Правонарушение и нарушение в чем разница

Правонаруше?ние — неправомерное поведение, виновное, противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.

Содержание

Согласно правовому принципу Nullum crimen, nulla poena sine praevia lege poenali («нет преступления, нет наказания без закона») правонарушение должно быть предусмотрено не просто правом (обычаем, религиозным предписанием или законом), а обязательно такой нормой права, которая содержит санкцию. Противоправность правонарушения выражается в нарушении установленного запрета или неисполнении обязанности совершить определённые действия.

  • Правонарушение совершается людьми, а не животными или силами природы. Однако не все люди могут являться субъектами правонарушений, что связано с вменяемостью и достижением определенного возраста.
  • Правонарушение — это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.
  • Правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им.
  • Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права.
  • Правонарушения обладают общественно опасным характером, то есть наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления.

Проступки могут быть дисциплинарными, процессуальными, международными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило (в РФ — исключительно) — уголовные правонарушения, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести. В странах англосаксонской правовой семьи распространено деление преступлений дополнительно на мисдиминоры и фелонии.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.

В составе правонарушения принято выделять четыре элемента, отсутствие хотя бы одного из которых исключает существование правонарушения.

Добрый вечер! Меня интересует такой вопрос, в чём заключается отличие правонарушения от нарушения права?

ХАВРОНЮК Н.И.

д. ю. н., профессор

«Уголовное правонарушение», «преступление»,
«уголовный проступок», «административное правонарушение», «административный проступок», «дисциплинарный проступок»:
схожесть и различия

Все эти виды правонарушений — публично-правовые деликты. В этом их схожесть. Но очень плохо, когда из-за их схожести эти деликты смешивают. Это влечет за собой или 1) нарушение прав человека или 2) невозможность нарушенные права надлежащим образом защитить.

Первое отличие (уголовных правонарушений — от всех иных), на которое я хочу обратить внимание, это то, что в отличие от административных и дисциплинарных, уголовные правонарушения все больше дрейфуют в сторону приватного, частного права.

В последнее время в уголовном законе — все больше приватно-правовых начал:

а) увеличивается количество дел частного обвинения;

б) возникают все новые основания для выхода из конфликта путем примирения сторон: освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением; соглашение с потерпевшим;

в) вводятся понятия медиации (медиатор — посредник, примиритель) , фасилитации (фасилитатор — тот, кто помогает другим понять общую цель в процессе дискуссии, не защищая ни одну из позиций или сторон).

Почему это происходит? Потому, что уголовно-правовой конфликт — самый опасный из правовых конфликтов, и ему специалисты уделяют наибольше внимания, глубже изучают способы его:

— урегулирования и предупреждения;

— разрешения и трансформации.

В демократическом государстве любой человек (так же, как и любой коллективный субъект — предприятие, политическая партия, общественная организация) является субъектом всевозможных правоотношений и в большинстве случаев сам способен разрешить возникший в результате их осуществления правовой конфликт, действуя, в том числе и в роли потерпевшего.

Главное для него — восстановить свое право в случае его нарушения, создать условия для того, чтобы это право больше не нарушалось, получить полное возмещение материальных и моральных затрат, — т.е. полную сатисфакцию (удовлетворение).

Понятно, что в редких случаях такое удовлетворение у физического или юридического лица возникает от того, что в отношении правонарушителя реализована лишь такая цель наказания, как кара. Как правило, это случаи совершения насильственных и некоторых других преступлений, обязательным признаком которых является потерпевший.

Пример из судебной практики. Муж избил жену, сломал ей руку — она обратилась к прокурору, возбудили уголовное производство, осудили мужа к штрафу — из семейного бюджета заплатили государству штраф. Жена удовлетворена? Вопрос риторический.

Таким образом, доля регулятивного и охранительного публичного права уменьшается и фактически охранительное публичное право начинает распространяться лишь на правоотношения, связанные с:

— преступлениями против международного правопорядка, интересов государства и совместных интересов человека, общества и государства;

Лишь в этих случаях правовые конфликты непосредственно касаются государства.

Второе отличие (преступления от уголовного проступка). Суть уголовного правонарушения состоит в том, что в советской традиции именовалось и сейчас во многих правовых системах продолжает именоваться «общественной опасностью».

Она, как известно, определяется:

а) объектом посягательства (объект посягательства при совершении: — уголовных правонарушений — очень широк; — административных проступков — порядок государственного управления, администрация; — дисциплинарных проступков — трудовые, служебные и схожие обязанности) а также: — предметом посягательства и личностью потерпевшего;

б) тяжестью последствий (смерть человека, вред его здоровью, размер материального ущерба и т.п.), — а если последствия не предусмотрены, то:

— созданием опасности наступления тяжких последствий;

— опасностью самого по себе деяния, способа его совершения, примененных при его совершении средств, орудий, либо местом, либо временем его совершения;

в) формой вины — чем более тяжкими являются последствия, тем меньше, как правило, мы говорим об обязательности умысла;

г) свойствами субъекта. Принцип тут такой: чем выше требования к субъекту, чем более широк круг его обязанностей и прав, тем в большем количестве случаев он может быть привлечен к уголовной ответственности по сравнению с обычным лицом — общим субъектом.

Например, не являются уголовно наказуемыми такие деяния общего субъекта, как:

— воспрепятствование законной деятельности общественных объединений;

— вмешательство в законную деятельность представителей работников;

— финансирование политической партии и т.д.

Так вот, отличие преступления от уголовного проступка, как правило, — в степени общественной опасности (хулиганство — мелкое хулиганство, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью — причинение по неосторожности легкого вреда здоровью), но иногда и в их характере (разглашение государственной тайны — разглашение бухгалтерской или налоговой тайны).

Основной смысл выделения категории уголовных проступков в том, чтобы быстро разрешить конфликт в упрощенном процессуальном порядке и удовлетворить интересы всех сторон конфликта.

Поэтому, на все деяния, которые не характеризуются тяжкими последствиями или действительно серьезной внутренней опасностью, следует посмотреть с точки зрения того, можно ли их перевести в категорию проступков?

То есть — карать за них несильно, но стремительно.

Третье отличие (административного правонарушения от административного проступка). Многообразие форм административных правонарушений не позволяет все их отразить в одном кодексе. Несмотря на то, что КоАП и его аналоги и так во всех постсоветских и не только государствах — самый большой по объему, все равно охватить им все административные правонарушения не удается.

а) в КоАП содержится перечень лишь наиболее типичных административных правонарушений. Это — «административные проступки».

б) в Украине принят КАС и создана система административной юстиции.

Ее задача — обеспечить возможность защиты прав и интересов физических и юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов осуществления властных управленческих функций, т.е. от административных правонарушений.

В случае удовлетворения административного иска суд может, в частности:

— признать противоправным решение субъекта властных полномочий, действия или бездеятельность;

— обязать ответчика совершить определенные действия или удержаться от них;

— взыскать с ответчика средства;

— временно запретить отдельные виды или всю деятельность объединения граждан и ликвидировать объединение граждан;

— принудительно выдворить иностранца или лица без гражданства из страны;

— признать наличие или отсутствие компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

Пример — ст. 74 проекта КоАП. Можно наказать штрафом, но проблема так и не будет решена.

Но административный суд не может наложить санкции в виде штрафа или лишения права заниматься определенной деятельностью.

Эти санкции имеют в основном карательный характер, а их целями являются воспитание правонарушителя и превенция.

Таким образом, вместе с КАС (но не вместо него — как это было в советской традиции) может действовать и Кодекс об административных проступках.

Иными словами, сегодня все правовые конфликты в сфере гос. управления следует разрешать совокупностью инструментов:

1) свои права гражданин должен защищать в административном суде, — а если суд установит нарушение закона, причиной которого было злоупотребление, превышение власти, бездействие власти или служебная халатность конкретного представителя власти, то

2) сам суд или сторона истца должны поставить вопрос перед компетентным органом об уголовной, административной и/или дисциплинарной ответственности такого представителя власти. Эта ответственность должна реализовать две цели — покарать виновное лицо за содеянное и предотвратить возможность совершения им и другими представителями власти подобных актов поведения в будущем.

Уголовная ответственность соответствующего представителя власти не исключает привлечение его к дисциплинарной ответственности — и наоборот. При этом увольнение с работы или отстранение от должности может быть как уголовной, так и дисциплинарной санкцией.

Ответственность же за административные проступки должна наступать в случаях, когда субъекты (юридические лица, должностные лица, граждане-предприниматели и в некоторых случаях простые граждане, — напр. по делам о несоблюдении ПДД), обязанные по закону исполнять определенные правила, порядки, режимы, установленные с целью управления государством, — нарушают их.

Четвертое отличие (уголовного проступка — от административного). Сутью (т.е. характером) административного проступка является посягательство лишь на один объект — на систему государственного управления.

В советской доктрине уголовные и административные проступки не различались.

Именно поэтому и вышло так, что:

— часть (десятки) составов уголовных проступков, не имеющих никакого отношения к гос. управлению, содержится в КоАП и массе других законов;

— часть составов административных проступков содержится в УК.

Соответственно, за управленческие нарушения применяются УГОЛОВНЫЕ наказания, а за уголовные проступки — административные штрафы и т.п.

Определяющую роль в процессе идентификации правонарушения имеют два последних критерия — природа проступка и наказание (санкция) за него, а не его название или название НПА, в котором он определен.

Если мы хотим демократический КоАП — должны оставить в нем лишь нарушения режимов, а не прав человека (обективная сторона), лиц, обязанных их соблюдать (субъект нарушения) и административные органы, а не суд (субъект рассмотрения).

Все, что касается прав человека — в закон об УГОЛОВНЫХ проступках.

Наконец, пятое отличие (дисциплинарных проступков — от уголовных и административных). Не являются ни административной, ни уголовной санкцией дисциплинарные взыскания и другие меры, которые применяются административным органом: 1) относительно его сотрудников и 2) в связи с их поведением по службе (работе).

Субъектами дисциплинарных проступков являются:

— работники, в том числе со специальным статусом (например, полицейские, судьи, прокуроры, адвокаты), а также:

— лица, находящиеся под стражей и осужденные;

— ученики, слушатели, студенты некоторых учебных заведений.

При этом советская традиция не уделяла достаточного внимания правовому регулированию дисциплинарной ответственности — и этот недостаток сохраняется.

Проблемы состоят в том, некоторые указанные лица:

1) несут дисциплинарную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную ответственность (например, военнослужащие или прокуроры, судьи). Такой подход нарушает принцип равенства всех перед законом, поскольку дает возможность этим лицам избегать более тяжких взысканий;

2) несут дисциплинарную ответственность как дополнительную к уголовной или административной — за уголовные и административные правонарушения. Как правило, санкция в этих случаях абсолютно определенная и предусматривает лишь освобождение от должности. Так, согласно ч. 2 ст. 22 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» лица, привлеченные к уголовной/административной ответственности за определенные коррупционные правонарушения, подлежат освобождению от должности;

3) несут уголовную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную или дисциплинарную ответственность. Например, в ст. 390 УК Украины — за систематическое нарушение общественного порядка или правил проживания лиц, осужденных к ограничению свободы. Это противоречит положениям Конституции о равенстве перед законом.

4) дисциплинарные взыскания иногда более тяжкие, чем наказания за преступления:

— для государственных служащих: освобождение от должности государственной службы (статьи 52 и 53 Закона «О государственной службе»);

— для адвокатов: лишение права на занятие адвокатской деятельностью с последующим исключением из Единого реестра адвокатов Украины (статьи 31-35 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»);

Таким образом, в зависимости от категории субъекта диапазон дисциплинарных взысканий достигает от такого легкого, как устное замечание и до таких суровых, приближенных к уголовным наказаниям, как принудительные работы, увольнение от службы или работы, лишение определенных прав и даже арест.

Цена отмены ареста исполнительной службы, частного исполнителя - 0_62258700_1631805628_614360bc980c1.jpg

Несмотря на вступление в силу 01.07.2020 Закона Украины № 2617-VIII, которым была изменена статья 12 Уголовного кодекса и введено понятие «уголовные правонарушение», в народе до сих пор ходит только понятие «преступление». Действительно до 01.07.2020 Уголовный кодекс предусматривал только преступления. Однако после наступления указанной даты в Украине было введено такое понятие как уголовное правонарушение. Давайте разберем, что означает данное понятие и что такое проступок и преступление.

Уголовным правонарушением в Украине называется общественно опасное виновное деяние, которое совершенно правонарушителем. Все без исключения уголовные правонарушения собраны в едином нормативно-правовом акте – Уголовном кодексе.

Общественно опасным виновным деянием в свою очередь называют юридически значимое, волевое деяние, которое запрещено законом. Деяние в свою очередь поделаются на действие или бездейственность.

Основанием для уголовной ответственности согласно ст. 2 УК Украины, является совершение общественно опасного деяния, которое включает в себя состав уголовного правонарушения. То есть, без состава уголовного правонарушения не может быть совершено и уголовного правонарушения. В состав уголовных правонарушений входит: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Чем преступление отличается от проступка?

Существуют два вида уголовных правонарушений: 1) преступление; 2) уголовный проступок. Рассмотрим детальнее чем отличается проступок от преступления.

Уголовный проступок — это действие или бездействие, предусмотренное уголовным кодексом за причинение которого предусмотрено основное наказание в виде штрафа, который не может быть больше трёх тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (в переводе на гривны 51 000 грн.) или же любое наказание, не связанное с лишением свободы.

В целом, общего определения понятия преступление уголовным кодексом не предусмотрено. Предусмотрено только разделение преступлений на три вида: нетяжкие, тяжкие и особо тяжкие преступления. Законодатель дал понятия каждому из вышеперечисленных видов преступлений, на основания чего можно вывести единое понятие преступления.

Таким образом, преступлением можно считать предусмотренное уголовным кодексом Украины деяние (действие или бездействие) за совершение, которого предусмотрено наказание в виде штрафа, размер которого может быть не менее 3 и более 25 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение свободы сроком до пожизненного лишения свободы.

Расследования преступлений и проступков

Как известно уголовное производство включает в себя несколько стадий. Первой из них является досудебное расследование. Это стадия уголовного судопроизводства, которая начинается с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований и заканчивается закрытием уголовного производства или направлением в суд обвинительного акта, ходатайства о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера или ходатайства об освобождении лица от уголовной ответственности.

Уголовно процессуальный кодекс предусматривает две формы досудебного расследования:

  1. досудебное следствие (характерна для преступлений);
  2. дознание (характерна для криминальных проступков).

Досудебное расследование в форме дознания осуществляется специальным субъектом – дознавателем. Таким субъектом может быть должностное лицо:

  1. подразделения дознания органа Национальной полиции;
  2. органа безопасности;
  3. органа, осуществляющего контроль за соблюдением налогового законодательства;
  4. органа Государственного бюро расследований;
  5. уполномоченное лицо другого подразделения указанных выше органов, в пределах компетенции, предусмотренной законодательством.

Известно, что досудебное расследование не может осуществляться до внесения ведомостей в ЕРДР. Однако следует отметить, что для криминальных проступков есть исключения. Так, УПК Украины определяет следующие виды действий, которые разрешают совершать до внесения ведомостей в ЕРДР:

  1. проведения медицинского освидетельствования;
  2. изъятие орудия и средства совершения уголовного проступка, вещей и документов, являющиеся непосредственным предметом уголовного проступка, а также вещей, обнаруженных при задержании, личного досмотра или досмотра лица;
  3. отбор пояснений
  4. получение заключения специалиста, а также снятие показаний с технических приборов и технических средств, которые обладают функциями кино- и фотосъемки, видеозаписи, или средств кино- и фотосъемки, видеозаписи.

Следует также отметить, что до внесения ведомостей в ЕРДР разрешатся также осматривать место совершения уголовного проступка.

При расследовании же преступлений, до внесения ведомостей в ЕРДР разрешатся только осмотр места происшествия.

Также, существует разница между преступлением и проступком по строкам задержания лица, совершившего правонарушение.

Так, лицо совершившее преступление, можно задерживать не более чем на 72 часа с момента задержания. При этом такое лицо не позднее чем через 60 часов после задержания должно быть доставлено в суд, где будут рассматривать в отношении него меру пресечения, обусловленную в ходатайстве.

По поводу задержания совершившего уголовный проступок лица, следует отметить следующие. Во-первых, такое лицо может задерживаться без решения следственного судьи или суда в случае:

  • если такое лицо застали во время совершения уголовного проступка или во время покушения на его осуществления;
  • если непосредственно после совершения уголовного проступка очевидец, в том числе потерпевший, или совокупность очевидных признаков на теле, одежде или месте происшествия указывают на то, что именно этот человек только совершившего преступление.

Во-вторых, по общему правилу строк задержания лица, совершившего уголовный проступок, не может превышать 3 часа с момента задержания.

Однако этот срок может быть увеличен в зависимости от обстоятельств задержания лица. Так строк задержания может составлять до 72 часов в случаях если лицо:

  1. пытается покинуть место преступления уголовного проступка;
  2. оказывает сопротивление или отказывается исполнять законное требование уполномоченного на задержание лица по поводу прекращения уголовного проступка
  3. во время преследования после совершенного уголовного проступка не исполняет законных требований уполномоченного лица.

Также строк задержания лица, совершившего уголовный проступок, может составлять до 24 часов с момента задержания в случае, если лицо, которое его совершило находится в состоянии наркотического, алкогольного или другого опьянения.

Следующее отличие, на которое следует обратить внимание, это сроки досудебного расследования уголовных правонарушений. Сроки досудебного расследования уголовных правонарушений определены в статье 219 УПК Украины.

Для преступлений сроки досудебного расследования делятся на два вида:

  1. сроки с момента внесения ведомостей о преступлении до дня сообщения лицу о подозрении (12 месяцев – если нетяжкое преступление, 18 месяцев – для тяжких и особо тяжких преступлений);
  2. сроки окончания досудебного расследования с дня сообщения лицу о подозрении (в течении 2 месяцев).

Если же говорить об уголовных проступках, то для них предусмотрен только строк окончания досудебного расследования. Так расследование должно быть закончено:

  1. в течении 72 часов с момента уведомления лица о совершении уголовного проступка или с момента задержания лица в порядке ч.4 ст.298-2 УПК Украины;
  2. в течении 20 суток в случае, если лицу вручили уведомление о подозрении и если: лицо, совершившее уголовный проступок, не признает своей вины или не признает необходимости проведения дополнительных следственных действий, или если уголовный проступок был совершен несовершеннолетним лицом.

Немаловажным отличием уголовных проступков от преступлений является и по такому критерию, как сроки давности их совершения.

Так, срок давности за совершение уголовного проступка довольно небольшой – два (если за его совершение предусмотрено наказание только виде штрафа) и три года (если основным наказанием является ограничение свободы). У преступлений сроки давности другие. В зависимости от вида совершенного преступления срок давности может составлять:

  1. три или пять лет (для нетяжких преступлений);
  2. десять лет (для тяжких преступлений);
  3. 15 лет (для особо тяжких преступлений).

Судимость за уголовные правонарушения

В отличие от преступления за совершение уголовного проступка не предусматривается судимость. Это связано с тем, что за уголовные проступки, как было указано ранее, не предусматривается наказание в виде лишения или ограничения свободы. Следует отметить, что отсутствие судимости позволяет лицам, совершившем уголовный проступок быстрее вернутся к нормальной жизни, после уплаты соответствующего штрафа.

Для предоставления консультации от наших юристов, предлагаем Вам перейти по ссылке и воспользоваться нашей услугой «Тендер на юридическую помощь» от юридического портала Протокол.

Автор консультации: Губень Андрей, Адвокатская фирма «Ефимов и партнеры»

Оставьте комментарий