Требования к педагогическому такту это

Етерская, Н. А. Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства современного учителя / Н. А. Етерская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4731/ (дата обращения: 17.09.2021).

Чем ближе к нашему времени, тем выше требования общества к учителю. В. Сухомлинский, творивший в 70-е годы, на первое место выдвигал воспитательный аспект деятельности учителя. Каким бы «очищенным» от воспитания ни было обучение, считал он, оно является, прежде всего, нравственным формированием человеческой личности. Нет, не может и не должно быть обучения, «непричастного» к воспитанию. В обучении взаимодействуют не только умы. Душа учителя соприкасается с душой ученика. Каждый начинающий и уже много лет отработавший учитель должен совершенствовать свое мастерство, узнавать новое, совершенствовать преподавание, расширять свой кругозор. [3. с.477]

Одна из особенностей педагогического труда заключается в том, что он должен беречь и хранить маленького человека. Эта специфическая особенность требует от учителя высокого педагогического мастерства и особого педагогического такта. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в школе не должно быть ни одного педагога, которого бы труд учителя тяготил: «… учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего, к детям». [1. с.112]

Глубоко прав был К. Д. Ушинский, который писал: «нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». [2, с.28]

Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Педагогический такт это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

— требовательность и уважительность к воспитаннику;

— умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;

— деловой тон общения;

— внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

— во внешнем облике педагога;

— в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

— в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

— в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;

— в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

— в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что брал взаймы у коллег, обучающихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное время — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому обучающемуся. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком обучающегося, а тем более срывать зло и оскорблять его.

Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности:

— естественность и простота обращения без фамильярности;

— доверие без попустительства;

— серьезность тона без натянутости;

— ирония и юмор без насмешливости;

— требовательность без мелочной придирчивости, грубости;

— доброжелательность без заласкивания;

— деловой тон без раздражительности;

— своевременность воспитательного воздействия без поспешности;

— принципиальность и настойчивость без упрямства;

— внимательность и чуткость к обучающимся без подчеркивания этого;

— отдача распоряжений без упрашивания;

— обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях;

— выслушивание без выражения безразличия.

Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с обучающимися. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного обучающегося, определить его состояние и с учетом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на обучающегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить воспитанника в неловкое положение.

Стиль общения педагога как выражение педагогического такта.

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

— индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся — особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога;

— совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на обучающихся.

Стиль общения педагога с обучающимися — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит: — от психического склада человека,

— его ценностных ориентаций,

— уровня образования и общей культуры,

— влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),

— авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с обучающимися.

Авторитарный стиль подразумевает:

— взгляд на обучающегося как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,

— стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,

— все функции в управлении коллективом обучающихся сосредотачивает в своих руках,

— отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,

— предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт обучающихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

— такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,

— неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,

— почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,

— ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в коллективе обучающихся, эмоциональная удовлетворенность от общения.

— наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;

— высокая культура педагогического общения (в обучающихся ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);

— интерес к познанию обучающегося (изучение его склонностей, способностей);

— умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;

— отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: обучающиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, обучающиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт, который базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, — доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности.

1. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.

2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1990. — Т. 5.

3. И. П. Подласый Педагогика. Книга 1: Общие основы.: учебник в 3 книгах/ 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Владос, 2008. — 527 с.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Наиболее эффективные способы общения в педагогической.

педагогический такт, обучающийся, воспитанник, стиль общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение. Педагогическое общение — важное условие эффективности.

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Психологические основы педагогического такта учителя

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства. Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися.

Педагогическое общение — важное условие эффективности.

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая.

. общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение. Психология педагогического общения и педагогический такт. ИКТ как неотъемлемая часть образовательного процесса.

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале.

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение.

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения.

Стили педагогического общения. Количество испытуемых (38).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, образовательный процесс, педагогический факультет, стиль общения, стиль, конформный стиль, альтруистический.

Психология педагогического общения и педагогический такт

Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения”.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Наиболее эффективные способы общения в педагогической.

педагогический такт, обучающийся, воспитанник, стиль общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение. Педагогическое общение — важное условие эффективности.

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Психологические основы педагогического такта учителя

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства. Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися.

Педагогическое общение — важное условие эффективности.

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая.

. общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение. Психология педагогического общения и педагогический такт. ИКТ как неотъемлемая часть образовательного процесса.

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале.

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение.

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения.

Стили педагогического общения. Количество испытуемых (38).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, образовательный процесс, педагогический факультет, стиль общения, стиль, конформный стиль, альтруистический.

Психология педагогического общения и педагогический такт

Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения”.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе.

Общение учителя с детьми определяется прежде всего личностью педагога, его высокими нравственными качествами, любовью к детям, его духовной щедростью.

Такт в буквальном смысле слова — прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Такт — это форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим.

Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педагогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, деликатный обладает педагогическим тактом.

Педагогический такт — профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это умение учителя устанавливать педагогически целесообразный тон и стиль в общении с учащимися. Педагогический такт, как и такт вообще, предполагает наличие у учителя чувства меры, а значит, умения дозировать свои средства воздействия, не допускать крайностей в общении со школьниками.

Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность — к непослушанию, чрезмерная снисходительность — к грубости.

Педагогический такт включает в себя уважение к личности ребёнка, чуткое отношение к учащимся, внимание за их психическим состоянием. Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают её. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося учитель варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от раздумья до сухости, от мягкости до строгости.

Проявление внимания, доброты, заботы должно меняться в связи с возрастом детей. Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Педагогический такт предполагает доверие к ученику, оно должно стать стимулом к работе учащихся. Культура общения учителя проявляется в разных формах взаимодействия с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге.

Профессиональную этику мы понимаем, как гармонию нравственных чувств, сознания и поведения специалиста, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в его педагогическом такте.

Глубоко прав был К.Д. Ушинский, который писал: «нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Необходимым качеством для учителя является педагогический такт — интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основные элементы педагогического такта:

  • требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;
  • деловой тон общения;
  • внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

  • во внешнем облике педагога;
  • в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
  • в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;
  • в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что брал взаймы у коллег, обучающихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога.

Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное время — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому обучающемуся. При применении наказания очень важно, как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Нетерпение, торопливость в равной степени недопустимы как в воспитании. Так и в перевоспитании детей. Ведь сложность формирования личности в том и заключается, что это длительный, непрерывный процесс который не может быть ограничен ни местом, ни временем, он не терпит нарочитости и неискренности и не дает результатов от прямолинейного, разового воздействия. Много косвенных незримых для воспитуемого усилий потребуется со стороны педагога, чтобы, к примеру, в ребенке с эгоистическими, потребительскими наклонностями сформировались коллективистские навыки, чтобы искоренить жадность, чтобы привить трудолюбие, воспитать доброту, отзывчивость.

Педагогический такт — это показатель культуры и профессионального мастерства воспитателя. Это важнейшая черта его поведения, проявляющаяся в выдержке, самообладании, гуманности, оптимизма, доброжелательности, уважения к детям, культуре общения с ними, умении ориентироваться в быстроменяющихся педагогических ситуациях и принимать правильное решение. Педагогический такт характеризует стиль работы воспитателя как мастера своего дела. Он умеет регулировать поведение детей, воздействуя на них так, что они всегда уверены в его доброжелательности и справедливости.

Отсутствие педагогического такта обычно нарушает нормальные отношения воспитателя с детьми. Тот, кто не обладает чувством так та, не имеет должного авторитета, ибо способен сорваться, отчитать, наказать, сказать резкое слово, и дети обычно внутренне сопротивляются требованиям такого воспитателя.

Воспитатель, обладающий педагогическим тактом, никогда не повышает голоса, а дети слушают его. Воспитатель не выработавший этого в себе качества, то и дело покрикивает, а толку мало; себя взвинчивает, а дети будто и не слышат его. Всегда надо помнить: чем меньше замечаний, тем значительнее вес воспитательского слова.

Постепенно находясь с детьми, вы управляете ими в целом и каждым из них в отдельности. Ясно, что обращения ко всем детям сразу и к каждому в отдельности имеют свои отличия. Если, к примеру, вы обращаетесь ко всей группе сразу, то вполне возможен официальный тон, мобилизующий и не допускающий возражений. В нем стремление собрать детей на безоговорочное выполнение распоряжения. А вот по отношении одному из воспитанников такой тон далеко не всегда уместен.

Обращение один на один требует большой интимности, доверительности. Оно может иметь тысяча оттенков: указание, вопроса, просьбы, замечания, шутки, иронии. Добродушного подтрунивания и т. д. Общение воспитателя с кем-либо из детей осуществляется на более близких дистанциях, чем со всей группой сразу. Контакт с одним всегда требует глубокого понимания ребенка, его настроения в данную минуту, побудительных мотивов его действий. Учета конкретного случая, важно ведь не принудить, а убедить его.

Эффективность педагогического воздействия слова во многом зависит от умения воспитателя предвидеть, какое оно окажет влияние на эмоциональную сферу ребенка. Если в группе спокойная обстановка, то дети более уравновешены, жизнерадостны. А это значит, что педагогический процесс протекает в наиболее благоприятных условиях: воспитатели и дети слышат и понимают друг друга. Личность самого воспитателя имеет огромное значение в создании у детей эмоциональной уравновешенности. Есть воспитатели, у которых все выглядит естественно: манера держаться и разговаривать с детьми, он отдает распоряжения без нажима, не горячится, уверен в себе, немногословен, приветлив, замечания для него редкость. Вообще дети не ощущают на себе его давление и тем не менее ведут себя организованно. Это показатель такта воспитателя, его умения «видеть и чувствовать детскую душу», как говорил В.А.Сухомлинский. Он советовал прежде всего педагогам научиться понимать движение детского сердца, а «это дается с помощью высокой эмоционально-нравственной культуры педагога». Обладающий этим качеством педагог умеет выбирать приемы, соответствующие настроению ребенка. Он вовремя успокоит, пошутит, рассмешит, доверительно поговорит.

К сожалению, приходится встречать отдельных воспитателей, которые руководят детьми с помощью команд «Все встали! Быстро построились!», запретов «Кто разрешил, запрещаю!», замечаний «Опять не послушался!», нотаций «Если это повториться, то…» и т.д. Такой воспитатель не видит внутреннего состояния маленького человека и применяет порой приемы, неадекватные его чувствам. Он может, например, приказать: «Перестань сейчас же плакать!», его раздражает неповиновение ребенка. Но воспитатель совершенно забывает в этот момент, что эмоции по приказанию не переключить, плач не заменишь улыбкой, а огорчение – радостью. Допустимо, ли вообще раздражаться тем, что малыш не понял указание и ему приходится повторять «сто раз одно и тоже», что он докучает вам «глупыми вопросами». Что жалуется по пустякам, не аккуратен, не послушался и промочил ноги, что капризничает, упрямиться? В этом случае воспитатель и дети испытывают трудности от взаимного непонимания.

Если воспитатель раб своего настроения, то воспитание для него всегда дело трудное. Он не может быть последовательным в своих требованиях, а отношения с детьми строит в зависимости от своих субъективных эмоциональных оценок. Все это признак дефицита культуры, выражающийся в неумении управлять собой.

Возможно ли чтобы педагог всегда был бесстрастно спокоен и официален с детьми? Конечно, нет. Маленький ребенок, которому воспитатель заменяет маму в её отсутствии нуждается в искреннем, материнском отношении. А искрение отношения, как известно, предполагает и искренность чувств. Общеизвестно, что дети чутко улавливают фальшь, искусственность, наигранность в общении с детьми, и в этих случаях нельзя рассчитывать на ответное искреннее отношение к себе. Пусть дети видят, что воспитатель вместе с ними радуется, смеётся, печалится, даже иногда сердится. Что ему присуща вся гамма человеческих чувств, не окультивированных сдержанностью. Молчаливое осуждение или удивление, одобрение или улыбка часто производят на ребенка большой эффект, чем замечание. Но важно, чтобы воспитатель всегда помнил: проявление чувств требует большой культуры.

Воспитатель никогда не забывает о том, что ему доверено самое дорогое — дети. Как заповедь, воспитатель помнит обращенные к нему слова В.А. Сухомлинского: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Воспитатель для детей – это тот человек, который связывает их с удивительным многообразием окружающего. Благодаря педагогическому искусству воспитатель умело переводит с языка взрослого на детский язык то, и с чем ребята соприкасаются, и тем самым делает недоступное доступным, непонятное осмысленным. Для этого, чтобы ответить на сто тысяч детских «почему» воспитателю необходимо много знать об окружающем мире, о том что происходит в стране, в городе, в районе, интересоваться литературой, искусством, повышать общий культурный уровень. Воспитателю доверено почетное и ответственное право — формирование человека будущего. Воспитывая сегодня маленького гражданина, педагог прокладывает дорогу в завтра. Это обязывает его обладать высокой политической культурой проявляющейся в деятельном участии в строительстве нового общества.

Перед воспитателем открыты разнообразные пути и самообразования: ежедневная добросовестная подготовка к рабочему дню, которая всегда связана с чтением педагогической литературы, изучением методических материалов, разработкой планов, конспектов, активное участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, коллективных просмотрах педагогического процесса, заимствование передового опыта. Шефства над молодыми воспитателями, самостоятельная работа с книгой. Изучение классиков педагогики, постоянное знакомство с политическими событиями страны. Все это формирует идейную, педагогическую убежденность, содействует профессиональному росту.

Список литературы

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.

2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1990. — Т. 5.3.

3. И.П. Подласый Педагогика. Книга 1: Общие основы: учебник в 3 книгах/ 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Владос, 2008. — 527 с.

Материал и методы исследований. Нами были использованы методы психолого-педагогического исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление.

Результаты исследований и их обсуждение

В каждой профессии есть нечто особенное, что отличает ее от других профессий. Такой отличительной особенностью профессии учителя является педагогический такт (его можно сравнить с врачебной этикой, слухом музыканта). Педагогический такт является составной частью педагогической культуры, культуры межличностного отношения, вытекает из гуманности профессионально-педагогической деятельности. Понятие «педагогический такт» многопланово. Его нельзя определить по классическим канонам (хотя такие попытки были: педагогический такт отождествляли чутьем, интуицией учителя, его тактичностью, доброжелательностью, вежливостью, культурой педагогического общения, творческим подходом к установлению контакта с учащимися, врожденным природным качеством учителя, его талантом и т.д. Несомненно, перечисленные факторы отражают те или иные грани педагогического такта). Раскрыть объем и содержание педагогического такта как научного понятия можно лишь путем выявления и рассмотрения различных граней его проявления. Мы считаем, что педагогический такт является пожизненно приобретаемым качеством на основе знаний психолого-педагогической теории и практического опыта учителя.

Педагогический такт прежде всего проявляется в умении учителя устанавливать с учащимися деловой и эмоциональный контакт с минимальной затратой физических и духовных сил, что требует, в свою очередь, умения регулировать свои действия и поступки, придавать им соответствующую тональность, обуздать свои страсти. Человек всегда находится в каком-либо эмоциональном состоянии: приподнятом и жизнерадостном; грустном и печальном; мрачном и подавленном. Такое состояние нередко передается другим людям. Поэтому для общего психолого-педагогического климата в коллективе далеко не безразлично, какое настроение у каждого его члена, Так, на Востоке бытует традиция, согласно которой человек не имеет право демонстрировать не только свое плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями. Учитель должен приходить в школу с хорошим настроением, доброжелательной улыбкой, всегда помнить, что от него во многом зависит настроение коллег и учащихся.

Педагогический такт регулирует учебно-воспитательный процесс с гуманной, духовно-нравственной стороны. Для тактичного человека, говорил Н.А. Добролюбов, характерно во всем действовать так, чтобы людям нести добро и радость, никому из них не сделать незаслуженной неприятности. А.С. Макаренко подчеркивал, что тактичный человек деликатен, осторожен, внимателен; ни легкомысленным поступком, ни неуместным словом он никого не обидит, а наоборот, проявляет заботу о хорошем самочувствии окружающих его людей. Тактичность особенно выпукло проявляется тогда, когда возникают ситуации, где можно обидеть ребенка, задеть его самолюбие, ранит душу. Чуткость и тактичность учителя особенно необходимы по отношению к слабым, больным и раздражительным детям, пережившим душевную и физическую травму, а также по отношению к тем, кто искренне заблуждается в оценке своих действий и поступков.

Таким образом, главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Характерной чертой тактичного человека является жизнерадостность, которая вселяет в учащиеся бодрость, уверенность в свои силы. У такого учителя на уроке работа спорится, Улыбка учителя, его умение владеть чувствами, не только красят его самого, но и вселяют радость и тепло в душу школьника. «Учитель! Свое плохое настроение оставь за порогами школы»,- гласит одно из правил классической педагогики. В детском коллективе всегда должен быть мажор, мажор любой ценой (А.С. Макаренко). Есть педагоги, которые часто прибегают к излиянию своих чувств, добиваясь сочувствия от учащихся. Такое излияние апеллирует не к сильным, а слабым и даже к больным сторонам характера. Теряя контроль над своим настроением, учитель теряет и свой педагогический такт. Решение, принимаемое в состоянии эмоционального возбуждения, может надолго испортить взаимоотношения между учителем и учащимися. Когда педагог тонко слышит все, что относится к области нравственности, когда чувства его нацелены верно, то они сильны, красивы и действенны; когда педагог лишен нравственного слуха, слышит и чувствует лишь собственное настроение, тогда он ремесленник в педагогическом деле. Он не в состоянии находить нужное слово в нужное время.

Воспитание — дело тонкое, деликатное. Оно не терпит низкой культуры чувств, мыслей, отношений, Умение без напряжения строить свои отношения с учащимися — характерная черта тактичного педагога. Подростки и юноши не терпят по отношению к себе грубости, невнимательности. Неискренность учителя оскорбляет их. Они в подобных случаях умышленно, назло начинают нарушать дисциплину. Тогда возникает конфликтная ситуация, где грубый педагог проявляется в крике и угрозах. Конфликтная ситуация возникает и тогда, когда со стороны учителя допускается несправедливость в оценке поведения и знаний учащихся. Коммуникативная сторона оценки часто выражается в оценочных суждениях педагога. Здесь необходимо особо отметить два момента, имеющих принципиальное значение в обсуждаемой нами проблеме:

– никогда оценка знаний школьника не должна превращаться в оценку его личности, быт зависимой от поведенческих факторов (отметка должна восприниматься учащимися как оценка результатов их учебного труда);

– учитель, забывающий о педагогическом такте, обижает учащихся не только оценкой, сколько своими оценочными суждениями (оценочные суждения даже в случае неудовлетворительной оценки должны быть такими, чтобы ученик воспринимал плохую оценку как временную неудачу, а не как аттестацию его личностного потенциала.

Педагогический такт чаще всего характеризуется как чувство меры. Ж.Ж. Руссо советовал избегать чрезмерность и снисходительность в воспитательной работе; К.Д. Ушинский считал, что в школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, ласковость без приторности, порядок без педантизма; по мнению А.С. Макаренко говорил, что в педагогических действиях должна существовать золотая середина, некая гармония в распределении строгости и ласки, даже любовь требует дозировки, меры. Нарушается мера, нарушается и педагогический такт. Чувство меры позволяет учителю в каждом конкретном случае устанавливать предел разумной достаточности в многообразных отношениях с учащимися (и это правильно, т.к. педагог имеет дело с человеком, где брак не допустим). В педагогическом процессе все должно быть сделано в меру: в меру нотаций, нравоучений, в меру наводящих вопросов. Никаких резких отклонений ни в поведении, нив речи, ни в привычках, ни в одежде, буквально во всем. Гибкость ума, сдержанность, уравновешенность, умеренность — важнейшие качества тактичного педагога.

Необходимым условием адекватного формирования педагогического такта является правильная самооценка учителя, степень его уверенности в себе. Самооценка бывает завышенной, заниженной и адекватной. Трудно бывает в коллективе не только с самоуверенным человеком, но и с неуверенным, вечно сомневающимся в успехах общего дела. Формирование самооценки человека во многом зависит от оценки его деятельности коллективом, руководством школы. «Как раз в том, что каждый хотел, чтобы о нем думали хорошо, и состоит воспитательная сила коллектива», — писал В.А. Сухомлинский.

Вот почему очень важна благожелательная оценка качеств личности. При этом необходимо различать оценку личностных качеств и оценку личности в целом: человек более чувствителен к оценке своей личности в целом, по сравнению с оценкой отдельных результатов его труда, т.к. эти результаты могут быть удачными и неудачными. С другой стороны, оценка человека всегда должна сочетаться с предъявлением к нему различных требований. Эти требования должны быть соотнесены с требованиями к себе. Если требования к другим намного превышают требования к себе, то возникает напряженность, связанная с взаимными упреками.

Педагогический такт предполагает владение учителем различными средствами влияния на учащихся, наличие у него воли, принципиальности, наблюдательности, умения видеть нравственную сторону своих и чужих поступков, сдерживать свои отрицательные эмоции, быть критичным к себе и чутким к другим, умения свои суждения облекать в такие формы, которые позволили бы ему не унижать других, не ронять своего достоинства, вовремя исправлять свои ошибки, с достоинством отступать, если допущена в чем-то оплошность. Педагогический такт не терпит торопливости в оценках, суждениях, выводах и решениях. Надо отметить, что учитель не гарантирован от ошибок. Но одни стыдятся своих ошибок, анализируют их причины, стремятся не повторять их, а другие ищут всякий раз оправдания вместо того, чтобы честно признать и вовремя исправить эту ошибку. Когда самооправдание становится привычкой, на человека нельзя положиться, он может подвести и в большом, и в малом. Привычка во всем оправдываться приводит к тому, что человек становится не способным критически мыслить и оценивать свои поступки, начинает во всем чувствовать себя правым. Ужасен тип, хотящий всегда быть первым, писал Л.Н. Толстой. Такие люди бывают умными и глупыми, добрыми и злыми. Когда они умные и злые — это ужасно.

Нередко считают, если учитель владеет своим предметом и методикой преподавания, то педагогический такт является к нему сам собой. Однако многолетний опыт показывает, что можно неплохо знать свой предмет, его методику, психологию школьников, добиваться их послушания, но в то же время не обладать педагогическим тактом, т.к. в педагогической деятельности самым сложным является умение находить тропинку к детскому сердцу.

Таким образом, педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт это одна из форм реализации педагогической этики.

В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Педагогический такт рассматривается, как способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.

Итак, педагогический такт — это не отдельные штрихи поведения учителя, а стиль его работы, стиль его общения с учащимися, часть педагогической культуры, педагогического мастерства. Он имеет глубокое внутреннее содержание и различные внешние проявления. Педагогический такт является обязательным условием реализации принципов гуманизма в учебно-воспитательном процессе, в профессионально-педагогическом общении учителя. При желании и стремлении каждый учитель может стать тактичным, так как мы уже отмечали выше, педагогический такт — не врожденное, а приобретаемое качество личности. Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога.

Павлов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Мерлина Н.И., д.п.н., профессор кафедры дискретной математики и информатики. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», г. Чебоксары.

Одни педагоги считают, что педагогический такт — это природная способность педагога влиять на воспитанников; другие — что это составная часть общей культуры педагога; третьи — что это отличное знание своего предмета и методики его изложения. Определенная доля истины есть в каждом из этих определений педагогического такта. Не вызывает сомнения, что одним преподавателям легче овладеть педагогическим тактом, чем другим, но считать, что это их врожденное качество, было бы неправильно. Так же неправильно отождествлять педагогический такт с общей культурой поведения педагога или с его общим и методическим образованием. К. Д. Ушинский педагогический такт называл психологическим тактом.

Актуальность проекта продиктована тем, что выработка технологического подхода к применению педагогического такта, позволит поставить в центр воспитательной работы добрые человеческие отношения воспитателя с воспитанниками, их сотрудничество, основывающееся на фундаменте духовной общности. Отдельной строкой в постановке задачи стоит раскрытие понятия и структуры педагогического такта, а также свойств и качеств педагога, которые способствуют успешному овладению педагогическим мастерством.

Цель проекта:создать схему: «Компоненты составляющие педагогический такт»,что будут актуальны современным требованиям для студенток по специальности: «Дошкольное образование».

Объект проекта: теоретические аспекты педагогического такта.

Предметом проекта: процесс создания перечня компонентов составляющих педагогический такт, что будут актуальны современным требованиям.

1. Изучить основные определения понятие о педагогическом такте.

2. Рассмотреть основные черты педагогического такта.

3. Рассмотреть компоненты составляющие педагогического такта.

4.Создать схему: «Компоненты составляющие педагогический такт», что будут актуальны современным требованиям (приложение 1).

Глава I Теоретические аспекты понятия педагогического такта

1.1. Понятие о педагогическом такте

В психологической и педагогической литературе имеются различные определения педагогического такта и, кроме этого, данное понятие возможно раскрыть путём перечисления его основных признаков.

Все определения и описания свойств педагогического такта могут быть разделены на три основных вида, в каждом из которых на первый план выдвигаются определённые признаки:

«Педагогический такт как соблюдение меры педагогического воздействия».

«Такт — это чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому- чему-либо, создающее уменье держать себя подобающим образом»

«Педагогический такт как наиболее эффективный способ воздействия».

Педагогический такт — это умение педагога быстро находить в каждом конкретном случае своих отношений с воспитанниками в процессе их обучения и воспитания, правильный и потому наиболее эффективный способ воздействия на их сознание, чувства и волю для достижения поставленной цели без риска уронить свой авторитет и потерять благоприятное отношение к себе воспитанников.

«Педагогический такт как комплекс психологических качеств личности педагога».

На психологическую природу педагогического такта, в своё время указывал ещё К. Д. Ушинский говоря,что: «Педагогический такт. есть в сущности своей не более, чем такт психологический. «. Из этого следует, что педагогический такт есть разновидность такта психологического, его специальное развитие в области профессиональной педагогики.

Высокая степень значения морально-психологического облика педагога, как основы педагогического такта неоднократно подчеркивалась в трудах А. С. Макаренко. «Тот знаменитый педагогический такт, о котором так много пишут, должен заключаться в искренности вашего мнения. Я не позволю себе ничего скрывать в мысли, я говорю то, что я на самом деле думаю»

Одни педагоги считают, что педагогический такт — это природная способность педагога влиять на воспитанников; другие — что это составная часть общей культуры педагога; третьи — что это отличное знание своего предмета и методики его изложения. Определенная доля истины есть в каждом из этих определений педагогического такта. Не вызывает сомнения, что одним преподавателям легче овладеть педагогическим тактом, чем другим, но считать, что это их врожденное качество, было бы неправильно.

Есть и более общая трактовка:

«Педагогический такт -это профессиональное качество педагога, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к воспитанникам наиболее эффективный способ воспитательного влияния. «

Существует множество определений педагогического такта, — выше перечислены только несколько их вариантов. Тем не менее попытка свести всё многообразие определений педагогического такта к «сухой», универсальной формуле может привести к необоснованному сужению этого понятия (например, такт как только форма вежливого обращения или такт как чувство меры). Группа из приведённых выше определений наиболее полно отражает и правильно различные характеристики этого психологического явления без тенденции к упрощению или напротив: чрезмерно расширенному его пониманию.

Раскрывая функцию педагогического такта, как своеобразного регулятора педагогического процесса следует обратить внимание на то, чем именно руководствуется тот или иной педагог, при определении объёма в указании воспитанникам домашних учебных заданий, степени насыщенности занятия учебным материалом, при учёте его трудности, возрастных особенностей воспитанников, при оценке уровня подготовки воспитанников.

При поверхностном рассмотрении проблемы вполне приемлемым может показаться представление о такте, как «умении держать себя определённым образом», но если проецировать это понимание на профессиональную педагогическую деятельность, то сразу же станет ясно, что вопрос о природе такта необходимо понимать значительно шире. «Чувство меры» и «умение себя вести» также учитываются, но исключительно на уровне компонентов, включенных в более широкую основу такта. Тем не менее, «мера», как один из ключевых компонентов педагогического такта всецело определяет насколько успешным и эффективным (со стороны педагога) будет регулирование педагогического процесса. Ошибочным будет воспринимать «меру» — компонент педагогического такта, как некое механическое, лишенное эмоциональности измерение того, сколько и каких именно воздействий необходимо применять в каждом случае.

Чаще всего педагогический такт определяется как соблюдение разумной меры во всей учебно-воспитательной работе с воспитанниками. Теряется чувство меры — теряется и педагогический такт.

Помимо «чувства меры», отдельным компонентом педагогического такта, обеспечивающим его функциональность будет умение педагога осуществить глубокое воспитательное влияние на личность школьника. Такой результат будет закономерным, в случае, если педагог умеет владеть своим голосом, в полной мере использует эмоционально-экспрессивную и эстетическую функцию речи, формы мимической выразительности процесса общения.

Так, если перед пелагогом стоит задача по коррекции педагогического процесса, повышению эффективности его контроля и регулирования, то решения этой задачи он добивается при помощи педагогического такта, как одного из важных средств педагогического воздействия.

Невольно напрашивается вывод о том, что такт помогает педагогу регулировать педагогический процесс, позволяя точно и своевременно учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей, их психическое состояние, и самое главное — их отношение к учебным занятиям в процессе учебной работы. [1]

Педагогический такт как форма взаимоотношений с воспитанниками определяется многими сторонами личности педагога, его убеждениями, культурой поведения, общим и специальным образованием, запасом соответствующих умений и навыков. Овладеть педагогическим тактом, не владея педагогическим мастерством в целом, невозможно. Педагогический такт не усваивается путем заучивания, запоминания и тренировки. Он является следствием творчества педагога, показателем гибкости его ума. Педагогический такт педагога не бывает стереотипным.

1.2. Основные черты педагогического такта

Основными признаками педагогического такта являются: требовательность, без грубости и мелочной придирчивости; естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства; принципиальность и настойчивость, без упрямства; внимательность и чуткость к людям, без подчеркивания этого; юмор и ирония, без насмешливости; требовательность, без подавления и унижения личности; обучение студентов, без подчеркивания своего превосходства в знаниях, навыках, умениях; выслушивание обучаемых, без выражения безразличия; серьезность подхода к ответу обучаемых, независимо от его правильности и грамотности; умение преподавателей проводить педагогический такт, не теряя самообладания в любых, даже самых острых ситуациях, должно стать обязанностью каждого преподавателя.

В числе основных составляющих педагогического такта,следует назвать:

-предъявление разумных требований к воспитаннику, основанных на чувстве его собственного достоинства;

-индивидуальный подход к воспитанникам является одной из основных предпосылок тактичности педагога. Тактичный педагог должен знать, что молчит и никак не проявляет своего отношения к их ответу. Важно также знать, что с воспитанниками разных типов темпераментов нужен разный тон в разговоре (с флегматиком — твердый, с холериком — спокойный, с меланхоликом — мягкий). Чем лучше педагог будет знать особенности своих воспитанников, тем меньше будет допускать бестактности в отношениях с ними;

-доброжелательность и сотрудничество с воспитанниками. Воспитанниками могут болезненно реагировать на то, как относится к ним педагог, особенно тогда, когда они любят и уважают его. Их может обидеть не только окрик, незаслуженный упрек, несправедливая отметка и т. п., но и просто невнимательность, нежелание выслушать, откликнуться на их просьбы, даже подойти или посмотреть в их сторону. Педагог должен не только объяснять воспитанником новый материал, но и уметь слушать их. Это тоже относится к области педагогического такта;

— доверие. Педагогический такт предусматривает наличие у педагога веры в способности воспитанников. Каждый воспитанник должен быть уверен, что успех в учебе зависит только от его желаниями старательности. Дети не всегда могут адекватно оценивать свои силы и возможности. Они опираются на оценки взрослых, в частности на оценки педагогов, которым они доверяют больше, чем себе. Поэтому педагог должен очень осторожно подходить к оценке их способностей.

Не следует, конечно, преувеличивать способности воспитанников, но особенно не рекомендуется занижать их. Доверие к воспитанникам справедливо называют макаренковским воспитательным принципом. Так роман А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» — это поэма о вере в человека. Антон Семёнович мог сказать самую горькую правду колонистам, но он никогда не оскорблял их своим недоверием. Особенно бестактны бывают те педагог, которые пессимистически относятся к будущему своих воспитанников и при каждом удобном случае считают необходимым сказать им об ином. Бестактность таких педагогов нередко граничит с прямым педагогическим преступлением.

— проявление гибкости, изобретательности, юмора. Педагог обязан мудро строить тактику взаимодействия с детьми, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности педагога. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеучебной работе — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

— владение техникой общения;

— проявление терпения, воли, самообладания.

Для педагогического такта педагога большое, а иногда и решающее значение имеют такие его волевые черты, как выдержка и самообладание. Конечно, это не значит, что педагог должен всегда, что бы ни случилось, быть абсолютно спокойным. Он может иногда и вспыхнуть, взорваться, как говорил А. С. Макаренко, но такие свои вспышки он должен всегда контролировать. В состоянии, близком к аффекту, очень трудно принять правильное решение. Было бы лишним приводить примеры грубой бестактности, которую допускают педагога, утратившие выдержку и самообладание. Достаточно только сказать, что вместе с потерей выдержки и самообладания педагог нередко теряет свой авторитет, а то и право на свою профессию. В состоянии раздражения не рекомендуется принимать какие-либо решения. В таких случаях лучше прибегнуть к какой-нибудь форме осуждения, которая дает возможность педагогу отложить свое решение,например: «А с тобой у меня будет отдельный разговор», «Сейчас у меня нет времени тобой заниматься» и т. д. Когда педагог, успокоившись, остановится на каком-то решении, он всегда сумеет найти повод, чтобы сообщить это решение воспитаннику или всему классу. Выдержка и самообладание постоянно должны быть в активе педагога. Молодые неопытные педагоги часто объясняют свои вспышки состоянием нервной системы, что в большинстве случаев не соответствует действительности. Опытные педагога, хотя нервы у них не крепче, чем у молодых, не теряют самообладания. Дело, очевидно, не в нервах, а в большой ответственности за порученное дело и в привычке сдерживаться, владеть собой. Самообладание и выдержка вырабатываются точно так же, как и другие умения и навыки. Не научившись владеть собой, педагог не научится педагогическому такту.

На этих качествах, как на фундаменте базируется способность педагога управлять не только своим поведением, но и регулировать педагогический процесс. В. А. Сухомлинский выразил своё отношение к этим чертам педагогического такта следующим образом:

«Переступая порог школы, решив посвятить свою жизнь благородному делу творения Человека, будем помнить, друзья, что перед нами большая опасность — очутиться в плену капризных скоропроходящих коллизий настроения. Настроение действует молниеносно, мысль же плетется где-то позади. — вот что часто выбивает у нас из рук сложный инструмент власти. В большой мере педагогическая мудрость зависит от того, насколько умело мы владеем своими чувствами.»[2]

— умение предвидеть результаты воздействия.

Педагогический такт требует от педагога умения предвидеть, как его замечание, отметку, требование и т. п. воспримут воспитанники, которым они адресованы. Педагог должен понять настроение, чувства и переживания воспитанников прежде, чем применить к ним тот или иной метод воздействия. К детям следует относиться с такой же, а во многих случаях еще с большей осторожностью и деликатностью, чем к взрослым. Педагогический такт чаще всего нарушают именно те педагоги, которые почему-то считают, что дети легко переносят их крик, грубый тон, пренебрежительный жест и т. п.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между педагогами и воспитанниками. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Вывод по I главе

Процесс педагогического общения требует от педагога компетентного решения многообразных коммуникативных задач различного уровня проблемности. В свою очередь такт должен страховать его от профессиональных ошибок.

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он — результат духовной зрелости педагога, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом педагог должен всегда уважать человека в своих воспитанников и беречь собственное достоинство.

Как показывает педагогический опыт, именно наличие такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми.

Глава II Практическая часть

Такт как профессиональное качество педагога представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру. Основными его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический. [3]

Психологический компонент такта предполагает учет личностного своеобразия субъектов общения, что играет существенную роль в нормализации межличностных отношений. Психологический аспект педагогического такта во многом зависит от эмоциональных и волевых качеств педагога, таких как наблюдательность, чувствительность, воображение, терпение, выдержка и т. д.

Нравственно-этический компонент педагогического такта составляет коммуникативную основу педагогического общения. В данном случае от педагога требуется соблюдение принципов и правил профессиональной этики и этикета.

Нормой его поведенческих реакций должна выступать человечность, уважительность, вежливость, корректность, обязательность, деликатность, предупредительность, порядочность, внимание, забота, соучастие и сострадание. Значительную роль играют при этом социальные установки педагога, его нравственно-этические взгляды и убеждения, ибо именно ими руководствуется педагог, оказывая воздействие на своих воспитанников.

Эстетический аспект педагогического такта связан с высокой культурой поведения педагога, артистизмом его манер, творческой импровизацией по ходу взаимодействия, а также умелым и уместным использованием чувства юмора, зачастую помогающего педагогу найти бесконфликтный выход из сложной ситуации. Вершиной владения педагогом эстетическими основами педагогического такта являются не просто правильные поступки, а те действия, которые не лишены оригинальности, изящества, остроумия без какого-либо саркастического подтекста. В этом случае общение с педагогом становится для детей интересным и эмоционально привлекательным.

Инструментальный или технологический компонент педагогического такта обусловлен мерой выбора педагогом профессиональных средств, форм и методов взаимодействия со школьниками, что в свою очередь влияет на воспитательную эффективность педагогического процесса. В одних случаях это может быть доверительный разговор с ребенком на основе убеждения, в другом — предоставление воспитаннику свободы выбора, в третьем — частота межличностных контактов с воспитанникам и использование приемов внушения и т. д. От умело подобранных в соответствии с ситуаций методов и приемов воздействия на воспитанников и зависит успешность реализации учебно-воспитательных целей, поставленных педагогом изначально.

Вывод по II главе

Если исходить из того, что главным регулятором человеческого общения является мораль, то доминантой педагогического такта выступает нравственно-этическая мера, воспринимаемая воспитанниками как доброта, принципиальность, справедливость, внимание, деликатность, предупредительность, великодушие. Именно эти личностные проявления педагога способствуют гармонизации взаимоотношений с детьми в самых сложных ситуациях. Уважая воспитанников, педагог должен уметь показывать свое уважение педагогически целесообразно, т. е. применять к воспитанником воспитательные методы и приемы оптимально, ненавязчиво, деликатно.

В то же время уважение, душевная теплота и доброжелательность не исключают требовательности со стороны педагога, а предполагают ее. Требовательность к личности воспитанника должна увеличиваться и усложняться по мере возрастания уважения к ней, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьника. [4]

Основными чертами личности педагога, которые определяют отношение его к детям, и которые являются «краеугольными камнями» педагогического такта:

1. Интерес и любовь к детям;

3. Чуткость, отзывчивость;

5. Гуманность, человечность;

10. Уравновешенность, выдержка;

11. Оптимизм, чувство юмора;

12. Коммуникативная компетентность;

13. Организаторские способности.

А основными компонентами педагогического такта выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический

Таким образом, были изучены основные определения понятие о педагогическом такте, рассмотрены основные черты педагогического такта, качества личности педагога, необходимые для проявления педагогического такта.

Нами рассмотрен перечень критериев составляющих педагогический такт.

Нами был создана схема компонентов составляющих педагогический такт,что будут актуальны современным требованиям и интересна для студентов по специальности: «Дошкольное образование».

Список использованной литературы

1. Доклад по педагогике «Критерии педагогического мастерства» [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. —Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-po-pedagogike-kriterii-pedagogicheskogo-masterstva-2153770-page4.html , свободный

2. Понятие о педагогическом мастерстве [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. —Режим доступа: https://infourok.ru/ponyatie-o-pedagogicheskom-masterstve-1809641.html , свободный

3. Основные черты педагогического мастерства [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. —Режим доступа: http://poisk-ru.ru/s51788t2.html , свободный

4. ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. —Режим доступа: http://diplomba.ru/work/101402 , свободный

Понятие педагогической технологии Понятие педагогической технологии Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования (в частности, технологий.

Конспект занятия «Цепи питания. Понятие об экологической пирамиде» Тема: Цепи питания. Понятие об экологической пирамиде Цель: Формирование у детей представления о взаимосвязи обитателей леса – растений.

Что входит в понятие «связная речь» Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Что входит в понятие «Звуковая культура речи» Воспитание звуковой культуры речи — многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия.

Понятие нравственных ценностей, игр-драматизаций и их характеристика В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:.

Игра — понятие многогранное Игра – понятие многогранное. Игра ребенка-это жизненная лаборатория. С. Т. Шацкий Уникален мир детства. У него своя лексика, свой фольклор,.

Понятие о досуговой деятельности в методической литературе Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая тратится на отдых или на развитие личности, это важная часть жизни и.

Консультация «Понятие страха в современной детской психологии» Понятие страха в современной детской психологии. Страх — это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся.

Консультация «Понятие темперамента» Понятие темперамента. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности,.

Консультация «Воспитание: устаревшее понятие?» За последние десятилетия ситуация в семьях кардинально изменилась. Раньше власть принадлежала родителям, а дети во всем им подчинялись.

Оставьте комментарий