Отчетность статистическая определение

Статистическая отчетность — это периодические документы, в которых респонденты отражают результаты финансово-хозяйственной деятельности. В 2021 году необходимо сдавать:

  • П-1;
  • П-2;
  • П-3;
  • П-4 и П-4 (НЗ);
  • П-5(м);
  • ПМ;
  • 5-3;
  • 1-Т;
  • 7-травматизм;
  • МП (микро);
  • 1-Предприятие;
  • 12-Ф;
  • 57-Т;
  • 23-Н;
  • 4-ТЭР.

Статотчетность стала электронной, но Росстат разрешил пока сдавать ее на бумаге

В 2020 году закон позволял организациям и ИП подавать статистические данные в органы Росстата на бумажных носителях или в электронном виде, по их выбору. В 2021 году такого выбора у респондентов нет — все отчеты в органы статистики необходимо представлять только в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Федеральный закон от 30.12.2020 №500-ФЗ внес поправки в Федеральный закон от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» об обязанности предоставления статистической отчетности в электронной форме. Вид электронной подписи определяется субъектами официального статистического учета самостоятельно.

Законодатели сделали исключение для субъектов МСП, они должны начать отчитываться в Росстат в электронном виде с 01.01.2022. Но Росстат опубликовал информацию от 14.01.2021, в которой указал, что у многих респондентов нет такой возможности. Им разрешили временно подавать статотчетность на бумаге. Этот порядок будет действовать, пока не изменят условия представления статданных. Росстат рекомендует поторопиться с переходом на электронный документооборот, поскольку скоро бумажные отчеты не примут, а за непредоставление данных оштрафуют.

Основание и правовые основы

Хозяйствующие субъекты (организации и предприниматели) наряду с бухгалтерской и налоговой отчетностью обязаны предоставлять государству статистическую отчетность, эта обязанность установлена на законодательном уровне. В федеральном законе №282-ФЗ от 29.11.2007 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» и принятом во исполнение этого закона постановлении правительства №620 от 18.08.2008 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» указано, зачем составлять статотчетность, — это требуется для сбора и анализа профильной информации о деятельности экономических субъектов.

Статотчетность сдают в обязательном порядке по установленным формам в электронном виде, начиная с 2021 года. По правилам формирование статистической отчетности подразделяется на сплошное и выборочное. Сплошное — это то, в результате которого необходимо отчитываться постоянно, в установленные законами сроки. Выборочное наблюдение — когда органы статистики делают исследование по определенной ими выборке, и шанс попасть в эту выборку для каждой конкретной организации или ИП есть, но он не составляет 100%.

В 2021 году статотчетность необходимо сдавать в электронном виде. Исключение для субъектов МСП — им разрешили отчитываться на бумаге до конца 2021.

Кто обязан сдавать статотчетность?

Респонденты статистического наблюдения — так в законе названы все те, кто попадает в это наблюдение и, соответственно, получает обязанность отчитываться.

По нормам 282-ФЗ заполнение форм статистической отчетности входит в обязанность:

  • юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, филиалов, представительств и подразделений действующих на территории России иностранных организаций;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • субъектов малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства (к ним относится и большинство ИП) сдают статотчетность в упрощенном порядке. Это установлено федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

На сайте Налоговой службы размещен Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, что к субъектам малого предпринимательства относятся компании и ИП, у которых:

  • средняя численность работников не превышает 100 человек включительно (для малых предприятий) или 15 человек включительно (для микропредприятий);
  • выручка без НДС не превышает 800 млн руб. (для малых предприятий) или 120 млн руб. (для микропредприятий).

Организация утратит статус СМП при превышении предельных значений этих критериев в течение трех календарных лет подряд, т.е. статус СМП в 2021 году утратится при превышении предельных значений в 2018–2020 годах (п. 1 письма ФНС №14-2-04/[email protected] от 18.08.2016).

Существует еще одно условие отнесения компаний к малому бизнесу — суммарная доля участия в их уставном капитале не должна превышать:

  • 25%, если в уставном капитале участвуют субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды;
  • 49%, если в уставном капитале участвуют организации, не являющиеся малыми и средними предприятиями, а иностранные компании (в отношении каждой такой доли участия).

В статье 5 закона №209-ФЗ говорится, что виды статистической отчетности по уровню отчетности подразделяются на:

  • сплошное статистическое наблюдение — проводятся один раз в пять лет;
  • выборочное статистическое наблюдение на основе представительной (репрезентативной) выборки — проводится путем ежемесячных и (или) ежеквартальных исследований.

Для микропредприятий выборочные наблюдения проводятся ежегодно.

Если компания относится к субъектам малого предпринимательства, то отчетность в статистику она сдает, только если попадет в выборку. В этом случае Росстат уведомит ее о необходимости сдать отчет. Для остальных респондентов порядок предоставления статистической отчетности организаций подразумевает отчитываться регулярно. Как минимум надлежит сдавать в статистику копию годовой бухгалтерской отчетности. Но это не все — статистических форм много, часть из них необходимо заполнять большинству компаний.

Бланки и формы государственной статистической отчетности утверждаются Росстатом. По каждому отчету приводятся разъяснения, для каких типов предприятий и видов экономической деятельности он является обязательным, указываются сроки и периодичность представления отчетности.

Не знаете, какой бланк использовать или как правильно его заполнить? Эксперты КонсультантПлюс составили образцы и инструкции по заполнению каждого отчета в Росстат. Используйте бесплатный доступ, чтобы найти и скачать нужные.

Формы статистической отчетности

Росстат утверждает формы статистической отчетности, подписывает заполненные бланки руководитель организации или ответственный сотрудник. В каждую форму включены статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса представления и порядок заполнения формы.

Все формы статотчетности представлены на официальном сайте Росстата. Их довольно много, перечислим лишь некоторые, актуальные для большинства компаний:

  • основные сведения о деятельности предприятий (1-Предприятие);
  • сведения о финансовом состоянии организации (П-З);
  • сведения о численности, заработной плате и движении работников организации (П-4);
  • сведения о неполной занятости и движении работников (П-4 (НЗ));
  • сведения о численности и заработной плате работников (1-Т) — для организаций, не отчитывающихся ежемесячно по форме П-4.

Полный перечень обязательных для организации форм проверяйте по ИНН или иным реквизитам через специальный сервис Росстата.

Получение данных о кодах статистики

Приказом Росстата №414 от 11.08.2016 утвержден отчет ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Бланк ежегодно обновляется, в дополнение выпускают приказ об утверждении новых указаний по заполнению этой формы.

Отчет ПМ предоставляют юридические лица, являющиеся малыми предприятиями в соответствии с Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и микропредприятия указанную форму не представляют.

Перечислим обязательные формы статистической отчетности и инструкции по их заполнению в таблице:

Реквизиты статистической отчетности Последний срок сдачи Инструкция по заполнению
Ежемесячные
П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров, работ, услуг» 4 рабочий день следующего месяца Приказ Росстата №411 от 24.07.2020
П-3 «Финансовое состояние организации» 28 число следующего месяца Приказ №421 от 24.07.2019
П-4 «Численность и заработная плата работников» 15 число следующего месяца Как подготовить в статистику отчеты по форме П-4 и П-4 (НЗ)
Ежеквартальные
П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников» 8 число месяца после отчетного периода Как подготовить в статистику отчеты по форме П-4 и П-4 (НЗ)
П-2 «Инвестиции в нефинансовые активы» 20 число месяца, следующего за отчетным периодом Приказ №414 от 18.07.2019
ПМ «Показатели деятельности малого предприятия» 29 число месяца после отчетного квартала Как подготовить и сдать отчет ПМ (статистика)
П-5 (м) «Основные данные о деятельности предприятия» 10 рабочий день месяца, следующего за отчетным периодом Приказ №411 от 24.07.2020
5-3 «Затраты на производство и продажу продукции» 30 число месяца, следующего за отчетным кварталом Приказ №40 от 30.01.2020
Ежегодные
1-Т «Сведения о численности и заработной плате» 01.02.2021 Форма 1-Т: образец заполнения
7-Травматизм «Травматизм на производстве и профессиональные заболевания» 27.01.2021 Форма 7-Травматизм: бланк и пошаговая инструкция заполнения
МП (микро) «Основные показатели деятельности микропредприятия» 05.02.2021 Заполнение формы МП (микро)
1-Предприятие «Деятельность организации» 01.04.2021 Отчет 1-предприятие: порядок заполнения
12-Ф «Использование денежных средств» 01.04.2021 Приказ №400 от 21.07.2020
57-Т «Зарплата работников по профессиям и должностям» 30.11.2021 (сдают по нечетным годам) Отчет 57-Т: пример заполнения
23-Н «Производство, передача, распределение и потребление электрической энергии» 01.02.2021 Приказ №419 от 22.07.2019
4-ТЭР «Использование топливно-энергетических ресурсов» 17.02.2021 Приказ №419 от 22.07.2019

Ответственность за несдачу статотчетности

Непредставление или несвоевременное представление в территориальные органы Росстата статистических данных, представление недостоверных данных влечет за собой ответственность согласно статье 13.19 КоАП РФ — административный штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное непредставление или несвоевременное представление статистических данных влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

Календарь статистической отчетности

Форм статотчетности очень много. Они все обязательны для разных категорий организаций и ИП. Удобный календарь статотчетности разработан компанией Консультант Плюс и включен в одноименную программу.

ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЕЕ АНАЛИЗА

Официальный статистический учет представляет собой деятельность, направленную на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений. Он осуществляется в целях формирования официальной статистической информации — сводных, агрегированных, документированных сведений о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации. Эти сведения необходимы для оценки текущей ситуации и разработки научно обоснованной стратегии развития страны в целом, а также отдельных регионов и отраслей экономики. Таким образом, статистический учет отражает содержание статистики как одной из форм практической деятельности людей, направленной на познание законов общественной жизни.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ официальный бухгалтерский и статистический учет отнесены к ведению Российской Федерации, что позволяет обеспечить тесную взаимосвязь данных видов учета. Такая взаимосвязь выражается в едином порядке получения, обмена и представления данных, взаимной согласованности терминов и определений, наличии общей методологии расчета наиболее значимых отчетных показателей, а также в обязательном использовании данных бухгалтерского учета и отчетности при осуществлении федерального статистического наблюдения.

Под федеральным статистическим наблюдением понимается сбор первичных статистических и административных данных субъектами официального статистического учета, к которым относятся федеральные государственные органы и Центральный банк РФ (Банк России).

Административные данные представляют собой информацию, получаемую органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, государственными и иными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций.

Первичные статистические данные — это получаемая от респондентов документированная информация по формам федерального статистического наблюдения или информация, которая документируется непосредственно в ходе наблюдения с использованием других носителей (анкет, опросных листов).

Статистическая отчетность — основной тип федерального статистического наблюдения, при котором субъекты официального статистического учета периодически в определенные сроки получают от респондентов (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) первичные статистические данные, содержащиеся в утвержденных в установленном порядке отчетных документах. Тем самым статистическая отчетность представляет собой, с одной стороны, организационную форму наблюдения за процессами и явлениями в экономике страны, включающую способ проведения объекты наблюдения, перечень респондентов и объем признаков, подлежащих регистрации; с другой стороны — совокупность показателей, содержащихся в первичных отчетах — формах федерального статистического наблюдения, которые подлежат заполнению по единым методикам. В последнем случае можно говорить о статистической отчетности как о результате наблюдения.

Респондентами при проведении федерального статистического наблюдения могут быть созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские подразделения иностранных организаций, российские и иностранные граждане, находящиеся на территории нашей страны, а также индивидуальные предприниматели. Объектом статистического наблюдения выступает некоторое конечное множество единиц наблюдения — элементарных (неделимых) носителей признаков, подлежащих регистрации. Так, при исследовании наличия и движения основных фондов (средств) объектами наблюдения являются юридические лица — владельцы основных средств, а единицами наблюдения — непосредственно инвентарные объекты.

Руководство статистическим учетом в России возложено на Федеральную службу государственной статистики — Росстат (до 2004 г. — Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России)). Росстат подчиняется непосредственно Правительству РФ и является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению следующих важнейших полномочий:

• предоставление официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному собранию РФ,

иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;

  • • самостоятельное принятие нормативных правовых актов по вопросам государственной статистики;
  • • разработка официальной статистической методологии для проведения федеральных статистических наблюдений;
  • • утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.

Форма федерального статистического наблюдения представляет собой формуляр-образец статистического документа, который предназначен для получения первичных статистических данных и содержит перечень вопросов (показателей), место ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за представление этих данных. В заполненных формах могут содержаться сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, персональные данные физических лиц и другая информация, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В то же время официальная статистическая информация является общедоступной. Ее распространение осуществляется путем опубликования в официальных изданиях (статистических сборниках и бюллетенях, журналах Росстата и Банка России), других средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа на официальных сайтах в сети Интернет.

Для подготовки официальной статистической информации используются как результаты федерального статистического наблюдения, так и прочие источники (рис. 11.1).

Субъекты официального статистического учета не относятся к пользователям его данных, а выполняют процедуры контроля, корректировки и обработки информации, содержащейся в формах федерального статистического наблюдения. Отсюда следует важнейшее отличие статистической отчетности от бухгалтерской, состоящее в том, что бухгалтерская отчетность адресована непосредственно заинтересованным пользователям, а статистическая, напротив, имеет закрытый характер. Она служит исходным материалом для дальнейших преобразований с целью расчета обобщающих характеристик — элементов государственных статистических информационных систем, необходимых для эффективного управления экономикой. Кроме того, до настоящего времени сохраняются различия в классификации отдельных экономических показателей. Например, в статистической отчетности в оборот розничной торговли включается полная стоимость товаров, проданных по договорам комиссии, а в бухгалтерской — только комиссионное вознаграждение.

Состав важнейших источников официальной статистической

Рис. 11.1. Состав важнейших источников официальной статистической

Статистическая отчетность характеризуется следующими основными свойствами:

  • • документальная обоснованность — показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть подтверждены документами бухгалтерского или оперативно-технического учета;
  • • обязательность и безвозмездность представления, что предусмотрено п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  • • всестороннее раскрытие процессов и явлений, присущих объектам наблюдения, таких как выпуск продукции, движение рабочей силы, формирование и использование финансовых ресурсов и т.д.;
  • • широкое использование показателей, выражаемых не только в денежном, но также в натуральных и трудовых измерителях;
  • • территориальный признак представления. По общему правилу отчетность направляется в районный (городской) орган Росстата по месту государственной регистрации респондента, однако если юридическое лицо, зарегистрированное в каком-либо субъекте Российской Федерации, не ведет деятельность на территории этого субъекта, то отчеты представляются им по месту фактического осуществления деятельности;
  • • конфиденциальность индивидуальных данных, обусловленная коммерческой ценностью информации, содержащейся в отчетности. Соблюдение этого условия гарантируется органами статистики, которые несут предусмотренную действующим законодательством ответственность за разглашение переданных им сведений третьим лицам, в том числе налоговым органам.

При подготовке отчетов должна быть также обеспечена сопоставимость информации: данные за соответствующий период прошлого года, приведенные в отчете за текущий период, должны совпадать с данными формы, представленной за этот период в прошлом году, кроме случаев реорганизации хозяйствующего субъекта, изменения методологии определения показателей или необходимости уточнения данных за прошлый год. Причины расхождения данных за одни и те же периоды, содержащихся в периодически представляемых отчетах, подлежат раскрытию в пояснительном письме, прилагаемом к отчету.

Информация, содержащаяся в первичных отчетах, обрабатывается на всех этапах ее продвижения от респондентов до вычислительного центра Росстата. Как отмечалось, непосредственной обработке предшествует проверка данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, с этой целью осуществляется технический, логический и аналитический контроль полноты и согласованности показателей. Выявленные ошибки и пробелы устраняются с помощью повторного обращения к источникам информации.

В целях совершенствования статистической методологии Росстатом ведется работа по комплексной взаимной увязке методик, применяемых в различных отраслях статистики, что обеспечивает однозначную трактовку показателей, их сквозное использование, устранение дублирования информации. Для повышения оперативности статистических данных все более широко применяется цензовый способ сбора информации, при котором крупные организации всех форм собственности охвачены сплошным статистическим учетом, а применительно к малым и средним предприятиям основной упор делается на выборочное наблюдение.

В табл. 11.1 приведены результаты сопоставления основных свойств внешней отчетности организаций: статистической, налоговой и бухгалтерской (финансовой).

Таблица 11.1

Сравнительная характеристика статистической, налоговой и бухгалтерской (финансовой) отчетности

Юридические лица и ИП должны представлять статистическую отчетность в госорганы. Данная обязанность регламентирована на законодательном уровне, а потому обязательна для исполнения. Существуют различные виды и формы статотчетности, непредставление которых влечет за собой применение административной ответственности к хозяйствующим субъектам.

Отмена сдачи бухотчетности в статистику в 2020

  • чья бухотчетность содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.
  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухотчетности в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Сущность статистической отчетности

Статистическая отчетность представляет собой централизованную, регламентированную законодательством форму контроля госорганами деятельности хозяйствующих субъектов. Она реализуется через периодическое получение статистической информации, оформляемой в виде различных форм отчетов за определенный период времени. Достоверность информации в статотчетности подтверждается подписями ответственных должностных лиц. Чтобы отчетность корректно сформировалась в программе 1С необходимо проверить наличие зарегистрированной подписки 1С ИТС, эту информацию вы можете запросить у специалиста компании Первый Бит.

Статотчетность подразделяется в зависимости от периодичности ее представления на срочную, месячную, квартальную, полугодовую и годовую. Для их заполнения используется информация, содержащаяся в документах компании, т.е. они являются документальным подтверждением достоверности отраженных данных в отчетах.

В практике российской статистической деятельности отчетность подразделяется на две большие группы:

  • общая отчетность, содержащая одни и те же сведения для определенной сферы экономики и для хозяйствующих субъектов в целом;
  • специализированная отчетность, содержащая специфические показатели и сведения по отдельным отраслям экономики.

Обязанность хозяйствующих субъектов представлять статотчетность регламентирована Федеральным законом от 29.11.07 г. № 282-ФЗ. Условия представления первичных статистических и административных данных статучета закреплены в Постановлении Правительства РФ от 18.08.08 г. № 620.

Согласно данным нормативно-правовым актам сдача статотчетности — это обязательная процедура. Ее нужно проводить с использованием конкретных статистических форм, передаваемых в бумажном либо электронном виде.

Проведение статнаблюдения может быть, как сплошным, так и выборочным. При первом варианте респонденты отчитываются с определенной периодичностью в соответствии со сроками, установленными законодательством. При втором варианте наблюдение осуществляется в выборочной форме по конкретным параметрам, а потому не всегда хозяйствующий субъект попадает в конкретную выборку.

Кто должен сдавать статотчетность

Статотчетность должны подавать следующие субъекты:

  • юрлица, в том числе субъекты СМП;
  • ИП;
  • государственные учреждения;
  • филиалы и представительства иностранных предприятий, работающих в России;
  • нотариусы и адвокаты.

Согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. № 209-ФЗ субъектам СМП (к которым относятся многие предприниматели) разрешено подавать статотчетность в более простом порядке. Для отнесения субъекта к малому и среднему бизнесу установлено несколько критериев (по средней численности работников, выручке, доле участия в уставном капитале), а непосредственный их перечень содержится на сайте ФНС.

Формы статистической отчетности

Формы отчетности для заполнения компаниями при проведении статнаблюдения утверждаются и регламентируются Росстатом. В них включаются показатели и сведения по хозяйствующему субъекту, необходимые для дальнейшего анализа органами статистики.

Форм статистического наблюдения достаточно много, но какие именно нужно представлять для исследования — зависит от деятельности хозяйствующего субъекта, его организационно-правовой формы, принадлежности к малому предпринимательству и т.д. Наиболее распространенными формами отчетности являются сведения:

  • о деятельности предприятия (1-предприятие);
  • о финансовом состоянии организации (П-3);
  • о количестве, зарплате и движении сотрудников компании (П-4);
  • о неполной занятости и движении сотрудников (П-4 (НЗ));
  • о количестве и зарплате сотрудников (1-Т) — для компаний, не представляющих ежемесячную форму П-4;
  • о дополнительном профобразовании сотрудников компании (1-кадры);
  • об основных показателях деятельности малого предприятия (ПМ).

Информацию о том, какие именно формы необходимо сдавать хозяйствующему субъекту, можно найти на сайте Росстата. Также можно получить консультацию у специалистов территориального отделения органов статистики.

Формирование статотчетности в 1С

Статистическую отчетность проще формировать в программе 1С:Зарплата и управление персоналом 8, поскольку в этом случае информация будет представлена в соответствии с данными бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Специалисту потребуется меньше времени на формирование и представление документов, а информация в них будет достоверная и точная.

В типовой конфигурации 1С содержится обширный перечень различных форм статистической отчетности. Однако если какой-то формы не хватает из-за ее специфичности, можно дополнить программу, внеся соответствующие корректировки, или же использовать универсальный отчет статистики. Он предназначен для того, чтобы подготавливать форму статотчетности на основании XML-шаблонов, публикуемых Росстатом.

На основании универсального статотчета можно заполнить необходимую форму отчетности, выгрузить ее в электронном виде и отправить в территориальные органы статистики. Кроме того, ее можно не выгружать, а после формирования сразу же направить по защищенным каналам в госорганы.

Для формирования универсального отчета необходимо открыть вкладку "Статистика" и перейти в раздел "Прочие формы". После выбора формы, которая имеется в перечне, нужно нажать на кнопку "Создать", и тогда откроется форма для заполнения отчета. Если же формы в перечне нет, то нужно зайти в "Шаблоны" и загрузить необходимый отчет, предварительно скачав его с сайта Росстата.

Преимущества формирования статистической отчетности в 1С заключаются в следующих моментах:

  • представление точной и полной информации по хозяйствующему субъекту;
  • автоматическое заполнение сведений и обязательных реквизитов отчетности;
  • быстрый сбор и анализ информации;
  • снижение затрат труда и времени работников;
  • простота и легкость заполнения отчетности;
  • формирование документа в электронном виде, необходимого для отправки по ТКС.

Ответственность за непредставление статистической отчетности

Если хозяйствующий субъект, обязанный согласно законодательству, подавать тот или иной вид статистической отчетности, не исполнит требование, он штрафуется согласно ст. 13.19 КоАП РФ:

  • 10 — 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 20 — 70 тыс. руб. для юрлиц.

При повторном нарушении данной нормы законодательства административная ответственность ужесточается:

  • 30 — 50 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 100 — 150 тыс. руб. для юрлиц.

Особенности формирования и сдачи статистической отчетности

Можно выделить такие особенности, связанные с формированием и представлением форм статотчетности:

  • органы статистики должны бесплатно информировать хозяйствующих субъектов об осуществлении в отношении их статнаблюдения по конкретным формам отчетности;
  • руководитель юридического лица должен назначить сотрудника, ответственного за представление статинформации от имени компании;
  • статотчетность можно подавать при личном посещении территориального отделения статистики, через представителя, по телекоммуникационным каналам связи, через Почту России;
  • датой сдачи статотчетности считается день отправки почтового отправления, или дата отправки электронного документа по ТКС, или дата фактической передачи документа сотруднику отделения органов статистики;
  • субъекты малого предпринимательства сдают статотчетность 1 раз в 5 лет. Ближайший срок сдачи в 2021 г. за 2020 г.;
  • микропредприятия отчитываются по формам статотчетности 1 раз в год, а все остальные — ежемесячно или ежеквартально;
  • при необходимости статотчетность можно уточнять, подавая корректировочные отчеты. Кроме того, нужно направлять письменное объяснение причины подачи уточняющих сведений;
  • если показатели статотчетности отсутствуют, можно подавать не нулевые отчеты, а направить письмо об отсутствии показателей.

Хозяйствующие субъекты в силу специфики их деятельности или организационно-правовой формы обязаны сдавать те или иные формы статистической отчетности. Документы проще и удобнее формировать в программе 1С, и тогда информация будет достоверной и актуальной на конкретную дату.

Непредставление статотчетности влечет за собой наложение административного штрафа, который вполне можно избежать, если настроить в 1С календарь напоминаний о сдаче отчетности в установленные законом сроки.

Статистическая отчетность – особая форма организации сбора данных, присущая только государственной отчетности. Она проводится в соответствии с государственной программой статистических работ.

Государственная политика в области статистики направлена на создание единой системы учета и статистики на всей территории Украины и согласование ее с международными стандартами и методологией. Организация статистики в Украине осуществляется согласно Конституции Украины и определяется исключительно законами.

Данные статистической отчетности поступают от предприятий и организаций (респондентов) в органы государственной статистики – либо в городские управления, либо прямо в районные, областные управления статистики. После проверки поступивших данных они разрабатываются: составляются сводные таблицы по формам, установленным Госкомстатом Украины. Данные обобщаются по отраслям, организационно-правовым формам, формам собственности, территориям и т.д. Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются в Госкомстат Украины, где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываются сводные показатели с учетом тех же группировок данных (по отраслям, территориям, формам собственности и т.д.). Местные органы государственной статистики, как правило, проводят дополнительные разработки данных отчетности по заказам местной администрации и научных организаций.

Респонденты обязаны бесплатно, в полном объеме, по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, в определенные сроки подавать органам государственной статистики достоверную статистическую информацию, в том числе с ограниченным доступом, и данные бухгалтерского учета.

Состав, объемы и методология расчетов показателей, адрес и сроки подачи статистической информации, определенные в отчетно-статистической документации, являются обязательными и не могут быть изменены без соответствующего разрешения органов государственной статистики.

Органы государственной статистики имеют право получать бесплатно, в порядке и сроки, установленные специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики, от всех респондентов, включая центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, банки, граждан – субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц, которые подлежат статистическим наблюдениям, и использовать первичные и статистические данные, данные бухгалтерского учета, другую необходимую для проведения статистических наблюдений информацию, в том числе информацию с ограниченным доступом, а также пояснения, к ним прилагающиеся.

Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название.

Отчетно-статистическая документация включает в себя программы статистических наблюдений, формы отчетности и инструкции по их заполнению, анкеты, переписные (опросные) листы, другие статистические формуляры, необходимые для проведения статистических наблюдений, государственные классификаторы технико-экономической и социальной информации и др. Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается органами государственной статистики Украины и периодически совершенствуется и изменяется. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Министерством финансов Украины.

Отчетно-статистическая документация может выдаваться на бумажных, магнитных и других носителях или передавать с помощью средств коммуникаций.

Отчетность различается по периодичности: срочная – содержит данные за месяц и менее; квартальная; полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных – документы. Прежде всего, это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Госкомстат Украины проводит политику унификации отчетности предприятий разных отраслей экономики, хотя наряду с этим существует много специализированных по отраслям экономики форм отчетности.

Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. При невыполнении данных требований Статьей 186-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка подачи и использования данных государственных статистических наблюдений. Так:

  • Неподача органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или подача их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, или с опозданием; необеспечение соответствующего состояния первичного учета; нарушение порядка ведения Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины – влечет за собой наложение штрафа на граждан – от трех до пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, на должностных лиц и граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от десяти до пятнадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
  • Действия, предусмотренные частью первой этой статьи, осуществленные повторно на протяжении года после наложения административного взыскания, – влекут за собой наложение штрафа на граждан – от пяти до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, на должностных лиц и граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от пятнадцати до двадцати пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
  • Нарушение порядка использования конфиденциальной информации, скрытие или перекручивание данных государственных статистических наблюдений, а также использование их в средствах массовой информации, для распространения в информационных сетях, на бумажных, магнитных и других носителях, в научных трудах и т.п. без ссылок на их источник – влечет за собой наложение штрафа наложение штрафа на граждан – от пяти до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, на должностных лиц и граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от десяти до двадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельность, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков и кодирования на основании национальных статистических классификаций Украины (например, КВЭД) для включения в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) и отражения в государственной статистической отчетности.

Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины – автоматизированная система сбора, накопления и обработки данных обо всех юридических лицах, их филиалах, представительствах и других обособленных структурных подразделениях, находящихся на территории Украины, а также об юридических лицах, их филиалах, представительствах и других обособленных структурных подразделениях, находящихся за пределами Украины и созданные с участием юридических лиц Украины.

Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины обеспечивает единый государственный учет и идентификацию всех перечисленных выше субъектов и является основой для проведения государственных статистических наблюдений.

Создание и введение Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, разработка организационных и методологических принципов его функционирования обеспечиваются органами государственной статистики.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие юридические лица, которые создают и ведут реестры и информационные базы данных о юридических лицах, бесплатно предоставляют органам государственной статистики информацию, необходимую для формирования и актуализации Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.

При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПОУ.

Таким образом, отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.

Большое значение имеют стабильность отчетности, содержания ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов. Конечно, содержание отчетности – перечень форм, показателей – меняется со временем, но прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерий и финансовых отделов предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные, если она стабильна.

Определение, сущность и значение статистической отчетности

Статистическая отчетность — особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике.

Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ.

Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные анкетные, социологические, монографические обследования и т. д.), формы и программы которых утверждены Государственным комитетом РФ по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов).

Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название.

Например, 1- п «Отчет о продукции промышленного предприятия» или 10-ф «Отчет по отдельным показателям финансовой деятельности предприятий (организаций)».

Программа отчетности, т. е., перечень собираемых сведений, методика их регистрации и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом РФ. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Министерством финансов РФ.

Отчетность как форма наблюдения характеризуется следующими основными особенностями:

  • — обязательность: каждое предприятие или организация обязаны предоставлять отчетные данные об определенном круге показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке;
  • — отчетность охватывает не только все хозяйствующие субъекты, но и все стороны их деятельности: труд и его оплату, основные средства и нематериальные объекты, материалы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, капитальное строительство;
  • — юридическая сила: форма отчетности является официальным документом, она подписывается руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером, которые несут ответственность по закону за достоверность содержащихся в отчете показателей и за своевременное и правильно оформленное их представление;
  • — документальная обоснованность: все данные статистической отчетности получают на основе первичной документации, которой оформляются хозяйственные операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля;
  • — отчетность — формы государственного статистического наблюдения, утверждаемые органами статистики. Статистические органы имеют право менять как перечень отчетности, так и её форму, сокращать число отчетов, вводить новые формы.

Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, Министерством финансов РФ.

По своему содержанию формы отчетности бывают типовыми (общими) и специализированными. Общая отчетность — это отчетность, содержащая одни и те же данные для определенной отрасли народного хозяйства.

В специализированной отчетности содержатся специфические показатели отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т. п.

Специализированными являются также формы отчетности о технико-производственных показателях предприятий определенных отраслей (черной металлургии, текстильной промышленности и т. п.).

По периоду времени, за который представляется отчетность, различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года (соответственно квартальная, месячная, недельная) называется текущей.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных — это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций.

Форма отчетности полностью основана на данных бухгалтерского баланса и приложения к нему «Отчет о финансовых результатов».

Целью статистический отчетности является разработка обобщающих показателей социально-экономического развития.

Информация может представляться организациями на бумажных, машинных носителях, с использованием средств телекоммуникации. В целях достижения единообразия Госкомстатом утвержден стандарт на формуляр-образец государственного статистического наблюдения.

Данный стандарт устанавливает требования к составу, построению и оформлению форм унифицированной системы отчетно-статистической документации, используемых для организации государственного статистического наблюдения.

Сбор и обработка статистической информации осуществляются на основе «Единой системы классификации и кодирования информации Российской Федерации».

Это означает наличие ряда классификаторов:

  • 1) ОКПО — общероссийский классификатор предприятий и организаций;
  • 2) ОКУД — общероссийский классификатор управленческой документации;
  • 3) ОКАТО — общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления;
  • 4) ОКОГУ — общероссийский классификатор органов государственной власти и управления;
  • 5) ОКДП — общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг;
  • 6) ОКФС — общероссийский классификатор формы собственности;
  • 7) ОКОПФ — общероссийский классификатор организационно-правовой формы.

Присвоение кодов по классификаторам хозяйствующим субъектам осуществляют органы государственной статистики при их учете и идентификации в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО). В ЕГРПО учитываются все юридические лица. Каждый хозяйствующий субъект имеет свой персональный, не повторяющийся идентификационный код и совокупность описывающих его признаков. Следует отметить, что статистическая отчетность по назначению и содержанию отличается от бухгалтерской отчетности.

Статистическая отчетность ведется и представляется не только хозяйствующими субъектами, но и органами государственной власти, регионами, муниципальными образованиями.

Она охватывает не только показатели, относящиеся к ведению предпринимательской деятельности, но и другие, характеризующие различные стороны работы организаций, в том числе и не имеющие отношение непосредственно к хозяйствованию (характеристику кадров, социальные показатели и др.).

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ — совокупность составляемых по утвержденным формам отчетов компаний, предприятий, организаций, которые они обязаны в установленные сроки представлять в региональные статистические органы. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ — совокупность составляемых по утвержденным формам отчетов предприятий, организаций, которые они обязаны в установленные сроки представлять в региональные статистические органы … Энциклопедический словарь экономики и права

статистическая отчетность — совокупность составляемых по утвержденным формам отчетов компаний, предприятий, организаций, которые они обязаны в установленные сроки представлять в региональные статистические органы … Словарь экономических терминов

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В БАНКАХ — (англ. statistic accounts) – одна из форм информации о деятельности банков. Составляется на основе данных бухгалтерского и оперативного учета в соответствии с утвержденным Перечнем отчетности и др. информации, представляемой кредитными орг циями… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Единовременная статистическая отчетность о деятельности судов общей юрисдикции — 2) единовременную вводится на ограниченный период времени, который указывается в приказе, утверждающем эту отчетность <1>. Источник: Инструкция по ведению судебной статистики (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от… … Официальная терминология

Текущая статистическая отчетность о деятельности судов общей юрисдикции — 1) текущую вводится на неограниченный срок с определенной периодичностью представления в течение года. Она подразделяется на регламентную, представляющую собой полный набор утвержденных форм, составляемых по итогам полугодия и года <1>, а… … Официальная терминология

ОТЧЕТНОСТЬ — периодическое составление предприятиями, организациями отчетов о своей деятельности, представляемых в государственные органы. Статистическая отчетность предприятий позволяет установить статистические показатели экономической деятельности отраслей … Экономический словарь

Отчетность НКО — Содержание 1 Квартальная отчетность НКО 2 Годовая отчетность НКО 3 Дополнительная информация … Бухгалтерская энциклопедия

Отчетность юридических лиц (ОСН)/2011/4 — Здесь собрана информация, относящаяся к организациям на общей системе налогообложения. Имеются отдельные статьи: об отчетности организаций на общей системе налогообложения; об отчетности организаций на упрощенной системе налогообложения; об… … Бухгалтерская энциклопедия

Отчетность юридических лиц (УСН)/2011/4 — Здесь собрана информация, относящаяся к организациям на упрощенной системе налогообложения. Имеются отдельные статьи: об отчетности организаций на общей системе налогообложения; об отчетности организаций на упрощенной системе налогообложения; об… … Бухгалтерская энциклопедия

Оставьте комментарий