Отчетность по форме 191н

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

Начало 2011 г. ознаменовалось вступлением в силу многих нормативных актов, касающихся бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) организациях. Так, с 1 января текущего года указанные учреждения отражают финансовые операции, руководствуясь Единым планом счетов бухгалтерского учета <1>. Логическим продолжением всех изменений, касающихся учета, был выход Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция N 191н), которая пришла на смену действовавшей ранее Инструкции N 128н <2>.

<1> Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н.

О том, какие регламентации вносит новый документ, мы расскажем в статье.

Какие учреждения будут представлять отчетность по нормам новой Инструкции?

В соответствии с п. 1 Инструкции N 191н отчетность по формам, приведенным в Приложении к данной Инструкции, представляют:

  • главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств;
  • главные администраторы, администраторы доходов бюджетов;
  • главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов;
  • финансовые органы РФ, ее субъектов, муниципальных образований;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами;
  • органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (органы казначейства), кассовое обслуживание бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций.

Таким образом, нормы данного документа распространяются на всех субъектов бюджетной отчетности, на которых распространяются нормы Бюджетного кодекса.

Бюджетные учреждения, изменившие свой правовой статус в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ <3>, представляют годовую, квартальную и месячную финансовую отчетность своим учредителям по формам, которые будут установлены для данных организаций Минфином. Из этого следует, что финансовое ведомство разработает формы и инструкцию по их составлению, которая будет применяться данными организациями.

<3> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

В свою очередь, главные распорядители (распорядители), которые осуществляют функции и полномочия учредителей перечисленных выше учреждений, будут составлять и представлять свою отчетность на основании отчетности, представленной данными организациями (п. 1 Инструкции N 191н).

Каков состав бюджетной отчетности?

Следует отметить, что в соответствии с нормами Инструкции N 191н состав форм бюджетной отчетности для главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов, администраторов доходов бюджета не изменен. Руководствуясь п. 11.1 Инструкции N 191н, они представляют в 2011 г. следующие формы:

В дополнение к вышеперечисленному составу форм главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, осуществляющие функции и полномочия учредителя, представляют финансовую отчетность бюджетных и автономных учреждений.

Следует обратить внимание, что в силу п. 5 Инструкции N 191н дополнительные формы отчетности для представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности, а также порядок их составления и представления могут быть установлены:

  • главным распорядителем бюджетных средств — для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств;
  • главным администратором доходов бюджета — для подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
  • главным администратором источников финансирования дефицита бюджета — для подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
  • финансовым органом — для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджета, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, для своих территориальных органов, организующих исполнение бюджета;
  • финансовым органом, уполномоченным на формирование отчета об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы РФ, — для финансовых органов бюджетов, отчет об исполнении бюджетов которых включается в отчет об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы РФ;
  • органом казначейства, органом, осуществляющим кассовое обслуживание, — для своих территориальных органов.

Какие требования предъявляются к составлению и представлению отчетности?

Требования к составлению и представлению отчетности для всех ее субъектов не изменились. Как и ранее, бюджетная отчетность должна быть представлена (п. 4 Инструкции N 191н):

  • на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленном порядке <4>;
  • за подписью главного бухгалтера субъекта бюджетной отчетности или лица, ответственного за ведение бюджетного учета и составление отчетности;
  • в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

Обратите внимание! В случае передачи получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета полномочий по ведению бюджетного учета централизованной бухгалтерии бюджетная отчетность должна быть подписана руководителем учреждения, а также руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета (п. 6 Инструкции N 191н).

При составлении отчетности следует учесть, что она формируется (п. 7 Инструкции N 191н):

  • на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета <5>, установленных законодательством РФ для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;
  • на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных подведомственными учреждениями, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном Инструкцией N 191н порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности;
  • на основании показателей форм финансовой отчетности, представленных бюджетными и автономными учреждениями, созданными РФ, ее субъектом, муниципальным образованием;
  • на основании показателей форм финансовой отчетности, представленных учредителями бюджетных и автономных учреждений.

Данные годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств в установленном порядке. На сегодняшний день таким документом являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Отметим, что в силу п. 8 Инструкции N 191н в случае, если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, утвержденной Инструкцией N 191н, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бюджетной отчетности за отчетный период не представляется. Данная норма уже знакома всем субъектам бюджетной отчетности, поскольку она вступила в силу с внесением изменений в Инструкцию N 128н Приказом Минфина России от 10.12.2010 N 164н.

Далее следует отметить, что если по бюджетному учету показатель имеет отрицательное значение, то в бюджетной отчетности в случаях, предусмотренных Инструкцией N 191н, он отражается в отрицательном значении — со знаком минус.

Какие обязанности возложены на пользователя бюджетной отчетности?

Обязанности, возложенные на субъекта отчетности, ответственного за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности (далее — пользователь бюджетной отчетности), остались прежними. Он, согласно п. 10 Инструкции N 191н, должен произвести проверку представленных ему отчетных форм на соответствие требованиям к их составлению и представлению путем сверки показателей с контрольными соотношениями, устанавливаемыми Минфином.

Для справки. Контрольные соотношения в бюджетной отчетности размещаются на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе "Методический кабинет", подразделе "Учет и отчетность".

Кроме проведения проверки, пользователь бюджетной отчетности обязан по просьбе субъекта бюджетной отчетности, представившего отчетность, проставить на копии бюджетной отчетности отметку о дате ее представления и — в случае получения положительного результата по факту проведения камеральной проверки бюджетной отчетности — отметку о дате принятия бюджетной отчетности. При получении бюджетной отчетности по телекоммуникационным каналам связи он обязан уведомить субъекта бюджетной отчетности о ее получении в электронном виде.

Обратите внимание! Порядок уведомления субъекта бюджетной отчетности о результатах проведенной камеральной проверки бюджетной отчетности, представленной им, и о дате ее принятия устанавливается пользователем бюджетной отчетности (п. 10 Инструкции N 191н).

В случае выявления в ходе проведения камеральной проверки бюджетной отчетности несоответствия заполнения отдельных ее показателей установленным требованиям, а также нарушений порядка ее представления пользователь бюджетной отчетности не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления несоответствия, уведомляет об этом субъекта бюджетной отчетности, представившего отчетность. Последний, в свою очередь, обязан в течение срока, установленного пользователем бюджетной отчетности, принять необходимые меры для приведения ее в соответствие с установленными требованиями.

Бюджетная отчетность, содержащая исправления по результатам камеральной проверки бюджетной отчетности, представляется субъектом бюджетной отчетности с сопроводительным письмом, содержащим указания о внесенных изменениях (п. 10 Инструкции N 191н).

Какие главные изменения претерпели основные формы отчетности?

Баланс (ф. 0503130). Как уже было отмечено, с 1 января 2011 г. государственные (муниципальные) учреждения применяют при отражении хозяйственных операций Единый план счетов бухгалтерского учета. Кроме того, в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н утверждены План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению (далее — Инструкция N 162н). В соответствии с регламентациями данных документов введены новые счета для учета имущества и обязательств. Например, в силу п. 4 Инструкции N 162н для учета операций с основными средствами применяются следующие группировочные счета:

  • 0 101 10 000 "Основные средства — недвижимое имущество учреждения";
  • 0 101 30 000 "Основные средства — иное движимое имущество учреждения";
  • 0 101 40 000 "Основные средства — предметы лизинга".

Таким образом, и в Баланс (ф. 0503130) введены новые строки, по которым показываются соответствующие стоимостные остатки основных средств в данной группировке. Аналогичной корректировке подверглись и другие строки отчетной формы. Сам же порядок заполнения формы не изменился. Как и ранее, показатели отражаются в Балансе (ф. 0503130) в разрезе бюджетной деятельности (графы 3, 7), приносящей доход деятельности (графы 4, 8), средств во временном распоряжении (графы 5, 9) и итогового показателя (графы 6, 10) на начало года (графы 3 — 6) и конец отчетного периода (графы 7 — 10) (п. 13 Инструкции N 191н).

Отдельно отметим Справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, идущую как приложение к Балансу (ф. 0503130). Поскольку количество забалансовых счетов в соответствии с п. 152 Инструкции N 162н увеличилось до 26, увеличилось и количество строк, по которым отражаются соответствующие показатели, формируемые на забалансовых счетах.

Отчет (ф. 0503121). Указанная форма не претерпела внешней корректировки, Минфином сохранены ее форма и количество граф. Как и ранее, показатели в отчете отражаются в разрезе бюджетной деятельности (графа 4), приносящей доход деятельности (графа 5), средств во временном распоряжении (графа 6) и итогового показателя (графа 7). Принцип заполнения всех строк остался прежним. Отметим только некоторые моменты.

При заполнении строки 040 графы 5 по приносящей доход деятельности сумма начисленных доходов по счету 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" отражается за минусом НДС.

Графа 5 строк 050 "Суммы принудительного изъятия", 061 — 063 "Безвозмездные поступления от бюджетов", 080 "Взносы на социальные нужды", 231 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" не заполняется.

При заполнении графы 5 строк 092 "Доходы от реализации активов" и 100 "Прочие доходы" отражаются суммы по данным соответственно счетов 2 401 10 172 "Доходы от реализации активов" и 2 401 10 180 "Прочие доходы", увеличенные на сумму начисленного за счет этих доходов налога на прибыль организаций.

По строке 110 "Доходы будущих периодов" графы 5 отражается разница между кредитовым и дебетовым оборотами по счету 2 401 10 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг", сложившаяся за отчетный период.

При заполнении строк 160 — 280 в графе 5 по приносящей доход деятельности следует обратить внимание, что по ним отражаются принятые в уменьшение доходов по данным дебетового оборота счета 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг":

  1. суммы расходов, сформировавших себестоимость выполненных работ, оказанных услуг на основании данных аналитического учета в разрезе соответствующих кодов КОСГУ по счету 2 106 34 440 "Уменьшение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения", 2 106 44 440 "Уменьшение вложений в материальные запасы — предметы лизинга";
  2. сумма стоимости реализованной готовой продукции по счетам:
  • 2 105 31 440 "Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения";
  • 2 105 32 440 "Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения";
  • 2 105 33 440 "Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов — иного движимого имущества учреждения";
  • 2 105 34 440 "Уменьшение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения";
  • 2 105 35 440 "Уменьшение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения";
  • 2 105 36 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения";
  • 2 105 37 440 "Уменьшение стоимости готовой продукции — иного движимого имущества учреждения";
  • 2 105 38 440 "Уменьшение стоимости товаров — иного движимого имущества учреждения";
  • 2 105 44 440 "Уменьшение стоимости строительных материалов — предметов лизинга";
  • 2 105 46 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — предметов лизинга" в части переданной заказчику готовой продукции (по статье 272 КОСГУ);
  1. суммы расходов, связанных с реализацией готовой продукции по данным соответствующих счетов счета 2 401 20 200 "Расходы учреждения".

Какие сроки установлены для сдачи отчетных форм в 2011 году?

Федеральным казначейством утвержден Приказ от 25.11.2010 N 19н "О сроках представления сводной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году" (зарегистрирован в Минюсте 08.12.2010 N 19143). Данным документом определены конкретные сроки представления бюджетной отчетности для главных распорядителей бюджетных средств. Так, для Федеральной налоговой службы установлены следующие сроки представления отчетности: за I квартал 2011 г. — 26.04.2011, за полугодие 2011 г. — 26.07.2011, за 9 месяцев 2011 г. — 26.10.2011.

Получатели бюджетных средств представляют отчетность вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в определенные им сроки (п. 10 Инструкции N 191н). Аналогичные требования установлены и для других подведомственных субъектов бюджетной отчетности.

Обратите внимание! В соответствии с п. 10 Инструкции N 191н в случае, если дата представления бюджетной отчетности, установленная главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, финансовым органом, уполномоченным на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета РФ, совпадает с праздничным (выходным) днем, бюджетная отчетность представляется на следующий рабочий день.

Оставьте комментарий