Заключить договор водопользования

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

Аренда морской акватории, аренда участка реки, озера, водохранилища, взятие в аренду берега водного объекта или осуществление забора воды из водоема — все эти действия требуют наличия договора водопользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации (далее — субъекты РФ), собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования для:

  • забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использования акватории водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей;
  • использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Договор водопользования оформляется в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (в ред. от 11.10.2012; далее — Правила).

Согласно п. 3 Правил подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора водопользования, утвержденной вышеупомянутым постановлением, на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют:

– Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы — в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых в соответствии со ст. 26 ВК РФ утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей;

– орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на заключение договоров водопользования, — в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ;

– орган местного самоуправления — в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее — заявитель), обращаются в один из вышеуказанных органов по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее — заявление).

  • сведения о заявителе:

– полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты — для юридического лица;

– фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для физического лица и индивидуального предпринимателя;

  • наименование и место расположения водного объекта;
  • обоснование цели, видов и срока водопользования.

К заявлению прилагаются следующие документы и материалы (п. 7 Правил):

  • копии учредительных документов — для юридического лица, копия документа, удостоверяющего личность, — для физического лица;
  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, при необходимости;
  • материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации;
  • материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования;
  • материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам.

Согласно п. 8 Правил при подаче заявления для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов кроме указанных выше документов и материалов прилагаются материалы, содержащие:

  • расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам;
  • сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема и качества забираемых (изымаемых) из водного объекта водных ресурсов, в т.ч. передаваемых абонентам водных ресурсов, о проведении регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
  • сведения о технических параметрах водозаборных сооружений (тип и производительность водозаборных сооружений, наличие устройств по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения, способ отбора водных ресурсов).

При подаче заявления для использования акватории водного объекта, в т.ч. для рекреационных целей, кроме основных документов и материалов прилагаются материалы, содержащие сведения о планируемом использовании акватории водного объекта и применяемых при этом технических средствах, площади акватории водного объекта, намечаемой к использованию, а также расчет размера платы за использование водного объекта для указанной цели (п. 10 Правил).

Согласно п. 12 Правил при подаче заявления для использования водного объекта без забора (изъятия) водных ресурсов с целью производства электрической энергии кроме основных документов и материалов, прилагаются материалы, содержащие:

  • сведения об установленной мощности гидроэнергетического объекта;
  • состав и краткое описание гидротехнических сооружений гидроэнергетического объекта (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), а также рыбозащитных и рыбопропускных сооружений;
  • сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета количества производимой электроэнергии, регулярных наблюдений за состоянием и режимами водохранилища, водного объекта ниже гидроузла на примыкающем к нему участке (в верхнем и нижнем бьефах) и их водоохранных зон, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
  • расчет количества производимой электроэнергии за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для целей производства электрической энергии.

На заметку. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Правилами, не допускается.

Учет и хранение представленных заявителем документов осуществляются уполномоченным органом, который в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов:

  • рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом;
  • определяет условия использования водного объекта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции:

– в случае использования водного объекта для забора (изъятия) водных ресурсов — с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

– в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения — с Федеральным агентством по рыболовству;

– в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации — с Федеральным агентством морского и речного транспорта;

  • при признании возможным использования водного объекта:

– в соответствии с п. 8 и 12 Правил оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении;

– в соответствии с п. 10 Правил размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. Если у муниципального образования нет официального сайта в сети Интернет или официального печатного периодического издания, сообщение размещается на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании субъекта РФ, в границах которого расположено указанное муниципальное образование. Эта информация является общедоступной;

  • при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.

Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях (п. 24 Правил):

  • документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами;
  • получен отказ указанных выше федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) в согласовании условий водопользования;
  • право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
  • использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К договору водопользования прилагаются:

  • материалы, представленные в графической форме, и пояснительная записка к ним;
  • расчеты параметров водопользования и платы за пользование водным объектом;
  • график внесения платы за пользование водным объектом;
  • программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной.

После подписания сторонами договор водопользования подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке и признается заключенным только с момента его регистрации.

В соответствии с п. 30 Правил прекращение, приостановление или ограничение предоставленного права пользования водным объектом на основании договора водопользования осуществляются в соответствии со ст. 10 и 41 ВК РФ.

Поэтапный алгоритм предоставления права на заключение договора водопользования акваторией водного объекта

1. Поступление в отдел водных ресурсов заявления и обосновывающих документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта. Основание: п.п. 5,7, 10 постановления Пр-ва РФ от 12.03.08 № 165.

2. Рассмотрение заявления с обосновывающими материалами в отделе водных ресурсов, оценка их полноты и достоверности, проверка расчётов параметров водопользования, согласование условий использования водного объекта, оценка возможности использования данной акватории для заявленных целей.
А. При отрицательном заключении – возврат заявления и материалов заявителю с разъяснением причин отказа.
Б. При положительном заключении – направление заявления и прилагаемых материалов и проекта договора водопользования в Двинско-Печорское БВУ.
Срок – не более 30 дней с даты поступления заявления.
Основание: п.22 постановления Пр-ва РФ от 12.03.08 № 165.

3. Проверка поступивших документов в отделе регулирования водопользования Двинско-Печорского БВУ.
А. При несогласии – возврат документов заявителю с разъяснением причин.
Б. При согласии – принятие решения об объявлении приёма заявлений от других претендентов на использование данной акватории водного объекта для заявленных целей. Публикация объявления в ОПИ и размещение на официальном сайте.
Срок – не более 60 дней с даты поступления заявления в отдел водных ресурсов (П. 1).
Основание: п. 22 постановления Пр-ва РФ от 12.03.08 № 165.
Примечание: В случае, если отдел водных ресурсов не уложился в срок, указанный в п.2, возможно его продление, но при этом в рамках общего 60-дневного срока соответственно сокращается срок проверки, предусмотренный п.3 для отдела регулирования водопользования.

4. Приём заявлений от претендентов на пользование акваторией водного объекта для указанных целей.
Срок – 30 дней с даты публикации сообщения в ОПИ и размещения его на официальном сайте.
Основание: п.23 постановления Пр-ва РФ от 12.03.08 № 165.

5.
А. Если заявления от других претендентов не поступили – заключение договора водопользования акваторией водного объекта с лицом, подавшим единственное заявление. Договор готовит и заключает отдел водных ресурсов.
Срок – 5 дней с даты окончания приёма заявлений.
После заключения договора водопользования – регистрация его в установленном порядке в ГВР.
Срок – 10 рабочих дней со дня подписания договора обеими сторонами.
Основание: п.23 постановления Пр-ва РФ от 12.03.08 № 165.
Б. Если поступили заявления от других претендентов – принятие решения о подготовке процедуры проведения аукциона, сообщение заявителям о подготовке к проведению аукциона, разработка и публикация (размещение на сайте) документации об аукционе с проектом договора водопользования.
Срок – 15 дней с даты окончания срока приёма заявлений.
Основания: п.23 постановления Пр-ва РФ от 12.03.08 № 165, п.7 Правил подготовки и заключения договора водопользования (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

6. Приём заявок на участие в аукционе (подаются в Управление).
Срок приёма документов – не менее 60 дней с даты публикации в ОПИ и размещения на сайте извещения о проведении аукциона.
Основание: п/п. «б» п.8 Правил проведения аукциона (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

7. Если поступили заявки на участие в аукционе от одного или нескольких лиц – рассмотрение аукционной комиссией заявок на соответствие требованиям документации об аукционе.
Срок – не более 5 дней с даты окончания срока подачи заявок.
Основание: п.36 Правил проведения аукциона (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

8. Уведомление организатором аукциона заявителей о результатах рассмотрения их заявок.
Срок – не позднее дня, следующего за днём подписания протокола рассмотрения заявок.
Основание: п. 42 Правил проведения аукциона (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07. № 230).

9. Если две и более заявок признаны соответствующими и подавшие их лица признаны комиссией участниками аукциона – проведение процедуры аукциона.
Срок – согласно дате, указанной в извещении о проведении аукциона и ИКА.
Основание: п. 42 Правил проведения аукциона (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

10. Размещение организатором аукциона на официальном сайте и публикация в ОПИ информации о результатах аукциона.
Срок – 2 дня с даты завершения аукциона — размещение на сайте.
10 дней с даты завершения аукциона – публикация в ОПИ.
Основание: п. 50 Правил проведения аукциона (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

11. Направление организатором аукциона протокола аукциона и проекта договора водопользования победителю аукциона для подписания и уплаты стоимости права на заключение договора (предмета торгов).
Срок – 3 рабочих дня с даты размещения на сайте протокола аукциона.
Основание: п.10 Правил подготовки и заключения договора водопользования (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

12. Подписание победителем аукциона договора водопользования и уплата стоимости права на его заключение, возвращение подписанного договора в Двинско-Печорское БВУ.
Срок – не более 10 рабочих дней с даты завершения аукциона (подписания протокола аукциона).
Основание: п. 10 Правил подготовки и заключения договора водопользования (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

13 Если в указанный в п.12 срок победитель аукциона не представил подписанный договор водопользования или не уплатил стоимость права на его заключение – направление предложения заключить договор водопользования участнику аукциона, сделавшему предпоследнее предложение о цене права на заключение договора.
Срок – не оговаривается.

14. Регистрация подписанного сторонами договора водопользования в ГВР.
Срок – не более 10 рабочих дней с даты подписания договора обеими сторонами.
Основание: п. 18 Положения о ведении государственного водного реестра (постановление Пр-ва РФ от 28.04.07 № 253).

15. Возврат задатков, внесенных участниками аукциона, не выигравшими торги.
Срок – 5 рабочих дней с:
А. с даты подписания протокола аукциона – участникам аукциона, не ставшим победителями торгов;
Б. с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе – заявителям, не допущенным к участию в аукционе;
В. с даты отказа единственного участника аукциона от заключения договора водопользования – единственному участнику аукциона.
Основание: п. 53 Правил проведения аукциона (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое водопользование, как заключить договор водопользования, какие трудности могут возникнуть при его оформлении и постараемся оказать Вам помощь в подготовке документов для договора водопользования.

Водопользование представляет собой любой вид деятельности, который осуществляется при непосредственном взаимодействии с водным объектом. Для наглядности приведем примеры водопользования: судоходство, ловля рыбы, размещение стоянки катеров, дноуглубительные работы в акватории водоема и так далее.

Внимание! Договор водопользования готовится уполномоченным органом исполнительной власти. Для его заключения необходимо подготовить и предоставить пакет документов предусмотренный требованиями различных подзаконных актов.

Зачем нужен договор водопользования, кто и где его оформляет?

Согласно существующей норме закона (ч.1, ст.12 Водного кодекса РФ) по договору водопользования водопользователю за плату предоставляется право пользования водным объектом или его частью. Договор водопользования заключается между исполнительным органом государственной власти либо органом местного самоуправления (одна сторона) и водопользователем (другая сторона).

В некоторых случаях осуществляется водопользование без договора, то есть каких-либо разрешений для того, чтобы использовать водный объект, получать не нужно. Так, например, не требуется заключения договора водопользования, чтобы брать воду из близлежащих водоемов на полив земель в садоводческом некоммерческом товариществе.

А вот для того, чтобы коммерческое предприятие, которое ведет хозяйственную деятельность, могло осуществлять забор воды из водоема, нужно уже заключить договор.

Такой договор может быть заключен без аукциона или через проведение аукциона. В этой статье мы не будем останавливаться на договоре водопользования без аукциона и акцентируем внимание именно на заключении договора водопользования через проведение аукциона. Ввиду этого следует особо выделить договор водопользования для рекреационных целей с разметкой акватории, так как он будет заключаться только по результатам проведения аукциона.

Предоставляем услуги юриста в области водопользования по Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область.На какой срок оформляется договор водопользования ?

Максимальный срок договора водопользования составляет 20 лет. Низший порог по срокам отсутствует.
Как правило, заявители просят заключить договор водопользования на максимально возможный срок.

Подготовка документов для заключения договора водопользования

Подготовка к аукциону представляет собой достаточно сложную административную процедуру по сбору различных документов. Расскажем подробно о порядке действий при заключении договора водопользования. Договор водопользования заключается строго в соответствии с законодательством.

Подготовка документов для заключения договора водопользования должна проводиться исходя из требований, содержащихся в постановления Правительства №165 от 12.03.2008 «О подготовке и заключении договора водопользования» , а также постановления Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона»

Норма права, выдержка из п.7 постановления Правительства №165 от 12.03.2008

Заинтересованные в заключении данного договора лица должны обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (по месту предполагаемого водопользования). К заявлению необходимо приложить определенные документы и материалы:

1) копию документа, удостоверяющего личность (физическому лицу);

2) при необходимости — документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя;

3) сведения о планируемых заявителем водоохранных и водохозяйственных мероприятиях, планируемых мероприятиях по сохранению биологических ресурсов водного объекта и среды их обитания, сведения о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для реализации данных мероприятий;

4) сведения о возможности при осуществлении водопользования проведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной;

5) материалы, содержащие графическое отображение указанного в заявлении водного объекта и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительную записку к данным материалам.

Далее представляем Вашему вниманию непосредственное руководство к действию по заключению договора водопользования через аукцион.

Первое, что необходимо сделать перед заключением договора, это убедиться, что водный объект занесен в водный реестр. Для этого нужно обратиться в бассейновые органы с соответствующим запросом сведений о водном объекте по специальной форме.

Если Вами будет получен ответ, где содержатся характеристики водного объекта, можно действовать дальше.

Теперь настанет время воспользоваться услугами кадастрового инженера, чтобы определить границы выделяемой акватории. Кадастровый инженер подготовит план (схему) границ акватории, которая будет в дальнейшем везде фигурировать, как основной землеустроительный документ.

После этого придется обратиться к проектировщику, чтобы получить план, отображающий дальнейшее использование выделяемой по договору водопользования акватории. Это может быть, например, план размещения судов, в случае если речь идет об использовании акватории под стоянку маломерных судов. К данному плану обязательно нужно подготовить пояснительную записку. В ней следует подробно расписать, какая хозяйственная деятельность будет осуществляться на выделенном участке, какие мероприятия по охране окружающей среды будут там проводиться, каким земельным участком будет пользоваться предприятие для подъезда к акватории и т.д.

Следующим действием должна явиться разработка плана водоохранных мероприятий. К подготовке этого документа стоит подойти очень серьезно, потому что именно по нему будущий водопользователь будет осуществлять все природоохранные мероприятия на объекте. К таким мероприятиям, в частности, могут относиться: расчистка акватории, отборы проб воды, уборка мусора в водоохранной зоне и береговой полосе общего пользования.

Договор водопользования

Самый сложный элемент из пакета документов

Следующим важным этапом является разработка программы регулярных наблюдений. Эту работу можно поручить только квалифицированному специалисту в области водопользования. После разработки программа должна быть утверждена в бассейновых органах.

В программе обязательно указываются порядок и сроки отбора проб на объекте на предмет его загрязненности. Количество химических элементов, по которым будет отбираться пробы, будет варьироваться от 5 до 20, в зависимости от пожеланий бассейнового органа, который будет Вам согласовывать программу. Также в программе обязательно нужно указать, с какой периодичностью будут отбираться пробы. Это может происходить ежемесячно, ежеквартально, или ежеквартально только в навигационный период (то есть всего два раза в год). Как Вы понимаете, количество химических элементов, и периодичность отбора существенно повлияет на размер финансирования этих мероприятий. Учитывая, что программа разрабатывается на весь срок водопользования, важно хорошо продумать все перечисленные моменты до ее утверждения.

Важно! Обязательно нужно включить в состав документов ситуационный план акватории, указывающий ее местоположение на карте. Такую схему можно подготовить с помощью интернет сервисов с ГИСами.

В завершение проделанной работы по формированию пакета документов необходимо подготовить заявление по специальной форме (утв.Приказом МПР РФ от 22.05.2007 N 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование»).

Итак, документы поданы, теперь уполномоченный орган (к примеру в Ленинградской области Комитет по природопользованию или Невско-Ладожское БВУ) будет делать межведомственные запросы в Росрыболовство и возможно в другие органы власти. Предметом запросов будет являться возможность предоставления водного объекта в пользование. На подготовку органами власти аукционной документации уйдет порядка двух месяцев, после чего уполномоченный орган объявит проведение аукциона.

Выходим на аукцион для заключения договора водопользования

Здесь важно иметь в виду, что на аукцион подается еще одна заявка, помимо той, что Вы формировали первично на заключение договора водопользования.
Перед тем как подавать заявку на аукцион с уполномоченным органом заключают договор о задатке и вносят необходимый для участия в аукционе задаток. Заявку следует подавать вместе с пакетом документов, подтверждающих, что Вы являетесь юридическим лицом, включающим: свидетельство ИНН, свидетельство ОГРН, устав, документ, подтверждающий полномочия лица подписавшего заявку (протокол общего собрания на котором был выбран директор ООО и выписка ЕГРЮЛ). Все документы должны быть сшиты и к ним должна прилагаться соответствующая опись.

После подачи заявки дожидаемся назначенного дня аукциона, приходим и торгуемся за испрашиваемую акваторию, если конечно есть с кем торговаться.
В заключение дадим небольшую историческую справку: ранее по нормам Водного кодекса 1995 года водопользование осуществлялось на основании специальной лицензии на водопользования.

Мы предлагаем наши качественные услуги по оформлению права договора водопользования. Мы предоставляем услуги для всех регионов России.

Оставьте комментарий