Присмотр и уход налог на прибыль

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу внесения изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающего исключение родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в дошкольных учреждениях, из доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также при применении упрощенной системы налогообложения, и сообщает следующее.

Для целей главы 25 «Налог на прибыль организаций» и главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы, отнесены целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 НК РФ.

Таким образом, одним из условий для признания в целях главы 25 и главы 26.2 НК РФ поступивших средств и (или) иного имущества целевыми поступлениями необходимо, чтобы указанные поступления производились на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности безвозмездно.

Согласно положениям пункта 2 статьи 248 НК РФ имущество считается полученным безвозмездно, если его получение не связано с возникновением у получателя обязанности выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273 «Об образовании в Российской Федерации» под присмотром и уходом за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как «273-ФЗ»

Положениями статьи 65 указанного Федерального закона предусмотрено, что указанная деятельность может осуществляться на платной основе.

Как правомерно указано в обращении, деятельность по присмотру и уходом за детьми по существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях.

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе присмотр и уход за детьми на платной основе, оказывают родителям услугу.

В этой связи родительская плата, взимаемая за содержание ребенка в дошкольных учреждениях, является выручкой от оказания услуг и не может быть признана целевым поступлением в смысле, придаваемом этому термину пунктом 2 статьи 251 НК РФ.

Вместе с тем необходимо отметить, что расходы, производимые дошкольными образовательными учреждениями за счет родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, учитываются для целей налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке, в связи с чем дополнительного налогообложения родительской платы не происходит. При равенстве доходов и расходов налоговая база будет равна нулю.

Даны разъяснения по вопросу внесения в НК РФ поправок, предусматривающих исключение родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных учреждениях из доходов, учитываемых при исчислении прибыли и в рамках УСН.

В целях налогообложения прибыли и УСН НКО не учитывают безвозмездные целевые поступления, предоставленные органами госвласти, местного самоуправления, управления государственных внебюджетных фондов, другими организациями и физлицами на их содержание и ведение уставной деятельности.

По мнению Минфина России, организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования (в т. ч. осуществляющие присмотр и уход за детьми на платной основе), оказывают родителям услугу. Таким образом, родительская плата за содержание ребенка в детском саду является выручкой от оказания услуг и не может быть признана целевым поступлением.

Вместе с тем расходы дошкольных учреждений, произведенные за счет родительской платы, учитываются при исчислении прибыли в общем порядке. Следовательно, дополнительного налогообложения родительской платы не происходит. При равенстве доходов и расходов налоговая база равна 0.

Минфин России разъяснил, что при реализации образовательной организацией услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня освобождение от НДС не предусмотрено (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 июля 2017 г. № 03-07-14/42787).

Напомним, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования (подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса).

В то же время освобождение от НДС услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня, оказываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ начального общего образования, данной нормой НК РФ не предусмотрено. В связи с этим такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке налога в размере 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Узнать, какие дополнительные образовательные услуги освобождаются от обложения НДС, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Добавим, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд на территории РФ услуг в сфере образования, оказываемых НКО по реализации общеобразовательных или профессиональных образовательных программ (основных или дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Льгота коснется детских садов, дошкольных групп и групп продленного дня в школах. "В детских садах и дошкольных отделениях установлена родительская плата за присмотр и уход за детьми. Ее размер определяется решением управляющих советов. Поэтому в образовательных учреждениях плата разная, в одних родители платят 1000 рублей, в других — 2000 рублей. Сейчас эти деньги считаются доходом учреждения и облагаются налогом на прибыль организаций", — рассказывает Елена Уколова, исполняющая обязанности директора школы N 234.

Действующая редакция статьи 284 Налогового кодекса РФ не позволяет учитывать доходы образовательных организаций от деятельности по присмотру и уходу за детьми при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, облагаемой по ставке 0%. Базовая ставка по этому налогу составляет 20 %. То есть существенная сумма дохода отчисляется школами и детскими садами в казну.

"Речь идет о том, чтобы освободить от налога на прибыль доход от деятельности по уходу и присмотру за детьми, для того чтобы образовательные учреждения могли использовать его в полном объеме для организации учебно-воспитательного процесса, обновления материально-технической базы, выплаты зарплаты", — поясняет Елена Уколова.

Сегодня уход и присмотр за детьми — это один из немногих видов деятельности школ и детских садов, который облагается налогом. В то время как основная образовательная деятельность учебных учреждений от налогов освобождена. Налогом на прибыль организаций облагаются, кроме деятельности по уходу и присмотру за детьми, платные услуги образовательных учреждений: кружки, секции — все, что не входит в учебный план.

Правительство РФ дало положительный отзыв на законопроект, так как посчитало, что в большинстве случаев уход и присмотр за детьми является неотъемлемой частью учебного процесса. А для дошкольных учреждений — одной из основных целей деятельности. Следовательно, для таких доходов не стоит делать исключений, необходимо освободить их от налога.

МОСКВА, 27 авг — РИА Новости. Правительство РФ поддержало законопроект освобождающий от налогов доходы образовательных организаций полученные от деятельности по присмотру и уходу за детьми.

«Законопроектом предлагается включить доходы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, от деятельности по присмотру и уходу за детьми в размер доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, облагаемой по ставке 0%», — говорится в сообщении.

Кабмин поясняет, что действующая редакция статьи 284 Налогового кодекса РФ не позволяет учитывать доходы организаций. При этом присмотр и уход за детьми образовательными организациями является деятельностью, непосредственно связанной с организацией образовательного процесса.

Так, в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продлённого дня.

Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, также вправе осуществлять присмотр и уход за детьми, добавляется на сайте правительства.

«Таким образом, вопрос о включении доходов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, от деятельности по присмотру и уходу за детьми в размер доходов, учитываемых при применении налоговой ставки 0% по налогу на прибыль организаций, заслуживает поддержки», — отмечается в сообщении.

Оставьте комментарий