Союзный договор в конфедерации

Сою?з Сувере?нных Госуда?рств (ССГ, Союз СГ, Союз Независимых Государств,СНГ) [1] — нереализованный проект союзного государства на территории СССР. Согласно проекту, сохранялась единая страна с суверенными (то есть независимыми) республиками. Ранее планировалось федеративное государство Союз Советских Суверенных Республик, позднее — конфедеративное государство ССГ.

Содержание

После того как прошел парад суверенитетов

Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР [2]

«Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»

далее было подписано: «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (8 декабря 1991 года) :

«Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства — учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование

договорились о нижеследующем:

Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.»

Впервые [3] идея заключения нового Союзного договора была отражена в резолюции «О Союзном Договоре», принятой Верховным Советом Эстонской ССР 16 ноября 1988 года, говорившей о том, что Верховный Совет Эстонской ССР, основываясь на Декларации о суверенитете, входит в Президиум Верховного Совета СССР с предложением разработать Союзный договор, и уполномочивает Президиум Верховного Совета Эстонской ССР представлять интересы республики при разработке текста договора [4] . Через 2 года, после принятия закона о восстановлении независимости, Верховный Совет Эстонии отказался от этой идеи [5] .

Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принятие декларации стало ключевым событием в процессе распада СССР.

В декабре 1990 года был поднят вопрос о реорганизации СССР.

3 декабря Верховный Совет СССР поддержал концепцию предложенного Президентом СССР М. С. Горбачёвым проекта Союзного Договора и передал его для обсуждения на IV Съезде народных депутатов СССР [6] .

24 декабря 1990 года депутаты IV Съезда народных депутатов СССР, проведя поимённое голосование, постановили считать необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности [7] .

В тот же день, по инициативе и настойчивому требованию Президента СССР М. С. Горбачева [8] , Съездом было принято постановление по вопросу о проведении всесоюзного референдума о сохранении обновлённого Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик [9] . За принятие постановления голосовали 1677 депутатов, против — 32, воздержались — 66 [8] .

17 марта 1991 года состоялся референдум, на котором за сохранение и обновление СССР проголосовало большинство граждан, исключая население шести республик (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), в которых высшие органы власти отказались проводить референдум, так как ранее объявили о независимости или о переходе к независимости согласно результатам ранее прошедших в них референдумов о независимости.

На основе концепции референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках т. н. новоогарёвского процесса весной — летом 1991 был разработан проект по заключению нового союза — Союза Советских Суверенных Республик [10] (СССР [10] , Союз ССР [10] , Союз Суверенных Государств [10] ) как мягкой, децентрализованной федерации.

Проект договора о создании Союза был дважды парафирован (предварительно подписан) — 23 апреля и 17 июня 1991 года. Окончательная редакция «Договора о Союзе суверенных государств» была опубликована в газете «Правда» 15 августа. В той же газете 3 августа 1991 года было опубликовано выступление Президента СССР Горбачёва по телевидению, в котором отмечалось, что «союзный договор открыт к подписанию» с 20 августа 1991 года. В новом Договоре указывалось: «Государства, образующие Союз, обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют своё национально-государственное устройство, систему органов власти и управления [11] , они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам — участникам Договора…». Более того, в 2-м [10] разделе 23-й статьи нового Договора говорилось: «Настоящий договор… вступает в силу с момента подписания… полномочными делегациями. Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании СССР 1922 года» [12] .

27 июня Верховный Совет Украинской ССР принимает постановление о переносе обсуждения проекта Союзного договора на сентябрь этого же года. Согласно данному постановлению cледовало рассмотреть до 1 сентября 1991 г. представленный проект Договора о ССГ относительно его соответствия положениям и принципам Декларации о государственном суверенитете Украины и Закону об экономической самостоятельности УССР. Кабинет Министров Украины и Академия наук республики должны были подготовить к этому сроку экономические подсчеты и правовые выводы относительно вхождения Украины в Союз на условиях, определяемых проектом Союзного договора [13] . Рабочая группа ВС Украинской ССР должна была к 15 сентября 1991 г. обобщить представленные документы и предложения, высказанные народными депутатами [14] .

5 июля Верховный Совет РСФСР принимает постановление, согласно которому заключение Договора о Союзе Суверенных Государств является возможным с учетом внесенных Верховным Советом РСФСР изменений и дополнений. В соответствии с ними государственная делегация республики получила поручение следовать в процессе завершающейся совместной работы над текстом Договора таким принципиальным положениям, как формирование союзного бюджета из фиксированных взносов республик, входящих в Союз; распространение юрисдикции РСФСР на все предприятия, находящиеся на ее территории, включая и оборонные предприятия; осуществление совместно с Союзом и союзными республиками единого таможеннго дела, при котором размеры таможенных пошлин и тарифов согласовываются Союзом с союзными республиками; прописание в тексте Договора механизмов, обеспечивающих принятия Конституции Союза не позднее, чем через шесть месяцев после заключения Договора или cформирования Верховного Совета Союза. Конституция Союза должна была вступать в силу после одобрения всеми государствами, которые образуют Союз [15] .

Членами нового союза изъявили желание стать одиннадцать из пятнадцати союзных республик СССР: как заявил М. С. Горбачёв в телевизионном обращении 3 августа 1991 года, 20 августа новый союзный договор должны были подписать РСФСР, Казахская ССР и Узбекская ССР, а через некоторое время и представители других республик [16] , для которых предполагался следующий порядок: 3 сентября — Белорусская ССР, 17 сентября — Азербайджанская ССР и Таджикская ССР, 1 октября — Туркменская ССР и Киргизская ССР, 22 октября — Украинская ССР, а также предположительно в октябре Армянская ССР и Молдавская ССР [17] [18] . Татарстан согласился подписать договор только непосредственно и самостоятельно, наравне с другими бывшими союзными республиками СССР [19] .

Противоречия между центральными и республиканскими властями и национальными элитами углубились, и все союзные республики одна за другой объявили о независимости. Сохранение Союза в прежнем виде стало окончательно невозможным. Однако формально единое государство еще продолжало существовать.

В наши дни все чаще и от совершенно разных лиц можно слышать, что лучше бы СССР сохранился. Мы согласны с президентом, что крушение СССР – величайшая геополитическая катастрофа, но также нас занимает вопрос, был ли хоть один шанс сохранить великую страну? Как мы знаем, история не терпит сослагательного наклонения, и тем не менее сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев одну из попыток сохранения Союза.

Агония

В наши дни считается (и это признают даже многие идейные коммунисты), что судьба Союза в том виде, в котором он существовал, была предрешена. Действительно, прибалтийские республики выражали вполне стойкое и однозначное желание выйти из Союза. Разгоревшийся конфликт за Нагорный Карабах вывел из диалога Армению, националисты, пришедшие к власти в Грузии, тоже не пошли бы на переговоры, отказывалась и Молдова. Но остальные 9 из 15 республик СССР в целом были готовы и могли своими силами сформировать нечто новое.

Снятый Советский герб

Снятый Советский герб

Конечно, это было бы уже новое образование. В условиях распада страны правительства, пришедшие к власти в республиках СССР, уже не готовы были отказываться от рынка и признавать руководящую роль КПСС во всех сферах жизни. Нужен был договор между суверенными (а де факто они уже были таковыми) республиками, в котором союзный центр выступал бы в новом качестве некоего модератора, руководителя этого объединения. Эдакий восточный «евросоюз». И такой проект появился. Он получил название ССГ – Союз Суверенных Государств. Хотя в разных (еще пока союзных) изданиях его называли по-разному: иногда были не «государства», а «республики», бывало, добавляли и четвертую букву «С», подразумевая «советских».

ССГ

Структура ССГ должна была представлять собой первую после Швейцарии конфедерацию в полном смысле этого слова. Республики, подписавшие новый договор, входили в ССГ, пользуясь равными правами. Общими оставались вооруженные силы, макроэкономика, внешняя политика. Республики сохраняли общее коммуникационное пространство, боролись с преступностью, делились ресурсами. Сохранялась даже должность президента, правда, с урезанными по сравнению с президентом СССР полномочиями. Столицей оставалась Москва.

По всей стране прокатились митинги

По всей стране прокатились митинги

Основным камнем преткновения стало представительство республик в парламенте, да и вообще его структура. Каким он должен быть: двух- или однопалатным? Как должны быть представлены республики: пропорционально или в равной степени? Все эти вопросы вызывали очень жаркие дискуссии, никто не хотел, чтобы самая большая из республик – РСФСР – имела и больше представителей. Сложности вызывало и формирование кабинета министров: сколько им давать полномочий, что могли «оторвать от сердца» будущие члены нового союза? Масла в огонь добавлял глава Татарстана М. Шаймиев, который видел свою республику независимой, что тоже вызывало вопросы уже внутри РСФСР.

Зачастую их лозунги были очень радикальными

Зачастую их лозунги были очень радикальными

Несмотря на все эти трудности, 15 августа 1991 года президент СССР М.С. Горбачев объявил о готовности трех республик – Белоруссии, России и Казахстана – уже 20 числа подписать новый документ в Ново-Огарево. За ними должны были подписать документ и остальные согласные республики. Был опубликован и проект нового договора. Новый союз почти состоялся.

Почему не вышел новый союз?

Буквально за три дня до планируемого подписания нового договора в Москве начался так называемый «путч ГКЧП». Мы уже рассматривали подробно его события, но вот вам и ещё факт: события «путча» подозрительно совпали с датой предполагаемого подписания договора, что оказалось весьма на руку сторонникам полной независимости республик распадающегося СССР.

Те кто окончательно разрушил СССР подписав Беловежские соглашения

Те, кто окончательно разрушил СССР подписав Беловежские соглашения

Попытку подписать договор уже после окончания августовских событий в Москве предпринял V съезд народных депутатов СССР. Съезд создал даже временный орган – Государственный Совет СССР, который должен был обеспечивать власть до перехода к ССГ. Подписание договора было перенесено на 9 декабря 1991 года. Он оставался почти таким же, даже пропорционально бОльшую роль РСФСР в формировании парламента все признали. Но по ведению государственных дел между республиками предполагалось заключать отдельные договоры. Были и другие мелочи, но все они виделись нюансами на фоне большого дела. Однако ему не суждено было сбыться.

Сначала все «подпортила» Украина, проведя 1 декабря референдум о независимости, по результатам которого отказалась подписывать новый союзный договор. Несмотря на позицию «незалежной», лидеры других республик уже ехали в Москву на подписание нового договора. Как вдруг 8 декабря президент России Ельцин просто пропадает, чтобы на следующий день появиться в компании лидеров Украины и Белоруссии – Кравчука и Шушкевича. В Беловежской пуще они подписывают печально известное соглашение, а вместо создания ССГ – вполне понятного и адекватного варианта, всем предлагают другой – с непонятным и в наши дни исходом и полномочиями. Беловежское соглашение предполагало создание СНГ – Содружества Независимых Государств, всем республикам предложили присоединиться. Говорят, что больше всего чувствовали себя «кинутыми» казахи и лично Нурсултан Назарбаев. Такого простить трем лидерам славянских республик уже никто не мог, и новый союз не состоялся.

Было и такое

Интересно было бы посмотреть, что могло получиться у нас всех, создай мы новый союз, ведь данные мартовского референдума говорили о стремлении людей продолжать быть вместе, быть в союзе. Но в реальности всё вышло не так из-за стремления одного лица или группы лиц, а также тех, кто стоял за ними, любыми путями разобщить народы бывшего СССР.

Конфедера?ция (от позднелатинского confoederatio — «союз, объединение»), Союз государств [1] — союз суверенных государств, заключивших конфедеративный договор и таким образом объединившихся для решения общих задач и проведения совместных действий.

Упрощённо: Федерация — одни вооружённые силы, с единым командованием, одна денежная единица и так далее в союзных государствах; противоположность — Конфедерация — разные денежные единицы и разные вооружённые силы с собственным командованием в союзных государствах (см. Средние века [ прояснить ] ). Конфедерация — лишь форма объединения остающихся независимыми государств и стран. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов: обороны, внешней политики. Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого входящего в конфедерацию государства.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, так же, как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества [ источник не указан 3478 дней ] . Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Содержание

  • Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы;
  • Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так, на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром [ источник не указан 3478 дней ] . Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей Конфедерации», выработанной в 1777 году: «Обозначенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи Конфедерации» были слабой конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи Конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что, когда в 1798 году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине XIX века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году.

В начале 1990-х во время затяжного политического, и экономического кризиса, когда целый ряд регионов требовал или больше автономии или выхода из состава федерации, рассматривался вариант превращения России в Российскую Конфедерацию. Этот вопрос был окончательно снят с принятием конституции России в 1993 году где страна была названа «Российская Федерация». Тем не менее этот факт вызывает противоречия у ряда политологов, например, Татарстан вошёл официально в состав России только в 1994 году, заключив договор о взаимном делегировании полномочий, где Татарстан назывался объединённым с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом [2] [3] [4] [5] .

Идею создания Конфедерации Великих Европейских Народов, упоминал Наполеон I. В своих работах он размышлял о «великой европейской семье» c общим управлением [6] .

Босния и Герцеговина по форме государственного устройства является федеративным государством, хотя иногда это мнение оспаривают и страну характеризуют как конфедерацию или квазиконфедерацию. В Конституции страны нет четкого определения кем являются страны-учредители, независимыми государствами или частями общей страны [7] [8] .

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений», дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующее: «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние»; «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое — в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы, как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование. [ источник не указан 2652 дня ]

Некоторые [ кто? ] западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример — ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил — равенство участников и единогласное принятие решений.

В мире существовали ранее и существует сейчас ряд стран и их объединений которые никогда официально не назывались конфедерацией но были или есть таковыми по факту. Поскольку точного понятия что такое конфедерация нет, не редко бывают случаи, когда государства для достижения каких-либо целей называют себя конфедерацией, при этом они могут сочетать в себе разные формы правления — как монархии, так и республики.

Ещё одной формой конфедерации можно назвать свободную ассоциацию из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

4 августа 1991 года президент СССР Михаил Горбачев собирался улететь в отпуск в Крым. Предыдущие летние месяцы для него оказались небывало жаркими в рабочем смысле: проект нового Союзного договора активно обсуждался на множестве встреч с представителями девяти республик, которые желали его подписать. Причём каждая из делегаций то и дело вносила поправки с целью расширения республиканских полномочий, что в прежнем СССР было немыслимо.

Наконец, текст был окончательно согласован и подготовлен к подписанию 20 августа. Горбачев решил перевести дух перед этим историческим событием, но… в последний момент вдруг отменил вылет. Решил, что со спокойной душой слетает на отдых уже в новом Союзе, который станет наглядной и самой символичной иллюстрацией перестройки.

Да, перестроить империю в договорное государство – такого в мире еще никто не делал! Большевистский СССР номинально был договором, но в реальности той же самой империей, только с политбюро вместо царя. А новый Союзный договор подписывали не кремлевские назначенцы, но президенты и председатели верховных советов, избранные в самих республиках. Хотя большинство из них были выходцами из КПСС, но идеологически это уже ни на что не влияло, в новом Союзном договоре "социализм" не упоминался ни разу, а 6-я статью Конституции отменили ещё в 1990 году. Была радикально изменена даже официальная аббревиатура – некоторые участники договора предлагали сохранить название СССР, но расшифровывать его как "Союз Советских Суверенных Республик". Однако в итоге выбрали "Союз Суверенных Государств".

Проект ССГ исторически опережал Европейский союз, который возник только в 1992–93 годах. Как и ЕС, ССГ выглядел гибридом федерации и конфедерации, государства и надгосударственного объединения. И в перспективе предполагалась их интеграция, едва ли не самая частая фраза Горбачева той эпохи: "общеевропейский дом". В каких-то аспектах ССГ выглядел даже свободнее, чем ЕС. Так, статья о выходе из Евросоюза появилась только в Лиссабонском договоре 2007 года, а добровольность участия государств в ССГ утверждалась изначально. Шесть прежних союзных республик (Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Молдавия, Армения) отказались участвовать в "Ново-Огаревском процессе" переговоров о новом Союзе (апрель-июль 1991), но их уже никто к этому не принуждал.

Смысл нового Союза, помимо отсутствия таможенных барьеров, состоял в обеспечении общих гражданских свобод. Все участники "признавали общим фундаментальным принципом демократию", а также "приоритет прав человека в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека ООН". Заметим как бы из "другой истории": в российском Федеративном договоре 1992 года никаких ссылок на эту декларацию уже не было, а возможность выхода субъектов из РФ вообще не предусматривалась.

Расконсервация. Вадим Штепа – о политическом пейзаже

Итак, 20 августа 1991 года новый Союзный договор был подписан. Что это за собой повлекло? Вся прежняя союзная номенклатура "ликвидировалась как класс", поскольку институты нового Союза создавались делегируемыми в них представителями республик. Попытка чиновников массово перебежать "под Ельцина" не удалась, российский президент так и не стал "царём", но, в свою очередь, сам был вынужден вести сложные переговоры с национальными республиками (например, Татарстаном и Якутией), которые желали быть самостоятельными участниками нового Союза. Да и "простые" области также требовали повышения своего статуса до республиканского (Уральская республика).

Этот фактически непрерывный договорный процесс отменял всю многовековую имперскую "вертикаль". Конфликты между участниками нового Союза стали невозможными, как и в ЕС. Хотя, на всякий случай, авторы договора об ССГ всё же прописали в его тексте: "Государства, образующие Союз, обязуются не прибегать в отношениях между собой к силе и угрозе силой; не посягать на территориальную целостность друг друга". Конечно, в условиях политической свободы в России существовали партии, требовавшие "возвращения Крыма", но сами крымчане, проголосовавшие ещё в январе 1991 года за статус республики, предпочитали войти в новый Союз напрямую, а не в составе России или Украины.
При максимальном самоуправлении республик нового Союза появление диктатур в них блокировалось правовыми инструментами. На попытки установить несменяемый режим какого-нибудь "батьки" или "баши", парламент ССГ заявил, что эти республики рискуют быть исключенными из Союза. А статус самого президента ССГ всё более напоминал пост председателя Евросовета – этот чиновник весьма влиятелен и регулярно избирается, но далеко не все европейцы смогут вспомнить имя нынешнего.

…Горбачев задумался и всё-таки собрался в отпуск. "Ничего за эти две недели не случится", – решил он – и изменил историю, только совсем не в том направлении, о каком мечтал. Он не мог поверить, что группа высшей союзной номенклатуры устроит путч против президента. Члены ГКЧП прекрасно понимали, что в случае подписания нового Союзного договора они лишатся своих постов. У них не оставалось никакого другого выбора, кроме попытки сорвать подписание договора и удержать империю.

Главная тайна августовского путча, как это уже очевидно через 30 лет, состояла в сговоре тех сил, которые тогда воспринимались непримиримыми противниками. Можете считать это альтернативной историей, но гэкачеписты и Ельцин идеально дополняли друг друга. Российскому президенту тоже было бы неуютно в новом Союзе, ему пришлось бы строить политику как систему равноправных договоров, а "царь Борис" уже привыкал к единовластию. В итоге вместо договорного Союза победил ремейк империи – она хоть и ужалась в размерах от СССР до Российской Федерации, но прежняя имперская номенклатура никуда не ушла. Администрация российского президента вскоре переехала в здание ЦК КПСС на Старой площади, и эта преемственность выглядит весьма символичной. КГБ просто остался там же, где был, только переименовался. И в конце концов российский президент сделал представителя этого ведомства своим преемником. Возможно, таковы и были условия.

Попытка деимпериализации этих пространств была вновь исторически отложена. Но было бы ошибкой обвинять в этом лишь "реставраторов" империи, они просто действовали в своих интересах. Одна из главных проблем состояла в фундаментальном противоречии самого Горбачева – запустив процесс повсеместных свободных выборов, он поставил сложнейшую задачу трансформации СССР в зависимость от своей личности. К счастью, Горбачев это осознал, но, к сожалению, осознал слишком поздно. Впрочем, его оценка 7-летней давности и сегодня выглядит пророческой – Горбачев заметил, что Путин заболел той же болезнью, что и он сам в своё время, – чрезмерной самоуверенностью: "Казалось, мы поймали бога за бороду. Не зазнавайтесь никогда, зазнайство меня подвело".

Вадим Штепа – главный редактор журнала "Регион. Эксперт"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции?

Оставьте комментарий