Новые требования для автошколы

Изменения, которые в 2014 году были внесены в законодательство, регламентирующее порядок обучения водителей в РФ, давно назрели. Число автолюбителей растет с огромной скоростью, а уровень их знаний оставляет желать лучшего. Все это и приводит к регулярным ДТП с жертвами и материальному ущербу. Чтобы переломить ситуацию, каждый участник дорожного движения должен стать более ответственным и подготовленным.

Законодатели приняли решение о внедрении новых принципов в работу автошкол. Рассмотрим основные из них.

Продолжительность обучения

С текущего года будущие водители обязаны прослушать курс теоретической подготовки и пройти определенное число практических занятий. Итогом обучения будет экзамен. Было решено увеличить непосредственный срок обучения до 190 часов. При этом на теорию теперь отводится 134 академических часа, на вождение — 56 астрономических часов (до этого длительность практических занятий также измерялась в академических часах). Таким образом, продолжительность обязательного обучения будущих водителей существенно увеличилась.

Режим занятий устанавливается автошколами самостоятельно, и слушатели имеют право выбрать для себя наиболее удобный. Чем интенсивнее проходит учеба, теме меньше времени она займет в итоге. В среднем обучение теперь длится от 2 до 6 месяцев.

Программа подготовки

Новые правила предусматривают модульный характер обучения, в том числе:

    • базовый блок (теория) . Этот этап является обязательным для тех слушателей, кто получает водительские права впервые. Остальные вправе пропустить изучение теории и сразу приступить к практике по выбранной специализации. Модуль состоит из 84 часов занятий.

    В соответствии с изменениями в законодательстве в базовый блок включены следующие темы: правовые основы организации дорожного движения, правила дорожного движения, теория и основные принципы управления автомобилем, курс первой помощи. В отдельный раздел попали психологические моменты вождения: способы решения конфликтных ситуаций, этика поведения автомобилиста и другие. Подробно освещаются вопросы взаимодействия на дороге с некоторыми категориями участников ДД (детьми, пешеходами, велосипедистами).

    Также предусмотрено ознакомление с нормами охраны труда, правилами грузовых и пассажирских перевозок, положениями техрегламента, условиями лицензирования транспортных организаций.

    • практический блок . По новым требованиям пройти курс вождения можно и на автомобиле с автоматической коробкой передач. Данный вариант выбирается в случае, если слушатель полностью уверен, что в дальнейшем будет водить машины исключительно такого типа. В результате срок обучения сократится на 2 часа, а в дипломе будет проставлена соответствующая отметка («АТ»).
    • экзамены . Будущим водителям придется сдать три теста: один по теоретической части и два по практической (проверка первоначальных навыков вождения проверяется теперь на отдельном экзамене). Те, кто не сдал какой-либо из тестов с третьей попытки, могут быть допущены до повторного тестирования не раньше, чем через 30 дней. Но срок действительности удовлетворительной оценки теоретического экзамена продлен до 6 месяцев.

    Условия для легальной работы автошкол

    Теперь для осуществления деятельности данная образовательная организация должна оформить лицензию. Для ее получения необходимы:

    • автодром, минимальная площадь от 1 га;
    • специальное оборудование на площадке (в том числе светофоры, перекрестки, дорожная разметка, железнодорожный переезд, возвышение);
    • твердое покрытие автодрома (бетонное или асфальтовое) и надежное ограждение;
    • надлежащее техническое оснащение учебных кабинетов (видеопроекторы, компьютеры, тренажеры);
    • методическое сопровождение (учебные пособия, плакаты, инструкции);
    • оснащение учебных автомобилей видеорегистраторами;
    • высшее образование преподавательского состава;
    • некоторые другие условия.

    Прочие

    • четко ограничена максимальная пропускная способность автошкол в зависимости от количества имеющихся автомобилей, числа и площади учебных кабинетов и т. д.;
    • размер одной группы обучающихся больше не сможет превышать 25 человек;
    • все будущие водители в ходе обучения в автошколе обязаны пройти медицинский психологический тест (например, на выявление уровня стрессоустойчивости, определение темперамента). Проведение автошколой данной процедуры включено в перечень требований для получения лицензии;
    • полностью исключается возможность самоподготовки и сдачи экзамена экстерном;
    • основной формой тестирования слушателей по теории вождения принята автоматизированная система билетов. Вариант устного экзамена возможен только при предоставлении обучающимися письменного заявления с объективными обоснованиями такого выбора.
    • итоговым документом, подтверждающим успешное прохождение обучения в автошколе, станет свидетельство о получении профессии водителя. Его внешний вид и содержание также претерпели изменения. В свидетельстве будет отражаться больше информации, к примеру, необходимость ношения водителем очков (линз);
    • вступивший в силу 15 ноября текущего года приказ Минобразования РФ устранил пробелы в федеральном законе и ПДД, касающиеся порядка управления скутерами и мопедами. Теперь для этого необходимо получать права на категорию М (минимальный возраст для водителей мопедов повышен до 16 лет).

    В целом, усовершенствованные правила обучения в автошколах начали действовать с 11 августа 2014 года. Но тем слушателям, которые начали посещать занятия до этой даты, разрешается завершить курсы по старым программам. Всем остальным придется осваивать мастерство вождения по вновь утвержденным требованиям.

    Многие «автомобильные» законопроекты должны были рассмотреть в Госдуме до конца 2020 года, но из-за пандемии сроки были перенесены, и почти все анонсированные ранее нововведения заработают уже в новом 2021 году. Это касается, например, и реформы по проведению экзамена на получение водительских прав.

    Новые правила для автошкол и экзаменационных комиссий ГИБДД запустят в работу уже в апреле. Но кроме самих правил в 2021 году может измениться и возраст получения прав — ГИБДД инициировала допуск к вождению с 17 лет.

    Госавтоинспекция направила на согласование в Госдуму документ с предложением разрешить гражданам управлять автомобилем с 17 лет.

    Статьи 16 декабря 2020 За руль пустят с 17 лет. В ГИБДД объяснили, зачем это нужно
    Статьи 1 декабря 2020 8 случаев, когда ваши права внезапно станут недействительными. Памятка

    Сам экзамен в ГИБДД можно сдать в 17 лет уже сейчас, но даже успешно пройдя тестирование, садиться за руль разрешено лишь с 18 лет. До этого момента водительское удостоверение просто не выдадут. Как только снижение возраста будет согласовано, получение прав станет возможно на год раньше.

    В начале осени 2020 г. с предложением снизить возраст получения прав до 16 лет выступал депутат Госдумы Василий Власов. По его словам, молодежь из регионов часто обращается к нему с просьбой узаконить для них возможность ездить на машине из села в город на работу и учебу. Такая мера, по мнению депутата, спасла бы молодых людей от нарушения закона, так как многие водители из-за плохого сообщения общественного транспорта вынужденно садятся за руль, не имея прав в силу возраста. Свое предложение Власов направлял в ГИБДД.

    Однако идею депутата не поддержали представители страховых компаний, которые уверены, что снижение возраста для получения прав приведет к росту количества аварий неопытных водителей и, соответственно, увеличению рисков для страховщиков. Текущее предложение ГИБДД о правах с 17 лет под конец года стало промежуточным вариантом. В ведомстве обратили внимание на то, что прошедшие обучение молодые водители, которые вынуждены еще год ждать возможности сесть за руль, за это время теряют практические навыки управления.

    Чтобы сдать экзамен в 16 лет, нужно будет получить письменное согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей). При этом после получения прав в 17 лет управлять автомобилем можно будет только в сопровождении совершеннолетнего наставника, имеющего действующее водительское удостоверение.

    Правительство России намерено обязать ГИБДД публиковать данные о дорожных происшествиях с выпускниками автошкол, чей стаж составляет менее двух лет. Ведомство также попросят обнародовать данные по студентам, провалившим экзамены в автошколах. Все сведения будут публиковать в открытом доступе, а на основе полученных данных МВД будет принимать решение о внеплановых проверках в автошколах, ученики которых часто попадают в ДТП или плохо сдают экзамены.

    С января по ноябрь текущего года по вине начинающих водителей в России произошло почти 8 тысяч аварий. Жертвами этих ДТП стали 693 человека. Помимо публикации данных об аварийности и несданных экзаменах, начинающие водители должны помнить и о том, что с 2017 года их обязали размещать на своем автомобиле соответствующий знак. Кроме этого, если стаж автомобилиста составляет менее двух лет, ему запрещена буксировка других транспортных средств и перевозка крупногабаритных и опасных грузов.

    В 2021 году принимать экзамены в российских автошколах и ГИБДД начнут по новой схеме. Самое главное изменение — объединение площадки и города. Именно это изменение откладывалось несколько раз, последней датой старта значилось 1 октября, но пандемия и карантин перенесли реформу на 21 апреля 2021-го.

    Как следует из проекта постановления, который был опубликован МВД, отведенное на сдачу практического экзамена время теперь строго регламентировано — это всего 30 минут для категорий «B», «C», «D» и подкатегорий «C1», «D1». Дополнительные 20 минут выделены на подготовку к экзамену, а результаты будут выдаваться не позднее, чем через 10 минут после тестирования. Хотя на практике инспектор обычно озвучивает кандидату вердикт еще в машине.

    Отныне при проведении экзамена в учебном автомобиле помимо водителя и экзаменатора смогут находиться инструктор из автошколы и другие кандидаты в водители, а также должностные лица из органов внутренних дел. Весь экзамен будет записываться на видео. Водительские умения кандидатов инспекторы начнут оценивать сразу в городе — элементы с площадки придется выполнять прямо на улицах. Как сообщили в ГИБДД, никто не будет требовать от начинающих водителей выполнения опасных маневров. Более того, технически сложные элементы придется все-таки показывать на закрытой территории.

    В России кардинально меняется подход к приему практических экзаменов в ГИБДД. Водители должны будут демонстрировать не только наработанные с инструкторами приемы, но и показать инспекторам свое умение ориентироваться в реальной городской обстановке. Новые правила прописаны в административном регламенте МВД и постановлении правительства «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами». В пресс-службе МВД России Autonews.ru подтвердили, что оба документа вступают в силу 1 апреля. «Информацией о переносе даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов не располагаем», — уточнили в ведомстве.

    Сейчас на сдачу практики уходит два дня: сначала нужно пройти испытания на площадке в автошколе и только потом выезжать в город. Теперь эти два этапа объединят в один. Со вступлением изменений в силу на все задание кандидат в водители потратит не более 30 минут. Спешить не придется: на подготовку к началу экзамена выделено еще 20 минут.

    Статьи 4 января Как получить права в 2021 году: все изменения
    Тест 11 сентября 2020 Задумается даже инспектор: 10 сложных вопросов на знание ПДД

    По команде инспектора кандидат в водители должен будет занять свое кресло. После этого инспектор ГИБДД начнет аудио- и видеозапись процесса. Под запись полицейский проверит документы автомобилиста, чтобы исключить возможность ошибки или сдачи экзамена кем-то другим. Затем будущий автомобилист должен подготовиться к испытанию: пристегнуть ремень, настроить водительское место под себя и подать сигнал о готовности. Начинать выполнение задания нужно строго по команде сотрудника ГИБДД.

    Как рассказывали корреспонденту Autonews.ru представитель ГИБДД, проводить экзамены, как и раньше, будут на закрытых огороженных площадках. Для этого по-прежнему можно использовать инфраструктуру автошкол. Но и просто огороженные площадки наподобие пустых паркингов тоже подойдут. Упражнения — прежние: заезды в боксы, развороты в ограниченном пространстве, параллельная парковка, «горка» и так далее.

    Если все пройдет удачно, инспектор ГИБДД отдаст команду сразу выезжать в город. Тестировать автомобилистов будут на улицах со спокойным трафиком, но о пустых «искусственных» отрезках речи не идет. Кандидату придется работать в максимально жизненных условиях и подтверждать свою готовность к стрессовым ситуациям на дорогах.

    При этом кандидату в водители не будет заранее известен точный маршрут. Дело в том, что сейчас у инспекторов есть выбор примерно из трех стандартных маршрутов. Зная их, инструкторы автошкол зачастую «натаскивали» учеников именно работе именно на них, и будущие автомобилисты буквально заучивали обстановку и знаки. Теперь же желающие получить права будут знать только общий перечень улиц и дорог, а также территорий, где им нужно будет проехать с экзаменатором.

    В такой поездке инспектор сможет отдавать команды из списка заданий в любой последовательности. Например, проехать регулируемый или нерегулируемый перекресток, совершить левые и правые повороты, миновать железнодорожный переезд, правильно перестроиться, проехать с максимальной разрешенной скоростью, затормозить и остановиться на разных скоростях и так далее. Каждая команда прописана в регламенте — отдавать ее нужно четко и без разночтений.

    «Нововведения позволят исключить «натаскивание» кандидата в водители на отдельные виды упражнений в условиях закрытой площадки и в конечном итоге изменят подход автошкол к обучению практическому вождению, сделав «заучивание» учебных маршрутов бесполезным», — рассказали Autonews.ru в МВД России.

    В ведомстве также объяснили, что исключение практического экзамена по первоначальным навыкам управления ТС в виде отдельной процедуры позволит снизить количество обращений кандидата в экзаменационное подразделение Госавтоинспекции и сократить время на получение государственной услуги.

    Каждая ошибка будет стоить желающему получить водительское удостоверение определенное количество баллов. Пять набранных баллов — это провал. При этом в перечне есть нарушения, каждое из которых как раз стоит сразу эти пять баллов. Среди них:

    1. Выезд на встречную полосу
    2. Проезд на «красный»
    3. Нарушение правил обгона, поворота и разворота
    4. Нарушение правил движение задним ходом
    5. Превышение скорости.

    Если после ошибки сумма штрафных баллов не дойдет до пяти, кандидату в водители предложат повторно выполнить неудавшийся маневр. Штраф в размере 1 балла полагается, если водитель двигался без необходимости со слишком малой скоростью, при начале движения допустил резкий старт, несвоевременно подал сигнал поворота или неправильно оценил дорожную обстановку.

    2 балла инспектор начислит, если водитель, к примеру, откатился назад и не проконтролировал откат стояночным или рабочим тормозом, резко затормозил без необходимости предотвращения ДТП или не пользовался зеркалами заднего вида.

    3 балла впишет инспектор, в случаях, если будущий водитель выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий или же если в установленных случаях он не снизил скорость и не остановился.

    Весь снятый процесс сдачи экзамена будут хранить в экзаменационном подразделении не менее месяца. Это нужно на случай, если провалившийся кандидат решит оспорить результат экзамена. Если подтвердится, что на самом деле кандидат не ошибался, его жалобу удовлетворят и назначат новое время на пересдачу. Но есть и обратная ситуация: в ГИБДД могут аннулировать уже выданные права, если окажется, что они оформлены с нарушением правил.

    Вместе с этими изменениями должно заработать предложение ГИБДД о допуске к управлению автомобилем уже с 17 лет, а не 18 лет. Сейчас экзамен в ГИБДД можно сдавать начиная с 17 лет, но даже успешно пройдя тестирование садиться за руль разрешено только с 18 лет. До этого момента в ГИБДД водительское удостоверение просто не выдадут. Теперь же 17-летним начнут выдавать ВУ. Но в каждой поездке подростков должен будет сопровождать совершеннолетний наставник, причем с действующим водительским удостоверением.

    Сейчас нет никаких пошлин за сдачу экзамена в ГИБДД. Нужно заплатить только за выдачу самих прав — 2000 руб. Поэтому не сдав практику, некоторые кандидаты продолжают снова и снова штурмовать экзаменационные подразделения в ГИБДД. В ведомстве считают, что тренироваться нужно не на инспекторах, а с инструкторами. Поэтому на подготовку для пересдачи увеличили временной лимит — после неудачи теперь можно прийти на экзамен не позднее чем через 60, а не 30 суток. Минимальный срок проведения повторных экзаменов остался без изменений — семь суток. В случае трех неудачных попыток следующий повторный экзамен, как и сейчас, будет назначаться не ранее чем через 30 дней.

    Опрошенные корреспондентом Autonews.ru руководители автошкол из разных регионов признались, что до сих пор не уверены, что в ГИБДД начнут принимать экзамены по-новому. При этом многие считают, что в подходе самих автошкол к обучению в целом ничего не меняется, ведь работают автошколы по утвержденным программам от министерства образования. Участники отрасли признают, что кандидатам не помешало бы больше часов практики. А при текущих расценках и нормативах расширить программу, по оценкам экспертов, не получится. Так, в частности, считает руководитель Всероссийского центра поддержки и развития автошкол Сергей Матвеев.

    «Сейчас обучение стоит 20-25 тыс. руб., — говорит Матвеев. — Чтобы включить в него больше дополнительных часов практики нужно, чтобы услуга стоила 40-45 тыс. руб. Эти деньги платить никто не хочет. В целом не могу сказать, что мы стали учить как-то по-новому в свете изменений. Нужно для начала посмотреть, как все заработает в отделениях ГИБДД. Не думаю, что на самом деле кандидаты почувствуют большую разницу».

    С июля 2013 года в действие вступили новые правила, касающиеся автошкол и обучения вождению. Теперь у каждой автошколы, чтобы получить соответствующую лицензию, должна быть достаточная материальная база, которая позволит удовлетворить все необходимые условия.

    Новые условия для работы автошкол

    Те организации, которые претендуют на право обучать будущих водителей, должны отвечать следующим требованиям:

    • иметь собственный автодром и квалифицированных автоинструкторов;
    • обеспечить ученикам медицинский осмотр, куда будут входить так называемые стресс-тесты;
    • в каждом учебном автомобиле должна быть установлена видеокамера.

    Итак, первое и самое главное условие — это автодром. Его площадь должна составлять один гектар, минимум.

    Более того, он должен быть оборудован не только светофорами и перекрестками, но и железнодорожным переездом. Данное условие представляет собой огромную проблему, особенно для больших городов, ведь земля там на вес золота.

    Второе условие получения лицензии заключается в обеспечении «внутреннего» медицинского осмотра потенциальных автомобилистов. Надо сказать, что этот осмотр должен включать компьютерное обследование, где будет определяться темперамент будущего водителя, его стрессоустойчивость. К тому же будут проводить самые разные психологические тесты.

    Третье условие — это установка в каждую машину для обучения системы видео- и аудиозаписи. Кстати, видеокамера должна быть той модели, какая будет рекомендоваться ГИБДД. Как говорят специалисты, всего одна такая камера обойдется автошколе примерно в 100 000 рублей.

    Проблемы надо решать!

    Власти давно обеспокоены качеством обучения в автошколах, а бесконтрольность этой сферы позволяет просто покупать сертификаты об окончании обучения. Ведь для этого кроме печати и принтера ничего не надо. Да и цены в подобных автошколах очень низкие, поэтому ученики идут туда толпами.

    Еще одна проблема — это то, что большинство лиц желает получить ВУ, а не научиться безопасно и качественно управлять автомобилем.

    Как заявляет Максим Соколов, глава министерства транспорта, подготовка одного автомобилиста не может стоить ниже 26 000 рублей. Если же цена ниже, то здесь имеет место ущерб подготовке водителя за счет уменьшения количества учебных часов.

    Борьба с «плохими» автошколами

    Сегодня стандартная программа автошколы предусматривает теорию и практику, 106 и 50 часов соответственно. Этого, по мнению экспертов, да и самих учеников, слишком мало.

    Те же автошколы, которые не дают и этих часов, выпускают, мягко сказать, никудышных водителей, которые просто опасны на дороге. Бороться с такими школами очень тяжело, ведь никто на них не жалуется. Более того, с этими учениками не заключаются даже договоры.

    Министерство транспорта считает, что выход можно найти, например, в виде возвращения инспектора ГИБДД, который будет проверять материальную базу автошколы. Новшества в законе должны помочь в закрытии тех школ, которые не дают качественного преподавания ПДД, чем подвергают опасности рядовых автомобилистов и пешеходов.

    Кстати, по данным ГИБДД, в Москве всего 30 качественных автошкол из 300 зарегистрированных. Согласитесь, об этом стоит задуматься…

    МОСКВА, 3 января. /ТАСС/. Новый порядок взаимодействия ГИБДД с автошколами будет изменен с 1 апреля. МВД подготовило соответствующий проект приказа, с которым ознакомился ТАСС.

    Так, согласно документу, ведомство определило ряд оснований для отказа в приеме экзамена в подразделениях ГИБДД в группах от автошкол. "Основаниями для отказа в назначении места, даты и времени проведения экзамена в составе организованной группы являются отсутствие сведений об учебной группе, отсутствие у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения либо приостановление, аннулирование или прекращение действия лицензии", — говорится в документе.

    При наличии таких оснований экзаменационное подразделение ГИБДД будет направлять в автошколу уведомление с мотивированным обоснованием причин отказа через заказное письмо либо оно будет вручаться лично представителю автошколы.

    Этим же документом предусмотрено, что автошколы в течение пяти дней с момента начала обучения должны будут передавать в полицию информацию о кандидатах в водители с соблюдением требований о персональных данных. "Сведения о сформированных учебных группах и обучающихся в них вносятся должностным лицом в информационную систему, предназначенную для обеспечения деятельности подразделений Госавтоинспекции", — поясняется в документе.

    МВД также будет проверять информацию о наличии у кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к управлению автомобилем, а также сведения о медицинских организациях, выдавших медицинские заключения. В документе уточняется, что проверка таких сведений будет осуществляться через запросы посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Оставьте комментарий