Требования к урокам информатики в начальной школе

После установленной выше длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления.
Число уроков для учащихся Х—Х I классов с использованием ВДТ и ПЭВМ должно быть не более двух в неделю, а для остальных классов — не более одного урока.

от 28 марта 2002 года N 199/13

Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования методические материалы по организации экспериментальной работы в начальной школе "Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе", подготовленные совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук и Институтом общего среднего образования Российской академии образования.

Руководитель Департамента
образовательных программ и стандартов
общего образования,
член коллегии
А.В.Баранников

РЕКОМЕНДАЦИИ
по использованию компьютеров в начальной школе

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальной школе со 2 класса вводится предмет "Информатика" (См. письмо Министерства образования от 17.12.2001 N 957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе").

Организационно-педагогические рекомендации по использованию компьютеров на уроках информатики в начальной школе.

Предлагается три подхода к использованию компьютерной поддержки при обучении информатике во 2 классе.

1. Для реализации фронтальной формы обучения на уроке информатики возможно организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD-rom устройством.

Это школьный кабинет, оснащенный 1 компьютером с CD-rom устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно — медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.

Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как "электронная" доска, то есть использоваться в режиме "вызова" к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В.Горячева.

Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой.

При таком компьютерном сопровождении уроков информатики требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (Например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мифодий".)

2. Для групповой формы обучения на уроке информатики возможно организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления на группы в информационном центре школы.

Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. Такой кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся — столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.

В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛЕГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.). Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном пособии автора А.Л.Семенова.

Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных автором учебного пособия, например, навыки работы в среде ПервоЛого, в клавиатурном тренажере, а также работы с комплектом программ "Компьютер и детство", "Никита", "Малыш" и др.

Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе.

1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.

3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.

4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.

1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.

2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.

3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.

4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.

5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.

6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.

8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.

3. Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке информатики с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

При выборе школой формы обучения информатике с использованием компьютерного кабинета (10-12 мест учащихся и рабочее место учителя) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя начальной школы и учителя информатики блоками по 15 минут. Бескомпьютерная часть ypoка информатики проводится учителем начальной школы в классе сначала для 1-й группы в течение 15 минут, а затем для 2-й группы. Компьютерная часть урока проводится учителем информатики cначала для 2-й группы в течение 15 минут, а затем соответственно для 1-й группы.

Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1, 2, 3 или 4-м).

При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.

Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме: одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест, а также может использоваться 1 сервер для поддержки локальной школьной сети. Дополнительное оборудование: один принтер, выход в Интернет, локальная сеть, сканер, медиа-проектор.

"Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе".

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура 19-21°С, относительная влажность 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.

— Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут.

— С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия — не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

Методика обучения информатике в начальной школе основана на выполнении ФГОС НОО.

ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), и предметным.

На уроках информатики в начальной школе надо не столько знакомить учащихся с содержанием дисциплины «Информатика», сколько учить детей работать с информацией.

Важным элементом учебной деятельности младших школьников является игра. Информационные игры способствуют развитию метапред- метных компетенций школьников.

Основное содержание

Методика обучения информатике в начальной школе основана на выполнении ФГОС НОО — Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в котором, в частности, записано: «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества» [1] .

ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

В ФГОС НОО математика объединена с информатикой и записаны следующие предметные компетенции по информатике:

  • • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
  • • умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Одной из важнейших задач начального образования является формирование у школьников универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшего обучения на уровне основного общего и далее профессионального образования.

Так, в результате обучения в соответствии с ФГОС НОО учащиеся должны владеть следующими компетенциями:

  • • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Таким образом, на уроках информатики в начальной школе надо не столько знакомить учащихся с содержанием дисциплины «Информатика», сколько учить детей работать с информацией.

Как было сказано выше, пропедевтический уровень обучения информатике не является обязательным, однако выделение в учебных планах школы информатики как отдельного предмета позволит учителю целенаправленно обучать учащихся работе в информационно-образовательной среде.

Обучение детей младшего школьного возраста имеет свои особенности. Меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Ребенок осознает свое место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Учеба приобретает громадное значение для школьника, поэтому, например, цепь неудач ребенка в этой ведущей на данном этапе деятельности может привести к формированию устойчивых комплексов или даже синдрому хронической неуспеваемости.

Конечно, чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно и по- особому должно быть организованно. Важным элементом учебной деятельности является игра, в процессе которой ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. Игра, которая принимает социальную окраску, развивает чувства соперничества и сотрудничества.

В течение игры младшие школьники усваивают такие понятия как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость, что соответствует требованиям формирования метапредметных компетенций ФГОС НОО. Обычно младшие школьники предпочитают компанию своих сверстников одного с ними пола. Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых обществом. К тому же младшие школьники не могут долго сидеть на одном месте — они нуждаются в движении.

Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения они приобретают сами. Именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться.

Волевые процессы еще недостаточно развиты у младших школьников. Но постепенно умение проявлять волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведении школьников. У школьников формируются произвольные умственные действия, например, намеренное запоминание, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в решении разнообразных задач. Поэтому возрастает значение оценки результатов деятельности школьника со стороны взрослых. Учебно-познавательная деятельность школьника как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойственную стимуляцию внутреннюю, когда школьник получает удовлетворение, приобретая новые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются учителем.

Оценка со стороны учителя является стимулом для учащегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку учащегося, причем потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых учеников, и оценка выступает в роли поощрения.

На уроках информатики в младших классах по возможности надо стараться избегать оценивания результатов обучения школьников в форме отметки. Например, можно повесить на стене карту продвижения по разделам информатики и говорить школьнику, до какого пункта он дошел, можно собирать портфолио работ учащихся и пр.

Учебная деятельность побуждается различными мотивами, у ребенка появляется стремление к саморазвитию и познавательная потребность. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности: как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи.

Школьник, становясь субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательных воздействий, приобретает личностные свойства и личностное отношение к тому, что он делает, и процессу обучения в целом. Своеобразие и сложность учебно-познавательной деятельности школьного периода заключается в том, что она осуществляется преимущественно в условиях непосредственного общения с учителями и учениками класса и школы.

Преобладающий тип мышлениянаглядно-образный. Процесс целостного восприятия еще недостаточно сформирован, и внимание носит часто непроизвольный характер. Первоклассники обращают внимание на то, что ярче выделяется: величину, форму, цвет или окраску. Ребенку предстоит еще долгий и тернистый путь обучения в школе, на протяжении которого он будет осваивать новые предметы, новые навыки, новые умения. Он будет самосовершенствоваться и развивать свои способности, но основы для их дальнейшего формирования закладываются именно в первые годы обучения.

Урок должен содержать не только объяснение нового материала, его закрепление и повторение старого. Также должно отводиться время различным двигательным действия, играм, подвижной деятельности.

Учитывая, что у дошкольников игра является ведущей деятельностью, учебная деятельность, которая становится ведущей на данном этапе развития, непосредственно связана с игрой. Поэтому учебная деятельность может возникнуть только на определенной стадии развития игры. Благодаря учебной деятельности рамки восприятия ребенком окружающего мира расширяются.

Приведем примеры информационных игр, формирующих метапред- метные компетенции в соответствии с ФГОС НОО [2] [3] . При описании игр выделим их основное дидактическое значение. Группы игр:

  • • анализ и обобщение информации;
  • • передача информации;
  • • кодирование и декодирование информации;
  • • креативные игры;
  • • игры на развитие эрудиции.

Группа игр «Анализ и обобщение информации». В этих играх требуется и развивается умение собирать, обобщать, анализировать информацию. Часто играют командой, где важно не только поразмыслить над своей информацией, но и слышать, что спрашивают другие, запоминать это, сопоставлять со своими фактами. Таким образом формируется опыт работы в коллективе, группе.

«Загадочные пары»

Приготовления: карточки с загадками и ответами на них.

До начала игры в парах раздайте карточки играющим. Их задача будет заключаться в том, чтобы найти вопрос или ответ, составляющие вместе с имеющейся у них частью одну загадку. Можно использовать такие загадки, как:

  • 1. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые остановились.)
  • 2. Где вода стоит столбом? (В стакане.)
  • 3. Что случится с красным шелковым платком, если его опустить на пять минут на дно моря? (Будет мокрым.)
  • 4. Какой болезнью на суше никто не болел? (Морской.)
  • 5. Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты.)
  • 6. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва сапог.)
  • 7. По чему часто ходят и никогда не ездят? (По лестнице.)
  • 8. Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины, дальше он уже выбегает из леса.)
  • 9. Что случится с вороной через три года? (Ей пойдет 4-й год.)
  • 10. Под каким деревом прячется заяц во время дождя? (Под мокрым.)
  • 11. Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее? (Подождать, пока она улетит.)
  • 12. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько сестер? (Одна.)

Пары из пословиц

Приготовления: напишите на каждой карточке половину пословицы.

Игра похожа на предыдущую, но на карточках не загадки, а пословицы. Требуется найти недостающую часть пословицы.

Один из игроков — водящий — выходит из комнаты. Остальные в группе выбирают какое-то слово, которое имеет по меньшей мере два разных значения, но произносится одинаково. Например, ключ в значении «открывающий замок» и ключ в значении «источник чистой воды» или рог и рок. Допустим, группа выбрала слово «ключ».

Когда водящий возвращается назад, члены группа по очереди произносят предложения с выбранным словом, но слово «ключ» в обоих значениях они подменяют словом «чайник», а водящий должен угадать истинное слово. Участники игры могут использовать, например, следующие предложения:

  • 1. У меня в кармане лежит чайник (ключ).
  • 2. Увидев чайник (ключ), утомленные жаждой туристы, поспешили к нему.

Игра продолжается до тех пор, пока водящий не угадает слово. Затем игрок, предложение которого дало ключевую подсказку, становится водящим.

Группа игр «Передача информации». В этих играх, как правило, задействованы невербальные каналы передачи информации. Дидактическое значение этих игр весьма высоко. Действительно, навыки передачи информации невербальными каналами (мимика, жест, поза, жестикуляция и пр.) имеют важное значение в повседневной жизни школьников и будут иметь еще большее значение в будущей активной социальной и профессиональной деятельности.

Однако в школе нет таких уроков, где бы школьников учили владеть этими способами передачи информации. Умение верно передать смысл сообщения не только словами, но и «общим выражением тела» очень пригодится учащимся в жизни, значит, этому надо учить, в том числе и на уроках информатики.

Шарады — это быстрые и зажигательные игры на угадывание, в которые можно играть самыми разными способами. В них могут играть всего несколько игроков или целый класс. Один игрок или команда — в зависимости от того, какой вариант игры выбран — представляет какое-нибудь слово или фразу в пантомиме, в то время как остальные пытаются угадать, что он имел в виду. Представление можно проводить в полном молчании. Можно использовать условные движения — движения, о значении которых договорились заранее, показывающему пантомиму запрещено говорить.

Разделите класс на две команды с капитаном в каждой из них. Раздайте бумагу и карандаши. Все члены команды должны написать на своих кусочках бумаги одно из трудно представляемых слов или выражений, или названий мультфильмов или книг — все, до чего они только смогут додуматься. После этого они свертывают свои бумажки в трубочки, капитан собирает их и кладет в коробку или пакет. Затем капитаны обмениваются бумажками, и гонка начинается.

Каждый капитан мчится назад к своей команде и дает возможность первому «актеру» выбрать бумажку и начать показывать, что на ней написано. Обе команды могут играть одновременно, при этом побеждает команда, правильно отгадавшая все слова, написанные на бумажках. Команды могут отгадывать слова поочередно.

Группа разбивается на тройки. Партнер А не может видеть (глаза закрыты), партнер В не может слышать, партнер С не может говорить, но им нужно договориться об общем деле (например, о том, что забор следует покрасить в зеленый цвет).

«Различи в шуме»

Или «Передача информации с помехами». Каждый играющий получает от ведущего бумажку, на которой написано название какого-либо города. Одно и то же название получают 5, 6, 7, 8 человек. Одни, например, — Новосибирск, другие — Киев, третьи — Рига и т. д. Никто заранее не говорит друг другу, что написано на его бумажке. По сигналу ведущего каждый должен начать негромко выкрикивать полученное им название, одновременно присушиваясь, кто выкрикивает тот же город, чтобы побыстрее соединиться с партнерами в одну группу.

Ведущий в начале игры объявляет, у скольких человек будет написано одно и то же название города. Когда вся группа соберется, ребята поднимают руки вверх. Успевшие соединиться первыми считаются победителями.

«Испорченный телефон»

Отрабатывается идея помех и искажения при передаче информации. Это классическая игра, известная не только родителям, но и бабушкам- дедушкам.

Разделите группу на две равные команды или постройте их в две линии с равным количеством игроков в каждой. Первые игроки в каждой команде становятся капитанами. Они отходят вместе в сторону и придумывают фразу для обеих команд. Например, для младших школьников можно предложить фразу: «Современные гаджеты разнообразят функции мобильных телефонов», «Графические возможности современных компьютеров позволили создать виртуальный мир» или «Телекоммуникационные технологии сделали людей планеты ближе друг другу». Они записывают две копии фразы, заворачивают бумажки и дают по одной последним игрокам каждой команды с условием, что те не могут видеть написанное на бумажках. После этого капитаны возвращаются к первым игрокам своих команд.

По сигналу каждый капитан шепчет фразу первому игроку в линии, который повторяет ее шепотом следующему игроку. Фраза передается от игрока к игроку, пока не дойдет до последнего в линии игрока.

Когда обе команды закончили, последний игрок каждой команды громко произносит фразу, которую услышали. После этого они разворачивают листки бумаги и зачитывают оригинальную фразу. Обычно оба варианта сильно отличаются. Побеждает команда, передавшая фразу без искажений (или с наименьшими искажениями).

Игра повторяется с новыми капитанами.

Группа игр «Кодирование, декодирование информации». Преобразование информации, шифровка и дешифровка — это разделы школьного курса информатики. Обычно дети с интересом выполняют задания на кодирование и декодирование информации, видимо, для них это связано с тайными зашифрованными картами и пиратскими историями. Вместе с тем, дидактическая значимость таких заданий весьма высока, поскольку упражнения, кроме прямого назначения — научение работать с информацией, имеют развивающий характер за счет развития логического и алгоритмического мышления и воображения, в том числе и творческого.

Знаки и сигналы

В этой игре требуется угадать уличные или дорожные вывески за 5 минут. Можно играть командами, можно индивидуально. Команды готовят листы с зашифрованными текстами, например: Б__

_____А_________; Н_ К_____; О________С_____;

П_________П______(Берегись автомобиля, не курить, осторожно, собака, пешеходный переход).

Запутанные девизы

В эту игру можно играть командами, но может играть каждый сам за себя. Каждому игроку (или команде) дается листок бумаги с написанной на нем «пословицей в мешке» — это значит, что из пословицы выброшены гласные, а согласные буквы написаны без пропусков. Например, СМРЗТМРДНРЗТРЖ, что означает: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Через 30 секунд ведущий дает команду поменяться и независимо от того, удалось игроку расшифровать пословицу или нет, он передает листок соседям слева. Расшифровавшие девиз получают очко.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков не ознакомится со всеми листками.

Группа игр «Креативные игры». Это игры на развитие творческого воображения путем сочинительства (составление предложений) или художественного творчества (рисование). Мы отнесли их к курсу информатики, поскольку в каждой игре обрабатывается или продуцируется информация, представленная в различных видах.

Коллективное искусство

Разделите группу на маленькие подгруппы по 4—5 игрока в каждой. Первый игрок в каждой группе начинает в верхней части листа и рисует голову какого-нибудь лица вместе с началом шеи. Затем он заворачивает бумажку так, что виден только самый конец линии шеи, и передает лист следующему игроку, который продолжает рисунок, дорисовывая шею и начиная рисовать плечи и руки.

Этот игрок заканчивает свой рисунок на линии чуть ниже талии так, что после того, как он завернет бумажку и передаст ее следующему игроку, видны 6 линий — по две линии для каждой руки и две линии для продолжения бедер.

Третий игрок дорисовывает руки и кисти рук, дорисовывает низ торса и начинает рисовать верхнюю часть ног. После очередного завертывания видны 4 линии для продолжения ног.

Четвертый игрок пририсовывает колени этого создания до середины икр. А пятый игрок заканчивает с туфлями (или заканчивает рисунок четвертый игрок).

Теперь разверните лист, и вы получите оригинальный результат коллективных усилий.

Коллективная литература

Игра похожа на предыдущую, только коллективно создают не рисунок, а рассказ.

Число игроков в команде может быть от 4 до 7. Каждый игрок будет писать часть рассказа, в соответствии с инструкциями ведущего, начиная с верхнего листа бумаги. Затем игрок отгибает назад написанную им часть и передает лист бумаги следующему игроку, который проделывает то же самое. Каждый игрок пишет на листочке часть рассказа, объявляемую ведущим.

Вот некоторые возможные названия частей рассказа.

  • • Напишите имя мальчика и дайте его короткое описание.
  • • Напишите имя девочки и дайте ее короткое описание.
  • • Напишите, где и как они встретились.
  • • О чем они говорили.
  • • Что произошло после этого.
  • • Последствия.
  • • Перспективы на будущее.

Под конец разверните бумажки, и пусть каждый игрок зачитывает громко вслух историю, которая оказалась у них в руках, складывая все части, чтобы история звучала гладко.

Ведущий диктует 10 различных букв (кроме: ь, ъ, ы, й). Эти буквы должны быть использованы как начальные в словах текста телеграммы, причем в том порядке, как они даны. Использовать надо все буквы. Например, М, Д, Р, В, К, Ж, X, С, Н, Г, У.

Вот возможный текст телеграммы: «Моим дорогим родителям в Калининграде. Желаю хорошего, счастливого Нового года, удачи».

Газетный репортер

Каждому играющему даются лист газеты, бумага и цветные ручки. Соревнующимся предлагается начать с верхушки первой печатной колонки и найти слово, начинающееся на букву А. Найденное слово обводится в кружок и записывается на бумагу. Затем поиск слов продолжается по порядку по всем буквам алфавита. Опускаются только буквы: й, ъ, ь, э, ю, я. В этой игре можно использовать все слова, включая имена собственные.

Цель игры — составить как можно больше предложений, используя выписанные слова. При этом слова можно ставить в любом порядке и падеже. Играющим дается на это 5 минут. Затем соревнующиеся громко зачитывают свои предложения.

Победителем становится тот, кто использовал наибольшее количество слов из своего списка в самом осмысленном предложении.

Группа игр «Игры на эрудицию». Такие игры полезны как средство расширения словарного запаса учащихся, выработки навыков работы со словарями и другими источниками справочной информации.

Для этой игры потребуется несокращенный толковый словарь. Ведущий выбирает в словаре слово, скорее всего незнакомое остальным. Например, «паронимный». Затем он должен (после прочтения значения слова в словаре) пересказать смысл слова так, как понял, не заглядывая в словарь. При этом данное им определение не обязательно должно быть правильным. Для слова «паронимный» можно сказать, что оно означает «сходный с» и добавить, что оно происходит от слова «пара», что означает «относящийся к».

Остальные игроки должны решить, верят они или нет в то, что ведущий дал им правильное определение слова. Ведущий получает очко за каждого игрока, ошибившегося в своем предположении.

Игру продолжает игрок справа от ведущего.

Примечание: «паронимный» — это имя прилагательное, относящееся к словам, «содержащим один корень или основу». Например, «живо» и «жизнь» являются паронимными словами.

Для игры понадобятся карточки с незнакомыми словами, которые учитель или сами дети найдут в словаре иностранных слов или толковом словаре. Ведущий показывает одну карточку игрокам. Пусть все посмотрят на написанное слово и решат каждый сам для себя, что оно означает. И никакого подсматривания в словари! Игроки по очереди дают определение этого слова, причем каждый пытается быть как можно более убедительным. И не важно, правы они или нет, и знают ли вообще, что означает это слово. Цель игры заключается в том, чтобы убедить других игроков в том, что они знают, о чем они говорят.

Каждый игрок записывает таинственное слово на листе бумаги с определением, которое кажется ему верным, и имя игрока, давшего его. Каждое появление имени игрока на листе бумаги приносит ей или ему одно очко. Выигрывает тот, кто получит больше других очков.

Пустите среди игроков другую карточку и повторите весь процесс снова, и так, пока не пройдете примерно 10 слов. В конце игры посмотрите, что означают эти слова.

Формирование предметных компетенций в пропедевтическом курсе информатики будет рассмотрено в следующей главе.

Контрольные вопросы

  • 1. Что является одной из важнейших задач начального образования?
  • 2. Перечислите требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, которые устанавливает ФГОС НОО.
  • 3. Перечислите предметные компетенции по информатике для учащихся младших классов, записанные в ФГОС НОО.
  • 4. Что такое универсальные учебные действия? Каково их дидактическое назначение?
  • 5. Почему на уроках информатики в начальной школе надо не столько знакомить учащихся с содержанием дисциплины информатика, сколько учить детей работать с информацией?
  • 6. Какой вид деятельности должен быть ведущим при обучении младших школьников информатике?
  • 7. Какой тип мышления преобладающий у младших школьников? Что это значит при разработке методических систем обучения?
  • 8. Перечислите группы информационных игр.

Задание для лабораторного практикума

Проверьте в группе на себе эффективность и дидактические возможности информационных игр.

Оставьте комментарий