Плакат законы рф

В течение месяца на улицах Москвы четырежды появлялись рекламные плакаты с явным политическим подтекстом: посмертная маска Сталина со слоганом «Помер тот, помрет и этот»; контуры Крыма в виде сыра в мышеловке и портрет Путина с вопросом «Какая Панама?». Чтобы их разместить, неизвестные взламывали рекламные конструкции на остановках общественного транспорта. Об ответственности за эту кампанию никто пока не заявил. «Лента.ру» разобралась, как подобные акции квалифицируются с точки зрения закона.

Плакатные войны

Изображение посмертной маски Сталина появилось на остановке общественного транспорта в районе метро Павелецкая 5 марта, в день смерти советского руководителя. «Крым в мышеловке» был размещен на телефонной будке на улице Покровка в ночь с 18 на 19 марта — в годовщину присоединения Крыма к России. Еще один плакат — со стилизованным изображением Владимира Путина и очевидным намеком на «панамские документы» — поместили на остановке в районе Земляного Вала, через месяц после появления «рекламы» со Сталиным — 6 апреля.

Особняком в этом ряду стоит портрет Надежды Савченко с подписью «Живи!», появившийся 8 марта на остановке общественного транспорта на Земляном Валу. Изображение несколько выбивается из общего ряда: здесь анонимные авторы не пытались играть со смыслами, но привязка к дате, место и способ размещения плаката выдают принадлежность к той же кампании.

Несколько дней спустя, 11 марта, в центре Москвы фактически появился ответ авторам предыдущих изображений: неформальное сообщество «Главплакат» вывесило на одном из зданий тканевый баннер с портретами корреспондентов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина с подписью: «В их смерти виновна Надежда Савченко».

Это не первые случаи самовольного размещения плакатов с политическим подтекстом на улицах столицы. В конце 2015 года на афишных стендах Москвы стали появляться баннеры странного содержания. Например, в преддверии пресс-конференции президента РФ были размещены пять «афиш», анонсирующих «концерт» Владимира Путина «Я вам спою», «Во всех телевизорах страны, при поддержке ФСО России».

Тогда ответственность за размещение этих материалов взял на себя оппозиционный активист Евгений Левкович, а компания «Художественно-производственное объединение», которой принадлежат рекламные стенды, заявила, что столкнулась с самовольной расклейкой несанкционированных плакатов поверх других.

Кто объект рекламы?

Новые политические манифестанты, как правило, используют застекленные и хорошо освещенные щиты формата «сити» на остановках общественного транспорта или у таксофонов. Это требует взаимодействия с рекламными компаниями, которым принадлежит площадь. Но загвоздка в том, что на официальных основаниях разместить такого рода плакаты невозможно: статья 19 закона «О рекламе» четко определяет, что рекламные конструкции должны использоваться исключительно для распространения рекламы или социальной рекламы. Чтобы считаться таковой, продукция должна содержать в себе так называемый объект рекламирования. То есть «товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие».

Существует единственное исключение — социальная реклама. Она, в соответствии с законом, должна быть направлена «на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства».

Во всех упомянутых случаях самовольного размещения визуальной продукции объект рекламирования, а тем более благотворительные цели отсутствуют. Так что в строгом юридическом смысле скандальные плакаты не могут считаться рекламой — ни социальной, ни какой бы то ни было еще.

Политике место на выборах

В российском праве кроме социальной рекламы есть и понятие рекламы политической, но она из ведения закона «О рекламе» исключена. Размещение политической рекламы в предвыборный период регламентируется законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Но вопросы размещения «агиток» в межвыборный период в законодательстве никак не прописаны. С этим юридическим пробелом связано немало скандальных историй. Например, КПРФ в 2012 году не удалось на коммерческой основе разместить в Москве серию билбордов, приуроченных к 95-летию Октябрьской революции. ЛДПР в 2011 году столкнулась с массовыми отказами размещать партийную символику на рекламных стендах в регионах страны.

Между тем остаются лазейки, помогающие обойти правовой пробел в межвыборный период. Например, чтобы разместить на рекламном щите плакат «Поздравляем с Днем чекиста!», необходимо вставить подпись с названием поздравляющей организации, то есть добавить тот самый объект рекламирования.

Оригинальный выход из ситуации нашла ЛДПР. Партия просто зарегистрировала в качестве товарных знаков свой герб и желтую аббревиатуру на голубом фоне, поэтому размещаться на рекламных конструкциях партия Владимира Жириновского может без проблем.

Но авторы неоднозначных плакатов, кажется, и не пытались искать законные способы размещения. В компании Gallery, которая управляет рекламными площадями на остановках, «Ленту.ру» заверили, что конструкции «были вскрыты злоумышленниками самовольно»: «Представители технической службы outdoor-оператора демонтировали материалы спустя несколько часов после того, как стало известно об их появлении. По факту хулиганских действий компания обратилась в правоохранительные органы».

Реклама и антиреклама

На антирекламу, к которой теоретически можно было бы отнести упомянутые плакаты, в России де-факто действует запрет. В законодательстве оговаривается, что реклама не может порочить честь, достоинство или деловую репутацию, а конкуренция путем дискредитации запрещена. На политическую антирекламу наложены еще более жесткие ограничения: нельзя призывать голосовать против кандидатов, запрещено описывать возможные негативные последствия в случае их избрания, распространять информацию с негативными комментариями или создающую у избирателей отрицательное отношение к кандидатам.

Выдержки из многочисленных «антикоррупционных» докладов также не имеют шансов оказаться на рекламных площадях. Придется использовать только собственную конструктивную программу, с чем у определенных сил, строящих работу на критике действующей власти, порой возникают проблемы.

Если следовать букве закона, даже призывы к протестному голосованию в предвыборный период разместить не удастся. Все это, правда, касается официального размещения, а не самопальных анонимок.

Хулиганство с неуважением

На первый взгляд, размещение несанкционированной рекламы на городских улицах выглядит чуть ли не невинной шалостью. Анонимных креативщиков можно привлечь разве что за нарушение закона «О рекламе» и незаконное использование рекламных конструкций — по статьям 14.3 и 14.37 Кодекса об административных правонарушениях. Наказание для физических лиц смехотворное: штраф в размере 1,5 тысячи рублей.

Теоретически собственник рекламной конструкции может постфактум потребовать возмещения ущерба и упущенной выгоды в рамках гражданского иска — если, конечно, злоумышленника удастся установить.

Но разыскные мероприятия по административным делам не предусмотрены законом, следовательно, «не пойман — не вор». К каждому рекламному стенду полицейского не приставишь, и даже камеры видеонаблюдения здесь не помогут: чтобы снять с них записи, установить личность и найти виновного, надо официально начать разыскные действия.

Не исключено, что на это и рассчитывают анонимные активисты. Но в действительности оснований для претензий может быть гораздо больше. По данным компании Gallery, речь идет о взломе конструкции, то есть как минимум порче имущества, и нет гарантий, что правоохранительные органы квалифицируют эти действия по административной статье «Мелкое хулиганство».

К тому же плакаты имеют явный политический подтекст, и есть основания полагать, что размещены они группой по предварительному сговору. Таким образом, состав преступления уже тянет на статью 213 Уголовного кодекса РФ, где речь идет о хулиганстве, выражающем «явное неуважение к обществу». Тут уже предусмотрено проведение оперативно-разыскных мероприятий и наказание — до семи лет лишения свободы. А значит, «безобидные» политические игры могут закончиться вполне реальными уголовными делами.

Жители России начали исправлять уличные агитационные плакаты и листовки кандидатов, идущих на выборы. Элементы народного творчества стали появляться на изображениях, где кандидаты скрывают свою партийную принадлежность. Чаще всего это представители «Единой России», рейтинги которой неумолимо падают.

Один из таких предвыборных плакатов заметили в Екатеринбурге на доске объявлений. На нем изображен кандидат в заксобрание Свердловской области единоросс Михаил Клименко. «Комфорт и порядок в нашем районе!» — гласит слоган. Вверху листовки обозначена дата сентябрьских выборов, но нет никакой информации о том, что Клименко — член «Единой России». Это упущение исправил кто-то из горожан, написав черным маркером поперек всего плаката «ЕДРОС».

Читатели Znak.com

Михаил Клименко, который является заместителем председателя свердловского заксобрания и членом комитета по бюджету, финансам и налогам, переизбирается по Кировскому одномандатному избирательному округу № 8. Среди его соперников — Олег Назаров («Справедливая Россия»), Карлен Оганесян («Новые люди»), Олеся Плечко (КПРФ), Ильдар Раинбаков (ЛДПР) и Владимир Чуваков («Яблоко»).

Еще один пример «тюнинга» предвыборных плакатов единороссов обнаружил ближайший сторонник Алексея Навального Леонид Волков. Он опубликовал в Twitter листовку (судя по всему, она наклеена где-то в помещении) телеведущего и общественника Тимофея Баженова, который идет в Госдуму. Баженов в мае победил на праймериз «Единой России» по Бабушкинскому одномандатному округу Москвы (№ 196). Он набрал более 30 тыс. голосов и занял первое место. С плаката он заявляет: «Вместе побеждать!». Но логотипа «Единой России» в правом нижнем углу почти не видно. Кто-то решил дополнить плакат и наклеил на него текст с уточнениями.

Леонид Волков

«Не вляпайтесь! Это — единоросс! А значит (партийная дисциплина!) будет обязан голосовать за новое пенсионное ограбление, новые бесконечные налоги и безумные репрессивные законы. А в Москве продолжится бесконечное воровство через вечное перекладывание плитки и бордюров!» — говорится печатным текстом в сообщении.

В Бабушкинском округе № 196 Баженову будут противостоять один из самых активных коммунистов в законотворчестве и протестной деятельности, депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин, а также Эльвира Вихарева («Партия Роста»), Елена Иванова («Гражданская Платформа»), Алексей Крюков (ЛДПР), Сергей Малинкович («Коммунисты России»), Виктория Миронова (РПСС), Алексей Рвачев («Новые люди»), Елена Стрельникова («Зеленая альтернатива»), Антон Тарасов («Зеленые»), Георгий Федоров («Справедливая Россия — За правду») и Кирилл Янков («Яблоко»).

Летом этого года саратовские депутаты по предложению «Единой России» приняли решение, согласно которому можно не указывать партийную принадлежность кандидатов в депутаты, если их больше 10 человек в одном бюллетене. Коммунисты заявили на это, что «единороссы боятся народного гнева и прячутся», тогда как в КПРФ своим партийным брендом гордятся.

Единоросс фразой «ничего не должен людям» объяснил свои интересы в политике

В 2018 и 2019 годах на выборах губернаторов ряд кандидатов, фактически поддерживаемых партией власти, шли на выборы в качестве самовыдвиженцев. Причиной такого решения был снижающийся рейтинг «Единой России» после принятия ряда непопулярных реформ, в частности, пенсионной. Такое решение кандидатов вызвало раздражение среди избирателей и насмешки среди других участников выборов. Позже председатель «Единой России» Дмитрий Медведев потребовал прекратить практику, когда поддерживаемые ЕР кандидаты в губернаторы идут на выборы самовыдвиженцами. По словам Медведева, из-за этого в головах избирателей возникает недоумение: «Если он от партии, то чего он прячется?».

17–19 сентября в России состоятся выборы депутатов Госдумы VIII созыва. В выборах примут участие 14 партий: КПРФ, «Зеленые», ЛДПР, «Новые люди», «Единая Россия», «Справедливая Россия — За правду», «Яблоко», «Партия Роста», РПСС, «Коммунисты России», «Гражданская платформа», «Зеленая альтернатива», «Родина» и РППСС. Кроме того, в 39 регионах страны будут выбирать депутатов местных парламентов, в девяти субъектах РФ — губернаторов, в 11 областных центрах — глав городов.

В связи с вопросами, возникающими при разграничении рекламных конструкций и конструкций, носящих информационный характер, связанными с применением отдельных положений Федерального закона "О рекламе" в частности, статьи 19 данного Закона, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению ФАС России на основании пункта 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, в письме от 27.12.2017 № АК/92163/17 дала следующие разъяснения.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее — Федеральный закон "О рекламе") реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Федерального закона "О рекламе".

2. Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой.

Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частями 1 , 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота. Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Таким образом, системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

В случае размещения на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, пейзаж, бутылка вина, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Так, информация, содержащая выражения "Добро пожаловать", "Въезд 24 часа", "Выезд", "Счастливого пути" и т.п., размещенная на конструкции, в том числе установленной при въезде или выезде на территорию, занимаемую организацией, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц, в том числе организации, на въезде/выезде в которую установлены конструкция, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит указания на объект рекламирования, соответственно, требования Федерального закона "О рекламе" на такую информацию не распространяются.

Также не подпадает под понятие рекламы информация, размещаемая на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, кондитерская, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц.

3. Информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая делового оборота, не признается рекламой.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует цели, отличные от цели рекламы — привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, и не может рассматриваться как реклама.

С учетом положений пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения, в том числе в случае размещения такой информации на конструкциях, представляющих собой электронное табло с "бегущей строкой" или подсветкой.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации предприятия (например, магазина) для потребителей и не является рекламой.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А56-44838/2016, N А43-11863/2013.

Конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.

При этом в силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" то обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.

Так, не является рекламой указание на конструкции в месте нахождения организации только ее наименования без указания адреса и режима работы такой организации или профиля ее деятельности.

Кроме того, с учетом позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 15567/12 по делу N А59-2627/2012, размещение на конструкции на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования, представляет собой размещение сведений о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей. Такая информация не подпадает под понятие рекламы. Указанный вывод также подтверждается решениями судов по делам N А70-11815/2016, А51-32939/2013.

Вместе с тем, законодательство, в том числе статья 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не содержит указания на то, что информация о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках или лозунги, слоганы являются обязательными к размещению на вывесках.

Следовательно, конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона "О рекламе", в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А28-12028/2016, N А43-17212/2015, N А51-3119/2010, N А51-7177/2009.

Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

К таким конструкциям относятся стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов, товарные знаки, либо название автосалона, товарные знаки реализуемых автомобилей, размещенные на территории прилегающей к торговому центру, автосалону (в том числе на парковке), поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона). Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А32-627/2016, N А03-17780/2015, N А71-2635/2010-А31, N А71-2636/2010-А25, N А56-70900/2016, N А56-46690/2010.

4. Размещение информационных табло с указанием наименования АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива на территории АЗС и при приближении к АЗС, с учетом специфики деятельности указанных объектов, является сложившимся обычаем делового оборота, такие табло рекламой не являются.

По смыслу статьи 13 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" органы власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог объектами сервиса и организуют их работу в целях обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов.

Согласно статье 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Автозаправочные станции являются объектами сервиса автомобильных дорог, и информирование водителей о приближении к автозаправочной станции (АЗС) или непосредственно на территории АЗС путем установления стелы или флага со сведениями о наименовании АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива (далее — стелы АЗС) является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, который соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Следовательно, размещение стелы АЗС в непосредственной близости к автомобильной дороге, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса (дорожный знак 7.3 "Автозаправочная станция") о приближении к АЗС (ближайшей по ходу движения автомобиля), является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, и не является рекламой.

Размещение сведений об АЗС иными способами может рассматриваться в качестве рекламы.

Указанная позиция также изложена в решении Президиума ФАС России от 05.02.2014 N 1-4/5-1 и подтверждается решениями судов по делам N А43-14816/2016, N А43-14818/2016, N А56-64272/2013.

5. Информация о продукции и об услугах в меню, прейскурантах обязательна для доведения до потребителей и не относится к рекламе.

В соответствии с пунктами 12 и 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2007 N 1036, исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

Таким образом, с учетом положений пунктов 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе", меню организации общественного питания (кафе, ресторана и т.п.), размещенное на фасаде здания, в том числе на конструкции, размещенной на фасаде здания, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, рекламой не является, и требования законодательства о рекламе на информацию, размещенную в нем, не распространяются.

Конструкция, содержащая указание на наименование организации и меню, прейскурант, размещенная на территории, на которой в силу особенностей деятельности организации непосредственно происходит продажа товаров, оказание услуг, в том числе при обслуживании потребителей организации общественного питания на автомобилях, относится к размещенным в месте осуществления организацией деятельности и не подпадает под понятие рекламной конструкции. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делу N А56-43492/2016.

Вместе с тем, размещение на конструкции информации об одном или нескольких блюдах, товарах, входящих в меню организации общественного питания, в том числе наименование, изображение такого блюда, товара, описание его составляющих, цена, направлено на привлечение внимания и формирования интереса к отдельным товарам, их выделению из группы однородных товаров. Следовательно, указанная информация является рекламой и должна соответствовать требованиям Федерального закона "О рекламе". Размещение конструкции с такой информацией на фасаде здания или вне здания осуществляется с учетом положений статьи 19 Федерального закона "О рекламе". Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делу N А56-59116/2013.

6. Информация, содержащая информационно-справочные сведения, не признается рекламой.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Конструкция с изображением в виде креста, размещенная на здании, в котором осуществляет свою деятельность аптека, не может быть признана рекламой, поскольку размещается в качестве указания профиля деятельности организации и не содержит указания на конкретный товар или лицо, как объект рекламирования.

Цель данного носителя информации заключается в обеспечении быстрого оперативного поиска потребителем этого места, но не в формировании интереса, привлечении внимания к конкретной организации и продаваемым ей товарам. Конструкция с изображением в виде креста несет общую информацию для потребителя о том, что рядом находится аптечная организация. Указанная позиция также подтверждается решениями судов по делу N А40-34713/12-139-321.

Кроме того, отдельные нормативные акты субъектов Российской Федерации предусматривают размещение креста в качестве наружного оформления аптеки. Так, например, такое требование предусмотрено в пункте 3.1 Положения об организации информационной работы в аптеках, утвержденного Приказом Комитета фармации г. Москвы от 15.04.1997.

Соответственно, на указанные конструкции с изображением в виде креста, положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Информация о продаже или аренде помещения с указанием номера телефона, размещенная на здании непосредственно в месте нахождения помещения, в том числе с помощью конструкций, является объявлением, в случае если она размещена непосредственно на внешней стене помещения (в пределах окон помещения, занимаемого организацией), сдающегося в аренду. Такое объявление предназначено для информирования о статусе указанного помещения, не подпадает под понятие рекламы, поскольку служит целям информирования о возможности продажи или аренды помещений в конкретном здании и носит справочно-информационный характер. На такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Не признается рекламой информация учреждений культуры по профилю их деятельности, распространяемая на зданиях, в случае, если данные организации осуществляют деятельность в указанных зданиях, а также на городских средствах информации, специально предназначенных для данных целей, в том числе информация о репертуарах театров и кинотеатров (театральные афиши и киноафиши), поскольку указанная информация носит справочно-информационный характер и имеет своей целью информирование граждан о проводящихся культурных мероприятиях. Требования Федерального закона "О рекламе" на такую информацию не распространяются. Конструкции, на которых размещается указанная информация, не являются рекламными конструкциями в соответствии с понятием, закрепленным статьей 19 Федерального закона "О рекламе", и на порядок размещения таких конструкций не распространяются требования статьи 19 Федерального закона "О рекламе". Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делу N А71-10779/2015.

7. При оценке информации на предмет ее отнесения к вывеске или рекламе необходимо руководствоваться как содержанием такой информации, так и всеми обстоятельствами ее размещения.

При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей в силу закона или обычая делового оборота информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании.

Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте входа в организацию или месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

Так, если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании, а также иной обязательной в силу закона информации, не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица. Однако если организация занимает лишь часть многоэтажного здания, то размещение крышной конструкции рассматривается как реклама данной организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А82-1685/2007-11, N А70-8499/10-2006.

Крышная конструкция, размещающаяся на торговом центре в виде указания названия данного торгового центра, не содержит рекламу и рекламной конструкцией не является, требования Федерального закона "О рекламе" на такую конструкцию не распространяются. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А24-1885/2010, N А65-20834/2010.

Кроме того, конструкции с наименованиями организаций, размещенные на фасаде торгового центра или офисного здания, где указанные организации осуществляют хозяйственную деятельность, призваны информировать о месте нахождения таких организаций и признаются размещенными в месте нахождения организаций. Соответственно, такие конструкции рекламными не являются и требования Федерального закона "О рекламе" на них не распространяются.

8. Реклама, распространяющаяся не на технических средствах стабильного территориального размещения, не относится к распространяющейся на рекламных конструкциях.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" к рекламным конструкциям относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Соответственно, статья 19 Федерального закона "О рекламе" определяет порядок размещения не любой наружной рекламы, а распространяемой с помощью рекламных конструкций, то есть с использованием технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

В случае размещения рекламы на здании с помощью краски или наклейки плакатов, пленки в том числе на внутренних или внешних окнах, отсутствуют технические средства стабильного территориального размещения, соответственно, распространение такой рекламы не подпадает под регулирование статьи 19 Федерального закона "О рекламе". Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А43-18168/2015, N А53-23726/2015, N А32-15142/2014, N А08-4142/2013, N А32-9794/2015.

Кроме того, к техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры, поскольку они являются переносными конструкциями, устанавливаемыми чаще всего на часть дня на улице (тротуаре) рядом с определенной организацией. Такие штендеры не подпадают под понятие рекламной конструкции, закрепленное в статье 19 Федерального закона "О рекламе", и на их установку не распространяются требования статьи 19 Федерального закона "О рекламе", в частности положение о получении разрешения органа местного самоуправления на его размещение. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А71-1732/2016, N А40-78651/14, N А29-8667/2011.

9. Органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Пунктом 19 части 1 статьи 14 данного Закона к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

При этом согласно статье 2 данного Закона благоустройство территории поселения (городского округа) — комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Таким образом, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вправе определять порядок и возможность размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций, указанное в статье 19 Федерального закона "О рекламе", на фасадах зданий, строений, сооружений и вне их, исходя из их размеров, типов и видов конструкций, их количества, в соответствующем нормативном акте.

Важно. Письмо ФАС России от 27.12.2017 № АК/92163/17 размещено в информационно-правовой системе «Консультант +»

Оставьте комментарий