Ук не хочет заключать договор управления

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Управляющая организация избрана на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая компания обязана заключить договор управления многоквартирным домом с каждым собственником.
1. Обязан ли собственник подписать такой договор?
2. В случае передачи квартиры в оперативное управление договор подписывает собственник или организация, которой передан объект в оперативное управление?

1. В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Порядок заключения договора управления многоквартирным домом регламентирован ст. 162 ЖК РФ. Так, при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). При этом действующее жилищное законодательство не содержит правовых средств понуждения к заключению договора управления общим имуществом многоквартирного дома с управляющей организацией в случае отказа собственника от его заключения, за исключением ситуации, когда управляющая организация выбрана по результатам открытого конкурса, объявленного органом местного самоуправления*(1) (ч. 5 ст. 161 ЖК РФ). В этой связи смотрите, к примеру, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.09.2013 N 5-КГ13-86, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.03.2017 по делу N А73-5536/2016, решение Арбитражного суда Амурской области от 29.06.2016 по делу N А04-12261/2015.
В рассматриваемом же случае управляющая организация не была выбрана по результатам открытого конкурса, объявленного органом местного самоуправления. Следовательно, обязанность заключения договора с управляющей организацией у собственника помещения отсутствует, поскольку она не предусмотрена ни Гражданским кодексом РФ, ни иными федеральными законами, а также не обусловлена принятым на себя в добровольном порядке обязательством. Данный вывод подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 01.07.2011 N Ф05-5902/11 по делу N А40-121079/2010, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20.06.2012 по делу N А10-5263/2011, решение Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2013 по делу N А55-32908/2012)*(2).
Однако отказ собственника помещения от подписания договора управления многоквартирным домом не освобождает его от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением общим имуществом этого дома в целях его содержания и эксплуатации. Из положений ст. 210, ст. 249 ГК РФ, ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ следует, что на собственника помещения в многоквартирном доме возлагается обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений с управляющей организацией.
Отметим, что обладатели иных вещных прав, включая право оперативного управления, в приведенных нормах не упоминаются. Вместе с тем право оперативного управления действующим законодательством рассматривается как ограниченное вещное право наряду с правом собственности (ст. 216 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Высший Арбитражный Суд РФ придерживается позиции о том, что передача помещения в многоквартирном доме в оперативное управление исключает содержание общего имущества собственником помещения, в силу закона соответствующее бремя возлагается на лицо, которому помещение передано в оперативное управление (смотрите, к примеру, определение от 23.03.2011 N ВАС-3145/11, определение от 25.05.2012 N ВАС-6027/12). Поэтому, если при передаче помещения в оперативное управление собственник не сделал изъятий в части сохранения за собой ответственности по его содержанию, в том числе по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивающего функционирование переданного помещения, то бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме возлагается на лицо, обладающее помещением на праве оперативного управления (смотрите, например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 N 08АП-1102/12). Это связано с тем, что при передаче имущества в оперативное управление публично-правовое образование, сохраняя титул собственника этого имущества, утрачивает свои основные правомочия по владению и пользованию этим имуществом.
Таким образом, отсутствие договорных отношений с управляющей организацией не освобождает субъекта права оперативного управления от участия в несении расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.11.2017 N 305-ЭС17-10430, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 N 06АП-7607/16).
2. По вопросу о правомочии субъектов права оперативного управления на помещение в многоквартирном доме заключать договоры с управляющей организацией отметим, что на основании п. 1 ст. 296 ГК РФ такие лица ограничены лишь в правомочии распоряжения закрепленным помещением. В то же время управление общим имуществом многоквартирного дома не предполагает распоряжения им, поскольку содержанием правоотношений по договору управления является обеспечение надлежащего содержания общего имущества дома, решение вопросов пользования этим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг пользователям помещений (ст. 161 ЖК РФ). Поэтому запрет на отчуждение или распоряжение иным способом закрепленным имуществом, установленный в ст. 298 ГК РФ, не включает в себя запрет обладателю права оперативного управления на помещение в многоквартирном доме заключать с управляющей организацией договор управления многоквартирным домом. Заключение такого договора происходит в рамках владения и пользования закрепленным имуществом и не противоречит ни целям деятельности правообладателя, ни интересам публичного собственника (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 N 14АП-1807/12, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 N 06АП-6241/17).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

19 сентября 2018 г.

————————————————————————-
*(1) Открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в случаях, указанных в ч. 13 ст. 161 и ч. 5 ст. 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ).
*(2) Справедливости ради заметим, что отдельные суды обязывают собственников заключить договор с управляющей организацией, даже если решение об ее избрании принято на общем собрании домовладельцев (смотрите, например, решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2007 по делу N А53-5212/07). Полагаем, что такой подход не согласуется с основополагающим гражданско-правовым принципом свободы договора, закрепленным в п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ.

Кирилл Перегудов

На ОСС Большинством было принято решение о выборе нашей УК. Нескольких собственников не удовлетворило данное решение и они отказываются подписывать договор управления МКД с УК.
Какие использовать меры воздействия на данных собственников?
Обязаны ли они оплачивать КУ если договор не подписан?
Если они не оплачивают КУ больше 6 мес и сумма задолженности более 10т.р. возможно ли обратиться в суд?

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
ч. 4 ст. 155 ЖК РФ, Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

Если УК заключила Договора управления с собственниками помещений дома в количестве превышающем 50% от общей площади МКД, переживать из-за одной квартиры не стоит (если площадь этой квартиры или помещения не является более 50% МКД).
Вносить оплату за содержание жилья собственник помещения в МКД не зависимо от того жилое оно или не жилое обязан в силу закона.
Воздействовать на данных собственников помещений можно только путем доброго слова и убеждения. Не забывайте, что каждый собственник является потребителем Ваших услуг, и вы работаете для них.
Если собственники не производят оплату, вы можете смело обращаться в суд, с заявлением о выдаче судебного приказа.

© Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, 2009—2021 г.

Управляющая компания не идет на контакт с собственниками МК. Отказывается заключать договор управления. При этом, на официальном сайте управляющей компании выложен пустой шаблон договора управления, в котором отсутствует информация как о самом доме (адрес, общее имущество), так и: общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. Собственниками в УК была подана претензия с требованием заключить договор. В ответ — тишина. Запрос на раскрытие информации также остался без ответа. Согласно открытым данным собрание собственников данного МК «проводилось» только в 2013 году. Протокол на сайте с поддельной подписью. Вопрос в следующем. Законно ли требование оплаты услуг данной управляющей компании, если нет договора управления, в котором услуги и их стоимость прописаны? Как обязать УК провести реальное собрание и заключить договор управления с собственниками?

Ответы на вопрос:

1. не правомерно. 2.реальное ОСС МК должны организовать Председатель совета МК, а не УК в силу нормы ст.161.1 ЖК РФ. в УК Вы потом просто предоставляете Протокол ОСС.

Спасибо за ответ. Собственники пытались проводить собрания несколько раз. В 2017 по реновации и дважды в 2019 году по капремонту. На повестке стоял и выбор председателя. При том, что голосует много собственников, УК результаты не принимает. Якобы отсутствует кворум. На первом этаже дома три магазина. Владельцев в 2017 году вообще приглашали на отдельное голосование в управу. Собственники об этом узнали постфактум. В протоколе это никак не отражено. Протоколы за 2015, 2017, 2019 гг. вообще нигде не опубликованы. В фонде капремонта протоколы тоже не получали. Председатель, указанный на сайте, таковым по факту не является. Его подпись на протоколе подделана. Пытались с ним поговорить, он убегает, просит оставить его в покое. ..Сейчас появилась на официальном сайте информация, что полномочия председателя продлены до 2023 года. Кем и на основании чего не уточняется.

Ответы на вопрос:

Вам необходимо писать жалобу по факту отсутствия информации о собраниях на сайте ГИС ЖКХ в жилищную инспекцию. УК не имеет право на проверку протоколов, а соответственно не может принимать или не принимать протокол. Если собрание проведено в соответствии со ст. 44-46 ЖК РФ предлагаю другой вариант действий. Проводите собрание, оформляете протокол, САМИ направляете оригинал с приложениями в жилищную инспекцию. И пишите УК пусть исполняют. Потом жалоба в Г-ЖИ на неисполнение решения собрания. Отсутствие договора не исключает наличие отношений с УК.

Похожие вопросы

Сдан многоквартирный дом. Первый этаж — офисы и магазин. Одна из организаций еще до проведения общего собрания собственников заключила договор управления с управляющей компанией. Однако, по истечение двух месяцев, собрание собственников выбрало другую управляющую компанию (нашу). С 1 августа 2015 года мы приступили к управлению МК. В адрес этой организации был направлен договор на управление. Но подписанный договор в наш адрес не вернулся. Наша организация, согласно жилищного кодекса, договора на управление осуществляла подготовку МК к осенне-зимнему периоду, производила осмотры общего имущества, в том числе были и ремонтные работы. 3 декабря в наш адрес поступило письмо от руководителя данной организации с предложением о заключении договора управления на 2016 год. В адрес организации был направлен повторно договор на управление со сроком действия договора согласно собрания собственников: с 01.08.205 года сроком на 1 год. Однако организация прислала протокол разногласия, где предлагает проставить срок с 01.01.2016 по 31.12.2016 года. Они ссылаются на то, что за 2015 год они платили другой управляющей компании и дважды платить не собираются. Правы ли они? Разве не должны они были расторгнуть договор управления с одной управляющей организацией и заключить с той, которую выбрало ОСС большинством голосов? Ведь мы приступили к исполнению своих обязанностей, готовили дом к зиме, да и согласно ЖК РФ многоквартирным домом может управлять только одна управляющая компания. Имеем ли мы право требовать заключения договора управления на наших условиях, то есть с 01.08.2015 года?

21.09 2012 г. заочным голосованием жильцы многоквартирного дома выбрали управляющую компанию и утвердили плату за капитальный ремонт и содержание общедомового имущества. Спустя полгода управляющая компания предлагает собственникам жилых помещений заключить договора на управление жилым домом от 21.092012 г., ссылаясь на протокол заочного голосования, в повестку которого вопрос об утверждений условий договора не включался.

На наш запрос Районная прокуратура ответила. те собственники помещений, которых не устраивают условия договора, указанные в решении общего собрания (которого по этому поводу не проводилось от авт.) могут быть в судебном порядке понуждены к заключению договора выработанных коллективно (ст.)445 ГК РФ). Договоры управления многоквартирным домом заключаются на тех условиях, которые приняты общим собранием собственниками жилья.

. сам договор, который предлагается заключить является законным, ст.161,162 ЖК РФ соблюдены. (Копия протокола того заочного голосования в прокурату были предоставлены.)

Часть жильцов договор уже подписала. Спасибо!

154 статья ЖК РФ

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

В соответствии с данным положением собственник, вместе с оплатой за содержание и ремонт жилого помещения, производит оплату за работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

162 статья ЖК РФ

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ст. 162 ЖК РФ собственник, за выполняемые работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обязан производить оплату.

1. Если собственник, согласно условиям ст. 154, производя оплату за ремонт жил. помещения, оплачивает за содержание и ремонт общего имущества, то должен ли он производить отдельную оплату по договору управления многоквартирным домом за содержание и ремонт общего имущества?

2. Плата, оговорённая в приведённом фрагменте ст. 162 – это та же плата, что и упомянутая в ст. 154 и которая является составной частью платы за содержание и ремонт жилого помещения. Или это разные платы, каждую из которых необходимо оплачивать?

Общим собранием дома::

1)был выбран способ управления многоквартирным домом-управление управляющей организацией;

2)в качестве управляющей организации была выбрана конкретная компания,

Все это отражено в протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Но данная компания вместо договоров на управление многоквартирным домом подсунула на подписание собственникам договоры на обслуживание и текущий ремонт общего имущества, т.е. сбросила с себя обязанности по предоставлению коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение и т.п.), которые, как я понимаю, возлагаются на нее:

1)протоколом общего собрания, в котором четко написано, что компания была выбрана как управляющая, а не просто обслуживающая;

2)статьей 162 ЖК РФ и пунктом 49 п.п. а) и в) части I Постановления правительства №307, в которых прописано, что управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений собственными силами, а если такое не возможно, то путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Т.е., как я понимаю, управление домом заключается в:

1)содержании, обслуживании и текущем ремонте общего имущества;

2)предоставлении коммунальных услуг собственникам (тепло-, газо-, энерго-, водоснабжения и т.п.)

Выбранная нами для управления домом компания пункт 2 взять на себя не пожелала,

Вопрос 1: Законно ли это? По-моему нет! (аргументы в мою пользу приведены выше). Если я не прав поправьте пожалуйста. Если вы скажете, что это законно, то следующий аргумент в мою пользу: сняв с себя обязанности по предоставлению коммунальных услуг данная компания игнорирует выбранный собственниками способ управления домом, превращая его в непосредственное управление, но мы выбирали управление управляющей организацией, что отражено в протоколе собрания.

Исходя из вышеизложенного и в связи с отказом управляющей организации предоставлять нам коммунальные услуги (а она, как я говорил выше, не вправе этого делать), ресурсоснабжающие организации (котельные, насосные и т.п.) стали высылать нам квитанции на оплату коммунальных услуг и требования явиться к ним для заключения договоров напрямую. Т.е. как при непосредственном управлении домом.

Вопрос 2: Правомерны ли требования ресурсоснабжающих организаций (котельных, насосных и пр.)к собственникам по заключению с ними договоров напрямую и оплаты поставляемых ими ресурсов напрямую в их кассы? Я считаю что нет! Поскольку у нас есть выбранная нами управляющая организация, с которой я по ЖК обязан заключить договор на управление домом и оплачивать все в ее кассу, а она по ЖК и ПП №307 обязано заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями (котельными, насосными и пр.) и согласно этих договоров распределять средства со своего счета поставщикам коммунальных ресурсов (котельным, насосным и пр.). Если я не прав поправьте меня пожалуйста.

Вопрос 3 Исходя из вышеизложенного могу ли я направить письма в ресурсоснабжающие организации такого характера: В связи с тем, что такого то числа такого то года в нашем многоквартирном доме решением общего собрания был выбран способ управления домом посредством управляющей организации, что отражено в протоколе собрания № такой то, который храниться в данной управляющей организации, ваши требования по заключению с вами договора и оплаты предоставленных мне коммунальных ресурсов напрямую считаю не законными! По поводу оплаты и заключения договора прошу обращаться в выбранную нами управляющую организацию.

Просьба ответить на все три вопроса по возможности да или нет с аргументацией ответов. Предыдущие ответы на данные вопросы были расплывчаты и диаметрально противоположны.

Оставьте комментарий