Рейтарский приказ это

ПРИКА?ЗЫ (от сло­ва «при­ка­зы­вать», т. е. да­вать осо­бое по­ру­че­ние), ор­га­ны цен­траль­но­го управ­ле­ния в Рос­сии в кон. 15 – 1-й четв. 18 вв., пер­вые в стра­не соб­ст­вен­но гос. уч­ре­ж­де­ния, при­шед­шие на сме­ну ве­ли­ко­кня­же­ско­му двор­цо­во-вот­чин­но­му управ­ле­нию. Ста­нов­ле­ние при­каз­ной сис­те­мы бы­ло вы­зва­но ус­лож­не­ни­ем за­дач, встав­ших пе­ред на­ро­ж­дав­шей­ся мо­нар­хи­ей в свя­зи с фор­ми­ро­ва­ни­ем Рус. гос-ва во 2-й пол. 15 в. На на­чаль­ном эта­пе за­ро­ж­де­ния П. их со­став фор­ми­ро­вал­ся из дья­че­ско­го шта­та Каз­ны , Боль­шо­го двор­ца (см. в ст. Двор­цы ) и, воз­мож­но, ко­мис­сий Бо­яр­ской ду­мы .

Приказы — органы централизованного управления Российским государством в XVII веке, которые подчинялись царю и Боярской думе.

Приказы, как органы отраслевого управления центральной власти Русского государства оформились в 1550 году, с началом реформ Ивана IV и Избранной рады. Почти через столетие, в XVII веке система приказов достигла своего совершенства.

Предпосылки введения приказов в систему центральной власти

В начале государственности на Руси функции центральной власти исполняла дружина. Позднее полномочия перешли к Боярской думе, которая, в свою очередь передала исполнительные функции «приказам». Великие князья, а потом и цари просто приказывали какому-нибудь боярину или другому «государеву человеку» ведать определёнными отраслевыми делами в государстве. Те, подчиняясь воле государя, создавали соответствующий управленческий аппарат, который, не мудрствуя, называли просто «приказом».

Первые приказы были введены в систему государственной власти ещё в 1512 году Иваном III. Тогда появились: житный, казённый, конюшенный, постельный, разрядный, холопий и Большого двора приказы. Василий III добавил к уже имеющимся: кравчий, ловчий и оружничий приказы. Судебник 1550 года закрепил и расширил систему приказов, придав им официальные функции исполнительной власти (своего рода правительства страны).

Структурные особенности системы приказов XVII века

Приказы осуществляли центральное управление Российским государством.

Посольский, приказ Тайных дел, Челобитный

Деятельность при непосредственном участии царя.

Административное и судебно-полицейское

Сыскных дел, Владимирский и Московский судных дел, Ямской, приказ, что на «сильных» челом бьют и др.

Регулировали правовую систему и специальные отрасли управления государством.

Бронный, Рейтарский, Ствольный, Городового дела, Каменных дел, Оружейная палата и др.

Ведали всеми вопросами, касающимися войска, вооружения и обеспечения.

Большой казны, Денежных сборов, Сбора стрелецких денег, Сбора запросных и пятинных денег, Сбора доимочных денег и др.

Наполнение государственной казны и распределение необходимых трат.

Дворцовый судный, Конюшенный, Ловчий Постельничий, Сокольничий, Панихидный и др.

Ведал делами царского двора, дворцовых земель и имений.

Территориальное (областное) управление

Великой России, Малороссийский, Великого княжества Литовского, Великого княжества Смоленского, Лифлянский и др.

Ведали делами определённых территорий

К концу XVII века число приказов увеличилось до 55, кроме собственного названия «приказы», аналогичные управленческие службы носили и другие названия: палаты, избы, дворы, трети и четверти. В XVII веке — это была уже громоздкая, забюрократизированная, неповоротливая система государственного управления.

Состав, устройство и функционирование приказов

Всякий приказ делился на две части: одна непосредственно решала проблемы (судьи), другая вела делопроизводство (дьяки и подьячие). Назначение и увольнение судей, дьяков и подьячих было прерогативой верховной власти. Штаты приказов формировались в соответствии с направлением деятельности. Однако подведомственность приказов не имела строгих границ, иногда до такой степени, что порой название учреждение не совсем подходило к роду его деятельности.

Режим работы судей дьяков и других приказных был ежедневным, за исключением воскресных и праздничных дней. Во многих приказах канцелярия разделялась на «стол» под руководством дьяка и «повытье» под началом подьячего ведавших определённым родом дел, или ветвью управления. Взаимоотношения между указами происходили путём письмоводства «памятей» и в отдельных случаях «указов». Прошения и решения учреждений оформлялись в виде «челобитий» и «приказов» по особой форме.

Сложившееся в XVII веке приказное делопроизводство было преобразовано в новый канцелярский порядок реформами Петра I в начале XVIII века. А сами приказы царь-реформатор заменил коллегиями. Но не все, например Малороссийский приказ функционировал при Петре I под своим именем, а Ямской, только переиначили в канцелярию. В 1730 (до 1775 года) восстановили Сибирский приказ. Окончательно приказную систему управления ликвидировала Екатерина II в 1775 году.

Приказы — органы централизованного управления в России конца XV — начала XVIII вв. Их наименование произошло от термина "приказ", употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. 16 в. Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызвано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. В отличие от временных "путей" (формы управления периода феод. раздробленности), Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый Приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Но приказная система представляла собой только начальный этап централизации государственного аппарата. Она не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций между отдельными учреждениями; для многих Приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального управления с территориальным.

Зарождение приказной системы происходит в конце XV – начале XVI вв. Большинство исследователей (А. А. Зимин, А. К. Леонтьев и др.) появление Приказов связывает с перестройкой великокняжеского дворцово-вотчинного управления, в результате которой были созданы дворцовые учреждения — Казна и Большой дворец. А. В. Чернов считает, что Приказы выросли непосредственно из личных поручений, которые давались великими князьями отдельным должностным лицам из среды господствующего класса. Основой создания Приказа послужили дьяческий штат Казны и временные боярские комиссии, создававшиеся для решения отдельных вопросов. Специализация дворцовых дьяков по отдельным вопросам государственного управления приводила к выделению этих вопросов в отдельные ведомства, а затем в самостоятельные учреждения. Они получили названия дьячьих изб, а позднее – Приказов. В складывании приказной системы важную роль сыграли преобразования середины XVI в. В это время сложилась основная сеть постоянных Приказов, число которых к концу XVI в. достигло 22. Военные реформы привели к оформлению Разрядного Приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска и Поместного Приказа, которому было поручено обеспечение этого войска землей. К этому же времени относится создание Стрелецкого Приказа, ведавшего другой частью русской армии — стрелецким войском. Перестройка системы ямской гоньбы привела к созданию Ямского Приказа. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного Приказа. Расширение международных связей способствовало обособлению Посольского Приказа и т. д. Следствием сохранявшихся остатков разобщенности отдельных земель, вошедших в состав государства, явилось создание наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных Приказов с областной компетенцией. Расширение границ на Юго-Восток положило начало существованию Приказа Казанского дворца.

В 1-й половине XVII в., после освобождения страны от польских и шведских интервентов, перед царским правительством встали задачи по организации обороны страны и восстановлению ее хозяйства, что определило на первых порах направления дальнейшего развития приказной системы. Правительство восстановило временно ликвидированные Приказы (Каменный, Аптекарский, Книгопечатного дела и др.) и создало большое количество новых. Только в 1613-19 было организовано 11 Приказов При этом наблюдалась тенденция к дроблению однородных функций между различными учреждениями. В области военного управления были созданы Приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов одновременно с Приказом Большого прихода начали действовать Приказы Новой четверти и Большой казны, а полномочия территориальных четвертей были значительно расширены. В 1-й пол. XVII в. создавались также временные Приказы, которые, выполнив поставленные перед ними частные задачи, прекращали свое существование. В военное время возникали Приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег и др. Временный характер носили также многочисленные сыскные Приказы В результате к середине XVII в. число постоянно действующих Приказов возросло почти вдвое по сравнению с концом XVI в., а вместе с временными их насчитывалось около 80. В эти годы имели место и попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких Приказов в одних руках.

Во 2-й половине XVII в., особенно на рубеже XVII — XVIII вв., громоздкая и сложная сеть Приказов была не в состоянии справиться с теми задачами, которые ставило перед ними складывающееся абсолютистское государство. Возникновение новых областей управления и расширение государственных границ вело к учреждению новых Приказов, что еще более затрудняло слаженность работы государственного аппарата. Уже в 50-60-х гг. правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были созданы Приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных Приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 80-х гг. правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Оно провело объединение большинства четвертей с Посольским Приказом, создало на базе Приказа Большой казны крупное финансовое учреждение, в котором слились Приказ Большого прихода и Новой четверти, передав ему значительную часть финансовых функций четвертой. Укрупнения Приказов производились и в 1699-1701. Но отдельные улучшения не смогли внести существенных изменений в общий строй приказного управления. Создание учреждений нового типа (их первоначально также называли Приказы) и ликвидация приказной системы происходили в начале XVII в. В 1698 был организован Военно-Морской Приказ, в 1700 — Адмиралтейский, в 1701 — Артиллерийский и т. д. Реформа аппарата управления и введение в 1718-1720 Коллегий привели к ликвидации приказной системы в целом. На протяжении 1-й четверти XVIII в. прекратило свое существование подавляющее большинство Приказов Лишь немногие из них продолжали функционировать и позднее (до 1763 сохранился, например, Сибирский Приказ).

Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Руководство Приказами было коллегиальным. Стоявшие во главе Приказа лица получили название судей (от судебных функций большинства Приказов). Состав судей был различным. В XVI в. среди них преобладали дьяки, в XVII в. некоторые крупные Приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие — думные дворяне. Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших Приказов (Разрядного, Посольского, Поместного). Кроме того, дьяки обязательно входили в состав судейских коллегий, руководили делопроизводством Приказа. Непосредственное делопроизводство велось подьячими. В штат Приказа входили приставы, сторожа, переводчики и др. Количество личного состава Приказа ("приказных людей") колебалось от 3 до 400 чел. Первоначально Приказы не имели внутреннего структурного деления. Оно появилось примерно с нач. XVII в., когда с усложнением деятельности Приказов начали создаваться столы или повытья, образовывавшиеся по функциональным или территориальным принципам.

Пестрота, разнохарактерность Приказов, нечеткость в распределении между ними областей управления на всем протяжении их существования привели к тому, что в иностранной литературе сложилось несколько классификационных схем для разделения Приказов по характеру их деятельности. Наиболее распространенным, хотя и не лишенным условности, является следующее деление Приказов: все Приказы разделяются на государственные и дворцовые; государственные Приказы в свою очередь разделяются на Приказы, ведавшие вопросами внешней политики, и Приказы с внутриполитической компетенцией; последние — на Приказы общегосударственного и областного значения; и, наконец, Приказы с государственной компетенцией делятся на административные, финансовые. и судебные.

Термин "Приказ" применялся не только к центральным учреждениям. Приказами называли также некоторые местные дворцовые учреждения, как, например, возникшие в 20-х гг. XVII в. Новгородский и Псковский дворцовые Приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны.

Рейтарский приказ — орган военного управления, одно из центральных военных ведомств Русского Царства XVII века.

Рейтарский приказ
Russian coa 1699 korb.png
Годы существования 1649 1700 год
Страна Русское царство
Подчинение Приказному судье
Входит в Вооружённые Силы России (Русское войско, Армия Петра I)
Тип приказ
Функция управление
Командиры
Известные командиры Смотри Судьи (главы)

Данный приказ ведал рейтарами, сборами в их пользу и выдачей им жалованья.

Содержание

Рейтарский приказ был образован в 1649 году и принял функции одного из столов Иноземского приказа, ведавшего до этого рейтарами [1] .

Рейтарский приказ и «военная реформа» 1680 года. Править

В результате «военной реформой» 1680 года, как принято считать в энциклопедических изданиях, были соединены [2] или слиты [3] Рейтарский и Иноземский приказы и сильно расширились их военные функции.

Но не всё так просто, поскольку:

  1. Именного государева указа об объединении/слиянии приказов неизвестно; а в именном указе от 12 ноября 1680 г. «О разделении ведомства ратных людей конных и пеших между разными приказами» об этом не говорится ни слова.
  2. После 1680 г. многие документы, адресованные одновременно в оба приказа, доводятся до каждого из них отдельно.
  3. Указы, предназначенные одному Иноземскому приказу — также не редкость вплоть до образования из них в начале XVIII в. нового приказа.
  4. Взаимоотношение служащих приказов тоже не даёт никаких данных для утверждения о соединении/слиянии рассматриваемых приказов [4] .

По именному указу от 12 ноября 1680 гjlf «О разделении ведомства ратных людей конных и пеших между разными приказами» большая часть ратных людей полковой службы перешла в ведение трёх центральных приказов: Разрядного, Иноземского и Рейтарского и значительно уменьшились в этой области компетенции других приказов [5] .

В результате все полковые службы подчинились единому руководству — боярину Михаилу Юрьевичу Долгорукову. Но взаимоотношения Рейтарского и Иноземского приказов остались прежними: тесное сотрудничество и максимальное координирование взаимодействия, о каком-либо соединении/слиянии по известным данным говорить бездоказательно [6] .

Реорганизация Рейтарского приказа в петровское время. Править

В начале преобразований Петра I, 18 ( 28 ) февраля 1700 года, боярину князю Якову Фёдоровичу Долгорукову было поручено сформировать из Иноземского и Рейтарского приказов новый приказ, переводя дьяков и подьячих из старых приказов в новый по своему усмотрению [7] . Одновременно ему были подчинены все генералы, полковники и начальные люди сухого пути. В итоге, 23 июня ( 4 июля ) 1701 года по указу государя из Иноземского и Рейтарского приказов был образован Приказ Военных дел (который упразднён с учреждением в 1711 году Главной военной канцелярии, которая стала заниматься и составом армии):

«Приказы Иноземской и Рейтарской и Стрелецкой впредь писать приказами ж, Иноземской и Рейтарской, Военных дел, а Стрелецкой Земских дел; а прежним званием, тех приказов не писать» [8] .

Рейтарский приказ находился в ведении того же судьи (главы приказа), что и Стрелецкий (в 1649/50 — 1665/66 гг.) и Иноземский приказы; с боярином в товарищах были дворянин и два дьяка.

Историки российского государства и права полагают, что XVII век явился временем расцвета приказной системы управления, которая начала складываться еще в середине XVI века. В первой половине XVII столетия число приказов значительно возрастает, что соответствовало потребностям усиления царской власти, становлению административного аппарата под жесткий и эффективный контроль.

Исследователь государства и права России в период сословно-представительной монархии Н.П. Ерошкин отмечает, что на протяжении этого века существовало до 80 приказов как центральных бюрократических учреждений разных по значению, по функциям и по величине.

Примечательно, что путешественник Адам Олеарий подробно описал деятельность системы приказов в середине XVII века, отметив, что «государственные советники и бояре служат в канцеляриях для гражданских дел и судопроизводства, которые русские называют приказами; таких канцелярий в Москве насчитывается 33».

Бывший подъячий Посольского приказа Г.К. Котошихин в сочинении «О России в царствование царя Алексея Михайловича» подробно описывает деятельность, структуру приказов и обязанности должностных лиц, несущих в них службу. О работе приказов известно также из сохранившихся приказных документов. Большинство приказов располагалось на Ивановской площади в Московском Кремле в приказных палатах.

Одним из важнейших был Поместный приказ, который после прекращения смуты по царскому повелению провел подробное описание русских земель с целью восстановления земельных прав поместных дворян, нарушенных в ходе польской интервенции. В ведение приказа были сосредоточены дела о вотчинах и поместьях, о выдаче поместий, о приобретении вотчин. Поместный приказ рассматривал также земельные тяжбы между помещиками и вотчинниками, вел деятельность по возвращению беглых крепостных крестьян своим господам. Исполнительный аппарат Поместного приказа разделялся на несколько крупных внутренних структур — столов с большим количеством чиновников — подъячих и имел в XVII веке самые большие кадровые штаты.

Разрядный приказ ведал служилыми людьми из дворянства и включал в себя несколько крупных столов с обширным делопроизводством. Важнейшим из них был Московский стол, который ведал комплектованием воевод и иных высших военных чинов, подбирал кадровый аппарат приказов, занимался укреплением пограничных линий на окраинах государства и разбирал разные местнические дела. Прочие столы Разрядного приказа вели учет ратного состава русской армии. Документы после оформления обычно сворачивались в так называемый «столбец», поэтому служилые дворяне, чье сословное положение было отмечено соответствующими записями в подобных документах, именовались столбовыми дворянами.

Стрелецкий приказ вел все дела по службе, управлению и суду такого рода постоянного войска, как стрельцы, которые не только несли службу по охране границ государства, но и выполняли караульные и полицейские обязанности в городах. Кроме того, существовал особый Стремянной стрелецкий полк, выполнявший почетную обязанность сопровождать царя и патриарха в их поездках. Москва как столичный город охранялся несколькими привилегированными полками стрельцов. Стрельцы проживали в особых поселениях — стрелецких слободах. В свободное от службы время им было позволено заниматься торговлей и ремеслами. Каждый полк управлялся особой канцелярией — стрелецкой избой, и во главе полков стояли командиры, обладавшие правом суда над стрельцами. После участия стрельцов в политических событиях конца XVII века их полки были расформированы, и Стрелецкий приказ вскоре прекратил свое существование.

Казачий приказ ведал военной службой и финансовыми делами особого военно-служилого сословия, находившегося согласно данной царю присяге на регулярной воинской государственной службе. Иноземный приказ ведал иностранными военными специалистами, которые служили в полках так называемого иноземного строя (созданных по западноевропейскому образцу), например, драгунских, в качестве командиров, и русским рядовым составом, который набирался с мест в эти полки. Приказ осуществлял суд над иностранцами, оформлял пожалования офицерам-иностранцам за верную службу землями и крепостными крестьянами. В штате приказа состояли переводчики, так как не все иностранные командиры владели русским языком.

Так как в русской армии из дворян также комплектовались особые конные полки — рейтарские, для их руководства и снабжения был создан Рейтарский приказ. В конце XVII века рейтарский и иноземный приказы были переданы под командование одного начальника. В 1630 годы специально для комплектования регулярной армии создаются приказы сбора ратных людей и сбора даточных людей, которые просуществовали более 20 лет. Для вооружения регулярной армии современными артиллерией и огнестрельным оружием были созданы приказы Пушкарский, Ствольный и Оружейная палата, которым были полностью подведомственны литейщики, кузнецы, ружейные мастера. Строительством укрепленных городов и новых крепостей на южных рубежах России ведал некоторое время Приказ городового дела.

Целый ряд приказов занимался специальными отраслями управления. Посольский приказ ведал дипломатическими сношениями с Западной Европой (Польшей, Англией, Швецией) и азиатскими странами (Турцией, Китаем, Персией). В штате приказа состояли старшие подъячие и подъячие, в подчинении которых были переводчики, оформители дипломатических грамот, приставы и стража. К концу XVII века аппарат Посольского приказа значительно вырос, в его состав вошли структуры по делам Литвы, Смоленских земель и Малороссии. В 1662 году был учрежден Малороссийский приказ для общего управления украинскими землями, который позже был включен в состав Посольского приказа. Сибирский приказ сосредоточил управление огромными сибирскими территориями, решение кадровых вопросов по служилым людям, сбор ясака с местных племен и так называемые посольские дела о внешних сношениях с Монголией и Калмыцкой землей.

В ведении Ямского приказа находилась так называемая ямская служба, то есть царские гонцы, конные возчики с подводами, управление ямскими учреждениями, выписка подорожных документов, надзор за дорогами в государстве, сбор денег на развитие ямского дела, расселение ямщиков в особых ямских слободах. Земский приказ ведал поддержанием в Москве общественного порядка, следил за городским благоустройством, занимался борьбой с пожарами, собирал налоги с московского тяглового населения и осуществлял судебные функции. Холопий приказ занимался регистрацией дворовых крестьян всех вотчинников и помещиков, оформлял различные кабалы и крепости на холопов, рассматривал тяжбы из-за холопов между боярами и дворянами, вел переписку с воеводами по розыску беглых крепостных крестьян.

Бояре и дворяне, недовольные вынесенными решениями Поместного и Холопьего приказов, могли подавать жалобы или бить челом в Приказ сыскных дел, который являлся высшим судом по земельным и холопским делам, а также решал дела, не подведомственные другим приказам. Из этого приказа в первой половине XVII века был выделен Приказ приказных дел, который ведал выполнением особых поручений по финансовым и управленческим вопросам. Историки права отмечают, что этот приказ имел весьма широкие конкретные полномочия. Некоторое время в Москве действовал Судный приказ, который взыскательно разбирал дела высшей служилой бюрократии, то есть стольников, дьяков и подъячих, иных чинов.

На становление российской медицины оказал существенное влияние Аптекарский приказ, в контору которого ежедневно приходили царские лейб-медики, аптекари, цирюльники числом до 50 человек для квалифицированного медицинского обслуживания царской семьи и высшей аристократии. Активной была деятельность Разбойного приказа, который занимался таким ответственным делом, как расследование уголовных дел по разбоям, убийствам, различным насильственным преступлениям. В распоряжении этого приказа имелась своя тюрьма пыточная изба с палачами.

Каменный приказ ведал обширными строительными работами, и в его подчинении находились кирпичные заводы, составление смет и планов на строительство, многочисленные плотники, каменщики, иные мастеровые люди. Через этот приказ отпускались необходимые строительные материалы. Печатный приказ осуществлял юридическое утверждение самых разнообразных документов как государственных учреждений, так и частных лиц. С деятельностью этого приказа связано развитие отечественного делопроизводства. Приказ золотого и серебряного дела занимался ювелирными делами и хранением различных драгоценных изделий.

Сбор государственных налогов был возложен на областные приказы, которые осуществляли управление отдельными территориями Русского государства. Такие приказы носили название четвертных, а территории именовались четвертями или четями. Нижегородский приказ ведал четью с 65 городами, среди которых были Новгород, Псков, Пермь. Владимирский приказ ведал четью с 26 городами. Были кроме названных четей также Костромская, Галицкая, Устюжская четверти. Торговлей спиртными напитками через кабаки, трактиры и шинки, отдачей продажи водки частным откупщикам, кабацкими сборами ведал Приказ новой четверти. Приказ большого прихода занимался сбором прямых и косвенных налогов.

Он сдавал на откуп бани, лавки, торговые ряды, гостиные дворы и погреба для хранения продуктов, взимал плату с мер, которыми пользовались торговцы, взимал плату с клеймением товаров, ведал таможенными сборами. Приказ большой казны как чисто финансовый орган ведал сбором налогов с городского населения, а также денежным двором, который занимался чеканкой государственной монеты. Адам Олеарий в своих записках указывал, что именно в каменных помещениях этого приказа хранилась вся государственная казна и сосредотачивались огромные денежные поступления в виде налогов, пошлин и остатков от расходов в других приказах.

В середине XVII века был создан Тайный приказ или Приказ тайных дел для сосредоточения управления приказной системой. Это был личная канцелярия царя, которой заведовал тайный дьяк, доверенное лицо царя. Приказ тайных дел постоянно контролировал деятельность остальных приказов, которых в Русском государстве на протяжении всего столетия, как уже отмечалось, существовало до 80 с разными функциями. Тайный приказ осуществлял не только явный контроль, но и секретные расследования по деятельности воевод на местах и даже послов за границей.

Все политические дела, связанные с церковным расколом, то есть дела патриарха Никона и протопопа Аввакума, рассматривались в Приказе тайных дел. Особенно активно занимался приказ расследованием дела по мятежу донских казаков и примкнувших крепостных крестьян под предводительством Степана Разина. В помещении приказа был царский стол, где царь сам рассматривал различные дела, составлял документы, например, следственный вопросник боярам по восстанию Разина, выслушивал доклады подъячих по проверкам и ревизиям. В ведение этого приказа находилась личная царская переписка, личная денежная казна царя, царские подмосковные имения с дворцами, торговля с Персией, а также царская соколиная охота.

Делами Русской Православной церкви ведал в соответствие с XIII главой Соборного уложения 1649 года как государственное учреждение особо созданный Монастырский приказ, суду которого отныне были подчинены все монастыри и лица духовного звания, а также крепостные крестьяне, которыми они владеют. Монастырскому приказу не подчинялся только патриарх.

Монастырский приказ назначал на должность и отрешал от должности настоятелей монастырей (архимандритов и игуменов), священников, дьяконов, контролировал монастырские и церковные денежные средства, собирал с монастырских и церковных земель чрезвычайные деньги. Против учреждения Монастырского приказа резко выступал патриарх Никон, усматривая в его деятельности крайнюю несправедливость установления светского суда над духовенством. После падения патриарха Никона уже в 1667 году иерархи Русской Православной церкви добились упразднения Монастырского приказа и изгнания светских чиновников из системы церковного суда.

Структура приказов

Во главе каждого приказа стоял судья, назначенный из членов Боярской думы, не обязательно боярин, так как на должность судьи могли быть назначены думный дворянин или думный дьяк. Число приказных дьяков зависело от значительности и величины самого приказа, например, в Посольском приказе было три дьяка, а в Поместном приказе 15 дьяков. Дьяки набирались на службу в XVII веке не только из дворянства, но и из лиц духовного звания, а иногда из крупного богатого купечества.

Дьяки за службу получали поместья и денежные оклады. Дьяки составляли доклады царю и затем со слов царя наносили на доклады резолюции, на основе которых составлялись царские указы. Следующий разряд служилых канцелярских чинов, то есть подьячие, принимались на службу из дворян и сыновей уже служащих в приказе подьячих. От значимости приказа и объема выполняемых функций соответственно зависел и штат подьячих, так в Поместном приказе служило несколько сотен подьячих, а в Посольском их было всего несколько десятков. Приказы разделялись на столы, во главе которых стояли дьяки, а столы делились на повытья, во главе которых стояли старшие подьячие.

В конце XVII века царь Федор Алексеевич провел реорганизацию приказной системы. Для совершенствования делопроизводства и искоренения бумажной волокиты он увеличил штаты приказов и установил жесткие сроки принятия решений по всем делам. Была значительно повышена персональная ответственность приказных судей и дьяков. Кроме того, царь установил ежедневное рабочее время для приказов. Тем не менее, приказная система постепенно начинала себя изживать в качестве центральных государственных учреждений Русских государства.

Одновременно с государственными приказами существовали патриаршие приказы, деятельность которых была напрямую связана с высшим иерархом Русской Православной церкви. Приказ духовных дел или Патриарший разряд занимался подготовкой документов и грамот, а также вершил суд над священством и мирянами, находившимися в подчинении патриарха. Казенный приказ распоряжался сборами денег в патриаршую казну. Дворцовый приказ ведал хозяйственными делами патриарха и служилыми светскими чинами на его службе. Существовал какое-то время Судный приказ. В патриарших приказах сложилась особая светская устроенная по иерархическому принципу система чинов: патриаршие бояре и дворяне, дьяки и подъячие.

Честь и хвала в создании единого централизованного государства Московского принадлежит Ивану Васильевичу III. Мы должны вспомнить, что вообще должно быть присуще государству: единая граница, единая налоговая система, законодательство, идеология. Именно эти атрибуты и возникают при Иване III. В частности Иван III считал, что главная задача — расширение территории. Он увеличил ее в 6 раз за свое правление. Ивану III удалось присоединить таких противников, как Новгородские земли (в 1478 году).

После присоединения Новгорода, как соперник остался Тверской князь. В 1485 году Ивану III удалось присоединить и земли Твери. Таким образом, завершается складывание территории московского княжества. Окончательный вариант территории утверждается в начале 16 века, т.е.

во времена правления Московских князей. Вторым атрибутом единого государства является единая система органов управления. До конца 15 века Русь состояла из ранних феодальных монархий. То же самое было и при Иване III, когда монарх не только правит, но и владеет. Иван III начинает формировать собственный аппарат управления. Значительно усиливаются два ведомства — Дворец и Казна. Дворец — ведомство, которое занималось личными землями великого князя, а также рассматривало земельные тяжбы и осуществляло суд.

Второе ведомство, казна — ведало не только великокняжеской казной, но и играло также роль главной дворцовой канцелярии и архива и даже руководило внешней политикой.

Высшая власть принадлежала великому князю. У него была законодательная и высшая распорядительная власть. Консультативным органом была боярская дума. В ней было 20-25 человек. Она состояла из нескольких категорий. Прежде всего, думные бояре, как бы советники, затем стольники, это бывшие удельные князья, территории которых были присоединены; дьяки (тоже бояре), иногда были дворяне, которые осуществляли некоторые секретарские функции. Боярская дума хоть и была консультативным органом, но оказывала влияние на политику князя — князь решил, а бояре приговорили.

Т.е. бояре должны были все утверждать. Постепенно на основе казны, из членов казны, стали формироваться приказы. Приказы формировались из бояр. Великий князь приказывал кому-то из боярской думы курировать ту или иную сферу. При Иване III зарождаются органы аппарата управления.

Возникает система кормления, которую позже сломает Иван Грозный.

Приказ, ведавший созданием нового сооружения

Ивану III же она была нужна для того, чтобы сломать правление удельных князей. Т.е. закладывались основы местного управления. В распределении должностей возникает новый принцип, который называется местничеством. Местничество — это принцип занятия должностей в зависимости от происхождения. При Иване III возникает единая система законодательства — судебник 1497 года. По этому своду единая власть принадлежала Московскому князю.

Еще одна важная деталь — это начало закрепощения крестьян. Так вот в судебнике вводится правило Юрьева Дня. Юрьев день — 26 ноября. Прежде крестьяне могли уходить в любое время от феодала.

Теперь Иван III вводил правило, что крестьянин может уйти от феодала за неделю до, или после юрьева дня. В ноябре потому, что в это время нивы сжаты, рощи голы, и уход от феодала не так ущербен для феодала. Но уйти можно было, не просто пожелав, а заплатив «пожилое» — плату за то, что ты жил.

Еще одно важное событие, оказавшее влияние на создание единого государства — женитьба Ивана III в 1472 году на Софье Палеолог. В 1453 году Византия перестала существовать, Константинополь разгромлен турками и османами, превращается в Стамбул. Семья византийского императора уехала в Рим, и жила на содержании Папы Римского. С 1474 года гербом Российской Империи становится двуглавый орел. До этого гербом было изображение Георгия Победоносца. Два герба были совмещены — на груди двуглавого орла, поместили Московский герб.

С этого времени Иван III поднимается на голову выше всех князей. Если все князья были равнее по крови, все одного рода, то теперь дети Ивана III — наследники Византийских Императоров, внуки императоров. Меняется и Иван III. Он уже не выходит без скипетра и державы, меняется речь. Европа восхищена речами Ивана III. Он объявил себя наследником императора, он становится преемником православия.

Москва становится как бы третьим Римом. Игумен Филофей писал: «Первый Рим пал, второй — пал, третий стоит, четвертого не бывать». Первые два Рима — собственно Рим и Константинополь — погибли за измену их православию. Теперь их место заняла Москва. Если же и Москва впадет в грехи, ей не последует четвертый Рим просто потому, что нигде в мире нет больше православного государства. Поскольку Москва объявила себя носителем православия, верного единственному законному монарху — Ивану III, то было создано идеологическое обоснование единого государства.

С Ивана III закрывается одна страница истории: феодальная раздробленность, и открывается новая: период Московского царства.

Характеристика приказов

Приказы, органы центрального и местного управления в России середины 16- середины 18 веков. Слово «приказ» в смысле особое поручениевошло в обращение с середины 16 века.

Зарождение приказной системы происходило в конце 15- начале 16 веков.

Она сложилась в ходе преобразований середины 16 века. В это время начали функционировать приказы:

Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (1560-е годы), Казенный (1512), Костромской четверти (1560-е годы), Ловчий (1509), овгородской четверти (1560-е годы), Оружейной палаты (первая половина 16 века), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 века), Посольский (1549), Разрядный (первая половина 16 века), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (1560-е годы), Холопий (середина 16 века), Челобитный (середина 16 века), Ямской (1550).

Военные реформы привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, и Поместного приказа, которому было поручено обеспечение служивших помещиков землей.

Стрелецкий приказ ведал стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского приказа. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного приказа. Расширение международных связей способствовало становлению самостоятельного Посольского приказа.

Следствием разобщенности отдельных земель, вошедших в состав единого Русского государства, стало создание наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных региональных приказов.

Расширение границ на юго-восток обусловило появление Приказа Казанского дворца. Приказами называли не только центральные учреждения, но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков.

Приказы были постоянно действующими учреждениями и в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.

Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы.

Главы приказов получили в 17 веке название судей, так как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие -думные дворяне. Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов

(Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими.

Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.

С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление.

В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать

приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены. В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование. В военное время возникали приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег.

Временный характер носили многочисленные сыскные приказы. К середине 17 века насчитывалось около восьмидесяти приказов.

В 1650-1660-х годах правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были предприняты попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких приказов в одних руках, созданы приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных приказов и подчинявшиеся непосредственно царю.

Но существование их было непродолжительным. В 1680-х годах правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Большинство четвертей вошли в состав Посольского приказа, на базе Приказа

Большой казны было создано крупное финансовое учреждение, в котором слились приказы Большого прихода и Новой четверти.

Приказу Большой казны были переданы финансовые функции четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 века во время петровской реформы аппарата управления и введения коллегий.

Лишь немногие из приказов продолжали функционировать и позднее. Сибирский приказ сохранился до 1763 года.

Виды и структура приказов

На XVII в. приходится расцвет приказов как органов центрального государственного управления.

Общегосударственные приказы, подразделявшиеся на административные , судебно-полицейские, областные (территориальные), военные и финансовые составляли самую большую группу в подчинении Боярской думы.

Дворцовые приказы, которые подчинялись царю и осуществляли управление землями, крестьянами, дворцами, мастерскими и т.д. К третьей группе относились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры. Особое место в системе занимал Приказ Тайных дел, образованный в 1654 г.

Он являлся личной канцелярией царя Алексея Михайловича, контролировал деятельность других приказов. Там решались важнейшие государственные вопросы, без согласования с Боярской думой.

Формы контроля были самыми разнообразными: изучение дел, сведений и отчетности приказов, рассмотрение челобитных, поданных лично царю; посылка подьячих с секретным наказом для проверки деятельности приказных и воевод.

Ведал также политическим сыском. Среди рассмотренных им политических дел: такие как дела патриарха Никона и Степана Разина. Приказ Тайных дел помещался во дворце, и царь часто бывал там, принимая участие в составлении бумаг; требовал отчетов, слушал доклады, отдавал распоряжения.

Упразднили Приказ тайных дел в 1676 г. после смерти Алексея Михайловича.

Характерным недостатком приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций приказов, отсутствие четкого разграничения компетенций между приказами.

За все время существования приказной системы акт, регламентировавший организацию и порядок деятельности приказов в общегосударственном масштабе, так и не был подготовлен и издан.

Путаница была во всем: во главе приказа стоял судья, но иногда судью приказа именовали по-другому: казначей, печатник, дворецкий, оружничный и т.д.

Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков, но было и такое, что один и тот же судья одновременно возглавляло несколько приказов.

Обширное бумажное делопроизводство востребовало людей, обладающих опытом канцелярской работы.

Судьи приказов такого опыта иногда не имели, им в помощники назначались дьяки, число которых зависело от значения приказа.

Дьяки комплектовались из родового дворянства, они фактически и вершили дела в приказах. За свою службу они награждались поместным окладом и получали денежное вознаграждение. У дьяков в подчинении находились канцелярские служители — подьячие.

Начинающий подьячий несколько лет служил «неверстанно», т.е. без жалованья, на одни «приношения» просителей. Затем его награждали небольшим денежным окладом.

Средний подьячий получал несколько больший оклад. Подьячий мог выслужиться до старшего подьячего, которому полагалось годовое денежное жалованье.

Приказы Московского государства

Прика?зы, органы центрального и местного управления в России середины 16 — середины 18 веков, а также названия стрелецких полков в 16-17 веках. Термин произошел от слова «приказ» в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин вошел в обращение с середины 16 века. Зарождение приказной системы происходило в конце 15 — начале 16 веков.

Система постоянных приказов сложилась в ходе преобразований середины 16 века. В это время начали функционировать приказы: Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (1560-е годы), Казенный (1512), Костромской четверти (1560-е годы), Ловчий (1509), Новгородской четверти (1560-е годы), Оружейной палаты (первая половина 16 века), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 века), Посольский (1549), Разрядный (первая половина 16 века), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (1560-е годы), Холопий (середина 16 века), Челобитный (середина 16 века), Ямской (1550).

Военные реформы привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, и Поместного приказа, которому было поручено обеспечение служивших помещиков землей.

Стрелецкий приказ ведал стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского приказа.

Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного приказа. Расширение международных связей способствовало становлению самостоятельного Посольского приказа.

Следствием разобщенности отдельных земель, вошедших в состав единого Русского государства, стало создание наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных региональных приказов.

Расширение границ на юго-восток обусловило появление Приказа Казанского дворца.

Приказами называли не только центральные учреждения, но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков.

Приказы были постоянно действующими учреждениями, в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат.

Однако приказная система не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций; для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.

Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы.

Главы приказов получили в 17 веке название судей, так как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие — думные дворяне.

Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов (Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.

С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление. В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены.

В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование.

Оставьте комментарий