Справочник оценки осаго

Подборка наиболее важных документов по запросу Справочник рса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Lada Granta service

Стоимость автозапчастей в справочнике для оценки ущерба по ОСАГО значительно выросла за последние два года – очередная волна актуализации цен произошла в марте. Cтраховщики, чтобы не повышать стоимость ОСАГО для увеличения лимитов по выплатам, предлагают использовать более доступные неоригинальные, но при этом качественные запчасти. Автодилеры идею поддерживают. В курирующем отрасль Центробанке выступают против, как и сами автопроизводители. Почему полиса ОСАГО скоро может не хватить на ремонт, разбирались «Известия».

С 15 марта 2021 года ремонт попавших в ДТП автомобилей по полису ОСАГО обходится дороже. Изменения в ценах связаны с серьезным ростом стоимости автозапчастей на фоне падения курса рубля, а также остановок производств по всему миру из-за пандемии. Эту разницу учли в актуализированном справочнике средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного автомобиля. О пересчете цен сообщили в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА) 23 марта.

Ремонт становится дороже

Новая версия справочника сохраняет наметившуюся в 2020 году тенденцию к росту выплат. Он составляет в среднем 16% по сравнению с выплатами более стабильного 2019 года. Как объяснил президент РСА Игорь Юргенс, актуализацию справочников в 2020 году производили в условиях нестабильного рынка запасных частей, вызванного ограничительными мерами, введенными в связи с пандемией COVID-19. Это привело к тому, что действовавшие во второй половине 2020 года справочники средней стоимости показывали рост выплат по ОСАГО до 23% в сравнении с версией 2019 года.

– Новая, введенная в действие 15 марта 2021 года, версия справочника также сохраняет тенденцию к росту выплат в среднем на 16% по сравнению с выплатами более стабильного 2019 года, – рассказал Юргенс. – Серьезный рост средней стоимости запчастей, с которым столкнулись страховщики ОСАГО по итогам кризисного 2020 года – вызов для рынка. При этом мы видим, что несмотря на этот рост, страховщикам пока удается держать среднюю цену на полис обязательной «автогражданки» де-факто на уровне относительно стабильного 2019 года.

Введение новой версии с 15 марта обусловлено планом РСА вернуться к устоявшейся практике актуализации справочников средней стоимости в июне и декабре. Очередная актуализация справочников пройдет в период до июня 2021 года.

Неоригинальные запчасти

Близкие к отрасли источники «Известий» отметили, что страховщики пытались пролоббировать в Центробанке возможность использовать для ремонта недорогие неоригинальные запчасти, но безуспешно. Один из источников напомнил, что страховщики несколько лет назад пытались даже перейти на ремонт б/у запчастями, но этот вариант тоже не получил поддержки.

Кроме того, против ремонта автомобилей неоригинальными запчастями выступают и сами автопроизводители. В случае если отремонтировать машину на гарантии при помощи запчастей, которых нет в списке рекомендованных, автомобиль, скорее всего, этой гарантии лишится.

В то же время ЦБ разрешил страховщикам использовать цены интернет-магазинов. Они, как правило, ниже.

Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев предположил, что вопрос с подорожанием стоимости официальных запчастей и нехватки выплат ОСАГО для ремонта у официальных дилеров могла бы решить возможность использовать более дешевые неоригинальные запасные части. Их ведь также изготавливают компании с мировым именем.

Сейчас же, по словам Зубарева, многие автовладельцы просто не могут себе позволить официальный ремонт у дилеров после ДТП по полису ОСАГО именно потому, что определяемого размера выплат для таких работ не хватает. В итоге автовладельцам приходится пользоваться услугами ремонтных станций, где они проходят по ценнику.

– После ДТП страховщики определяют размер ущерба по «железу» с учетом износа. При этом официальные дилеры обязаны для ремонта использовать только новые оригинальные запчасти – это требование автопроизводителей. Получается, что пройти ремонт у дилера так, чтобы расходы полностью покрыл полис ОСАГО, просто невозможно, – объяснил Зубарев.

«Получается средняя температура по больнице»

Он также указал на еще одну проблему с определением справедливой цены на запчасти в справочнике РСА:

– В РСА проводят замеры по рынку и определяют среднюю стоимость запчастей. Но в списки попадают практически все запчасти, по которым есть информация в открытом доступе. И они не всегда качественные. А вот от официальных производителей иногда цены вовсе не приходят, поэтому самые дорогие запчасти нередко в этом замере просто не учитывают. В итоге получается средняя температура по больнице.

По словам Зубарева, определяемый страховщиками размер компенсации зачастую не покрывает даже закупочной стоимости запчастей.

– В результате мы не можем проводить такой ремонт, страховые компании выплачивают деньги, и с ними автомобилисты идут не к официальным дилерам, а куда-то в гаражи. Дилеры при этом не получают возможной части доходов, а автомобилисты лишаются возможности провести максимально качественный ремонт. Сейчас выплаты по ОСАГО из-за роста цен на запчасти в справочнике подросли, но всё равно не покрывают разницы. Cтраховщики ссылаются на то, что у них свои ограничения: если они повысят выплаты, придется повысить стоимость ОСАГО. Но ведь если говорить про более дорогие автомобили стоимостью 4–5 млн рублей, повышение цены страховки на 20–30 тыс. рублей было бы для них некритично», – объяснил Зубарев.

Представитель РОАД считает, что и самим автопроизводителям нужно сделать шаги навстречу:

– Производителям уже давно пора расширить перечень запчастей, с которыми могут работать официальные дилеры. Есть неоригинальные, но качественные и более дешевые запчасти, которые могли бы помочь нам уложиться в эти тарифы. Например, есть производитель Bosсh. Есть и российские достойные поставщики. Только автопроизводители не заинтересованы в том, чтобы мы использовали чужие запчасти, а не их. Но все мы должны сделать шаги навстречу друг другу – и производители, и Центробанк, и страховщики.

Насколько подорожали запчасти у дилеров

Запчасти между тем действительно заметно дорожают. К примеру, директор по сервисному обслуживанию «АВТОDOM Алтуфьево» Роман Тимашов также признал, что цены подняли все автопроизводители и поставщики запчастей и расходных материалов, большинство из которых производится не в России и привязано к курсу валюты. По его оценке, за последний год подорожание составило от 7–8 до 10–15% в зависимости от марки.

А вот операционный директор АГ «АВИЛОН» Алексей Гуляев рассказал «Известиям», что с января 2021 года по разным брендам цены на отдельные позиции изменились минимально. По его словам, стоимость запчастей зависит от нескольких факторов – например, от курса валют по отношению к рублю, инфляции. Поэтому цены на некоторые детали, наоборот, могут снижаться. Что касается доступности запчастей, то после пандемии поставки восстановились практически полностью.

Что всё это означает для автомобилистов

Опасаться каких-либо изменений в цене полисов ОСАГО или в процессе ремонта автомобилей водителям не стоит, считает юрист в области автострахования Сергей Беляков. По его словам, чтобы регулировать свои риски, страховые компании используют тарифный коридор и в очередной раз повышать стоимость полисов для увеличения лимита по выплатам страховые компании не будут. Что касается роста цен на запчасти, то, по оценке Белякова, стоимость в справочниках весьма условна.

– Уверен, что полисы ОСАГО дорожать больше не будут, в распоряжении страховщиков есть тарифный коридор, который позволяет рассчитывать на нужную премию, – сказал Беляков. – Стоимость запчастей по этим справочникам – очень большая условность. Цены регулярно меняются, что-то в списки попадает, а что-то нет, поэтому не думаю, что принципиально в организации ремонта по ОСАГО что-то поменяется.

Для запроса сведений о средней стоимости запасных частей необходимо ввести значения следующих обязательных параметров:

Для доступа к сохраненной информации о средней стоимости запасных частей необходимо указать номер запроса:

РСА витиевато объявил о снижении средней стоимости в справочниках союза, по которым определяется размер расходов на ремонт по ОСАГО. По подсчётам АСН, средняя стоимость запчастей и нормочаса работ снизилась на 5,7%.

По подсчётам РСА, запчасти стали доступнее, чем в середине 2020 г. Фото c.wallhere.com.

«Действовавшие во второй половине 2020 года справочники средней стоимости (запчастей, материалов и нормочаса работ — АСН) показывали рост выплат по ОСАГО до 23% в сравнении с версией 2019 года. Новая, введённая в действие 15 марта 2021 года, версия справочника также сохраняет тенденцию к росту выплат в среднем на 16% по сравнению с выплатами более стабильного 2019 года», — указано в релизе Российского союза автостраховщиков (РСА).

По подсчётам АСН, это означает, что с середины марта 2021 г. выплаты по справочникам снизятся на 5,7% (по сравнению с выплатами с сентября 2020 г., когда была проведена предыдущая актуализация справочников).

Президент РСА Игорь Юргенс отметил, что актуализация справочников в 2020 г. производилась в условиях нестабильного рынка запасных частей — это было вызвано ограничительными мерами, введёнными в связи с пандемией COVID-19.

Актуализированные справочники средней стоимости будут применяться для расчёта размера страхового возмещения по ДТП с 15 марта 2021 г.

Введение новой версии с 15 марта обусловлено планом РСА вернуться к устоявшейся практике актуализации справочников средней стоимости в июне и декабре. Еще одна актуализация справочников планируется до июня 2021 г., указали в союзе.

В ответ на запрос АСН в РСА прокомментировали, что пока средняя цена на ОСАГО держится на уровне 2019 г., тогда как по новым справочникам средний размер выплаты увеличивается на 16%. «Безусловно, рост цен на запчасти оказывает давление на тарифы ОСАГО. Однако благодаря реформе тарифообразования в ОСАГО конкуренция между страховщиками заметно выросла, что влияет на динамику тарифов ОСАГО и выгодно автовладельцам».

Справочники же средней стоимости запчастей отражают ситуацию с ценами на запчасти и являются инструментом для расчёта справедливого размера выплаты по ОСАГО, заявили в РСА.

«Тут увеличивать надо, а не снижать»

Юрист Ольга Курзина, оспаривавшая методику Банка России об определении расходов на ремонт по ОСАГО, прокомментировала АСН, что объективных предпосылок для снижения цен в справочниках, по её мнению, нет: «Всё дорожает кругом, тут увеличивать надо, а не снижать. Потребителям не хватает денег».

«Казалось бы, проблему потерпевшего должна была бы решить натуральная форма возмещения — ремонт на СТОА по направлению страховщика. Сервису должны перечислять без учёта износа деталей, но денег у сервиса тоже не хватает на ремонт машин. Сервис отказывается от ремонта, страховщиком производятся тогда выплаты с учётом износа, как правило, по соглашению, подписав которое в суд уже не пойдешь», — перечисляет юрист.

Большинство страховщиков устанавливает возрастные ограничения для ремонта, например, если автомобилю более 5 лет, в ремонт его уже не берут. «Вот и вопрос: как потребителю в частном порядке отремонтировать автомобиль с суммой, полученной с учётом износа, если сервис страховщика не может отремонтировать с суммой без учёта износа. Все по-прежнему упирается в цены, которые в справочниках», — отметила Курзина.

Потребители сейчас у нас наименее защищены, получается — ни ремонта, ни денег на ремонт. Страховщики говорят, если денег мало, идите к виновнику. «Не совсем согласна с такой позицией, ведь виновник страхует свою ответственность, платит премию страховщику. Часть автолюбителей говорят, что им и смысла уже нет страховать ОСАГО», — заметила юрист.

Только конкурентная борьба может снизить стоимость полиса

АСН задало страховщикам ОСАГО вопросы о том, может ли увеличиться количество споров с потребителями и снизятся ли цены на полисы ОСАГО из-за новых цен в справочниках.

Количество судебных споров по ОСАГО в 2020 г. снизилось по сравнению с 2019 г. более чем на 60%. Это произошло главным образом благодаря эффективной работе по борьбе с мошенничеством и появлению института финансового омбудсмена, заявили в РСА.

В пресс-службе «Росгосстраха» сообщили, что не ожидают увеличения числа споров потребителей со страховщиками ОСАГО. «Насколько возможно судить, увеличение стоимости запчастей во второй половине 2020 г. было связано в том числе с нарушением мировых логистических цепочек из-за коронавирусных ограничений. Если на данный момент разработчик методики видит, что ситуация с предложением на рынке запчастей в целом исправляется и ожидаемые расходы потребителя на устранение последствия ДТП снижаются — не видим объективных причин увеличения количества споров», — ответили в «Росгосстрахе».

Сейчас рост цен на запчасти продолжается, это существенным образом улучшает потребительские свойства ОСАГО, поэтому вряд ли может привести к недовольству клиентов. Кроме того, корректный расчёт размера компенсации по ОСАГО не должен в принципе приводить к спору потребителей со страховыми компаниями, считает директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

«Если средняя выплата так или иначе будет расти, то почему должны увеличиваться споры? Мы так не предполагаем. Недовольные выплатами будут всегда, но их число, как нам кажется, не должно увеличиваться», — считает заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

Цены на запчасти в новых справочниках в любом случае существенно выше цен в версиях, действовавших в 2019 г. и первой половине 2020 г. Небольшое техническое снижение в новых справочниках вызвано переоценкой региональных коэффициентов летом 2020 г., когда в связи с пандемией и снижением спроса произошли перебои с поставкой запчастей, заявил директор департамента андеррайтинга и управления продуктами «Согласия» Павел Нефедов.

Говоря о среднем показателе роста, надо иметь в виду, что этот рост не равномерен. По каким-то маркам, моделям ТС он существенно превышает 16%, а по другим и вовсе не растёт. Поэтому для каждого из страховщиков этот рост будет зависеть от их страхового портфеля. Потребуется время для анализа и выводов, заявил заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

Что же касается количества споров, то здесь можно сказать о следующем — споры были, есть и будут, иначе чем будет жить огромная армия представителей и автоюристов. Надежды на внедрение института финуполномоченного пока не оправдываются, количество судебных исков, несмотря на наличие вынесенных решений финомбудсмена, не уменьшается, причём все больше положительных решений уполномоченного в судах «переворачивается», т.к. сговор судебных экспертов с автоюристами никто не отменял, считает Виктор Алексеев.

Не секрет, что в прошлом году удалось сохранить ситуацию стабильной за счёт скидок на запчасти, которые предоставляли СТОА. В начале этого года ситуация поменялась — из-за изменения системы налогообложения СТОА сократили размер скидок для страховых компаний. Изменение рыночных цен с учётом снижения размера скидок для страховых компаний даст тот же результат, что и прежде, прокомментировал руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.

«Предпосылки для снижения средней цены на полисы ОСАГО из-за уменьшения цен в справочниках РСА, безусловно, есть», — указали в РГС.

Поскольку ещё не все страховщики учли в своей тарификации фактор сильного роста цен на запчасти, говорить о снижении стоимости ОСАГО нельзя. Возможно, следует ожидать более плавного роста цен на «автогражданку», — отметили в «Согласии».

Наверное, правильнее будет сказать, что наметились предпосылки «не роста» цен на ОСАГО, так как в любом случае рост цен в справочниках РСА по сравнению с 2019 г. и началом 2020 г. есть, сообщили в «Югории».

В октябре 2020 г. цены на запчасти выросли сразу на 23%. Несмотря на этот значительный рост, страховые компании не сопроводили это изменение ростом цен на ОСАГО. Поэтому сегодня говорить о возможности снижения цен не приходится, заявил директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

На цену полиса ОСАГО влияет не только изменение цен на запчасти, но и множество других факторов. В первую очередь это индивидуализация тарифа и растущая конкуренция между страховщиками за более аккуратных и ответственных водителей, отметили в «РЕСО-Гарантии».

Никаких предпосылок — кроме конкурентной борьбы среди основных игроков рынка ОСАГО — к снижению средней стоимости полиса не наблюдается. Так, уровень мошенничества, существенно влияющий на убыточность, не только не падает, но в ряде регионов продолжает расти. Средняя стоимость ремонта также имеет тенденцию к росту. Все больше станций отказываются работать на условиях вычитания износа либо применяют постоянную скидку, которая значительно ниже фактической средней величины износа, считает заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

Оставьте комментарий