Взаимозачет товар деньги

В законодательстве бартер именуется договором мены. Вы можете заключить такой договор с контрагентом на поставку товара, а взамен ваш покупатель предоставит вам свой товар. Удобней заключать договор мены при обмене равноценным товаром. Например, вы поставили в организацию партию досок на сумму 35 000 рублей, а она вам — материалы для обработки древесины по этой же стоимости.

Можно обмениваться и неравноценными товарами, тогда фирма, которая приобретает по более дешевой стоимости, должна доплатить за товар.

Договор мены заключается в письменной форме, вы будете являться продавцом одного товара и покупателем другого одновременно. К такой сделке применяются правила купли-продажи.

При составлении договора мены можно воспользоваться любым шаблоном в интернете и переделать его под себя. В договоре обязательно укажите:

  • характеристику передаваемого товара (наименование, количество, качество, ассортимент),
  • стоимость товара (если стоимость не будет указана, то товары будут признаны равноценными),
  • срок исполнения обязательств (безопаснее предусмотреть одновременный обмен товарами),
  • переход права собственности (в общем случае право собственности переходит после передачи товара обеими сторонами).

Не стоит слишком занижать цену товара в договоре, чтобы не привлекать внимание налоговой инспекции. При проверке, если заподозрят значительное отклонение стоимости товара от рыночной цены, могут доначислить налог и придется заплатить пени.

Передача товара контрагенту, как и по договору поставки, оформляется товарной накладной. Можно обмениваться не только товарами. Когда в бартерной сделке участвуют работы или услуги, заключается смешанный договор, т.е. уже с условиями договора подряда или оказания услуг. Такой обмен проще оформить взаимозачетом, подробнее об этом расскажем немного позже.

В налоге УСН в Доходах нужно учесть рыночную стоимость переданного вам товара по договору мены на дату получения товара от контрагента.

Например, вы договорились с ООО «Ромашка» о взаимной поставке товаров на сумму 35 000 рублей. Вы передали доски согласно договору 2 сентября, а ООО «Ромашка» передала вам материалы для обработки древесины позже — 10 сентября. Ваш товар считается оплаченным 10 сентября, поэтому в КУДиР нужно будет отразить доход от реализации досок в сумме 35 000 рублей на 10 сентября.

Если вы на УСН «Доходы за вычетом расходов», то вам будет интересна возможность списания полученного товара и себестоимость переданного товара в расходы. Применяются прежние правила учета расходов:

  1. Соответствие списку из ст. 346.16 НК РФ.
  2. Экономическая обоснованность — товары должны быть целесообразны для бизнеса.
  3. Документальное подтверждение — у вас должен быть подписанный договор мены и накладная от контрагента.
  4. Товары получены — контрагент вам передал товары.
  5. Расходы оплачены — вы выполнили свое обязательство и передали взамен товары контрагенту.

Сумма расхода — стоимость товара по договору мены.

Дата списания товара в расходы зависит от того, что именно вы получили по договору мены: товары для перепродажи списываются по мере реализации, материалы — на дату передачи товара контрагенту, основное средство — с момента ввода в эксплуатацию и равными долями в течение одного календарного года на последнюю дату квартала.

Например, доски вы приобретали для перепродажи, поэтому можете списать в расходы их себестоимость только при их реализации. Вы передали товар по договору мены ООО «Ромашке» — реализовали, поэтому на дату передачи товара 2 сентября, вы списываете их себестоимость в расходы.

Если материалы для обработки древесины вы будете использовать в своей деятельности, то можете списать их в расходы на дату оплаты 2 сентября (когда вы передали доски ООО «Ромашка», вы с ней расплатились). Если материалы для обработки древесины вы будете, например, перепродавать, то сможете их списать в расходы после реализации своим покупателям.

На практике предприниматели редко пользуются договором мены и чаще всего производят взаимозачет, т.к. его легче оформить.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Взаимозачет

Взаимозачет от бартерной сделки отличается тем, что он проводится как минимум по двум договорам, где в одном вы — покупатель, а в другом — поставщик, и у вас с контрагентом существуют взаимные задолженности. Взаимозачет не рассматривается как сделка, это зачет взаимных однородных обязательств. Например, вы заключили с организацией договор поставки и передали товар, а организация заключила с вами договор об оказании рекламных услуг и оказала вам услуги. Заключаются обычные договоры поставки и возмездного оказания услуг, которые предполагают денежную оплату. Вы можете не расплачиваться деньгами, а договориться погасить обязательства перед друг другом взаимозачетом. Задолженность можно погасить полностью или частично, если стоимость по договорам не совпадает.

Взаимозачет можно проводить при выполнении двух обязательный условий:

  1. Требования должны быть однородными. Например, чаще всего у обеих организаций денежная задолженность — это однородные требования. Если вы по договору должны были рассчитаться деньгами, а ваш контрагент по договору — векселем, то такие требования не являются однородными и погашать их взаимозачетом нельзя.
  2. Обязательство по договору превратилось в задолженность, т.е. не был произведен расчет за поставленные товары, оказанные услуги.

Взаимозачет можно оформить заявлением в одностороннем порядке. Вы просто направляете своему контрагенту заявление, составленное в свободной форме. Вам нужно будет убедиться, что заявление до организации дошло, поэтому лучше отправить его заказным письмом с уведомлением. Начиная со дня уведомления контрагента, обязательства перед ним считаются исполненными. Но безопаснее провести взаимозачет в двустороннем порядке по акту взаимозачета. Форма акта не утверждена, он составляется в свободной форме, и обязательно содержит реквизиты документов, по которым проводится взаимозачет (договоры, акты, накладные) и подписи обеих сторон.

При расчете налога УСН в доходах нужно отразить стоимость товаров или услугу, по которой погашена задолженность. Доходы учитываются на дату заявления или подписания акта взаимозачета. При применении УСН «Доходы минус расходы» списать в расходы стоимость договора с контрагентом можно только после направления заявления или подписания акта взаимозачета. И не забывайте некоторые виды расходов, которые списываются в особом порядке: товары для перепродажи, основные средства.

Например, вы поставляете в ООО «Ромашка» доски по договору поставки, а она вам оказывает рекламные услуги по договору возмездного оказания услуг. Сумма по договорам одинаковая — 20 000 рублей. Товары поставлены, услуги оказаны имеются накладная и акт. Но денежные средства не были уплачены, поэтому вы оформили взаимозачет и подписали акт взаимозачета 12 сентября.

Вы у себя отражаете доход в размере 20 000 на 12 сентября. Вы приобретали доски у лесопилки для перепродажи, поэтому ранее учесть их в расходах не могли. По акту взаимозачета доски считаются реализованными покупателю. В расходы списываете себестоимость поставленных досок также на 12 сентября.

Договор мены удобно оформлять при одновременном обмене товарами и в случае, если стоимость этих товаров равноценна. Когда в обмене участвуют услуги или работы, намного меньше хлопот составит оформление взаимозачета. К тому же при взаимозачете в налоге участвует не рыночная стоимость, а сумма, которая была погашена по акту взаимозачета.

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

buh.png

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Аккуратно: оформляем взаимозачет

Организации, которые по отношению друг к другу выступают сразу и дебитором, и кредитором, могут не перечислять по договорам деньги, а заключить соглашение о взаимозачете. Естественно, такая форма расчета очень удобна. Однако есть большой минус: возникает много ошибок. Разберем наиболее распространенные

Н.А. Теплова,
эксперт журнала "Упрощенка"

Согласно статье 410 ГК РФ обязательство может быть прекращено полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, не указан либо определен как момент запроса кредитора. Иными словами, взаимозачет возможен, если одна сторона является для другой по первому договору поставщиком, по второму — покупателем. В этом случае у них образуются взаимные кредиторские и дебиторские задолженности. Когда сроки оплаты прошли, стороны проводят зачет требований. Если суммы по договорам разные, меньшую засчитывают, а разницу погашают деньгами.

Перед проведением зачета рекомендуется составить акт сверки расчетов. Заметим, ни Гражданский, ни Налоговый кодексы подобного требования не содержат. В нем указывают реквизиты всех договоров, по которым образовались задолженности, а также наименование, дату и номер первичных документов, подтверждающих поставку, и сумму, приходящуюся на каждого участника взаимозачета.

Подобный документ поможет избежать как возможных ошибок, так и лишних вопросов со стороны налоговых органов

Затем одна из сторон направляет другой заявление. Согласно статье 410 ГК РФ для взаимозачета этого достаточно, но чтобы избежать недоразумений, лучше составить совместный документ, например акт о зачете взаимных требований, соглашение о прекращении взаимных обязательств путем зачета, указав в нем реквизиты договоров, задолженность по которым закрывается, и дату проведения взаимозачета.

Запрещен взаимозачет требований с истекшим сроком исковой давности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, взыскании алиментов, пожизненном содержании и в прочих случаях, предусмотренных законодательством или договором (ст.411 ГК РФ).

Подробно о взаимозачете рассказывалось в статье "Как не ошибиться в налоговом учете при зачете взаимных требований" // Упрощенка, 2005, N 1

Нарушение условий взаимозачета

Статья 410 ГК РФ содержит условия взаимозачета. Он возможен только тогда, когда требования носят встречный характер и являются однородными, а срок исполнения обязательств наступил. Если какое-нибудь условие не соблюдено, заключать соглашение о зачете требований нельзя. Во-первых, это незаконно, а во-вторых, приведет к ошибкам в налоговом учете.

Обратите внимание: подразумевается однородность предметов требований, которыми могут быть либо деньги, либо товары, либо услуги, либо работы. Причины требований не важны. Предположим, одна организация не заплатила другой за мебель, а та ей — за юридическую консультацию. Требования вытекают из двух договоров: о поставке товара и об оказании услуги. Взаимозачет возможен, так как стороны остались должны друг другу деньги, то есть их взаимные требования будут однородными.

В случае, когда одна сторона не перечислила денег, а другая — не поставила товар или не оказала услугу, их требования станут уже неоднородными и воспользоваться взаимозачетом не удастся.

Тип договора в данном случае значения не имеет

Пример 1

ООО "Азалия" применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 3 сентября 2008 года организация приобрела материалы у ЗАО "Незабудка" за 35 000 руб. (без НДС). В тот же день материалы списали в производство. Срок оплаты по договору купли-продажи ограничивался 19 сентября.

Кроме того, организации заключили договор подряда, по которому ЗАО "Незабудка" обязалось отремонтировать помещение, принадлежащее ООО "Азалия". Стоимость работ составляла тоже 35 000 руб. ООО "Азалия" перечислило деньги авансом 1 сентября. Помещение нужно было подготовить к 19 сентября. По каким-то причинам ООО "Азалия" отказалось от услуг, но вместо того, чтобы расторгнуть договор, направило заявление о зачете требований по договорам купли-продажи и подряда. ООО "Незабудка" согласилось, и 22 сентября стороны провели взаимозачет на сумму 35 000 руб. Бухгалтер ООО "Азалия" включил в расходы стоимость материалов (35 000 руб.) 22 сентября. Правильно ли он сделал?

Одним из условий взаимозачета является однородность требований. ООО "Азалия" должно было перечислить деньги за материалы, а ЗАО "Незабудка"

Оставьте комментарий