Осаго 2021 лимит

Законодательство в области страхования постоянно изменяется, корректировки могут быть в отношении различных сторон предоставления услуг. Например, это касается максимальной выплаты по ОСАГО, сроков компенсации и проведения ремонтных работ, а также обязанностей участников аварии.

Максимальная выплата по ОСАГО

Каждый автомобилист должен знать основные правила и точно им следовать. Только в этом случае можно получить ту страховую выплату, которая полагается по закону и заключённому договору. В противном случае компания обязана платить неустойку. Рассмотрим подробно, какая сумма по ОСАГО выплачивается в 2021 году.

Величина компенсаций по ОСАГО в 2021 году

В Федеральном законе №40 «Об ОСАГО» фиксируются все изменения, которые затрагивают страховые выплаты. Он был принят 25.04.02, после чего многократно дополнялся. В последний раз изменения были внесены в 2017 году, они вступили в силу с начала октября того же года.

Все максимальные значения установлены в определённом числовом диапазоне. По последним правилам, получение выплат зависит от соблюдения сроков подачи пакета документации страховой компании. Если участник дорожного инцидента не смог на протяжении 20 дней собрать всё нужное, страховщик имеет право отказать в страховой компенсации.

Какие максимальные суммы выплат по ОСАГО действуют в 2021 году

На сегодняшний день российское законодательство устанавливает такие лимиты выплат по ОСАГО:

  • Компенсация ущерба, причинённого имуществу пострадавшему в ДТП. Максимальная сумма – 400 000 рублей.
  • Ущерб был причинён здоровью или жизни потерпевшего – до 500 000 рублей.
  • Компенсация ущерба, который причинён имуществу нескольких пострадавших. Может предоставляться всем пострадавшим. Максимальная сумма выплат – 400 000 рублей.
  • Выплаты дальним родственникам умершего в дорожном инциденте для проведения похорон – до 50 000 рублей.
  • Возмещение убытков, причинённых имуществу при оформлении Европротокола, – до 50 000 рублей. Страховщику нужно сообщить о происшествии в течение 5 дней.
  • Компенсации лицам с близкими родственными связями для захоронения погибшего в аварии – до 475 000 рублей.

Важно! Если виноватый в инциденте на дороге оказался пострадавшим, величина страхования рисков не будет пропорционально распределяться между участниками ДТП. Если сумма возмещения ущерба значительно меньше выплаты, ответственность по доплате недостающей суммы будет возложена на виноватого в инциденте. Примером может служить полная гибель машины, когда её невозможно или нецелесообразно восстановить.

Если страховая компания без оснований занижает величину страховых выплат, ей может быть выписан штраф в размере половины суммы. Его следует начислить хозяину полиса автогражданки.

Внимание! Начисления осуществляются по ОСАГО участника инцидента, который признан виновным в аварии.

Какие документы необходимо подать, чтобы получить максимальную сумму по страховке ОСАГО

Виновник в аварии должен предоставить страховщику такой пакет документации:

  • Справка из ДПС об инциденте на дороге
  • Копия протокола об административном нарушении
  • Постановление либо отказ в заведении дела в суде об административном правонарушении в том случае, если они получены ГИБДД

Пострадавший в аварии должен направить страховщику такую документацию:

  • Заявление на получение страхового возмещения
  • Копии документов на транспортное средство: ПТС, СТС, соглашение страхования, доверенность (если интересы собственника авто представляет заявитель)
  • Копия факса или телеграммы, которые подтверждают вызов на осмотр
  • Документация, которая подтверждает затраты, которые в результате аварии понёс владелец автотранспорта: расходы на проведение дополнительных экспертиз, почтовые затраты и т.п.
  • Копия гражданского паспорта
  • Акт об оценке причиненного вреда

Внимание! Страховщик назначает экспертизу полученных дефектов, её осуществляет сертифицированный оценщик. На основе сделанной оценки рассчитывается калькуляция ущерба. В соответствии с ФЗ №40, на протяжении трёх месяцев с момента подачи сторонами полного пакета документации страховщик обязан выплатить пострадавшему страховую компенсацию.

Порядок действий для получения максимальной страховой выплаты по ОСАГО

Пострадавший в ДТП должен выполнить следующее:

  1. Подача в письменной форме извещения страховщику об аварии.
  2. Подготовка документации и требование о компенсации для страховой организации. После дорожного инцидента автомобилисту советуется сделать на месте ДТП фотосъёмку и видеосъёмку. В будущем данные материалы потребуется предоставить страховой компании.
  3. Предоставление машины для оценки повреждений (в течение 5 дней после дорожного инцидента). Страховая компания может выполнить техническую экспертизу автомобиля, данные затраты принимаются во внимание при возмещении ущерба.
  4. Страховое возмещение.

Максимальную сумму по ОСАГО в 2021 году получить вполне реально. Главное – знать свои права и правильную последовательность действий. Постарайтесь серьёзно подойти к каждому этапу сотрудничества со страховой компанией и сбору документов, в том числе доказательств происшедшего. Это позволит получить надёжную защиту не только на бумаге, но и в жизни.

Выплаты по ОСАГО одинаковы для всех полисов: не важно в какой страховой и за сколько вы купили полис. У страховых выплат есть лимиты, их не меняли с 2017 года:

выплаты за вред жизни и здоровью на каждого пострадавшего в ДТП

суммарные выплаты за причинение ущерба автомобилям и другому имуществу

В зависимости от способа оформления ДТП лимит по ущербу может измениться:

Электронный европротокол оформляют с помощью приложения «Помощник ОСАГО». В 2021 году оно доступно водителям во всех регионах. Оформить европротокол в приложении можно, если у водители договорились о том, кто виновен в ДТП, и имеют авторизованные аккаунты на портале Госуслуг. Если водители загрузят фото аварии, лимит по страховым выплатам повышается до 400 000 руб.

Ущерб оказался больше лимита. Что делать?

Для большинства незначительных ДТП лимита хватает: средняя выплата по ОСАГО в 2020 году составила 73 600 руб. Но бывают и серьезные ДТП с большим ущербом.

Например, автомобилю требуется сложный ремонт кузова после сильного бокового удара на сумму 700 000 руб. В этом случае владелец пострадавшего автомобиля получит максимальную выплату 400 000 руб. от страховой компании виновника. Оставшуюся сумму нужно взыскивать с виновника: если он откажется платить, спор будет решаться в суде.

Теоретически лимит по ОСАГО можно повысить до 1-3 млн руб. Для этого нужно купить дополнительную страховку — полис ДСАГО. Страховые редко предлагают ДСАГО, но у нескольких компаний такие полисы есть. К обычному ОСАГО придется доплатить до 50%.

Как страховые выплачивают деньги?

Есть два вида страховых выплат: наличные и оплата ремонта в автосервисе. В большинстве случаев страховые оплачивают ремонт. Обычно автосервис нельзя выбрать: страховая компания сама назначает экспертизу ущерба и отправляет на определенную станцию технического обслуживания (СТО). Но если автомобилю меньше 2 лет, и у него есть заводская гарантия, страховая обязана направлять его на ремонт в СТО официального дилера.

Страховые обязаны организовать качественный ремонт всех поврежденных деталей в пределах лимита. Если ремонт на СТО сделали плохо, можно жаловаться в страховую и Банк России, который регулирует страхование.

Наличные выплачивают только в отдельных случаях:

  • возмещение ущерба пострадавшим в ДТП
  • автомобиль поврежден настолько, что ремонт невозможен
  • стоимость ремонта автомобиля превышают его рыночную стоимость
  • стоимость ремонта превышает лимит
  • все автосервисы, которые сотрудничают со страховой, отказываются ремонтировать автомобиль
  • страховая не смогла организовать ремонт в автосервисах, с которыми сотрудничает

Срок выплат

По закону нужно сообщить в страховую об аварии в течение 5 рабочих дней после ДТП. Страховая имеет право рассматривать страховой случай в течение 20 рабочих дней. Если с документами все в порядке, компания оплатит ремонт в СТО или выплатит наличные.

Когда страховая может отказать?

Ущерб имуществу причинен в результате ядерного взрыва, радиации, военных маневров, народных волнений и забастовок

Есть злой умысел владельца полиса, например, если он специально устроил ДТП ради выплат

В компанию предоставлены не все документы, а потерпевший не может доказать факт ДТП

Что делать после ДТП, чтобы получить выплату?

ДТП нужно официально оформить: с помощью ГИБДД или по европротоколу. Возмещать ущерб потерпевшим будет страховая виновника.

Обратиться в компанию нужно в течение 5 дней после ДТП. К заявлению нужно приложить копию паспорта и документ о ДТП: европротокол или постановление об административном нарушении от ГИБДД.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, он должен возмещать ущерб из своего кошелька.

Действующий договор ОСАГО, заключенный в 2020 году, уже не дает стопроцентной гарантии возмещения ущерба после ДТП. Все дело в техосмотре: если водитель не проинформировал страховую компанию о техосмотре до 1 ноября, то последняя вправе требовать возмещения вреда после ДТП с самого водителя. При этом совершенно неважно, по какой причине произошла авария — виновник заплатит из своего кармана. Мы выяснили все юридические нюансы ситуации и узнали, будут ли страховые компании злоупотреблять правом регресса.

В марте 2020 года были приняты поправки в закон об ОСАГО, которые позволили страховым компаниям заключать договора на автогражданку без техосмотра. Из-за пандемии сервисные центры закрылись, но страховку продлевать было необходимо по закону.

Статьи 27 октября 2020 Водитель без ОСАГО и без денег: с кого получить компенсацию при ДТП
Статьи 22 октября 2020 Выплат по ОСАГО может и не быть. Страховщики пригрозили крайними мерами

Автовладельцам дали время до конца сентября пройти техосмотр и до 1 ноября проинформировать об этом свою страховую компанию, причем неважно как — по телефону, электронной почте или личным визитом. Если водитель этого не сделал, у страховой компании появляется право регресса — требования финансового возмещения ущерба с самого водителя. При этом страховые компании ситуацию с техосмотром комментируют неохотно.

«Представители нашей компании, комментируя новости об истечении льготного периода покупки ОСАГО, неоднократно напоминали автовладельцам о том, что своевременное прохождение техосмотра является требованием действующего законодательства, а также давали разъяснения о том, как автомобилисты могут известить компанию о факте прохождения техосмотра», — рассказали Autonews.ru в пресс-службе ПАО СК «Росгосстрах», добавив, что с начала ноября не было зафиксировано ни одного страхового случая с клиентами без техосмотра.

Представители компании «Ресо-гарантия» дали более развернутые объяснения, но не поделились статистикой по количеству водителей, которые так и не прошли техосмотр. В компании заявили, что не ведут такого подсчета.

«Ответственность за своевременное прохождение осмотра и представление страховщику диагностической карты после завершения периода действия ограничительных мер лежит на страхователе. Мы информировали страхователей о порядке действий и сроках», — сообщил заместитель генерального директора «Ресо-Гарантия» Игорь Иванов.

В компании заявили, что при оценке основания предъявления регрессных требований Центробанк рекомендует учитывать факт прохождения или не прохождения технического осмотра, используя как данные базы АИС ТО, так и документальное подтверждение прохождения техосмотра. И подтвердили, что страховщик может предъявить регрессное требование к причинителю вреда, если у него нет техосмотра, независимо от причины ДТП.

Российский союз страховщиков также не обладает информацией о количестве граждан, не предоставивших данные о техосмотре до 1 ноября. Как заявил Autonews.ru заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов, в соответствии с законом, у страховщиков появилось право регресса.

«В случае попадания в ДТП, если человек виновен и у него нет техосмотра, а есть только действующий полис ОСАГО, то страховая компания платит пострадавшему, а виновнику страховая вправе предъявить регресс», — пояснил Ефремов. При этом закон говорит, что у страховщика появляется такое право, даже если его не проинформировали, а сам техосмотр все-таки пройден.

«Может получиться так, что техосмотр пройден, но страхователь не проинформировал об этом. Ряд компаний говорит, что не будут в таком случае предъявлять претензии. А другие могут посчитать иначе. Это решение на усмотрение страховой. В данном случае важно, как будет развиваться судебная практика, если она будет. Но по закону регресс возможен за не информирование», — разъяснил представитель РСА.

При этом если водитель попал в ДТП и его вины в этом нет, но техосмотр он не проходил или проходил, но не известил страховую, то все будет, как и раньше — оплачивать ущерб будет страховая компания виновника. Если же у виновника ДТП есть ОСАГО, но техосмотра нет, либо если период техосмотра закончился, а договор ОСАГО еще действует, тогда страховая также вправе предъявлять регресс. Что касается права страховой компании на регресс только лишь за не информирование о техосмотре до 1 ноября, то юристы расценивают это как злоупотребление и советуют в таком случае обращаться в суд.

Несмотря на недоверие в отношении права регресса, которое дано законом страховым компаниям, не все представители страхового бизнеса планируют пользоваться лазейками и злоупотреблениями. Например, компания ВСК не будет настаивать на обязательном уведомлении о прохождении техосмотра.

«Отдельного уведомления не предполагается. Проверка факта прохождения технического осмотра будет осуществляться в момент рассмотрения страхового события. Безусловно ВСК не будет препятствовать тем, кто добровольно изъявил желание предоставить диагностическую карту. При этом ВСК будет в обязательном порядке проверять прохождение ТО в момент рассмотрения страхового случая, если на момент происшествия технический осмотр не был пройден, тогда страховщик оставляет за собой право предъявить регресс», — объяснила руководитель управления моторных видов страхования ВСК Татьяна Кудрявцева.

Так как поправки о техосмотре в закон об ОСАГО из-за пандемии новые, а срок предоставления диагностической карты истек только 1 ноября, судебной практики по такого рода спорам пока нет. Однако главный юрисконсульт компании «Правокард» Анна Куклева уверена, что в случае злоупотреблений страховой компанией суд встанет на сторону автовладельца.

«Если диагностическая карта не предъявлена до 31 октября, страховщик имеет право предъявить регрессные требования только при наступлении страхового случая. Положения ст.12 Закона об ОСАГО и ст.1064 ГК РФ остались неизменными, в связи с чем ответственность за возмещение вреда возлагается на причинителя вреда, то есть виновника ДТП».

Стоит учитывать, что информация о том, что водитель прошел техосмотр, должна быть направлена в информационную систему оператором техосмотра. Они обязаны делать это не позднее чем через сутки после его окончания. В случае возникновения спора о наличии или отсутствии диагностической карты автовладелец вправе обратиться к оператору техосмотра и попросить выдать дубликат.

«Действительно, не предоставление диагностической карты в срок при наступлении страхового случая дает право страховой компании законно предъявлять к виновнику финансовые требования. Страховая компания может злоупотребить этим правом. Надо обращаться в суд. Исходя из анализа судебной практики, обычно суды в похожих ситуациях встают на сторону автовладельцев», — объяснила Куклева.

Лимит ответственности по ОСАГО

Лимит страховой ответственности по ОСАГО в 2021 году не может превышать 400 тыс руб за причинение имущественного ущерба и 500 тыс руб за нанесение вреда жизни и здоровью потерпевшего. Но все не так просто. Страховые компании не хотят расставаться с деньгами – это не секрет. Поэтому вам может понадобиться квалифицированный юрист по страховым спорам, который поможет получить деньги вместо ремонта и добиться максимальной выплаты. Причем не только от страховщиков, но и от виновников аварии.

Поговорим о методиках расчета причиненного ущерба, о порядке компенсаций, а также о том, что делать, если стоимость ремонта превышает выплату по ОСАГО.

Методика расчета ущерба по ОСАГО

В 2021 году страховые компании исчисляют компенсации, пользуясь Единой методикой расчета ущерба (ЕМРУ), разработанной Министерством транспорта РФ, Центробанком и Российским союзом автостраховщиков.

Страховщики проводят расчет ущерба по следующей формуле: стоимость ремонта + стоимость материалов + стоимость подлежащих замене деталей. При этом дополнительно учитывается множество факторов, в частности износ запчастей.

Что нужно знать о ЕМРУ:

  • В ходе расчета страховщик обязан учитывать среднюю рыночную стоимость работ и материалов, недопустимы отклонения более чем на 10% от показателей.
  • Подсчет проводится на основании нормативных актов, при нем учитываются только повреждения, полученные вследствие конкретного происшествия.
  • При расчете учитывается множество сопутствующих факторов, в частности регион, в котором произошло ДТП.
  • Сумма возмещения во многом зависит от износа деталей – его расчет проводится с применением поправочного коэффициента.

При этом лимит возмещения не зависит от проведенного расчета. По закону максимальная сумма покрытия при компенсации ущерба имущественного характера не может быть выше 400 тыс руб. Но даже эти деньги страховщики часто отказываются выплачивать, ссылаясь, в частности, на сильный износ деталей.

Что учитывается при расчете износа а/м?

Износ деталей, основных узлов и агрегатов транспортного средства рассчитывается по сложной формуле. Прямо или косвенно в ходе подсчета учитываются:

  • Срок эксплуатации
  • Пробег
  • Категория автомобиля

Ориентировочный износ в зависимости от срока эксплуатации деталей: 10% – 1 год, 20% – 2 года, 30% – 3 год, 40% – 4 года, 50% – 5 лет и так далее. Естественно, с поправками. Возможен и нулевой износ, если вы попали в аварию сразу после отъезда от автосалона. Каждый случай страховщики рассматривают индивидуально.

Обратите внимание: предел износа составляет 50%. Даже если фактический износ деталей выше, то он все равно будет округлен до указанного значения.

Как получить выплату без учета износа

В соответствии с действующим законодательством при расчете суммы компенсации не допускаются отклонения более чем на 10% в сравнении с рыночной стоимостью автомобиля, узлов и агрегатов. Если страховая компания намеренно занижает цифры, то мы сравниваем результаты расчета и использованные при их формировании сведения с рыночными ценами, после чего готовим соответствующую претензию к страховщику.

Обычно спор удается урегулировать в досудебном порядке. Однако в ситуации, когда страховщик настаивает на правильности проведенного расчета или ориентируется на лимит выплат, необходимо выйти с исковым заявлением в суд. Ответчиком может стать как страховщик, так и виновник ДТП. Взыскать ущерб с последнего стоит в ситуации, когда реальный размер ущерба значительно превышает лимит ответственности по ОСАГО.

страховой лимит ОСАГО

Что лучше направление на ремонт или выплата деньгами?

В большинстве случаев мы рекомендуем клиентам получить деньги вместо ремонта транспортного средства. Причин тому несколько:

  • как правило, автовладельцев не устраивает качество работ сервиса, сотрудничающего со страховщиков;
  • часто приходится неделями ждать поступления деталей, а сами работы могут затянуться на месяцы, при этом вас каждый раз будут склонять к подписанию соответствующего соглашения;
  • при направлении на ремонт вы не можете самостоятельно выбирать сервис, в котором будет производиться восстановление транспортного средства.

Страховщик вправе отказать заявителю в выплате денежной компенсации вместо направления на ремонт при отсутствии установленных законом оснований. Однако на практике вполне реально подвести компанию к нужному решению: в большинстве случаев они допускают нарушения – затягивают сроки, направляют потерпевшего в отдаленный сервис и так далее. А это возможность заявить о несогласии и получить деньги вместо навязываемого ремонта.

Лимит страховой выплаты по Европротоколу в 2021 году

Лимит по европротоколу значительно отличается от максимальной выплаты по ОСАГО. Он не может превышать 100 тыс руб за одним только исключением: если ДТП произошло на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и было зафиксировано в соответствии с требованиями нормативов. В этом случае лимит составляет 400 тыс руб. Однако потребуется соблюсти все правила оформления:

  • ДТП произошло на территории указанных регионов;
  • информацию о происшествии участники передали в Российский союз автостраховщиков (РСА) в некорректируемом виде с мобильного устройства, поддерживающего систему навигации ГЛОНАСС через специальное приложение;
  • данные фото- и видеосъемки получены в течение часа с момента ДТП, в них отчетливо видны регистрационные знаки, повреждения и расположение автомобилей в окружении дорожной инфраструктуры.

Участники ДТП не обязательно должны быть зарегистрированы на территории указанных регионов. Определяющее значение имеет место происшествия.

Но загвоздка в том, что найти систему для некорректируемой передачи данных в РСА на данный момент не удастся. Даже если у вас под рукой случайно окажется телефон, поддерживающий ГЛОНАСС. Дело в том, что страховщики до сих пор не окончили разработку соответствующей системы, которая ведется с 2019-го года. Однако в ближайшее время она может появиться.

Пока и в дальнейшем на территории других регионов России размер компенсации по европротоколу составляет максимум 100 тыс руб.

Взыскание ущерба сверх лимита по европротоколу невозможно, так как по факту участники ДТП соглашаются с обстоятельствами происшествия и суммой компенсации. Поэтому при серьезных повреждениях обязательно вызывайте сотрудников ГИБДД и не верьте виновнику аварии, который обязуется все возместить «без протоколов».

Лимит ответственности при полной гибели ТС

При полной гибели транспортного средства максимальный размер ответственности по ОСАГО не меняется – он составляет 400 тыс рублей. Однако в соответствии с постановлением Верховного суда РФ выплата напрямую зависит от рыночной цены машины и стоимости годных остатков. Расчет проводится следующим образом:

  • Устанавливается средняя рыночная стоимость автомобиля в том состоянии, в котором он находился на момент ДТП.
  • Определяется стоимость годных остатков с учетом износа – они передаются потерпевшему.
  • Из цены стоимости авто вычитается стоимость годных остатков, разница выплачивается.

Но важно понять, какую сумму покрывает ОСАГО в этом случае. Как правило, неполную. Даже за вычетом годных остатков 400 тыс руб редко компенсируют потерю автомобиля. В этом случае у потерпевшей стороны остается только один выход – взыскать недостающую сумму с виновника аварии через суд или урегулировать проблему в досудебном порядке.

Страховой лимит за жизнь и здоровье

страховой лимит ОСАГО за жизнь и здоровье

Возмещение ущерба жизни и здоровью потерпевшего каждого потерпевшего тоже имеет лимиты в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО». Его положения говорят о том, что страхователь может возместить не более 500 тыс руб и только в двух случаях:

  • Нанесены травмы, причинен физический вред.
  • Утраченный заработок в результате причиненного ущерба.

При этом страховая компания не оплатит моральный вред. В дальнейшем его можно будет взыскать с виновника аварии. Однако судебная практика говорит о редкости вынесения решений с полным удовлетворением требований истца. В этом случае не стоит пренебрегать помощью компетентного юриста.

Если в ДТП есть погибшие, то лицам, признанным потерпевшими, полагается 2 выплаты:

  • Компенсация в размере 475 тыс руб.
  • 25 тыс руб в качестве компенсации расходов на погребение.

Первая выплата производится на общих основаниях, а вот расходы на погребение в пределах лимита в 25 тыс руб потерпевшей стороне компенсируют только после того, как она организует похороны и предоставит в страховую компанию подтверждающие расходы документы.

Кто может получить выплату?

В соответствии с законом «Об ОСАГО» и постановлениями Верховного суда РФ, получить выплату в результате гибели потерпевшего в ДТП могут:

  • Иждивенцы, которые находились на содержании погибшего.
  • Родственники погибшего, опекающие его иждивенцев в возрасте до 14 лет.
  • Дети погибших, родившиеся после их кончины.
  • Супруги, дети и родители, а также физические лица, на иждивении у которых на момент происшествия находился погибший.

Компенсация выплачивается один раз, порядок ее получения – приоритетный. Если у погибшего остались иждивенцы, не достигшие 14-летнего возраста, то выплату получат его новые опекуны, а, скажем, не родители пострадавшего.

Как взыскать с виновника ДТП ущерб, не покрытый страховкой?

Когда становится понятно, сколько расходов покрывает ОСАГО и обнаруживается значительная недостающая сумма для восстановления или покупки нового авто, возникает необходимость взыскания средств с виновника аварии. Получить деньги сверх установленного лимита со страховщика не удастся.

Взыскать превышающие лимит расходы с виновника аварии можно через суд. Эта возможность обозначена в разъяснениях Верховного суда РФ. Альтернативный вариант – прийти к мировому соглашению и обойтись без исков. Но на практике виновники ДТП редко идут навстречу, и потерпевшим все же приходится обращаться в суд.

Можно ли дополнительно взыскать УТС?

взыскание УТС

Для начала разберемся, что такое УТС.

УТС – это утрата товарной стоимости автомобиля, произошедшая в результате дорожно-транспортного происшествия.

Любой, даже самый качественный ремонт, неизменно приводит к снижению рыночной цены автомобиля. Сам факт его попадания в ДТП может снизить стоимость на 30-40% и более. Поэтому пострадавший может инициировать взыскание УТС с виновника аварии.

С кого взыскивать со страховой или с виновника?

Со страховой компании. Но важно помнить, что утеря товарной стоимости входит все в тот же лимит, равный 400 тыс руб. Если расходы выше – необходимо обращаться в суд и взыскивать УТС с виновника ДТП.

Отметим также, что страховые компании крайне неохотно идут навстречу к клиентам и часто отказывают в выплатах. В этом случае утеря товарной стоимости может быть взыскана через суд. Если компенсация ее не покроет – необходимо начать взыскание ущерба с виновника ДТП.

Методика расчета УТС по ОСАГО

При расчете УТС страховщики используют метод Минюста. При нем устанавливается процентное отношение стоимости восстановленной после аварии машины к автомобилю с аналогичными характеристиками, который не участвовал в ДТП. Также применяется корректировочный коэффициент – их перечень определен нормативами.

Когда УТС не считают?

Когда потерпевший не может претендовать на него, а именно:

  • Возраст автомобиля – до 3 лет (отечественные машины) или до 5 лет (зарубежные авто).
  • Износ автомобили не более 35%.
  • Это первое ДТП, в котором участвует автомобиль.
  • Его владелец не признан виновником аварии.

При этом у потерпевшего должен быть действующий полис ОСАГО.

Как подать заявление?

Необходимо обратиться в страховую компанию и написать заявление по установленной форме, приложить к нему все документы, подтверждающие факт ДТП. Далее проводится экспертиза, ремонт и последующая оценка.

Часто требуется независимая экспертиза. После получения ее результатов вы можете обратиться за возмещением УТС или взыскать износ с виновника. Юридическая компания АПК в Казани готова помочь вам – мы предоставляем услуги опытных адвокатов, которые добьются максимальной компенсации в рамках досудебного урегулирования спора или в ходе судебных разбирательств.

Резюме

взыскание износа с виновника

Главное о лимитах по ОСАГО:

  • Максимальный размер компенсации вреда имуществу – 400 тыс руб.
  • По европротоколу – 100 тыс руб за единственным исключением.
  • В случае причинения смерти или вреда здоровью лимит компенсации составляет 500 тыс руб.
  • Потерпевший имеет право взыскать утрату товарной стоимости.
  • Превышающие лимиты расходы можно взыскать с виновника аварии.

Также отметим, что в большинстве случаев стоит предпочесть деньги направлению на ремонт. Об этом мы подробно писали в предыдущих статьях.

alt=»Если пострадавший получил выплату по ОСАГО, то это не отменяет его права на выставление счета виновнику аварии. Фото: waldemarus / iStock» /> Если пострадавший получил выплату по ОСАГО, то это не отменяет его права на выставление счета виновнику аварии. Фото: waldemarus / iStock

Итак, машина некоего автовладельца получила повреждения в ДТП. По оценкам экспертов, стоимость восстановительного ремонта без учета износа составляла 312 тысяч рублей. С учетом износа — 95 тысяч. При этом автовладелец настоял на том, чтобы страховая компания компенсировала ему ущерб деньгами. Страховщик выплатил ему 95 тысяч, после чего автовладелец подал в суд на виновника аварии с требованием компенсировать ему оставшуюся часть суммы. Суд назначил судебную экспертизу, которая установила, что стоимость восстановительного ремонта без износа составляет 268 тысяч рублей. Автовладелец скорректировал свои требования, и суд взыскал разницу с виновника аварии.

Фото: Алексей Филиппов

Однако апелляционная инстанция это решение отменила и отказала в иске. Она сослалась на то, что истец не вправе требовать возмещения ущерба с причинителя вреда, поскольку сам выбрал получение страхового возмещения в денежной форме. Поэтому причинитель вреда освобождается от ответственности за возмещение образовавшейся разницы за счет учета износа.

С этим не согласилась кассационная инстанция, указав на неправильное применение норм материального права, и оставил в силе решение суда первой инстанции. Дело дошло до Верховного суда, который поддержал решение кассационного суда. Он напомнил, что в соответствии с Гражданским кодексом, пострадавший имеет право на полное возмещение убытков от причинителя вреда. Закон об ОСАГО нацелен на защиту прав потерпевших, но гарантирует возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевших, в пределах, установленных этим законом. Пределы — это не только ограничение по выплате в размере 400 тысяч рублей, но и порядок расчета страховой выплаты с учетом износа деталей.

Согласно статье 1072 ГК, причинитель вреда, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. При этом, как ранее разъяснил Конституционный суд, требования к страховщику, застраховавшему ответственность, и к причинителю вреда — это самостоятельные требования. Одно другого не может заменить или подменить. Осуществление страховой выплаты не может приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. Закон об ОСАГО не исключает распространение общих норм Гражданского кодекса на отношения между потерпевшим и тем, кто причинил ему вред.

Кроме того, закон об ОСАГО предусматривает возможность по письменному согласию со страховой компанией получить возмещение в денежной форме, но с учетом износа запчастей. При этом согласия виновника аварии на это не требуется. И это право потерпевшего, которое не может быть признано злоупотреблением правом.

Фото: Нина Зотина/РИА Новости

В общем, если пострадавший требует компенсировать только причиненный ему вред, то он вполне имеет на это право, если страховой выплаты на это не хватило.

Это не первое подобное решение Верховного суда. Но, по всей видимости, такие решения до сих пор вызывали споры. Поэтому наш случай и был включен в обзор судебной практики.

Теперь у судов не должно вызывать сомнений, что если пострадавший получил выплату по ОСАГО, то это не отменяет его права на выставление счета виновнику аварии, если полученная сумма не полностью возмещает ущерб. А такое может произойти в двух случаях: когда не хватило лимита ОСАГО — 400 тысяч рублей, или когда страховая компания произвела денежную выплату с учетом износа, вместо того чтобы направить машину на ремонт.

МТСБУ предлагает увеличить лимиты страховых выплат по ОСАГО и по европротоколуМТСБУ обратилось в Национальный банк Украины с предложением пересмотреть страховые суммы (максимальный размер выплаты) по ОСАГО в сторону повышения: до 160 тыс. грн. за вред, причиненный имуществу потерпевшего, и 320 тыс. грн. за вред жизни и здоровью. Также предлагается увеличить лимит выплат по европротоколу до 80 тыс. грн.

Сейчас страховые суммы составляют 130 тыс. грн. и 260 тыс. грн. соответственно, лимит выплат по европротоколу — 50 тыс. грн. Последний раз страховые суммы менялись распоряжением Нацкомфинуслуг по представлению МТСБУ в сентябре 2019 года. Размер страховых сумм повышается в соответствии с показателем инфляции, как это установлено действующим законодательством.

По итогам 1 квартала 2021 года на выплаты за вред имуществу, превышающие 130 тыс. грн., приходится 0,65% от общего количества выплат страховщиков ОСАГО, однако сумма таких выплат составляет более 4,3% от общих возмещений.

— «Повышение страховых сумм по ОСАГО станет шагом к более справедливой и эффективной системы защиты прав пострадавших в ДТП. Ежегодно происходит около тысячи случаев, когда размер ущерба машине больше, чем страховая сумма по полису ОСАГО. Пострадавшие в таких авариях люди имеют право на полное возмещение. Сейчас же им приходится требовать компенсации сверх страховой суммы от виновника ДТП, и часто это требует длительного судебного разбирательства. Кроме того, после последнего повышения размера минимальной заработной платы до 6 тыс. грн. образовалась коллизия относительно выплат за вред жизни и здоровью», — говорит генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко. — «В законе «Об ОСАГО» размер таких выплат устанавливается в привязке к размеру минимальной заработной платы, а в некоторых случаях, например, в случае смерти или инвалидности пострадавшего, расчетная выплата может превышать размер страховой суммы. Просмотр страховых сумм решит и эту проблему
Также МТСБУ считает, что рост лимита выплат по европротоколу будет способствовать повышению доверия украинских автовладельцев к такому способу оформления ДТП. В январе-мае 2021 количество требований, урегулированных по европротоколу, выросло на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По европротоколу пострадавшим выплачено более 270 млн. грн., это треть от общей суммы выплат (+45%).

— «Украинские водители оценили удобство европротокола в случае, когда ДТП подпадает под условия его использования. Если составить европротокол, то участники аварии имеют право покинуть место ДТП без вызова полиции и не будут платить административный штраф. Быстрое оформление ДТП с помощью европротокола помогает избежать дорожных пробок, от которых страдают все крупные города страны», — уверен Владимир Шевченко. | Фориншурер

Оставьте комментарий