Сафуанов судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

В реальной практике судебно-психологической экспертизы психологи сталкиваются с одним неоспоримым фактом: каждое уголовное дело уникально по-своему, каждый подэкспертный обладает ярко выраженной индивидуальностью своей личности, своей судьбы. При производстве конкретных экспертиз психолог должен уметь эффективно использовать специальные познания, не выходя за пределы профессиональной компетенции, для проведения психодиагностического исследования, составления заключения и формулирования экспертных выводов, которые могли бы полноценно использоваться судебно-следственными органами в качестве доказательства по делу. Но, чтобы считать себя настоящим профессионалом в области судебной экспертизы, психологу недостаточно усвоения каких-либо шаблонов исследования подэкспертных лиц.

Поэтому эта книга не содержит готовых рецептов для производства судебно-психологической и комплексных с нею экспертиз в уголовном процессе. Она направлена на решение более важной задачи — усвоения экспертом-психологом всего многообразия основных организационно-правовых, теоретических, методологических, этических проблем судебно-психологической экспертизы, а также главных ориентиров практики проведения предметных видов экспертизы.

Очень важную часть специальных познаний эксперта-психолога составляют знания о юридической и организационной регламентации его профессиональной деятельности. Зачем, кем, посредством каких документов назначается экспертиза? В каких формах используются психологические познания? В каких видах экспертиз может участвовать психолог? Каковы его права и обязанности? Без адекватного представления об этих и других организационно-правовых вопросах невозможно полноценное производство экспертизы в уголовном процессе.

Знание теоретических проблем (объекта, предмета деятельности эксперта-психолога, содержания и объема его специальных познаний) ориентирует психолога, в каких бы формах ни осуществлялось его взаимодействие с судебно-следственными органами, в пределах его компетенции и дает возможность правильной оценки вопросов, содержащихся в постановлении следователя или определении суда.

Знание методологических принципов судебно-психологической экспертизы, понимание специфики экспертного психодиагностического исследования позволяет психологу адекватно использовать весь методический арсенал в диагностической деятельности. Особо важно усвоение правильного соотношения экспериментально-психологического исследования и психологического анализа материалов уголовного дела: в психологическом анализе в полной мере проявляется использование специальных познаний в теории психологии, а в эксперименте — в методах психологии.

Проведение каждой конкретной судебно-психологической экспертизы невозможно без ориентировки в узловых вопросах предметных видов экспертизы: их юридического значения; вопросов, входящих и не входящих в компетенцию психолога; основных факторов, требующих исследования при определении той или иной юридически значимой способности подэкспертного к осуществлению интересующей судебно-следственные органы психической деятельности; главных критериев, влияющих на судебно-психологическую оценку изучаемых психических явлений.

В отношении конкретных подэкспертных могут одновременно проводиться несколько предметных видов экспертизы: так, в отношении обвиняемого довольно часто совмещается экспертиза индивидуально-психологических особенностей и аффекта; в отношении потерпевшей по делу об изнасиловании — экспертиза беспомощного состояния и способности давать показания. В ряде случаев следствие и суд может интересовать способность не свидетеля или потерпевшего, а обвиняемого (подсудимого) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Но могут быть и более сложные сочетания предметных видов судебно-психологической экспертизы. Например, в отношении потерпевшей, которая после изнасилования пыталась покончить жизнь самоубийством, но осталась в живых, будет правомерным назначение судебно-психологической экспертизы с вопросами о ее способности понимать характер и значение действий обвиняемого или оказывать сопротивление; о ее способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; о ее психическом состоянии, предшествующем попытке самоубийства; о причинной связи ее психического состояния с фактом ее изнасилования; о ее индивидуально-психологических особенностях.

Описанные в книге предметные виды судебно-психологической экспертизы не исключают того, что судебно-психологическая экспертиза может назначаться и по поводу иных обстоятельств, которые имеют значение для дела и входят в компетенцию эксперта-психолога.

Теория и практика судебно-психологической экспертизы — это не застывшая сумма знаний и навыков, а живая и развивающаяся область прикладной психологии. Важный импульс развитию судебно-психологической экспертизы придают и происходящие в настоящее время изменения в отечественном законодательстве.

Автор надеется, что освещенные в книге вопросы теории и методологии судебно-психологической экспертизы будут способствовать осуществлению дальнейших исследований в этой области.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОСТДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

1. Теоретические проблемы патопсихологии.

1.1. Предмет и задачи патопсихологии.

1.2. Место патопсихологии в системе психологических наук.

1.3. Взаимосвязь патопсихологии с другими науками.

1.4. Нарушения познавательной деятельности при разных формах психических заболеваний.

1.4.1. Расстройства умственной работоспособности и внимания.

1.4.2. Нарушения памяти.

1.4.3. Расстройства мыслительной деятельности.

1.4.4. Психологические механизмы нарушений мышления при психопатиях.

1.5. Расстройства самосознания.

1.5.1. Психологические механизмы нарушений самосознания при психопатиях.

1.5.2. Психологические механизмы нарушений критичности при психопатиях.

1.5.3. Психологические особенности самосознания лиц с патологией сексуального влечения.

1.6. Расстройства личности.

1.6.1. Основные теории личности в психологии и их значение для общей и судебной психиатрии.

1.7. Современные психологические теории мотивации поведения.

1.8. Периодизация развития личности и ее значение для патопсихологии.

1.9. Кросс-культурные исследования познавательных процессов и личности в психологии и патопсихологии. 2. Основы психодиагностики.

2.1. Понятие об экспериментально-психологическом исследовании.

2.2. Принципы построения экспериментально-психологического исследования.

2.3. Основные задачи экспериментально-психологического исследования.

2.4. Методы исследования познавательной деятельности. 2.4.1. Методы исследования внимания.

2.4.2. Методы исследования памяти.

2.4.3. Методы исследования мышления.

2.5. Особенности квалификации результатов патопсихологического исследования в условиях судебно-психиатрической экспертизы.

2.6. Патопсихологические симптомокомплексы нарушений и особенностей познавательной деятельности.

2.7. Методы исследования личности.

2.7.1. Классификация методов исследования личности.

2.7.2. Методы исследования темперамента.

2.7.3. Методы исследования характера.

2.7.4. Личностные опросники.

2.7.5. Методы исследования способностей и интеллекта.

2.7.6. Проективные методы.

2.7.7. Метод психологического анализа материалов уголовного дела и медицинской документации.

2.8. Нейропсихологические методы.

2.9. Заключение экспериментально-психологического исследования, его структура.

3. Основы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.1. Место судебной психологии в системе психологических наук.

3.2. Процессуальные, теоретические и методологические основы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.2.1. Объект и предмет комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.2.2. Специальные познания и пределы компетенции судебного психолога-эксперта.

3.3. Организационные основы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.3.1. Основания назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.3.2. Юридическое значение основных видов комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.3.3. Права и обязанности экспертов.

3.3.4. Источники информации.

3.3.5. Этапы производства комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.3.6. Структура экспертного заключения.

3.3.7. Дополнительная и повторная экспертиза.

3.4. Основные виды комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

3.4.1. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемых.

3.4.2. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза эмоциональных реакций и состояний обвиняемых (аффекта).

3.4.3. Посмертная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза лиц, покончивших жизнь самоубийством.

3.4.4. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза потерпевших по делам об изнасилованиях.

3.4.5. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза свидетелей.

3.4.6. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.

ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

АФФЕКТ (СИЛЬНОЕ ДУШЕВНОЕ ВОЛНЕНИЕ) — судебно-психологическое понятие, охватывающее ряд юридически значимых эмоциональных реакций и состояний, ограничивающих способность обвиняемого (подсудимого) к полноценному осознанию окружающей действительности и своих действий, к произвольной волевой регуляции своего поведения в момент совершения инкриминируемого ему деяния. Является квалифицирующим признаком ст. 107, ст. 113 УК РФ.

БЕСПОМОЩНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТЕРПЕВШЕЙ ПО ДЕЛУ ОБ ИЗНАСИЛОВАНИИ — психическое или физическое состояние, в котором потерпевшая не может понимать характера и значений совершаемых с ней действий или оказывать сопротивление. Является квалифицирующим признаком ч. 1 ст. 131. и ч. 1 ст. 132УКРФ.

ВИДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ ПОДЭКСПЕРТНЫХ — экспертиза обвиняемого (подсудимого); свидетеля; потерпевшей; лица, покончившего жизнь самоубийством.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА — экспертиза, назначаемая в случаях недостаточной ясности или полноты заключения основной экспертизы. Может поручаться эксперту-психологу (экспертам-психологам), проводившему основную экспертизу, или другому эксперту (экспертам).

ДОПРОС СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА — проводимое следователем (судом) процессуальное действие, в ходе которого эксперт разъясняет свое заключение, не проводя исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ — письменный документ, предусмотренный процессуальным законодательством, в котором излагаются выводы эксперта (экспертов), производившего судебно-психологическую экспертизу; основания и условия ее производства; вопросы, поставленные перед экспертом (экспертами); процесс экспертного исследования и установленные экспертом (экспертами) данные экспериментально-психологического исследования и психологического анализа уголовного дела и приобщенных к нему материалов.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ — собирательное понятие, включающее направленность личности, особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, характера, темперамента, познавательной деятельности, стереотипы поведения и эмоционального реагирования.

ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы, связанные с ресоциализацией и социальной адаптацией в исправительно-трудовых учреждениях.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА — способность (субъективная возможность) сведущего лица в области психологии решать поставленные судебно-следственными органами вопросы, относящиеся к предмету судебно-психологической экспертизы. Определяется высшим психологическим образованием, специальной постдипломной подготовкой, опытом работы в области судебно-психологической экспертизы.

КОМПЕТЕНЦИЯ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА — круг вопросов, которые эксперт-психолог должен и может решать на основе специальных психологических познаний.

КОМПЛЕКСНАЯ СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА — исследование, осуществляемое экспертами на основе использования специальных познаний в психологии и психиатрии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая психологические механизмы правонарушений и личность правонарушителей.

НЕВОЗМОЖНОСТЬ ДАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ — констатируется в случаях, когда вопрос, поставленный перед судебным экспертом-психологом, не входит в его компетенцию либо представленные в его распоряжение материалы уголовного дела недостаточны для формулирования экспертных выводов.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА — особенности психической деятельности подэкспертных лиц в юридически значимых ситуациях.

ОСНОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ — постановление следователя или определение суда о назначении судебно-психологической экспертизы.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ -область психологической науки, изучающая закономерности протекания и структуры психических процессов при психических и соматических заболеваниях.

ПОВТОРНАЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА — экспертиза, назначаемая в случае необоснованности или сомнений в правильности заключения эксперта-психолога (экспертов-психологов). Поручается эксперту-психологу (экспертам-психологам), не принимавшему участия в производстве первичной экспертизы.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА — закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

ПРЕДМЕТНЫЕ ВИДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ — экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемых; аффекта (сильного душевного волнения) у обвиняемых; меры способности несовершеннолетних обвиняемых с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; способности потерпевших или свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; беспомощного состояния потерпевших по делам об изнасилованиях; психического состояния лиц, покончивших жизнь самоубийством.

ПСИХОДИАГНОСТИКА В СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ — теория и практика экспертного психодиагностического исследования имеющих юридическое значение особенностей психической деятельности подэкспертных лиц.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЗНАНИЯ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА — психологические знания о закономерностях и особенностях протекания и структуры психических процессов, имеющих юридическое значение, полученные в результате специального психологического образования и внедренные в практику судебной экспертизы, которые используются при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде в целях содействия установлению истины по делу по основаниям и в порядке, определенном уголовно-процессуальным законодательством.

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая круг психологических проблем, относящихся к судопроизводству.

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА — исследование, осуществляемое экспертом (экспертами) на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА АФФЕКТА У ОБВИНЯЕМОГО- назначается на основании ст. 107 и 113 УК РФ для квалификации у обвиняемого аффекта (сильного душевного волнения). В задачу эксперта входит установление физиологического аффекта (и его вариантов) или иного эмоционального состояния (возбуждения или напряжения), оказавшего существенное влияние на сознание и поведение обвиняемого в момент совершения инкриминируемых ему действий.

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБВИНЯЕМОГО — назначается на основании ст. 68 УПК РСФСР для решения вопросов, касающихся определения оснований уголовной ответственности, и для индивидуализации уголовной ответственности и наказания. В задачу эксперта входит установление индивидуально-психологических особенностей обвиняемого по данным экспериментального исследования и анализа материалов уголовного дела, а также выяснение меры их влияния на криминальное поведение в ситуации совершения инкриминируемых обвиняемому действий.

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦА, ПОКОНЧИВШЕГО ЖИЗНЬ САМОУБИЙСТВОМ — назначается на основании ст. 110 УК РФ с целью определения психического состояния подэкспертного лица в период, предшествовавший самоубийству.

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СПОСОБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО С ОТСТАВАНИЕМ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, НЕ СВЯЗАННОМ С ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ, В ПОЛНОЙ МЕРЕ ОСОЗНАВАТЬ ФАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР И ОБЩЕСТВЕННУЮ ОПАСНОСТЬ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ ЛИБО РУКОВОДИТЬ ИМИ — назначается на основании ч. 3 ст. 20 УК РФ. В задачу эксперта-психолога входит диагностика у несовершеннолетнего обвиняемого отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, и определение меры его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СПОСОБНОСТИ ПОТЕРПЕВШЕЙ ПО ДЕЛУ ОБ ИЗНАСИЛОВАНИИ ПОНИМАТЬ ХАРАКТЕР И ЗНАЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ВИНОВНОГО ИЛИ ОКАЗЫВАТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ — назначается на основании ч. 1 ст. 131 УК РФ для определения беспомощного состояния потерпевшей, наступившего вследствие ее психического состояния.

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СПОСОБНОСТИ СВИДЕТЕЛЯ ИЛИ ПОТЕРПЕВШЕГО ПРАВИЛЬНО ВОСПРИНИМАТЬ ИМЕЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕЛА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ДАВАТЬ О НИХ ПРАВИЛЬНЫЕ ПОКАЗАНИЯ — назначается на основании ст. 72 и п. 3 ст. 79 УПК РСФСР для определения психического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать и воспроизводить информацию, имеющую значение для дела.

СУДЕБНЫЙ ЭКСПЕРТ-ПСИХОЛОГ — сведущее лицо, обладающее специальными познаниями в области психологии, которому следователь (суд) в соответствии с законодательством поручил произвести экспертизу. Экспертами-психологами могут быть сотрудники специализированного экспертного учреждения, а также сотрудники иного учреждения, привлеченные судебно-следственными органами для производства судебно-психологической экспертизы по конкретному делу.

СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБВИНЯЕМОГО (ПОДСУДИМОГО) НА ПОВЕДЕНИЕ -ограничение способности обвиняемого (подсудимого) под влиянием его индивидуально-психологических особенностей, не связанных с психическим расстройством, во время совершения инкриминируемых ему деяний в полной мере осознавать значение своих действий и осуществлять произвольную волевую их регуляцию, контроль.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АФФЕКТ — эмоциональная реакция, характеризующаяся внезапностью возникновения, большой силой и кратковременностью течения, сопровождающаяся частичным сужением сознания, фрагментарностью восприятия, снижением волевого контроля и произвольности действий.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ И СОСТОЯНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — группа эмоциональных реакций и состояний, не носящих характера физиологического аффекта, но снижающих способность в полной мере осознавать значение своих действий, произвольно принимать решения, осуществлять произвольную волевую регуляцию и осознанный контроль своего поведения.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая явления и закономерности психики, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности человека. Включает в себя криминальную, судебную и исправительную психологию.

Судебно-психологическая экспертиза, Сафуанов Ф.С., 2014.

1.2. структура юридической психологии.

Юридическая психология имеет неоднородную структуру. Если выделять разделы юридической психологии по объекту исследования (рис. 1.1), то в ее структуру будут входить криминальная, судебная и исправительная психологии, а также такой раздел, как правовая психология.

Судебно-психологическая экспертиза, Сафуанов Ф.С., 2014

1.3. Место судебно-психологической экспертизы в структуре юридической психологии.

Судебно-психологическая экспертиза является частью судебной психологии — одного из важнейших разделов юридической психологии. При этом психолог может изучать психологические аспекты психической деятельности не только разнообразных участников правовых отношений, по и самого психолога, выступающего в роли эксперта, Роль психолога в области СПЭ (в отличие от других сфер деятельности юридического психолога) «раздваивается»: он может выступать и как исследователь проблем, связанных с проведением судебной экспертизы с участием психолога, и как собственно практик, осуществляющий само производство экспертизы.

Оглавление.

Предисловие.
Принятые сокращения.
Раздел I ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ.
РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.
Раздел III. ПРЕДМЕТНЫЕ ВИДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ.
Раздел IV. ПРЕДМЕТНЫЕ ВИДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Раздел V. КОМПЛЕКСНАЯ СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
Учебно-тематическая программа но предмету «Судебно-психологическая экспертиза» для студентов психологических вузов.
Приложение.
Рекомендуемая литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Судебно-психологическая экспертиза, Сафуанов Ф.С., 2014 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Освещается теория и практика судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.

Содержится оригинальная научная разработка теоретических, методологических и этических проблем судебно-психологической экспертизы. Автор, постоянно выступающий в качестве эксперта-психолога, на основе собственной практики приводит современные представления об основных предметных видах судебно-психологической экспертизы.

Оставьте комментарий