Трасологическая экспертиза вопросы при дтп

Трасология ( от фр. la trace — «след») – это наука о следах. Независимая трасологическая экспертиза занимается изучением следов, оставленных на месте происшествия или преступления. Существует четыре вида трасологических экспертиз: экспертиза следов транспортных средств, механоскопическая экспертиза, гомеоскопическая экспертиза, экспертиза следов животных. Самый востребованный вид трасологической экспертизы в Санкт-Петербурге – независимая транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП (экспертиза следов транспортных средств).

Транспортно-трасологическая экспертиза необходима:

  • В случае возникновения спора в определении виновности в ДТП.
  • В случае если Страховая компания отказывает Вам в выплате причиненного ущерба по ОСАГО или КАСКО, ссылаясь на заключение трасологической экспертизы с выводом: «Заявленные повреждения транспортного средства (ТС) не могли быть получены в результате указанного происшествия», а значит, не являются страховым событием.
  • В случае если Вас необоснованно и незаконно обвиняют в ДТП, которое Вы не совершали.

Заключение трасологической экспертизы даст Вам возможность разрешить спор с Вашей Страховой компанией в досудебном порядке. В случае судебного разбирательства заключение эксперта станет весомым аргументом в вашу пользу.

Трасологическая экспертиза СПб

Транспортно-трасологическая экспертиза может определить:

  • точное место происшествия (ДТП);
  • направление движения, взаимное расположение ТС в момент столкновения;
  • кинематику перемещения, скорость и характер движения ТС, участвовавших в ДТП;
  • подвижность/статичность ТС или пешехода в момент аварии;
  • механизм столкновения ТС;
  • характер и объем повреждений ТС;
  • механизм образования следов от шин;
  • отношение отдельных повреждений транспортного средства к данному ДТП;

Исследованием причин и механизма ДТП также занимается автотехническая экспертиза.

ВАЖНО: Трасологические справки, выдаваемые некоторыми экспертными компаниями, не имеют силы в суде.

Транспортно-трасологическая экспертиза ДТП — это исследование следов контакта транспортных средств и места происшествия при ДТП. Цель трасологического исследования — определение причин и обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП). По имеющимся следам на транспортных средствах и на дорожном полотне трасологическая экспертиза может воссоздать полную картину происшествия (ДТП), включая определение причины его возникновения, процесс непосредственного взаимодействия транспортных средств (ТС), механизм развития и последствий столкновения с другим транспортным средством (ТС) или каким-либо препятствием и ответить на спорные вопросы.

При необходимости определения технического состояния автомобиля, обстоятельств и механизма ДТП прибегают к автотехнической экспертизе. Грань между этими экспертизами крайне тонка. Оценкой ущерба авто после ДТП занимается автотовароведческая экспертиза. Если Вы не знаете какую экспертизу выбрать, обратитесь к нам и профессиональные эксперты посоветуют Вам вид экспертизы и наиболее подходящие вопросы!

Транспортная трасологическая экспертиза ДТП занимается исследованием всего многообразия следов, которые могли быть оставлены различными видами транспорта: легковым, грузовым, железнодорожным или водным. По механизму образования предметом трасологической экспертизы могут быть следы от колесных и гусеничных ТС, лыж и саней, от выступающих частей любого транспортного средства, от частиц, отделяющихся от транспортного средства (частицы ГСМ, загрязнений, осколки стекол, частицы краски и т.д.).

Объекты трасологической экспертизы в рамках автомобильного транспорта: дорожное покрытие, дорожные знаки, транспортные средства и их детали, дорожные ограждения, следы ГСМ, слепки следов, тело и предметы одежды человека, фотографии, протоколы осмотра и т.д.

Вопросы транспортно-трасологической экспертизы:

  • Какое место является местом столкновения транспортных средств (ТС)?
  • Соответствуют ли исследуемые повреждения (в том числе объем повреждений) транспортного средства (ТС) обстоятельствам ДТП?
  • Как располагались транспортные средства перед столкновением?
  • В каком направлении двигались ТС?
  • Под каким углом столкнулись исследуемые транспортные средства (ТС)?
  • Оставлены ли следы на месте ДТП конкретным автомобилем (ТС)?
  • Каким видом транспорта, моделью, типом автомобиля (трактора, велосипеда и т.д.), а также какими именно его частями оставлены исследуемые следы?
  • Каким колесом транспортного средства оставлены исследуемые следы (левым, правым, передним, задним)? Какой моделью шины оставлены исследуемые следы?
  • Определить механизм образования исследуемых следов?
  • Каков механизм столкновения (ДТП) или наезда на пешеходов и неподвижные препятствия?
  • Определить имеются ли на исследуемом объекте (ограждении дороги, теле, одежде потерпевшего и т.д.) следы транспортного средства?
  • Определить образованы ли следы, которые имеются на транспортном средстве, частями другого транспортного средства?
  • Определить двигалось ли транспортное средство в момент столкновения (наезда)?
  • Определить является ли исследуемый предмет частью данного автомобиля (ТС)?

Назначение трасологической экспертизы

Экспертная компания «ЛЭС «ЛЕНЭКСП» проводит как досудебные экспертизы (исследования), так и экспертизы по определению суда. Вы имеете право поручить проведение судебной трасологической экспертизы любой независимой экспертной компании. Если вы выбрали нашу экспертную компанию, заявляйте соответствующее ходатайство о назначении трасологической экспертизы в суде. Образец ходатайства Вы можете найти на нашем сайте в меню слева.

Стоимость трасологической экспертизы — от 4 000 рублей.
Срок проведения трасологической экспертизы от 1 до 10 дней.

*Стоимость независимой транспортно-трасологической экспертизы (исследования) автомобиля является договорной и зависит от сложности и объемов исследований, количества вопросов, заданных эксперту и увеличивается при выезде эксперта на место происшествия, при необходимости проведения фотосъемки и в случае проведения срочной экспертизы.

Более подробно о других видах трасологических экспертиз Вы можете узнать перейдя по ссылкам, расположенным ниже:

Трасология — раздел криминалистики, который изучает следы, механизмы их появления, предметы, оставившие их и т.п. Трасологическая экспертиза при ДТП дает информацию об обстоятельствах аварии, степени виновности ее участников, повреждениях транспорта и причинах их образования.

Трасологическая экспертиза исследует:

  • предметы, оставившие следы (колеса, отделившиеся детали, выступающие элементы автомобиля и пр.);
  • механизм появления следов;
  • предметы, на которых образовались следы (дорожные ограждения, покрытие, автомобили, поврежденные объекты и т.п.).

Судебно-трасологическая экспертиза при ДТП восстанавливает ход аварии, воссоздает ее. Эксперты анализируют следы столкновения и получают информацию о силе удара, расположении автомобилей при аварии, направлении и скорости их движения.

В состав судебной трасологической экспертизы при ДТП могут входить следующие исследования.

Определение механизма столкновения. Эксперт выявляет, как располагались авто при столкновении, где именно оно произошло, направление движения автомобилей, последовательность появления следов удара.

Изучение следов шин. По следам протекторов узнают модель шин и иногда автомобиля, устанавливают принадлежность следов тому или иному автомобилю, выявляют направление движения транспортного средства, которое оставило следы.

Идентификация автомобиля, участвовавшего в ДТП. По отделившимся деталям и частям устанавливают марку и модель автомобиля. Исследование выполняют, чтобы подтвердить участие конкретного авто в аварии. Если участник ДТП скрылся с места аварии, эксперты узнают марку, модель, в некоторых случаях цвет транспортного средства.

Независимую транспортно-трасологическую экспертизу проводят, если:

  • страховая компания отказывает в компенсации ущерба по полису КАСКО, ОСАГО, утверждая, что автомобиль не мог получить заявленные повреждения при данном ДТП;
  • возникает спор при установлении виновников ДТП или степени их ответственности;
  • автовладельца обвиняют в ДТП, в котором он не участвовал.

В этих случаях трасологическое исследование поможет достоверно установить обстоятельства аварии, степень виновности ее участников, причины появления повреждений на авто.

Судебная трасологическая экспертиза при ДТП

При рассмотрении ДТП и связанных с ним споров в суде может быть назначена судебная трасологическая экспертиза. Ее результаты используются как доказательство на судебных слушаниях. Перечень вопросов для эксперта составляет судья. Он же выбирает организацию для проведения экспертизы.

Судебная транспортно-трасологическая экспертиза проводится только по определению суда. Ее назначают двумя способами:

  • по решению судьи, если имеющейся информации недостаточно для разрешения спора;
  • по ходатайству любого из участников судебного разбирательства (истца, ответчика, адвоката или законного представителя и пр.).

Выполнять судебную трасологическую экспертизу при ДТП могут только организации из рекомендованного Минюстом перечня.

  • помимо материалов и документов для изучения эксперт получает определение суда с перечнем вопросов, на которые требуется ответ;
  • исследование проводится в установленные судом сроки;
  • эксперт несет профессиональную и дополнительную уголовную ответственность (за вынесение заведомо ложных суждений);
  • выполнявший исследование эксперт является в суд для предоставления дополнительной информации, пояснений и т.п.

«Инвест Консалтинг» входит в перечень рекомендованных Минюстом организаций для проведения судебных экспертиз. Эксперты работают совместно с юристами правового отдела компании. Это гарантирует юридическую грамотность составленных для суда отчетов. Мы проводим все виды судебных трасологических экспертиз при ДТП. Стоимость услуг зависит от объема исследований (на цену не влияет сумма иска, марки и модели участвовавших в аварии авто и т.п.).

«Инвест Консалтинг» работает квалифицированно, оперативно, с гарантией точности экспертных отчетов. Свяжитесь с нами по тел. +7 (495) 255-08-90, чтобы получить больше информации о проведении судебной экспертизы.

Независимая судебная трасологическая экспертиза

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза — это один из разделов криминалистики, занимающийся изучением следов, механизмом их образования, причин возникновения и способов для их обнаружения.

Трасологическая экспертиза проводится с целью определения:

  • общей принадлежности и идентификации различных объектов по их отображениям (например, при определении точного места столкновения по следам осыпи грязи и стекол);
  • принадлежности различных частей одному целому (например, осколков стекла фонаря – фонарю исследуемого автомобиля);
  • отношения следов, имеющихся на объекте, к происшедшему случаю (например, повреждения той или иной детали автомобиля к заявленному механизму ДТП).

Транспортно-трасологическая экспертиза – вид автотехнической экспертизы, который занимается исследованием следов после ДТП, в том числе на месте аварии и на объектах (транспортное средство, дорожное полотно, ограждения и.т.д.).

Хотите получить бесплатную консультацию эксперта-трасолога в Волан М за 2 часа?

документы

Направьте имеющиеся у вас документы e-mail

  • схема места происшествия
  • справка о ДТП
  • протокол об административном правонарушении
  • определение о возбуждении дела или об отказе
  • видеоматериалы или фотоснимки с места аварии и поврежденных транспортных средств
  • заключение страховой компании об отказе в осуществлении выплаты
  • фотоматериалы объектов с места ДТП

вопросы

Задайте интересующие вас вопросы;

исследование документов

В течение 2 часов специалист-трасолог бесплатно проведет исследование документов и постарается Вам помочь.

Вопросы транспортно-трасологической экспертизы.

Круг вопросов , которые ставятся на разрешение эксперту-трасологу при проведении судебной экспертизы , при консультации специалиста или составлении им письменного заключения в досудебном порядке, достаточно большой:

механизм столкновения

определить механизм столкновения транспортных средств?

провести оценку

провести оценку, какие повреждения, имеющиеся в материалах дела (в актах осмотра), могли быть получены при ДТП?

повреждения

соответствуют ли имеющиеся на транспортном средстве повреждения заявленному механизму их образования?

повреждения

являются ли повреждения (переднего бампера) на транспортном средстве следствием аварии или противоправных действий третьих лиц?

имеющиеся на транспортном средстве повреждения

могли ли быть получены имеющиеся на транспортном средстве повреждения в результате противоправных действий третьих лиц/наезде неизвестного транспортного средства?

транспортное средство в момент ДТП

в каком положении статичном или динамичном находилось транспортное средство в момент ДТП?

повреждения транспортного средства

являются ли заявленные повреждения транспортного средства, как полученные в результате аварии на дороге, идентичными заявленным повреждениям этого же транспортного средства в результате другого ДТП?

повреждения на транспортном средстве

в какой последовательности образовались повреждения на транспортном средстве при наезде на препятствие?

водители автомобилей

Какими пунктами Правил дорожного движения должны были руководствоваться водители автомобилей участников ДТП?

действия водителей

Соответствовали ли действия водителей указанным пунктам ПДД?

Несоответствия действия кого из водителей

Несоответствия действия кого из водителей находятся в причинной связи с фактом ДТП?

Необходимо отметить, что право на проведение трасологической экспертизы по вышеуказанным имеет эксперт, который является компетентным и соответствует требованиям, предъявляемым к государственным или негосударственным судебным экспертам по специальностям:

  • исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)»;
  • «исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств».

Когда Вы можете обратиться к нам для проведения трасологической экспертизы?

  • страховая компания отказала в выплате или направлении на ремонт по КАСКО или ОСАГО на основании заключения специалиста-трасолога в полном объеме;
  • страховая компания отказала в выплате или направлении на ремонт по КАСКО или ОСАГО на основании заключения специалиста-трасолога в части заявленных повреждений;
  • сотрудники ГИБДД изъяли у Вас прав за оставление места аварии, в котором Вы якобы участвовали или были виновником;
  • хотите оспорить вынесенное постановление ГИБДД о виновности в имевшем место ДТП с Вашим участием;

Как проводится трасологическая экспертиза в Волан М:

документы

Изучение и анализ представленных клиентом документов

объяснения клиента

Письменные или устные объяснения клиента и других участников по обстоятельствам ДТП;

Реконструкция механизма ДТП

Реконструкция механизма ДТП и дорожно-транспортной ситуации – осмотр места ДТП, объектов ДТП;

заключения специалиста-трасолога

Подготовка и составление заключения специалиста-трасолога;

Все эксперты нашей компании прошли добровольную сертификацию негосударственных судебных экспертов в «Системе добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов», имеют квалификационную аттестацию по специальности «Эксперт-техник по независимой технической экспертизе транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с внесением сведений в Государственный Реестр и с присвоением регистрационного номера. Мы всегда готовы проконсультировать Вас по всем вопросам, связанных с назначением судебной трасологической экспертизы или вопросов судебному эксперту, а также провести досудебное трасологическое исследования и составить письменное заключение специалиста.

Благодарность

Стоимость трасологической экспертизы (исследования) в Москве.

Наименование услуги Стоимость
Исследование материалов для трасологического заключения бесплатно
Трасологическая экспертиза в досудебном порядке* от 12 000 рублей
Трасологическая экспертиза по определению суда* от 16 000 рублей
Выезд на осмотр места ДТП или поврежденных автомобилей – в пределах МКАД/за МКАД 800/1000 рублей

* — стоимость экспертизы по одному вопросу, поставленному эксперту на разрешение.

Заключения специалистов-трасологов ООО Волан М являются доказательствами по делам во всех судах гражданской юрисдикции Москвы и Московской области.

8 (831) 42-42-100

Транспортно-трасологическая экспертиза, или исследование следов и повреждений на ТС и месте ДТП

Зачем нужна трасологическая экспертиза Зачастую при дорожно-транспортном инциденте показания участников расходятся, так как редкий автолюбитель готов признать свою ошибку и взять вину за происшедшую аварию на себя, как следствие, установить виновника на основании опроса.

Проведение независимой автодорожной экспертизы после ДТП

Назначение автодорожной экспертизы При дорожно-транспортном инциденте не редкой является ситуация, когда участники движения утверждают, что причиной столкновения стала яма на дороге, которую один из них объезжал, или недостаточное освещение пешеходного перехода, не позволившее увидеть.

Оценка автомобиля и стоимости его ремонта

Назначение оценки автомобиля и стоимости его ремонта Для получения страховой выплаты по договору КАСКО и ДОСАГО, а также обоснованной претензии к частному лицу, нанесшему вред автомобилю, или управляющей компании, обслуживающей здание, с которого на машину.

Независимая экспертиза ДТП

Независимая экспертиза после ДТП в Нижнем Новгороде Экспертиза описывает фактические обстоятельства транспортного происшествия, техническое состояние автомобиля, скорость его движения, загруженность, режим движения до происшествия. Мы сможем вам помочь, если: 1. Вас обвиняют в дорожно-транспортном происшествии, а вы.

Какие вопросы разрешаются трасологической экспертизой при ДТП.

Трасологическая экспертиза подразумевает весь комплекс оставшихся следов на транспортном средстве после ДТП или же поиска следов на дорожном полотне после совершения незаконных действий каким-либо участников дорожного движения. Главной целью проведения данного исследования является то, что эксперт может практически подробно восстановить события по оставшимся следам на месте преступления или же подтвердить вероятность их образования на месте происшествия. В ходе подробного изучения трасологической экспертизы можно выделить несколько видов следов:

  • Транспортного средства.
  • Городского электрического транспорта.
  • Различные другие виды следов, которые оставили механизмы.
  • Следы от гужевых транспортных средств.

Под понятие транспортного средства подпадают все объекты дорожного движения, которые описаны в правилах дорожного движения в пункте 1.2. Иными словами, это любое средство передвижения, которое подразумевает перевозку людей или грузов по дорогам. В ходе экспертизы устанавливаются следы от гусениц, покрышек автомобиля, неходовой части транспортного средства, полозьев и т.д. в ходе проведения экспертизы учитывается длина тормозного пути, глубина колеи, рисунка протектора и многие другие.

Оценка автомобиля после ДТП практически не зависит от проведения данной экспертизы, так как она устанавливает лишь причины аварии, ее виновника. В ходе такой экспертизы учитываются следы от бамперов, сцепных устройств и прочих неходовых элементов транспортного средства. В ходе такого исследования, от эксперта может понадобиться установить по следам транспортное средство, которое участвовало в происшествии. В таком случае ему необходимо будет рассмотреть:

  • Могут ли следы принадлежать конкретному транспортному средству.
  • Является часть транспортного средства действительно отделенной частью транспортного средства.
  • Возможность оставление следов на транспорте другими видами транспортных средств подходящих под конкретное описание.

В ходе экспертизы устанавливаются ответы на вопросы о механизме ДТП или его отдельного периода, при условии наличия определенных следов. Такие следы могут находиться как на транспортном средстве, так и на дорожном полотне, а порой и на отдельных деталях. Опытный специалист может определить причину аварии и виновника ее при детальном рассмотрении таких следов.

Дорожно-транспортные происшествия делятся на различные категории, в зависимости от факторов, которые привели к данной ситуации. Часть из них нельзя отнести к однозначным, поскольку не всегда известно, каковы причины и обстоятельства ДТП, кто виновник аварии и насколько подтверждается его вина наличием характерных повреждений и соответствующих обстоятельств.

В случае неразрешенных моментов при ДТП:

В случаях, когда дорожно-транспортные происшествия имеют неразрешенные моменты, страховая компания отказывается осуществлять выплаты, наличие связи между столкновением автомобильных средств и существующих повреждений не доказана, а также когда есть вероятность того, что самого факта ДТП нет, необходимо прибегать к специальной процедуре – транспортной трасологии.

Данный раздел криминалистики позволяет решить целый спектр задач, связанных с дорожно-транспортными происшествиями.

Вот лишь часть вопросов, ответы на которые даст именно транспортная трасология:

  • Определение соответствия характера полученных транспортным средством повреждений обстоятельствам ДТП;
  • Выяснение причин, приведших к получению тех или иных повреждений транспортным средством в ходе ДТП;
  • Какие части первого автомобиля нанесли повреждения тем или иным частям второго;
  • Присутствуют ли на первом автомобиле увечья, нанесенные вторым;
  • Определение механизма столкновения участников дорожно-транспортного происшествия;
  • Вид механизма столкновения (наезд, удар, скольжение и т.д.), который предлагается для проведения транспортно-трасологической экспертизы;
  • Установление факта столкновения транспортных средств, для чего изучается характер и особенности повреждений;
  • Определение первичного направления движения автомобилей до момента столкновения;
  • Поиск угла, под которым находились транспортные средства по отношению друг к другу в момент аварии;
  • Определение последовательности образования повреждений на автомобиле после его столкновения с какой-либо преградой;
  • Определение траектории движения транспортных средств и ее особенностей, если таковые существуют;
  • Выяснение точного места ДТП, произошедшего в границах проезжей части;
  • Восстановление картины местонахождения ТС по отношению друг к другу в момент, предшествующий столкновению;
  • Определение положения транспортного средства и препятствий во время взаимного столкновения;
  • Нахождение ответа на вопрос, пребывало ли транспортное средство в момент аварии в движении, или же оно являлось неподвижным;
  • Идентификация деталей на месте ДТП по их размерам, форме, цвету и локализации, с целью узнать, какому именно автомобилю они принадлежат;
  • Какая деталь или часть ТС получила повреждения;
  • Установление типа транспорта, которому принадлежат оставленные на месте ДТП характерные следы от шин. Это может быть легковая, грузовая, гусеничная и другие виды машин;
  • Выяснение марки или модели автомобиля, оставившего на проезжей части следы;
  • Установление направления и траектории движения автомобильного средства, чьи следы присутствуют на месте ДТП – от него или к нему;
  • Какими именно колесами идентифицированного ТС были оставлены следы – передними, задними, левым, правым;
  • Являются ли на самом деле оставленные следы результатом воздействия шин ТС, или они возникли по иной причине.
  • Каким грузовым или легковым автомобилем были оставлены следы?
  • Аварийный комиссар
  • Урегулирование убытков
  • Возмещение ущерба при ДТП
  • Трасологическая экспертиза
    • Когда делать транспортно-трасологическое исследование
    • Вопросы решаемые транспортной-трасологией
    • Как и где провести трасологическое исследование
    • Цена на услуги

    Консультации по транспортно-трасологической экспертизе

    Здравствуйте. Прошу сориентировать меня по цене проведения трасологической экспертизы ДТП, происшедшего в марте 2013 года по следующим вопросам: а) определение соответствия параметров движения транспортных средств непосредственно перед контактом в ходе ДТП (по двум вариантам исходных данных); б) соответствие зафиксированных экспертом повреждений транспортного средства динамике развития ДТП; в) определение участника ДТП, непосредственно создавшего аварийную ситуацию, и как следствие, виновного в ДТП. В качестве исходных данных могу представить показания участников ДТП из дела об административном нарушении, фотографии с места ДТП (из дела и от участников), схему ДТП, фотографии повреждений полученных моим автомобилем, сделанные в ходе экспертной оценки ущерба причиненного в ходе ДТП

    Добрый день. Спасибо за вопрос. Стоимость трасологических исследований: • стоимость проведения досудебного исследования — 20 тысяч рублей; • по определению суда 35 тысяч рублей; Рекомендуем Вам обратиться за более подробной консультацией по телефонам: +7(495)788-60-60; 8-800-200-51-71. Ждем Вас вновь на нашем сайте. КОНСУЛЬТАНТ

    Добрый день. Во время принудительной эвакуации мой автомобиль повредил эвакуатор с краном манипулятором. Судом назначена трасологическая экспертиза. Скажите, если во время трасологической экспертизы автомобиль повредят снова, что делать и кто за это несет ответственность? Спасибо.

    Добрый день. Из статьи 1064 ГК РФ (Общие основания ответственности за причинение вреда) следует: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Спасибо за вопрос. Ждем Вас вновь на нашем сайте. Консультант.

    во дводе дома были задеты два рядом стоящие авто с похожими царапинами владелец одного обвиняет в виновности другого как доказать свою невиновность если уже прошло два месяца может объективно ответ трасологическая экспертиза

    Добрый день. При проведении трасологической экспертизы, будут, сравниваются следы, присутствующие на автомобилях: если будут выявлены общие признаки, создающие неповторимый комплекс, в таком случае ТС находились в следовом контакте, если нет — ТС не могли находиться в следовом контакте. Для составления заключения необходимы материалы административного дела и осмотр ТС (в редких случаях достаточно одного ТС). Всего доброго. Консультант

    Страховая говорит, что вы сами сломали бампер и отказывает в выплате? Или сосед утверждает, что вы поцарапали его машину, стоявшую во дворе, хотя ваш авто в день происшествия находился в другом районе?

    Если бы не трасологическая экспертиза при ДТП, доказать свою правоту будет очень трудно, если не невозможно. Что это такое и когда ей нужно пользоваться – об этом я расскажу в этой статье.

    Что такое трасология

    Вообще, трасологическая экспертиза – широкое понятие, широко распространённое в криминалистике. Транспортно трасологическая экспертиза проводится по делам, касающимся движения и взаимодействия транспортных средств (ТС). Она является разновидностью автотехнической.

    Трасологическая экспертиза – это процессуальное действие, в результате которого эксперт, обладающий специальными знаниями и навыками, и соответствующей компетенцией, производит исследование различных следов, получившихся в результате дорожно-транспортного происшествия для определения механизма и причины их появления, а также кем они оставлены.

    К исследуемым следам относятся:

    • следы от колёс на дороге;
    • оторванные элементы деталей автомобиля, осколки стёкол, разлитые технические жидкости и т. п.;
    • вмятины, притёртости, кусочки краски – на самих ТС.

    Определение природы возникновения повреждений поможет установить:

    • страховой случай или нет;
    • могло возникнуть в конкретном ДТП или нет;
    • при взаимодействии каких предметов они получены.

    Расследование следов на дороге, взаимного расположения автотранспортных средств, осколков позволяет установить обстоятельства ДТП.

    В каких случаях применяется трасологическая экспертиза

    Исследование следов, возникших из-за происшествия, может потребоваться, когда:

    • необходимо установить, откуда возникло то или иное повреждение;
    • определение виновности невозможно или вызывает спор.

    Первый случай наблюдается, например, когда страховая утверждает, что дефекты автомобиля не могли возникнуть из-за конкретного ДТП. А также когда необходимо точно установить какие именно автомобили контактировали. Например, когда виновник скрылся с места аварии. Исследование краски, оставленной на соприкасавшихся деталях поможет определить действительно ли предполагаемый автомобиль был участником происшествия.

    Вторая ситуация возникает, когда надо установить, как двигались транспортные средства и двигались ли вообще, нарушались ли ПДД (например, превышение скорости), имелась ли у водителей возможность предотвратить столкновение и так далее. Основываясь на ответах по этим вопросам, можно установить, кто виновен в аварии.

    В общем, можно сказать, что трасологическая экспертиза может потребоваться всем попавшим в аварию, независимо от того, виновник или потерпевший тот или иной участника, пригодится при урегулировании убытков как по ОСАГО, так и по каско.

    На какие вопросы отвечает эксперт, проводя трасологическое исследование

    Выполняя экспертизу, специалист должен решить задачи, которые поставлены перед ним. Очень важно правильно сформулировать вопрос, чтобы, после получения ответа на него, тот или иной факт становился очевидным.

    Итак, эксперт-трасолог по оставленным следам может решать такие вопросы:

    • повреждения нанесены исследуемым транспортным средством или чем-то другим;
    • каким типом транспортного средства причинен ущерб;
    • какими деталями соприкасались ТС при столкновении;
    • к какому авто относятся оставленные на дороге следы, в том числе осколки;
    • предполагаемый механизм столкновения и возникновения повреждений;
    • какое направление и скорость была у ТС перед столкновением;
    • как двигались автомобили перед взаимодействием и двигались ли вообще;
    • в каком месте дороги случилось взаимодействие транспортных средств (а также наезд на пешехода, ограждение и т. д.).

    Основываясь на ответах на указанные вопросы, эксперт может решить, могли ли повреждения возникнуть в результате исследуемой аварии, была ли возможность предотвратить столкновение, были ли нарушены правила движения (превышение скорости, пересечение сплошной) и другие подобные.

    Эксперт-трасолог не имеет права определять кто и насколько виноват. Это не входит в его компетенцию. Подобные вопросы решает судья по результатам проведённого исследования.

    Когда можно провести транспортно-трасологическую экспертизу

    Её можно сделать на любом этапе после ДТП. Возможен и вызов эксперта сразу после аварии на место, где она произошла. Если сразу видно, что с решением, кто должен отвечать за последствия происшествия будет непросто определиться, это будет лучшим вариантом. Так как исследование «по горячим следам» позволяет точно и с наименьшими затруднениями восстановить механизм столкновения.

    Если вам дан неудовлетворяющий вас ответ, например, отказ в выплате, основанный на проведённой страховой экспертизе, лучше не заказывать своё трасологическое исследование, а сразу подавать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как судебную с большой вероятностью потребуется проводить, если будут два различных результата разных экспертиз. Так зачем платить дважды? В любом случае расходы на любую экспертизу надо потребовать с проигравшей в суде стороны.

    Если иск в суд кем-либо из участников уже подан, то надо сразу подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Она имеет свои особенности, о которых рассказано в подзаголовке «Как подать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы».

    Методика проведения экспертизы по трасологии

    Методика трасологической экспертизы – это совокупность методов, приёмов и средств, а также сведения о том, как правильно использовать эти методы и средства, для достижения оптимальных результатов исследования.

    Общая методика одинакова для любого трасологического исследования. Она заключается в том, что исследуются отдельные микропредметы и их конкретные признаки. При этом методы изучения в целом одинаковы для любых следов.

    Как проводится трасологическая экспертиза

    Исследование следов в целом, как и любая криминалистическая экспертиза, выполняется в таком порядке:

    1. предварительное изучение;
    2. детальное расследование;
    3. оценка полученных результатов;
    4. оформление.

    Вначале эксперт изучает переданные ему документы и разбирается в поставленных вопросах.

    В первую очередь проводится общий осмотр автомобилей, их фотографируют, исследуют и фиксируют повреждения. Иногда может потребоваться снятие части деталей, для доступа к скрытым дефектам. По результатам осмотра определяется, как взаимодействовали предметы, а также соответствие повреждений на предметах.

    В исследовании используются в том числе и современные компьютерные технологии

    В случае необходимости исследуется место происшествия. Исследуются различные следы, которые транспортными средствами оставили на дороге и окружающих предметах. В некоторых случаях применяется компьютерное моделирование.

    После обследования объектов эксперт должен сделать выводы, по полученным результатам и сформулировать ответы на заданные ему вопросы. Результаты экспертизы обязательно оформляются письменно. Прилагаются фотоматериалы, схемы и т. д.

    Можно ли провести транспортно-трасологическое исследование по фотографии

    Да, возможно проведение такой экспертизы только по фотографиям, но результаты такого исследования будут неточны, и, скорее всего, однозначных ответов дано не будет. Точно сказать достаточны ли фотоматериалы для расследования может только эксперт после рассмотрения особенностей конкретного дела и представленных фото.

    Примечание. Именно поэтому не следует ремонтировать автомобиль после аварии, если существует такая возможность, до полного получения возмещения.

    Что понадобится для проведения транспортно-трасологической экспертизы

    Для анализа и более быстрого и точного определения ответов на возникшие вопросы эксперту понадобится как можно больше вводной информации. Для этого ему нужно будет предоставить:

    • схему происшедшего ДТП;
    • документы из ГИБДД (справку, протокол об административном правонарушении и т. д.);
    • показания участников, а также свидетелей происшествия;
    • видео- и фотоматериалы предполагаемых объектов исследования;
    • сами объекты;
    • другие документы, например, результаты других экспертиз.

    В сложных случаях могут потребоваться и другие материалы.

    Сколько стоит проведение трасологии

    Стоимость проведения трасологического исследования изменяется первую очередь от количества вопросов, на которые должен дать ответ эксперт. А также от конкретной организации, проводящей исследование. Естественно, в разных регионах общий уровень цен различается.

    В зависимости от перечисленных факторов стоимость экспертизы может составить от пяти до пятидесяти тысяч рублей. Не исключена и более высокая цена, если вопросов много. В некоторых фирмах можно заказать и, соответственно, оплатить, решение отдельных задач, в некоторых – доступно только комплексное исследование.

    Проведение трасологического расследования до суда, как правило, на 25-30% дешевле аналогичного, приводящегося в ходе судебного процесса.

    Как оспорить выводы трасологии

    Трасологическое исследование оспорить можно. Как уже говорилось, обычно трасологию проводит страховая для объяснения отказа в выплате. Иногда аналогично поступает второй участник ДТП, чтобы доказать свою невиновность.

    На основании таких экспертных заключений, выполненных с грубыми нарушениями, страховые компании отказывают в выплатах

    Так как результаты экспертизы – документ, то, скорее всего, оспорить выводы эксперта по трасологии можно будет только в суде. Для этого надо привести доводы, почему вы считаете неправильной проведённое исследование.

    Примечание. Подача досудебной претензии страховщику обязательна для разбирательств по страховым спорам.

    Для признания результатов проведённой страховой компанией исследования зачастую даже не требуется судебной трасологической экспертизы, достаточно экспертной оценки содержимого документа, для признания его недостоверным, так как выводы экспертного заключения от страховой, как и сам процесс исследования, бывают составлены с нарушением законов, регулирующих оценочную деятельность, могут содержать очевидные и грубые ошибки, явно расходиться с действительностью, да и сам документ иногда называется «Заключением специалиста», то есть, по сути, даже не является результатом транспортной трасологической экспертизы.

    Как решает суд споры по трасологической экспертизе

    Если судья явно видит неправомерность отказа, то без всякого дополнительного расследования признаются доводы СК недействительными, а отказ в выплате возмещения – неправомерным.

    Если очевидных доказательств неправоты страховщика нет, надо подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Это относится и к случаю, когда вы несогласны с доводами о признании вас виновными (признании другого невиновным).

    Уже на основании судебной экспертизы суд будет решать о том, кто прав в разбираемом им деле. И, конечно, всегда есть возможность подать апелляцию, если вынесенное решение суда первой инстанции вы считаете неправильным.

    Как подать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы

    Право участвующих в суде сторон ходатайствовать о назначении экспертиз в судебном процессе закреплено в статье 79 Гражданского процессуального кодекса и в статье 82 Арбитражного процессуального кодекса.

    Нюансы подачи просьбы о проведении исследования

    Подавать ходатайство можно:

    • До первого судебного заседания;
    • В суд первой инстанции;
    • В апелляционном суде (при указании уважительной причины, из-за которой раньше экспертиза не проводилась, например, отклонение ранее подаваемого ходатайства предыдущим судом).

    На всех указанных стадиях ходатайство можно подать в любой момент вплоть до того, как судья примет решение по рассматриваемому делу.

    В Гражданском процессе подавать его можно и устно. Хотя о нём и должно быть написано в протоколе заседания, во избежание возможных недоразумений лучше сделать письменное заявление, которое обязательно останется в материалах дела.

    Каждая из сторон может предложить суду:

    • вопросы, которые необходимо задать эксперту;
    • какому эксперту или организации доверить проведение расследования.

    Окончательный выбор делает суд.

    Ходатайство можно передать:

    • на судебное заседание;
    • в канцелярию суда, разбирающего дело.

    Как писать ходатайство в суд

    Сам текст ходатайства пишется в свободной форме. Но оно обязательно должно содержать:

    • реквизиты, такие как наименование суда, номер дела, ФИО (наименования) участвующих сторон, дату и подпись;
    • объяснение причины необходимости проведения экспертизы, о которой подаётся ходатайство;
    • кому вы хотите поручить расследование;
    • вопросы, на которые нужно узнать ответ;
    • список объектов и документов, которые вы готовы предоставить.

    Обязательно необходимо указать тип экспертизы – транспортно-трасологическая (исследование следов). Образец бланка ходатайства можно скачать здесь.

    Срок выполнения экспертизы, назначается судом. Эксперт, осуществляющий её, несёт уголовную ответственность в случае дачи ложных показаний, поэтому результат такого исследования будет максимально точным. Не стоит забывать, что ходатайство, так как это, по сути, официальная просьба, может быть и отклонено судом, но с объяснением причины отказа.

    Сумму, затраченную на заказ и проведение экспертизы необходимо включить в список трат, которые указываются в ходатайстве о взыскании понесённых издержек с проигравшей суд стороны.

    Важно. Если одна из сторон против экспертизы, делает проведение её невозможным, например, не предоставляя принадлежащих ему объектов, необходимых для исследования, суд может и без расследования решить вопрос, для ответа на который предполагалось провести экспертизу.

    Отзывы об использовании трасологического исследования после ДТП

    Впечатления от проведения экспертизы по трасологии встречаются различные. Но зависят они больше всего от фирмы, от эксперта, которые проводили ту или иную работу. Так как большинство компаний, оказывающих экспертные услуги частные, то среди них немало и таких, которые работают лишь с целью получения денег с клиентов, не заботясь о качестве, или напрямую действуют в интересах страховых компаний.

    Есть и действительно хорошие организации, сотрудники которых заинтересованы в помощи клиентам, понимают свою ответственность. При обращении к ним вам окажут помощь качественно и своевременно.

    Чтобы не нарваться на недобросовестных экспертов, почитайте отзывы о компаниях перед обращением в них в интернете.

    Полезные советы

    • в спорных ситуацияхвызывайте эксперта-трасолога на место ДТП сразу после аварии;
    • не пугайтесь «плохих» результатов, оспаривайте их через суд;
    • издержки на эксперта должен возмещать проигравший в суде;
    • не чините авто до урегулирования всех споров, если есть такая возможность;
    • чётко формулируйте вопросы для эксперта.

    Подведём итоги

    • транспортно-трасологическое исследование помогает восстановить механизм столкновения;
    • трасология изучает следы, оставленные при происшествии;
    • эксперт отвечает только на технические вопросы;
    • на основании экспертных выводов суд принимает заключение о виновности того или другого участника ДТП, о признании рассматриваемого случая страховым;
    • результаты экспертизы можно оспорить в суде;
    • в суде может назначаться дополнительная экспертиза.

    Заключение

    Теперь вы имеете представление о трасологической экспертизе, зачем она нужна и как ей пользоваться. Конечно, хорошо, если никогда не придётся применять знания о ней. Но теперь, если что, вы будете знать, что делать.

    А вам приходилось заказывать трасологическое исследование или оспаривать его результаты? Если да – то обязательно расскажите о своём опыте в комментариях. Там же задавайте возникшие вопросы по теме статьи.

    Просмотрите видео, в котором эксперт Союза потребителей республики Татарстан коротко и понятно отвечает на все основные вопросы по трасологии при ДТП:

    На сегодня у меня все. Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе свежих статей, а также делитесь статьёй в соцсетях. До новых встреч!

Оставьте комментарий