Пенсия старшим вожатым

Подборка наиболее важных документов по запросу Старшая вожатая пенсия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

В соответствии Федеральным законом № 400-ФЗ* страховая пенсия независимо от возраста назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет.

При назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, и Правила исчисления этих периодов работы.**

Однако, указанным Списком не предусмотрена должность «пионервожатой».

При определении стажа на соответствующих видах работ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В этом случае применяются положения пенсионного законодательства, в т.ч. постановления правительственных органов и разъяснений иных уполномоченных органов с учетом периода действия соответствующих актов.

При определении права на назначение пенсии по старости по данному основанию применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.***

Данные Перечень и Положение применяются к периодам работы до 1 октября 1993 года.

Вышеуказанными нормативными актами предусмотрен порядок включения в педагогический стаж работы в должности «пионервожатой» при соблюдении следующих условий:

-наличие в периоды до 1 октября 1993 года работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет;

-наличие не менее 2/3 требуемого стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию.

с 10 сентября 1984 года по 15 июня 1985 года — работа в должности воспитателя;

с 16 мая 1985 года по 25 августа 1987 года — работа в должности старшей пионервожатой в средней школе;

с 26 августа 1987 года по настоящее время — работа в должности учителя в средней школе.

Период работы в должности пионервожатой подлежит зачету в педагогический стаж, ввиду наличия периодов работы, предусмотренной Перечнем, и 2/3 требуемого стажа.

*Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

**Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

***Постановление Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»

Ответ недели: о порядке исчисления стажа для назначения пенсий

Вопрос: С 1984 по 1987 года сотрудник работал в должности старший вожатый в школе. Может ли данный стаж работы учитываться при назначении пенсии за выслугу лет. Работа оплачивалась.

Сообщаю Вам следующее:

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» было утверждено «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».

Пунктами 2, 4 указанного Положения предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» установлено, что на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года не применяется постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.

Таким образом, законодательство, действовавшее до 01 октября 1993 года, предусматривало зачет в специальный стаж педагогической деятельности работы в должности штатных пионервожатых, в связи с чем решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене.

В силу 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением Правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Таким образом, считаем, что указанные периоды входят в стаж работы в должности штатных пионервожатых в школе при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Ниже прилагаем материалы судебной практики.

Обращаем Ваше внимание, что разъяснение правовых норм, основанные на анализе положений действующего законодательства и судебной практики, содержащихся в СПС КонсультантПлюс, специалистами Линии консультации не являются обязательными, и носят субъективный информационно-разъяснительный характер. Окончательное решение по применению информации Вы принимаете самостоятельно.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Из справки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа N» N от 2 марта 2013 года следует, что по сведениям штатных расписаний за 1987 года по 1990 год в школе была одна ставка старшей пионервожатой, иных должностей пионервожатый и вожатых не имелось.

В спорные периоды работы Л. в должности «старшей пионервожатой» действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с пунктом 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что Л., имеет право на включение в льготный стаж спорных периодов работы в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе N, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать законно возникшее право.

Оценив в совокупности представленные доказательства, применив материальный закон, районный суд правильно пришел к выводу о досрочном назначении трудовой пенсии В. с момента возникновения права на назначение пенсии.

Иное толкование норм закона не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в признании решения ответчика незаконным в части не включения в стаж педагогической деятельности периодов работы И.

с 10 мая 1991 года по 27 августа 1991 года в должности старшего пионерского вожатого в средней школе N 3 им. А.С. Пушкина и с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должности педагога дополнительного образования в МУДО «Дворец творчества юных».

Из трудовой книжки И. следует, что в период с 10 мая 1991 года по 27 августа 1991 года истец работал в должности старшего пионерского вожатого в средней школе N 3 им. А.С. Пушкина.

Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденным Бюро ЦК ВЛКСМ 17 марта 1967 года, предусматривались должности старшего и отрядного пионерского вожатого, указано, что деятельность вожатых определяется «Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом».

Приказом Минпроса СССР от 20 февраля 1978 года N 24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» утверждена квалификационная характеристика старшего пионервожатого и вожатого, который организует пионерскую работу с детьми в школе.

Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» не применяется на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 года.

С учетом анализа приведенных правовых норм судебная коллегия приходит к выводу, что законодательство, действовавшее до 01 октября 1993 года, предусматривало зачет в специальный стаж педагогической деятельности работы в должности штатных пионервожатых, в связи с чем решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене.

Из трудовой книжки Ч. усматривается, что в периоды с 18.10.1978 г. по 25.08.1979 г. и с 01.09.1986 г. по 31.08.1987 г. она работала старшей пионерской вожатой Пановской средней школы.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсия за выслугу лет работникам просвещения от 17.12.1959 г. N 1397, действовавшим на момент осуществления истицей трудовой деятельности в спорные периоды, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионерских вожатых.

Согласно Положению о старшем пионерском вожатом от 17.03.1967 г., старший пионерский вожатый пользуется правами и льготами, установленными для учителей, а в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения от 04.09.1965 г., в перечень должностей, время работы в которых засчитывается в стаж педагогической деятельности, включены пионервожатые.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в спорные периоды работы истицы действовало законодательство, в соответствии с которым работа в должности пионервожатой (старшей пионервожатой) засчитывалась в стаж педагогической деятельности, в связи с чем истица имеет право на включение данных периодов в ее специальный стаж.

Судебная коллегия находит указанные выше выводы суда правильными, основанными на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.

Согласно п. 1, абз. 4 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего до 1 октября 1993 года, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время работы в школах в качестве штатных пионервожатых.

При этом в силу п. 4 названного Положения время работы, указанной в пункте 2 Положения (в том числе, работы пионервожатой), подлежало зачету в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Законодательство, действующее в период работы Л. с <дата> по <дата>, по данной должности, предусматривало, что работа в качестве пионервожатого подлежала включению в стаж не сама по себе, а лишь при условии наличия у нее ко времени обращения за пенсией 2/3 стажа, дающего право на такую пенсию (16 лет 8 месяцев).

К моменту обращения с заявлением о назначении пенсии такой продолжительности стажа Л. выработано не было.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции посчитал, что оснований для зачета в специальный стаж истца периодов ее работы с <дата> по настоящее время, в должности старшего пионервожатого не имеется, в связи с чем не подлежат включению в специальный стаж и периоды нахождения Л. на курсах повышения квалификации.

С учетом вышеуказанных норм законодательства и установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Выводы суда согласуются с правовой позицией, указанной в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периодов работы с 01.03.1986 по 26.08.1987 — в должности старшей пионерской вожатой средней школы N 10 Краснотурьинского ГОРОНО, период обучения истца в Курганском педагогическом училище с 01.09.1987 по 28.06.1989, суд первой инстанции, учитывая, что в оспариваемые периоды работы истцом выполнялись до введения в действие Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», руководствовался также ранее действующими актами, касающимися назначения трудовой пенсии, в частности Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусматривающим право граждан, работавшими старшими пионерскими вожатыми в школе, на льготное пенсионное обеспечение.

При этом суд исходил из того, что факт трудовой деятельности истца подтвержден записями в трудовой книжке, представленными в материалы дела уточняющими справками, подтверждающими, в том числе выполнение педагогической учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, отсутствие периодов приостановления работы учреждения, неиспользование отпусков без сохранения заработной платы, а также наличие необходимого стажа (2/3), требуемого для назначения пенсии в соответствии с вышеуказанным Постановлением Совета Министров СССР. Кроме того, судом на основании п. 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, в специальный стаж истца зачтен период обучения в Курганском педагогическом училище с учетом того, что периоду обучения предшествовала, а также за периодом обучения следовала педагогическая деятельность истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны на основании представленных сторонами доказательств при правильном применении норма материального права с соблюдением требований процессуального законодательства.

Выводы суда о том, что при расчете специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, исходя из Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, спорные периоды трудовой деятельности истца подлежат включению в специальный стаж, ответчиком не оспорены.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исчисление специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии возможно либо только на основании действующего Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, либо только в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшими на момент приобретения права, применение одновременно ранее действовавшего и действующего в настоящее время законодательства недопустимо, судебной коллегией не принимается, так как основан на неправильном понимании норм материального права.

В силу 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением Правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Согласно приводимого ранее разъяснения Верховного Суда Российской Федерации стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Оставьте комментарий