомендации были составлены в 1960 году Академией строительства и архитектуры СССР в соответствии с решениями Пленума ЦК КПСС от декабря 1959 года о разработке новых схем «районных и внутрихозяйственных планировок» в сельской местности. Согласно этому документу, сёла и деревни подразделялись на две группы в зависимости от того, какова была их численность населения, насколько они были обеспечены коммуникациями и в какой степени соответствовали условиям и задачам хозяйственного развития местности: «перспективные», численность населения которых составляла не менее 1—1,5 тысяч человек и «неперспективные» с соответственно меньшей численностью населения [2] .

Инициаторы политики ликвидации «неперспективных» населённых пунктов исходили из принципа, согласно которому высокомеханизированному сельскому хозяйству должны соответствовать высококонцентрированные формы расселения. Согласно планам, каждый колхоз или совхоз должны были включать 1 или 2 посёлка с числом жителей от 1—2 тысяч до 5—10 тысяч человек. В поселенческой сети выделялись опорные пункты — «перспективные сёла», в которые планировалось переселить жителей малых населённых пунктов, «неперспективных деревень», в число которых попадало до 80 % их общего числа. Предполагалось, что это изменение поселенческой структуры способствует лучшему развитию социально-культурной и бытовой сферы села, приблизив её к городским стандартам, а также снизит поток мигрантов из сельской местности в городскую [3] .

Первоначально планировалось, что в результате реализации этого проекта к 1979 году количество сельских населённых пунктов уменьшится с 705 тысяч до 115 тысяч. Впоследствии в процессе разработки проектных планов эти показатели постоянно корректировались. 20 марта 1974 года были изданы постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР, согласно которым в Нечернозёмной зоне РСФСР из 143 тысяч населённых пунктов должны были быть ликвидированы 114 тысяч, 170 тысяч семей планировалось переселить в «благоустроенные колхозные и совхозные поселения», а также предоставить им существенные льготы и кредиты для индивидуального строительства [2] .

Реализация Править

На первых этапах своей реализации политика ликвидация населённых пунктов носила ограниченный характер. Преимущественно она свелась к ревизии и перерегистрации сельских населённых пунктов, проектированию территориальной и хозяйственной организации районов. С 1968 года населённых пунктах, объявленных «неперспективными», более не производились новое строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, разрушалась социальная и производственная инфраструктура (закрывались школы, магазины, клубы и другие объекты) и ограничивалось транспортное сообщение. Такие условия вынуждали людей к миграции.

В то же время разрушение «неперспективных» поселений не сопровождалось таким же активным преобразованием «перспективных». Благоустройство и расширение индивидуального жилищного строительства на центральных усадьбах осуществлялись в условиях постоянной нехватки ресурсов. Зачастую для переселения предоставлялись многоквартирные панельные дома городского типа. Две трети переселенцев мигрировали не в определённые для них сельские населённые пункты, а в районные центры, города и другие регионы страны. Ликвидация «неперспективных» поселений осуществлялась в принудительном порядке, без учёта желания жителей. Часть жителей отрицательно восприняли переселение [2] [3] .

Результаты Править

В полной мере намеченная реорганизация системы сельского расселения не была осуществлена. Сельских населённых пунктов было ликвидировано меньше запланированного. Тем не менее поселенческая сеть претерпела существенные изменения. За период 1959—1979 годов число сельских населённых пунктов в РСФСР уменьшилось до 177,1 тысяч — на 60,2 %, в целом по СССР — до 383,1 тысяч — на 54,3 %. Больше всего жителей было переселено в Нечернозёмной зоне [2] [3] .

Политика преобразования структуры сельского расселения не оправдала первоначальных замыслов и имела негативные социально-экономические последствия. При её реализации не учитывались важные стороны жизнедеятельности сельского населения, прежде всего его связь с личным приусадебным хозяйством. Ликвидация мелких населённых пунктов приводила к запустению прилегавших к ним сельскохозяйственных угодий, возрастанию производственных нагрузок на работников, занятых в сельском хозяйстве, ликвидации личных хозяйств. Процесс концентрации сельского населения привёл к снижению уровня заселённости территорий. Ослабление сети населённых мест в восточных районах ослабляло и нарушало межселённые связи и отрицательно влияло на обслуживание населения. Подвергшиеся переселению жители в основном переезжали в города. Эта ситуация усиливала миграцию из сельской местности и вела к демографическому старению деревни. По данному вопросу развернулась общественная полемика. Критерии перспективности населённых пунктов критиковали писатели Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, В. Г. Распутин, демограф Б. С. Хорев и другие представители общественности.

В 1980 году решением Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР разделение сельских населённых пунктов на «перспективные» и «неперспективные» было отменено. Тем не менее, разрушение сети сельских населённых пунктов, отчасти спровоцированное данной политикой, продолжалось. Мелкие населённые пункты продолжали исчезать [2] [3] .

В минэкономразвития России принято решение о ликвидации населенного пункта Бубновка в Киренском районе

В министерстве экономического развития РФ принято решение о ликвидации населенного пункта Бубновка в Киренском районе. Об этом по итогам заседания межведомственной комиссии по рассмотрению предложений о закрытии населенных пунктов( в том числе городов, поселков), полярных станций, находящихся в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствие с законодательством РФ на основании решений органов государственной власти субьектов РФ под руководством заместителя министра экономического развития РФ Александра Цыбульского, которое прошло сегодня в Москве, сообщил министр экономического развития Иркутской области Евгений Орачевский.

– На комиссии было принято единогласное решение о ликвидации поселка, также было принято решение о скорейшей подготовке комплекта документов для рассмотрения этого вопроса на ближайшем заседании Правительства РФ. Принципиально на сегодняшний день жителям Бубновки, которые претендуют на жилищные сертификаты по ликвидации поселка, можно уже заниматься поиском конкретных вариантов жилья, в Киренском районе либо в каких — то других, – подчеркнул Евгений Орачевский.

Как пояснил министр, в отличие от других пострадавших от пожаров поселков в апреле и мае 2017 года, которые получат сертификаты на жилье в рамках чрезвычайной ситуации, жителям Бубновки будут выданы сертификаты из-за ликвидации населенного пункта, независимо, пострадали их дома от пожара или нет. Напомним, вопрос о закрытии поселка рассматривался 18 мая на сельском сходе в Киренске, на который собрались 237 жителей Бубновки, в том числе и те, чьи дома уцелели. По итогам схода за ликвидацию населенного пункта «Поселок Бубновка» проголосовали 230 человек.

Как пояснил министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов, принятое решение о ликвидации населенного пункта Бубновка из-за отсутствия перспективы его развития дает возможность рассматривать вопрос о предоставлении гражданам единовременных социальных выплат на приобретение жилья. Тем самым пострадавшие во время пожара и жители, которые не потеряли свои дома, получат средства на переезд из поселка в другие населенные пункты. В 2015- 2016 годы такой механизм закрытия применялся при расселении поселков Согдиондон и Горная Чуя.

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «Об основах правового регулирования ликвидации населенных пунктов Севера России вследствие прекращения деятельности находящихся на их территориях организаций, воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений системы» (прилагается).

2. Назначить представителями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении указанного проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации членов Совета Федерации Керпельмана Ефима Львовича и Назарова Александра Викторовича.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации

Москва
06 июня 2001 года
№187-СФ

Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 6 июня 2001 года
№ 187-СФ

Об основах правового регулирования ликвидации населенных
пунктов Севера России вследствие прекращения деятельности
находящихся на их территориях организаций, воинских частей,
частей (подразделений) внутренних войск и учреждений
уголовно-исполнительной системы

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования ликвидации населенных пунктов Севера России вследствие прекращения деятельности находящихся на их территориях организаций, воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений уголовно-исполнительной системы и направлен на создание благоприятных условий для проведения реорганизации экономики Севера России и его сбалансированного социально-экономического развития, на обеспечение конституционных гарантий достойной жизни и свободного развития граждан, проживающих в указанных населенных пунктах.

ГЛАВА I
Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

населенные пункты Севера России (далее — населенные пункты) — город, поселок, сельское поселение, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющиеся муниципальными образованиями, частями муниципальных образований, а также не входящие в систему муниципальных

ликвидация населенного пункта — комплекс мер, направленных на прекращение существования (жизнедеятельности) населенного пункта в соответствии с принципами, на основаниях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

прекращение деятельности организаций, воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений уголовно-исполнительной системы — ликвидация организаций, расформирование или изменение места размещения воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, частей (подразделений) внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

организации, составляющие основу жизнеобеспечения населенного пункта, — одна или несколько организаций, расположенные в ликвидируемом населенном пункте или рядом с ним, если в них занято не менее 50 процентов от общего числа работающих в населенном пункте или число работающих в указанных организациях и членов их семей составляет не менее 70 процентов от общего числа жителей населенного пункта, а также если на балансе этих организаций находятся или за счет взимаемых с них налогов содержатся объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обслуживающие не менее 50 процентов населения. К членам семьи в настоящем Федеральном законе относятся лица, признаваемые таковыми в соответствии с семейным законодательством;

инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры — комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающих функционирование населенного пункта.

Статья 2. Правовая основа ликвидации населенных пунктов

1. Ликвидация населенных пунктов осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Нормы законодательства, регулирующие предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются при ликвидации населенных пунктов, если они не противоречат настоящему Федеральному закону.

3. Субъекты Российской Федерации, на территориях которых находятся ликвидируемые населенные пункты, вправе при ликвидации этих населенных пунктов предусматривать в принимаемых нормативных правовых актах дополнительные гарантии и компенсации гражданам и юридическим лицам за счет средств своих бюджетов.

Статья 3. Принципы проведения ликвидации населенных пунктов

Ликвидация населенных пунктов проводится в соответствии со следующими принципами:

плановая основа проведения ликвидации с учетом Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и схем градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации;

проведение ликвидации только по инициативе субъектов Российской Федерации в целях обеспечения их права на самостоятельное решение вопросов своего административно-территориального устройства;

согласование интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учет мнения населения при решении вопросов ликвидации населенных пунктов;

финансовое обеспечение проведения ликвидации на основе привлечения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся ликвидируемые населенные пункты;

соблюдение прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая запрещение принудительных изъятия имущества и выселения из ликвидируемого населенного пункта, предоставление гарантий и компенсаций только на добровольной основе.

ГЛАВА II
Организационные и финансовые основы
ликвидации населенных пунктов

Статья 4. Экономические и социальные основания для ликвидации
населенного пункта

Населенный пункт может быть ликвидирован при наличии в совокупности следующих оснований:

прекращение деятельности организаций, составляющих основу жизнеобеспечения населенного пункта, либо воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск

и учреждений уголовно-исполнительной системы, для обеспечения деятельности которых был создан населенный пункт;

невозможность или нецелесообразность перепрофилирования экономики населенного пункта;

снижение денежных доходов граждан, проживающих в населенном пункте, ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится населенный пункт. При этом используется средний показатель доходов на душу населения в данном населенном пункте.

Статья 5. Порядок принятия решения о ликвидации населенного пункта

1. С предложением о ликвидации населенного пункта при наличии экономического обоснования в Правительство Российской Федерации обращается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится этот населенный пункт. При этом должен быть обеспечен учет мнения жителей населенного пункта в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Обращение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации является началом процедуры согласования вопросов, связанных с ликвидацией населенного пункта.

Сообщение о начале указанной процедуры и связанных с этим ограничениях официально публикуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух дней после его обращения в Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает вопрос о наличии оснований для ликвидации населенного пункта с участием представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится этот населенный пункт.

В случае если Правительство Российской Федерации признает наличие оснований для ликвидации населенного пункта, оно принимает решение о включении этого населенного пункта в перечень населенных пунктов, подлежащих ликвидации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

3. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации о включении населенного пункта в перечень населенных пунктов, подлежащих ликвидации, субъект Российской Федерации, на территории которого находится этот населенный пункт, принимает нормативный правовой акт о его ликвидации.

4. Непризнание Правительством Российской Федерации наличия оснований для ликвидации населенного пункта не является препятствием для его ликвидации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого находится этот населенный пункт.

Статья 6. Государственное планирование и финансовое обеспечение
ликвидации населенных пунктов

1. Правительство Российской Федерации на основании утвержденного перечня населенных пунктов, подлежащих ликвидации, ежегодно разрабатывает и утверждает по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации государственный план ликвидации населенных пунктов на следующий финансовый год.

Государственный план ликвидации населенных пунктов содержит:

перечень населенных пунктов, подлежащих ликвидации в соответствующем финансовом году;

очередность проведения ликвидации населенных пунктов;

распределение финансовых средств по населенным пунктам, подлежащим ликвидации, с указанием источников финансирования.

2. На основании государственного плана ликвидации населенных пунктов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год предусматривает отдельной строкой выделение средств, необходимых для финансового обеспечения мероприятий по ликвидации населенных пунктов в следующем финансовом году. Средства, предназначенные для выплаты компенсаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся ликвидируемые населенные пункты.

3. Финансовое обеспечение расходов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся ликвидируемые населенные пункты. Компенсация субъектам Российской Федерации указанных расходов производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Государственная комиссия по ликвидации населенного пункта

1. Для подготовки и проведения ликвидации населенного пункта создается государственная комиссия по ликвидации населенного пункта. Порядок деятельности указанной комиссии устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. В состав государственной комиссии по ликвидации населенного пункта входят представители Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт, органа местного самоуправления либо администрации населенного пункта, подлежащего ликвидации.

Члены государственной комиссии по ликвидации населенного пункта имеют равные права.

3. Государственная комиссия по ликвидации населенного пункта:

формирует рабочие органы по ликвидации населенного пункта и контролирует их деятельность;

осуществляет защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц при проведении ликвидации населенного пункта;

совместно с соответствующими органами государственной власти содействует гражданам в выборе нового места жительства с учетом демографических, социальных, экономических и иных факторов и с соблюдением конституционного права граждан на свободу выбора места жительства, оказывает им необходимую помощь при переезде на новое место жительства;

разрабатывает рекомендации по сохранению и дальнейшему использованию государственного и муниципального имущества, находящегося в ликвидируемом населенном пункте, а также по дальнейшему использованию объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур этого населенного пункта с учетом требований экологической безопасности;

рассматривает вопрос о мерах, направленных на жизнеобеспечение граждан, отказавшихся выехать из ликвидируемого населенного пункта;

принимает решение о завершении мероприятий по ликвидации населенного пункта;

представляет Правительству Российской Федерации отчет о проведении ликвидации населенного пункта, на основании которого Правительство Российской Федерации принимает решение об исключении указанного населенного пункта из перечня населенных пунктов, подлежащих ликвидации.

ГЛАВА III
Предоставление гарантий и компенсаций
при ликвидации населенных пунктов

Статья 8. Граждане и юридические лица, имеющие право на получение
гарантий и компенсаций

1. Право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта имеют:

граждане, имеющие место жительства в ликвидируемом населенном пункте;

граждане, имеющие на праве собственности недвижимое имущество на территории ликвидируемого населенного пункта, независимо от их места жительства;

юридические лица, имеющие на праве собственности жилые помещения на территории ликвидируемого населенного пункта, независимо от места их регистрации.

В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 9 и частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, право на получение компенсаций имеют иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства.

2. Гражданам и юридическим лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, гарантии и компенсации предоставляются при условии их поселения на постоянное проживание или заключения ими договора социального найма или приватизации жилого помещения либо приобретения в собственность жилья или недвижимого имущества на территории указанного населенного пункта до дня официального опубликования сообщения о начале процедуры согласования вопросов, связанных с ликвидацией населенного пункта.

Лица, совершающие указанные юридические действия и сделки после официального опубликования сообщения о начале процедуры согласования вопросов, связанных с ликвидацией населенного пункта, предупреждаются об установленных в настоящей части правовых последствиях их совершения.

3. Учет граждан и юридических лиц, имеющих право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта, осуществляется органом, созданным государственной комиссией по ликвидации населенного пункта.

По требованию гражданина, имеющего право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта, указанный орган выдает ему соответствующий документ, подтверждающий это право.

Статья 9. Компенсация стоимости оставляемого жилья или расходов на

строительство (приобретение) жилья по новому месту жительства

1. Гражданам, пользующимся по договору социального найма или владеющим на праве собственности жилыми помещениями в ликвидируемом населенном пункте, за счет средств федерального бюджета предоставляется компенсация расходов на строительство (приобретение) жилья по новому месту жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Размер компенсации определяется на основе расчета стоимости жилья на одну семью в пределах социальной нормы площади жилья по новому месту жительства.

При исчислении размера компенсации используются данные о средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в субъектах Российской Федерации, публикуемые уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти.

2. Компенсация не предоставляется гражданам, пользующимся в ликвидируемом населенном пункте жилым помещением на основании договора социального найма и имеющим в другом населенном пункте на любом основании благоустроенное жилое помещение применительно к условиям этого населенного пункта. В случае если жилое помещение в другом населенном пункте не является благоустроенным, гражданину выплачивается компенсация в размере разницы между стоимостью оставляемого жилья, рассчитанной в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, и стоимостью имеющегося у него неблагоустроенного жилья. Указанная компенсация не предоставляется в случае отчуждения гражданином принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, находящегося в другом населенном пункте, после опубликования сообщения о начале процедуры согласования вопросов, связанных с ликвидацией населенного пункта.

3. Гражданам, включая иностранных граждан, и лицам без гражданства, имеющим в ликвидируемом населенном пункте жилое помещение на праве собственности, независимо от наличия у них жилого помещения в другом населенном пункте выплачивается компенсация, определяемая в

соответствии с общей площадью принадлежащего им жилого помещения и средней рыночной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт.

В этом случае на сумму указанной компенсации уменьшается размер компенсации, предоставляемой в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи.

4. В порядке, установленном частью 3 настоящей статьи, выплачивается компенсация юридическим лицам, включая иностранных юридических лиц, имеющим жилое помещение на праве собственности в ликвидируемом населенном пункте.

Статья 10. Компенсация стоимости оставляемого недвижимого имущества
(за исключением жилья)

1. Гражданам, включая иностранных граждан, и лицам без гражданства, имеющим на праве собственности недвижимое имущество (за исключением жилья) в ликвидируемом населенном пункте, за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсация стоимости этого имущества.

2. Оценка стоимости недвижимого имущества осуществляется по его балансовой стоимости с учетом амортизации и индекса инфляции на момент предоставления компенсации.

3. Оценка стоимости недвижимого имущества производится бесплатно органом, созданным государственной комиссией по ликвидации населенного пункта, или соответствующими подразделениями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт.

4. Граждане вправе за свой счет произвести независимую оценку стоимости недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

5. Споры по вопросу оценки стоимости недвижимого имущества решаются в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона.

Статья 11. Компенсация расходов на проезд и провоз имущества

к новому месту жительства

1. Гражданам, выезжающим из ликвидируемого населенного пункта в другой населенный пункт для постоянного проживания, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт, предоставляется компенсация расходов на проезд и провоз имущества к новому месту жительства.

2. Размер компенсации расходов на проезд и провоз имущества к новому месту жительства определяется стоимостью проезда и провоза багажа от ликвидируемого населенного пункта до населенного пункта, выбранного для постоянного проживания.

Размер компенсации расходов на провоз имущества ограничивается стоимостью провоза багажа весом две тонны на одного человека и пяти тонн на семью независимо от ее численности наиболее дешевым видом транспорта, доступным в районе, из которого производится переселение.

3. Порядок расчета размера компенсации расходов на проезд и провоз имущества к новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Компенсация расходов на обустройство на новом месте

жительства

Гражданам, выезжающим из ликвидируемого населенного пункта, выплачивается компенсация расходов на обустройство на новом месте жительства в сумме, равной 30 минимальным размерам оплаты труда, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт.

Статья 13. Порядок предоставления и правовые последствия выплаты

компенсаций

1. Граждане и юридические лица, имеющие право на получение компенсаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, обращаются за их получением в орган, созданный государственной комиссией по ликвидации населенного пункта. При этом ими должны быть представлены документы, необходимые для расчета размера предоставляемых компенсаций. Перечень этих документов определяется Правительством Российской Федерации.

На основании представленных документов органом, созданным государственной комиссией по ликвидации населенного пункта, в течение месяца принимается решение о выплате компенсации и ее размере. В течение месяца со дня принятия этого решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт, производится выплата компенсации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Выплата компенсаций стоимости недвижимого имущества (за исключением жилья), расходов на проезд, провоз имущества к новому месту жительства и обустройство на новом месте жительства по желанию граждан производится в наличной и безналичной форме.

3. Сумма компенсации расходов на строительство (приобретение) жилья по новому месту жительства зачисляется на именные счета граждан в банковских учреждениях по месту строительства или приобретения жилья для последующего ее перечисления в счет оплаты указанного жилья.

Нецелевое использование указанных средств не допускается. При этом не является нецелевым использованием перечисление указанных средств в счет оплаты прав на пользование жилым помещением в специализированных учреждениях социального обслуживания (домах для одиноких престарелых, домах-интернатах для престарелых и инвалидов и иных учреждениях, предоставляющих социальные услуги).

На сумму подлежащей к выплате компенсации гражданам могут выдаваться жилищные сертификаты в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства суммы компенсаций стоимости жилья и недвижимого имущества перечисляются в указанные ими банковские учреждения. Порядок использования перечисленных средств определяется этими лицами самостоятельно.

4. Выплата компенсации стоимости имущества, находящегося в собственности граждан или юридических лиц, прекращает их право собственности на это имущество в соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, и это имущество переходит в собственность государства. Совершение указанных сделок оформляется юридическими актами в соответствии с гражданским законодательством.

5. Граждане и юридические лица, имеющие в ликвидируемом населенном пункте имущество на праве собственности, а также право на получение компенсации его стоимости, могут самостоятельно отчуждать свое имущество или распорядиться им иным законным способом. В этом случае компенсация им не выплачивается.

6. Граждане, получившие жилищные субсидии или жилищные сертификаты на строительство (приобретение) жилья на основании иных нормативных правовых актов, не имеют права на получение компенсации расходов на строительство (приобретение) жилья в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 14. Гарантия предоставления земельного участка

Гражданам, выезжающим из ликвидируемого населенного пункта, по новому месту жительства бесплатно предоставляется земельный участок (включая приусадебный участок в сельской местности) для индивидуального жилищного строительства из целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Предоставление земельного участка производится в течение месяца со дня обращения гражданина в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 15. Гарантии в области труда и занятости

1. В случае увольнения граждан, состоявших на день принятия решения Правительством Российской Федерации о наличии оснований для ликвидации населенного пункта в трудовых отношениях с работодателем, период со дня увольнения до дня трудоустройства этих граждан на новом месте жительства, но не свыше двух месяцев со дня переезда, засчитывается в их общий трудовой стаж.

2. Гражданам, переселившимся из ликвидируемого населенного пункта и в течение двух месяцев после переезда признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице и стипендия в период их профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки выплачиваются с учетом гарантий, установленных для безработных граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Выплата пособия по безработице и стипендии с учетом указанных гарантий производится не более одного раза после поселения гражданина на новом месте жительства.

ГЛАВА IV

Заключительные положения

Статья 16. Обжалование решений и действий, нарушающих права

граждан и юридических лиц при проведении ликвидации
населенного пункта

Решения и действия органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять мероприятия по ликвидации населенного пункта, могут быть обжалованы в государственную комиссию по ликвидации населенного пункта или оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Ответственность за нарушение настоящего Федерального

закона

1. Должностные лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. У граждан и юридических лиц, получивших гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с нарушением установленного в нем порядка, незаконно полученное имущество изымается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При наличии оснований эти граждане и руководители юридических лиц могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Статья 18. Применение отдельных положений настоящего

Федерального закона в случаях, не связанных с
ликвидацией населенных пунктов

Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие гарантии и компенсации при ликвидации населенных пунктов и порядок их предоставления, могут применяться при переселении граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случаях:

ликвидации полярных, метеорологических станций и иных мест проживания и работы граждан, не являющихся населенными пунктами;

преобразования населенного пункта в поселок для временного проживания лиц, работающих вахтовым методом.

Соответствующее решение принимается Правительством Российской Федерации в установленном им порядке.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу положения Федерального закона от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», регулирующие предоставление жилищных субсидий гражданам в случае ликвидации организаций и закрытия городов, поселков и полярных станций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона
«О порядке ликвидации населенных пунктов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вследствие прекращения деятельности находящихся на их территории предприятий, воинских частей и учреждений системы» (прилагается).

2. Назначить представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении указанного проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации члена Совета Федерации Назарова Александра Викторовича.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации

Москва
17 марта 1999 года
№100-СФ

к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 17 марта 1999 года

О порядке ликвидации населенных пунктов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вследствие прекращения деятельностинаходящихся на их территории предприятий, воинских частей

и учреждений уголовно-исполнительной системы

Настоящий Федеральный закон направлен на правовое регулирование процесса ликвидации населенных пунктов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее — населенные пункты), вследствие прекращения деятельности находящихся на их территории предприятий, воинских частей и учреждений уголовно-исполнительной системы, на обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц при проведении ликвидации.

Целью настоящего Федерального закона является создание благоприятных условий для проведения реорганизации экономики районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обеспечение их сбалансированного социально-экономического развития.

Статья 1. Понятие ликвидации населенного пункта

Для целей настоящего Федерального закона под ликвидацией населенного пункта понимается осуществление комплекса мер, направленных на прекращение существования (жизнедеятельности) населенного пункта, в соответствии с принципами, на основаниях и в порядке, которые установлены в настоящем Федеральном законе.

Статья 2. Принципы проведения ликвидации населенного пункта

Ликвидация населенного пункта проводится в соответствии со следующими принципами:

защита государственных и общественных интересов, законных прав и интересов отдельных граждан;

плановая основа ликвидации;

соблюдение конституционного права субъектов Российской Федерации на самостоятельное решение вопросов своего административно-территориального устройства;

согласование интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и учет мнения населения при решении вопросов ликвидации;

обеспечение финансирования проведения ликвидации путем привлечения различных финансовых источников;

соблюдение прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая запрещение принудительного изъятия имущества и выселения из ликвидируемого населенного пункта, предоставление гарантий и компенсаций только на добровольной основе;

учет интересов коренных малочисленных народов.

Статья 3. Правовая основа ликвидации

Ликвидация населенного пункта осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также решениями органов местного самоуправления и жителей населенного пункта.

Статья 4. Экономические и социальные основания

для ликвидации населенного пункта

Населенный пункт может быть ликвидирован при наличии в совокупности следующих оснований:

прекращение в связи с экономической нерентабельностью или банкротством деятельности одного или нескольких предприятий, расположенных в населенном пункте, подлежащем ликвидации, и составляющих основу его инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (если на указанных предприятиях занято не менее 70 процентов от общего числа работающих на предприятиях населенного пункта и если на балансе этих предприятий находятся или за счет взимаемых с них средств содержатся объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 50 процентов населения), либо расформирование или передислокация воинских частей Министерства обороны Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, на базе которых образовался населенный пункт, подлежащий ликвидации, при невозможности или экономической нецелесообразности перепрофилирования экономики населенного пункта;

снижение уровня жизни граждан, проживающих в указанном населенном пункте, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Статья 5. Порядок принятия решения о

ликвидации населенного пункта

1. С предложением о проведении ликвидации населенного пункта при наличии экономического обоснования в Правительство Российской Федерации обращаются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится этот населенный пункт. При этом должен быть обеспечен учет мнения жителей населенного пункта, подлежащего ликвидации, в соответствии с действующим законодательством.

Обращение органов государственной власти субъекта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации является началом согласительных процедур, связанных с ликвидацией населенного пункта.

2. Правительство Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления указанного обращения рассматривает вопрос о наличии оснований для ликвидации населенного пункта с участием представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится этот населенный пункт.

В случае принятия решения о наличии оснований для ликвидации населенного пункта Правительство Российской Федерации включает этот населенный пункт в государственный план ликвидации населенных пунктов.

3. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации о включении населенного пункта в государственный план ликвидации населенных пунктов субъект Российской Федерации, на территории которого находится этот населенный пункт, принимает нормативный правовой акт о его ликвидации.

Статья 6. Государственное планирование и

финансовое обеспечение ликвидации

1. Правительство Российской Федерации по согласованию с соответствующими субъектами Российской Федерации ежегодно разрабатывает и утверждает государственный план ликвидации населенных пунктов на следующий финансовый год.

Государственный план ликвидации населенных пунктов содержит:

перечень населенных пунктов, подлежащих ликвидации в соответствующем финансовом году;

очередность проведения ликвидации населенных пунктов;

распределение финансовых средств на проведение ликвидации населенных пунктов.

2. На основании государственного плана ликвидации населенных пунктов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете предусматривает отдельной строкой выделение средств, необходимых для финансового обеспечения мероприятий по ликвидации населенных пунктов в соответствующем финансовом году.

3. Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся ликвидируемые населенные пункты.

Статья 7. Государственная комиссия по

ликвидации населенного пункта

1. Для подготовки и проведения ликвидации населенного пункта Правительство Российской Федерации создает государственную комиссию по ликвидации населенного пункта.

2. В состав государственной комиссии по ликвидации населенного пункта входят представители Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт, органа местного самоуправления либо администрации населенного пункта, подлежащего ликвидации.

Члены государственной комиссии по ликвидации населенного пункта имеют равные права.

3. Государственная комиссия по ликвидации населенного пункта:

организует работу по ликвидации населенного пункта с учетом требований экологической безопасности;

формирует рабочие органы для проведения ликвидационных мероприятий;

обеспечивает жизнедеятельность населенного пункта с сохранением полного комплекса коммунально-бытовых услуг в период проведения ликвидации;

осуществляет защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц при проведении ликвидации;

совместно с Федеральной миграционной службой России оказывает помощь населению в выборе нового места жительства с учетом демографических факторов и с соблюдением конституционного права граждан на свободу выбора места жительства;

контролирует целевое использование средств, выделенных на проведение ликвидации;

обеспечивает сохранность и определяет направление и порядок дальнейшего использования государственного имущества, находящегося в ликвидируемом населенном пункте;

принимает решение о завершении ликвидационных мероприятий;

отчитывается перед Правительством Российской Федерации об осуществлении ликвидации населенного пункта и вносит предложение о прекращении выделения финансовых средств на обеспечение его жизнедеятельности.

Статья 8. Ограничения в связи с ликвидацией

1. В населенных пунктах, подлежащих ликвидации, устанавливаются следующие ограничения:

со дня официального опубликования сообщения о начале согласительных процедур, связанных с ликвидацией населенного пункта, прекращаются действия, связанные с приватизацией, передачей в аренду с правом последующего выкупа и отчуждением в любых формах государственного и муниципального недвижимого имущества;

гражданам и юридическим лицам, указанным в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, гарантии и компенсации предоставляются при условии их поселения на постоянное проживание или заключения договора найма жилого помещения (далее также — жилье) с гражданами, являющимися его собственниками, либо приобретения недвижимого имущества на территории указанного населенного пункта до дня официального опубликования сообщения о начале согласительных процедур, связанных с его ликвидацией.

2. Официальное опубликование сообщения о начале согласительных процедур, связанных с ликвидацией населенного пункта, с разъяснением их правовых последствий производится исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение двух дней после обращения органов государственной власти субъекта

Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.

Должностные лица населенного пункта, подлежащего ликвидации, при совершении юридических действий, на которые распространяются установленные в части 1 настоящей статьи ограничения, обязаны предупредить об этом заинтересованных лиц.

3. В случае если соглашение о ликвидации населенного пункта не будет достигнуто, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок со дня принятия соответствующего решения публикует официальное сообщение о прекращении действия ограничений в данном населенном пункте.

Статья 9. Граждане и юридические лица, имеющие

право на получение гарантий и

компенсаций при ликвидации

1. Право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта имеют:

граждане, имеющие постоянное место жительства в ликвидируемом населенном пункте;

граждане, имеющие на праве собственности недвижимое имущество на территории ликвидируемого населенного пункта, независимо от места их постоянного проживания;

юридические лица негосударственной формы собственности, имеющие на праве собственности недвижимое имущество на территории ликвидируемого населенного пункта, независимо от места их регистрации.

В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 11 и статьей 12 настоящего Федерального закона, право на получение компенсаций имеют иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства.

2. Учет граждан и юридических лиц, имеющих право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта, осуществляется органом, созданным государственной комиссией по ликвидации населенного пункта.

По требованию гражданина или юридического лица, имеющего право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта, указанный орган выдает ему соответствующий документ, подтверждающий это право.

Статья 10. Гарантии и компенсации,

предоставляемые при ликвидации

Гражданам и юридическим лицам, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта, предоставляются:

компенсация стоимости оставляемого жилья или расходов на строительство либо приобретение жилья по новому месту жительства;

компенсация стоимости недвижимого имущества (за исключением жилого помещения), утрачиваемого в связи с ликвидацией населенного пункта;

компенсация расходов на проезд и провоз имущества к новому месту жительства;

компенсация расходов на обустройство на новом месте жительства;

гарантия по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства;

гарантии в области труда и занятости.

Статья 11. Компенсация стоимости жилья

1. Гражданам, пользующимся по договору найма или владеющим на праве собственности жилыми помещениями в ликвидируемом населенном пункте, за счет средств федерального бюджета предоставляется компенсация расходов на строительство или приобретение жилья по новому месту жительства. Размер компенсации определяется на основе расчета стоимости жилья на одну семью в пределах социальной нормы площади жилья по новому месту жительства, но не более социальной нормы площади жилья, установленной федеральным стандартом.

При исчислении размера компенсации используются данные о стоимости строительства одного квадратного метра жилья по регионам России, публикуемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

2. В случае если граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, имели в ликвидируемом населенном пункте жилье, площадь которого превышала установленные социальные нормы, им предоставляется беспроцентная жилищная ссуда сроком на двадцать лет в размере недостающей части стоимости жилого помещения

Порядок предоставления указанной ссуды устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Компенсация и ссуда не предоставляются гражданам, которые пользовались в ликвидируемом населенном пункте жилым помещением на основании договора найма и имеют благоустроенное жилое помещение на любом основании в другом населенном пункте. В случае если это жилое помещение не является благоустроенным, выплачивается компенсация в размере разницы между стоимостью оставляемого жилья, рассчитанной в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, и стоимостью имеющегося у гражданина неблагоустроенного жилья.

4. Гражданам, включая иностранных граждан, и лицам без гражданства, которые имели в ликвидируемом населенном пункте жилое помещение на праве собственности и имеют жилое помещение на любом основании в другом населенном пункте, выплачивается компенсация, равная инвентаризационной (балансовой) стоимости жилого помещения в ликвидируемом населенном пункте с учетом его амортизации на момент предоставления компенсации.

В этом же порядке выплачивается компенсация юридическим лицам, включая иностранных юридических лиц, за жилое помещение, которое они имели на праве собственности в ликвидируемом населенном пункте, независимо от наличия у них жилого помещения в другом населенном пункте.

Статья 12. Компенсация стоимости

1. Гражданам и юридическим лицам, имеющим на праве собственности недвижимое имущество (за исключением жилого помещения) в ликвидируемом населенном пункте, за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсация стоимости этого имущества.

2. Оценка стоимости недвижимого имущества осуществляется с учетом его амортизации на момент проведения оценки, а в случае приобретения недвижимого имущества в порядке приватизации — по его выкупной стоимости с учетом индекса инфляции на момент предоставления компенсации.

3. Оценка стоимости недвижимого имущества производится бесплатно органом, созданным государственной комиссией по ликвидации населенного пункта, или соответствующими учреждениями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4. В порядке, установленном частями 1 – 3 настоящей статьи, выплачивается компенсация иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства, имеющим недвижимое имущество на праве собственности в ликвидируемом населенном пункте.

Статья 13. Компенсация расходов на проезд

и провоз имущества

1. Гражданам, выезжающим из ликвидируемого населенного пункта для постоянного проживания в другой населенный пункт, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт, предоставляется компенсация расходов на проезд и провоз имущества к новому месту жительства.

2. Размер компенсации определяется стоимостью проезда и провоза багажа от ликвидируемого населенного пункта до населенного пункта, выбранного для постоянного проживания.

Размер компенсации расходов на провоз имущества ограничивается стоимостью провоза багажа весом не свыше пяти тонн на одного человека наиболее дешевым видом транспорта, доступным в районе, из которого производится переселение.

3. Выплата компенсации производится на основании транспортных документов, подтверждающих произведенные расходы, или путем оплаты счетов соответствующей транспортной организации.

Статья 14. Компенсация расходов на обустройство

Гражданам, выезжающим из ликвидируемого населенного пункта, выплачивается компенсация расходов на обустройство на новом месте жительства в сумме, равной 50 минимальным размерам оплаты труда, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт.

Статья 15. Порядок предоставления и правовые

последствия выплаты компенсаций

1. Граждане и юридические лица, имеющие право на компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, обращаются за получением компенсаций в соответствующий орган, созданный государственной комиссией по ликвидации населенного пункта. При этом ими должны быть представлены следующие документы:

документ, подтверждающий право собственности на имущество или право пользования жилым помещением по договору найма, если это право является основанием для получения компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

акт оценки стоимости соответствующего имущества;

документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, — для лиц, пользующихся жилым помещением в ликвидируемом населенном пункте на основе договора найма и не имеющих другого жилья вне ликвидируемого населенного пункта. При этом документального подтверждения отсутствия другого жилья не требуется;

документ, подтверждающий произведенные расходы на проезд и провоз имущества к новому месту жительства.

На основании представленных документов указанным органом в течение одного месяца принимается решение о выплате компенсаций, которая производится в установленном настоящим Федеральным законом порядке в течение одного месяца со дня принятия такого решения.

2. Суммы компенсации расходов на строительство или приобретение жилья по новому месту жительства зачисляются на именные счета граждан в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации по месту строительства или приобретения жилья для последующего их перечисления в счет оплаты указанного жилья.

Нецелевое использование указанных средств не допускается. При этом не является нецелевым использованием перечисление указанных средств в счет оплаты прав на пользование жилым помещением в специализированных учреждениях социального обслуживания (домах для одиноких престарелых, домах-интернатах для престарелых и инвалидов и иных учреждениях, предоставляющих социальные услуги).

По желанию граждан на сумму подлежащей к выплате компенсации им могут выдаваться жилищные сертификаты.

Иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства суммы компенсации стоимости жилья и недвижимого имущества перечисляются в указанные ими банковские учреждения. Порядок использования перечисленных средств определяется этими лицами самостоятельно.

3. Выплата компенсации стоимости имущества, находящегося в собственности граждан или юридических лиц, прекращает их право собственности на это имущество, и оно переходит в собственность государства. Прекращение права собственности граждан и юридических лиц оформляется юридическими актами об отчуждении имущества в соответствии с гражданским законодательством.

4. Граждане и юридические лица, имеющие в ликвидируемом населенном пункте имущество на праве собственности и имеющие право на получение компенсации его стоимости, вправе самостоятельно отчуждать свое имущество или распорядиться им иным законным способом. В этом случае компенсация им не выплачивается.

Статья 16. Гарантия по предоставлению

Гражданам, выезжающим из ликвидируемого населенного пункта, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, бесплатно предоставляется по новому месту жительства земельный участок (включая приусадебный участок в сельской местности) для индивидуального жилищного строительства по установленным для данной местности нормам.

Предоставление земельного участка производится в течение месяца со дня обращения гражданина в соответствующий орган.

Статья 17. Гарантии в области труда и занятости

1. У граждан, состоявших в трудовых отношениях с организацией на день официального опубликования решения о ликвидации населенного пункта, сохраняется непрерывный трудовой стаж со дня выезда из ликвидируемого населенного пункта до трудоустройства на новом месте жительства, но не более шести месяцев.

2. Граждане, переселившиеся из ликвидируемого населенного пункта, в случае невозможности самостоятельного трудоустройства на новом месте жительства принимаются на учет в территориальных подразделениях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области труда, занятости и социальной защиты населения.

В соответствии с установленным порядком до момента трудоустройства этих лиц им выплачивается пособие по безработице с учетом гарантий, установленных для безработных граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

3. При необходимости переподготовки или повышения квалификации граждан, переселившихся из ликвидируемого населенного пункта, территориальные подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, обеспечивают за счет своих средств финансирование соответствующих расходов.

Статья 18. Обжалование решений и действий

органов и должностных лиц при проведении

ликвидации населенного пункта

Решения и действия органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять мероприятия по ликвидации населенного пункта, могут быть обжалованы в государственную комиссию по ликвидации населенного пункта или оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статья 19. Вступление в силу настоящего

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Ликвидация последствий подтопления населенных пунктов талыми водами продолжается в Иркутской области. ВИДЕО

По состоянию на 31 марта в зоне подтопления талыми водами в регионе остаются 155 участков в 6 населенных пунктах: в селе Хомутово, деревне Грановщине, селе Урик, деревне Столбово Иркутского района, в селе Большая Елань и деревне Большежилкино Усольского района, а также в 2-х садоводствах города Иркутска. Подтопленных жилых домов нет. Эвакуация населения не осуществлялась. Проводятся работы по оказанию адресной помощи и информирование населения путем подворовых обходов. На территории муниципальных образований, попавших в зону подтопления, действует режим повышенной готовности.

В селе Хомутово, где накануне вечером наблюдалось ухудшение ситуации с подтоплением талыми водами, произведено вскрытие дороги на улице Колхозная для отвода воды от жилой территории. На месте дежурят экипажи ДПС. Спасатели Пожарно-спасательной службы Иркутской области в течение ночи оказывали помощь населению, совершая обходы, вытаскивая застрявшие автомобили.

К аварийно-спасательным работам привлечены силы и средства администраций, спасательных служб региона, дорожной службы, Иркутского пожарно-спасательного гарнизона. Всего задействовано 69 человек и 18 единиц техники.

Оставьте комментарий