Требования к участникам закупок по 223-фз

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ — это условия, установленные российским законодательством о контрактной системе и иными нормативно-правовыми актами и позволяющие подрядчикам участвовать в тендерах. В списке девять пунктов, среди них:

  • соответствие закону;
  • нет долгов по налогам;
  • не идет процедура банкротства;
  • нет конфликта интересов с госзаказчиком.
Скачать проект приказа Минстроя об установлении обязательных квалификационных требований к участникам закупок
Скачать законопроект об изменении ст. 31 44-ФЗ о дополнительной проверке на соответствие требованиям

Новые обязательные требования к участникам закупок

Минстрой на сайте проектов нормативных актов опубликовал проект приказа, который утверждает обязательные квалификационные требования к участникам закупок, которые связаны с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в рамках ст. 201.15-1 – 201.15-2-1 федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 о несостоятельности (банкротстве). В целом они повторяют общие требования по ст. 31 44-ФЗ, но есть и особые условия для участия в таких закупках, в частности, наличие:

  • спецразрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;
  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, который связан с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Новые правила для проверки поставщиков на соответствие

Минфин опубликовал законопроект, который изменяет ст. 31 об общих условиях допуска к участию в торгах 44-ФЗ, — госзаказчикам придется проверять, не привлекались ли поставщики к ответственности по антикоррупционным правонарушениям по 19.28 КоАП. Подробнее, как проверять поставщиков, в статье: «Как проверить соответствие участника общим требованиям».

Эти меры направлены на недопущение к закупкам юрлиц, которые нарушили антикоррупционное законодательство в течение 2 лет до момента подачи заявки на участие в закупке.

С 01.01.2021 вступает в силу постановление правительства №917 от 18.07.2019, которое предусматривает, что в ЕИС автоматически формируется информация о привлечении юрлиц к административной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства по ст. 19.28 КоАП. Следовательно, и изменения в ст. 31 закона о контрактной системе заработают с 2021 года.

Условия для участия в закупках в соответствии с 44-ФЗ

В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальный предприниматель.

У поставщиков есть разные регистрационные данные — организационно-правовая форма, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве либо на территории, для которых утвержден льготный режим (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ), или же в офшорных зонах.

Параметры, которым должны соответствовать те, кто решил участвовать в закупке, установлены ст. 31 закона о контрактной системе. Их принято подразделять на единые и дополнительные. Единые (общие) требования к участникам закупки следующие:

  1. Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п. 1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия.
  2. По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст. 2 закона №127 от 26.10.2002) и не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ). Все эти сведения необходимо подтверждать декларацией о соответствии. Проверяют участника на банкротство на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
  3. Отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31). Данные сведения подтверждают декларированием.
  4. Отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые прямо связаны с закупочной деятельностью по ст. 289, 290, 291 и 291.1 УК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 31). На момент объявления закупки у поставщика не должно действовать заключение исполнительного органа о наказании в виде лишения права занимать определенные должности, осуществлять определенную деятельность, непосредственно связанную с поставкой товаров, работ или услуг, являющихся закупаемыми объектами (ст. 47 УК РФ). У исполнителя должны отсутствовать административные наказания в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Этот признак относится к руководителям компании и главному бухгалтеру и подтверждается декларированием. Если заказчик обнаружил, что участника ранее осудили за такие правонарушения, но судимость аннулирована или погашена, то такой поставщик вправе участвовать в закупочной деятельности.
  5. Лицо, принимающее участие в торгах, не должно являться офшорной организацией (приказ Минфина №108н от 13.11.2007). В качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  6. Между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (письмо Минфина №24-05-09/47126 от 24.07.2017). Это подтверждается соответствующей декларацией.
  7. Лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Условие необходимо учитывать, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты (п. 8 ч. 1 ст. 31).
  8. Участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31).
  9. Нет прочих ограничений для участия (п. 11 ч. 1 ст. 31, введен законом №504 от 31.12.2017).

Соответствие этим параметрам подтверждается декларацией о соответствии участника аукциона п. 3 – 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, которая не всегда формируется с помощью функционала электронной площадки.

подтверждение соответствия единым требованиям по 44 фз

По ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона №44, заказчик вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).

Если же говорить о дополнительных условиях для участников тендера, то правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с постановлением правительства №99 от 04.02.2015, к таковым относятся:

  • опыт, недвижимое имущество, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
  • опыт и владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Есть и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов. Ассоциация участников закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности. Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ преимущественно в закупочной сфере.

Условия по 223-ФЗ

Федеральный закон №223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ о закупках отдельными видами юрлиц. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах узнают из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что законом о закупках отдельными видами юрлиц четко не определены требования к поставщику по 223-ФЗ, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении и в документации тендера. Одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

Кроме этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. В Положении этого заказчика указано, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей и положительная деловая репутация. А заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Избыточные требования к участникам закупки

Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР с помощью сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

В Федеральном законе №44 нет никаких указаний на то, что участники должны сертифицировать деловую репутацию в соответствии с ГОСТами. Подтверждают такую добросовестность в свободной форме (письмо ФАС №ИА/71669/18 от 07.09.2018, письмо Минэкономразвития №ОГ-Д28 от 19.01.2017).

В рамках осуществления закупочной деятельности по нормативам Федерального закона №223, организации-заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (письмо ФАС №СП/51294-ПР/18 от 05.07.2018).

Многие учреждения злоупотребляют полномочиями и определяют для участников закупки избыточные требования: связь с производителем, определенный опыт в поставке приобретаемой продукции. Некоторые заказчики требуют соблюдения особых условий для формы и содержания заявки, наличия выписок и справок, которые исполнитель просто не имеет возможности получить в срок, отведенный для подачи заявки. Все эти избыточные требования ведут к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, результатом чего становятся отклонения заявок по формальным признакам.

Выходят из этой ситуации через разработку типового положения о закупках на региональном уровне, в котором будут нормированы единые требования как к участникам закупки, так и к формальному и содержательному виду заявок.

Что делать, если участник не соответствует требованиям

Если закупочная комиссия обнаружила несоответствия участника единым требованиям закупки или тот предоставил недостоверную информацию, его отстранят. Отстранение от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки осуществляют в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона №44).

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования по ч. 1 ст. 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия условиям и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (письмо Минфина №24-03-08/70136 от 25.10.2017).

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным в ч. 1.1 ст. 31. Если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверке по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ В 2020 ГОДУ

Стать участниками закупки, реализуемой в рамках 223-ФЗ, могут как юридические, так и физические лица. При этом они должны отвечать всем требования, предъявляемым к потенциальным поставщикам.

В противном случае заявка будет отклонена. Поэтому важно понимать, кто устанавливает подобные требования, и какими они могут быть.

Основные принципы формирования требований к участникам

Правилами пункта 6 статьи 3 предусмотрена обязанность заказчика самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки.

Они прописываются в закупочной документации и положении о закупках. В противном случае установление требований признается незаконным.

Участником закупки может стать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и даже физическое лицо.

Организационно-правовая форма и местонахождения уставного капитала значения не имеют.

Исключение составляют только сами организаторы тендера, а также родственники руководителя заказчика и членов комиссии.

При составлении требований, предъявляемых к участникам процедур, заказчик должен руководствоваться нормами закона, а также принципами равноправия и справедливости. Запрещено выдвигать условия, которые приводят к ограничению конкуренции или дискриминации.

Нельзя также устанавливать неизмеряемые требования. Каждый участник должен еще на стадии подготовки заявки оценить свои возможности.

Измеряемые критерии помогут ему понять свои шансы на допуск к участию в процедуре.

Поэтому заказчик не имеет права устанавливать требования, которые нельзя измерить.

Часто встречающиеся требования

У большинства заказчиков перечень требований к участникам выглядит примерно одинаково.

В него входят следующие пункты:

Потенциальный поставщик должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке. У него должны иметься все необходимые разрешительные документы, допуски и лицензии на ведение своей деятельности.

В отношении участника не должны быть инициированы процедуры банкротства и ликвидации, деятельность фирмы не приостановлена в соответствии с нормами Административного Кодекса России.

Поставщик обязан быть платежеспособным и иметь устойчивое финансовое равновесие.

Задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджет государства не должна превышать 25% от балансовой стоимости всех активов компании. Данные для анализа берутся из бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год.

Если участник в установленном законодательством порядке подал жалобу в соответствующую инстанцию на неправомерность начисления платежа и решение по такому обращения на день подачи заявки еще не принято, то компания к закупке допускается.

Участнику необходимо иметь определенный уровень квалификации для выполнения работ, предусмотренных контрактом.

У него должны иметься соответствующие производственные мощности, оборудование, трудовые и экономические ресурсы. Он должен обладать достаточным опыт исполнения аналогичных договоров.

Потенциальный поставщик должен отличаться хорошей деловой репутацией. Не допускается наличие судебных решений о взыскании неустоек и штрафов в пользу контрагента участника.

При проведении особо важных закупок заказчик может устанавливать требования о наличии у участника системы контроля качества, отвечающей определенным стандартам.

Нормами части 7 статьи 223-ФЗ заказчикам разрешено устанавливать требования об отсутствии информации о потенциальном поставщике в РНП. Причем компания не должна значится в реестрах, ведущихся по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

В закупочной документации прописываются четкие параметры, по которым потенциальный поставщик сможет определить свое соответствие установленным требованиям. Заранее предусмотреть все возможные аспекты и прописать их в положении о закупках удается не всегда.

Поэтому заказчикам рекомендовано оставлять этот перечь открытым и корректировать его для каждой процедуры в отдельности.

Ответ недели: квалификационные требования к участникам закупки

Распространяется ли на закрывающие документы (КС-3) конфиденциальная информация?
Вправе ли заказчик запрашивать договоры по выполнению аналогичных работ по 223-ФЗ? Или закрывающие документы КС-2, КС-3? Распространяется ли на закрывающие документы конфиденциальная информация? Может ли исполнитель отказаться предоставить КС-3?

Сообщаю Вам следующее:

Опыт выполнения аналогичных работ относится к квалификационным требованиям участника закупки. В законе 223-фз нет запрета на установление таких требований. При этом, следует отметить, что такое требование целесообразно устанавливать Заказчику, если он сможет доказать, что отсутствие необходимого опыта негативно скажется на исполнении договора. Контрольные органы часто признают такое требование неправомерным, однако суды могут поддержать заказчика (см., например, Решение ФАС России от 08.08.2018 N 223ФЗ-570/18 и Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2016 N Ф06-8366/2016).При этом, любое включаемое в документацию требование должно быть предусмотрено положением о закупке (ч. 6, п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Как следует из Письма Минэкономразвития России от 25.07.2016 N Д28и-1863)> заказчик вправе требовать наличия у участников закупки соответствующего оборудования, квалифицированного персонала, а также опыта выполнения аналогичных работ, при этом в документации о закупке должны быть раскрыты понятие «аналогичность», а также критерии отнесения работ к аналогичным предмету размещаемого заказа в зависимости от специфики осуществляемой деятельности.

Подтверждение соответствующего опыта копиями договоров (контрактов) с приложением актов выполненных работ, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, является общепринятой и допустимой практикой — <Решение Московского УФАС России от 22.07.2019 по делу N 077/07/00-5734/2019 Суть жалобы: Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в закупке. Решение: Жалоба признана необоснованной, так как установленный заказчиком порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе применяется в равной степени ко всем участникам закупки и несогласие заявителя с ним само по себе не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. <КонсультантПлюс>>

При этом, в случае не предоставления указанных документов, комиссия может установить опыт участника не подтвержденным, а заявку признать не соответствующей документации и отклонить (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.11.2017 N Ф07-11581/2017 по делу N А21-672/2017).

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

2.3.1. Квалификационные требования к участникам закупки

В законе нет запрета на установление таких требований, а при проведении закупки только среди СМСП и самозанятых право устанавливать квалификационные требования и отклонять заявки не соответствующих им участников прямо предусмотрено Законом (ч. 4, 6, 9 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Особое внимание уделите формулировкам, касающимся квалификационных требований. Важно, чтобы установленные требования не только позволили вам оценить, достаточно ли у потенциального участника квалификации для исполнения договора, но и помогли участнику самостоятельно определить, соответствует ли он таким требованиям.

Важно, чтобы ваши требования были соразмерны предмету закупки. Рассмотрим некоторые из них.

  • Опыт выполнения работ, оказания услуг, аналогичных объекту закупки. Устанавливайте такое требование, если сможете доказать, что отсутствие необходимого опыта негативно скажется на исполнении договора. Контрольные органы часто признают такое требование неправомерным, однако суды могут поддержать заказчика (см., например, Решение ФАС России от 08.08.2018 N 223ФЗ-570/18 и Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2016 N Ф06-8366/2016).

Обратите внимание: недостаточно просто формулировки «опыт, аналогичный предмету закупки». Пропишите критерии определения аналогичности требуемого опыта: это позволит минимизировать риск спорных ситуаций (см. Решение Московского УФАС России от 12.09.2016 по делу N 1-00-1638/77-16).

Наличие у участника определенных финансовых показателей. Вы можете предъявить к участникам такое требование, если это позволит вам получить дополнительные гарантии исполнения договора (см. Позицию ВС РФ). Например, можно установить, что к закупке допускаются только участники, чья финансовая устойчивость подтверждается показателями, определенными по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший отчетный год.

Решение Московского УФАС России от 22 февраля 2018 г.

N 1-00-2756/77-17 (закупка N 31705919321)

Заказчиком установлено требование о наличии у участника конкурса опыта выполнения работ, аналогичных предмету конкурса за 3 года. Одновременно с этим по критерию «Опыт участника» заказчиком оценивается наличие у участника конкурса положительного опыта выполнения аналогичных работ в г. Москва и Московской обл. за 2015 — 2017 гг. включительно.

Комиссией УФАС принято решение о признании жалобы заявителя необоснованной, поскольку состав документации не противоречит положению о закупках.

Положения Закона N 223-ФЗ не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, которыми должны руководствоваться заказчики.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом N 223-ФЗ положения о закупке, являющегося документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В положении о закупке может быть предусмотрено проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Вместе с тем согласно пункту 12 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчик вправе требовать наличия у участников закупки соответствующего оборудования, квалифицированного персонала, а также опыта выполнения аналогичных работ, при этом в документации о закупке должны быть раскрыты понятие «аналогичность», а также критерии отнесения работ к аналогичным предмету размещаемого заказа в зависимости от специфики осуществляемой деятельности.

Поскольку АО «М» относится к категории лиц, закупочная деятельность которых регулируется Законом о закупках, то опыт участника закупки по поставке аналогичного товара (выполнению аналогичных работ, оказанию аналогичных услуг) в условиях требований Федерального закона N 223-ФЗ или более строгих требований Федерального закона N 44-ФЗ, не тождествен опыту работы иных лиц, не подпадающих под правовое регулирование указанных законов.

В свою очередь, возможность предоставления по указанному критерию в качестве подтверждения наличия опыта договоры, незаключенные по результатам торгов, документацией правомерно не установлена и в принципе в противном случае делала бы такой порядок оценки неадминистрируемым, поскольку исключала бы возможность проверить сведения, представляемые участниками закупки в составе заявки. Однако в случае, если договор заключен по результатам торгов, заказчик в силу принципа информационной открытости и публичности закупок вправе перепроверить сведения, представляемые участникам закупки в составе заявки, на предмет их достоверности.

Таким образом, указанный подход позволяет снизить риск оценки заявки участника закупки в максимальный балл, фактически нерасполагающего опытом, заявленным в составе заявки. Также Комиссия Управления отмечает, что такой правовой подход не приводит к дискриминации участников закупки, поскольку является лишь критерием оценки, то есть заведомо не ставить потенциального участника закупки, не располагающего опытом исполнения обязательств перед государственными заказчиками, в неконкурентоспособное положение при участии в закупке. В свою очередь, такой подход, позволяет соблюсти баланс публичных и частных интересов, а также обеспечивает открытость и прозрачность закупки. В связи с чем Комиссия Управления признает довод подателя жалобы необоснованным.

В связи с изложенным только опыт работы участника закупки с заказчиками, деятельность которых регулируется указанными законами, может подтверждать опыт участника закупки как аналогичный профилю закупки.

Подтверждение соответствующего опыта копиями договоров (контрактов) с приложением актов выполненных работ, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, является общепринятой и допустимой практикой.

На основании изложенного выше, указание Заявителем в жалобе на «ограничение конкуренции при оценивании заявок по показателю С1» не обосновано и не подкреплено действующим законодательством Российской Федерации.

Установленный Заказчиком порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе применяется в равной степени ко всем участникам закупки и несогласие Заявителя с ним, само по себе не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции (определение ВС РФ от 11.04.2017 N 304-КГ16-17592, от 20.07.2017 N 305-КГ17-3423, от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502, п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом ВС РФ от 16.05.2018).

Комиссия отклонила заявку в связи

с отсутствием подтверждения квалификации участника

Арбитражные суды: Отклонение заявки в связи с отсутствием подтверждения квалификации участника правомерно, если наличие квалификации является обязательным требованием документации о закупке.

Применимые нормы: ч. 2 ст. 2, п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

Поволжский округ

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.06.2014 по делу N А57-15292/2013

«…Обществу… отказано в допуске на участие в аукционе в связи с несоответствием квалификационному требованию…

<…> …Требование к претенденту было установлено как необходимость наличия опыта по выполнению контрагентом работ по капитальному ремонту.

…Предоставленные обществом… сведения об опыте выполнения работ… не содержат информации об опыте выполнения работ по капитальному ремонту объектов. Поэтому суд признал, что договор подряда… и договор субподряда… по текущему ремонту… не подтверждает соответствие претендента квалификационному требованию… по предмету аукциона.

…Предусмотрена возможность направления претендентами запроса на разъяснение условий документации. Однако общество… с запросом… не обращалось».

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.11.2017 N Ф07-11581/2017 по делу N А21-672/2017

«…Заявка… не соответствует требованиям документации запроса предложений… поскольку отсутствует подтверждение наличия… опыта выполнения… аналогичных работ…

<…> В части 6 статьи 3 Закона N 223 установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки… требования и осуществлять оценку и сопоставление… по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

<…> Пунктом… Положения предусмотрено, что заказчик вправе предъявить к участникам следующие измеряемые требования к квалификации: наличие… за последние два года… опыта выполнения… аналогичных поставок…

<…> …Участнику должно быть отказано в допуске… в случаях… несоответствия участника закупки установленным в документации о закупке в соответствии с пунктом… Положения требованиям…

<…> …В… документации… установлены обязательные требования к квалификации участников… в числе которых наличие… опыта выполнения не менее двух аналогичных работ (договоров)…

<…> Комиссией… из четырех представленных Обществом договоров признаны аналогичными работами лишь работы, выполненные по одному договору…»

  1. Коммерческая тайна

Каждая организация заинтересована обеспечить конфиденциальность информации, которая имеет для нее коммерческую ценность (например, сведения об организации производства, способах осуществления профессиональной деятельности, рынках сбыта и т.п.).

Некоторые сведения, потенциально обладающие коммерческой ценностью, признаны конфиденциальными законом. Например:

  • информация о новых решениях и технических знаниях, полученная при исполнении договора подряда (ст. 727 ГК РФ);
  • содержание корпоративного договора (п. 4 ст. 67.2 ГК РФ);
  • условия договора инвестиционного товарищества (ч. 1 ст. 12 Закона об инвестиционном товариществе).

О конфиденциальности иных сведений организация должна позаботиться сама. Это возможно, если (п. 2 ст. 3 Закона о коммерческой тайне):

Особенности установления требований к участникам закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Особенности установления требований к участникам закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Одним из самых важных моментов при проведении любых процедур закупок является разработка и формирование документации о закупке, включающей в себя, в том числе, требования к участникам закупок. В связи с этим у Заказчиков часто возникают вопросы и нередкие спорные моменты в обоснованности установленных в документации о закупке требований, которые приводят к поступлению жалоб от участников закупок в ФАС и даже судебным разбирательствам.
В данной статье мы разберем вопросы об установлении требований к участникам закупок при разработке документации о закупке в рамках закона №223-ФЗ, чтобы избежать признания возможных жалоб участников в ФАС обоснованными.

1. Требования законодательства в части требований к участникам
Закон 223-ФЗ не устанавливает конкретных и подробных требований к участникам закупок, соответствующие нормы присутствуют только в частях 5, 6 и 7 статьи 3 вышеназванного Закона:
ч. 5 статьи 3: «Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки».
ч. 6 статьи 3: «Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора».
ч. 7 статьи 3: «При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»».

Вместе с тем при проведении закупок Заказчик должен также руководствоваться принципами, изложенными в ч. 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Кроме того, все действия Заказчика также не должны нарушать требования антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которая распространяется на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом 223-ФЗ).

Следовательно, при формировании требований к участникам закупок в составе документации о закупке Заказчикам необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
— недопустимо указывать в документации о закупке положения или требования, противоречащие нормам утвержденного положения о закупках Заказчика;
— все устанавливаемые требования должны быть обоснованными и измеряемыми;
— в документации о закупке важно прописать также конкретный перечень документов и сведений, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (не обязательно по всем требованиям, многие сведения могут проверяться Заказчиком самостоятельно в открытых источниках).

2. Какие требования к участникам можно прописать в положении о закупках
Поскольку Закон 223-ФЗ не регламентирует конкретного перечня, Заказчики вправе предусмотреть в своих положениях о закупках требования к участникам по своему усмотрению с учетом своих потребностей.
Однако проще и удобнее руководствоваться существующими вариантами требований к участникам закупок из уже принятых и используемых другими заказчиками в закупках для государственных и муниципальных нужд. Например, заказчик по своему выбору может отразить в своем положении о закупках (и документации о закупках) все (или выборочно) варианты из единых требований, предусмотренных статьей 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Также при формировании дополнительных (квалификационных) требований к участникам закупок можно использовать для информации нормы и положения Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 (по аналогии).
Многие заказчики, чтобы предусмотреть все возможные потребности при проведении различных видов закупок, указывают в положении о закупках перечень единых требований (который можно включить в типовую документацию о закупках и использовать для всех закупок), а также прописывают возможность устанавливать в документации о закупке дополнительные (обоснованные квалификационные) или иные требования, устанавливаемые, например, в Техническом задании, являющимся составной частью документации по конкретной закупке.

3. Все ли участники должны соответствовать установленным Заказчиком единым требованиям
Если Заказчик установил в документации о закупке единые требования к участникам, то абсолютно все участники, подающие заявки, должны им соответствовать, в том числе и все члены коллективного участника (участника, на стороне которого выступает группа юридических или физических лиц). Если закупка проводится только среди субъектов малого и среднего предпринимательства, то все члены коллективного участника должны иметь статус субъектов МСП.
Однако, есть небольшая оговорка, для видов деятельности, требующих, в соответствии с законодательством Российской Федерации, специальных разрешений и (или) лицензий, наличия членства в саморегулируемых организациях, – обладать специальной правоспособностью (то есть требованиям к наличию соответствующих документов, лицензий) должны отвечать не все члены коллективного участника, а в совокупности (это подтверждается, в том числе, письмом Минэкономразвития России от 30 октября 2015 г. N Д28и-3153), то есть лицензия, например, должна быть у одного из членов коллективного участника (у лидера, либо у того, кто в соответствии с распределением объемов будет выполнять соответствующие работы).
4. Дополнительные (или квалификационные) требования
Заказчик вправе устанавливать в документации о закупке дополнительные требования к участникам при условии, что они предусмотрены положением о закупке, и не противоречат принципам Закона № 223-ФЗ.
Одним из принципов Закона №223ФЗ (п.2 ч. 1 статьи 3) является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.
По сути, все требования к участникам закупки являются ограничением конкуренции, поскольку устанавливают условия, только соответствуя которым, участник может принять участие в процедуре закупки. Но Закон запрещает необоснованное ограничение конкуренции. Исходя из этого, Заказчик должен помнить, что, устанавливая любые требования к участникам в документации о закупке, необходимо их обосновать (требованиями законодательства, своими потребностями, спецификой и т.д.), а также учитывать — насколько функционирующий рынок в данной сфере.
Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (Обзор судебной практики ВС по применению Закона 223-ФЗ (от 16.05.2018).
Для соблюдения принципа, установленного в п. 4 части 1 статьи 3 Закона
№ 223-ФЗ (отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки) при установлении квалификационных требований к участникам закупки важно устанавливать измеряемые требования, что позволит избежать споров, жалоб, а также судебных разбирательств.
Под измеряемыми понимаются те показатели, которые могут быть оценены исходя из количественного значения предоставленной информации в составе заявки (могут быть документально подтверждены, и применимы ко всем участникам на равных условиях). Измеряемые требования – это требования, не допускающего двоякого толкования.
При установлении в документации о закупке дополнительных (квалификационных) требований также можно учитывать Письмо Минэкономразвития России от 25 июля 2016г. № Д28и-1863, в котором указано, что заказчик вправе требовать наличия у участников закупки соответствующего оборудования, квалифицированного персонала, а также опыта выполнения аналогичных работ, при этом в документации о закупке должны быть раскрыты понятие «аналогичность», а также критерии отнесения работ к аналогичным предмету размещаемого заказа в зависимости от специфики осуществляемой деятельности». При этом письма Минэкономразвития России не являются нормативными актами, но все же, их стоит учитывать в качестве компетентного мнения.
Кроме вышеперечисленного полезно обращать внимание на порой противоречивую практику ФАС и судов по рассмотрению жалоб и исков, касающихся данного вопроса.

5. Примеры требований к участникам закупок, установленных Заказчиками, признаваемых правомерными/неправомерными
5.1. Требования, всегда (или часто) признаваемые ФАС неправомерными:
1) Требование о представлении каких-либо писем от производителя/дилера/поставщика (третьих лиц)в составе заявки участника закупки
Право участника закупки на подачу заявки не должно зависеть от волеизъявления третьих лиц (Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ, 2019) (Постановление ФАС России от 30.07.2019 по делу N 17/04/7.32.3-176/2019) (решение ФАС России от 07.06.2016 N 223ФЗ-248/16), (постановление ФАС России 223ФЗ-784/16/АК444-17)
Но это допустимо требовать на стадии заключения договора от победителя закупки (если соответствующим образом прописано в документации о закупке) (Решение Московского УФАС России от 11.02.2019 по делу N 1-00-243/77-19)

2) Требование к наличию у участника закупки определенного размера оплаченного уставного капитала
(письмо Минэкономразвития Рооссии от 20 июля 2016 г. №ОГ-Д28-8819: «установление в документации о закупке требования к размеру уставного капитала может рассматриваться антимонопольным органом как нарушение положений Закона № 135-ФЗ») (Решение ФАС России от 13.10.2016 N 223ФЗ-576/16)
(общая позиция ФАС и судов: это нарушает закон 135-ФЗ, это не дает гарантию выполнения обязательств и не позволяет судить о финансовой устойчивости участника).

3) Требование о наличии добровольной сертификации (например, ISO)
(Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 16.05.2016 N Т02-289/16)
Не следует устанавливать отборочным критерием, но можно включать наличие системы менеджмента качества, например, в качестве критерия оценки заявок.

4) Требование об отсутствии у участника задолженности по налогам и сборам
Указанное требование не может быть применено в равной степени к разным участникам, так как указанная величина налоговой задолженности может быть как значимой или напротив ничтожной по отношению к годовому денежному обороту соответствующего участника (Решение ФАС России от 09.03.2017 N 223ФЗ-167/17)

5) Требование об отсутствии судебных споров с заказчиком
(решение АС г.Москвы № А40-274959/18)

6) Запрет участия лиц аффилированных между собой
(решение АС г.Москвы № А40-287730/18)

7) Установление требование о предоставлении в составе заявки документов на продукцию (паспорта качества, сертификаты и тд).
Постановление ФАС России от 25.12.2018 по делу N 223ФЗ-619/18/АК1308-18
Лучше предъявлять требование к предоставлению сертификатов победителем закупки вместе с поставляемой продукцией на этапе исполнения договора, соответствующим образом прописав в документации о закупке.

8) Требования к привлекаемым участником закупки субподрядчикам
В соответствии с законом N 223-ФЗ заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Ограничение возможности привлечения субподрядных организаций/соисполнителей по договору, заключаемому по результатам закупки, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ограничивает количество участников закупки (Постановление девятого ААС от 16.10.2019 по делу N А40-28896/19).

5.2 Требования, по которым имеется противоречивая практика, но возможно обосновать:
1) Наличие у участника закупки статуса изготовителя или дилера
Судебная практика противоречива, но возможно обосновать, только если закупается технически сложное оборудование и рынок признан функционирующим (есть много дилеров) (решение Якутского УФАС России от 19.04.2016 N 02-74/18.1-16).
(решение Якутского УФАС России от 16.10.2019 N 014/07/3-2605/2019) (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.05.2017 N Ф05-5926/2017) (Постанолвение ФАС Московского округа от 14.06.2019 по делу N А40-206615/18)

2) Требования к финансовой устойчивости участников закупки (определенной в соответствии с методикой, разработанной Заказчиком)
Суд пришел к выводу, что установленные заказчиком требования, связанные с финансовыми показателями, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика (Обзор судебной практики ВС по применению Закона 223-ФЗ (от 16.05.2018).(Решение Коми УФАС России от 12.04.2019 N 01-109/2714)

3) Требование к выполнению договора без привлечения субподрядчиков (или установленная возможная доля привлечения на субподряд)
Установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора. (Обзор судебной практики ВС по применению Закона 223-ФЗ (от 16.05.2018)

4) Требование к местоположению (удаленность от объектов заказчика)
Обычно контролирующими органами признается неправомерной привязка места регистрации участника к месту оказания услуг. Но установление такого требования все же может быть признано судом обоснованным, только если специфика закупки подразумевает оказание услуг на объекте/обектах участника (например, АЗС), и заказчику важно его местоположение. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2016 по делу N А56-52825/2015).

5) Установление в качестве отборочных критериев (на основании которых заявки могут быть отклонены) требований о наличии у участника закупки опыта поставки товаров, требований к наличию опыта узко специализированного профиля, материально-технических ресурсов и соответствующего персонала
Исходя из многочисленных решений Центрального аппарата ФАС в последние годы, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих материально-технических ресурсов, а также подтверждающих документов не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, поскольку такие материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки (Решение ФАС России от 11.10.2019 N 223ФЗ-974/19) (Решение ФАС России от 09.08.2017 N 223ФЗ-791/17)
То же касательно требований к наличию опыта узко специализированного профиля (Решение ФАС России от 24.12.2019 N 223ФЗ-1169/19) (Решение ФАС России от 15.08.2019 по делу N 223ФЗ-841/19)
Требования к наличию кадровых ресурсов нередко также признаются ФАС избыточными (Решение ФАС России от 16.12.2019 N 223ФЗ-1137/19)

Однако, при этом есть множество противоположных решений, принятых рядом территориальных УФАС. Территориальные управления ФАС России признают неправомерными обычно только те требования, которые не относятся к предмету закупки, либо являются существенно завышенными по отношению к предмету закупки.
Суды также руководствуются в первую очередь обоснованностью устанавливаемых требований.
Например, можно установить, если требование к наличию кадровых ресурсов обоснованы заказчиком в закупочной документации:
— на основании количества необходимого персонала в соответствии с заключением государственной экспертизы (с учетом СНиП, СП и тд).
— либо если необходимо учитывать специфику и сложность выполняемых работ (Решение Челябинского УФАС России от 15.08.2019 по жалобе № 074/07/3-1551/2019)

Возможно также обоснованное установление требований, например, о наличии у участника закупки сервисного центра или склада необходимых запчастей в ближайшем округе, если это обусловлено мотивированными потребностями заказчика. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.2019 N Ф07-13135/2019 по делу N А56-139898/2018).

Установление требований к наличию у участника опыта выполнения аналогичных работ/ услуг обосновать проще, чем требование к опыту поставки товаров, но все равно рискованно, при рассмотрении жалобы потребуются обоснования, что отсутствие необходимого опыта негативно скажется на исполнении договора. (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2016 N Ф06-8366/2016).

Также требования возможно обосновать, если они вызвано необходимостью производства работ с поставкой технически сложного, уникального оборудования (Определение Верховного Суда РФ от 27.12.2019 по делу N А56-135486/2018)

Необходимо обратить внимание, что при установлении требований к опыту важно установление конкретных параметров (критериев) аналогичности предмету закупки (Решение Московского УФАС России от 12.09.2016 по делу N 1-00-1638/77-16) (Решение Московского УФАС России от 13.03.2017 по делу N 1-00-620/77-17).

Если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику (Обзор судебной практики ВС по применению Закона 223-ФЗ (от 16.05.2018)
В этой связи Заказчику необходимо обратить внимание на необходимость установления в положении о закупках и, соответственно, документациях о закупках условия участия в процедурах закупок участников, являющихся группой лиц (коллективными участниками), а также перечень предоставляемых такими участниками документов, и, что очень важно, — порядок определения соответствия таких участников квалификационным требованиями (если такие требования установлены).
При формировании документации о закупке необходимо помнить, что установленные требования должны соответствовать предмету закупки, предъявляться в равной мере ко всем участникам и не должны ставить кого-то в заведомо преимущественное положение. Все требования должны быть обоснованы объективной необходимостью, потребностями Заказчика. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.05.2017 N Ф07-3271/2017)
8. Критерии и порядок оценки – для выбора лучшего участника
В случае, когда квалификационные (дополнительные) требования несут возможный риск ограничения круга участников и обжалования действий Заказчика, лучше установить их не в качестве требований (отборочных критериев), а в качестве критериев оценки заявок (в случае, если это предусмотрено положением о закупке). В таком случае наиболее подходящий участник получит максимальное количество баллов по критериям квалификации, и при этом к участию в закупке будет допущен более широкий круг лиц (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.02.2017 N Ф05-20582/2016).
Использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно (Обзор судебной практики ВС по применению Закона 223-ФЗ (от 16.05.2018)
Кроме того, в документации о закупке необходимо также прописать порядок оценки параметров деятельности коллективного участника (подлежащие оценке показатели квалификации группы лиц должны суммироваться).

Оставьте комментарий