Приказ мо рф 10 от 15.01.15

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

  • +–Приложение. Инструкция о порядке организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах
    • Приложение N 1. Журнал учета исков (заявлений), поступивших в воинскую часть
    • Приложение N 2. Журнал учета заявок и получения доверенностей
    • Приложение N 3. Журнал учета выдачи доверенностей
    • Приложение N 4. Итоги судебно-исковой работы
    • Приложение N 5. Результаты рассмотрения исков, предъявленных к Министерству обороны Российской Федерации
    • Приложение N 6. Результаты рассмотрения исков, предъявленных Министерством обороны Российской Федерации

    Приказ Министра обороны РФ от 15 января 2015 г. N 10
    «Об утверждении Инструкции о порядке организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах»

    В целях совершенствования организации представления интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации*, воинских частей в судах приказываю:

    1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2015 г. прилагаемую Инструкцию о порядке организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах (далее — Инструкция).

    2. Возложить на заместителей Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей, начальников (руководителей) организаций Вооруженных Сил персональную ответственность за состояние и обеспечение работы по судебной защите в подчиненных воинских частях.

    3. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил:

    принимать в объеме предоставленных прав меры для досудебного урегулирования спорных вопросов в целях сокращения количества обращений в суды, для чего сосредоточить основные усилия на исполнении обязанностей по реализации прав, социальных гарантий и компенсаций, предоставленных военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил законодательством, по своевременному соблюдению договорных обязательств;

    докладывать в установленном порядке предложения, по которым требуется принятие решений Министром обороны Российской Федерации;

    рассматривать не реже одного раза в полгода причины и условия причинения Министерству обороны реального ущерба** на военных советах, служебных совещаниях, сборах, проводимых с командованием подчиненных воинских частей. По результатам указанных мероприятий до 1 июля и 31 декабря текущего года издавать приказы (директивы);

    исключить случаи неисполнения в установленные процессуальным законодательством сроки законных требований суда и вступивших в законную силу судебных актов, установить контроль за их исполнением;

    применять в установленном порядке меры дисциплинарного воздействия к назначенным представителям, не прибывшим без уважительных причин на судебные заседания, при этом не направившим в суд письменные возражения (позицию) на требования истцов (заявителей), либо поддерживающим (признающим) противоречащие законодательству требования истцов (заявителей), а также к лицам, не представляющим без уважительных причин в суд истребуемые доказательства, лицам, проявляющим неуважение к суду;

    принимать в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», меры по привлечению к материальной ответственности должностных лиц, чьи незаконные действия (бездействие) привели к причинению реального ущерба федеральному бюджету, Министерству обороны, воинской части.

    4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на директора Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации.

    Министр обороны
    Российской Федерации
    генерал армии

    * Далее в тексте настоящего приказа, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Департамент претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации — Департаментом претензионной и судебно-правовой работы; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации — воинскими частями; законодательство Российской Федерации — законодательством; суды общей юрисдикции, арбитражные суды — судами; судебные акты, судебные постановления — судебными актами; материалы, связанные с рассмотрением дела в суде, — судебными документами; работа по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, командиров — работой по судебной защите.

    ** Под реальным ущербом понимаются утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью (статья 2 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»).

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Приказ Министра обороны РФ от 15 января 2015 г. N 10 "Об утверждении Инструкции о порядке организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах"

    Инструкция, утвержденная настоящим приказом, вводится в действие с 1 марта 2015 г.

    Текст приказа официально опубликован не был

    Приказом Министра обороны РФ от 20 марта 2020 г. N 150 настоящий документ признан утратившим силу с 20 марта 2020 г.

    МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 20 марта 2020 года N 150

    Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации представительства в судах

    В целях повышения эффективности и качества представления интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации*, Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и воинских частей в судах

    * Далее в тексте настоящего приказа, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации — Правовым департаментом; юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации — юридической службой; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации — воинскими частями; региональные управления правового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации — региональными управлениями правового обеспечения; законодательство Российской Федерации — законодательством; суды общей юрисдикции, арбитражные суды — судами; судебные акты, судебные постановления — судебными актами; материалы, связанные с рассмотрением дела в суде, — судебными документами.

    1. Утвердить Инструкцию об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации представительства в судах (приложение N 1 к настоящему приказу).

    2. Возложить на заместителей Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления, командиров воинских частей персональную ответственность за состояние и обеспечение работы по представлению интересов подчиненных воинских частей в судах.

    3. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления, командирам воинских частей:

    принимать в объеме предоставленных прав меры для досудебного урегулирования споров;

    сосредоточить основные усилия на исполнении обязанностей по реализации прав, социальных гарантий и обеспечению компенсаций, предоставленных законодательством военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, членам их семей;

    обеспечить соблюдение и своевременное исполнение договорных обязательств;

    докладывать в установленном порядке предложения, по которым требуется принятие решений Министром обороны Российской Федерации;

    исключить случаи неисполнения в установленные процессуальным законодательством сроки законных требований суда и вступивших в законную силу судебных актов, установить контроль за их исполнением.

    4. Внести изменения в приказы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (приложение N 2 к настоящему приказу).

    5. Признать утратившими силу:

    приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 марта 2016 г. N 101 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по рассмотрению запросов Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации";

    указания Министра обороны Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 205/2/544;

    указания Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2010 г. N 205/2/844;

    указания Министра обороны Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 205/2/214.

    6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на директора Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации.

    Министр обороны
    Российской Федерации
    генерал армии
    С.Шойгу

    Приложение N 1
    к приказу Министра обороны
    Российской Федерации
    от 20 марта 2020 года N 150

    Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации представительства в судах

    I. Общие положения

    1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны, Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и воинских частей в судах, исполнению вступивших в законную силу судебных актов, рассмотрению частных определений (постановлений) и запросов судов, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации (далее Уполномоченный), полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации, а также учету и хранению судебных документов и отчетности по результатам работы по представительству в судах.

    2. Участие Министерства обороны и воинских частей в судах осуществляется в случаях:

    предъявления Министерством обороны, воинской частью в суд исковых или иных требований;

    предъявления в суд исковых или иных требований к Министерству обороны, воинской части;

    поручения Президента Российской Федерации представлять его интересы в суде;

    поручения Правительства Российской Федерации представлять его интересы в суде.

    3. Организация в Вооруженных Силах представительства в судах включает в себя:

    принятие мер для урегулирования споров до их рассмотрения в суде;

    подготовку и предъявление в суд исковых (административных исковых) заявлений, заявлений в защиту интересов Министерства обороны, воинской части в порядке, предусмотренном законодательством;

    подготовку и предъявление в суд отзывов (возражений) относительно предъявленных требований;

    участие в уголовном судопроизводстве;

    сбор и представление в суд доказательств и иных документов, относящихся к предмету рассмотрения дела судом;

    участие в судебных заседаниях по рассмотрению споров, вытекающих из деятельности Вооруженных Сил;

    обжалование судебных актов, не соответствующих интересам Министерства обороны, воинской части, в порядке, предусмотренном законодательством;

    исполнение судебных актов в порядке, предусмотренном законодательством;

    ведение отчетности по результатам работы по представительству в судах.

    II. Организация работы по представлению интересов воинской части в судах

    4. Работу по представлению интересов воинской части в судах организует командир воинской части.

    5. Командир воинской части:

    издает приказ об организации работы по представлению интересов воинской части в судах;

    осуществляет контроль за подготовкой представителя (представителей) воинской части в суде (далее — представитель) к участию в судебных заседаниях;

    обеспечивает участие в судебных заседаниях надлежаще подготовленного представителя и направление в суд письменной позиции по делу;

    принимает решение по обжалованию в порядке, установленном законодательством, судебных актов, принятых не в пользу воинской части;

    контролирует предъявление требований в защиту интересов воинской части;

    решает вопросы, связанные с обеспечением исполнения судебных актов;

    ежегодно к 20 января издает приказ о результатах работы по представлению интересов воинской части в судах за предшествующий год.

    6. В приказе командира воинской части об организации работы по представлению интересов воинской части в судах определяются:

    должностное лицо, ответственное за ведение работы по представлению интересов воинской части в судах (далее — ответственное лицо)*, его права и обязанности;

    * В качестве ответственного лица назначаются должностные лица, замещающие должность юридического профиля, а при отсутствии в штате воинской части должности юридического профиля или ее неукомплектованности — иные должностные лица, обладающие в силу своих должностных обязанностей и (или) профессиональных навыков специальными знаниями в вопросах, подлежащих разрешению в суде.

    В оперативном стратегическом командовании военного округа ответственным лицом назначается начальник соответствующего регионального управления правового обеспечения.

    порядок назначения представителя;

    порядок взаимодействия ответственного лица и представителя со структурными подразделениями воинской части, другими воинскими частями по вопросам сбора судебных документов;

    организация учета и хранения журналов и дел, предусмотренных пунктом 58 настоящей Инструкции.

    7. Прием, первичная обработка, регистрация и учет поступающих в воинскую часть судебных документов осуществляются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. N 170 (далее — Инструкция по делопроизводству в Вооруженных Силах).

    8. Командир воинской части рассматривает судебные документы в день их регистрации в воинской части.

    Результатом рассмотрения является резолюция с поручением ответственному лицу, другим должностным лицам воинской части, к компетенции которых отнесены вопросы, содержащиеся в судебных документах.

    9. Ответственное лицо, получив документы с резолюцией командира воинской части, выясняет обстоятельства, изложенные в поступивших материалах, предлагает кандидатуру представителя, организует получение им доверенности на представление интересов воинской части в суде, осуществляет методическое руководство его подготовкой к участию на всех стадиях рассмотрения дела.

    10. Представители назначаются из числа личного состава Вооруженных Сил, соответствующего требованиям, предъявляемым к ним законодательством*.

    * При отсутствии в воинской части должностных лиц, отвечающих требованиям законодательства для их назначения представителями, командир воинской части организует представление интересов воинской части в судах посредством направления письменной позиции по делу.

    Представители, участвующие в рассмотрении дел, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, должны иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме.

    Полномочия представителя определяются в доверенности, выдаваемой в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

    11. Представитель при подготовке к судебному заседанию выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела в суде, изучает требования законодательства по вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании, осуществляет сбор доказательств и подготовку иных документов для обоснования позиции по делу, изучает судебную практику по данной категории дел.

    12. Иск, возражения (отзыв), апелляционная, кассационная, надзорная жалобы (заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам) подлежат обязательному согласованию:

    1) с ответственными лицами, являющимися вышестоящими должностными лицами юридической службы в главных командованиях видов Вооруженных Сил, объединенных стратегических командованиях военных округов (Северного флота), командованиях родов войск Вооруженных Сил, центральных органах военного управления:

    по делам, где цена иска превышает 300 000 рублей;

    по делам, связанным с возмещением вреда жизни и здоровью;

    по многочисленным обращениям (5 и более) с одинаковым по своей сути предметом спора (исключение — приватизация жилого помещения);

    по делам, связанным с обжалованием действий судебного пристава-исполнителя;

    2) с Правовым департаментом по делам:

    о несостоятельности (банкротстве) организаций, подведомственных Министерству обороны;

    об обжаловании участником закупки действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (уполномоченного учреждения), специализированной организации*, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки;

    * Под уполномоченным органом (уполномоченным учреждением) понимается государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ).

    Под специализированной организацией понимается юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 Федерального закона N 44-ФЗ.

    связанным с вовлечением недвижимого имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, в хозяйственный оборот или иным отчуждением недвижимого имущества, подлежащим рассмотрению в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации;

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
    О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ ПРЕЗИДЕНТА
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
    МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ВОЕННОГО
    УПРАВЛЕНИЯ, ОБЪЕДИНЕНИЙ, СОЕДИНЕНИЙ, ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ
    И ОРГАНИЗАЦИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    В СУДАХ

    В целях совершенствования организации представления интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации , воинских частей в судах приказываю:

    Далее в тексте настоящего приказа, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Департамент претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации — Департаментом претензионной и судебно-правовой работы; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации — воинскими частями; законодательство Российской Федерации — законодательством; суды общей юрисдикции, арбитражные суды — судами; судебные акты, судебные постановления — судебными актами; материалы, связанные с рассмотрением дела в суде, — судебными документами; работа по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, командиров — работой по судебной защите.

    1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2015 г. прилагаемую Инструкцию о порядке организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах (далее — Инструкция).

    2. Возложить на заместителей Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей, начальников (руководителей) организаций Вооруженных Сил персональную ответственность за состояние и обеспечение работы по судебной защите в подчиненных воинских частях.

    3. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил:

    принимать в объеме предоставленных прав меры для досудебного урегулирования спорных вопросов в целях сокращения количества обращений в суды, для чего сосредоточить основные усилия на исполнении обязанностей по реализации прав, социальных гарантий и компенсаций, предоставленных военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил законодательством, по своевременному соблюдению договорных обязательств;

    докладывать в установленном порядке предложения, по которым требуется принятие решений Министром обороны Российской Федерации;

    рассматривать не реже одного раза в полгода причины и условия причинения Министерству обороны реального ущерба на военных советах, служебных совещаниях, сборах, проводимых с командованием подчиненных воинских частей. По результатам указанных мероприятий до 1 июля и 31 декабря текущего года издавать приказы (директивы);

    Под реальным ущербом понимаются утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью (статья 2 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»).

    исключить случаи неисполнения в установленные процессуальным законодательством сроки законных требований суда и вступивших в законную силу судебных актов, установить контроль за их исполнением;

    применять в установленном порядке меры дисциплинарного воздействия к назначенным представителям, не прибывшим без уважительных причин на судебные заседания, при этом не направившим в суд письменные возражения (позицию) на требования истцов (заявителей), либо поддерживающим (признающим) противоречащие законодательству требования истцов (заявителей), а также к лицам, не представляющим без уважительных причин в суд истребуемые доказательства, лицам, проявляющим неуважение к суду;

    принимать в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», меры по привлечению к материальной ответственности должностных лиц, чьи незаконные действия (бездействие) привели к причинению реального ущерба федеральному бюджету, Министерству обороны, воинской части.

    4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на директора Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации.

    Министр обороны
    Российской Федерации
    генерал армии
    С.ШОЙГУ

    Приложение
    к приказу Министра обороны
    Российской Федерации
    от 15 января 2015 г. N 10

    ИНСТРУКЦИЯ
    О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ ПРЕЗИДЕНТА
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
    МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ВОЕННОГО
    УПРАВЛЕНИЯ, ОБЪЕДИНЕНИЙ, СОЕДИНЕНИЙ, ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ
    И ОРГАНИЗАЦИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    В СУДАХ

    I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Настоящая Инструкция определяет порядок работы по судебной защите, а также по исполнению вступивших в законную силу судебных актов.

    2. Участие Министерства обороны и воинских частей в судах осуществляется в случаях:

    предъявления Министерством обороны, воинской частью в суд исковых или иных требований;

    предъявления в суд исковых или иных требований к Министерству обороны, воинской части;

    поручения Президента Российской Федерации представлять его интересы в суде;

    поручения Правительства Российской Федерации представлять его интересы в суде.

    II. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ
    ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ

    3. Работа по судебной защите ведется на основании приказа командира воинской части об организации работы по судебной защите в воинской части (далее — приказ).

    В приказе определяются:

    порядок осуществления работы по судебной защите и комплекс мероприятий, проводимых командиром воинской части и иным должностным лицом воинской части, направленных на исключение случаев причинения реального ущерба федеральному бюджету, Министерству обороны, воинской части, недопустимость отмены принятых ими актов, исключение случаев возложения обязанности либо привлечения к ответственности Министерства обороны, воинской части;

    должностное лицо, ответственное за организацию и ведение работы по судебной защите (далее — ответственное лицо), его права и обязанности;

    порядок назначения представителей воинской части в суде (далее — представитель) и привлечения личного состава для подготовки документов, представляемых в суд, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых в воинской части в целях организации и ведения работы по судебной защите;

    порядок взаимодействия назначенных представителей со структурными подразделениями воинской части, иными органами военного управления, следственными органами, органами прокуратуры и судами;

    организация учета и хранения документов, предусмотренных пунктом 44 настоящей Инструкции;

    категории дел, по которым позиция назначенного представителя подлежит согласованию с вышестоящими должностными лицами, замещающими должности юридического профиля, Департаментом претензионной и судебно-правовой работы;

    должностные лица, на которых возложен контроль за выполнением приказа.

    Командир воинской части несет персональную ответственность за организацию работы по судебной защите в воинской части.

    4. Поступающие в воинскую часть судебные документы (в том числе с поручением Департамента претензионной и судебно-правовой работы) с обязательным приложением почтового конверта регистрируются, учитываются делопроизводством воинской части и в день регистрации подлежат рассмотрению командиром воинской части.

    5. Ответственное лицо, получив документы с резолюцией командира воинской части, выясняет обстоятельства, изложенные в поступивших материалах, определяет и предлагает на утверждение командиру воинской части кандидатуры представителей для представления интересов воинской части, организует получение ими доверенностей на представление интересов воинской части в суде, осуществляет методическое руководство подготовкой и контроль за их участием на всех стадиях рассмотрения дела.

    6. В качестве ответственного лица могут назначаться должностные лица, замещающие должность юридического профиля (при наличии такой должности в штате воинской части и ее замещении военнослужащим (лицом гражданского персонала Вооруженных Сил), а при отсутствии в штате воинской части должности юридического профиля по указанию командира воинской части назначаются компетентные (обладающие в силу своих должностных обязанностей и (или) профессиональных навыков специальными знаниями в вопросах, подлежащих разрешению в суде) должностные лица.

    В оперативном стратегическом командовании военного округа ответственными лицами могут назначаться должностные лица учреждения, осуществляющего правовое обеспечение деятельности военного округа.

    7. Полномочия представителя определяются в доверенности, оформленной в порядке, установленном пунктами 35 — 37 настоящей Инструкции.

    8. Назначенный представитель при подготовке к судебному заседанию выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела в суде, изучает требования законодательства по вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании, собирает доказательства для обоснования и подготовки письменной позиции по делу.

    При этом позиция по делу, апелляционная, кассационная, надзорная жалобы (заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам) подлежат обязательному согласованию:

    а) с ответственными лицами, замещающими должности юридического профиля в виде Вооруженных Сил, военном округе, Северном флоте, роде войск Вооруженных Сил:

    по делам, где цена иска превышает 100 000 рублей;

    по делам, связанным с возмещением вреда здоровью;

    по многочисленным обращениям (5 и более) с одинаковым предметом спора (исключение — приватизация жилого помещения);

    по делам, связанным с обжалованием действий судебного пристава-исполнителя;

    по уголовным делам;

    б) с Департаментом претензионной и судебно-правовой работы по делам:

    о несостоятельности (банкротстве) организаций, подведомственных Министерству обороны;

    об оспаривании участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

    связанным с вовлечением недвижимого имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, в хозяйственный оборот, с иным отчуждением недвижимого имущества;

    где цена иска составляет более 500 000 рублей (за исключением судебных споров, связанных с взысканием арендной платы);

    об оспаривании правовых актов, связанных с наложением штрафов на Министерство обороны, Министра обороны Российской Федерации и его заместителей;

    где Министерство обороны признано потерпевшим либо гражданским истцом в уголовном деле.

    При ограниченных сроках согласования позиции по делу допускается получение такого согласования по телефону (средствам факсимильной связи) с последующим направлением письменной позиции по делу для подтверждения. Невозможность согласования позиции по делу не освобождает назначенного представителя от участия в деле.

    9. Командир воинской части независимо от наличия отношения подчиненности письменно уведомляет, в том числе с использованием средств факсимильной связи, командующего войсками военного округа (Северным флотом), на территории которого дислоцируется воинская часть, о предстоящем судебном рассмотрении дела, позиция по которому подлежит обязательному согласованию в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 8 настоящей Инструкции.

    Командующий войсками военного округа (Северным флотом) в пределах своей компетенции оказывает содействие в организации работы по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны, воинских частей, в том числе не входящих в состав военного округа (Северного флота).

    10. В случае отсутствия в воинской части, от которой назначен представитель, доказательств, необходимых для обоснования и подготовки позиции по делу, командир воинской части направляет письменный запрос в воинскую часть, которая располагает данными доказательствами.

    11. Командир воинской части, получивший запрос, указанный в пункте 10 настоящей Инструкции, в двухдневный срок, если не указан более короткий срок, с момента поступления запроса обеспечивает подготовку и направление в воинскую часть, направившую запрос, запрашиваемых доказательств, документов и позиции (предложений) по делу.

    12. В случае непредоставления воинской частью, в которую направлялся запрос о предоставлении материалов (доказательств) в указанные сроки, назначенный представитель обеспечивает представление интересов в суде на основе имеющихся доказательств и принимает меры к их истребованию в судебном порядке.

    13. О принятом в суде решении назначенный представитель незамедлительно докладывает командиру воинской части и ответственному лицу.

    Командир воинской части принимает решение об обжаловании судебного акта при наличии к тому оснований или о мерах по его исполнению.

    14. Обжалованию в апелляционном, кассационном и надзорном порядке подлежат все судебные акты, принятые с нарушением норм материального и (или) процессуального права, а также по иным основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством, если они вынесены не в пользу Министерства обороны, воинской части.

    15. Командир воинской части по фактам неприбытия без уважительных причин на судебное заседание назначенных представителей, отсутствия в суде письменной позиции по делу, при выявлении фактов заключения гражданско-правовых договоров, не обеспеченных необходимыми лимитами финансирования (либо с превышением указанных лимитов), признания судами незаконными действий (бездействия) должностных лиц проводит разбирательство. В целях выявления недостатков и ошибок в работе по судебной защите, правоприменительного опыта в принятии управленческих решений, а также в целях принятия решения о направлении при необходимости материалов в органы прокуратуры Российской Федерации командир воинской части организует анализ судебных актов, послуживших основанием для взыскания убытков, списания денежных средств со счетов Министерства обороны, воинской части по исполнительным документам, отказа судами в удовлетворении требований, заявленных от имени Министерства обороны, воинской части.

    III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ ЧАСТНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
    (ПОСТАНОВЛЕНИЙ) СУДА

    16. Поступившие в воинскую часть частные определения (постановления) (в том числе с поручением Департамента претензионной и судебно-правовой работы), в которых судом обращено внимание командира воинской части на выявленные случаи нарушения законности, регистрируются и рассматриваются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей Инструкции.

    Копия частного определения (постановления) суда направляется для учета и формирования дела в региональное управление правового обеспечения.

    17. При поступлении в воинскую часть частного определения (постановления) суда командиром воинской части назначается разбирательство в целях проверки фактов и обстоятельств, отраженных в частном определении (постановлении) суда.

    18. Если в ходе разбирательства установлены виновные должностные лица, чьи противоправные действия привели к нарушениям законности, они привлекаются к ответственности в установленном порядке.

    19. При наличии оснований частное определение (постановление) суда подлежит обжалованию в установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации порядке .

    При обжаловании частных определений (постановлений) судов необходимо учитывать, что в случае, если лицо, в отношении которого вынесено частное определение (постановление), участвовало в деле, оно может обжаловать его в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. В случае, если лицо, чьи права и законные интересы затронуты частным определением (постановлением), не участвовало в деле, оно вправе в соответствии с частью 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обжаловать такое определение в надзорном порядке.

    20. О принятых по частному определению (постановлению) суда мерах командир воинской части сообщает суду в установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации сроки.

    21. Информация о результатах рассмотрения частных определений (постановлений) суда, поступивших с поручением Департамента претензионной и судебно-правовой работы, направляется командиром воинской части в суд. Копия ответа на частное определение (постановление) суда одновременно направляется в Департамент претензионной и судебно-правовой работы.

    IV. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАПРОСОВ СУДОВ

    22. Поступающие в воинскую часть судебные запросы и связанные с ними материалы, в том числе с поручением Департамента претензионной и судебно-правовой работы, регистрируются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей Инструкции, и рассматриваются в сроки, установленные судом.

    23. Если командир воинской части не имеет возможности предоставить запрашиваемую информацию и материалы в установленный судом срок, то он в пятидневный срок со дня получения судебного запроса обеспечивает извещение об этом суда с указанием причин непредоставления запрашиваемой информации.

    24. Запрашиваемая судом информация направляется непосредственно в суд. По запросу суда запрашиваемая информация выдается на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

    25. При поступлении запросов Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека командир воинской части согласовывает ответ на запрос с Департаментом претензионной и судебно-правовой работы после согласования со всеми заинтересованными воинскими частями.

    26. При поступлении материалов и запросов Конституционного Суда Российской Федерации командир воинской части обеспечивает согласование проектов ответов на запросы Конституционного Суда Российской Федерации с соисполнителями в течение 14 дней с момента получения запроса, но не позднее чем за 10 дней до истечения указанного в запросе срока.

    27. Проекты ответов на запросы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, направленные в Министерство обороны, подлежат согласованию с Департаментом претензионной и судебно-правовой работы.

    V. ПОРЯДОК РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ СУДЕБНЫХ АКТОВ

    28. Организация работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов возлагается на командиров воинских частей, к компетенции которых относится разрешение требований, подлежащих исполнению.

    Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    29. При поступлении в воинскую часть материалов по исполнительному производству, в том числе с поручением Департамента претензионной и судебно-правовой работы, они регистрируются и рассматриваются в порядке, определенном пунктом 4 настоящей Инструкции. При этом устанавливаются:

    соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к нему законом;

    возможность предъявления исполнительного документа согласно срокам, установленным законодательством об исполнительном производстве, а также необходимость подачи заявления о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа;

    возможность добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в установленный срок;

    необходимость обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства или постановления о возвращении исполнительного документа и иных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

    необходимость и целесообразность совершения иных процессуальных действий, влияющих на сроки, порядок и способ исполнения судебных актов.

    30. При отсутствии оснований, препятствующих исполнению судебного акта, командиром воинской части принимаются меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный законодательством об исполнительном производстве, и меры, исключающие возложение на должника ответственности (штрафа) за неисполнение исполнительного документа.

    31. В случаях, когда взыскателем по исполнительному производству является Министерство обороны, организация работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 29 — 30 настоящей Инструкции. При взыскании денежных средств с участника бюджетного процесса исполнительные документы направляются в порядке, установленном бюджетным законодательством, а при взыскании с иных должников — в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

    VI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ
    МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ И ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ,
    ВХОДЯЩИХ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

    32. Поступающие в Министерство обороны судебные документы и другие, связанные с ними материалы, направляются в Департамент претензионной и судебно-правовой работы, где регистрируются, рассматриваются должностными лицами и вносятся в электронную базу данных, после чего направляются с соответствующим поручением директора Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации или по его указанию должностными лицами Департамента претензионной и судебно-правовой работы в воинские части, к компетенции которых относится разрешение заявленных требований.

    В случае поступления вышеуказанных документов по делам с участием Министерства обороны непосредственно в воинские части ответственное лицо немедленно сообщает об этом в региональное управление правового обеспечения (его структурные подразделения) и обеспечивает поступление копий этих документов в двухдневный срок, в том числе с использованием средств факсимильной связи.

    Представление интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах, находящихся на территориях города Москвы и Московской области, осуществляется должностными лицами Департамента претензионной и судебно-правовой работы или иными должностными лицами воинских частей по поручению Департамента претензионной и судебно-правовой работы.

    33. В случае ликвидации либо реорганизации воинской части, в которую направлялось поручение Департамента претензионной и судебно-правовой работы, к участию в представлении интересов Министерства обороны директором Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации привлекаются представители иных воинских частей, к ведению которых относятся вопросы, подлежащие рассмотрению в суде.

    34. Поручения Департамента претензионной и судебно-правовой работы рассматриваются в порядке, определенном пунктами 4 — 6 настоящей Инструкции, и являются обязательными для исполнения.

    35. Доверенности на представление интересов Министерства обороны в судах в качестве истца, гражданского истца (потерпевшего) в уголовном судопроизводстве, ответчика, третьего (заинтересованного) лица на основании поручений, направленных в воинские части, оформляются и выдаются Департаментом претензионной и судебно-правовой работы по заявкам региональных управлений правового обеспечения, воинских частей.

    Доверенности с полномочиями ответчика, третьего (заинтересованного) лица выдаются для оперативного направления назначенного представителя в суд при наличии поручения от Департамента претензионной и судебно-правовой работы.

    36. Ответственные лица воинских частей для оформления доверенности направляют в письменной форме в Департамент претензионной и судебно-правовой работы следующие сведения о назначенных представителях Министерства обороны:

    номер и дату поручения Департамента претензионной и судебно-правовой работы (в случае, если направлялось поручение);

    воинское звание представителя (для военнослужащего);

    фамилию, имя и отчество представителя;

    занимаемую представителем воинскую должность (должность) в соответствии со штатом;

    наименование суда, в котором рассматривается иск (заявление), дату слушания дела;

    фамилию и инициалы или наименование истца (заявителя);

    номер дела в суде (для исков, находящихся в производстве арбитражных судов);

    предмет иска (заявления);

    фамилию, имя, отчество и номер служебного телефона лица, заказывающего доверенность (адрес электронной почты, если имеется);

    почтовый адрес для направления доверенности почтой (при необходимости).

    В случаях, когда направление заявки на оформление доверенности в письменной форме по почте не может обеспечить ее получение к дате проведения судебного заседания, такие данные сообщаются по телефонам (средствам факсимильной связи, электронной почте), при этом заявки на оформление доверенностей в суды общей юрисдикции и арбитражные суды направляются отдельными документами.

    37. В случае необходимости заявления в суд требования от имени Министерства обороны командиром воинской части направляется обращение в Департамент претензионной и судебно-правовой работы, в котором указываются:

    суть требований, которые планируется заявить от имени Министерства обороны в суде, либо сведения об уголовном деле, по которому Министерство обороны привлечено в качестве потерпевшего (гражданского истца);

    информация о планируемом представителе (воинское звание (для военнослужащего), фамилия, имя и отчество, занимаемая им воинская должность (должность) в соответствии со штатом);

    наименование суда, в который планируется направить иск (заявление);

    фамилия и инициалы или наименование ответчика либо сведения об обвиняемом (подсудимом);

    почтовый адрес для направления доверенности почтой (при необходимости);

    адрес электронной почты (если имеется);

    проект искового заявления (заявления) и доказательства, обосновывающие исковые требования.

    38. Представление интересов Министерства обороны в судах осуществляется должностными лицами Департамента претензионной и судебно-правовой работы в порядке, установленном абзацем первым пункта 8, пунктами 10 — 14 и разделом III настоящей Инструкции, за исключением дел, где не требуется специальных юридических знаний (установление юридического факта; обжалование действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны и его структурных подразделений (региональных управлений); исчисление выслуги лет; перерасчет размеров денежного довольствия, заработной платы, пенсии; индексация присужденных денежных сумм; приватизация жилых помещений; нарушение порядка рассмотрения обращений граждан; исполнение судебных поручений по представлению в суд сведений (доказательств) и где представителями Министерства обороны по данным делам могут быть должностные лица иных органов военного управления.

    По делам, связанным с исполнением государственных контрактов, интересы Министерства обороны по поручению директора Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации в суде на основании доверенности, выданной в порядке, установленном пунктами 35 — 37 настоящей Инструкции, представляют должностные лица заказывающих органов военного управления.

    Обращения директора Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации и его заместителей к командирам воинских частей о выделении для участия в судебных заседаниях специалистов в соответствии с пунктом 6 настоящей Инструкции являются обязательными для исполнения.

    39. Представление интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в судах осуществляется должностными лицами Департамента претензионной и судебно-правовой работы в порядке, установленном пунктом 6, абзацем первым пункта 8, пунктами 10 — 14, абзацем первым пункта 32, пунктом 38 настоящей Инструкции, на основании соответствующих поручений по доверенности. Доверенности на представление интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации выдаются Министром обороны Российской Федерации на основании доклада директора Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации.

    VII. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ СУДЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ
    И ОТЧЕТНОСТИ О РАБОТЕ ПО СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ

    40. В воинской части ведется следующая документация:

    журнал учета исков (заявлений), поступивших в воинскую часть в текущем году (приложение N 1 к настоящей Инструкции);

    журнал учета заявок и получения доверенностей (приложение N 2 к настоящей Инструкции);

    журнал учета выдачи доверенностей (приложение N 3 к настоящей Инструкции).

    Допускается ведение журналов в электронном виде.

    41. Записи вносятся в журналы на основании информации, поступившей в воинскую часть в период с 1 января по 31 декабря текущего года.

    42. Обязанность по ведению журналов возлагается на ответственных лиц.

    43. Материалы, связанные с рассмотрением дела в суде, формируются в отдельное дело (далее — дело).

    44. В комплект документов дела входят:

    отзывы (возражения относительно заявленных требований);

    доказательства по делу (за исключением доказательств, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);

    апелляционные, кассационные и надзорные жалобы (заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора) в случае обжалования судебного акта;

    судебные акты, принятые судом по делу;

    материалы по исполнительному производству;

    документы, свидетельствующие об исполнении решения суда;

    материалы, относящиеся к предмету иска (заявления).

    Указанные в настоящем пункте документы хранятся в подлинных экземплярах либо в копиях.

    45. Обязанность по формированию и ведению дела возлагается на должностное лицо, замещающее должность юридического профиля (при наличии такой должности в штате воинской части), а в случае отсутствия — на ответственное лицо.

    46. Хранение и учет журналов и сформированных дел возлагаются на структурное подразделение воинской части, предназначенное для ведения несекретного делопроизводства.

    47. Срок хранения журналов, дел, оригиналов доверенностей, копий судебных актов и документов определяется в соответствии с перечнем документов со сроками их хранения.

    48. Командиром воинской части ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в региональные управления правового обеспечения по территориальному признаку направляется информация о результатах работы по судебной защите:

    итоги судебно-исковой работы (приложение N 4 к настоящей Инструкции);

    результаты рассмотрения исков, предъявленных к Министерству обороны (приложение N 5 к настоящей Инструкции);

    результаты рассмотрения исков, предъявленных Министерством обороны (приложение N 6 к настоящей Инструкции).

    49. Ответственное лицо не реже двух раз в год (к 30 января и к 30 июля) с привлечением других структурных подразделений анализирует и обобщает имеющуюся в воинской части судебную практику; представляет командованию воинской части предложения об устранении выявленных недостатков. Результаты анализа должны отражать наиболее характерные судебные споры и содержать рекомендации представителям по ведению подобных дел в суде.

    Приложение N 1
    к Инструкции (п. 40)

    ЖУРНАЛ
    учета исков (заявлений), поступивших в воинскую часть
    в 20__ году

Оставьте комментарий