Социальные пособия в российской федерации

Пособия, в от­ли­чие от пен­сий, вре­мен­но за­ме­ня­ют или до­пол­ня­ют в ви­де со­ци­аль­ной под­держ­ки основных ис­точ­ни­ки средств су­ще­ст­во­ва­ния (за­ра­бот­ную пла­ту, пен­сию).

Пособия как од­на из форм жиз­не­обес­пе­че­ния лю­дей, ну­ж­даю­щих­ся в со­ци­аль­ной по­мо­щи со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва в си­лу воз­рас­та (де­ти, ста­ри­ки) ли­бо со­стоя­ния здо­ро­вья (не­тру­до­спо­соб­ные), су­ще­ст­во­ва­ли с древ­них вре­мён, хо­тя и не все­гда бы­ли фор­ма­ли­зо­ва­ны в ви­де со­от­вет­ствую­щих ак­тов. По ме­ре ус­лож­не­ния со­ци­аль­ных свя­зей в об­ще­ст­ве к чис­лу при­чин ну­ж­дае­мо­сти че­ло­ве­ка в со­ци­аль­ной по­мо­щи со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва при­бав­ля­ют­ся и те, ко­то­рые обу­слов­ле­ны ха­рак­те­ром гос­под­ствую­щих в об­ще­ст­ве эко­но­мич. от­но­ше­ний, по­ро­ж­даю­щих без­ра­бо­ти­цу, ин­фля­цию, бед­ность. Со­дер­жа­ние пре­ста­ре­лых и не­тру­до­спо­соб­ных, де­тей-си­рот, дли­тель­ное вре­мя осу­ще­ст­в­ляв­шее­ся в рам­ках се­мьи, а в де­рев­нях — и в об­щи­не, с раз­ви­ти­ем фео­да­лиз­ма в Рос­сии до­пол­ня­лось пре­дос­тав­ле­ни­ем со­ци­аль­ной по­мо­щи в на­ту­раль­ной фор­ме, а так­же пу­тём по­ме­ще­ния ну­ж­даю­щих­ся в этом в бо­га­дель­ни, ин­ва­лид­ные и си­рот­ские до­ма, со­дер­жав­шие­ся за счёт бла­го­тво­ри­тель­но­сти и по­жерт­во­ва­ний, в том числе под над­зо­ром и по­пе­че­ни­ем ду­хо­вен­ст­ва. Ра­бо­чие во вре­мя бо­лез­ни по­лу­ча­ли по­мощь в рам­ках це­хо­во­го (со­юз­но­го) при­зре­ния ли­бо в различных фор­мах взаи­мо­по­мо­щи. С рас­па­дом об­щин­ной и кор­по­ра­тив­но-це­хо­вой ор­га­ни­за­ции при­ме­не­ние на­ём­но­го тру­да и при­зна­ние его то­ва­ром при­ве­ли к не­об­хо­ди­мо­сти ор­га­ни­за­ции государственной сис­те­мы со­ци­аль­ной за­щи­ты ра­бот­ни­ков с воз­ло­же­ни­ем на пред­при­ни­ма­те­лей час­ти рас­хо­дов в слу­ча­ях пре­кра­ще­ния или при­ос­та­нов­ле­ния ра­бот­ни­ка­ми тру­до­вой дея­тель­но­сти по бо­лез­ни (по­лу­че­нии уве­чья). Государственное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние на­ём­ных ра­бот­ни­ков, по­лу­чив­шее наи­бо­лее пол­ное раз­ви­тие в Гер­ма­нии, обес­пе­чи­ва­ло ра­бо­чих пособиями поч­ти во всех слу­ча­ях ут­ра­ты ими за­ра­бот­ка (за­ко­ны о стра­хо­ва­нии: на слу­чай бо­лез­ни 1883 год, от не­сча­ст­ных слу­ча­ев 1884 год, по ин­ва­лид­но­сти и по ста­рос­ти 1889 год). Вслед за Гер­ма­ни­ей та­кие за­ко­ны ста­ли при­ни­мать­ся и в других ев­ропейских стра­нах.

В Рос­сии, за ис­клю­че­ни­ем железно-дорожных ра­бо­чих и гор­но­ра­бо­чих, в оп­ре­де­лён­ной ме­ре обес­пе­чен­ных на слу­чай уве­чья и бо­лез­ни (за­кон 1861), вся ос­таль­ная мас­са фаб­рич­но-за­во­дских ра­бо­чих (но толь­ко на боль­ших фаб­ри­ках) име­ла пра­во лишь на поль­зо­ва­ние боль­ни­цей и медицинской по­мо­щью. По­это­му ра­бо­чие ми­ни­ми­зи­ро­ва­ли для се­бя и се­мьи по­след­ст­вия бо­лез­ни и без­ра­бо­ти­цы в по­ряд­ке са­мо­по­мо­щи и то­ва­ри­ще­ской ор­га­ни­за­ции. В 1903 году ут­вер­жде­ны Пра­ви­ла о воз­на­гра­ж­де­нии по­тер­пев­ших вслед­ст­вие не­сча­ст­ных слу­ча­ев ра­бо­чих и слу­жа­щих, а рав­но чле­нов их се­мейств на пред­при­яти­ях фаб­рич­но-за­во­дской, гор­ной и гор­но­за­вод­ской промышленности. На­зна­че­ние пособия про­из­во­ди­лось по доб­ро­воль­но­му со­гла­ше­нию сто­рон, в про­тив­ном слу­чае — в су­деб­ном по­ряд­ке. В 1912 году при­ня­ты за­ко­ны «Об обес­пе­че­нии ра­бо­чих на слу­чай бо­лез­ни», «О стра­хо­ва­нии от не­сча­ст­ных слу­ча­ев» и другие, по ко­то­рым для ра­бо­чих — чле­нов боль­нич­ных касс вво­ди­лись пособия в свя­зи с бо­лез­нью, увечь­ем, смер­тью и ро­да­ми за счёт взно­сов в эти кас­сы. Раз­мер пособия со­став­лял: по бо­лез­ни — от 2/3 до 1/4 днев­но­го за­ра­бот­ка; в свя­зи с ро­да­ми — 1/2 днев­но­го за­ра­бот­ка за 2 нед до ро­дов и 4 нед по­сле ро­дов; в свя­зи со смер­тью — от 20- до 30-крат­но­го днев­но­го за­ра­бот­ка умер­ше­го. Ес­ли ра­бо­чий не был чле­ном кас­сы, то он по­лу­чал пособие толь­ко в свя­зи с увечь­ем на про­изводстве. После Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года сис­те­ма со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния бы­ла уп­разд­не­на и по­лу­чи­ла своё раз­ви­тие но­вая сис­те­ма — стра­хо­ва­ние за счёт средств пред­при­ни­ма­те­лей, ко­то­рая бы­ла рас­про­стра­не­на на всех на­ём­ных ра­бот­ни­ков и на все ви­ды по­те­ри тру­до­спо­соб­но­сти, в том числе и в слу­чае ма­те­рин­ст­ва, с воз­ме­ще­ни­ем по мень­шей ме­ре пол­но­го за­ра­бот­ка. По­ло­же­ние ВЦИК и СНК РСФСР «О стра­хо­ва­нии на слу­чай без­ра­бо­ти­цы» (1917) пре­ду­смат­ри­ва­ло вы­пла­ту пособий по без­ра­бо­ти­це, дек­рет СНК РСФСР «О стра­хо­ва­нии на слу­чай бо­лез­ни» (1917) — вы­пла­ту пособий при бо­лез­нях, ро­дах, по слу­чаю смер­ти ра­бот­ни­ка и других. В ус­ло­ви­ях Гражданской вой­ны 1917-1922 годов был осу­ще­ст­в­лён пе­ре­ход от со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния (сис­те­ма ко­то­ро­го так и не сло­жи­лась) к государственному со­ци­аль­но­му обес­пе­че­нию. По­ло­же­ни­ем о со­ци­аль­ном обес­пе­че­нии тру­дя­щих­ся (1918) уч­ре­ж­да­лась сис­те­ма обес­пе­че­ния всех ну­ж­даю­щих­ся лиц, не экс­плуа­ти­ро­вав­ших чу­жо­го тру­да, при временной ут­ра­те средств су­ще­ст­во­ва­ния вслед­ст­вие не­тру­до­спо­соб­но­сти, по­сто­ян­ной ут­ра­те тру­до­спо­соб­но­сти, без­ра­бо­ти­це не по ви­не ра­бот­ни­ка. Дек­ре­том СНК РСФСР «О со­ци­аль­ном стра­хо­ва­нии лиц, за­ня­тых на­ём­ным тру­дом» (1921) сис­те­ма со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния рас­про­стра­ня­лась на на­ём­ных ра­бот­ни­ков по слу­чаю временной и по­сто­ян­ной ут­ра­ты тру­до­спо­соб­но­сти, на слу­чай без­ра­бо­ти­цы, а так­же на слу­чай смер­ти за счёт пред­при­ятий, ор­га­ни­за­ций и ча­ст­ных лиц, ис­поль­зую­щих на­ём­ный труд. Дек­ре­том СНК РСФСР «О со­ци­аль­ном обес­пе­че­нии при вре­мен­ной не­тру­до­способ­но­сти и ма­те­рин­ст­ве» (1921) бы­ли ус­та­нов­ле­ны вы­пла­та пособий по временной не­тру­до­спо­соб­но­сти за­стра­хо­ван­ным в раз­ме­ре фак­тического за­ра­бот­ка, до­пол­ни­тель­ные пособия ро­же­ни­цам (еди­но­вре­мен­ное пособие на пред­ме­ты ухо­да, по­со­бие на корм­ле­ние ре­бён­ка). В 1921 году при­нят дек­рет СНК РСФСР «О со­ци­аль­ном обес­пе­че­нии при без­ра­бо­ти­це». В этом же го­ду бы­ли вве­де­ны пособия на по­гре­бе­ние за­стра­хо­ван­ных и чле­нов их се­мей. Да­лее в ис­то­рии Советского го­су­дар­ст­ва обес­пе­че­ние отдельными ви­да­ми пособий со­вер­шен­ст­во­ва­лось. Так, например, в 1931 году ус­та­нов­ле­ны вы­пла­ты в ви­де еже­ме­сяч­ных пособий не­тру­до­спо­соб­ным чле­нам се­мей крас­но­ар­мей­цев; позд­нее по­яв­ля­ют­ся пособия по пе­ре­обу­че­нию и пе­ре­ква­ли­фи­ка­ции ли­цам с ог­ра­ни­чен­ной тру­до­спо­соб­но­стью (1932) и так далее. С при­ня­ти­ем в 1936 году Кон­сти­ту­ции СССР бы­ло за­кре­п­ле­но функ­цио­ни­ро­ва­ние в СССР государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния и пра­ва гра­ж­дан на ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние в ста­рос­ти, а так­же в слу­чае бо­лез­ни и по­те­ри тру­до­спо­соб­но­сти (статья 120). В этом же го­ду вве­де­ны еже­ме­сяч­ные пособия мно­го­дет­ным ма­те­рям (при ро­ж­де­нии седь­мо­го и ка­ж­до­го сле­дую­ще­го ре­бён­ка). В го­ды Великой Отечественной вой­ны при­ни­ма­лись нор­ма­тив­ные ак­ты о на­зна­че­нии и вы­пла­те пособий во­ен­но­слу­жа­щим, рас­про­стра­не­нии за­ко­но­да­тель­ст­ва о со­ци­аль­ном их обес­пе­че­нии на не­ко­то­рые ка­те­го­рии ра­бо­чих и слу­жа­щих. В 1944 году вве­де­ны еже­ме­сяч­ные пособия оди­но­ким ма­те­рям, еди­но­вре­мен­ные, а за­тем еже­ме­сяч­ные пособия при ро­ж­де­нии третье­го и ка­ж­до­го сле­дую­ще­го ре­бён­ка. С середины 1950-х годов во­про­сы на­зна­че­ния и вы­пла­ты со­ци­аль­ных пособий ре­ша­лись в основном в со­от­вет­ст­вии с По­ло­же­ни­ем о по­ряд­ке на­зна­че­ния и вы­пла­ты по­со­бий по го­су­дар­ст­вен­но­му со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию (1955). Пособия вы­пла­чи­ва­лись: по временной не­тру­до­спо­соб­но­сти; по бе­ре­мен­но­сти и ро­дам; на ро­ж­де­ние ре­бён­ка; на по­гре­бе­ние; по пе­ре­ква­ли­фи­ка­ции. Позд­нее бы­ли вве­де­ны еже­ме­сяч­ные пособия: на де­тей во­ен­но­слу­жа­щих сроч­ной служ­бы (1963); на де­тей ма­ло­обес­пе­чен­ным семь­ям с учётом сред­не­го со­во­куп­но­го до­хо­да се­мьи (1974); ин­ва­ли­дам с дет­ст­ва 1-й и 2-й групп, дос­тиг­шим 16-лет­не­го воз­рас­та, и на де­тей-ин­ва­ли­дов с дет­ст­ва в воз­рас­те до 16 лет (1979). По­ло­же­ни­ем о по­ряд­ке на­зна­че­ния и вы­пла­ты по­со­бий бе­ре­мен­ным жен­щи­нам, мно­го­дет­ным и оди­но­ким ма­те­рям (1970) пре­ду­смат­ри­вал­ся диф­фе­рен­ци­ро­ван­ный раз­мер еди­но­вре­мен­ных и еже­ме­сяч­ных пособий ма­те­рям, имею­щим двух де­тей, при ро­ж­де­нии третье­го и ка­ж­до­го по­сле­дую­ще­го ре­бён­ка. Ос­но­вы за­ко­но­да­тель­ст­ва Сою­за ССР и со­юз­ных рес­пуб­лик о тру­де (1970), ко­дек­сы за­ко­нов о тру­де со­юз­ных рес­пуб­лик за­кре­п­ля­ли пра­во всех ра­бо­чих и слу­жа­щих на обя­зательное государственное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние с обес­пе­че­ни­ем пособия: по времеменной не­тру­до­спо­соб­но­сти; по бе­ре­мен­но­сти и ро­дам; по слу­чаю ро­ж­де­ния ре­бён­ка; на по­гре­бе­ние. По­ло­же­ние о по­ряд­ке обес­пе­че­ния по­со­бия­ми по государственному со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию (1984) со­дер­жа­ло ус­ло­вия и по­ря­док на­зна­че­ния пособиями: по временной не­тру­до­спо­соб­но­сти; по бе­ре­мен­но­сти и ро­дам; при ро­ж­де­нии ре­бён­ка; по ухо­ду за ре­бён­ком до дос­ти­же­ния им воз­рас­та од­но­го го­да; на де­тей ма­ло­обес­пе­чен­ным семь­ям; на по­гре­бе­ние.

Рас­пад СССР и ре­фор­ми­ро­ва­ние в Рос­сии эко­но­мических от­но­ше­ний при­ве­ли к со­зда­нию в начале 1990-х годов са­мо­сто­ятельных спе­циа­ли­зированных вне­бюд­жет­ных со­ци­аль­ных фон­дов — Пен­си­он­но­го фон­да РФ, Фон­да со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния РФ, Государственного фон­да за­ня­то­сти на­се­ле­ния (ли­к­ви­ди­ро­ван в 2001), фи­нан­со­вые сред­ст­ва ко­то­рых ста­ли ис­точ­ни­ка­ми для вы­плат боль­шин­ст­ва со­ци­аль­ных пособий. В XXI веке при су­ще­ст­вую­щей в стра­не сис­те­ме мно­го­численных государственных пособий нет еди­но­го за­ко­но­дательного оп­ре­де­ле­ния для всех их ви­дов, как нет и еди­но­го фе­де­раль­но­го за­ко­на по их на­зна­че­нию и вы­пла­те. Как пра­ви­ло, ка­ж­до­му ви­ду пособия (или их груп­пе) со­от­вет­ст­ву­ет фе­де­раль­ный за­кон. Так, обес­пе­че­ние се­мей­ны­ми по­со­бия­ми, по­со­би­ем по временной не­тру­до­спо­соб­но­сти осу­ще­ст­в­ля­ет­ся фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми: «О го­су­дар­ст­вен­ных по­со­би­ях гра­ж­да­нам, имею­щим де­тей» (1995) и «Об обя­за­тель­ном со­ци­аль­ном стра­хо­ва­нии на слу­чай вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти и в свя­зи с ма­те­рин­ст­вом» (2006). Обес­пе­че­ние пособием по без­ра­бо­ти­це осу­ще­ст­в­ля­ет­ся За­ко­ном РФ «О за­ня­то­сти на­се­ле­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (1991), пособие на по­гре­бе­ние — Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О по­гре­бе­нии и по­хо­рон­ном де­ле» (1996) и так далее. Субъ­ек­ты РФ за счёт ре­гио­наль­ных бюд­же­тов мо­гут ус­та­нав­ли­вать до­пол­нительные вы­пла­ты по пособиям, ус­та­нов­лен­ным фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом, и вво­дить иные по­со­бия.

Все ви­ды пособий еже­год­но ин­дек­си­ру­ют­ся, а в рай­онах и ме­ст­но­стях, где ус­та­нов­ле­ны рай­он­ные ко­эф­фи­ци­ен­ты к за­ра­бот­ной пла­те, — с при­ме­не­ни­ем этих ко­эф­фи­ци­ен­тов. Пра­вом на по­лу­че­ние по­со­бий, имею­щих в ка­ж­дом слу­чае стро­го це­ле­вое на­зна­че­ние, при на­сту­п­ле­нии со­от­вет­ст­вую­щих об­стоя­тельств поль­зу­ют­ся все гра­ж­да­не РФ, указанные в законе категории иностранных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва, про­жи­ваю­щих на тер­ри­то­рии Рос­сии.

Все ви­ды пособий раз­ли­ча­ют­ся по сро­кам и ис­точ­ни­ку вы­пла­ты. Пер­вая груп­па пособий (по временной не­тру­до­спо­соб­но­сти, по бе­ре­мен­но­сти и ро­дам, по без­ра­бо­ти­це) вы­пла­чи­ва­ет­ся с це­лью ока­за­ния со­ци­аль­ной под­держ­ки в те­че­ние не­про­дол­жи­тель­но­го пе­рио­да вре­ме­ни вме­сто за­ра­бот­ка, ут­ра­чен­но­го по ува­жи­тель­ной при­чи­не. Раз­ме­ры та­ких пособий со­из­ме­ря­ют­ся с основном ис­точ­ни­ка­ми средств су­ще­ст­во­ва­ния и мо­гут быть рав­ны ут­ра­чен­но­му за­ра­бот­ку или при­бли­жать­ся к не­му. Вто­рая груп­па пособий (еже­ме­сяч­ные по­со­бия оди­но­ким и мно­го­дет­ным ма­те­рям, по слу­чаю ро­ж­де­ния ре­бён­ка, на по­гре­бе­ние и другие) вы­пла­чи­ва­ет­ся как до­пол­нительная со­ци­аль­ная под­держ­ка к основным ис­точ­ни­кам средств су­ще­ст­во­ва­ния (за­ра­бот­ной пла­те, пен­сии) или к пер­вой груп­пе по­со­бий. Раз­мер та­ких пособий ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в твёр­дой сум­ме и оп­ре­де­ля­ет­ся с учё­том до­пол­ни­тель­ных за­трат. Тре­тья груп­па пособий (еже­ме­сяч­ные по­со­бия де­тям во­ен­но­слу­жа­щих сроч­ной служ­бы) вы­пла­чи­ва­ет­ся как со­ци­аль­ная под­держ­ка при от­сут­ст­вии основных ис­точ­ни­ков средств су­ще­ст­во­ва­ния.

В за­ви­си­мо­сти от ис­точ­ни­ка средств вы­пла­ты пособий мо­гут на­зна­чать­ся за счёт средств цен­тра­ли­зованных вне­бюд­жет­ных фон­дов обя­зательного со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния или за счёт бюд­жет­ных средств.

Прак­ти­ка при­ме­не­ния со­ци­аль­ных пособий в национальных сис­те­мах со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния от­ли­ча­ет­ся зна­чительным раз­но­об­ра­зи­ем, что обу­слов­ле­но раз­ным уров­нем эко­но­мического раз­ви­тия. Со­ци­аль­ные пособия, по­доб­ные рос­сий­ским, ус­та­нав­ли­ва­ют­ся прак­ти­че­ски во всех раз­ви­тых стра­нах, в ко­то­рых сло­жи­лась мно­го­ук­лад­ная сис­те­ма эко­но­мических от­но­ше­ний. Сис­те­ма со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния функ­цио­ни­ру­ет главным образом по прин­ци­пу стра­хо­ва­ния — по бо­лез­ни, ста­рос­ти, ин­ва­лид­но­сти, в свя­зи с ма­те­рин­ст­вом, на­ли­чи­ем де­тей, на слу­чай без­ра­бо­ти­цы и так далее. Как пра­ви­ло, дей­ст­ву­ют две сис­те­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния: обя­за­тель­ное (пол­ное или час­тич­ное) и доб­ро­воль­ное. Од­но­вре­мен­но дей­ст­ву­ет пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ной по­мо­щи как за счёт средств бюд­же­та, так и в рам­ках бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Во мно­гих стра­нах «третье­го ми­ра» не су­ще­ст­ву­ет стра­хо­ва­ния на слу­чай без­ра­бо­ти­цы, вы­пла­та пособия по бо­лез­ни, бе­ре­мен­но­сти и ро­дам воз­ло­же­на за­час­тую на ра­бо­то­да­те­ля. По­лу­ча­ют раз­ви­тие различные фор­мы взаи­мо­по­мо­щи (в том числе и в рам­ках се­мьи) и са­мо­ор­га­ни­за­ции, бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Ка­кой-ли­бо еди­ной мо­де­ли пре­дос­тав­ле­ния со­ци­аль­ной по­мо­щи из средств государственного бюд­же­та не су­ще­ст­ву­ет, по­сколь­ку её фи­нан­си­ро­ва­ние за­ви­сит от воз­мож­но­стей национальной эко­но­ми­ки.

Что такое пособие

Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной суммы из бюджета. Так его определяет закон 1 .

Пособия в России в 2021 году означают государственную поддержку граждан, которые временно оказались в стесненных обстоятельствах. Назначение и выплата материальной помощи являются частью государственной политики — дополнение к доходам нуждающихся. Но таковыми признают не всех, иначе денег в бюджете бы просто не осталось.

Поэтому государство разработало и продолжает разрабатывать перечень социально значимых случаев помощи.

В 2021 году пособия в России могут быть как регулярными, то есть выплачиваться на протяжении определенного периода времени, так и единовременными — разовыми.

Отметим, что льготу государство дает не только людям в сложной ситуации, но и тем, кто имеет заслуги перед страной. Например, материальная помощь положена ветеранам.

Пособие имеет несколько отличий от других видов госпомощи.

  • Это всегда денежные выплаты;
  • предоставляются определенным гражданам в случаях предусмотренными законом;
  • выплачиваются из бюджета (федерального или регионального);
  • выплачиваются периодически (например, раз в месяц) или единовременно;
  • рассчитываются либо на основе заработка, либо устанавливаются в твердом размере;
  • назначаются по принципу нуждаемости (когда оснований для продолжения выплат больше нет, они прекращаются).

В 2021 году при назначении пособия в России учитываются несколько факторов:

  • состояние здоровья или объективные жизненные обстоятельства (например, беременность);
  • изменение в социальном статусе (например, увольнение);

Региональные пособия устанавливаются в каждой области, республике и края самостоятельно. Их размер может отличаться от региона к региону, либо где-то вообще отсутствовать. Например, в Москве при рождении первого ребенка молодая семья может получить разовую выплату в размере около 6000 рублей, а в Челябинской области — 2000 рублей.

Какие пособия существуют в России

Социальных пособий в России в 2021 году достаточно много. Можно выделить четыре больших вида поддержки:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по безработице;
  • детские пособия;
  • специальные пособия/

Детских социальных пособий в России достаточно много. Вот лишь некоторые:

  • по беременности и родам;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • единовременное пособие женщинам, вставших на учет в женской консультации до 12 недель;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • пособие по инвалидности;
  • пособия малоимущим семьям;
  • помощь многодетным семьям;
  • пособие на погребение.

Выплату начислят в сентябре и только один раз, но точной даты пока нет. Специальных заявлений подавать не нужно, пенсионный фонд сам все посчитает.

Также предлагается специальное пособие военным, действующим сотрудникам силовых ведомств и курсантам. Выплата будет разовой, в размере 15 000 рублей. Начислят ее до конца 2021 года. Точной даты, сроков и приказа касательно военных пока нет.

Кто имеет право на получение пособия

В зависимости от региона отличаются и категории граждан, которые имеют право на назначение выплаты. Какой-то край богаче, в каком-то уровень жизни выше, а где-то наоборот ситуация тяжелейшая. Однако в каждой части страны следующие категории населения могут претендовать на пособия:

  • многодетные семьи;
  • одинокие пенсионеры, неспособные больше трудиться;
  • инвалиды;
  • дети, воспитывающиеся без одного родителя;
  • дети-сироты;
  • студенты-очники, имеющих детей;
  • беременные женщины и находящиеся в декрете;
  • потерявшие официальную работу.

Могут ли перестать выплачивать пособия

Да. Социальные пособия в России призваны оказать поддержку гражданам, временно оказавшимися в сложной ситуации. С улучшением уровня жизни прекращается и выплата пособий.

Простой пример: жена в декрете, муж потерял работу. Кормить себя и детей, платить за жилье — тяжело. Семья подает справки о доходах в соцзащиту и та назначает пособие. Потом муж находит работу и уровень дохода позволяет содержать семью — пособие отменяют.

Выплаты могут прекратить, если гражданин сознательно не предпринимает никаких шагов по изменению сложившейся ситуации. Например, долгое время не ищет работу и стоит на бирже труда. Или если получатель достиг определенного возраста и уже не может претендовать на выплаты.

Социальное пособие — пособие в форме денежной выплаты в рамках системы социального обеспечения, мера государственной социальной поддержки.

Содержание

Согласно БРЭ социальные пособия — это денежные выплаты по системе социального обеспечения, представляющие собой социальную поддержку гражданам в установленных законом случаях. Пособия, в отличие от пенсий, временно заменяют или дополняют (в виде социальной поддержки) основные источники средств существования (заработную плату, пенсию) [1] .

В конце XIX века в Германии государственное социальное страхование наёмных работников получило наиболее полное развитие: рабочие были обеспечены пособиями почти во всех случаях утраты ими заработка на основании Законов о страховании: на случай болезни в 1883 году, от несчастных случаев в 1884 году, по инвалидности и по старости в 1889 году. Вслед за Германией такие законы были приняты и в других европейских странах [1]

Выделяются следующие виды пособий [1] :

  • по размеру социальной поддержки (в течение непродолжительного периода времени вместо заработка, утраченного по уважительной причине (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по безработице), дополнительная поддержка к основным источникам средств существования (ежемесячные пособия одиноким и многодетным матерям, пособие по рождению ребёнка, пособие на погребение), при отсутствии основных источников средств существования (ежемесячные пособия детям военнослужащих срочной службы));
  • по сроку выплат (единовременные (пособие женщине, вставшей на учёт в ранние сроки беременности; пособие на погребение), ежемесячные (пособие на ребёнка, пособие по безработице), периодические (пособие по временной нетрудоспособности));
  • по источнику выплат (за счёт средств внебюджетных фондов обязательного социального страхования или за счёт бюджетных средств).

История социальных пособий в России Править

До 1861 года в России социальная помощь осуществлялась в натуральной форме, путём помещения нуждающихся в этом в богадельни, инвалидные и сиротские дома, содержавшиеся за счёт благотворительности и пожертвований, в том числе под надзором и попечением духовенства. Рабочие во время болезни получали помощь в рамках цехового (союзного) призрения либо в различных формах взаимопомощи. Содержание престарелых и нетрудоспособных, детей-сирот, длительное время осуществлявшееся в рамках семьи, а в деревнях — в общине [1] .

«Закон 1861 года» обеспечивал железнодорожных рабочих и горнорабочих пособиями на случай увечья и болезни, а также они имели право на пользование больницей и медицинской помощью. Прочие фабрично-заводские рабочие имели лишь право на пользование больницей и медицинской помощью, поэтому семьи рабочих лишь помогали друг другу в случаях наступлений неблагоприятных событий. В 1903 году были утверждены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих», а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности. Назначение пособий производились по добровольному соглашению сторон или в судебном порядке. В 1912 году были приняты законы: «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании от несчастных случаев» и другие, по которым для рабочих — членов больничных касс вводились пособия в связи с болезнью, увечьем, смертью и родами за счёт взносов в эти кассы. Размер пособия составлял: по болезни — от 2/3 до 1/4 дневного заработка; в связи с родами — 1/2 дневного заработка за 2 недель до родов и 4 недель после родов; в связи со смертью — от 20- до 30-кратного дневного заработка умершего. Если рабочий не был членом кассы, то он получал пособие только в связи с увечьем на производстве [1] .

После 1917 года система социального обеспечения была упразднена, было введено страхование за счёт средств предпринимателей, которая была распространена на всех наёмных работников и на все виды потери трудоспособности, в том числе и в случае материнства, с возмещением по меньшей мере полного заработка. Положение ВЦИК и СНК РСФСР «О страховании на случай безработицы» в 1917 году предусматривало выплату пособий по безработице. Декрет СНК РСФСР «О страховании на случай болезни» в 1917 году — выплату пособий при болезнях, родах, по случаю смерти работника и других. В 1917—1922 годах был осуществлён переход от социального страхования (которая так и не сложилась) к государственному социальному обеспечению. «Положением о социальном обеспечении трудящихся» 1918 года учреждалась система обеспечения всех нуждающихся лиц, не эксплуатировавших чужого труда, при временной утрате средств существования вследствие нетрудоспособности, постоянной утрате трудоспособности, безработице не по вине работника. Декретом СНК РСФСР «О социальном страховании лиц, занятых наёмным трудом» 1921 года система социального страхования распространялась на наёмных работников по случаю временной и постоянной утраты трудоспособности, на случай безработицы, а также на случай смерти за счёт предприятий, организаций и частных лиц, использующих наёмный труд. Декретом СНК РСФСР «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве» 1921 года были установлены выплата пособий по временной нетрудоспособности застрахованным в размере фактического заработка, дополнительные пособия роженицам (единовременное пособие на предметы ухода, пособие на кормление ребёнка). В 1921 году принят декрет СНК РСФСР «О социальном обеспечении при безработице», также с 1921 года были введены пособия на погребение застрахованных и членов их семей. В 1931 году были установлены выплаты в виде ежемесячных пособий нетрудоспособным членам семей красноармейцев. В 1932 году появились пособия по переобучению и переквалификации лицам с ограниченной трудоспособностью. В 1936 году была принята Конституция СССР с государственной системой социального обеспечения и прав граждан на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности (статья 120 Конституции СССР 1936 года). В 1936 году были введены также ежемесячные пособия многодетным матерям (при рождении седьмого и каждого следующего ребёнка) [1] .

В годы Великой Отечественной войны назначались выплаты пособий военнослужащим, некоторым категориям рабочих и служащих. В 1944 году введены ежемесячные пособия одиноким матерям, единовременные, а затем ежемесячные пособия при рождении третьего и каждого следующего ребёнка [1] .

С 1955 года выплаты социальных пособий производились в соответствии с «Положением о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию»: пособия по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; на рождение ребёнка; на погребение; по переквалификации. С 1963 года были введены ежемесячные пособия на детей военнослужащих срочной службы. С 1974 года — пособия на детей малообеспеченным семьям с учётом среднего совокупного дохода семьи. С 1979 года — пособия инвалидам с детства 1-й и 2-й групп, достигшим 16-летнего возраста, и пособия на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет [1] .

С 1970 года «Положением о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям» вводился дифференцированный размер единовременных и ежемесячных пособий матерям, имеющим двух детей, при рождении третьего и каждого последующего ребёнка. С 1970 года «Кодексы законов о труде союзных республик» закрепляли право всех рабочих и служащих на обязательное государственное социальное страхование с обеспечением пособия: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; по случаю рождения ребёнка; на погребение. С 1984 года «Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию» назначались пособия: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребёнка; по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года; на детей малообеспеченным семьям; на погребение [1] .

В начале 1990-х годов источниками для выплат большинства социальных пособий стали внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения (ликвидирован в 2001 год) [1] .

Состав социальных пособий Править

На федеральном уровне в Российской Федерации установлены следующие пособия [1] :

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по безработице;
  • единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся ВИЧ человека при исполнении своих служебных обязанностей;
  • единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;
  • единовременное пособие гражданам, привлечённым для борьбы с терроризмом;
  • ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих;
  • ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы;
  • единовременное пособие вынужденным переселенцам;
  • единовременное пособие беженцам;
  • пособие на погребение.

Субъекты Российской Федерации за счёт своих региональных бюджетов могут устанавливать дополнительные выплаты по пособиям, установленным федеральным законодательством, и вводить иные социальные пособия [1] .

По состоянию на 1995 год пособия по старости получает больше 30% семей, которые живут на территории ЕС. В Нидерландах есть базовые пособия, которые выплачиваются тем, кто старше 65 лет. Также есть дополнительные пенсии. Социальные пособия составляют в среднем 19,6% совокупных доходов семей, которые проживают в Европе. В Греции и Португалии этот показатель ниже. В системах социального обеспечения первое место по расходам принадлежит пособиям по старости, затем идут пособия по безработице, инвалидности, а также семейные пособия. В разных странах установлен разный размер пособий. На эту сумму влияет уровень безработицы и доля семей с детьми [2] .

Каждый постоянный житель Нидерландов и Дании имеет право получать базовое пособие. Система социального обеспечения в Австрии, Германии, Франции, Люксембурге и Бельгии устроена таким образом, что размер пособия пропорционален доходам, которые были получены ранее [2] .

Выплата социальных пособий способствовала сокращению числа бедных семей на 6,5% в Греции, на 14,5% в Португалии и на 19,5% в Испании [2] .

Оставьте комментарий