Закон о такси стаж

WhatsApp

Регулирование такого сегмента, как пассажирские перевозки, в последнее время ужесточается с большой скоростью. Так, с самого начала 2021 года произошёл целый ряд изменений в законах для такси, затрагивающий как требования к водителям, так и права пассажиров и штрафы для организаций. Все эти последние новости по порядку рассматриваем в новой статье – уже вступившие в силу и ожидающие начала действия или принятия.

Новые штрафы для водителей такси в 2021 году

Итак, начнём с повышенных санкций для таксистов. Пока эти изменения штрафов ГИБДД ещё не утверждены. Однако, проект соответствующего закона проходит чтение за чтением в думе, и уже в ближайшее время их могут принять, и поправки вступят в силу.

Речь идёт об отдельных штрафах для водителей такси за те же нарушения, что допускают и другие водители в том числе. Давайте рассмотрим, насколько могут подняться наказания для водителей такси.

Таблица новых штрафов для такси

Какое нарушение? Действующий штраф Новый штраф
Проезд на красный (запрещающий) сигнал светофора (статья 12.12 КоАП РФ) 1 000 рублей 2 000 рублей
Езда на автомобиле с неисправными тормозами или рулевым управлением (или сцепным устройством при наличии) – часть 2 статьи 12.5 КоАП 500 рублей 1 000 рублей
Виновность в ДТП с причинением вреда здоровью людей лёгкой степени Штраф от 2,5 до 5 тысяч или лишение прав на 1-1,5 года Штраф от 5 до 10 тысяч или лишение прав на 1-2 года

Как видим, в среднем размеры новых штрафов для такси поднимаются в 2 раза. Напомним, однако, что соответствующий проект закона ещё не вступил в силу и находится на стадии обсуждения.

Увеличение штрафов для таксистов в 2021 году

Новые формы путевых листов

С 1 января 2021 года изменения претерпел порядок заполнения путевых листов в тех случаях, когда они обязательны. Сюда включаются и работа на такси. Так, изменились бланки и, соответственно, образцы заполнения:

  • в форме путевого листа добавился раздел сведений о перевозки: её вид и вид сообщения (в частности, в виде перевозки теперь прямо так и пишется: «перевозка легковым такси«),
  • изменился пункт №9 об осуществлении перевозок юрлицом или ИП – теперь в нём говорится о любых автомобилях, принадлежащих таким лицам; тем не менее, это ещё не значит, что водитель такси теперь не может ездить без путевого листа по своим делам,
  • появилась графа о прохождении медосмотра водителем,
  • остальные поправки имеют чисто косметические функции.

Соответствующие изменения введены Приказом Минтранса №368. Ознакомиться с его официальной трактовкой вы можете на портале опубликования.

желтое такси

В апреле 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон (ФЗ) N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельные статьи и положения, которого регламентируют порядок организации, государственной регистрации и осуществления текущей деятельности предприятий такси на территории РФ.

Этим закон о такси отличается от других правовых актов, регулирующих конкретные сферы деятельности в РФ и носящих поэтому соответствующие названия, например «Закон о прокуратуре РФ» или «Закон о судебной системе». ФЗ N 69-ФЗ состоит из 10 статей, которые подвергались изменениям и дополнениям в 2012 и 2014 годах.

Отдельные положения закона вступили в силу не через 10 дней после официального опубликования текста ФЗ, а спустя значительные отрезки времени. Даты начала действия этих положений определены статьей 10 закона.

Часть 23 и часть 24 статьи 9 ФЗ вступили в силу 1-го января 2015 года, поэтому в СМИ применительно к этому правовому акту часто встречается термин «новый закон о такси 2015 года». Который актуален и на сегодняшний 2021 год.

Правовое обеспечение закона «О такси»

закон о такси

Непосредственное отношение к такси имеют следующие статьи ФЗ N 69-ФЗ:

  • Статья 3 вносит в КоАП РФ нормы ответственности (в виде административных штрафов) за различные нарушения правил в работе такси;
  • Статья 7 вводит в ФЗ N 259-ФЗ от 2007 года «Устав автомобильного транспорта…» дополнительную статью 36.1, определяющую область административной ответственности предприятий такси при нарушении ими установленных законом правил;
  • Статья 8 включает в сферу действия ФЗ N 294-ФЗ от 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» предприятия по перевозке пассажиров легковым транспортом;
  • Статья 9 содержит 24 пункта и по сути является непосредственно новым законом о такси. Положения статьи регламентируют все сферы деятельности предприятий такси (как юридических лиц — ЮЛ, так и частных предпринимателей — ИП), начиная с получения разрешения (лицензии) на право перевозки пассажиров, установления требований к транспортным средствам, допущенным к перевозкам, и заканчивая вопросами контроля и надзора за работой предприятий такси со стороны государственных органов;
  • Статья 10 определяет порядок и сроки вступления в силу закона в целом, а также отдельных его статей и положений.

Основные положения закона

лицензия такси

Федеральный закон о такси N 69-ФЗ в своем окончательном варианте от 2015 года зафиксировал перечень из 4-х документов, необходимых для получения лицензии на такси и значительно упростил порядок ее получения. Одна лицензия (одно разрешение) выдается на одно транспортное средство (ТС).

Список предъявляемых заявителем документов:

  • Заявление, составленное по утвержденной форме;
  • Копия удостоверения личности заявителя (его представителя);
  • Копия документа о постановке на учет в налоговых органах (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • Копия свидетельства о регистрации ТС (ПТС, копия договора лизинга, договор аренды или генеральная доверенность).

Перечень документов является окончательным и действует на всей территории РФ. Права изменять его региональные или муниципальные органы власти не имеют. Заявку теперь можно отправлять в соответствующие органы по интернету (с помощью сайта государственных услуг), а получать готовое разрешение — по почте.

По сравнению с нормами ранее действующего закона о такси закон 69-ФЗ дает значительные послабления предпринимателям, решившим заняться этой сферой деятельности:

  • Получить разрешение на такси можно не только на собственный автомобиль, но и на транспортное средство, находящееся в официальной аренде или используемое по доверенности. Отказ в получении разрешения должен быть безусловно мотивирован тем органом власти, который уполномочен его выдавать. Отказ возможен исключительно при предъявлении заявителем недостоверных сведений о себе или об автомобиле;
  • Для получения лицензии требуется трехлетний водительский стаж (ранее был 5 лет);
  • Технический осмотр для автомобилей такси унифицируется с техническим осмотром личного автотранспорта, отменяется требование об обязательном наличии в автомобиле талона ТО (ранее осмотр надо было проходить 1 раз в полгода);
  • Разрешается совершать межрегиональные перевозки пассажиров даже при отсутствии специальных соглашений между регионами, если адрес подачи такси находится в регионе, в котором получена лицензия (ранее перевозки можно было осуществлять только по территории своего региона). При наличии соответствующих соглашений между регионами посадку и перевозку пассажиров можно осуществлять и в другом регионе.

С января 2015 года вступили в силу положения закона по регулированию цветового оформления кузова такси в тех регионах, где местные власти ранее установили такие требования. По новому закону на своей территории региональные власти вправе утверждать несколько вариантов цветового оформления такси. Еще одно новшество, вступившее в силу в 2015 году, относится к обязательной установке на такси таксометра в тех случаях, когда плата за поездку зависит от времени или фактического километража поездки, а не является фиксированной величиной (утвержденным тарифом). ЮЛ и ИП, имеющие разрешения на такси, обязаны осуществлять следующие мероприятия:

  • своевременный технический осмотр ТС;
  • ежедневный контроль технического состояния ТС перед выходом его на маршрут;
  • медицинский осмотр водителей такси для допуска их к управлению ТС.

Особенности лицензирования деятельности такси

разрешение такси

Выдачу разрешений (лицензий) на такси в каждом регионе осуществляет специальный уполномоченный орган. Чаще всего таким органом выступает региональное подразделение Министерства транспорта — Комитет по транспорту субъекта РФ. Срок действия разрешения составляет не менее 5 лет. Мотивированный отказ в выдаче разрешения должен быть предоставлен в течение 1-го месяца с даты подачи заявления.

При изменении регистрационных данных ЮЛ или ИП разрешается осуществлять переоформление лицензии. При утере разрешения предельный срок его восстановления составляет 10 дней с момента подачи заявления. Уполномоченный орган ведет реестр всех выданных разрешений и обязан размещать его в свободном доступе на страницах своего сайта.

В случае выявления нарушений в деятельности такси уполномоченный орган (обычно это региональное подразделение ГИБДД) вправе выдавать владельцам лицензий предписания на устранение нарушений в сроки, не превышающие 1-го месяца. В свою очередь, владельцы разрешений обязаны предоставлять в уполномоченный орган отчеты об устранении нарушений (выполнении требований предписаний) до истечения сроков действия предписаний. Невыполнение этих требований или несоответствие данных отчета реальному состоянию дел может вести к аннулированию лицензии на такси.

Отзыв разрешения на такси возможен и по другим причинам:

  • повторное (в течение срока действия лицензии) нарушение правил фрахта такси на территории других регионов (если между регионами не заключены соответствующие соглашения);
  • повторное нарушение положений закона о такси в части требований к автомобилю (наличие цветографической схемы в виде «шашечек» в шахматном порядке на бортах, опознавательного фонаря «Такси» на крыше ТС и таксометра в салоне, а также соответствие цвета ТС цвету, установленному для автомобилей такси в данном регионе);
  • управление автомобилем такси водителем со стажем менее 3-х лет;
  • совершение водителем такси ДТП со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Наличие действующей лицензии в салоне автомобиля такси является обязательным условием для допуска таксомотора к перевозке пассажиров. Административная ответственность за нарушение этого требования определена КоАП — штраф до 30 тыс. руб. Конкретные суммы других штрафов за различные нарушения в деятельности такси приведены в статье 3 ФЗ N 69-ФЗ (или в статьях 11 и 12 КоАП РФ).

Как «обойти» закон о такси

бомбилы таксисты

Многих водителей-индивидуалов, занимавшихся ранее нелегальной перевозкой пассажиров на легковом транспорте и желающих сегодня сделать этот вид деятельности более законным, но не готовых при этом заниматься регистрацией ООО или ИП, интересует вопрос — как можно «обойти» закон о такси без прямой опасности быть подвергнутым серьезным административным наказаниям со стороны контролирующих органов.

На самом деле закон оставляет несколько незначительных лазеек, позволяющих полулегальным таксистам обходить отдельные его требования. Это касается как вопросов специального оборудования автомобилей под задачи такси, проведения финансовых операций с клиентами, так и порядка осуществления обязательных мероприятий по допуску автомобилей и водителей на маршрут.

Если раньше закон о такси запрещал выдавать лицензии на автомобили, не являющиеся собственностью ЮЛ или ИП, то новый закон не содержит подобных ограничений. Это означает, что предприниматели могут получать разрешения на такси для большого числа автомобилей, взятых в аренду или оформленных по генеральной доверенности. Таким образом к деятельности такси и привлекаются бывшие частники со своими личными автомобилями, с которыми предприниматели просто заключают трудовой договор.

Оборудование автомобиля необходимыми атрибутами такси не представляет никакой сложности (за исключением требования по цвету, если таковое принято в регионе), так как все эти устройства и приспособления являются съемными, а Закон не предъявляет к ним каких-либо стандартных требований. Это касается и знака на крышу, и цветографических полос на борта (могут быть магнитными или простыми наклейками), и даже счетчика-таксометра.

Нет в Законе и четко прописанных требований к процедурам технического контроля состояния ТС перед выходом на маршрут и медицинского освидетельствования водителей, а также к профессиональной квалификации персонала, который должен эти мероприятия проводить.

Новый закон о такси N 69-ФЗ в целом достаточно полно и качественно выполняет основное свое предназначение — цивилизованное регулирование деятельности многочисленных предприятий, осуществляющих платную перевозку пассажиров легковым автомобильным транспортом, на территории всех регионов РФ. А некоторые его несущественные недоработки и пробелы, скорее всего, будут тщательно проанализированы и устранены путем внесения новых изменений и дополнений в будущем.

МОСКВА, 30 июня. /ТАСС/. "Яндекс Go" не допускает таксистов со стажем менее трех лет к выполнению заказов. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе компании.

"Вопрос допуска водителей к перевозкам регулируется федеральным законом, в котором прописаны четкие требования. Мы соблюдаем все требования законодательства и не допускаем к выполнению заказов партнеров, которые не проходят по регламенту, в том числе по стажу вождения. Сейчас работать в такси можно при наличии российского, киргизского, белорусского и казахстанского водительского удостоверения, а также при наличии стажа вождения не менее трех лет", — отметили в компании.

В пресс-службе добавили, что "Яндекс.Такси" уже ограничивает доступ водителей к заказам, если те превысили допустимое время пребывания за рулем. "Мы рассчитываем, что новый закон о такси будет учитывать все актуальные изменения, например самозанятых и сбалансированный подход к ответственности всех участников рынка", — пояснили в компании.

В сервисе "Ситимобил", также предоставляющем услуги агрегатора такси, отметили, что водители проходят двойную проверку. "Ситимобил" — информационный сервис, водители не наши сотрудники, они сотрудничают с нами через таксопарки-партнеры, которые проверяют все необходимые документы водителя. Перед подключением к сервису мы также со своей стороны проверяем водителей партнеров на наличие необходимых документов и необходимый стаж. Мы всегда работаем в рамках релевантного законодательства, вне зависимости от принятия этой инициативы, с "Ситимобил" не сотрудничают водители со стажем менее 3 лет", — сообщили ТАСС в пресс-службе компании.

Согласно результатам опроса "Ситимобил", более 35% водителей, подключенных к сервису, имеют стаж вождения свыше 20 лет, 21,1% — управляют автомобилем не менее 10 лет, 16,8% за рулем уже 15 лет, а 9,5% — больше 7 лет. От 3 до 5 лет стажа у 7,2% респондентов.

Ранее глава ГИБДД Михаил

В пресс-службе добавили, что "Яндекс.Такси" уже ограничивает доступ водителей к заказам, если те превысили допустимое время пребывания за рулем. "Мы рассчитываем, что новый закон о такси будет учитывать все актуальные изменения, например самозанятых и сбалансированный подход к ответственности всех участников рынка", — пояснили в компании.

В сервисе "Ситимобил", также предоставляющем услуги агрегатора такси, отметили, что водители проходят двойную проверку. "Ситимобил" — информационный сервис, водители не наши сотрудники, они сотрудничают с нами через таксопарки-партнеры, которые проверяют все необходимые документы водителя. Перед подключением к сервису мы также со своей стороны проверяем водителей партнеров на наличие необходимых документов и необходимый стаж. Мы всегда работаем в рамках релевантного законодательства, вне зависимости от принятия этой инициативы, с "Ситимобил" не сотрудничают водители со стажем менее 3 лет", — сообщили ТАСС в пресс-службе компании.

Согласно результатам опроса "Ситимобил", более 35% водителей, подключенных к сервису, имеют стаж вождения свыше 20 лет, 21,1% — управляют автомобилем не менее 10 лет, 16,8% за рулем уже 15 лет, а 9,5% — больше 7 лет. От 3 до 5 лет стажа у 7,2% респондентов.

Ранее глава ГИБДД Михаил Черников в интервью газете "Аргументы и факты" сообщил, что Госавтоинспекция предлагает запретить пользоваться агрегатором водителям такси, чей стаж менее трех лет.

Оставьте комментарий