Требования гаишника

Требования гаишника вне закона фото

Далеко не все автомобилисты хорошо знают свои права, поэтому воспринимают все требования инспектора ДПС как обязательные к выполнению. Но каждому водителю стоит познакомиться с административным регламентом МВД, где четко прописано, что страж дорог может требовать от автолюбителя, а какие просьбы будут вне закона.

Понятно, что порой лишними вопросами и действиями дорожные полицейские пытаются сбить водителя с толку, проверить, в каком состоянии он находится, не пил ли. Конечно, ни один автомобилист не застрахован от нерадивых стражей дорог, которые могут попытаться навязать незаслуженное наказание. Чего не имеет права требовать от вас гаишник?

Требования гаишника вне закона фото

Вопросы типа «Когда в последний раз пили?» или «Что сегодня употребляли?» не имеют отношения к какой-либо процедуре, прописанной в законодательстве. Поэтому на такие вопросы вы можете не отвечать, уточнив у инспектора, на каком основании он вас остановил. Например, если у него есть основания считать вас пьяным (о вас пахнет, у вас нарушена речь, вы себя неадекватно ведете и т. д.), тогда он должен отстранить вас от управления автомобилем, составить протокол и начать процедуру освидетельствования по всем требованиям. Кстати, он не может вас заставить дышать в алкотестер — правда, если вы откажетесь, обязаны будете поехать сдать анализы.

Требования гаишника вне закона фото

«Где работаете?» — вопрос уместен, только если составлен протокол об административном правонарушении. Именно в этом документе есть графа о месте работы. Если вас просто остановили и спрашивают место работы, вы не обязаны отвечать на этот вопрос. Опять же спрашивайте причину остановки и попросите инспектора представиться.

«Выйдите из машины» — инспектор не имеет права требовать вас покинуть автомобиль. Он может вам предложить это сделать, а вы можете отказаться. Кстати, даже протокол вы имеете право подписывать в машине. Есть четкий перечень причин, по которым гаишник может убедить вас покинуть авто — но причины должны быть веские. Например, есть подозрение, что вы пьяны, и этому есть доказательства (запах перегара, неадекватность поведения и т. д.). или есть ориентировка на ваш автомобиль, что он в угоне или в нем могут скрываться преступники, или он сам стал участником правонарушения или преступления. Но об этом вам должны сообщить. Так что если от вас требуют выйти, в ответ просите предоставить основание, на котором от вас это требуют.

Требования гаишника вне закона фото

«Садитесь в машину ДПС» — это предложение может носить только рекомендательный характер. Подписать протокол вы можете как в своем авто, так и на улице.

«Можете предъявить паспорт?» — паспорт не является документом, обязательным для проверки дорожным полицейским. Главное — чтобы у вас были права, страховка, СТС. Даже

ПТС с собой возить не нужно. Паспорта как у вас, так и у ваших пассажиров он может проверить, только если есть ориентировка, что в машине могут находится преступники.

Требования гаишника вне закона фото

«Прекратите снимать и выключите видеорегистратор» — инспектор на дороге находится при исполнении, поэтому снимать на видео его действия не запрещено, особенно если вас обвиняют в каком-то проступке, вы имеете право собирать доказательства любым разрешенным законом способом. Снимать запрещено только на закрытом секретном объекте, но вряд ли дорога является таковым.

!Сотрудник ДПС ГИБДД во время проверки!Сотрудник ДПС ГИБДД во время проверки

МОСКВА, 3 апр — ПРАЙМ. Невыполнение водителем требований инспектора ГИБДД возможно только в том случае, когда незаконность таковых требований является абсолютно очевидной. Но при всей очевидности, а в спорных случаях тем более, необходим диалог водителя с инспектором, от которого можно вежливо попросить повторно представиться, и разъяснить, на каких именно нормах законодательства основано требование стража порядка. Об этом рассказал агентству «Прайм» заведующий филиалом московской коллегии адвокатов «Защита» Анатолий Миронов.

«Затем, по возможности, следует зафиксировать аудио или видеозаписью происходящее, не отказывая в исполнении требования сотрудника полиции. И уже после всего произошедшего обратиться к адвокату для оценки инцидента с юридической точки зрения и определения целесообразности обжалования действий сотрудников полиции», — указывает эксперт.

Сотрудники Дорожно-патрульной службы на месте происшествия в Каспийске

Эксперт рассказал, когда водитель должен отдать авто по требованию ГИБДД

По словам адвоката, права требовать документы, пройти медосвидетельствование, предоставить автомобиль и «масса всего иного» должны быть «законными».

«Например, требование сотрудника ГАИ к водителю выйти из машины, на первый взгляд, может показаться необоснованным, а значит, незаконным, так как в правилах дорожного движения нет фиксации такой обязанности со стороны водителя», — говорит адвокат.

Вместе с тем, в соответствии с ведомственным приказом МВД сотрудник вправе предложить выйти водителю из машины в случае наличия у него признаков опьянения, к которым может быть отнесено «банальное покраснение лица».

Двойственной может быть и ситуация, когда водителю предлагают пройти в автомобиль Госавтоинспекции. Такой обязанности не существует. Вместе с тем, инспектор для составления протокола об административном правонарушении вправе пригласить водителя в служебную машину.

Пенсии, выплаты и сюрприз для водителей. Что ждет россиян с 1 апреля

Иногда водители сталкиваются с явно незаконными требованиями со стороны сотрудников полиции, к примеру, оплатить штраф на месте или отвезти закончившего смену коллегу по определённому адресу. Такие требования удовлетворению не подлежат, говорит юрист.

В подавляющем большинстве спорные ситуации относительно законности требований сотрудников ГИБДД могут быть разрешены только после анализа сложившейся на дороге в определённый момент обстановки.

Мы разбили фразы в соответствии с тем, кому из водителей и в каких ситуациях они пригодятся.

Уровень «Новичок»

Фраза: «Давайте общаться на „Вы“»
Сложность: 1 звезда
Скилы: недавно получил права, хорошо знаю ПДД

Обращение к водителю на «ты» инспектор может использовать, если видит, что перед ним человек гораздо моложе него. «Тыкать» напропалую вам никто, естественно, не будет, но вот как бы невзначай ввернуть в разговор фамильярное обращение — вполне. Это психологическая уловка, чтобы подчеркнуть свое главенство и полный контроль над ситуацией. Вы, как водитель, должны четко дать инспектору понять, что готовы выполнять его законные требования, уважаете те полномочия, которые предоставило ему государство. Но и он со своей стороны пусть уважает вас как гражданина и налогоплательщика.

Уровень «Продвинутый»

Фраза: «Я все записываю»
Сложность: 2 звезды
Скилы: уверен, что ничего не нарушил, так как знаю закон

Инспектор ГИБДД — персона не публичная, а потому общения на камеру не любит. Но отказать вам в возможности снимать он не имеет права. Если должностное лицо действует в рамках своих полномочий, бояться ему нечего. Только вы тоже не перегибайте палку. Сейчас многие водители чуть что достают телефон, начинают нести какую-то ахинею и буквально провоцировать инспектора на незаконные действия. Часто это делается не для защиты своих прав, а ради банального хайпа в интернете. Если вы преследуете именно такие цели, готовьтесь к тому, что и к вам отношение будет соответствующее.

Фраза: «Подождите, я загуглю эту статью ПДД»
Сложность: 2 звезды
Скилы: уверен, что ничего не нарушил, так как знаю закон

Абсолютно нормальная просьба водителя. Даже так: желательно ознакомиться с тем, какое нарушение вам вменяют и чем это грозит, прежде чем что-то подписывать. Почему бы не сделать это с помощью смартфона и интернета?

Уровень «Профессионал»

Фраза: «Я сейчас позвоню в дежурную часть и вызову сюда ответственного»
Сложность: 3 звезды
Скилы: знаю не только свои права/обязанности, но и осознаю их наличие у второй стороны

Прием из разряда «тяжелой артиллерии». Подключать ее мы рекомендуем, только когда разговор с сотрудником ДПС действительно зашел в тупик и вы понимаете, что в отношении вас осуществляются незаконные действия. В такой ситуации просто необходимо фиксировать все происходящее на видео. Тогда у вас на руках будут доказательства, с которыми можно смело писать жалобу.

Евгений Шмелев, адвокат:

Обращение на «ты» необходимо пресекать на корню. В публичных отношениях представитель власти не вправе общаться с вами таким образом.

Также вы можете попросить предоставить вам пару минут, чтобы освежить в памяти ПДД или позвонить адвокату. Ссылайтесь на то, что хотите грамотно отразить свои объяснения по факту нарушения либо в отдельном бланке, либо в протоколе.

А если вы столкнулись с совсем уж неадекватным инспектором, главное при этом самому действовать в рамках закона: не повышать голос, не поддаваться на провокации и фиксировать все происходящее на видео.

Фраза: «Конечно, я все понимаю. Давайте оформим протокол»
Сложность: 4 звезды
Скилы: знаю не только свои права/обязанности, но и осознаю их наличие у второй стороны

На первый взгляд, странная фраза для списка, призванного умерить пыл инспектора ГИБДД. Тем не менее она убивает одним махом двух зайцев.

Во-первых, вы ненавязчиво обозначаете инспектору ДПС, что никуда не спешите, так что готовы соблюсти все формальности при оформлении правонарушения и ни о какой возможности «договориться на месте» речи быть не может. Фраза особенно эффективна, если вас разводят на отказ от медосвидетельствования, ссылаясь якобы на наличие признаков опьянения.

Во-вторых, настаивать на составлении протокола важно, чтобы не дать сотруднику ДПС шанса сыграть на вашем незнании закона. В протоколе инспектор обязан отразить конкретное нарушение ПДД и назначить наказание в соответствии со статьей Административного кодекса РФ. Но далеко не за каждым нарушением правил закреплена санкция кодекса.

Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»:

Инспектор осознает, что если вы не откажетесь от медосвидетельствования, то ему придется ехать вместе с вами в больницу. Если по результатам экспертизы водитель окажется трезв, то несколько часов будет потрачено им впустую.

Кроме того, существует ряд нарушений, за которые инспектор имеет право разве что пожурить и при этом не назначать наказания. Водители не знают таких нюансов, а потому могут быть спровоцированы на дачу взятки.

Уровень «Непобедимый»

Фраза: «Я буду писать в протоколе, что с нарушением не согласен, при рассмотрении дела нуждаюсь в защитнике»
Сложность: 5 звезд
Скилы: знание прав и обязанностей обеих сторон; понимание того, на какие конкретно статьи Административного кодекса РФ можно ссылаться в разговоре с инспектором

Эта фраза нуждается уже даже не в соблюдении вами морально-этических норм, но и в хорошем понимании того, как функционирует система российского права. А именно: существует ряд составов правонарушений, которые вправе рассматривать все сотрудники ГИБДД, а не только их начальники (например, остановка или стоянка под запрещающим знаком, отсутствие ОСАГО, превышение скорости и т. п.).

Именно на процессуальных моментах и можно заострить внимание в случае, когда нарушение все же имело место быть. «Если инспектор выносит постановление об административном правонарушении и прилагает к нему протокол о правонарушении, то в нем можно написать волшебную фразу: „С нарушением не согласен, при рассмотрении дела нуждаюсь в защитнике“, — говорит Сергей Радько. — Это означает, что вы заявили ходатайство об участии защитника. Соответственно, инспектор обязан ходатайство рассмотреть и вынести определение, чего он, конечно же, в 100% случаев не делает и тем самым нарушает ваше право на защиту». Суды при рассмотрении подобных дел, как правило, ссылаются на нарушение процедуры оформления правонарушения и тот факт, что гражданину не был обеспечен защитник. В результате постановление отменяется.

В каждом человеке существует три эго-состояния — внутренний Взрослый, внутренний Ребенок и внутренний Родитель. Разговор с инспектором ГИБДД — это деловое общение из взрослых позиций. Водителю следует говорить спокойно, уверенно, стараться придерживаться здравого смысла и контролировать свои эмоции.Заподозрить, что сотрудник ДПС пытается вменить вам штраф за правонарушение, которого вы не совершали, можно, если инспектор: отводит взгляд, держит руки за спиной или в разговоре с ним появляется ощущение, будто вас отчитывает или наказывает родитель. Это может оказаться манипуляцией, обращенной к внутреннему Ребенку водителя с тем, чтобы вызвать в нем чувство вины.

Если вы не уверены в правомерности действий инспектора ГИБДД, потратьте пару минут на поиск норм ПДД в интернете. Это лучше, чем расходовать энергию на диалог в негативных эмоциях.

Кстати, манипуляция может исходить и со стороны водителя, который действительно нарушил правила и хочет избежать наказания («я не знал, не нарушал» и т.д.). Выступая из детского эго-состояния, такой водитель взывает к Родителю инспектора, надеясь на понимание и жалость. Манипуляция может сработать, а может, наоборот, разозлить сотрудника ГИБДД. Если правонарушение уже совершено и штрафа не избежать, не паникуйте и воспринимайте разговор с инспектором спокойно.

Сотрудники ГИБДД, пользуясь юридической безграмотностью водителей, манипулируют простыми гражданами и оказывают на них психологическое давление. Ведь многие автовладельцы считают едва ли не любую просьбу полицейского приказом, обязательным к исполнению. И зря…

Сотрудники ГИБДД зачастую пользуются юридической безграмотностью автолюбителей

Фото: Геннадий Черкасов

Не секрет, что законное требование полицейских обязательно к исполнению, а их просьбу всегда можно игнорировать. Эту разницу каждый инспектор ГИБДД прекрасно знает, но не спешит об этом уведомлять водителей. Мало того, незаконные распоряжения, которые на самом деле можно расценивать только как просьбы, со стороны полицейских звучат регулярно, и самые распространенные из них отметил портал «АвтоВзгляд».

Инспектор имеет право потребовать от водителя покинуть салон авто только после оформления постановления о досмотре, о задержании машины или водителя, а также в случае отстранения гражданина от управления т/с — например по причине алкогольного опьянения. Других поводов тревожить водителя у полицейских нет.

Пункт 93.3 Приказа МВД №664 допускает, что сотрудник ГИБДД имеет право предложить автовладельцу занять место в патрульной машине либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов. Так что у водителя есть все основания отказаться от подобных приглашений, и в этом случае угрозы полицейского административным арестом на 15 суток за «неповиновение законному распоряжению» будут незаконны.

Напомним, что под «осмотром» подразумевается визуальное исследование салона авто через окна. А требование открыть багажник и проверить его содержимое расценивается как «исследование машины на предмет наличия в ней орудий или предметов совершения правонарушения», без нарушения ее конструктивной целостности и демонтажа деталей, — то есть на юридическом языке речь уже идет о досмотре. Такая процедура обязательно должна фиксироваться на видеокамеру либо происходить в присутствии понятых. По результатам досмотра составляется протокол, где должна быть указана веская причина его проведения. Только в этом случае требование полицейского будет законно.

Приказ инспектора ДПС «дыхнуть» — всегда вне закона. Это можно расценивать только как просьбу, от которой можно спокойно отказаться. Другое дело, если страж порядка потребует от вас дунуть в алкотестер с одноразовым мундштуком и читаемым клеймом государственного поверителя на пломбе. Но сделать это он имеет право исключительно после того, как составит протокол о вашем отстранении от управления автомобилем в присутствии двух понятых.

Если страж порядка согласился подождать, пока вы привезете ему забытые дома права или ОСАГО, то при этом он не имеет права требовать от вас оставить паспорт в залог. Этот документ не является залоговым средством, о чем гласит Приказ МВД №80. А если же инспектор все-таки нарушит приказ, его могут оштрафовать по ст. 19.17 КоАП — но всего на 100 рублей.

Оформлять нарушения и аварии, отстранять от управления автомобилем и направлять на медосвидетельствование водителя, и даже представляться сотрудники ДПС будут по регламенту. Этот документ сегодня публикует "Российская газета".

Он появился на свет в рамках административной реформы и стал одним из первых в деятельности Госавтоинспекции. В обсуждении регламента участвовали специалисты федеральных органов исполнительной власти, общественные организации и граждане.

Как заверили нас в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД, все их требования были учтены при подготовке последней редакции.

Надо сказать, что до вступления в силу этого документа инспекторы следили за порядком в соответствии с наставлением по работе дорожно-патрульной службы, которое было утверждено в 1999 году. И вот на смену ему пришли два документа: административный регламент и Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы. В первом расписаны все требования к сотрудникам ГИБДД при общении с гражданами. Второй документ — своего рода внутренний распорядок. Он носит гриф "Для служебного пользования" и не публикуется. Но вступит в силу одновременно с административным регламентом.

Итак, в чем разница между административным регламентом и нынешними наставлениями? В нем пошагово расписаны все действия инспекторов в различных ситуациях. Причем речь идет не только об исполнении прямых обязанностей, но и об общемилицейских функциях.

С какой стороны подходить к машине

Понятно, что любой представитель власти должен быть вежлив, тактичен и корректен даже с нарушителем. Но одними хорошими манерами его обязанности не ограничиваются. В регламенте расписано, с чего должно начинаться общение между инспектором и водителем и как оно должно проходить. Инспектор должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Заметьте, теперь он не должен отдавать честь участнику дорожного движения. Это требование не вошло в регламент не из-за того, что граждане недостойны такого жеста. Просто с жезлом в руке выполнить это формальное приветствие довольно затруднительно. А это, в свою очередь, было поводом для некоторых принципиальных водителей жаловаться на инспектора, не выполнившего все церемониальные действия.

О взаимоотношениях сотрудников с участниками дорожного движения сказано так: они "должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам". По требованию автовладельца или пешехода инспектор обязан предъявить удостоверение, не выпуская его из рук.

Один из вечных споров: обязан ли водитель выходить из машины, а уж тем более садиться в патрульный автомобиль. В документе прописано даже, с какой стороны инспектор должен подходить к автомобилю: "Обращение к водителю должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны".

Инспектор может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или, когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Предложить пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может предложить только тогда, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Засада в законе

Очень много было споров о засадах — так называемом скрытом контроле. В регламенте прописано: "Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается". Здесь же разъясняется, что патрульный автомобиль — это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость.

К патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля — без специальной окраски. Но если раньше сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской, либо сотрудником в форменной одежде.

Осмотр под угрозой досмотра

Это, пожалуй, первый документ, в котором четко прописана разница между осмотром и досмотром. В каком случае может применяться первое, в каком второе. Осмотр в данном случае — это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. Сверка номеров с документами — это тоже осмотр. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время.

А вот если человек отказался от осмотра, то ему грозит досмотр. Он уже проводится с оформлением протокола и в присутствии двух понятых.

Пьян по всем правилам

В регламенте четко прописано, каким образом проводится выявление нетрезвых водителей. Так, например, после того как инспектор утвердился в своих подозрениях насчет того что водитель нетрезв, он должен предложить ему дыхнуть в алкотестер в присутствии двух понятых. Если у инспектора нет под рукой нужного прибора, он обязан отвезти человека на ближайший пост ДПС или в какой-либо пункт милиции, где этот измерительный инструмент есть. Если алкотестер показал, что не все в порядке, а водитель с этими показаниями не согласен, то его требуется направить на медицинское освидетельствование. Направлять туда можно тоже только в присутствии двух понятых. Направлять на медосвидетельствование инспектор может, если водитель отказывается воспользоваться прибором, если он не согласен с результатами и если у инспектора есть подозрения, что несмотря на показания алкотестера, водитель все-таки нетрезв.

Примечательно, что в случае, если врач установил, что водитель трезв, инспектор обязан его доставить к машине.

Кстати, тема доставки водителя — довольно интересна. Она еще раз проявляется в пункте о задержании транспортного средства. Если машину задержали где-то на трассе, то инспектор обязан оказать содействие в доставке водителя до ближайшего населенного пункта.

Один из главных спорных вопросов — это единство закона для всех. Почему у нас на дорогах ездят те, кто всегда правее, и инспектор ничего не может с ними поделать? Этот вопрос хотя бы частично устранен в административном регламенте. Теперь, если у инспектора есть достаточные основания полагать, что находящийся за рулем человек с высоким иммунитетом нетрезв, он должен отстранить его от управления, провести освидетельствование на алкогольное опьянение или направить на медицинское освидетельствование. А машину задержать до устранения причины.

Надо также сказать, что это первый и возможно единственный регламент, в котором не прописано время исполнения тех или иных действий. Как пояснили в департаменте ОБДД, это связано с особенностью работы. Невозможно прописать четкие временные рамки для оформления нарушений, аварий и прочего. В каждом случае могут возникать свои сложности. Но регламент требует, чтобы сроки были минимальными, а действия сотрудников, затягивающих дело, могут быть обжалованы.

alt=» Фото: Виталий Аньков / РИА Новости» />  Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Взмах жезлом или рукой — не единственный знак, который инспектор может подать водителю, чтобы тот остановился. Согласно ПДД, можно использовать также специальный диск с красным световозвращателем, громкоговорящее устройство, специальные световые или звуковые сигналы, пишет aif.ru.

Невыполнение законного требования сотрудника ГИБДД — повод для административного наказания. Штраф составляет от 500 до 800 рублей.

Фото: Нина Зотина / РИА Новости

Как правило, несоблюдение требования остановки влечет за собой погоню. Нарушитель вполне может оказаться угонщиком или преступником, поэтому не стоит рассчитывать на то, что инспектору окажется не до вас. Автомобиль могут заблокировать и даже применить табельное оружие, с учетом опасности ситуации.

Поэтому если вы заметили за собой погоню с включенными спецсигналами, нужно остановиться, а не пытаться скрыться.

Штраф в данном случае не гарантирован. В статье 1.5 КоАП говорится, что "Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица".

Если водитель остановился сразу, как только заметил погоню, и вежливо объяснил, что не заметил знака инспектора, то все может обойтись предупреждением. Доказать, что он уехал намеренно, практически невозможно. Максимум, его ждет более доскональная проверка и медосвидетельствование.

Но если водитель не останавливается во время погони, возникает риск получить наказание по статье 19.3 КоАП "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции". Это не только штраф, но и арест на 15 суток. Решение инспектора можно обжаловать, но в судебном порядке, а это уже совсем другая история.

Оставьте комментарий